|
Постоянно дополняется |
Здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/81.shtml "Можем повторить? СССР. Mосковский Кремль - плагиат с итальянского" Здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo1.shtml "Можем повторить? Автопром и железнодорожный транспорт - аналоги Запада" Здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo2.shtml "Можем повторить? СССР. Атомная бомба. Космос. Авиация. Аналоги Запада" Здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo2a.shtml "Можем повторить? СССР. Военная техника. Промышленные стройки. Буровые платформы. Аналоги Запада" Здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo3.shtml "Можем повторить? СССР. Электроника. Фотоаппараты. Бытовая техника. Аналоги Запада" Здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo3a.shtml "Можем повторить? СССР. Игровые автоматы - аналоги Запада" Здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo4.shtml "Можем повторить? СССР. Детская электроника. Настольные игры. Аналоги Запада" Здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo5.shtml "Можем повторить? CCCP. Детские игрушки - аналоги Запада" Здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/pt.shtml "Можем повторить? CCCP. Детские книжки - аналоги Запада" Здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/pt1.shtml "Можем повторить? СССР. Художественные фильмы - аналоги Запада" Здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/pt9.shtml "Можем повторить? CCCP. Продуктовые аналоги Запада (ч. 1)" Здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/sw7.shtml "Можем повторить? CCCP. Продуктовые аналоги Запада (ч. 2)" Здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/text_0041ashtml.shtml "Можем повторить? CCCP. Продуктовые аналоги Запада (ч. 3)" Здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/z1.shtml "Можем повторить? CCCP. Музыкальные произведения - аналоги Запада" ![]()
"Самобеглая коляска" Ивана Кулибина появилась задолго до первого автомобиля ![]()
![]()
На верхнем снимке - США, прокатный электромобиль производства Morris & Salom Electric Carriage and Wagon Co. послужил прототипом не только для нью-йоркских такси фирмы Electric Vehicle Co., но и для первого русского электрокэба марки "Романов". 1898 год. На нижнем снимке - Россия, первый электрокэб конструкции И.В. Романова в Гатчине, Россия, 1900 год * * * Москва. 13 апреля 2018. INTERFAX.RU - Россия сможет производить товары без разрешения правообладателей в США и в поддерживающих их странах. Такая норма содержится во внесенном в Госдуму законопроекте, который предусматривает ответные меры на американские санкции. К мерам воздействия на США и поддерживающие их в антироссийских действиях страны предлагается отнести "исчерпание исключительного права на товарные знаки в отношении товаров по перечню, определенному правительством РФ, правообладателями которых являются граждане США и иных иностранных государств, организации, находящиеся под юрисдикцией США и иных иностранных государств, а также организации, в капитале которых прямо или косвенно, в том числе, через третьих лиц (преобладающее участие более 25% в капитале) участвуют организации, находящиеся под юрисдикцией США и иных иностранных государств". Первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов пояснил "Интерфаксу", что речь идет о том, что эта норма фактически означает, что "мы сможем сами производить ту продукцию, если мы обладаем технологией, без разрешения правообладателя". "То есть мы бьем под дых американцам, поскольку все успехи и, прежде всего, доминирование англо-саксонского, западного мира обеспечивается именно правом интеллектуальной собственности, и мы наносим удар по этому праву", - сказал Емельянов. Накажем Запад: будем красть у них технологии и товарные знаки? Но такое уже былo! Разве это не вредительство??? Ведь прогресс непрерывно ускоряется. И если в каменном веке за несколько столетий не менялось вообще ничего, то сейчас каждый год происходят колоссальные сдвиги в технологиях. Потратить пару лет на копирование означает получить в результате безнадёжно устаревшее и практически бесполезное устройство...
А В Т О П Р О М Копирование иностранных автомобилей началось с самых первых советских легковых автомобилей, производимых по лицензии Ford. Со временем копирование происходило чаще всего без разрешения западных автозаводов. Говоря простым языком, СССР занимался воровством и плагиатом. Научно-исследовательский автомобильный институт СССР закупал на Западе сразу несколько передовых моделей «для изучения» и через несколько лет с конвейеров сходил советский аналог. Правда, часто к тому времени западный прототип уже был снят с производства, а советская копия, выпускаемая не одно десятилетие, для Запада считалась уже устаревшей. ![]()
31.03.1902 был заключён контракт на право сборки в России автомобилей марки "Даймлер". За 7 лет выпущено около 100 машин ![]()
01.11.1924 в Москве на заводе АМО собран 1-й полностью советский автомобиль АМО-Ф-15, разработанный на базе итальянского грузовика FIAT-15Ter ![]()
25.10.1931 с конвейера 1-го Московского автозавода имени Сталина "ЗИС" сошел первый грузовик АМО-3, позднее переименованный в ЗИС-3. Копия американского "AutoCar-SA" ![]()
29.01.1932 года с конвейера Нижегородского (позже Горьковского) автозавода сошёл первый грузовой автомобиль НАЗ-АА (с октября 1932 года - ГАЗ-АА) - легендарная "Полуторка", в девичестве американский "Ford Model AA" ![]()
"ЗИС-Спорт" - спортивный автомобиль, выпущенный в одном экземпляре на заводе ЗИС в Москве в 1939 году
ГАЗ А (1932) Первый массовый легковой автомобиль СССР позаимствовал у американского автопрома. ГАЗ-А — лицензионная копия американского Ford-A. СССР купил у американской фирмы оборудование и документы на производство в 1929 году, а через два года выпуск Ford-A прекратили. Ещё через год, в 1932 году, выпустили первые автомобили ГАЗ-А. Несмотря на то, что первые автомобили завода изготавливались по чертежам американской фирмы Ford, они уже изначально несколько отличались от американских прототипов: ![]()
ГАЗ-А (1932 год) — Ford-A (1927 год) ![]()
Но после 1936 года в Москве и Ленинграде эксплуатация устаревшего ГАЗ-А была запрещена. Малочисленным автовладельцам предписывалось сдать ГАЗ-А государству и с доплатой приобрести новый ГАЗ-М1.
ГАЗ-М-1 «Эмка» (1936-1943) ГАЗ-М1, в свою очередь, конструировали по образцам Ford Model B (Model 40A) 1934 года, документация по которому была передана ГАЗу американской стороной по условиям договора: ![]()
ГАЗ-М1 (1936 год) — Ford Model B (Model 40A) (1934 год) ![]()
В ходе адаптации модели к отечественным условиям эксплуатации автомобиль был в значительной степени перепроектирован советскими специалистами. Эмка по отдельным позициям превзошла более позднюю продукцию «Форда».
КИМ-10 (1940-1941) Первым советским серийным малолитражным автомобилем должен был стать КИМ-10, за основу которого при разработке взяли британский Ford Prefect: ![]()
КИМ-10 (1940 год) — Ford Prefect (1938 год) ![]()
В США изготовили штампы и разработали чертежи кузова по моделям советского художника-конструктора. В 1940 году завод начал производство этой модели. КИМ-10 должен был стать первым по-настоящему «народным» советским автомобилем, однако воплощению в жизнь амбициозного плана руководства страны по обеспечению большинства граждан личными машинами помешала Великая Отечественная войнa. ![]()
25.04.1940 с конвейера завода КИМ сошел 1-й советский малолитражный автомобиль КИМ-10-50. Доработанная копия американского Ford Perfect
Л1 «Красный путиловец» (1933) и ЗИС-101 (1936-1941) Следующий советский экспериментальный легковой автомобиль Ленинград-1 представлял собой практически точную копию автомобиля Buick-32-90: ![]()
Ленинград-1 (1933 год) — Buick-32-90 (1931 год) ![]()
Завод «Красный путиловец», ранее выпускавший трактора Fordson, выпустил 6 экземпляров Л1 в 1933 году. Значительная часть автомобилей не смогла своим ходом дойти до Москвы без серьёзных поломок. В итоге, «Красный Путиловец» был переориентирован на выпуск тракторов и танков, а доработку Л1 передали на московский «ЗИС». Так как кузов «Бьюика» уже не соответствовал моде середины 30-х годов, на ЗИСе спроектировали его заново. Американское кузовное ателье Budd Company на основе советских эскизов спроектировало элегантный и внешне современный для тех лет кузов. Это обошлось государству в полмиллиона долларов и заняло 16 месяцев.
ЗИС-110 (1945-1958) Дизайн кузова первого советского послевоенного легкового автомобиля представительского класса практически полностью имитировал американские «Паккарды» «старших» (Senior) серий предвоенного выпуска. Вплоть до мелочей ЗИС-110 был похож на Packard 180 c кузовом Touring Sedan последней довоенном модели 1942 года. Самостоятельной советской разработке, специально предали внешность американского Паккарда в соответствии со вкусовыми предпочтениями высшего руководства страны и, главным образом, лично Сталина: ![]()
Ходовая часть ЗИС-110 при этом была оригинальной разработкой. Вряд ли американской фирме нравилось подобное творческое развитие её идей в оформлении советского автомобиля, однако никаких претензий с её стороны в те годы не последовало, тем более что производство больших «Паккардов» после войны прекратилось.
Запорожец - ЗАЗ-965 (1960-1969) Почти все советские автомобили собраны по аналогам западной авто индустрии. Xорошо известный советский горбатый запорожец, который преподносили в СССР как пример современного микролитражного советского автомобиля — ЗАЗ-965, созданный в 1960-м году: ![]()
А это созданный пятью годами ранее, 1955 год, Fiat-600: ![]()
![]()
ЗАЗ-965 (1960 год) — Fiat 600 (1955 год) ![]()
![]()
Рекламный плакат автомобиля Yalta 900 (Ялта 900), Норвегия, 1967 год. Именно так (и еще Eliette и ZAZ) назывался экспортный вариант для стран Западной Европы советского автомобиля "Запорожец". Прародителем которого был итальянский Fiat 600 ![]()
Врач колхозной больницы И. Султанов и медсестра Р. Арипова направляются по вызову к больному. В качестве автомобиля "Скорой помощи" используется ЗАЗ-965. Узбекистан. СССР. 1960-е. Фото Сергей Коршунов ![]()
ЗАЗ-965 "Запорожец" гордо красуется на подиуме одного из залов ВДНХ. Выпускался в 1960-1969. Фото 1960 года
ЗАЗ-966 (1966-1974) Легковой автомобиль особо малого класса "ушастый" запорожец ЗАЗ-966: ![]()
ЗАЗ-966 (1967 год) В книге "От РУССО-БАЛТА до КамАЗа" автомобиль получил похвалу за то, что во избежание опрокидывания от встречного воздушного потока, в отличие от прежней модели, у ЗАЗ-966 двери открываются в "нужную сторону", что является огромным достижением советских конструкторов. Всё бы ничего, если бы ЗАЗ-966 не демонстрировал поразительное сходство дизайна с немецкой малолитражкой NSU Prinz IV (ФРГ, 1961 года), которая в свою повторяет часто копируемый американский Chevrolet Corvair, представленный в конце 1959 года: ![]()
![]()
ЗАЗ-966 (1967 год) — Fiat 600 (1961 год) ![]()
Конструкция автомобиля мало изменилась по сравнению с предыдущим поколением. Но на ЗАЗ-966 появились знаменитые «уши» (воздухозаборники на боковинах кузова): ![]()
Известно, что образец Chevrolet Corvair находился в распоряжении НАМИ, а позднее был передан на Запорожский автозавод (по другой версии — на Мелитопольский моторный) с целью изучения системы охлаждения двигателя: ![]()
Chevrolet Corvair (1960-1969) ![]()
Владимир Путин показывает президенту США Джорджу Бушу свой первый автомобиль "Запорожец"
М о с к в и ч Кстати, здесь, хоть газетёнка "жёлтая бульварная", но сделана неплохая подборка про развитие модели "Москвич": https://www.eg.ru/society/1553262-dorogie-moi-moskvichi-tragicheskaya-istoriya-samogo-populyarnogo-sovetskogo-avtomobilya/
Москвич-400, Москвич-401 (1946-1956) Великая Отечественная Война лишь подстегнула копирование и клонирование. После Второй мировой войны только из Германии в СССР вывезли 2.885 заводов, 96 электростанций, 340.000 станков, 200.000 электромоторов, около тысячи заводов перевезли в СССР из Маньчжурии и Кореи. Всего за один год демонтировали и вывезли 4389 предприятий из Германии, Австрии, Венгрии и других европейских стран. В результате у нас появился Москвич 400. Советская малолитражка был полным аналогом автомобиля Opel Kadett K38, выпускавшегося в 1937-1940 годах в Германии на немецком филиале Opel американского концерна General Motors: ![]()
Москвич 400 (1946 год) — Opel Kadett K38 (1937 год) ![]()
Основная часть оборудования для выпуска автомобиля была вывезена с завода «Опель» в Рюссельхайме (находившегося в американской оккупационной зоне) и смонтировано в СССР. Значительная часть утраченной документации и оснастки для производства была воссоздана заново, причём работы производились в Германии по заказу Советской военной администрации силами смешанных трудовых коллективов, состоявших из откомандированных советских и вольнонаёмных немецких специалистов, работавших в созданных после войны конструкторских бюро. Последующие три поколения «Москвичей» будут с отставанием повторять продукцию фирмы Opel.
Москвич-402 (1956-1964) Облик легкового автомобиля малого класса повторял модель Opel Olympia Rekord (1947-1953) – преемницу Opel Kadett K38. Участие специалистов с ГАЗа, где полным ходом шла разработка «Волги» ГАЗ-21 оказало сильное влияние на проектирующийся автомобиль. «Москвич» перенял от неё многие элементы своего дизайна: ![]()
Серийное производство «Москвича-402» было свёрнуто в мае 1958 года.
Москвич-408 (1964-1975) Родоначальник третьего поколения автомобилей «Москвич» стал подражанием Opel Kadett A (1962): ![]()
По сравнению с предшественниками, выросли длина и ширина автомобиля при одновременном значительном снижении его высоты. Ощутимо возросли вместительность и комфортабельность салона. Выпускался в Москве на заводе МЗМА (АЗЛК). С 1964 по 1967 год он был основной моделью завода, после чего его сменил в этой роли «Москвич-412», хотя и после этого они ещё долго выпускались параллельно. Также он выпускался в Ижевске с 1966 по 1967 год, там было собрано лишь около 4000 автомобилей этой модели, после чего Ижевский завод, в отличие от МЗМА-АЗЛК, полностью перешёл на выпуск модернизированной модели «Москвич-412». В 1967 году на заводе МЗМА (АЗЛК) соберут ДВА экземпляра экспериментального купе-кабриолета "Москвич-408 Турист": ![]()
Правда, существует информация об ещё трёх собранных на МЗМА экземплярах "Туриста" - до общего числа пять. Однако в других источниках эти сведения рассматриваются как легенда, возникшая в результате того, что имевшиеся на заводе два опытных образца в процессе эксплуатации многократно ремонтировались и неоднократно перекрашивались, в результате чего могли восприниматься сотрудниками завода, не задействованными непосредственно в работах по этому направлению, как разные машины. За "Туриста" могли приниматься и развозные пикапы, переделывавшиеся из бракованных кузовов седанов и использовавшихся для внутризаводских нужд. Опытные экземпляры "Туриста" широко использовались в качестве носителей разрабатывавшихся на МЗМА перспективных агрегатов - вариантов "412-го" двигателя, новых коробок передач и других узлов. До настоящего времени они не сохранились. Интересно, что на самом раннем этапе наряду с открытым "Туристом" прорабатывалась и концепция "туристического" трёхдверного универсала. Однако практической реализации её не последовало.