Смолина Алла: другие произведения.

Можем повторить? Военная техника. Космос. Буровые платформы. Промышленные стройки - аналоги Запада

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Смолина Алла
  • Обновлено: 07/05/2018. 31k. Статистика.
  • Статья: Россия
  • Иллюстрации: 19 штук.
  • Скачать FB2
  • Аннотация:
    "Прогресс непрерывно ускоряется. И если в каменном веке за несколько столетий не менялось вообще ничего, то сейчас каждый год происходят колоссальные сдвиги в технологиях. Потратить пару лет на копирование означает получить в результате безнадёжно устаревшее и практически бесполезное устройство..."

  •   
      
      
      
      
      Начало здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo1.shtml
      "Автопром С C C P - аналоги Запада"
      
      
      
      
      
      
      
      Москва. 13 апреля. INTERFAX.RU - Россия сможет производить товары без разрешения правообладателей в США и в поддерживающих их странах.
      
      Такая норма содержится во внесенном в Госдуму законопроекте, который предусматривает ответные меры на американские санкции.
      
      К мерам воздействия на США и поддерживающие их в антироссийских действиях страны предлагается отнести "исчерпание исключительного права на товарные знаки в отношении товаров по перечню, определенному правительством РФ, правообладателями которых являются граждане США и иных иностранных государств, организации, находящиеся под юрисдикцией США и иных иностранных государств, а также организации, в капитале которых прямо или косвенно, в том числе, через третьих лиц (преобладающее участие более 25% в капитале) участвуют организации, находящиеся под юрисдикцией США и иных иностранных государств".
      
      Первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов пояснил "Интерфаксу", что речь идет о том, что эта норма фактически означает, что "мы сможем сами производить ту продукцию, если мы обладаем технологией, без разрешения правообладателя".
      
      "То есть мы бьем под дых американцам, поскольку все успехи и, прежде всего, доминирование англо-саксонского, западного мира обеспечивается именно правом интеллектуальной собственности, и мы наносим удар по этому праву", - сказал Емельянов.   
      
     
      Накажем американцев: будем красть у них технологии и товарные знаки?   
       Но ведь такое уже было?
      
      
      
      

    ВОЕННАЯ ТЕХНИКА

      
      Советский лёгкий танк Т-26 был лицензионной копией популярного экспортного британского танка Vickers Mk E:
      
       []
      Т-26 и Vickers Mk E
      
      
      Kупленный в США вместе с пакетом конструкторской документации танк М1928 Кристи после адаптации стал советским танком БТ-2:
      
       []
      БТ-2 (1931 год), — М1928 Кристи (1928 год)
      
      
      Интересно, что легендарный советский танк Т-34 появился в результате развития идей американского конструктора Кристи и использовал его уникальную подвеску.
      
      В области стрелкового вооружения заимствований тоже хоть отбавляй. Советский пистолет ТТ и внешне, и конструктивно очень похож на Браунинг 1903, адаптированный под патрон другого калибра:
      
       []
      ТТ (1933 год) — Браунинг (1903 год)
      
      До последнего времени споры об авторстве вызывало различие в механике запирания ствола, но не так давно в коллекции Тульского оружейного завода был найден редкий образец Браунинга, с которого, похоже и был скопирован ТТ.
      
      На создание ПМ его конструктора Макарова очевидно «вдохновил» Вальтер PPK. Вот пистолет Макарова (ПМ), созданный в 1948 году и до сих пор являющийся основным пистолетом личного состава в полиции и армии многих постсоветских стран:
      
       []
      Пистолет Макарова (ПМ)
      
      
      А это немецкий пистолет walter PPK, выпущенный в 1931 году:
      
       []
      Пистолет "Вальтер" (PPK)
      
      
       []
      Принцип действия, габариты, расположение основных узлов у этих двух пистолетов практически идентично.
      
      
      Ещё до войны с Финляндией, в 1934 году, у Советской армии появился автомат ППД:
      
       []
      П П Д
      
      И всё бы ничего, но он как две капли воды похож на финский пистолет-пулемёт Суоми, выпущенный в 1931 году:
      
       []
      Автомат Суоми
      
      
      Это же можно сказать о множестве других отечественных образцов стрелкового оружия: до сих пор не утихают споры по поводу авторства автомата Калашникова и интеллектуального вклада Хуго Шмайссера в его конструкцию.
      
      Вот автомат Калашникова, выпущенный в СССР в 1947 году и принятый на вооружение Советской Армии в 1949 году:
      
       []
      Автомат Калашникова (начало выпуска 1947 год)
      
      
      А это "винтовка Шмайссера" (штурмгевер-44), выпущенная в 1944 году в количестве около 450.000 штук:
      
       []
      "Bинтовка Шмайссера" (начало выпуска 1944 год)
      
      Всё бы ничего, но в октябре 1946 года немецкий конструктор огнестрельного и пневматического оружия Хуго Шмайссер в принудительном порядке был вывезен в Советский Союз. Шмайcсер с большой группой конструкторов был отправлен в Ижевск - один из центров советской оружейной индустрии. Группа работала в оружейном КБ завода "Ижмаш". Немецкие специалисты прибыли в Ижевск в конце октября 1946 года. Кроме Шмайссера, в СССР были привезены известные немецкие оружейники: Шинк, Вернер Грунер. Группу по вооружению при 58-м отделе возглавлял Карл Августович Барницке:
      
       []
      
      
       []
      
      
      И по удачному стечению обстоятельств секретарём комсомольской организации как раз в те годы на предприятии работал Михаил Калашников.
      
      После отъезда Шмайссера в 1947 году назад в Германию, за 66 последующих лет Михаил Калашников больше не создал ничего нового — ни какого-нибудь нового автомата, ни винтовки, ничего. Так что тут больше вопросов, чем ответов.
      
      
       []
      
      
      
      

    К О С М О С

      
      Самым ценным трофеем СССР в войне с Германией оказались ракеты ФАУ-2. Для изучения немецкой ракетной программы на базе трех заводов по сборке Фау-2, института «Рабе», завода двигателей «Монтания» и испытательной базы в Германии был создан так называемый институт «Нордхаузен». Гайдуков стал его директором, Королёв — главным инженером, а Глушко возглавил отдел по изучению двигателей Фау-2.
      
      С 1945 по 1947 советские специалисты собирали в Германии все доступные данные о производстве немецких ракет. А собирать было что: конструкторскую документацию, готовые образцы, производственное оборудование и оснастку, методики расчёта теплопередачи, расчета термодинамики и смесеобразования в камере, газодинамики истечения газов из сопла и т.д.
      
      На то, чтобы скопировать ФАУ-2, у советских специалистов ушло несколько лет — сказывалась низкая культура производства и отсутствие необходимых отечественных компонентов: в немецкой ракете использовалось 87 марок и сортаментов стали и 59 цветных металлов, в её отечественном клоне Р-1 — 32 и 21 соответственно:
      
       []
       Р-1 (1948 год) — ФАУ-2 (1942 год)
      
      Разумеется, без добровольно-принудительной помощи немецких специалистов не обошлось. Всех, кто не попал к американцам, собрали в «Нордхаузене». В двадцатых числах октября 1946 года немецких специалистов, работавших в производственных подразделениях института «Нордхаузен», неожиданно разбудили советские солдаты, предложили собрать необходимые вещи и вместе с семьями погрузиться в подготовленные железнодорожные вагоны для отправки в СССР.
      
      Сначала их разместили в подмосковных санаториях в Монино, Валентиновке и на Клязьме, а затем построили на острове Городомля посреди озера Селигер, целый городок.
      
      «Советские немцы» дали миру технические решения, ставшие сейчас классикой ракетостроения: отделяющиеся головные части, несущие баки, промежуточные днища, горячий наддув топливных баков, плоские форсуночные головки двигателей, управление вектором тяги с помощью двигателей и др. Ими же были выполнены проекты баллистических ракет с дальностью полета 600, 800, 2500 и 3000 км, на межконтинентальную дальность.
      
      По сути, всё семейство ракет Р-7 (Восток, Восход, Союз и другие), на которых мы до сих пор летаем в космос — это глубокое развитие заложенных в ФАУ-2 решений и идей немецких специалистов.
      
      
      
      

    А В И А Ц И Я

      
      Накануне Второй Мировой из четырех основных авиамоторостроительных заводов СССР только на 24-м выпускались отечественные двигатели конструкции А.А. Микулина, а на остальных — лицензионные импортные.
      
      Американские «Райт-Циклон» обозначались М-25, а их развитие М-62,63,82…, французский «Испано-Сюиза» — М-100 и его модификации М-103, 105П…, французский «Гном-Рон» — М-85, а его потомки М-87,88.
      
      Впрочем, кое-что американцы не хотели нам продавать. Например, самый совершенный тяжёлый бомбардировщик периода 1943—1947 годов, воплотивший в себе многие технические решения — впервые реализованные в практике мирового самолётостроения — Боинг Б-29 — «Суперфортресс».
      
      Во время боевых вылетов при проведении операции Маттерхорн несколько самолётов американских B-29 получили повреждения и приземлились на советской территории. Один B-29 разбился, три других совершили вынужденную посадку:
      
       []
       B-29
      
      
      Для Сталина прибытие B-29 на советскую землю стало настоящим подарком. Поэтому Сталин приказал авиаконструктору Туполеву сделать точную копию B-29, болт к болту, за два года.
      
      В целом ему это удалось, хотя многие детали в СССР так и не смогли повторить. Копию назвали Ту-4:
      
       []
      Ту-4
      
      
      Кстати, первая советская атомная бомба РДС-1, сделанная по образцу американского «Толстяка» (Fat Man), была сброшена именно с Ту-4 — одна копия сбросила вторую.
      
      Из свежего: первый и единственный постсоветский пассажирский авиалайнер Superjet — это не совсем отечественный самолёт. Около 70% его комплектующих (за девять месяцев 2016 года - 72%), включая наиболее критичные — импортные:
      
      Авионику делает французская Thales и американская Hamilton Sundstrand. Двигатели SaM146 — PowerJet, российско-французское СП, учреждённое НПО «Сатурн» и французской компанией Snecma. Кислородную систему, интерьер, двери — американская B/E Aerospace. Это если по-крупному. Вспомогательные энергетические установки, гидравлику, топливную систему, тормоза и прочие мелочи тоже делают из импортных комплектующих или закупают напрямую за рубежом.
      
      
      
      

    ПРОМЫШЛЕННЫЕ СТРОЙКИ

      Интеллектуальным центром по промышленному строительству в 1930-1940 годы стала фирма американского архитектора Альберта Кана (Albert Kahn, Inc.), строившего заводы Форда в Детройте, которая получила пакет заказов на строительство более 500 промышленных объектов в СССР общей стоимостью 2 млрд долларов (около 250 млрд долларов в ценах нашего времени.
      
      В Москве был открыт филиал Albert Kahn, Inc. стыдливо названный «Госпроектстрой». Его руководителем был Мориц Кан, брат главы компании. На тот момент это было самое большое архитектурное бюро мира, выполнявшее роль координатора между советским заказчиком и сотнями западных компаний, поставлявших оборудование и консультировавших строительство отдельных объектов.
      
      В 1923-1933 годы в тяжелой промышленности СССР было заключено 170 договоров техпомощи:
      - 73 с германскими компаниями,
      - 59 с американскими,
      - 11 с французскими,
      - 9 со шведскими,
      - 18 с фирмами из других стран.
      
      Всего за 10 лет (1930-1940) американцы создали в СССР химическую, авиационную, электротехническую, нефтяную, горнодобывающую, угольную, металлургическую и другую промышленность, крупнейшие в Европе заводы для производства автомобилей, тракторов, авиационных двигателей и другой продукции.
      
      
      1. Например, знаменитый Сталинградский тракторный завод (тракторная компания 'ВгТЗ' - предприятие Волгограда, входит в состав концерна 'Тракторные заводы') был целиком построен в США, размонтирован, на 100 судах перевезён в СССР и за шесть (!) месяцев собран под наблюдением американских инженеров. Его оснастили оборудованием более чем 80 американских машиностроительных компаний и нескольких немецких фирм.
      
      А проектирование завода осуществлялось фирмой 'Альберт Кан Инкорпорейтед' знаменитого американского архитектора Альберта Кана (Albert Kahn) (1869-1942).
      
      
      2. Днепрогэс построила американская фирма Cooper Engineering Company (и германская компания Siemens):
      
       []
      
      
      Американский гидростроитель Хью Купер стал главным консультантом строительства Днепрогэс, гидротурбины для которого были закуплены у компаний General Electric и Newport News Shipbuilding.
      
      В проектировании использовался опыт таких ГЭС, как американская 'Куинстон' на Ниагаре, канадская 'Айль-Малинь' на реке Сагеней и американская 'Ла-Габель' на реке Св. Лаврентия.
      
      На 1922 год промышленность Советской России не производила энергоагрегатов требуемой мощности, а экономическая изоляция ещё не была полностью преодолена. Надвигающийся мировой экономический кризис помог решить проблему с поставкой оборудования - американская компания 'General Electric' предложила полный цикл строительства ГЭС.
      
      
      3. Горьковский автозавод (ГАЗ, Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова) был построен американской компанией Austin.
      
      31 мая 1929 года ВСНХ СССР и американская фирма Ford Motor Company заключили соглашение о технической помощи по организации и налаживанию массового производства легковых и грузовых автомобилей.
      Основой производственной программы были выбраны модели Ford-A и Ford-АА.
      
      Завод проектировался американским архитектурным бюро Альберта Кана (Albert Kahn), техническое руководство строительством осуществляла американская компания 'Остин', строительство вёл трест 'Металлострой'.
      
      
      4. Нынешний АЗЛК ('Москвич') был построен в 1929-1930 годах при участии компании Ford на пересечении Московской окружной железной дороги и Остаповского шоссе (современный Волгоградский проспект). Свою деятельность завод начал в ноябре 1930 года, приступив к сборке легковых и грузовых машин Ford.
      
      
      5. 1-й Государственный подшипниковый завод в Москве (ГПЗ-1) строили при техническом содействии итальянской фирмы RIV.
      
      
      6. Caterpillar поставлял оборудование для Челябинского и Харьковского тракторных, а также Ростовского и Саратовского комбайновых заводов.
      
       7. Знаменитая Магнитка (Магнитогорский металлургический комбинат, ММК, 'Магнитка') - российский металлургический комбинат в городе Магнитогорске Челябинской области) - точная копия металлургического комбината в г. Гэри, штат Индиана. Доменная печь для этого и всех остальных металлургических комбинатов СССР была разработана чикагской компанией Freyn Engineering Co:
      
       []
      
      
      В марте 1930 года институт Гипромез (Государственный институт по проектированию металлических заводов ВСНХ СССР) заключил с американской проектно-строительной фирмой 'Мак-Ки' (англ. Arthur McKee Company) из Кливленда договор на проектирование и общее руководство строительством Магнитогорского металлургического комбината.
      Первая группа специалистов фирмы во главе с помощником директора фирмы Струвеном и главным инженером Мурреем прибыла в СССР в мае 1930 года.
      Специалисты 'Мак-Ки' разработали генеральный план комбината, который был увеличенным вариантом аналогичного завода U.S. Steel в городе Гэри (штат Индиана).
      
      Фирма Albert Kahn Inc (Альберт Кан) спроектировала и построила 500 советских предприятий!
      
      Albert Kahn Inc (Альберт Кан) - индустриальный архитектор Детройта. Причина обращения именно к Кану заключалась в том, что, спроектировав все заводы Форда, он отработал высокопроизводительную технологию проектирования промышленных предприятий.
      В США его фирма штатом в 400 человек рабочие чертежи готовила за неделю, корпуса промышленных предприятий возводила за пять месяцев.
      Кан (Albert Kahn) смог практически доказать, что способен сделать то же самое и в СССР: проект СТЗ был выполнен в рекордно короткие сроки, строительные конструкции для него были изготовлены в США, перевезены в СССР и смонтированы, как написано выше, в течение шести (!!!) месяцев.
      
      Именно фирма Albert Kahn Inc создала в СССР школу передового индустриального зодчества.
      
      Вместе с заводами создавались города для рабочих. Эрнст Май - немецкий архитектор участвовал в разработке архитектурных проектов около 20 советских городов.
      
       За 10 лет американцы построили в СССР около 1.500 заводов и фабрик.
      
       Американские профессора подготовили на рабфаках 300.000 квалифицированных специалистов, то есть все кадры для Советской промышленности на долгие годы вперед.
      
      
      
      

    БУРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ

      
      В современной России практически перестали копировать чужие продукты, предпочитая не морочить себе голову производством, а покупать готовые или ограничиться «отвёрточной» сборкой. Тем не менее... Среди достижений современной России россияне называют самую большую в мире нефтяную платформу — «Беркут» и газпромовскую платформу «Приразломная»:
      
       []
      Hефтяная платформа Беркут
      
      Вот только «Беркут» построил консорциум, в который входят ExxonMobil (30%), SODECO (30%), ONGC (20%) и, да, — Роснефть (тоже 20%).
      
      Вся надводная часть платформы, включающая установки для бурения, закачки, накопления сырой нефти, новейшее оборудования для систем жизнеобеспечения на платформе, пожаротушения, жилые помещения для рабочих и обслуживающего персонала, грузоподъёмные механизмы, вертолётную площадку и прочее изготовлена компанией «Самсунг Хэви Индастриз» по проекту компании «Уорли Парсонс» (Австралия) на верфи в г. Окпо (Республика Корея.
      
      На «нашу» долю осталось только бетонное основание платформы, построенное на площадке российского порта Восточный под Находкой на Дальнем Востоке компанией… «Aker Solutions» (Норвегия), точнее — её подразделением «Акер Контрактинг Россия АС».
      
      Примерно такая же история и «Приразломной». Её нижняя часть была заложена на Севмаше в 1995 году (почти 23 года назад!), а верхней частью стала списанная норвежская платформа «Хаттон», построенная в 1984 году (более 30 лет назад).
      
      
      
      

    Э П И Л О Г

      И это всё — лишь вершина айсберга. Список клонов можно продолжать чуть ли не до бесконечности. В него войдут утюги, военная техника, промышленное оборудование, электроника — львиная доля того, что мы считали своим. Такой масштаб заимствований обескураживает и даже пугает. Как пугает и железобетонная уверенность подавляющего большинства населения, что всё советское — это наше, родное, и к тому же отличное. Что мы впереди планеты всей, хотя на самом деле последние 100 лет плетёмся в фарватере мировой технической мысли.
      
      Но главное в этой истории другое.
      
      Подделки и лицензионные копии всегда выпускались с опозданием. Что-то запаздывало на пару лет, что-то — на полтора десятилетия. При этом большинство советских подделок при внешней схожести с прототипом оказывались хуже оригинала. У этого было сразу несколько причин: попытки отечественных «кулибиных» удешевить производство, отсутствие необходимых материалов или производственного оборудования, а так же низкая культура производства — раздолбайство, плохая подготовка специалистов, штурмовщина и прочие последствия непрофессионального менеджмента.
      
      Прогресс непрерывно ускоряется. И если в каменном веке за несколько столетий не менялось вообще ничего, то сейчас каждый год происходят колоссальные сдвиги в технологиях. Потратить пару лет на копирование компьютера или смартфона означает получить в результате безнадёжно устаревшее и практически бесполезное устройство.
      
      Цена «входного билета» в мир высоких технологий растёт. Чтобы скопировать современный процессор, сначала нужно скопировать фабрику с соответствующим техпроцессом. А чтобы скопировать фабрику, нужно скопировать целую машиностроительную отрасль.
      
      Колоссальные инвестиции в исследования и производство требуют колоссальных рынков сбыта, чтобы окупиться. Даже если представить себе, что героическим напряжением сил с опозданием в несколько лет мы чудом построим целую индустрию и научимся производить аналог импортного высокотехнологичного продукта, только качеством чуть похуже, кто его купит? Запертые в экономическом гетто и нищающие россияне? Больше ведь никому впарить устаревший и некачественный продукт не удастся даже без всяких санкций. А без больших объемов производства и продаж на каждую единицу продукции лягут все издержки, сделав этот продукт буквально золотым.
      
      Его, разумеется, можно субсидировать, пока не кончатся деньги в резервах. А они кончатся, и кончатся быстро. И тогда либо на него придётся копить деньги полжизни, либо неизбежно возникнет старый добрый советский дефицит — с пустыми полками, очередями и «блатом».
      
      Уже сейчас без западных технологий мы даже не можем извлечь нефть из наших недр. Поэтому в XXI веке идея изоляции от мировой экономики — это опасный бред, который на практике ничем, кроме тотальной экономической катастрофы, закончиться не может...
      
      
      

      Продолжение здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/mo3.shtml
      "Электроника. Фотоаппараты. Бытовая техника"

      
      _____________________________________________________________________________
      
      Oтсюда: https://zhartun.me/2018/04/copypaste.html
      
      Oтсюда: https://maxim-nm.livejournal.com/?skip=10
      
      А это чтоб посмеяться. Так сказать, импортозаменили:
       https://twitter.com/Vitauskas_A/status/984934737272819712
      
      Oтсюда: http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/11/07/663841-shlang-s-vozvratom
      
      - http://fakeoff.org/history/proklyatye-amerikantsy
      
      - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4
      
      - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4
      
      - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D1%87_(%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4)
      
      - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%8D%D1%81
      
      - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%82
      
      - "Советская власть бросила миллионы умирать от голода, но их спасли американцы" https://lenta.ru/articles/2017/11/15/golod_1921/
      
      
      
      
      
      
      
  • © Copyright Смолина Алла
  • Обновлено: 07/05/2018. 31k. Статистика.
  • Статья: Россия

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка