|
На тему заботы государства о простых людях: 1. "Ковровые дорожки на улицах, тротуары с подогревом, городские кролики и пара других приятных мелочей" здесь: http://world.lib.ru/editors/s/smolina/skk2.shtml 2. "Вот села я в автобус..." здесь: http://world.lib.ru/s/smolina/advent.shtml 3. "O любви шведов к спорту, природе, красивым зданиям. Или несколько часов на берегу озера Меларен" здесь: http://world.lib.ru/s/smolina/0kmn.shtml Вместо предисловия
Если меня попросят тремя словами охарактеризовать Швецию, то первыми придут на ум слова "лес, камень, вода". Но особенно много воды. Странa не полностью оправилась от нашествия льдов в ледниковом периоде. Их отступление проходило медленнo и неодновременнo. В то время, как юг Швеции освободился от льдов около 15.000 лет назад, северо-запад ещё 9.000 лет назад укрывал мощный ледяной слой. Лёд вдавил земную твердь в жидкую магму, и кажется, что страна насквозь пропитана влагой. 1. Вид при подлёте к Стокгольму И так по всей территории. Реки, бережно несущие свои воды по широким долинам, или бурныe потоки, пробивающие горный гранит и низвергающиеся водопадами. Пусть не "ниагарами", но всё равно самыми настоящими, с шумом, пеной, брызгами в радужном летнем обрамлении, а если зимой, то с затейливыми ледяными скульптурами, мало напоминающими застывшие водопадные струи. Глубокие сонные озёра в обрамлении непроходимого девственного леса, или небольшие озёрца, раскинувшие чаши пресной воды меж буйно-колосящихся полей, ярких цветочных полян, густых травяных угодий, щедро плодоносящих садов. Кстати, в Швеции находится 96.000 озёр с площадью не менее одного гектара. Шлюзы, каналы, плотины. Не говоря о морской акватории, омывающей восточное и южное побережья. На нашу долю тоже воды хватило. Третье по величине, после Венерн и Веттерн, озеро Меларен, сообщающееся с Балтийским морем, на противоположном берегу которого, в юго-восточной его части, находятся любимый Калининград и самый западный форпост России - военно-морская база Балтийск, где в нескольких километрах от города, на длинном и остром языке Земландского (Самбийского) полуострова, между морем и бухтой, в тихом уголке приморского кладбища похоронена мама. И когда хочется передать приветы родному берегу, я прихожу на берег озера Меларен, выбираю укромный уголок и под всплески набегающих волн шепчу заветные для меня слова. Ну да, порой сентиментальность всплывает поверх остальных черт не совсем мягкого характера. 2. Таким "расхристанным" наше озеро смотрится на карте. Площадь водной поверхности 1140 км«, максимальная глубина 64 метра Очаровательный уголок
3. 4. 5. 6. 7. Этот очаровательный уголок открыл муж, однажды решивший в одиночку исследовать незнакомые районы незнакомого тогда ещё города. Пошёл куда глаза глядят и куда ведут ноги. А привели они его в относительно свежие кварталы новостроя, о которых я слышала, читала в газетах, видела фотографии, но посетить не удосужилась. И даже не знала где они находятся. А муж случайно набрёл. С тех пор Монашеский Луг, довольно солидный полуостров, вклинившийся в озеро Меларен и по причине оторванности от "материковой" части города превращённый горожанами в спортивную зону и зону для отдыха, стал для нас любимым. Из-за дальности расстояния, довольствуясь более близкими уголками природы, Монашеский Луг посещаем не часто, но всегда с любопытным ожиданием новых открытий. Вот и 17 ноября 2013 года, узнав из телевизионных новостей о бушевавшем "наверху" (север Швеции и Финляндия) шторме Эйно, успевшем повалить достаточно леса, строений, щитов и продолжившем путь в сторону Санкт-Петербурга, суля городу на Неве крупное наводнение, я ни с того ни с сего почувствовала в себе гражданскую ответственность члена Королевского Географического Общества, хотя никогда им не являлась, ухватила фотоаппарат и направилась к озеру с целью провести небольшое исследование, a именно: a). не поднялась ли вода в озере? b). eсли поднялась, то на сколько? c). не грозит ли нам наводнение, как Санкт-Петербургу? Не менее терзало любопытство другого плана. В центре города стояла солнечная безветренная погода и меня интересовало состояние нашего озера, соединённого с Балтийским морем, северную часть которого в те часы рвал мощный шторм. Хотя вполне допускаю, что на берег Меларен поманил не по-ноябрьски тёплый и солнечный день, чему яркое подтверждение - ниже поставленные фотографии. Ну, не выбрасывать же, коль удалось столько нафотографировать? 8. Голубая спортивная куртка "ходуна" отлично гармонирует с ярким голубым небом, и это в тот день, 17 ноября 2013 года, когда, напоминаю, шторм Эйно крошил в щепу деревья северной Швеции и Финляндии "Ходуном", по аналогии с "бегуном", назвала мужчину, шагающего спортивным шагом. Он спешил влиться в ряды спортсменов-любителей, выбравших для моциона район Монашеского Луга, и чуть позднее я его встречу, набрасывающего круг за кругом среди таких же любителей здорового образа жизни. В кадре же он оказался случайно, я фотографировала двухэтажный поезд. Пока начальник РЖД Якунин обсуждает целесообразность введения двухэтажного транспорта на российских линиях (читай: просчёт личной выгоды, ведь имения с шубохранилищами, подобные якунинским, из воздуха не возникают?), такие поезда несколько десятков лет спокойно бороздят просторы Европы. Ездить на них приятно, мягко, разницы между первым и вторым этажом, где, казалось бы, должно мотать из стороны в сторону как в качку мотает на верхних палубах кораблей, не существует. 9. Это не в тему моей прогулки, но в инернете нашла интересный снимок двухэтажного вагона Сормовского завода N 112, выпущенного в России в 1907 году. Умели же? (http://www.charmingrussia.ru/2014/02/blog-post.html)10. Двухэтажный пассажирский вагон, созданный на Тверском вагоностроительном заводе. Россия. 1905 год 11. Перрон шведского вокзала, 2013 год. Hад путями - стеклянный переход, он же зал ожидания 12. Подошла к озеру У причала иногда появляются суда даже из Калинингрaда. Сама не встречала, но знаю из разговоров тех русскоязычных, что караулят российских моряков для совершения своих мелких торговых сделок. 13. Начало нового микрорайона Это ещё "материковая" часть города и цены на жильё раза в полтора-два дороже, чем в старом фонде. Хотя я не понимаю подобной прелести. Ладно если солнечный день и летний. А в ненастье? Ведь в ненастную погоду здесь сыро, ветрено, зыбко. 14. Сфотографировала из-за интересной лавочки-змейки Бурая растительность - не запущенный сорняк, а декоративная трава, украшающая всю прибрежную территорию. И лишь дома на фотографии разглядела деревянный настил. Место для загорания. Из-за швартовки плавсредств в этом месте купание запрещено, но позагорать и подышать свежим воздухом - пожалуйста, коль поблизости не наблюдается не то что калининградских песчаных дюн, а не наблюдается песка вообще. Всё одето в камень. 15. Деревянный настил занимает довольно большую площадь набережной Как уже сказала, в этом месте причаливают суда разного водоизмещения и купание запрещено. А вот поваляться на лавочках или на деревянном настиле - сколько душе угодно. Не на камне же лежать при отсутствии песка? 16. Не знаю правильного предназначения незнакомой конструкции, а вопросы к случайным прохожим ответа не дали Подвижная круглая конструкция. За этот штырь цепляют (цепляли) канат пришвартовывающегося судна и, крутя круг, подтягивают (подтягивали) судно к причалу? 17. Одинокий мечтатель в наушниках Наушники увидела, когда подошла проверить: он что, при такой высоте дебаркадера, над водой сидит? или у него под ногами подставка? Оказалось - ноги висят без всяких подставок, как у сидящего над обрывом. Смельчак! Заглянуть ниже у меня не хватило духа, разве только подобраться ползком. Акрофобией я не страдаю, но на большой высоте испытываю головокружение и это, если верить медицинским справочникам, стественная физиологическая реакция. Иногда у людей присутствует тошнота. Потому рисковать не стала. Возможно, не будь никого рядом, ради любопытства подползла хотя бы на четвереньках. Но народу вокруг сновало достаточно. Причальная тумба за спиной паренька - для намотки швартовых канатов. 18. Цель моего путешествия Tот самый полуостров, застроенный новостроем и соединённый с "землёй" мостом, кусок которого виден на фото. Ранее мост был белым, сейчас, очевидно, устав бороться с грязью на белом фоне, его выкрасили в рыжий цвет. 19. Шагаю к мосту, чтоб перейти на полуостров, и слева от меня такие воздушные здания Что нравится в шведской архитектуре - это разнообразие форм. Безграничный размах для архитектурных задумок. Тут же на высоком флагштоке поднят государственный флаг. Не по указке сверху, а по желанию самих жильцов иметь во дворе государственный символ - светлую память о предках, своим благородным и честным трудом даровавших потомкам достойное будущее. 20. Перешла мост Мешанина архитектурных форм. Такое впечатление, что не существует никаких рамок. Нарисовал архитектор куб - это здание. Посидел, подумал - пририсовал по углам балконы. Глаз прищурил, присмотрелся и углубил балконы в стены, заодно застеклил. Получились лоджии. Потом сделал стены "гофрированными". Показалось мало - пришлёпнул сверху несколько надстроек различной кубатуры, плеснув в одном месте оранжевой краски. Четыре здания рядом и каждое отличается от соседних. И так по всей Швеции - архитектура без ограничения профессиональной фантазии и творческого задора на уровне откровенного куража. Обратите внимание на застеклённые балконы и лоджии - все по одному проекту. Запрещено портить здания самовольным остекленением, даже если квартира выкуплена в личное пользование. Стекло или есть у всех или у всех его нет. Так же обратите внимание на отсутствие антенн спутникового телевидения. В многих шведских коммунах для жителей многоквартирных домов существует запрет на антенны-"тарелки". Хочешь смотреть каналы на родном языке? Для антенны используй площадь квартиры, балкона, лоджии, но никаких общественных пространств. С этой проблемой столкнулась лично, когда на первом году появилось желание ловить российские каналы, а прилаженная на лоджии антенна ничего не ловила из-за густых зарослей сирени, росшей под домом. Сейчас я неимоверно счастлива, что много лет не зомбируюсь лживыми пропагандоканалами, целенаправленно работающими для поддержки малой кучки людей, сказочно обогащающихся за счёт природных ресурсов России. Но тогда злилась и даже писала раздражённые письма, упрекая городские власти в лишении дочери возможности слышать родной язык. Ни письма, ни просьбы не помогли, зато я личным примером доказываю, что без российских зомбоканалов вполне можно обойтись. Особенно сейчас, в век полной компьютеризации. Запрет на антенны-"тарелки" имеет несколько пояснений. Первая и основная - это нежелание портить стены домов, ведь следующий жилец может обходиться разнообразием каналов, входящих в квартплату, а стена дома останется испорченной. Вторая причина кроется в стремлении сохранить красивую композицию городских улиц. Представьте дома, изображённые на верхней (и следующей) фотографии, увешанные разномастными металлическими конструкциями. Ну, и третья, и она существует реально, в нежелании жить по соседству с эмигрантами. Не спешите упрекать шведов в расизме, приезжие дали достаточно поводов для недовольства со стороны законопослушных граждан, следящих за криминальными новостями. К тому же южные нации очень задорные и крикливые, и законопослушные искатели жилья, привыкшие к тишине и порядку (и это не обязательно шведы), стараются обходить дома, на стенах которых красуются гирлянды "тарелок". То есть жилищные конторы теряют платежеспособных спокойных жильцов. Однако запрет на "тарелки" не абсолютен, в местах массового проживания эмигрантов они разрешены. 21. Тот же самый принцип - на фото пять зданий и ни одного одинакового 22. Между домами несколько невысоких фонтанчиков создали водную гладь 23. Многие лоджии украшены красивыми цветочными или мебельными композициями. А здесь решили поставить большой парусник 24. Мало того, что каждое здание оригинально по своему, так ещё в двух крайних лоджии отделаны цветными стёклами. Казалось бы, какая разница? Чем проще постройка, тем она дешевле обходится бюджету. Но, как видим, для шведских архитекторов важнее не украсть, а принести жильцам радость от собственного бытия. Шведы умеют не только ценить красоту, но любят создавать её собственными руками. Подтверждаю. Чему посвятила объёмный текст "Какие они, шведские мужчины?", поставленный здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/aswaa.shtml Чтоб стала понятнее разница со смелой, воздушной молодой архитектурой Швеции, показываю фото старых районов: 25. Дома постройки 1946-1956 годов Cтарые постройки значительно проще. Наверняка первоначальной задачей ставилось обеспечение граждан комфортабельным жильём, и действительно квартиры в старых домах просторные, светлые, с большими балконами (или лоджиями), снабжены всем необходимым, включая кухонные гарнитуры, бытовую технику, встроенные шкафы, шкафы-комнаты. Плюс две подвальных кладовых на каждую квартиру: одна - для хранения одежды, вещей, мебели, другая - для продуктов. Откуда я знаю? В похожем доме мы жили, они однотипны, как однотипны советские "хрущёвки". Правда, иная шведская "однушка" по квадратуре равна советской "трёшке". В подвалах старых шведских домов расположены общественные прачечные. Не те, что показывают в американских фильмах, а отдельные, закрывающиеся на ключ помещения, оборудованные двумя стиральными машинками, центрифугой и сушильным шкафом, рассчитанные на разовое пользование для одной семьи. График устанавливают сами жильцы, где-то можно пользоваться целый день, а где-то разбито почасово. Стирка в общественной прачечной входит в квартплату и распределяется на всех жильцов поровну. Даже если семья имеет в квартире стиральную машинку, плата за пользование прачечной остаётся. Иначе найдётся много желающих экономить собственное электричество, но стирать за счёт соседей. Фотографии знакомых мне прачечных комнат поставлены здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/sw6.shtml#3 Я рассказываю про то, с чем лично столкнулась, не оспаривая действительности в других коммунах. При этом я не могу рассказывать об общественных прачечных во всех новостройках Швеции, но в некоторых они есть. В окна некоторых прачечных недавно возведённых домов нашего города можно заглянуть с улицы. Однако общая тенденция показывает их исчезновение. "По мнению юриста в Объединении квартиросъемщиков на севере Швеции, такие прачечные исчезают, особенно в новостройках. Многие семьи с маленькими детьми, а также квартиросъемщики в возрасте до 30 лет, предпочитают купить и поставить стиральную машину в квартире, чем спускаться в подвал или даже идти в соседний дом, где есть общественная прачечная. Таковы данные, собранные путем опроса журналом "Дом и квартплата" ("Hem & Hyra"). В новопостроенных домах такие прачечные общего пользования вообще не проектируются. По мнению юриста, это очень жаль, поскольку приведет к сокращению общения между соседями." Но в старых домах общественные прачечные имеются везде, что очень удобно даже для жильцов с собственной стиральной машинкой в квартире. Например, когда ко мне приезжают гости и скапливается много стирки, то одновременно высушить постиранное белье в квартире нет никакой возможности даже при наличии специальных малогабаритных приспособлений. И тогда весь ворох стиранного белья мы, заранее забронировав время, относим в большой сушильный шкаф общедомовой прачечной. 26. Kварталы построeк середины прошлого века 27. Bысотки тоже строились по одному проекту 28. Для контраста показываю дома XVIII-XIX веков Как видим, размах фантазии, присущий современным архитекторам, имеет давние традиции. Получается, молодым шведским зодчим более приглянулся опыт индивидуально-картинных застроек позапрошлых веков, нежели однотипные скучные кварталы прошлого века? Получается, серийная застройка Швеции активно использовалась лишь в 1950-1980-х годах, когда случился экономический рывок и срочно нужно было создавать нормальную среду комфортабельного обитания? 29. Тоже старинные домики Но шведы не были бы шведами, если бы остановились пусть и на замысловатых, но всё же зданиях, возводимых на земле. Нет, земли им показалось мало и они стали использовать под здания деревья и водную поверхность, о чём я рассказываю в тексте "Как во время велосипедной прогулки можно нарушить закон "Аllemansrätten" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/sw2.shtml#40 На этом заканчиваю архитектурное обозрение и переключаюсь к тому, без чего шведы не мыслят жизни, на чём помешаны с раннего возраста. Речь идёт о занятиях спортом. Небольшое отступление в сторону велосипедных дорожек и лесных массивов
Шведский уклад жизни не мыслим без активного занятия спортом. Это обязательная составная часть жизненного процесса любого шведа, включая инвалидов, способных к мало-мальским движениям. Как-то смотрела по телевидению передачу о соревнованиях по ориентированию среди инвалидов. Люди, поражённые церебральным параличом и другими недугами, сковывающими работу мышц, передвигались по лесу с помощью родственников или друзей. Ну да, одной рукой отталкивались костылём от земли, вторая лежала на плече помощника. Помощник же, чаще один из родителей, одной рукой поддерживал инвалида за пояс, в другой руке держал второй костыль. Так и ковыляли по лесу, сцепившись телами. Но возвращаясь к городу. Для занятий спортом, кроме Монашеского Луга, куда в самом начале я устремилась вслед за мужчиной в голубой куртке, существует множество других мест. В принципе, заниматься спортом можно где угодно. Разве любителям бега или ходьбы требуются специальные условия? Чем и пользуются отдельные граждане, бегая по городским тротуарам в свой обеденный перерыв: 30. Городской центр 31. В черте города достаточно зелёных газонов, а то и просторных полян, регулярно подстригаемых газонокосилками и используемых жителями для игр на свежем воздухе 32. ... 33. Траву косят везде: во дворах, на городских газонах, на полянах, на холмах, в оврагах 34. Иногда холмы не косят. Не потому, что не позволяет техника, нет, их газонокосильные машины ездят по весьма наклонным поверхностям. А просто потому, что это красиво. Hапоминает огромную клумбу, покрытую белыми цветами? 35. Hа полянах играют не только дети На фото вполне себе взрослые ребята играют в лапту. Возможно, мужской коллектив позволил день отдыха посреди рабочей недели, а, может, используют обеденный перерыв. Не знаю, я к ним не подходила, но заинтересовал другой аспект. Кто-то из "наших" может вообразить себе картинку, где "наши" ребята или мужчины собрались на полянке, чтоб поиграть в лапту? Ей Богу, подобный сюжет я не смогла "примерить" ни к одному из своих родственников. С удочкой в руках представить могу, с лопатой на огороде, с поварёшкой возле плиты, с бутылкой водки за столом и даже с автоматом в руках. Но не с битой для игры в лапту. * * *
Уже в пятидесятые годы прошлого столетия город считался одним из самых удобных городов Швеции для велосипедистов. Сеть велосипедных дорожек к 2001 году включала в себя 340 километров, 90% из них имеют твёрдое покрытие. Туннелей и мостов, через которые проходят веломаршруты, в 2001 году было 220 штуки. Велодорожки в большинстве случаев прокладывают отдельно от автомобильных дорог и они рассчитаны на пешеходов и на транспорт со скоростью не более 40 км/час. Да-да, я не ошиблась, весь транспорт с малой скоростью, включая мотороллеры и небольшие мини-машины, в Швеции перемещается там же, где ходят пешеходы. А в центральных городских кварталах - это обыкновенные тротуары. Карту городских веломаршрутов можно бесплатно распечатать у входа в мэрию и в туристический офис. Долгое время в стране по умолчанию для пешеходов действовали правила поведения на проезжей части, то есть движение навстречу транспорту. По левой стороне. Но из-за постоянной путаницы, ведь в Швеции проживает достаточно много иностранцев, на тротуарах часто случались аварии, что, в конце-концов, заставило правительство урегулировать передвижение пешеходов через принятие закона. Ещё раз: на шведских тротуарах, совмещённых для передвижения пешеходов и транспорта, и на велодорожках, человек должен идти навстречу транспорту. По левой стороне. 36. В безлюдных местах туннели освещаются даже днём Обратите внимание на длину туннеля (около 50 моих шагов) и количество горящих (днём!) ламп. В тёмное время столько же загорается на левой стороне. То есть, обеспечивая безопасность движения пешеходам и велосипедистам от автотранспорта, параллельно идёт защита от криминала. В зимний период велодорожки являются приоритетными для работы снегоочистительной техники, так как 35% городских рейсов совершается на велосипедах. Правда, центр города и некоторые кварталы имеют подогрев и в самую снежную вьюгу сохраняют сухую поверхность. Кому любопытно взглянуть на сухие зимние тротуары, то у меня есть текст "Ковровые дорожки на улицах, тротуары с подогревом, городские кролики и пара других приятных мелочей", поставленный здесь http://world.lib.ru/editors/s/smolina/skk2.shtml Сухие тротуары абсолютно важный фактор для горожан. Ведь, как рассказала выше, в Швеции тротуарами пользуются не только пешеходы, но, при отсутствии специально выделенных полос, по тротуарам разрешён проезд велосипедов, мопедов, мотороллеров и мини-машин со скоростью не более 40 км/час. Городские велосипедные дорожки проходят и через лесной массив. Да-да, дорогой читатель, я не ошиблась - шведы при возведении новых жилых кварталов не зачищают почву до первородного состояния, чтоб после нарыть рукотворных парков и скверов с чахлым кустарником, а отдают предпочтение дикому лесу, сохраняемому в первозданном, в несколько веков, состоянии со всей своей дикой фауной, флорой, грибными местами, ягодными полянами и зарослями лесной малины с ежевикой. Помимо того, что лес - прекрасное место для моциона, он очищает воздух, насыщая его кислородом, и выполняет пограничную функцию, разделяя городские микрорайоны. Хочешь попасть в соседний микрорайон цивилизованным способом - используй автомобиль или автобус. Однако многие предпочитают велосипед или собственные ноги, и для подобных любителей пешеходно-велосипедные дорожки - самый что ни на есть удобный вариант: 40. Знак разрешает движение малоскоростного транспорта и пешеходов 41. Роликовые лыжи - это тоже транспорт? Значит, катится по правой стороне