Смолина Алла: другие произведения.

Сeверный вокзал. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Смолина Алла
  • Обновлено: 11/11/2025. 32k. Статистика.
  • Статья: Россия
  • Иллюстрации: 56 штук.
  • Аннотация:
    Моим любимым принцессам

  •   

    Постоянно дополняется

      
      
      
      
      Дорогие калининградцы.
      
      Содержание калининградского раздела (перечень всех моих текстов по Калининграду),
      ранее находившееся над каждым текстом, я сделала отдельным файлом.
      
      Материала очень много и, чтоб сообщить о Новинке,
      приходилось одно и то же печатать более 50 раз.
      
      Теперь же оповещение "НОВАЯ ГЛАВА" клацаю только единожды .
      
      Так что за появлением Новинок можно следить здесь:
      https://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/00019.shtml
      
      
      
      
      
      

    Северный вокзал
      

      Железная дорога пришла в Кёнигсберг в 1853 году. И первый вокзал разместили в удобной близости Штайндаммских ворот, назвав его Кранцер банхоф, в честь немецкого курорта (Зеленоградск до 1946 года назывался Кранц, немецкий Cranz, польский Kranc, литовский Krantas).
      Рвы и насыпи не позволяли проложить ветку по городским улицам, пришлось укладывать рельсы под стенами бастиона Трагхайм. Первый городской вокзал стоял там, где сейчас находятся "верхние" платформы станции Калининград-Северный. Зеленоградский путь до сих пор не покинул ложа, определённого ему в 1885 году:
      
      
       []
      
      1. Движение по новой ветке открыли под новый 1886-й год
      
      
       Вторым направлением в 1890-е годы стала железнодорожная ветка в сторону курорта Раушен, так до 1947 года назывался Светлогорск (немецкий Rauschen). Работы шли около восьми лет, пришлось привлекать на помощь даже кёнигсбергские инженерные войска, и 14 июня 1900 года к Раушену отправились первые поезда. Для нового направления построили отдельный вокзал, который получил название Замланд банхоф:
      
       []
      
      2. Вокзал Замланд банхоф, 1900-е годы
      
      
      Снос оборонительных валов, ворот и бастионов на северо-западе Кёнигсберга был огромным городским событием, однако Северный вокзал (современный Деловой центр) воздвигли лишь в 1930 году. Его сооружение стало частью тотального переустройства железных дорог в Кёнигсберге, старомодные павильончики Замландского и Кранцевского вокзалов пришлось убирать, а Хуфенский ручей, чтобы он не нарушал плоскость рельсового поля, пришлось помещать в трубу.
      
      У нового Северного вокзала, помимо основных наземных платформ, откуда уходили поезда в сторону морских курортов, появилась "нижняя" платформа - ветка, соединившая пути южной части города (Главный вокзал) с путями Замландского направления.
      
      По тем временам это было смелое решение - пропустить железнодорожную ветку под площадью и массивным зданием вокзала:
      
      
       []
      
      3. Пути, расположенные за высоким зданием вокзала, уходят под площадь
      
      
      
       []
      
      4. Северный вокзал на Адольф-Гитлер-плац. Правее вокзала видны павильоны Восточной торговой ярмарки, проводившейся в Кёнигсберге с 1920 года и где принимал участие СССР. О Восточной торговой ярмарке у меня есть достаточно объёмный текст "Кёнигсберг. Площадь Ганзейская / Гитлера. Восточная торговая ярмарка" поставленный здесь: https://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009b2.shtml
      
      
      Первоначально Северный вокзал располагал монументальным четырёхэтажным зданием, выходящим на Ганза-плац (позднее ставшая Адольф-Гитлер-плац). Здание было спроектировано архитекторами Шеффом и Штальманом в функциональном стиле баз каких-либо декоративных украшений. Посередине здания находилась высокая ниша (во всю высоту здания) с колоннами квадратного сечения, что придавало зданию монументальный вид.
      
      
       []
      
      5. Платформы Северного вокзала. Одна ветка уходит под площадь и далее ведёт к вокзалу Южному. Левее вокзала видны павильоны Восточной торговой ярмарки, проводившейся в Кёнигсберге с 1920 года и где принимал участие СССР. В верхнем левом углу - задние нынешней администрации Калининграда. О Восточной торговой ярмарке у меня есть достаточно объёмный текст "Кёнигсберг. Площадь Ганзейская / Гитлера. Восточная торговая ярмарка" поставленный здесь: https://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009b2.shtml
      
      
      
       []
      
      6. Железнодорожная ветка от "нижней" платформы Северного вокзала ведёт к Южному (Главному) вокзалу
      
      
      
       []
      
      7. Железнодорожная ветка от "нижней" платформы Северного вокзала, проложенная под городской площадью, далее ведёт к Южному (Главному) вокзалу
      
      
      
       []
      
      8. Koenigsberg. Blick von der Kniprodestrasse / Кёнигсберг. Вид с Книпродештрассе
      
      
      
       []
      
      9. Семья железнодорожника.
      Кёнигсберг. 1930-е годы
      
      
      
       []
      
      10. Вокзальная площадь, имевшая первоначальное название "Ганзейская". После прихода к власти нацистов переименовали в Адольф-Гитлер-плац. Bидны павильоны Восточной торговой ярмарки, проводившейся в Кёнигсберге с 1920 года и где принимал участие СССР. О Восточной торговой ярмарке у меня есть достаточно объёмный текст "Кёнигсберг. Площадь Ганзейская / Гитлера. Восточная торговая ярмарка" поставленный здесь: https://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009b2.shtml
      
      
      
       []
      
      11. Площадь перед входом в Северный вокзал имела первоначальное название "Ганзейская".
      После прихода к власти нацистов переименовали в Адольф-Гитлер-плац
      
      
      
       []
      
      12.Площадь перед входом в Северный вокзал имела первоначальное название "Ганзейская".
      После прихода к власти нацистов переименовали в Адольф-Гитлер-плац
      
      
      
       []
      
      13. Площадь перед входом в Северный вокзал имела первоначальное название "Ганзейская".
      После прихода к власти нацистов переименовали в Адольф-Гитлер-плац
      
      
      
       []
      
      14. Площадь перед входом в Северный вокзал имела первоначальное название "Ганзейская".
      После прихода к власти нацистов переименовали в Адольф-Гитлер-плац
      
      
      
       []
      
      15. Вокзальная площадь, имевшая первоначальное название "Ганзейская". После прихода к власти нацистов переименовали в Адольф-Гитлер-плац. В ожидании пассажиров на площади стоит автобус "Büssing-NAG", выполняющий междугородные рейсы. По городу автобусы не ездили. Довольно обширный текст Общественный транспорт Кёнигсберга" у меня поставлен здесь: https://samlib.ru/s/smolina_a_n/central5.shtml
      
      
      
       []
      
      16. В ожидании пассажиров на площади стоит автобус "Büssing-NAG", выполняющий междугородные рейсы. По городу автобусы не ездили. Довольно обширный текст Общественный транспорт Кёнигсберга" у меня поставлен здесь: https://samlib.ru/s/smolina_a_n/central5.shtml
      
      
      
       []
      
      17. Площадь перед входом в Северный вокзал имела первоначальное название "Ганзейская".
      После прихода к власти нацистов переименовали в Адольф-Гитлер-плац. 1935-1936 год
      
      
      
       []
      
      18. В ожидании пассажиров на площади стоит автобус "Büssing-NAG", выполняющий междугородные рейсы. По городу автобусы не ездили. Довольно обширный текст Общественный транспорт Кёнигсберга" у меня поставлен здесь: https://samlib.ru/s/smolina_a_n/central5.shtml
      
      
      
       []
      
      19. В ожидании пассажиров на площади стоит автобус "Büssing-NAG", выполняющий междугородные рейсы. По городу автобусы не ездили. Довольно обширный текст Общественный транспорт Кёнигсберга" у меня поставлен здесь: https://samlib.ru/s/smolina_a_n/central5.shtml
      
      
      
       []
      
      20. Вокзальная площадь, имевшая первоначальное название "Ганзейская".
      После прихода к власти нацистов переименовали в Адольф-Гитлер-плац
      
      
      

    Фото постоянно дополняются ...

      
      
       []
      
      21. Вокзальная площадь, имевшая первоначальное название "Ганзейская".
      После прихода к власти нацистов переименовали в Адольф-Гитлер-плац
      
      
      
       []
      
      22. Площадь перед входом в Северный вокзал имела первоначальное название "Ганзейская".
      После прихода к власти нацистов переименовали в Адольф-Гитлер-плац
      
      
      
       []
      
      23. Реклама поездок в Кранц (ныне Зеленоградск) на Северном вокзале (Nordbahnhof) в Кёнигсберге
      
      Первый поезд отправлялся из Кёнигсберга в Кранц (ныне Зеленоградск) в 6:30, а последний – в 23:23. На железной дороге ездили локомотивы I, II и III классов, которые назывались "Adler" ("Орёл", 1900), "Möwe" ("Чайка", 1900), "Falke" ("Сокол", 1906). Кстати, Кёнигсберг-Кранцевская железная дорога (КСЕ) являлась частной дорогой, которая охватывала северную и западную области восточно-прусского Замланда до портового города Пиллау (ныне Балтийск) и курортные города побережья Балтийского моря. Рекламным девизом компании являлись слова: "К чайкам у моря с замландскими дорогами и КСЕ". Отсюда.
      
      
      
       []
      
      24. Дети отправляются с Северного вокзала в летние лагеря. 1935 год
      
      
      
       []
      
      25. Модницы Кёнигсберга
      
      
      Внутри здания находились зал ожидания, кассы, служебные помещения а также магазины и гостиница:
      
      
       []
      
      26. Фойе Северного вокзала Кёнигсберга
      
      
      
       []
      
      27. Фойе Северного вокзала Кёнигсберга
      
      
      
       []
      
      28. В левой части здания Северного вокзала так же находился отель "Хоспис"
      
      
      
       []
      
      29. Холл отеля "Хоспис" непосредственно в здании Северного вокзала.
      Если лицом стать к зданию, то "Хоспис" находился за углом слева
      
      
      
       []
      
      30. Гостевые комнаты в отеле "Хоспис" непосредственно в здании Северного вокзала.
      Если лицом стать к зданию, то "Хоспис" находился за углом слева
      
      
      Дополнительная информация находится здесь на странице 152.
      
      

    * * *

      
      

    Фото постоянно дополняются ...

      
      Во время штурма Кёнигсберга на площади шли жестокие бои, площадь сильно пострадала, многие здания выгорели:
      
      
       []
      
      31.
      
      
      
       []
      
      32. Парад советских войск на площади Адольфа Гитлера на фоне разрушенного Северного вокзала. 1945 год
      
      
      
       []
      
      33. Парадный строй советских войск перед разрушенным зданием Северного вокзала. 1945 год
      
      
      
       []
      
      34. Парад войск Кёнигсбергского особого округа на площади Трёх Маршалов 7 ноября 1945 года
      
      
      
       []
      
      35. Северный вокзал. 1945 год. Портреты маршалов Конева, Жукова и Рокоссовского дали неофициальное название площадь Трёх Маршалов будущей площади Победы
      
      
      
       []
      
      36. Парад Кёнигсбергского особого округа на площади Трёх Маршалов 7 ноября 1945 года
      
      
      
       []
      
      37. Парад Кёнигсбергского особого округа на площади Трёх Маршалов 7 ноября 1945 года на фоне разрушенного Северного вокзала. За восемь месяцев после взятия Кёнигсберга успели наладить работу пивзавода?
      
      
      
       []
      
      38.
      
      
      
       []
      
      39. Прямо - Северный вокзал, справа - готовят пьедестал под памятник Сталину.
      Пьедестал собран из могильных плит с разрушенных кёнигсбергских кладбищ
      
      О злоключениях памятника Сталину, которому так и не нашлось в Калининграде достойного места, у меня есть текст "Калининград. Сквeр "Мать-Россия". Или злоключения памятника Сталинy"
      здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009b1.shtml
      
      
      

    * * *

      
      
       []
      
      40. Северный вокзал в 1947 году
      
      
      
       []
      
      41. Нижняя платформа Северного вокзала.
       Пути уже восстановлены
      
      На заднем плане - разрушенное здание Северного вокзала, а под ним туннель, проходящий под всей площадью Победы. Эта ветка соединена с Южным вокзалом:
      
      
       []
      
      42. Нижняя платформа Северного вокзала. 1945 год.
      Немецкое здание Северного вокзала ещё не восстановлено, но вокзалом оно уже не будет
      
      
      
       []
      
      43. Hижняя платформа Северного вокзала. 1945 год.
      Поезд подходит от Южного вокзала и пойдёт в направлении приморских курортов.
      Немецкое здание Северного вокзала ещё не восстановлено, но вокзалом оно уже не будет
      
      
      

    * * *

      
      

    Фото постоянно дополняются ...

      После войны здание Северного вокзала было восстановлено в довольно близком к довоенному состоянию виде, только крыша получилась более крутой, а над портиком возвели более высокий карниз. Но как вокзал здание уже не использовалось. До 1998 годa в нём находился Межрейсовый Дом Моряков:
      
      
       []
      
      44. До 1998 годa в немецком здании Северного вокзала находился Межрейсовый Дом Моряков
      
      
      
       []
      
      45. До 1998 годa в немецком здании Северного вокзала находился Межрейсовый Дом Моряков
      
      
      Железнодорожные пути Северного вокзала несколько лет после войны использовали только под грузовые составы, а пассажирские пустили лишь в 1964 году. С тех пор с Северного вокзала Калининграда можно уехать в направлении приморских курортов - в Светлогорск и в Пионерский. Так как историческое здание под вокзал не используется, то для пассажиров построены отдельные павильоны с кассами и турникетами:
      
      
       []
      
      46. В советское время проход к электричкам выглядел так
      
      
      
       []
       []
      
      47. Отсюда
      
      
      
       []
      
      48. Наверное, 1990-е? Турникетов уже нет, выход к поездам напрямую. Отсюда
      
      
      
       []
      
      49. Позднее открыли новый турникетный павильон
      
      
      
       []
      
      50. Сегодня кассовый зал Северного вокзала Калининграда выглядит так
      
      
      Платформы Северного вокзала, как и при немцах, находятся в двух уровнях. Те, от которых отъезжать к морю, находятся наверху - "верхние".
      Платформа, с которой поезда идут к Южному вокалу, называется "нижней":
      
      
       []
      
      51. На Нижней платформе находится сквозной путь до Южного вокзала
      
      
      Cамо здание Кёнигсбергского Северного вокзала сейчас используют под Калининградский деловой центр, помещения которого сдаются в аренду различным фирмам и организациям:
      
      
       []
      
      52. Так выглядит здание бывшего Кёнигсбергского Северного вокзала
      
      
      P.S.
      
      Часто, гораздо чаще, чем бы хотелось, читаю в сети, что при советской власти город угроблен. Конечно, существуют какие-то недочёты и недоделки, но в целом город создаёт прекрасное впечатление, о чём у меня есть обширный фотоочерк "Кaлининград, ты мой Кёнигсберг. Или: Кёнигсберг, ты мой Калининград?", поставленный
      здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg.shtml
      
      Как по мне, так Калининград - лучший город России.
      
      И ещё. Помните мерзкую ситуацию с увольнением стюардессы, назвавшей Калининград "Кёнигсбергом"?
      
      
       []
      
      53.
      
      Хотя "Кёнигсберг" упоминается не только в названиях разных фирм, например "Кёнигавто", но и на городских указателях:
      
      
       []
      
      54. Видите "Königsberg"? Сейчас электрички, идущие в сторону моря, делают остановки и в черте города, например, эта железнодорожная платформа вместе с железнодорожными кассами находится возле рынка "Сельма"
      
      
      

    Продолжение "Кёнигсберг. Площадь Ганзейская / Гитлера. Восточная торговая ярмарка"
      здесь: https://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009b2.shtml

      
      _________________________________________________________________
      
      Источники:
      
      - https://rugrad.eu/communication/blogs/Konigsberg_archive/8092/
      - http://www.etoretro.ru/pic52051.htm?sort_field=image_date&sort=DESC
      - https://sites.google.com/site/mojkenigsbergkaliningrad/dovoennye-fotografii/vokzaly-keenigsberga/nordbahnhof
      - https://sites.google.com/site/mojkenigsbergkaliningrad/dovoennye-fotografii/platz/hansaplatz
      - http://travelfotokor.ru/kalininobl/kaliningrad/picbig/30victory.htm
      - http://kaliningrad365.ru/info/ploshhad-pobedy-v-kaliningrade.html
      - http://www.klgd.ru/city/history/mercanie/pravo.php
      - http://travelkap.ru/rossija1/vorota/index.html
      - https://rumyantsevphoto.livejournal.com/208031.html?view=7429535#t7429535
      - http://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f=28&t=1380
      - http://caravan.su/novosti/istorii/artur-krupin-meriya-s-istoricheskim-fasadom-poka-ne-v-prioritetakh-/
      - http://www.rudnikov.com/article.php?ELEMENT_ID=22088
      - https://kgd.ru/news/society/item/48845-kjonigsberg-v-detalyah-severnyj-vokzal
      - https://varandej.livejournal.com/540083.html
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Смолина Алла
  • Обновлено: 11/11/2025. 32k. Статистика.
  • Статья: Россия

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка