Смолина Алла: другие произведения.

Oстров Ломзе (Октябрьский). Старые фото Кёнигсберга и Калининграда

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Смолина Алла
  • Обновлено: 02/10/2023. 100k. Статистика.
  • Статья:
  • Иллюстрации: 64 штук.
  • Скачать FB2
  • Аннотация:
    Моим любимым принцессам

  •   
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      Подборка архивных данных о Кёнигсбергe и Калининграде:
      
      
      - "Хронология основных событий в истории Кёнигсберга и Калининградской области"
      здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0003.shtml
      
      - "Старые названия улиц и районов Кёнигсберга / Kалининграда, а также областных поселений"
      здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009a0.shtml
      
      - "Кёнигсберг. Первые советские переселенцы"
      здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009a01.shtml
      
      - "Кёнигсберг глазами первых переселенцев"
      здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009a1.shtml
      
      - "Остров Канта. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009ab.shtml
      
      - "Альбертина" в Кёнигсберге - университет им. Канта в Калининграде"
      здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abb.shtml
      
      - "Остров Ломзе (Октябрьский). Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abc.shtml
      
      - "Район дворца спорта "Юность". Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abd.shtml
      
      *
      
      Дорогие калининградцы, что-то случилось со страницей и "Ленинский проспект" перешёл на новый адрес:
      
      - "Ленинский проспект-1. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abd1.shtml
      
      - "Ленинский проспект-2. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009b01.shtml
      
      *
      
      - "Калининград. Сквер "Мать-Россия". Или злоключения памятника Сталинy"
      здесь: http://artofwar.ru/editors/s/smolina_a/text_2900-1.shtml
      
      - "Северный вокзал. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009b10.shtml
      
      - "Площадь Ганзейская/Гитлера/Сталина/Трёх Маршалов/Победы. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009b2.shtml
      
      - "Проспект Мира. Часть 1-я. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/1mira.shtml
      
      - "Проспект Мира. Часть 2-я. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/bbbb.shtml
      
      - "Вокзалы: Восточный, Южный (но не тот), Лицентский (Пиллауский). Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/bostok.shtml
      
      - "Главный ж/д вокзал Кёнигсберга (сегодня Южный) до 1945 года и в 1945-м"
      здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/central.shtml ---------- НОВАЯ ГЛАВА (29.09.2023)
      
      
      
      
      
       Мои тексты о любимом городе, включая архивный материал:
      
      
      - "1. Кaлининград, ты мой Кёнигсберг. Или: Кёнигсберг, ты мой Калининград?"
      здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg.shtml
      
      - "2. Калининград и янтарь. Песчаные дюны и разрывные течения. Пляжники и морские пехотинцы. Президент и дворец"
      здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg1.shtml
      
      - "3. Калининград. Как зарождалась"Сельма". Дважды Краснознамённый Балтийский флот"
      здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg5.shtml
      
      4. "Калининград. О роботe-кондукторе и роботe-астрологе"
      здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/xrobot.shtml ---------- НОВАЯ ГЛАВА (17.09.2023)
      
      5. "Калининград, мундиаль-2018"
      здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/zz.shtml
      
      
      
      
      

    Постоянно дополняется ...

      
      

       Остров Ломзe (Октябрьский)

      
      
      1. Вместо предисловия
      2. История здания собора на улице Генерала Павлова
      3. Cемь улиц oстровa Ломзе - район набережной Карбышева
      4. Линденштрассе - улица Октябрьская
      5. Вместо эпилога. С и н а г о г а
      
      
      
      

    1. Вместо предисловия

      
      Когда Путин подписал закон о создании специальных административных районов (САР) - офшоров на островах "Русский" в Приморье и "Октябрьский" в Калининграде, то оказалось, что острова Октябрьский в Калининграде не существует. В Калининградской области географического объекта под названием "остров Октябрьский" - в природе не существовало, а то, что называли островом - являлось частью Московского района города Калининграда.
      
      Пришлось править документы и к весне 2021 года резиденты Специального административного района (САР) на острове Октябрьский в Калининграде инвестировали в российскую экономику более 50,8 млрд рублей. В 2020 году в САР зарегистрировались 16 участников - 15 международных компаний и один международный фонд. Объем их инвестиций за этот период превысил 50,2 млрд рублей. Кроме того, компании взяли обязательства по инвестированию более 200 млн рублей.
      
      То есть сегодня немецкий остров Ломзе площадью около 10 кв. километров есть российская офшорная зона. Именно здесь в 2018 году проводились игры мирового чемпионата по футболу.
      
      
      
       []
      
      1. Кёнигсбергский остров Ломзе на карте находится справа.
      К нему вели три разводныx моста
      
      
      
       []
      
      2. И тут остров Ломзе находится справа.
      Цифрами обозначены городские мосты, их было семь и все они были разводными
      
      
      
       []
      
      3.
      
      
      
       []
      
      4. Здесь остров Ломзе расположен чуть вглубь под цеппелином.
      Также отчётлово видна еврейская синагога, которую восстановили в 2010-х годах
      
      
      Цеппелины (дирижабли жёсткой системы) строились графом Фердинандом Цеппелином и немецкой фирмой "Люфтшиффбау Цеппелин ГмбХ". Всего за период 1899-1938 годов было построено 119 штук, поставлявшихся армии и флоту. Значит, фото сделано после 1899 года и фото является подтверждением того, что остров Ломзе при немцах, по причине болотной почвы, практически не застраивался, в то время как остальные районы Кёнигсберга основательно уплотнялись.
      
      
      
       []
      
      5. После войны. Фото подписано: "Улица Октябрьская, ориентировочная дата снимка 1960-е годы.
      На переднем плане - Деревянный (Дровяной) мост, на заднем "красуется" здание "Гражданпроекта". Отсюда:
      
      
      
       []
      
      6. Остров Канта при немцах был плотно заставлен постройками, что хорошо видно на фото с дирижаблем. В Калининграде, наоборот, остров Канта имеет только Кафедральный собор, при этом не осваиваемый при немцах остров Ломзе (Октябрьский), в советские времена интенсивно застраивался. На фото остров Октябрьский (Ломзе) - через реку в северо-восточном направлении от Кафедрального собора
      
      
      
       []
      
      7. Другой ракурс на остров Октябрьский - со стороны Кафедрального собора.
      Стадион уже возведён, но окрестная зона ещё не благоустроена
      
      
      
       []
      
      8. Тут вокруг стадиона уже более-менее прибрано (стадион вдали)
      
      
      
       []
      
      9. Ну, а на этой фотографии стадион в полной красе
      
      
      
       []
      
      10. Туристы особенно любят посещать этот уголок - "Рыбная (Рыбачья, Рыбацкая) деревня" на острове Октябрьский. А перейдя через мост, попадаешь на остров Канта, где расположена могила великого философа и находится главная городская достопримечательность - Кафедральный собор
      
      
      
       []
      
      11. Туристы особенно любят посещать этот уголок - "Рыбная (Рыбачья, Рыбацкая) деревня" на острове Октябрьский
      
      
      
      Нижепоставленный текст я нашла здесь.
      
      Иногда на чужие тексты даю прямую ссылку. Здесь же ставлю текст целиком и сейчас поясню причину. Во-первых, очень часто указанная ссылка становится нерабочей, приходишь, а там - белый формат "404". Во-вторых, на острове Ломзе, а сейчас это район Октябрьский города Калининграда, родилась наша дочь. На той же улице - улица Павлова - находится бывшая кёнигсбергская кирка Креста, в советское время используемая не по назначению, но аккурат к рождению дочки отреставрированная и получившая название "Крестовоздвиженский приход Смоленско-Калининградской епархии РПЦ".
      
      Храм находился буквально в пяти минутах ходьбы от дома, и мы с мамой крестили там нашу с мужем двухмесячную дочку, правда, его в известность не поставив. Так что данный городской уголок Калининграда для нас является знаковым.
      
      И ещё этот район знаменит тем, что именно здесь воздвигли стадион мирового класса, где проходили игры чемпионата мира по футболу. Текст "Калининград, мундиаль-2018" у меня находится
      здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/zz.shtml
      
      
      
      

    Постоянно дополняется ...

      
      

      2. История здания собора на улице Генерала Павлова

      
      Кирха Креста (Kreuzkirche).
      Время строительства: 1930-1933 годы.
      Адрес расположения: Königsberg, Plantage, 12 (Калининград, ул. Генерала Павлова, 2).
      Архитектор Артур Киктон.
      
      
      
       []
      
      16.
      
      

      ===== Историческая справка =====

      
      Речь пойдёт об острове Ломзе, который являлся отдельным районом города. В переводе с прусского языка Ломзе - это "топкая земля", "болото". В литовском языке есть похожее слово Lomaj, что означает "топь", "лужа". Остров Ломзе (Lomse) находился восточнее Кнайпхофа (Kneiphof), между новым и старым рукавами реки Прегель. Территориально он относился к старейшему из трёх городов, впоследствии объединившихся в Кёнигсберг, - Альтштадту (Altstadt).
      
      Изначально альтштадтские власти не знали, как можно было рационально и эффективно использовать обширную, но заболоченную территорию острова Ломзе. Ведь там находились заливные луга, используемые как пастбища. В итоге - после долгих согласований и раздумий - на данной территории было решено хранить и складировать древесину. Для этого на северо-западе острова, вдоль берега Новой Прегели, были выстроены складские помещения.
      
      Но появилась новая проблема: каким образом можно было доставлять и складировать стройматериалы из остальных районов города без моста? Проблема была решена быстро и эффективно. В 1404 году Альтштадт и вновь образованный остров Ломзе были соединены мостом, получившим название "Старый дровяной мост" (Alte Holzbrücke). Спустя 5 веков, в 1904 году, чуть правее от него будет построен уже новый, более современный мост, названный Новым дровяным мостом (Neu Holzbrücke). Сейчас вы можете его лицезреть, если пойдёте по улице Октябрьской в сторону острова Канта.
      

      ===== Непримиримая "война" Альтштадта и Кнайпхофа за мосты с островом Ломзе =====

      
      В 1454-1466 годах западные берега острова Ломзе укрепили дамбой, обсадив её ивами и проложив по ней дорогу на юг, и она получила лаконичное название - Ивовая дамба.
      
      Параллельно начались работы по осушению болот, что в большом количестве располагались по всей территории острова Ломзе. Для этого была прорыта целая сеть осушительных каналов. Но существовала серьёзная проблема: выстроенная дорога на юг поначалу была тупиковой. Жителям Альтштадта, тогда отдельного города, со своим независимым управлением и экономикой, было жизненно важно получить торговый путь в южном направлении, который бы огибал соперничавший с ним город Кнайпхоф. Для осуществления этих планов был нужен мост, ведущий с дамбы.
      
      Естественно, жители Кнайпхофа были категорически против данного решения. Активные споры и борьба за строительство данного моста велись более 100 лет! Конец спору положил в 1520 году герцог Альбрехт, своей властью выдав разрешение на строительство долгожданного сооружения. Мост получил название - "Старый высокий мост" (Alter Hohebrücke).
      
      
       []
      
      17.
      
      
      Это позволило Альтштадту проложить прямую дорогу от Дровяного моста через весь Ломзе (Lomse) к старому Высокому мосту Форштадта (Vorstadt), тем самым обогнув конкурентный Кнайпхоф с востока. Так было создано южное торговое направление и получено важное экономическое превосходство. Сам мост сделали разводным, возложив обязанности по его содержанию на хозяина трактира "Нойер Круг", расположенного на северном берегу Старой Прегели.
      
      В 1882 году он был перестроен, а в 1938 году снесён. После чего в нескольких десятках метров от него был возведён уже Новый высокий мост (Neu Hohebrücke). Позже в северо-западной части Ломзе начал функционировать скотный рынок (Viehmarkt). Он располагался в восточной части городского района Haberberg, на пересечении улиц Oberhaberberg (ныне улица Богдана Хмельницкого) и Friedländer Torplatz (ныне улица Дзержинского).
      
      Однако жители Кнайпхофа в долгу не остались и смогли добиться в 1542 году разрешения у герцога Альбрехта на строительство ещё одного моста через Прегель, который бы тоже соединял их город с островом Ломзе. Он получил название "Медовый мост" (Honigbrücke) и был построен западнее Дровяного моста, соединив Кнайпхоф с островом Ломзе.
      
      С этого времени появилась легенда об его "медовом" названии. Дело в том, что он назывался так благодаря бочкам мёда, которые член ратуши Кнайпхофа обербургграф Безенраде (Вesenrade) посулил строителям в качестве оплаты их труда по его строительству. С этого момента остров Ломзе стал активно заселяться, уже преимущественно кнайпхофцами.
      
      А вот жилые дома возводить на острове Ломзе городскими властями строго запрещалось: слишком уж ненадёжной оставалась ещё здешняя почва. Стойла, склады да угольные погреба - вот всё, чем в те времена был примечателен Ломзе. Однако всё кардинально поменялось с 1894 года, когда был намечен план по застройке западной части острова Ломзе жилыми домами. Здешняя болотистая почва требовала особых свай, которые строители изготавливали из цельного дуба длиной от 12 до 13 метров.
      
      
       []
      
      18.
      
      

      ===== Плантация тутовых деревьев, давшая название целой улице =====

      
      Теперь нужно сказать несколько слов об улице, на которой была построена кирха Креста. В 1742 году по указу короля Фридриха II Великого на острове Ломзе была заложена плантация шелковицы, которая использовалась для разведения гусениц тутового шелкопряда, с целью создать в Кёнигсберге производство шёлка-сырца. Да-да, вы не ослышались, вот такая необычная задумка витала в умах правителей города в то время. По этому случаю король даже учредил награды её основателям.
      
      В 1750 году плантация работала уже на полную мощность и поставляла 20 фунтов шёлка-сырца для городских нужд. Проработала плантация на протяжении почти 30 лет, страдая от частых дождей и вредителей, пока суровой зимой 1771 года все теплолюбивые деревья шелкопряда не вымерзли. В память о ней северо-восточная часть острова получила звучное название Plantage, что означало "плантация". Это и дало название улице, на которой впоследствии и была заложена кирха Креста (Kreuzkirche).
      
      

    Постоянно дополняется ...

      
      

      ===== Архитектурное описание здания =====

      
      Так как остров Ломзе располагался на некотором удалении от всех существовавших на тот момент времени городских кирх, для местных жителей остро встал вопрос о строительстве своей собственной кирхи на данной территории.
      
      В 1913 году альтштадтской приходской общиной для этих целей был приобретён участок городской земли под строительство. Но неожиданно началась Первая мировая война, и начало строительства пришлось отложить на неопределённый срок. Как только она закончилась и город влился в мирную жизнь, приходская община вернулась к планам о возведении на острове Ломзе своей собственной кирхи.
      
      В 1925 году был составлен первоначальный архитектурный проект будущего здания, но он был признан неудачным. Поэтому составление нового проекта было поручено известному берлинскому архитектору Артуру Киктону (Artur Kikton). В то время он был всем известен восстановлением разрушенных землетрясением храмов самого Иерусалима. Его архитектурный проект включал в себя не только само здание кирхи, но также ещё два смежных здания - дом священника и дом общины кирхи.
      
      Осенью 1929 года под руководством кёнигсбергского инженера-архитектора Эрнста Милауцки началась закладка фундамента будущей кирхи Креста. Так как здание строилось на болотистом месте, в его основание вбивались крупные, 20-метровые сваи.
      
      
       []
      
      19.
      
      
      Закладка первого камня в основание будущей кирхи состоялась 15 июня 1930 года. Строительные работы велись на средства Альтштадтской церковной общины, объединения евангелических общин Кёнигсберга и прусского правительства. Построена и освящена она была спустя три года - 7 мая 1933 года.
      
      Здание кирхи было выполнено из красного клинкерного кирпича, особой техники обжига и прочности. Его архитектурный стиль можно отнести к позднему модерну с элементами готики и неоклассицизма. Оно имело оригинальную форму, напоминавшую с высоты птичьего полёта равноконечный греческий крест.
      
      Центральная часть здания состояла из трёх просторных нефов, поделённых двумя рядами колонн, над которыми располагались балконы. По боковым сторонам нефов, по всему их периметру, располагались вытянутые оконные проёмы. С западной стороны к ней примыкал лицевой фасад, представляющий собою две высокие и равнозначные башни, между которыми находились два полукруглых центральных входа, увенчанных панно кадинской майолики и большим христианским крестом в специальной стрельчатой нише-портале. На пересечении лучей креста красовалась надпись на немецком языке: "Слово о кресте являет могущество Господа" ("Das Wortvom Kreuz ist Gottes Kraft").
      
      Высота обеих башен составляла полных три этажа. На каждой из них, с двух сторон, находился ряд из шести прямоугольных оконных проёмов, шедший почти до самих куполов.
      
      На уровне третьего этажа на каждой из башен располагалась отдельная колокольня с высокими вытянутыми арками, через которые открывался прекрасный вид на окружающий ландшафт местности. Соединяла две башни между собою галерея с 6 глухими окнами, венчала которые небольшая двухскатная крыша. Раньше эти окна были сквозными, а место между башнями занимал циферблат больших округлых часов в готическом стиле. Завершением башен служили две ребристые крыши, предположительно покрытые жестью, с двумя крестами на острие каждой из них. К кирхе с восточной стороны примыкал дом священнослужителя.
      
      
       []
      
      20.
      
      
      Оформлением внутреннего интерьера кирхи занимался берлинский художник Эрхст Фей.
      
      Войдя в здание, человек попадал в огромный зал с высоким полукруглым потолком, который, как и стены, был расписан в соответствии с религиозными канонами того времени. У основания кирхи с её лицевой стороны размещался орган, а с противоположной - алтарь. По обеим сторонам зала стояли две скамьи, выполненные из дерева. Оконные витражи кирхи были изготовлены по эскизам кёнигсбергского художника Герхарда Айзенблеттера. Другой кёнигсбергский художник - Якоб - оформил купель для крещения, кубок для причастия и алтарный светильник.
      
      В итоге отличительными характеристиками данного строения среди всех кирх Кёнигсберга явились следующие неповторимые особенности: двубашенная колокольня, характерная для католических храмов; изображение большого креста на лицевом фасаде здания; католическая символика в виде сердца Иисуса и трилистных лилий (символа Пресвятой Троицы); круглая форма основания здания, символизирующая собой вечность; отступление от готического стиля в пользу древних восточных форм храмового зодчества.
      
      Отдельно хочется отметить ещё один из элементов внешнего оформления кирхи Креста. Речь идёт о скульптуре пеликана, который символизировал христианскую жертвенность и веру. Сама скульптура до наших дней, к сожалению, не сохранилась. Его создателем был скульптор-анималист Артур Штайнер (Artur Steiner). Он родился 2 июля 1885 года в Gumbinnen (ныне город Гусев). Окончил гимназию и начал работать учеником продавца в зоологическом магазине. В период работы стал создавать свои первые скульптуры различных животных. С 1903 года он постоянно проживает в Кёнигсберге, где много работает и посещает различные художественные выставки. Всю свою жизнь он посвятил изображению животных, став автором более 40 работ, большинство из которых были созданы в Кёнигсберге. Также он является автором другой хорошо вам известной скульптуры, что стоит сейчас в Калининградском зоопарке. Речь идёт о скульптуре "Орангутан" в натуральную величину из поделочного розового порфира, созданную Штайнером в 1930 году.
      
      До наших дней оригинальное убранство кирхи не сохранилось.
      
      

    Постоянно дополняется ...

      
      

      ===== Послевоенный период жизни здания =====

      
      Во время бомбардировок Кёнигсберга английской авиацией в августе 1944 года и штурма города в апреле 1945 года зданию кирхи не был причинён серьезный урон. Однако сгорели её деревянные перекрытия, обрушилась кровля, незначительно повредилась южная башня колокольни.
      
      Более серьёзным повреждениям здание кирхи Креста подверглось в годы его послевоенной эксплуатации. Сразу после войны советские власти стали использовать здание кирхи в хозяйственных целях. После чего в ней случился большой пожар, и здание полностью выгорело, в результате чего обрушилась основная крыша кирхи.
      
      В начале 1950-х годов прошла её "реконструкция": были возведены новые бетонные перекрытия на уровне первого и второго этажей, а также надстроен третий этаж в основной части здания. Форма кровли тоже претерпела изменения: она стала более пологой, а с северной стороны к алтарной части было пристроено здание хозяйственного назначения.
      
      Таким образом, некогда единое пространство кирхи было расчленено междуэтажными перекрытиями, из-за чего по центру появился ряд новых бетонных колонн. После данного "капитального ремонта" во вновь отремонтированном здании сначала располагалась автомобильная мастерская, а потом и опытная фабрика экспериментальных орудий лова рыбы. После чего оно продолжало подвергаться неграмотным перестройкам и реконструкциям. Внутри него были установлены новые бетонные перекрытия, из-за чего не рассчитанный на такие нагрузки фундамент просто не выдержал. Он сильно просел, а в стенах здания появились крупные трещины. Дошло даже до того, что крест из кадинской майолики был закрыт изображением голубя мира - чтобы местное население побыстрее забыло о происхождении и назначении данного здания.
      
      К началу 1980-х годов здание кирхи было заброшено и стало быстро приходить в упадок.
      
      
       []
      
      21.
      
      
      Однако случилось чудо - и оно получило второй шанс на жизнь.
      
      В июне 1986 года здание бывшей кирхи Креста было передано Русской православной церкви в безвозмездное пользование. В 1991 году в здании был зарегистрирован Крестовоздвиженский приход Смоленско-Калининградской епархии РПЦ.
      
      С 1991 по 1994 годы были произведены реконструкция и частичный ремонт кирхи. Храмовое здание приобрело первозданный внешний вид и двухуровневое внутреннее устройство, приспособленное для регулярного совершения церковных богослужений. Работы велись под руководством первого настоятеля Крестовоздвиженского собора протоиерея Петра Бербеничука и игумена Аркадия Недосекова совместно с калининградским архитектором Юрием Забугой.
      
      После передачи здания православной общине внутреннее убранство собора было восстановлено в соответствии с православными канонами.
      
      В 1994 году патриархом Московским и всея Руси Кириллом был освящён верхний, главный храм собора, а год спустя - и нижний.
      
      Летом 2005 года была осуществлена реставрация фасада колокольни, а ровно через год - реставрация всего фасада здания собора и прилегающего к нему административного сооружения. А с мая по август 2006 года было произведено благоустройство всей соборной территории. Данные работы были приурочены к посещению прихода Крестовоздвиженского собора Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II, которое состоялось 9 сентября 2006 года в рамках празднования 20-летия Калининградской епархии и 60-летия Калининградской области.
      
      В январе 2000 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил расположенный в главном приделе собора уникальный янтарный иконостас.
      
      С 1989 года в соборе действует собственный хор, участвующий в богослужениях по субботам, воскресеньям и православным праздникам. Также хор участвует в различных православных фестивалях в России и за рубежом. С 2004 по 2006 годы хором были записаны пять дисков, один из которых был посвящён "Литургии св. Иоанна Златоуста" Константина Шведова. Руководителем хора с 1991 года и по сей день является Евгения Синиченкова.
      
      Сейчас Крестовоздвиженский собор можно беспрепятственно осмотреть по всему периметру и в часы его работы, даже попасть внутрь здания, чтобы посмотреть его внутреннее убранство. Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года N 132 кирха Креста получила статус объекта культурного наследия регионального значения.
      
      
       []
      
      22. Бывшая кирка Креста, ныне это Крестовоздвиженский приход Смоленско-Калининградской епархии РПЦ
      
      
      Иван СКОБЕЙ
      
      Отсюда:
      https://klops.ru/news/2017-02-18/150338-panno-kadinskoy-mayoliki-i-krest-istoriya-zdaniya-sobora-na-ulitse-generala-pavlova-spetsproekt-klops-ru-oskolki-kyonigsberga
      
      
      
      

    * * * * * * *

      
       []
      
      23. На острове Ломзе родилась наша дочка (ул.Павлова), а в этом храме в 1991 году мы её крестили
      
      
      
       []
      
      24. На острове Ломзе родилась наша дочка (ул.Павлова), а в этом храме в 1991 году мы её крестили
      
      
      Интересная дополнительная информция о храме находится здесь на странице 71.
      
      
      

    Постоянно дополняется ...

      
      
      

    3. Cемь улиц oстровa Ломзе - район набережной Карбышева

      
      Остров Октябрьский похож на отформатированный диск. Всё стёрто. Как и весь центр, жилые кварталы Ломзе были разрушены в 1944-1945 годах. Во многих районах Калининграда по крайней мере осталась историческая разметка улиц. Но над Островом тяготеет геологическое проклятие. Во-первых, он окружён водой: рекой и болотами; во-вторых, на его зыбкой почве очень трудно строить. Поэтому Ломзе обживался в последнюю очередь и дольше других мест не мог очнуться от обморока войны.
      
      Когда центральные районы Калининграда уже застраивались хрущёвками, Острову доставались сонные садовые общества, хаос ангаров и времянок, блошиный рынок, цирк и серые пятна запустения. Зато до самого последнего времени здесь сохранялись неприметные знаки прошлого. Просевшие домики складов и контор, хозяйственные постройки, канавки, насыпи и рвы, как иероглифы исчезнувшего прошлого, могли многое рассказать любопытному прохожему.
      
      Вопреки расхожему мнению, Ломзе и прежде не был сплошь застроен. Только на нескольких участках стояли настоящие городские дома, плюс были две длинные улицы вдоль берегов: нынешняя Октябрьская - Линденштрассе и нынешняя набережная Карбышева - Альтштэдтише Хольцвизенштрассе. Внутреннюю территорию застраивали медленно, словно нехотя. Вплоть до конца XIX века там было только четыре небольших улицы.
      
      В 1894 году власти разработали единый проект застройки северо-западной части Ломзе. Город в это время планово расширялся и пускал под строительство большие участки, до того считавшиеся 'неудобьём'. В результате к четырём улицам добавились ещё три, и в Кёнигсберге появился новый микрорайон, построенный и оформленный по вкусам своего времени, - северный Ломзе.
      
      
       []
      
      25. Вид на Альтштэдтише Хольцвизенштрассе (наб. Карбышева). 1930-е годы. На этом плане, снятом со стороны Лёбенихта, видно место, где сейчас находится гребная база 'Динамо', дальняя оконечность Плантаже, корпуса и трубы лесопилки; ряд деревьев вдалеке - это обрамление искусственной заводи.
      Фото отсюда
      
      
      Название Альтштэдтише Хольцвизенштрассе означает 'Альтштадтские дровяные луга'. И правда, улица-предшественница набережной Карбышева во все времена была полосой складов и товарных полигонов. На фотоснимке, сделанном из башенки новой Лёбенихтской гимназии (район нынешнего памятника-катера), она видна как скопление плоских ангаров, пакгаузов и мастерских с простыми грузовыми причалами - порт не порт и улица не улица. Название выражало и её историю, и её современность: когда-то, после постройки моста Хольцбрюкке, на пустом берегу Ломзе стали хранить запасы дров для Альтштадта. К ХХ веку расширилась номенклатура грузов, но суть осталась прежней: товарный двор, улица-склад.
      
      Южнее Дровяных лугов начиналось жильё. Сразу за пологими крышами Хольцвизенштрассе вырастают стены типичных четырёх- пятиэтажных домов - это и есть северный микрорайон Ломзе. Он тянулся вдоль реки примерно до новой эстакады и имел в плане форму треугольника.
      
      Входом во внутренние кварталы острова нам могла бы послужить короткая улица, начинавшаяся от Линденштрассе там, где сейчас устроен въезд на парковку супермаркета 'Виктория'. Это улица Линденграбен (Липовый канал). И действительно, вплоть до конца XIX века здесь была канавка, которая соединяла Новый и Старый Прегель, отсекая по диагонали северо-западный 'угол' острова с жилым районом.
      
      Двигаясь по Линденграбенштрассе, мы бы скоро оказались на небольшой площадке (сейчас её место заняла 'Виктория'), к которой сходились пять улиц внутреннего Ломзе.
      
      
       []
      
      26. Хинтерломзе. Фото Э. Готхайля. Приблизительно 1910 год.
      Фото отсюда
      
      
      С севера сюда тянулись старинные Фордерлозме и Хинтерломзе (то есть 'передняя' и 'дальняя' улицы острова). С северо-востока (на фото - справа) подходила улица Плантаже. А к юго-востоку шла от этого перекрёстка Фестунгсдамм (Крепостная дамба), - не улица, а скорее дорога; она пересекала по диагонали квадрат современной школы и вела вглубь лугов, к местным оборонительным сооружениям.
      
      
       []
      
      27. Хинтерломе и Линденграбенштрассе. Приблизительно 1910 год.
      Фото отсюда
      
      
      Объектив фотографа направлен на север, поэтому в центре на обоих снимках мы видим улицу Хинтерломзе. Появилась она вместе с Фордерломзе ещё в Средние века, благодаря сооружению дополнительного ряда складских корпусов позади застроенной до отказа Линденштрассе.
      
      Лепившиеся друг к другу боками фахверковые шпайхеры имели по два симметричных фасада с погрузочными узлами, выходившие на две параллельные улицы. Так формировалась сеть всех городских ластадий (складских районов). Фордерломзе возникла как тыльный подъезд к складам Линденштрассе, а аналогичным 'дублером' для неё самой стала Хинтерломзе. От 'нашего' перекрёстка эта улица шла в сторону павильона нынешнего 'Балтикэкспо', упиралась там в ограды товарных площадок и, свернув под прямым углом влево, сообщалась с Фордерломзе коротким проездом.
      
      В советские годы территорию обеих улиц заняла широкая барахолка, официально - Промтоварный рынок. 'Блошиный' базар под открытым небом был по совместительству торговой площадкой фарцовщиков - незабвенной касты времен дефицита. Не одному поколению модников и модниц этот спекулянтский 'бутик' помогал выглядеть стильно, обеспечивая их заграничными или 'альбатросовскими' вещами. Въезд на рынок был устроен примерно на месте улочки Линденграбен.
      
      Кстати, примерно там же, на Хинтерломзе 16, когда-то располагалось известное благотворительное заведение - студенческое общежитие Кипкеанум, учреждённое по завещанию профессора Альбертины, филолога-востоковеда Георга Давида Кипке. Бессемейный профессор за год до своей кончины передал 10 тысяч талеров на строительство дома для 13 студентов. Заведение открыли в 1797 году.
      
      Здание Кипкеанума выходило на 'площадку' таким образом, что улица Линденграбен упиралась прямо в его фасад. А так выглядела 'дальняя' улица Ломзе ближе к Хольцвизенштрассе.
      
      
       []
      
      28. Хинтерломзе в северном направлении. Фото Э. Готхайля. Приблизительно 1910 год.
      Фото отсюда
      
      
      Люди в центре кадра стоят где-то между нынешними 'Викторией' и 'Балтикэкспо'. В створе улицы виднеются склады, отделявшие Хинтерломзе от набережной. Слева за разнорослыми корпусами жилых домов высятся традиционные шпайхеры.
      
      На следующем фото мы видим их же с другой стороны:
      
      
       []
      
      29. Фордерломзе в северном направлении. Фото Э. Готхайля. Приблизительно 1910 год.
      Фото отсюда
      
      
      Это улица Фордерломзе. В отличие от своей 'сестры', она выходила прямо к реке где-то напротив современного памятника морякам-балтийцам. Фордерломзе начиналась примерно перед зданием современной 'Виктории', а заканчивалась тоже под павильоном 'Балтикэкспо'.
      
      
      После войны в районе исторических улиц северного Ломзе почему-то сохранились не дома, а в основном хозяйственные постройки. Чудом уцелевшие деревянные ангары, склады, бесформенные времянки и заборы заполняли пространство пыльным хаосом неустройства, сквозь который глядели каменные мостовые, лишённые улиц. Не удивительно, что и геометрия, и топонимия этих мест стёрлись. Фордерломзе поначалу была переименована в улицу Гомелевскую (именно так!), но вскоре слилась с пейзажем.
      
      Вернемся, однако, в начало позапрошлого века, на Фордерломзе, ещё не ставшую барахолкой. Фотограф стоит в самом начале улицы. От этого места мы могли бы, вообразив себя экскурсантами из будущего, пройтись до пристани, а потом, свернув в проезд, возвратиться по Хинтерломзе к исходному 'перекрёстку пяти дорог'. И если бы мы дальше двинулись от него вправо, то очень скоро оказались бы на улице со странным названием Плантаже - Плантация.
      
      Плантаже шла от перекрёстка по прямой диагональной линии на северо-восток, проходила левее кирхи Креста и соединялась с Хольцвизенштрассе немного дальше второй эстакады, напротив гребного клуба 'Динамо'. Её первоначальную геометрию определил, вероятно, старый пояс городских укреплений.
      
      В XVIII веке дровяные луга Альтштадта, тянувшиеся по берегу реки до самой заставы Литауэрбаум (будущий Литовский бастион), на востоке защищал только ров с водой; но где-то на уровне новой эстакады начиналась насыпь, которая далее шла по диагонали на юго-запад до Ивовой дамбы (ул. Вайдендамм, она же Октябрьская). На месте РТС-2 был небольшой бастион. Параллельно валу с внутренней, городской стороны и протянулась дорога, позже превратившаяся в улицу Плантаже. На картах она появляется в 1800-е годы.
      
      
       []
      
      30. Плантаже, вид на северо-запад. Приблизительно 1910 год.
      Фото отсюда
      
      
      Первоначально улица Плантаже не была идеальной прямой. От 'нашего' перекрёстка, от нынешней 'Виктории', она шла до площадки перед Кройцкирхой (которой ещё не было, но сейчас там находится Крестовоздвиженский приход Смоленско-Калининградской епархии РПЦ, о котором рассказываю в первой главе чуть выше). В том месте улица Плантаже поворачивала к реке, где был устроен лодочный перевоз, старинный эквивалент второй эстакады. Точно напротив 'отростка' улицы Плантаже с другого берега к воде подходила Лёбенихтская Шлахтхофгассе. Позже, в 1910-х годах, Плантаже продлили по прямой и соединили с дальним концом Хольцвизенштрассе. На фото мы видим её ещё в старом 'метраже': улицу замыкают кроны деревьев, налево - поворот к переправе.
      
      Странному названию улицы Плантаже я дала объяснение в первой части, но повторюсь и здесь. В 1742 году на пустующих землях Ломзе решили поставить эксперимент по разведению тутового шелкопряда, для этого здесь высадили целую плантацию. Так что двор домов на набережной Карбышева когда-то был занят типично азиатским промыслом. Хотя тут - дерево южное, он может приживаться в нашем крае. Из детства мне вспоминается целая аллея шелковицы где-то в районе улицы Транспортной, долгое время тутовые деревья росли на территории областной больницы. И у немецких плантаторов поначалу всё получалось, 20 лет они поставляли короне натуральный шелк.
      
      Однако зимой 1771 года ударил аномальный мороз, и все деревья погибли. После этого 'шелковый проект' был закрыт, но название улицы осталось. Территория бывшей плантации сначала стала просто зеленой зоной. Со временем в просторном парке начали строить особняки. А в 1894 году Плантаже попала в проект плановой застройки. После войны эта улица ещё отмечалась на картах под названием Дровяной переулок, в её дальней части сохранялось несколько типовых особнячков. Когда их расселили и снесли, история Плантаже окончилась.
      
      До 1890-х годов между Плантаже и Хинтерломзе была пустошь. В середине XIX века на месте двора набережной Карбышева выстроили завод по производству чугуна. Его корпус стоял прямо напротив дома N 20, а весь двор занимало искусственное озеро, вырытое, видимо, для технических нужд. В конце века, дабы оптимально расположить жилье в новом районе, внутри треугольника 'Линденштрассе - Хольцвизенштрассе - Плантаже' проложили несколько новых улиц.
      
      Параллельно Дровяной набережной прошла улица с тевтонским именем Хохмайстерштрассе (Магистерская). Она начиналась от проезда между Фордер- и Хинтерломзе, шла по прямой на восток и соединялась с поперечным маршем улицы Плантаже. После 1945 года Хохмайстерштрассе получила название Молотобойная и вскоре исчезла.
      
      Другая прямая улица протянулась в направлении север-юг, перпендикулярно Магистерской, это была улица Курфюрстская или Курфюрстендамм. Ей отводили роль центральной артерии микрорайона, поэтому ширина 'дамбы' была необычно большой для жилых кварталов Кёнигсберга. Хватило места для бульвара с двумя рядами деревьев. Курфюрстендамм начиналась от улицы Хохмайстер на севере, пересекала Плантаже и упиралась в дорогу Фестунгсдамм, но в градостроительных планах предполагалось продлить её до южного берега и сделать настоящим проспектом Ломзе.
      
      
       []
      
      31. Шефнерштрассе, вид от Плантаже на север. Приблизительно 1910 год.
      Фото отсюда
      
      
      На фото видим Курфюрстендамм в северном направлении. Вдали прорисовывается берег Лёбенихта (район Нового рынка). На переднем плане лежат литые рамы люков уличной канализации (до сих пор подобные люки встречаются повсюду в старой части Калининграда). Ближайший угол - улица Плантаже.
      
      На следующем фото - вид Курфюрстендамм в противоположном направлении, от перекрёстка с Хохмайстерштрассе на юг.
      
      
       []
      
      32. Курфюрстендамм, вид на север. Приблизительно 1910 год.
      Фото отсюда
      
      
      После войны улица Курфюрстендамм получила название Могилёвская. Но пустующему острову Октябрьскому оказался не нужен этот проспект, и улица заглохла. Сейчас её северной части примерно соответствует дворовый проезд вдоль дома N 4 по набережной Карбышева. Своим южным концом улица доходила до гимназии N 22.
      
      На фото улицы Плантаже в отдалении слева виден ещё один перекрёсток. Это третья из новых улиц северо-западного Ломзе, Шеффнерштрассе. Она соединяла Плантаже с Хохмайстерштрассе как раз посредине современного двора набережной Карбышева. Элиас Готхайль снял её в северном направлении.
      
      
       []
      
      33. Курфюрстендамм, вид на юг. Приблизительно 1910 год.
      Фото отсюда
      
      
      Восточнее и южнее жилого района на восток тянулась ногоэтажная застройка примерно до нынешнего Крестовоздвиженского собора. Там, где улица Плантаже соединялась с Хольцвизенштрасе, от перекрёстка на юг отходила узкая прямая Штапльвег, которая на послевоенные карты нанесена под именем Кузнечная. Между Кройцкирхой и Штапльвег в конце 1920-х появились ряды 'жилых бараков'. Возможно, в нём обитали рабочие находившейся рядом лесопилки, из окон которой, наверное, и сделан снимок. Справа в кадре край улицы Штапльвег, поперечные корпуса в отдалении расположены вдоль Плантаже, светлая полоска - река. Уже в 1940-е годы бараки исчезли, а на освободившейся территории появились особнячки. Сейчас это место занимает северный съезд с эстакады на остров.
      
      
       []
      
      34. Штапльвег, жилые бараки. 1920-1930-е годы.
      Фото отсюда
      
      
      На набережной Карбышева почти в километре от нового микрорайона есть объект, который никак не ожидаешь здесь увидеть, - одинокий жилой дом на отшибе. Зная, что до войны здесь не было жилых кварталов, невольно задумаешься, кто и зачем построил это здание. Ответом становится следующее фото, изображающее радиопередающую станцию на Хольцвизенштрассе. Сохранившийся 'уединенный домик на Ломзе' - крайний справа. Вероятно, он входил в комплекс сооружений станции.
      
      
       []
      
      35. Радиопередающая станция на Альтштэдтише Хольцвизенштрассе. 1929 год.
      Фото отсюда
      
      
      
       []
      
      36. Тот самый сохранившийся домик сегодня по адресу Набережная Карбышева 24.
      Фото отсюда
      
      
      ...Много столетий остров Ломзе был градостроительным вызовом для Кёнигсберга - Калининграда. Поколения инженеров пытались овладеть этой природной крепостью. История затяжной градостроительной кампании была записана на зыбкой почве Ломзе, в линиях канав, пунктире свай, узорах насыпей. И только в XXI веке город пошёл на приступ и отнял-таки камышовые гектары у тевтонских болот - кажется, навсегда, правда, вся летопись освоения Ломзе была при этом утрачена - пруды, рвы, дамбы скрылись под новым островом, выросшим поверх старого...
      
      Отсюда: https://kgd.ru/news/society/item/68643-kjonigsberg-v-detalyah-sem-ulic-lomze--rajon-naberezhnoj-karbysheva
      
      
      

    Постоянно дополняется ...

      
      
      
      

    4. Линденштрассе - улица Октябрьская

      
      Это место калининградцы называют просто Остров, потому что бывший Кнайпхоф с Кафедральным собором, отрезанный от городского движения, кажется некой особой территорией: парком, музеем, - чем угодно, но не рядовым районом. В отличие от него, остров Октябрьский - просто часть города: три большие улицы с многоквартирными домами, магазины, парковки, своя школа, свой храм.
      
      В Средние века картина была обратной: остров Кнайпхоф был обжит и застроен, а остров Ломзе - пуст. На его широких лугах хозяйничала вода, а не люди: гуляли паводки, шумел камыш, цвели болота... Но неудобная земля Ломзе все равно притягивала хозяйские взгляды жителей Альтштадта и Кнайпхофа. Ведь эта территория находилась в 200 метрах от Кёнигсбергского собора!
      
      В XV веке, чтобы задействовать берег Ломзе хотя бы для хранения дров, построили Дровяной мост через Новый Прегель. В 1542 году появился Медовый мост между Ломзе и Кнайпхофом. Северо-западная часть острова теперь была доступна для различной 'хозяйственной деятельности'. Вдоль северного берега потянулись 'дровяные поля', насыпались дамбы, появлялись пристани, но жильё здесь не строили до конца XIX века. Да, кто-то жил на Ломзе, но в основном земля острова служила для размещения складов, предприятий, а позже - военных объектов.
      
      Рядом с мостами и причалами, конечно, возник рынок. До XIX века он назывался Охсенмаркт (Бычий) и специализировался на торговле скотом. Прегель здесь была рекой контрастов: пока на Кнайпхофе говорили о 'звёздном небе', на Ломзе, перед окнами университета, пылил сотнями ног и копыт, галдел голосами торговцев, мычал и блеял неумолчный скотный торг. В конце концов власти решили перенести этот хаос подальше от центра. Освободившееся место почистили, окультурили и дали ему изящное название Липовая улица - Линденштрассе.
      
      
       []
      
      44. Линденштрассе (ныне ул. Октябрьская) у Медового моста. Около 1840 года, гравюра.
      Фото отсюда
      
      
       []
      
      45. Линденштрассе у Медового моста. Фото О. Биттриха, 1938 год.
      Фото отсюда
      
      
      С тех пор Линденштрассе (ул. Октябрьская) являлась парадным фасадом острова Ломзе. Её ганзейская 'ведута' с островерхими фасадами и судами у пристани, отраженными гладью Старого Прегеля, открывалась пешеходам мостов Грюнебрюкке и Кеттельбрюкке, как и сегодня открывается со старого эстакадного моста. После войны бывшая Линденштрассе пережила долгий упадок, но со строительством Рыбной деревни взяла реванш и стала одной из витрин Калининграда.
      
      Если быть точными, современная Октябрьская соответствует двум старым улицам: Линденштрассе и Вайдендамм. Как и в других аналогичных случаях, единая линия делилась надвое водной преградой и мостом, которые позже исчезли, но оставили о себе топонимическую память.
      
      До 1830-х годов северо-западный Ломзе был отделён от остальной территории острова рвом Прегельграбен, который одним концом сообщался с Новым Прегелем напротив современной ул. Грига, а другим концом - впадал в реку между 'старой' и 'новой' частями Рыбной деревни. Примерно там, где сейчас находится въезд на парковку 'Виктории', был мостик, от него на север шла Линденштрассе, а на юг - Вайдендамм (Ивовая дамба).
      
      Ров прорыли, вероятно, при строительстве старых городских укреплений в начале XVII века, линия которых как раз охватывала юго-западный сектор Ломзе, поворачивала на юг и отсекала узкую полоску прибрежной насыпи со стоящей на ней улицей.
      
      В XIX веке Линденштрассе с примыкающей к ней площадью Линденмаркт выглядела так же, как знаменитая ластадия района Лаак, располагавшаяся на месте 'Юности' и бассейна .
      
      
      

    Постоянно дополняется ...

      
      
       []
      
      46. Линденштрассе, дома NN 10-14. До 1894 года.
      Фото отсюда
      
      
      На этот снимок попали дома NN 10-14 (нумерация шла слева направо), стоявшие как раз напротив Медового моста. Четыре из них - склады, дом N 13 - жилой, но 'барочная' форма его фасада гармонирует с соседними шпайхерами. У складов Ломзе были свои особые черты. Корпуса NN 11 и 12 обшиты деревянным 'сайдингом', что лишает их привычной нарядности фахверка. На коньках крыш здесь ставили скульптурные фигурки. Возможно, они иллюстрировали название склада, либо строитель по каким-то причинам считал выбранный сюжет своим талисманом.
      
      
       []
      
      47. Линденштрассе, дома NN 10-14. Фрагмент. Украшение крыш.
      Фото отсюда
      
      
      Фасад дома N 10 увенчивает звезда, больше смахивающая на морского ежа; такая же и на складе N 14. Над одиннадцатым домом - некий геральдический сюжет: возможно, прусский орел (ракурс не позволяет разобрать). А вот - фигурка человека с подзорной трубой. Он смотрит куда-то на запад - наверное, озирает пути своих торговых караванов. Жилой дом N 13 тоже не отстал от соседей, верх и углы его фасада украшены декоративными вазонами, напоминающими XIX столетию об эпохе рококо.
      
      
       []
      
      48. Линденштрассе, дома NN 10-14. Фрагмент. Ворота складов.
      Фото отсюда
      
      
      Возле 13-го дома был необычный для торговых площадей зелёный островок. Чтоб защитить свой уют от звуков рынка и прямых лучей солнца, жильцы посадили перед фасадом два дерева, обнесли свой палисад кованой решёткой, а перед ней поставили два каменных столба. Судя по их наклону, столбики выдержали не один удар телег, спешащих к погрузочным площадкам.
      
      Цокольный этаж шпайхеров Ломзе был устроен традиционно: широкие двустворчатые ворота для грузов, маленькие воротца для человека, у самой земли небольшая прорезь - для кошки. Знаменитые кёнигсбергские коты защищали склады зерна от их извечного врага - мышей.
      
      На уровне выше человеческого роста к стене ближайшего склада прикреплена табличка, маленький козырек защищает её от дождя. Вероятно, это шпайхерская марка. Многие видели марки старинных складов Лаака. Аналогичные таблички-символы использовались и на Ломзе, но почти никакой информации о здешних марках не сохранилось.
      
      Наш фотограф пришел на Липовый рынок, вероятно, в сырую погоду, поэтому все ветровые окошки шпайхеров закрыты. На воротах тоже висят замки. Нигде не видно погрузки или отгрузки товара, нет рабочего люда, транспорта. Может, фото сделано в праздничный день? Только в тени дерева можно увидеть женщину, которая стоит спиной к нам и, похоже, разговаривает с человеком, сидящим на ступеньках склада N 12. На ближайшем к нам фасаде видна полустёршаяся надпись, в которой угадываются слова Taschen-Niederlage (что-то вроде 'Грузового отделения'), - и адрес 'Линденштрассе, 16'. Там, вероятно, находилась контора предприятия: дом 16 - это жилое здание, первый этаж которого могли занимать магазины и офисы.
      
      Немало старинных складов находилось и на других улицах острова Ломзе, примыкавших к Линденштрассе. Но вид их не был таким декоративно-фактурным, как в ластадии Лаака. Лишь местами фотограф мог найти 'открыточные' сюжеты, например вот этот ракурс у начала Хольцвизенштрассе (наб. Карбышева), так удачно совмещающий группу старинных шпайхеров с видом на алтарную часть Собора.
      
      
       []
      
      49. Альтштедтише Хольцвизенштрассе (наб. Карбышева), вид на Собор. 1920-1930-е годы.
      Фото отсюда
      
      
      Кстати, можно усомниться, что изображенные склады использовались по своему назначению. В цокольных этажах сделаны обычные магазины, что должно было бы мешать работе с грузами. Лебёдка находится в выступе под коньком крыши, и во время погрузки телегу пришлось бы ставить прямо перед магазином, перегораживая витрину и вход.
      
      Мешки или тюки, поднимаемые на канате, раскачивались и могли побить фасад и вывески. Правда, конструкция шпайхера предусматривала второй грузовой портал со стороны двора. На верхних этажах окошки ещё не застеклены, и это позволяет думать, что склад всё же остается складом, а не переоборудован полностью.
      
      Уже в 50 метрах от Линденштрассе начинались непритязательные рабочие и промышленные кварталы. Здесь были фабрики, конторы, торговые предприятия, бок о бок с ними стояли многоквартирные дома для простого люда. Официально западную часть острова отдали под застройку жильём только в 1894 году, но стихийно здесь селились и раньше, и прежде всего - на улицах, близких к Липовому рынку и его пристаням. Вот типичная улица западного Ломзе в начале ХХ века.
      
