|
Моим любимым принцессам |
Подборка архивных данных о Калининграде: - "Хронология основных событий в истории Кёнигсберга и Калининградской области" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0003.shtml --- НОВАЯ ГЛАВА - "Старые названия улиц и районов Кёнигсберга / Kалининграда, а также областных поселений" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009a0.shtml --- О Б Н О В Л Е Н О --------- ЕЩЁ РАЗ ОБНОВЛЕНО --------- ОБНОВИЛА ТРЕТИЙ РАЗ 23.10.2021 - "Остров Канта. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009ab.shtml - "Альбертина" в Кёнигсберге - университет им. Канта в Калининграде" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abb.shtml --- ДОБАВЛЕНО МНОГО ФОТО - "Остров Ломзе (Октябрьский). Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abc.shtml --- НОВАЯ ГЛАВА - "Район дворца спорта "Юность". Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abd.shtml --- НОВАЯ ГЛАВА - "Ленинский проспект. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009b.shtml - "Площадь Победы и Северный вокзал. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009b2.shtml - "Проспект Мира, драмтеатр, зоопарк. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" (в работе) - "Проспект Победы, парк отдыха, кукольный театр. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" (в работе) - "Советский проспект. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" (в работе) - "Московский проспект. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" (в работе) - "Южный вокзал. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" (в работе) Мои тексты о любимом городе, включая архивный материал: - "1. Кaлининград, ты мой Кёнигсберг. Или: Кёнигсберг, ты мой Калининград?" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg.shtml - "2. Калининград и янтарь. Песчаные дюны и разрывные течения. Пляжники и морские пехотинцы. Президент и дворец" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg1.shtml - "3. Калининград. Как зарождалась"Сельма". Дважды Краснознамённый Балтийский флот" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg5.shtml - "Калининград, мундиаль-2018" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/zz.shtml ![]()
7 апреля 1946 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об образовании Кёнигсбергской области в составе РСФСР". Этим же указом был определён административный центр нового советского региона, доставшегося нам в качестве военного трофея. Им стал город Кёнигсберг. Кёнигсбергская область была обречена на переименование. И не только она. На переименование здесь было обречено всё: улицы, городские районы, посёлки, города, реки и озёра. Потому что трудно представить себе советскую территорию (пускай и трофейную), на которой существует кёнигсбергский обком Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), комсомольцы Мюльхаузена и бранденбургский колхоз "За Сталина". У проживающих в Мюльхаузене и Бранденбурге советских людей старая топонимика вызывала вполне понятные ассоциации с ужасами прошедшей войны. Так что переименование территории, с которой (в том числе) нацисты напали на Советский Союз, стало своеобразным, как сказали бы сегодня, месседжем всем и вся, своеобразной сталинской транскрипцией знаменитого "Кто к нам с мечом...". Помимо идеологических и геополитических причин, были и чисто практические. Попробуйте быстро выговорить: "У нас, в хохленпенбругсдорфской средней школе, что в гроссастравишкенском сельском совете, недалеко от Поггенпфульнского поселения...". Для отцов-переселенцев этот лингвистический кошмар стал реальностью. Как пишет в своей книге "Секретная история Калининградской области" профессор Юрий Костяшов, к этому моменту на утверждение президиуму поступил проект указа "О переименовании города Кёнигсберга в город Балтийск и Кёнигсбергской области в Балтийскую". Также в бюрократических недрах советской административной машины подготовили проект указа "Об административно-территориальном устройстве Балтийской области". Он предусматривал образование 14 районов и трёх городов областного подчинения - Балтийска (Кёнигсберг), Междуречинска (бывший Инстербург, ставший в конце концов Черняховском) и Тильзита. Но тут 3 июня 1946 года умер Калинин. По традиции в честь умершего высшего партийного функционера в обязательном порядке называли газеты, заводы, суда и города. К моменту смерти Калинина его родная Тверь уже была переименована в Калинин, а на административной карте страны существовали Калининабад, Калининаул и подмосковный Калининград. Тем не менее от традиции решили не отказываться. 4 июля 1946 года вышел указ Президиума Верховного Совета о переименовании Кёнигсберга в город Калининград, а Кёнигсбергской области - в Калининградскую. Красивое и политически нейтральное название Балтийск досталось бывшему немецкому Пиллау... ![]()
Фото oтсюда: https://www.mk-kaliningrad.ru/social/2019/01/23/kaliningradskiy-nostalgid-1.html?fbclid=IwAR014XYY2ZD8wYkdz1r3nKJnCp3xviYlc0V8yqYAb7iAqz6WDSjQEkw9XV0 Из Калиниградских архивов: «Проблемы заселении области по документам фонда № 1 «Калининградский обком КПСС». здесь (стр. 9-11): https://gako.name/publikatsii/KA/KA1.pdf ------- (стр. 9-11) Из Калиниградских архивов: «СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПЕРЕСЕЛЕНЦА» здесь (стр. 102-104): https://gako.name/publikatsii/KA/KA1.pdf ------- (стр. 102-104) ...Отдельные вагоны собирались на узловых станциях в большие эшелоны, насчитывавшие до шестидесяти вагонов. Поезда с переселенцами в шутку называли "пятьсот-весёлыми", так как они шли долго и вне расписания, их часто загоняли о тупики или по непонятным причинам останавливали вдалеке от населённых пунктов. Железнодорожная сеть еще только восстанавливалась, узкая европейская колея "перешивалась" на широкую,(*) и зелёный свет в первую очередь давался грузам промышленного назначения. И вновь, как в годы войны, потянулись с востока на далёкий запад страны длинные эшелоны вагонов-теплушек. Правда, заполненные уже бывшими солдатами, крестьянскими семьями, городской и сельской молодёжью. Вагоны в поездах что для людей, что для скота были "теплушки", где вдоль стен находились деревянные нары, в середине вагона стояла печка-буржуйка. Свет давал фонарь со свечкой. Вот что вспоминает по этому поводу Нина Моисеевна Вавилова: "Ехали трудно. Вагоны были битком набиты. Духота, теснота. Проветривали без конца и был сильный сквозняк. В смысле "удобств" для детей стояли вёдра, а для взрослых не было ничего. Эшелон часто останавливался, так мы всё успевали. Загонят в тупик — мы и в туалет сбегать, и помыться успевали. На каждой станции люди нас спрашивали: "Куда едете?". Мы отвечали, а они удивлялись: "На что родину оставили?". Питались в долгой дороге тем, что заготовили перед отъездом, тем, что получили на карточки, купили в Москве во время стоянки поезда. "Тогда в Москве всего можно было купить. И хлеба, и колбасы набрали", — вспоминает Александра Ивановна Митрофанова. А Раиса Кузьминична Ежкова дополняет: "Переселенцев в Коврове перед отправлением в какой-то магазин повели и там выдали продукты: пшено, муку, сахар, всё что надо. Ещё картошки закупили. Мы в дороге не голодали". Конечно, жизнь в пути сытой назвать трудно, но в основном ехали люди молодые, привычные ко всему. "Поел один раз в день — и ладно", — шутили переселенцы. "На больших станциях нас встречали специальные палатки, где можно было сделать покупки" (Григорий Иванович Меньшенин). "Вокруг поездов создавались настоящие рынки. Толпы народа. Продавали пуховые платки, одежду, еду, яблоки вёдрами" (Маргарита Павловна Алексеева). Не все имели деньги для таких покупок и, чтобы прокормиться в дороге, продавали свои вещи или меняли их на продукты. Дорого это стоило, но куда денешься? "Многие солдаты продавали консервы американские. Все банки почти одинаковые, без этикеток. Не знаешь, что покупаешь: то ли мясная тушёнка, то ли сгущённое молоко или что похуже", — вспоминает Сергей Владимирович Даниель-Бек. Пищу переселенцы готовили по очереди на печке-буржуйке. Кипятили чай, пекли картошку. В пути доили своих коров, так что молока всем хватало, остатки даже выливали. Во время долгих, многочасовых стоянок успевали варить пищу на кострах возле вагонов. Варили кто в чём: в вёдрах, котелках, чугунках, разжигали самовары. Иногда эшелоны трогались без предупреждения, и тогда приходилось хватать недоваренную пищу, тащить её в вагоны. Обычно переселенцев в дороге сопровождал вербовщик. Если он оказывался опытным, хорошим организатором, то старался облегчить переселенцам жизнь в пути: устраивал на больших остановках бани, покупал еду и т.д. "Заместитель начальника эшелона по массовой работе вместе с активом переселенцев в пути следования организует среди переселенцев массовую работу: проводит беседы и доклады, читку газет и литературы, снабжает газетами и текущей литературой, а также и другие массовые мероприятия". (Из инструкции начальнику переселенческого эшелона от 13 июля 1948 года. ГАКО. Ф. 183. Оп. 5. Д. 81. Л. 21). В каждом вагоне по согласованию с командиром эшелона назначались старшие. Обычно это были пожилые, наиболее опытные мужчины, преимущественно члены ВКП(б), бывшие фронтовики. Старшие отвечали за порядок в вагонах, следили, чтобы никто не отстал, оказывали посильную помощь. Вагоны заполнялись людьми так, что в одних ехали семейные — по четыре-пять семей, а одинокие мужчины и женщины помещались по 25 человек отдельно друг от друга. Наиболее важной задачей сопровождающих было доставить переселенцев до нового места жительства, никого не потерять в пути. Нина Моисеевна Вавилова спустя годы сохранила добрую память о таком человеке: "Сопровождал нас наш вербовщик. Пюмню, фамилия его была Семейкин. На покалеченную ногу припадал здорово. Хороший мужик был. Хлопотал о пайках. Помню, он приносил хлеб и какую-то крупу. Караулил, чтоб не сбежали, боялся. Подъёмные-то люди получили по тем временам хорошие. Даст паровоз гудок к отправлению, а Семейкин наш бежит вдоль вагонов, стучит и кричит: "У вас все на месте? Посчитайтесь, может, кого нет?". Несмотря на все трудности и лишения в пути, люди ехали с хорошим, бодрым настроением. Война закончилась, и они верили, что скоро построят новую, счастливую жизнь. "Дорога была очень весёлой. Оптимизм был большой", — говорит Агния Павловна Бусель, приехавшая из Костромской области. Ехали дружно, в пути пели песни, завязывались новые знакомства. "Девчата во время остановок на вокзалах выходили с гармошками и плясали прямо на перронах" (Михаил Александрович Горячев из Ярославля). Перед отправкой некоторых эшелонов вагоны были продезинфицированы, проводилась санитарная обработка людей — "прожарка от вшей", как говорили переселенцы. И только после этого выдавался посадочный талон. "Эшелон наш сопровождали санитарные врачи. Постоянно ходили по вагонам и проверяли всех пассажиров", — вспоминает Мария Тимофеевна Смурыгина, приехавшая из Саратова. Но большинство людей присутствия в эшелонах врачей не запомнило. Да и не жаловались ни на что измученные долгой войной люди. "Просто никому не было дела до этого. Все думали: скорее бы доехать", — говорит Александра Александровна Медведева. Поезда первых переселенцев в новую область надёжно охранялись. Впереди - пулемёт, сзади - пулемет, когда проезжали Литву", — вспоминает Иван Федосеевич Бабенко. Такая охрана на случай происходивших обстрелов эшелонов считалась необходимой. Принимались и другие меры предосторожности: поезда шли в основном днём, старший эшелона, а часто им был военный, предупреждал, чтобы закрывали окна и двери, не отпирали их, пока не поступит разрешение. А вот что рассказала Екатерина Сергеевна Моргунова: "В Литве долго стояли. Там в каком-то туннеле дорогу разобрали, вот мы и ждали. Дня четыре. Как к Литве стали подъезжать, нам велели в девять часов вечера двери закрывать, никуда из вагонов не выходить, если кто будет стучать — не открывать. Мужчинам нашим посоветовали, у кого что тяжелое под рукой было, топор там или еще что, рядом держать. Но ничего не объясняли, кого надо бояться. И так все время, пока стояли возле туннеля.(**) Другие миновали эти места спокойно. Многие люди, особенно женщины, подростки, впервые отправлялись в дальнее путешествие на поезде. Мария Тимофеевна Рыжухина, ехавшая из Горьковской области, вспоминает: "Один раз мы чуть от эшелона не отстали. Опоздали на поезд. Двери закрыли. Мы побежали, на ходу залезли в вагоны, где коровы стояли, и так до следующей станции с коровами и ехали". "По пути следования в Калининградскую область переселенцы были обеспечены свежими газетами, журналами и художественной литературой, а также настольными играми (шашки, шахматы, домино, детские игрушки, лото). Агитаторы-переселенцы Ведерников, Прокошев, Калинина, Тимкин, Козлова, Толмачев и Шестаков проводили беседы и читки газет по вагонам". (Из отчёта переселенческого отдела Кировской области за 1948 год. ГАКирО. Ф. 2169. Оп. 25. Д. 14. Л. 51). Однако не только в переселенческих эшелонах прибывали люди в новую область. Ехали специалисты по направлениям министерств, выпускники вузов и техникумов по распределению; ехали в одиночку и семьями. Добирались они обычными пассажирскими поездами, билет от Москвы до Кёнигсберга стоил всего семнадцать рублей — по тем временам дёшево. Ехали в область и люди, не имевшие специальных предписаний, по собственной инициативе. Сложным был проезд в область для тех, кто не имел нужных документов. Вспоминает Юлия Васильевна Гомонова из Смоленской области: "В Кёнигсберг меня подговорила ехать подруга. Добрались с ней до Каунаса пригородными поездами, так как на прямой пассажирский поезд попасть было невозможно. От Каунаса военные помогли. Они высунули из окна поезда билеты и кричат: "Эти девушки с нами, вот их билеты!". Нас и пропустили. При подъезде к Кёнигсбергу меня задержали, ведь я не имела документов на право въезда в область. И прямо с поезда повели в комендатуру. В комендатуре главным был какой-то военный, но сидел там и милиционер. Тут же сидели задержанные спекулянты — везли водку. Но меня вызвали первой — девчонка. Я объяснила, что ехала с подругой, из вещей — только чемоданчик. Посмотрели содержимое чемоданчика, а там одно белье. Потом отпустили"... Отсюда: https://rugrad.eu/columns/Konigsberg_archive/8092/ _________________________________________ (*) "Железнодорожная сеть еще только восстанавливалась, узкая европейская колея "перешивалась" на широкую,(*) и зелёный свет в первую очередь давался грузам промышленного назначения". Многие, особенно молодые, не понимают о чём идёт речь. Дело в том, что первую, "николаевскую", железную дорогу России строили... американцы. Железнодорожный бум России выпал на момент правления Николая I, хорошо осознающего огромное техническое отставание своей страны от важного конкурента - Британии. России срочно требовалась помощь в экстренной модернизации и помощь нашли в США, представляющих из себя страну прогресса, страну технических чудес, "рассадник промышленности", как писали тогда в русской прессе. В Россию пригласили американских инженеров, включая выдающихся Джорджа Вашингтон Уистлера и его коллегу Т. Браун. В разработке Николаевской железной дороги Санкт-Петербург--Москва, первой железной дороги России, были использованы как американский опыт, так и привезённые американские чертежи. Именно участием американских инженеров объясняется то, что ширина железнодорожной колеи в России и потом в СССР была равной 1 524 миллиметра. Такая ширина использовалась на железной дороге "Балтимор и Огайо", построенной ранее Уистлером у себя на родине. В то время в США отсутствовал единый стандарт, но позднее в масштабах страны сделали переход на единую "европейскую" ширину 1 435 мм. А в России сохранилось "американская" колея. Как проходит процесс, как поднимают вагоны в воздух, показываю здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ispowedxokkupantki-1.shtml#52 (**) "В Литве долго стояли. Там в каком-то туннеле дорогу разобрали, вот мы и ждали. Дня четыре. Как к Литве стали подъезжать, нам велели в девять часов вечера двери закрывать, никуда из вагонов не выходить, если кто будет стучать — не открывать. Мужчинам нашим посоветовали, у кого что тяжелое под рукой было, топор там или еще что, рядом держать..." Литовские товарищи безобразничали и после распада СССР. О том как они грабили пассажирские поезда рассказываю в тексте "Oб украiнских добрiх жiночках, наглых лiтовских ворах и - немного лiчного" здесь: http://world.lib.ru/editors/s/smolina/obukrainskihdobrihzhinochkahnaglyhlitowskihworahi-nemnogolichnogo.shtml ![]()
Первые советские переселенки на сельхозработах, ориентировочно 1946–1947 год. Фото: Государственный архив Калининградской области. Отсюда
* * * * * АРХИВНОЕ ДЕЛО О ВОССТАНОВЛЕНИИ ПОСЛЕВОЕННОГО КАЛИНИНГРАДА 1946 - 1953 гг. После окончания военных действий территория бывшей Восточной Пруссии сильно пострадала. Многие населённые пункты перестали существовать. Центр Кенигсберга был разрушен на 90%. Окраины города пострадали значительно меньше - на 60%. Восстановлением нормальной жизни сначала занимались воинские части, а затем управления по гражданским делам, имевшие в своей структуре коммунальные отделы. С 19 ноября 1945 года ведёт свою историю и Калининградский областной отдел коммунального хозяйства, а с 7 апреля 1946 года - городской отдел. В их функции входило руководство восстановлением разрушенных зданий, решение строительных и архитектурных задач. 13 сентября 1946 года эти функции были переданы областному отделу по делам архитектуры, а с 7 августа 1947 года - Управлению главного архитектора г. Калининграда. Перед архитекторами и строителями стояли большие трудности, так как эту территорию необходимо было возрождать из руин и пепла. Область нуждалась в квалифицированных рабочих, инженерно-технических работниках, строителях и архитекторах. Как видно из документов, в этот начальный период специалистов-архитекторов было очень немного, но большинство из них внесли значительный вклад в дело восстановления нашего города. Среди них Навалихин Д.К., Тян Д.К., Максимов А.В., Тимохин П.В. Публикуемые документы из фондов Государственного архива Калининградской области (ГАКО) показывают озабоченность архитекторов тяжёлым состоянием города и необходимостью его восстановления. Подготовка текста к публикацииИ.Е. КРИВОРУЦКОЙДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА ГЛАВНОГО АРХИТЕКТОРА КАЛИНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛА КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ТИМОХИНА П. В. НАЧАЛЬНИКУ УПРАВЛЕНИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ КЕНИГСБЕРГСКОЙ ОБЛАСТИ ОРИСОВУ В. А. О ВОССТАНОВЛЕНИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ КЕНИГСБЕРГА 24 июня 1946 г. В связи с развертыванием деятельности гражданских организаций и учреждений в городе Кенигсберге, как областного, так и городского подчинения, и естественным прибытием работников для постоянной работы в городе, становится необходимым решение вопроса о правильном их размещении и обеспечении всеми видами обслуживания, т.е. я имею в виду следующее обслуживание: жильем, торговыми помещениями, культурными учреждениями, больницами, школами, детсадами и яслями, гостиницами и банями, которые потребуют примерно около 35-40 тыс. кв.м., или 200-250 куб.м., освоения и восстановления зданий, не считая тех помещений, которые заняты рабочими, проживающими там, так как эти промышленные предприятия осваивают места, тяготеющие ближе к заводам и фабрикам. Сейчас встает вопрос о том, чтобы включить в план ближайших лет вопрос об отпуске средств на восстановление и строительство города Кенигсберга и области. Необходимо поставить вопрос перед городским гражданским управлением о разработке перспективного плана развития и восстановления города. В настоящее время, в связи с ежедневным прибытием работников в городские и областные организации для постоянной работы, эта необходимость уже начинает остро ощущаться, т.к. происходит хаотическое, внеплановое заселение и освоение за счет разрушения других зданий, которые в недалеком будущем придется восстанавливать, но с большей затратой средств. Кроме этого освобождаются помещения воинскими частями, которые при своем уходе снимают всю арматуру, отопительные приборы, двери и окна, а начальники районов этому не препятствуют и становятся на положение посторонних зрителей или формально подписывают акты об их сдаче. Для перспективного плана развития города и размещения всех указанных видов обслуживания необходимо городскому гражданскому управлению проделать следующее: 1. Выбрать центр города и центры районов города. 2. Наметить магистрали и улицы, подлежащие освоению и восстановлению. 3. Наметить очередность восстановления и освоения города. 4. Приступить к съемке и разработке детального проекта застройки города. 5. Приступить к инвентаризации всех зданий города. Центр города необходимо наметить, исходя из наилучшего обслуживания населения города, учитывая исторически сложившиеся условия города Кенигсберга, в котором центр города ныне разрушен настолько, что вряд ли подлежит восстановлению, а если встанет необходимость его восстановления, то потребуется не один десяток лет. Мне думается, что бывший центр города надо оставить в таком виде, как он есть, сохранив его как памятник ПОБЕДЫ в ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 гг. над немецким фашизмом. Центр города наметить на месте ныне существующей базарной площади, т.к. место это является центральным, на котором пересекаются наиболее поточные трассы, соединяющие между собой город со всеми прилегающими к нему городскими районами, т.е. трассы "Луизеналлее" (ныне ул. Комсомольская - А.С.) и "Хагенштрассе" (часть улицы нынешней К. Маркса - А.С.) . Городское гражданское управление разместить в доме N 47 по "Луизенаплее" (ныне ул. Комсомольская - А.С.), сделав в нем соответствующую перепланировку. Очередность освоения и восстановления города, в принципе, надо проводить по прилагаемой схеме. Все места в отдаленных районах от центра города с небольшими домиками-коттеджами надо осваивать, передавая их на восстановление и освоение в частном и индивидуальном порядке на правах застройщиков со всеми льготами согласно постановлению об индивидуальном строительстве. Для проведения мероприятий по восстановлению города и разработки проекта детальной планировки восстановления и строительства необходимо дать указание городскому гражданскому управлению создать бюро инвентаризации всех зданий с учетом их пригодности к восстановлению согласно схеме. Одновременно с этими разработками необходимо приступить к съемке города. Для этого городскому гражданскому управлению предложить организовать геодезическую службу. Вопрос планировки города и составление проекта планировки. Я считаю, вряд ли встанет необходимость заниматься этим делом в данном пятилетии, т. к., по-видимому, город Кенигсберг и Кёнигсбергская область не будут реконструироваться, а только восстанавливаться. ГЛАВНЫЙ АРХИТЕКТОР ОБЛКОМХОЗА ТИМОХИН П.В. ГАКО, Ф. 520, оп. 1, д. 2, л. 1,1 об. Подлинник. ИЗ ПРОТОКОЛА N 1 общего собрания архитекторов г. Калининграда* 8 сентября 1948 г. Присутствуют: т. ТИМОХИН П.В. - начальник облотдела по делам архитектуры, член союза архитекторов. т. НАВАЛИХИН Д.К. - главный архитектор города, член Союза архитекторов. т. ШАШКИН А.Е. - начальник архитектурно-проектной мастерской. т. ДИДЕНКО Ф.П. - ученый секретарь Архитектурного Совета областного отдела по делам архитектуры, член Союза архитекторов. т. ТЯН Д.К. - старший инженер архитектурно-проектной мастерской, член союза архитекторов. т. КОЛЕНКОВ Б.В. - архитектор Управления главного архитектора, член Союза архитекторов. т. МИХАЙЛЕВСКИЙ Н.В. - старший архитектор АПМ**. т. ЗАКАМЕННЫЙ О.Н.-старший архитектор АПМ, член Союза архитекторов. т. ВАЙНШТЕЙН Л.В. - архитектор АПМ. т. ДЫНОВСКИЙ А.П. - архитектор АПМ. т. ПИЛЮГИН - архитектор АПМ. т. МАКСИМОВ А.В. - архитектор Управления главного архитектора. Для ведения собрания избираются: Председатель - архитектор Тимохин П.В. Секретарь - арх. Михайлевский Н.В. _____ * Опущен п. 3 - "Выборы уполномоченного". **АПМ - архитектурно-проектная мастерская. Повестка дня 1. Информация архитектора Закаменного О.Н. о решении Правления Союза архитекторов Калининградской области. 2. Проработка статьи "В обстановке равнодушия и беспечности", помещенной в газете "Искусство" от 31 июля 1948 г., и постановления Президиума Правления Союза архитекторов СССР и Правления Московского отделения Союза архитекторов "О недостатках деятельности Союза советских архитекторов". 3. Выборы уполномоченного Союза архитекторов по Калининградской области. СЛУШАЛИ: Информация архитектора Закаменного. Решением Союза архитекторов СССР наше ходатайство об организации Калининградского отделения Союза архитекторов отклонено. Мы не имеем необходимого числа членов, и Союз архитекторов предложил нам выбрать в настоящее время уполномоченного Союза архитекторов, предоставив нам право рассмотрения и ходатайства о приеме новых членов или восстановлении старых, выбывших по каким-либо причинам из Союза. Правление Союза архитекторов СССР обещало всемерно помогать становлению нашей организации. ПОСТАНОВИЛИ: Произвести выборы уполномоченного Союза архитекторов третьим вопросом повестки дня текущего собрания.