      
       []
      
      50. Дома на Хинтерломзе. Фото Е. Готхайля, около 1910 года.
      Фото отсюда
      
      
      Это улица Хинтерломзе, вторая параллельная Линденштрассе, сейчас на её месте стоит магазин 'Виктория'. Заметно, что квартал застраивался без единого плана. Ближайший к нам дом - жилой корпус в два этажа с незатейливым декором фасада, в полуподвале - трактирчик для простого люда. Чуть дальше выделяется приземистое светлое здание старинного образца (домик XIX века, до сих пор такие можно встретить где-нибудь в бывшем Понарте).
      
      Над входом вывеска оптовой торговли пивом (Bier-Verlag). Между этими двумя постройками оставался небольшой зазор, и кто-то умудрился втиснуть в него новый дом, ненормально узкий, но с архитектурными претензиями. Вытянутый фасад оформлен в духе модной неоготики: тут и арочные окна с отделкой в виде пилястров, и пояса лепнины, и прочая атрибутика...
      
      Архитектор находчиво справился с довольно курьёзной задачей: на первом этаже всего один проём - арка входа, на втором - два окна, а в третьем - три, узкие, как бойницы. Судя по стилю, это 1890-е годы. Для сравнения можно вспомнить здание Университетской клиники (ул. Больничная, 34-38) или Пожарного общества на Кёнигштрассе (ул. Фрунзе, 105).
      
      Если бы дом сохранился, он был бы прелюбопытным реликтом. Дальше, за заведением пивоторговца, видны верхи нескольких шпайхеров, немного сдвинутых в глубину двора: складу нужна хоть небольшая площадка для погрузки. Вероятно, другой стороной они выходили на улицу Фордерломзе.
      
      Такими были окрестности Линденштрассе. А на самой улице кипела торговая жизнь. Топоним 'липовый рынок', Lindenmarkt, был народным, на карты он не наносился. Роберт Альбинус сообщает, что в 1838 году на рыночной площади высадили 58 лип, словно стремясь оправдать 'древесное' название улицы. Деревья расположили в два ряда, в форме прямой аллеи от канавки Прегельграбен до Медового моста, и вскоре торговцы взяли за правило раскладывать свой товар прямо под липами, так что аллея превратилась в торговый ряд.
      
      
       []
      
      51. Рынок Линденмаркт. 1930-1940-е годы.
      Фото отсюда
      
      
      С первым утренним солнцем площадь Линденмаркт оглашалась стуком множества деревянных колёс по камням мостовой. Это торговцы тащили к рынку свои тележки - глубокие корзины, полные товара. Альбинус пишет, что рынок Ломзе был по преимуществу зерновым, но это относится скорее к торговым предприятиям, владевшим складами на Линденштрассе. А с лотков под липами, судя по фото, продавали разномастный 'огородный' товар - овощи, цветы, рассаду.
      
      Был здесь распространён и другой типичный для пристаней Кёнигсберга вид торговли - прямо с воды, с борта пришвартованных ботиков.
      
      
       []
      
      52. Торговля с лодок на Линденмаркт (сейчас - набережная Рыбной Деревни). 1936 год.
      Фото отсюда
      
      
      Если красота знаменитой Ластадиенштрассе складывалась только из форм промышленной архитектуры, то её восточная сестра Линденштрассе была более декоративной и являла разноплановое единство стиля. Обычным домам здесь придавали 'ганзейскую' форму, вторящую геометрии старинных складов: узкий вертикальный фасад с заострённым верхом, высота не более четырёх этажей.
      
      
       []
      
      53. Линденштрассе и Медовый мост, вид с острова Кнайпхоф. Около 1893 год.
      Фото отсюда
      
      
      Многие склады Ломзе имели собственные имена, как и шпайхеры Лаака. Например, крайний слева - уже знакомый нам дом N 10 со звездой на коньке - назывался 'Полумесяц', примечательный своей 'худобой' шпайхер N 17 назывался 'Виноград', рядом с ним, пошире и пониже, - 'Аист' (N 18). А вот обшитые шпоном склады NN 11 и 12 не имели имён. Жилым домом N 13 в 1870-е годы владел купец Тульке, а стоящие рядом склады NN 14 и 15 принадлежали братьям Тульке, и вряд ли это совпадение. Рядом дом N 16 - владение Райтера.
      
      В кадр фотоснимка, сделанного с острова Кнайпхоф, попал и Медовый мост (бушприты пришвартованных фелюг нависают над головами пешеходов). Слева от моста стояли два дома, буквально обрывавшиеся в Прегель и имевшие с 'речной' стороны не фасад, а скорее глухую стену. Это дом купца Фогеля (NN 32-33) и дом некоего Зидлера (N 34), смахивающий на комод, с манерными башенками на углах. У края воды их окаймлял узкий огороженный больверк с лодочным причалом.
      
      
      

    Постоянно дополняется ...

      
      
       []
      
      54. Дом N 35 по Линденштрассе, вид с острова Кнайпхоф. 1930-1940-е годы
      Фото отсюда
      
      
      
       В середине 1890-х годов на Линденштрассе началось сооружение Новой либеральной синагоги и некоторые здания пошли под снос. Синагога заняла место домов 11-15, то есть слева она упиралась в склад "Полумесяц", а справа - в дом Райтера.
      
      
       []
      
      55. Вид Линденштрассе со стороны Дровяного моста. Около 1900 года.
      Фото отсюда
      
      
      
       []
      
      56. Линденштрассе, вид с Форштадта (сейчас - Рыбная Деревня со стороны ул. Эпроновской). Около 1900 года.
      Фото отсюда
      
      
      Нужно отдать должное искусству архитектора, который изящно вписал новую массивную постройку в архитектурный контекст Линденштрассе. Нижний 'пояс' здания синагоги был сложен из частей, повторяющих форму и высоту соседних домов квартала. Присмотритесь: боковые ризалиты - это те же заостренные шпайхеры, только выполненные в камне.
      
      Корпуса вторят друг другу формой и высотой, как перекрестно зарифмованные строки стихотворения. Левый боковой ризалит синагоги повторяет форму 'красного' склада, центральный - форму более высокого и массивного 'Полумесяца', затем снова низкий корпус... Геометрия традиционного складского здания многократно обыграна в облике синагоги: её повторяют в миниатюре и порталы входных ворот, и отделка окон, и зубчатый край купола. Так архитектор решил непростую задачу создания новой доминанты в исторически сложившейся среде Липового рынка.
      
      К сожалению, это гармония просуществовала недолго. Улица стала меняться, фахверковые склады исчезали, и архитектурные формы синагоги потеряли свою визуальную мотивированность. Около 1905 года были снесены дома NN 7-10, и на их месте появился Израэлитский сиротский приют (его здание сохранилось, это дом N 3 по ул. Октябрьской). Здание вышло интересное, но архитектура синагоги утратила симметрию.
      
      Ближе к Дровяному мосту, на пересечении с Хольцвизештрассе, возвели жилой квартал в стиле, характерном для начала ХХ века - прямоугольные фасады с умеренной декоративной отделкой стен и более пышным убранством кровли и угловых элементов (эркеров, балконов, шпилей). Так на Липовом рынке воцарилась несколько перегруженная и хаотичная пышность, словно занесенная сюда с Форштадта.
      
      
       []
      
      57. Вид Линденштрассе со стороны Дровяного моста. Около 1910 года.
      Фото отсюда
      
      
      Синагога на Ломзе была самой большой в Кёнигсберге. Слово 'Либеральная' в её названии означало, что этот богослужебный центр принадлежит многочисленной общине, не выдвигающей предельно строгих требований к жизни и религиозной практике прихожанина. Ортодоксы предпочли старую синагогу возле Ярмарочной площади (сейчас это район 'Спара' на ул. Краснооктябрьской). Неподалёку от неё, на Фоерштрассе, располагалась иудейская община, называвшаяся 'русской' (Russische Synagogengemeinde). Это была синагога хасидов - ветви иудаизма, распространённой на территории Российской империи.
      
      Правление нацистов стало катастрофой для евреев Кёнигсберга. В 'Хрустальную ночь' 9 ноября 1938 года погромщики разорили Либеральную синагогу и приют. Затем здание синагоги снесли; есть информация, что на её месте соорудили лагерные бараки, в которых содержали польских евреев, а бывший приют заняли некие службы гестапо, вероятно управлявшие лагерем...
      
      В заключение рассказа об острове Ломзе посмотрим на район Линденмаркт с 'поднебесного' ракурса.
      
      
       []
      
      58. Район Линденштрассе. Аэрофото. 1942-1944 годы.
      Фото отсюда
      
      
      Фото сделано в 1944 году. Синагоги уже нет, и на её месте мы видим одноэтажные широкие постройки - вероятно, те самые бараки для евреев-невольников. Лагерь и бывший приют отделены от улицы общей оградой. К этому времени фахверковых складов на Линденштрассе почти не осталось. Из старой застройки уцелел домик Райтера и стройный 'виноградный' шпайхер, а преобладают в районе рынка многоквартирные дома в стиле 1900-х годов: стоящие на виду - в парадном декоре, на узких улицах - в повседневном.
      
      Квартал у Дровяного моста успел пережить 'реновацию' в спартанском вкусе новых властей - приобрел плоские геометрические фасады. Дом напротив него, на другой стороне Хольцвизенштрассе, не тронули, он остался в оригинальном виде, с фронтонами, куполами и башенками. За этим домом видны три старых склада, зажатые с двух сторон плечами пятиэтажек. На переднем плане, между Дровяным мостом и Медовым, стоит 'тёмных лип аллея' - и бульвар, и рынок.
      
      Три бетонные лесенки ведут от лип вниз к пристани (у которой потом стояли 'Алые паруса', похожие на трактир Меннерса). Дома Фогеля и Зидлера, прилепившиеся к Медовому мосту, вдаются клином в протоку Прегеля. Ближе к верхнему краю снимка видны освещённые фасады двух параллельных улиц Фордерломзе и Хитерломзе, а вдоль Нового Прегеля тянется будущая набережная Карбышева, Альтштедтише Хольцвизенштрассе.
      
      Уже метров через 50 от Липового рынка она уходит в гущу низких ангаров, складов, огороженных полигонов, с виднеющимися на них пирамидами каменного угля, и ведёт нас уже в другой, непарадный и трудовой район северного Ломзе.
      
      Отсюда: https://kgd.ru/news/livekenig/item/65450-kjonigsberg-v-detalyah-lindenshtrasse--ulica-oktyabrskaya
      
      
      Текст "Вайдендамм - ул. Октябрьская и район стадиона" находится
      здесь: https://kgd.ru/news/society/item/73857-kjonigsberg-v-detalyah-vajdendamm--ul-oktyabrskaya-i-rajon-stadiona
      
      
      

    Постоянно дополняется ...

      
      
      

    5. Вместо эпилога.   С и н а г о г а

      
      Когда в Калининграде пошли обсуждения о переносе цирка и постройке на том месте Новой Синагоги взамен утерянной Старой, то, конечно же, противников проекта нашлось предостаточно. Хотя лично я не понимаю: чем еврейское культовое здание может помешать православным, храмов которых по городу более чем достаточно? Новую Синагогу планировали строить с нуля, впервые в истории Калининграда с нуля решили возродить красивейшее здание Кёнигсберга.
      
      
       []
      
      59. Tак выглядело место на острове Октябрьский, где ранее при немцах, тогда остров назывался Ломзе, возвышалась одна из самым красивых синагог Европы. Одинокий кирпичный домик - остатки от детского приюта синагоги Кёнигсберга. Отсюда
      
      
      
       []
      
      60. На месте сожжённой кёнигсбергской синагоги долгое время находился калининградский цирк.
      Kирпичный домик (правее цирка) - остатки от детского приюта синагоги Кёнигсберга
      
      
      
      Появление еврейской общины в Кёнигсберге можно связать с приездом в 1640-х годах двух еврейских врачей Исаака Мая и Михеля Абрахама, a к 1756 году община насчитывала уже 307 человек, что историки связывают с либеральной политикой прусского великого курфюрста Фридриха Вильгельма I, призывающего евреев, угнетаемых в Вене, на переезд в Пруссию.
      
      Первая синагога Кёнигсберга была построена в 1680 году в Трагхайме, в то время этот район считался деревушкой к северо-западу от Королевского замка.
      
      В 1753 году король Фридрих II (король Пруссии) разрешил евреям города построить хасидскую синагогу на Шнюрлингсдамм в Переднем Форштадте ("Пригород", территориально относился к юрисдикции города Кнайпхофа и делился на две части: Фордере Форштадт (Vordere Vorstadt) - "Передний Форштадт" и Хинтере Форштадт (Hintere Vorstadt) - "Нижний Форштадт"), строительство которой было завершено в 1756 году (западнее нынешнего Ленинского проспекта).
      
      Но эта синагога в 1811 году сгорела в том же пожаре, в каком сгорел дом, где родился философ Иммануил Кант.
      
      Новое здание синагоги было построено в 1815 году на этом же месте - Синагогенштрассе 2 (в 1930-е годы переименованной в Зеелештрассе, недалеко от нынешнего здания Калининградского морского колледжа).
      
       После того, как на острове Ломзе (ныне остров Октябрьский) задумали строить ещё одну синагогу, то прежняя получила название "Старая".
      
      Проект здания Новой синагоги разработало берлинское архитектурного бюро "Кремер и Вольффенштайн". Строительство началось 27 мая 1894 года, но по мере возведения становилось ясно, что уложиться в запланированную смету не получится из-за ненадёжности болотистой почвы. Ведь для прочности здания требовалось забить в болото сотни свай, длиной более обычных. Однако строительства не остановили, необходимые средства нашлись довольно быстро и через два года, в 1896 году, Новая синагога украшала остров Ломзе (ныне Октябрьский) на улице Линденштрассе напротив Кафедрального собора:
      
      
      
       []
      
      61.
      
      
      
      В начале ХХ века иудейская община Кёнигсберга занимала третье место по численности прихожан после Берлина и Бреслау, а её Новая синагога 46-ти метров в высоту была крупнейшей в городе, являлась примером удачного синтеза готики с мавританскими формами и неоренессансом, и считалась одной из красивейших в Германии.
      
      
      
       []
      
      62. Синагога на острове Ломзе. 1900 год.
      Отсюда
      
      
      
       []
      
      63. Синагога на острове Ломзе. 1920 год.
      Отсюда
      
      
      
       []
      
      64.
      
      
      
       []
      
      65. Внутреннее убранство Кёнигсбергской Новой синагоги.
      Отсюда:
      
      
      
       []
      
      66. Боевые корабли на фоне синагоги возле Липового моста. 1920 год
      
      
      
      Кроме Новой в Кёнигсберге были хасидская синагога на Фуерштрассе и синагога "Полнише шул" на Вордере Ворштадт, построенная в 1855 году и реконструированная в 1910 году.
      
      В 1933 году численность еврейского населения Кёнигсберга составляла 3170 человек. К этому времени в Кёнигсберге функционировало уже пять синагог.
      
      После прихода нацистов к власти, во время "Хрустальной ночи" с 9 на 10 ноября 1938 года синагоги Кёнигсберга были сожжены и разрушены, а в относительной целостности сохранилась только одна - "Адат Израэль", где и совершались последующие богослужения всей общины вплоть до 1942 года.
      
      Последним раввином синагоги был Йосеф Дуннер. В августе 1944 года во время налёта британской авиации на Кёнигсберг была уничтожена последняя синагога.
      
      Прошло много десятилетий и Калининград решил воссоздать кёнигсберскую синагогу на том же самом месте. 17 октября 2011 года в Калининграде состоялась торжественная церемония закладки первого камня в фундамент синагоги. Мероприятие прошло с участием главного раввина области Давида Шведика, представителей местной еврейской общины, главы Калининграда Александра Ярошука и атташе по культуре генконсульства Литвы в Калининграде Романаса Сенапедиса.
      
      Цирк, который находился на месте будущего здания, перенесли в другой район города, причём все расходы по его переезду взял на себя главный инвестор проекта. Работы по воссозданию синагоги были завершены в ноябре 2018 года.
      
      
      
       []
      
      67. В 2018 году в Калининграде на ул. Октябрьской открылась Новая калининградская синагога. Она находится на том самом месте, где была Новая либеральная синагога Кёнигсберга, разгромленная нацистами в "Хрустальную ночь". Больше фотографий и информации об этом событии можно посмотреть здесь
      
      
      
       []
      
      68.
      
      
      Больше материала по теме:
      здесь и здесь
      
      

    Продолжение "Район дворца спорта "Юность"
      здесь: http://world.lib.ru/s/smolina/3aabshtml3.shtml

      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Смолина Алла
  • Обновлено: 02/10/2023. 100k. Статистика.
  • Статья:

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка