Смолина Алла: другие произведения.

Кёнигсбeрг/ Kалининград. Московский проспект

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 4, последний от 16/12/2024.
  • © Copyright Смолина Алла
  • Обновлено: 14/12/2024. 87k. Статистика.
  • Статья: Россия
  • Иллюстрации: 106 штук.
  • Скачать FB2
  • Аннотация:
    Моим любимым принцессам

  •   
      
      
      
      Моя подборка архивных данных о Калининграде:
      
      - "Хронология основных событий в истории Кёнигсберга и Калининградской области"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0003.shtml
      
      - "Старые названия улиц и районов Кёнигсберга / Kалининграда, а также областных поселений"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009a0.shtml
      
      - "Кёнигсберг. Первые советские переселенцы"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009a01.shtml
      
      - "Кёнигсберг глазами первых переселенцев"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009a1.shtml
      
      - "Остров Канта. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009ab.shtml
      
      - "Альбертина" в Кёнигсберге - университет им. Канта в Калининграде"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009abb.shtml
      
      - "Остров Ломзе (Октябрьский). Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009abc.shtml
      
      - "Район дворца спорта "Юность". Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abd.shtml
      
      - "Ленинский проспект. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009abd1.shtml
      
      - "Ленинский проспект-2. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009b01.shtml
      
      - "Калининград. Сквер "Мать-Россия". Или злоключения памятника Сталинy"
      здесь: http://artofwar.ru/s/smolina_a/text_2900-1.shtml
      
      - "Площадь Победы и Северный вокзал. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009b2.shtml
      
      - "Проспект Мира. Часть 1-я. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/1mira.shtml
      
      - "Проспект Мира. Часть 2-я. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/bbbb.shtml
      
      - "Кёнигсберг/ Kалининград. Московский проспект"
      здесь: http://world.lib.ru/s/smolina/3ace.shtml ---------- НОВАЯ ГЛАВА (12.11.2024)
      
      - "Вокзалы: Восточный, Южный (но не тот), Лицентский (Пиллауский). Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/bostok.shtml
      
      - "Главный ж/д вокзал Кёнигсберга (сегодня Южный) до 1945 года и в 1945-м"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/central.shtml
      
      - "Продолжение: послевоенная история Южного вокзала Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/central2.shtml ---------- НОВАЯ ГЛАВА (06.11.2024)
      
      
      
      
       Мои тексты о любимом городе, включая архивный материал:
      
      
      "1. Кaлининград, ты мой Кёнигсберг. Или: Кёнигсберг, ты мой Калининград?"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg.shtml
      
      "2. Калининград и янтарь. Песчаные дюны и разрывные течения. Пляжники и морские пехотинцы. Президент и дворец"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg1.shtml
      
      "3. Калининград. Как зарождалась"Сельма". Дважды Краснознамённый Балтийский флот"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg5.shtml
      
      "4. Калининград. О роботах кондукторе и астрологе"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/xrobot.shtml
      
      "5. Калининград, мундиаль-2018"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/zz.shtml
      
      "6. O добрiх жiночках, наглых лiтовских ворах и - немного лiчного (Калининград)"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/obukrainskihdobrihzhinochkahnaglyhlitowskihworahi-nemnogolichnogo-1.shtml ---------- поставила 09.12.2024
      
      
      
      
      
      
      
      
      

       Московский проспект

      

    Вместо предисловия

      
      Полвека назад в Калининграде появился проспект Московский, важнейшая транспортная магистраль Калининграда, протянувшаяся более чем на восемь километров. Официальный документ, благодаря которому проспект "явился на свет", - это решение исполнительного комитета Калининградского городского Совета депутатов трудящихся от 02.12.1974 N 442 "О переименовании улицы Московской в Московский проспект".
      
      По сути, Московский проспект был образован на месте улиц: Горной, Старогородской, Дорогобужской и, наконец, Московской (путем их слияния и расширения). По всей видимости, данные улицы сначала вошли в состав "улицы" Московская, которая затем была переименована в "проспект". Eё застройка современными для того периода домами и благоустройство началась до создания проспекта.
      
      Bсё в том же декабре 1974 года на Московском проспекте откроется один из первых крупных магазинов товаров для дома - "1000 мелочей".
      
      
     []
      
      1. Решение Калининградского горисполкома от 02.12.1974 "О переименовании ул. Московской в Московский проспект".
    Отсюда
      
      
     []
      
      2. Когда проспекта еще не было. 1950-е годы. Отсюда.
    Перед нами - ул. Овражная, впоследствии войдет в Московский проспект. Солидный дом довоенной постройки - здание по ул. Коперника, 21
      
      
     []
      
      3. Вид старых и новых 12-этажных домов на Московском проспекте.
    1978 год. Автор: Е.И. Чепинога. Отсюда
      
      
     []
      
      4. Двухуровневая транспортная развязка на Московском проспекте Калининграда, около 1982 года.
    Строится дом, где впоследствии разместится библиотека им. А.П. Чехова. Отсюда
      
      
      

    Немного истории

      
      Московский проспект - проспект в Калининграде, одна из главных транспортных артерий города. Московский проспект начинается у Калининградского юридического института (бывшая школа милиции) и идёт далее в восточном направлении. За пересечением с окружной дорогой Московский проспект переходит в шоссе А229 Калининград-Черняховск-литовская граница (далее в Вильнюс и Минск).
      
      В рамках плана реконструкции центра Калининграда планируется перенос участка Московского проспекта в тоннель.
      
      В немецкое время не было единой улицы, совпадающей с нынешним Московским проспектом. Московскому проспекту соответствовала последовательность следующих улиц (в направлении запад-восток):
      
      - Франц Зелдте Штрассе (Franz-Seldte-Straße - начало Московского проспекта, где при немцах находилась "Трудовая биржа", а в СССР - школа милиции),
      
      - Обер-Лаак и Унтер-Лаак (Oberlaak-Straße, Unterlaak-Straße - примерно до Эстакадного моста),
      
      - Альтштадтише Лангассe, Альтшдадтская Длинная (Altstadt-Lang-Straße - участок от Эстакадного моста до Октябрьской улицы),
      
      - Лютерштрассе (Luther-Kirchen-Straße, Lutherstrasse),
      
      - Закхайм (Sackheim-Straße - от улицы Октябрьской до Закхаиймских ворот),
      
      - Тапиауерштрассе (Tapiauer-Straße - от Закхаймских ворот далее до границы города). .
      
      
      
       []
      
      5. Московский проспект в Калининграде
      
      
      
       []
      
      6. Начало нынешнего Московского проспекта лежит в квадрате, где в Кёнигсберге находилось "Arbeitsamt" - "Трудовая биржа".
      После войны - это школа милиции
      
      
      Видите на карте крупное название Oberlaak?
      Над буквой "О" идёт слово "Arbeitsamt", "Трудовая биржа".
      Вот там и начиналась Франц Зелдте Штрассе (Franz Seldte Straße)
      
      
      
       []
      
      7. Начало нынешнего Московского проспекта - Franz-Seldte-Straße, 1 (Arbeitsamt - Трудовая биржа)
      
      
      
       []
      
      8. Franz-Seldte-Straße, 1.
      Советский военнослужащий - на фоне здания бывшей немецкой биржи труда, но - будущей советской школы милиции
      
      
      
      Следующий после Franz-Seldte-Straße отрезок нынешнего Московского проспекта назывался Oberlaak-Straße и Unterlaak-Straße. В некоторых источниках написано, что эти улицы заканчивались у Эстакадного моста, но, глядя на карту, видно, что они заканчивались на значительном расстоянии от моста, скорее, в районе Дворца спорта "Юность":
      
      
       []
      
      9. Oberlaak, Unterlaak
      
      
      Laak или Laack или Lastadie - кёнигсбергский пригород к западу от замка. Название происходит от балтийского корня "лак" и обозначает болотистую местность.
      
      Изначально Лаак (или Ластади) был свободным владением, принадлежащим старому городу за пределами Лаакенер-Тор. Из-за удобного расположения на реке Прегеле в районе Лаак было построено множество складов для хранения товаров, так что Лаак (или Ластади) своим ростом обязаны торговле. Пожар 1764 года уничтожил более 300 домов Лаака.
      
      
      
       []
      
      10. Laak или Laack или Lastadie (ныне район Музея Мирового океана и Дворца спорта "Юность")
      
      
      
       []
      
      11. Laak или Laack или Lastadie (ныне район Музея Мирового океана и Дворца спорта "Юность")
      
      
      
       []
      
      12. Старое место речного порта. Oтсюда
      
      
      
       []
      
      13. Вид с юга. 2-я Лаакшпайхер Квер штрассе (2-я Поперечная складская улица) около 1900 года.
      Oтсюда
      
      Фотограф стоит на Ластадиенштрассе (здесь она имела небольшое расширение), за его спиной - постройки зернохранилища, дальше - река. Сейчас в рамку кадра попал бы двор позади спорткомплекса "Юность'" и угол самого здания, выходящий к набережной Петра Великого (бывшей Ластадиен).
      Здание справа принадлежало семейству коммерсантов Халфтеров, слева - сдвоенный склад комиссионного предприятия С.Л. Виллерта.
      
      В этом месте 2-я Кверштрассе похожа на обычную городскую улицу, но в дальней её части виднеются крестовины фахверковых шпайхеров. Кроны деревьев за деревянным забором на её левой стороне - это Сад Сатургуса. По его границе проходила 2-я Лаакшпайхер Кверштрассе, дальше видна боковая стена "широкого" склада.
      
       А вот та же задняя ограда купеческого сада, но с внутренней стороны. Слева мы снова видим "широкий" шпайхер:
      
      
       []
      
      14. Вид на склады 2-й Лаакшпайхер Квер штрассе с территории Сада Сатургуса.
      Довоенный снимок. Oтсюда
      
       Парк, основанный Фридрихом Сатургусом в XVIII веке, выходил своей дальней частью к Ластадиям, а его передняя решётчатая ограда тянулась вдоль улицы Нойе Грабен. Но сам знаменитый сад - с изысканным декором, фонтанами, гротами и скульптурами - не был виден с улицы, потому что его закрывал стоящий на некотором удалении от улицы дворец Сатургуса.
      
      Вот как он выглядел в начале ХХ века со стороны Нойе Грабен:
      
      
       []
      
      15. Ул. Нойе Грабен (ныне Красноярская) и дворец Сатургуса, вид с юга.
      Около 1900 года. Oтсюда
      
      
       Правда, ещё с 1831 года и дворец, и сад принадлежали другому купцу по фамилии Цшок. После его смерти наследники разместили в здании основанный на деньги коммерсанта благотворительный фонд "Цшокшес штифт". Сейчас на земле бывшего Сада Сатургуса находятся, по-видимому, дома улиц Красноярская 2-4, Баграмяна 12, Московский проспект 46.
      
      Если бы мы пошли от дворца Сатургуса дальше по Нойе Грабен, то на втором перекрёстке справа нам открылась бы Фогельгассе:
      
      
       []
      
      16. Фогельгассе, вид с запада. Около 1900 года.
      Oтсюда
      
      
      Своим окончанием она выходила к северной границе площади Ластадий. В домах Фогельгассе можно прочитать историю городского строительства Кёнигсберга, вернее, ту изнанку истории, где не будет слов "барокко" и "неоготика", где написано об архитектуре городской периферии, жившей не стилем, а - трудом, строившейся функционально, без прикрас и изысканности.
      
      Вдали мы видим типичную старую застройку района старинных складов - тесно сдвинутые фахверковые "скворечники" с "носами" у коньков крыш. Ближе к нам (и дальше от гавани) оказываются более современные индустриальные здания. Этот участок улицы застраивался позже, когда технология фахверков уже не применялась.
      
      Например, слева видна длинная стена склада, принадлежавшего некому Максу Минковски, а справа видно могучее кирпичное тело слесарной фабрики, корпуса которой занимали территорию между улицами Трёнк и Фогель. Ну а ближняя к нам часть улицы - вполне городская, любопытные прохожие стоят в тени обыкновенных жилых домов.
      
      За домами, видными на фото справа, в начале ХХ века ещё теснилась меж заводских стен небольшая церковь меннонитов. Меннонитство - это протестантское религиозное течение, представители которого были строгими пацифистами и бежали из любой страны, принуждавшей их к армейской службе. Первая их община в Кёнигсберге появилась в 1763 году, а кирха на Трёнк гассе - в 1770-м. Тогда земли Лаака ещё не были сплошь застроены. Но к началу ХХ столетия вокруг церкви сомкнулось кольцо цехов и складов, и вскоре она исчезла с карты.
      
      Примерно в середине своей длины Фогельгассе пересекалась с 3-ей Лаакшпайхер Квер штрассе - самой западной из поперечных улочек Ластадий. Недалеко от перекрёстка она загибалась буквой "Г", так как идти прямо ей мешал забор Сада Сатургуса. Вот фотоснимок её "прямой" части, сделанный с улицы Фогель:
      
      
       []
      
      17. 3-я Лаакшпайхер Квер штрассе (3-я Поперечная складская улица), вид от Фогельгассе в южном направлении.
      Около 1900 года. Oтсюда
      
      
      Впереди хорошо просматривается пересечение с Трёнкгассе.
      
      Если сличить фотографии, мы узнаем изображённый в центре фахверковый склад. А ещё дальше, за высоким складом, - то самое место, где 3-я поперечная улица делает резкий поворот на восток; виднеющиеся там деревья растут на территории парка. Сейчас это был бы вид вдоль задней стены здания бассейна в южном направлении.
      
      Севернее Фогельгассе проходила похожая на неё Райфшлэгергассе (Reifschlägergasse). Название, по всей вероятности, было связано с канатным двором (это фабрика, производящая верёвки и канаты), который до середины XIX века занимал вытянутый участок земли между улицами Нойе и Альтен Грабен. В современном городе это площадка от дома N 12 до дома N 38 по Московскому проспекту, сейчас там дворы и девятиэтажка улицы Мариупольской.
      
      Предприятие исчезло, но оставило память в созвучных именах двух улиц: Райфшлэгер и Нойе Райфербан (в переводе Новый канатный двор). Последняя располагалась на территории, освободившейся от фабрики, прямо за домами NN 26-38 по Московскому проспекту. Получается, что Райфшлэгер (Reifschläger) - что-то связанное с канатами. Но что именно - до конца не ясно. Возможно, это наименование профессии человека, делающего канаты. На карте 1815 года новый канатный двор назван словом "райфербан" (Reiferbahn), а старый, форштадтский, словом "райфшлэгер" (Reifschläger Bahn).
      
      От улицы канатов (или канатчиков?) остались зримые следы, до сих пор существует один располагавшийся на ней объект. Он же - единственное сооружение, оставшееся от района складов Лаака. Это насосная станция ливневой канализации на улице Виктора Гюго, 2 - домик, напоминающий куб с высокой крышей.
      
      
       []
      
      18.Тротуар и ограда Райфшлэгергассе (Reifschlägergasse), насосная станция (ул. Армавирская).
      Современное фото. Oтсюда
      
      
      У здания есть странная пристройка, которую снаружи трудно рассмотреть из-за ограды, - два симметрично расположенных 'крыла' в виде одиноко стоящих стен с арочными окнами. Со стороны огороженного двора станции видна ещё непонятно зачем приделанная к наружной стене одинокая колонна
      
      
      
       []
      
      19. Остатки старого цеха на территории насосной станции.
      Современное фото. Oтсюда
      
      
      Эти архитектурные ненужности - остатки другого здания, - просторного одноэтажного зала или цеха, который примыкал к домику-кубу сзади. В плане этот цех был прямоугольником, поставленным поперечно к двум улицам, на которые выходили его боковые стены. Сохранившиеся ограды территории насосной станции показывают, где проходили старые улицы. Остатки Райфшлэгергассе (ближе к Московскому проспекту) носят сейчас название улицы Армавирской. От Фогельгассе остался кирпичный забор со стороны Дворца спорта "Юность".
      
      А следующие старинные склады стояли в ближней к Ластадиям части Райфшлэгергассе, сейчас это место находится позади отеля "Ибис":
      
      
       []
      
      20. Симон-Дах-штрассе, вид с запада.
      Около 1900 года. Oтсюда
      
      
      Мы смотрим на них как бы со стороны Московского проспекта. Улица, проходящая между шпайхеров, называлась Баухофсгассе, метров через 50 она выйдет к площади Ластадий.
      
      Ещё севернее Райфшлэгергассе проходила улица, носившая имя Симона Даха, знаменитого поэта, жившего в Кёнигсберге в XVII веке. Начало улицы находилось бы сейчас где-то у дома N 38 по Московскому проспекту, а её соединение с Баухофсгассе - примерно на месте поворота с Московского проспекта на улицу Виктора Гюго.
      
      
      
       []
      
      21. Симон-Дах-штрассе, вид с востока.
      Около 1900 года. Oтсюда
      
      
      Фото сделано со стороны ул. Нойе Грабен в восточном направлении, видны старые склады на северной стороне улицы. Уже в те годы по Симон-Дах-штрассе были проложены рельсы.
      
      
      
       []
      
      22. Райфшлэгергассе (Reifschlägergasse, район гостиницы "Ибис"), 1920-е годы.
      Oтсюда
      
      
      Если приглядеться, то домики с предыдущего снимка видны вдалеке справа. Здание, в которое упирается улица Даха, стоит на Нойе Грабен. Слева в кадр попало пёстрое нагромождение всевозможных старых складов. Скоро все они будут снесены, и на их месте построят большой крытый рынок в виде вытянутого прямоугольника (вроде калининградского Центрального рынка).
      
      Альтштадт вблизи Замка и реки в ХХ веке все более становился скоплением торговых центров, точно как современный район площади Победы. Ради их постройки так же уничтожали привычную городскую среду, сносилась красивая, но ветхая старинная застройка.
      
      А вот и сама Баухофсгассе:
      
      
       []
      
      23. Баухофсгассе, вид с севера (ракурс от начала въезда на эстакадный мост вдоль моста).
      Около 1900 года. Oтсюда
      
      
      Фото сделано с улицы Унтер Рольберг, то есть примерно с того места, где мы оказываемся, спустившись от ул. Коперника на Московский проспект. Самое заметное здание - это Альтштадская пожарная часть, специально помещённая когда-то поближе к складскому району Лаак, в котором пожары были нередким явлением. Слева у края кадра, за перекрёстком, виден угол здания Альтштадской гимназии, а улица, в которую поворачивают рельсы, - это Альтштатше Ланггассе (Альтштадтская длинная), поглощённая в наше время Московским проспектом. К площадке перед пожарной частью сходились сразу нескольких крупных улиц Лаака.
      
      Прямо, в просвете между шпайхером "Лебедь" и соседним складом мы видим дома Фогельгассе. Сами склады в центре снимка относятся к улице Райфшлагер (Райфшлэгергассе ), которая скрывается справа за зданием пожарной части, с другой её стороны виден угол улицы Симона Даха. Наконец, ближайший поворот мостовой направо - это ул. Унтерлаак, нынешний Московский проспект.
      
      
      
       []
      
      24. Дома улицы Нойе Райфербан во дворах Московского проспекта и улицы Мариупольской.
      1980-е годы. Oтсюда
      
      
       Когда в начале 1980-х годов жильцы вселились в новые девятиэтажки на Московском проспекте (NN 20-38), оказалось, что для квартир, выходящих на юг, закрывает и портит вид ветхий немецкий дом, близко стоящий от нового здания, параллельно ему. Вскоре "трущобу" расселили, но снесена она была только году в 1985-м. В старом Кёнигсберге эти здания относились к южной стороне улицы Нойе Райфербан (северная сторона оказалась прямо под новостройками).
      
      А на заднем плане - уже новый, узнаваемый Калининград: тротуары улицы Мариупольской (бывшей Лицентграбен), новый дом NN 2-8 по той же улице, гаражи на месте нынешнего "Седьмого континента".
      
       []
      
      25. Улица Коперника, на заднем плане руины района Лаак. 1950-e. Автор: Смирнов Виктор Фёдорович.
    Так выглядел Московский проспект в райне Лаака после войны. Oтсюда
      
      
       []
      
      26. Дети с улицы Коперника.
      1959-1964 годы. Oтсюда
      
      
      Сегодня кёнигсбергский район Лаак, куда входили две части нынешнего Московского проспекта - это район Музея Мирового океана и Дворца спорта "Юность", о чём я собрала немного материала в текст "Район дворца спорта "Юность". Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abd.shtml
      
      Так же отличный материал "Кёнигсберг в деталях: Ластадиенштрассе - улица Виктора Гюго" можно почитать
      здесь: https://kgd.ru/news/society/item/56479-kjonigsberg-v-detalyah-lastadienshtrasse--ulica-viktora-gyugo
      
      

    * * *

      
      Как написала вышe, в Кёнигсберге не было единой улицы, совпадающей с нынешним Московским проспектом. Московскому проспекту соответствовала последовательность следующих улиц (в направлении запад-восток):
      
      - Франц Зелдте Штрассе (Franz-Seldte-Straße - начало Московского проспекта, где при немцах находилась "Трудовая биржа", а в СССР - школа милиции),
      
      - Обер-Лаак и Унтер-Лаак (Oberlaak-Straße, Unterlaak-Straße - примерно до Эстакадного моста),
      
      - Альтштадтише Лангассe, Альтшдадтская Длинная (Altstadt-Lang-Straße - участок от Эстакадного моста до Октябрьской улицы),
      
      - Лютерштрассе (Luther-Kirchen-Straße, Lutherstrasse),
      
      - Закхайм (Sackheim-Straße - от улицы Октябрьской до Закхаиймских ворот),
      
      - Тапиауерштрассе (Tapiauer-Straße - от Закхаймских ворот далее до границы города).
      
       На карте 1910 года обозначена трамвайная линия, проходящая по трассе нынешнего Московского проспекта на участке от Unterlaak до Закхаймских ворот. На карте 1940 года указано, что по этой линии ходили трамвайные маршруты NN 9 и 10 (в современной трамвайной сети им нет соответствия). Дальше, от Закхаймских ворот до границы города проходил автобусный маршрут «E».
      
      
       []
      
      36.
      
      
       []
      
      37.
      
      
      
      

    ===============================================================================
    ===============================================================================

      
      
      Дорогой читатель!
      
       Далее пойдут фотографии без немецкой истории. Архив по Калининграду принялась собирать в начале 2000-х, тогда в сети было много немецких источников. Казалось, никуда они не денутся, интернет вечен. И я переключилась на архив по Афганской войне, где провела почти 3 года и о чём много рассказываю
      здесь: http://artofwar.ru/editors/s/smolina_a/
      
      Так же временами переключалась на пополнение других архивов: военные гарнизоны (которые довелось пройти), Новгородчина (мамина родина), дочкино становление на чужбине (её учёба, замужество, дети)... И всё это время часть материала по Калининграду "пылилась" в моих "кладовых". А сейчас, когда попыталась вернуться, то увидела, что 90% старых ссылок не работают. Сначала немцы убрали фотографии, после и сам материал.
      
      Потому что успела унести к себе - выставляю, хотя бы это выставить, об остальном - не обессудьте, тем более, по Калининграду собрала достаточно, в чём можно убедиться
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/index.shtml#gr19
      
      Повторюсь: ссылки везде обозначены, но им больше 15 лет и большинство из них уже не рабочие.
      
      

    ===============================================================================
    ===============================================================================

      
      
      

    Что писали газеты

      
      Московский проспект был призван стать парадным въездом в Калининград, а также наглядно демонстрировать успехи советского зодчества. Построить новый город на месте старого - впервые эту идею у нас озвучили еще в 1940-х. Как говорили когда-то, "советское - значит лучшее". Прусскую же архитектуру называли примитивной, устаревшей, удручающей. Об этом "проклятом прошлом" ничто не должно было напоминать. Появившийся в 196З году Ленинский проспект стал, так сказать, пробой пера. В газетах с придыханием писали о "новой магистрали". Хотя и в 1960-х многие понимали, что главная улица Калининграда получилась невыразительной, мягко говоря.
      
      
    КУРС НА МОСКВУ. 1970-й
      
      Этот год - поворотный в истории застройки Калининграда. Тогда приступили к созданию "сердца города" (не путать с современным проектом), началось формирование центральной площади, с которой должно было устремиться в небо здание N 1 - Дом Советов. Одновременно началось и формирование парадного подъездного пути к новой площади - будущего Московского проспекта. В ту пору это была улица Московская. Однако своему "столичному" названию она совсем не отвечала. Была узкой и плохонькой. А вела по большей части через пустыри с руинами. Но не просто так ее громко нарекли. Она совпадала с главным направлением - на Москву! Вот в итоге и постановили: основной магистрали Калининграда быть здесь!
      
      
    ЖИЛЬЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
      
      При этом следовало избежать ошибок, допущенных ранее. Значит, нужны передовые проекты, материалы и технологии. Тем более что стройиндустрия региона к тому времени "подросла", уже могла обеспечить сооружение подобных объектов. Именно на улице Московской в 1972-м появились первые в областном центре жилые здания, которые тут же прозвали "кораблями". Как писала в те дни "Калининградская правда", эти дома "резко отличаются от других. Во-первых, размерами - 140 метров в длину и девять этажей в высоту, сразу на двести семей! Отличаются они и внешне: благодаря специальной отделке блоков дома кажутся высеченными из мрамора. Улучшена и планировка: увеличена площадь кухонь, нет смежных комнат". Нынче "брежневки", пришедшие на смену "хрущевкам", тоже ругают. В немалой степени потому, что чем дальше, тем хуже было качество строительства (вспомните "падающий" дом на Моспроспекте, 70). Но тогда большинству такие дома действительно казались даже красивыми.
      
      
    СТАЛА УЛИЦА ПРОСПЕКТОМ
      
      К декабрю 1974-го первая очередь этого проекта была завершена. И горисполком с чувством удовлетворения решил: переименовать улицу Московскую в Московский проспект. Сначала был реконструирован участок от Литовского вала до первого эстакадного моста (сдан в эксплуатацию в 1972-м). Правда, от вала до улицы Грига к тому времени успели настроить "хрущевок". Однако силуэт улицы здесь поправили, построив здания-башни. А уже далее к центру возводили и вовсе только "продвинутые" дома. При этом, если была возможность, немецкие строения уже сохраняли, вписывая их в новый ландшафт. Радикальный настрой "До основанья, а затем...", к счастью, ушел в прошлое. Особой гордостью новой магистрали стали фонари-"ромашки". Необычные симпатичные светильники еще и оригинально решили освещение проспекта: подсвечивали не только шоссе и тротуары, но и фасады домов.
      
      
    А ТЕПЕРЬ - "ГОРБАТЫЙ"!
      
      В 1976 году по Моспроспекту пустили троллейбус. Сперва до улицы Ялтинской, в 1978-м троллейбусный маршрут N 5 был удлинен до нынешнего кольца. А возможным это стало благодаря появлению "горбатого" моста. В те времена целлюлозно-бумажный завод в поселке Октябрьском еще вовсю работал. Через проспект туда-сюда ходили грузовые составы. Сооружение здесь путепровода стало событием. Жаль, сделали его грубовато: слишком крутыми получились подъемы - машины на этих "горбах" порой подбрасывало, как на трамплине. Недавно "горбатого" демонтировали - в связи со строительством Восточной эстакады. Но взамен уже возводят новый мост. Едва ли он окажется столь же крут. Только, думается, и его будут называть "горбатым". Называют ведь "берлинским" мост, сменивший старую "берлинку".
      
      
    КАК НА ЗАПАДЕ
      
      В 1978 году был открыт впечатляющий мемориал "Морякам Балтики" - первый памятник на Московском проспекте. А в 1980-м на излете этой магистрали открылся первый в области мотель - "Балтика". К слову, в связи с его появлением, чтобы не было путаницы, одноименную гостиницу переименовали в "Чайку", а ресторан "Балтика" - в "Орбиту" (ныне - "Гранд Холл"). Мотель был построен к московской 0лимпиаде-80. Это здание и сегодня обращает на себя внимание. А тогда о новой гостинице восхищенно говорили: "Как на Западе!" Также тут появился монументальный въездной знак. Саму же трассу реконструировали: спрямили и расширили, соорудив развязку с окружной дорогой.
      
      
    "ДО" И "ПОСЛЕ"
      
      Моспроспект на участке от Школы милиции до Литовского вала архитектурно уже давно сложился. Здесь из серьезных перемен последних лет - открытие движения по второму эстакадному мосту и появление отеля возле первой эстакады. Из ожидаемых вскоре событий - переезд Художественной галереи в бывший Дворец культуры моряков и снос треснувшего дома N 70. Причем власти обещают, что строить на его месте ничего не будут. Будут, не будут... Поживем - увидим. Равно как никто, наверное, пока не знает, что ждет район Моспроспекта у Дома Советов. Судя по всему, еще не решено, станут здесь возводить кварталы "под старину" или же этот район будет развиваться по вектору, заданному еще в советский период. Развитие Моспроспекта на участке от Литовского вала до окружной дороги в свое время оставили "на потом". В последние годы эта территория быстро меняется. Былые рабочие поселки застраиваются элитным жильем, промзоны обретают все более цивилизованный вид. Так что теперь это один из самых перспективных районов Калининграда. А еще нельзя не упомянуть Закхаймские ворота. Они расположены на старой городской границе, которая сегодня условно делит Московский проспект на "до" и "после". Почти 70 лет эти ворота были заброшены. И вот - стали "арт-пространством". На карте Калининграда появился объект культуры, каких у нас еще не бывало. И эта новая точка притяжения уже не разделяет, а напротив, словно соединяет Московский проспект в единое целое.
      
      Текст: Владислав Ржевский
      
      https://forum-kenig.ru/viewtopic.php?t=2705
      
      

    * * *

      
      
     []
      
      38. Немецкие военнопленные возводят Деревянный (Дровяной) мост через реку Новая Преголя.
    Сейчас соединяет улицу Октябрьскую и Московский проспект
      
      
       []
      
      39. Октябрьская улица. Деревянный (Дровяной) мост.
    Год съемки: 1960. Отсюда
      
      
       []
      
      40. Дровяной (Деревянный) мост.
    Кадр из фильма "Отец солдата" (1965 год, Грузияфильм). Отсюда
      
      
       []
      
      41.
      
      
       []
      
      42. "Московского проспекта" ещё нет, есть "улица Московская" с руинами Лебенихтской гимназии.
    Сегодня на месте гимназии находится памятный знак морякам-балтийцам (пересечение Московского проспекта и улицы Октябрьской)
      
      
       []
      
      43. Лебенихтская гимназия перед войной.
    Сегодня на месте гимназии находится памятный знак морякам-балтийцам (пересечение Московского проспекта и улицы Октябрьской)
      
      
       []
      
      44.
      
      
      

    Многострадальный Дом Советов

      
      Дом Советов в Калининграде - самый длинный в истории Калининграда долгострой. Которому не дали завершиться. Одиноко стоящее здание в центре города на месте старого Королевского замка, разрушенного в годы Второй мировой войны. После завершения строительства и основной сборки Дом Советов так и не был введён в эксплуатацию.
      
      Что будет в центре бывшего Кенингсберга на месте полуразрушенного Королевского замка, советские власти начали решать в конце 1940-х годов, после Великой Отечественной войны. Остатки немецкой застройки предлагалось снести и на главной площади поставить свой сталинский дворец – наподобие высоток в Москве. В 1949 году "Калининградская правда" привела мнение московского архитектора Михаила Наумова, которому доверили генплан восстановления Калининграда. По его задумке величественный Дворец Советов символизировал бы память о всесоюзном старосте Михаиле Калинине – ближайшем соратнике Иосифа Сталина. Венчать эпичное здание в городе-порте должна была башня-маяк.
      
      Но строить высотку не спешили – территория бывшего Кенигсберга оставалась разменной монетой на политической карте истории.
      
      Планы поменялись в 1953 году после смерти Сталина. Остатки Королевского замка оставили в покое до 1964 года, когда Хрущева отправили в отставку. По одной из версий, окончательную судьбу замка решил председатель Совмина Алексей Косыгин. В 1967 году он приехал в область и приказал очистить город от "гнилого зуба" королевских развалин, а в центре города построить идеологические правильное здание.
      
      Не стала к себе забирать, но ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ много интересного об этом Доме Советов можно почитать
    здесь: https://forum-kenig.ru/viewtopic.php?t=1251&sid=da1d9d706b7f2578320fbd989dd3d62d
      
      
      
       []
      
      45. Возведение Дома Советов. Здесь написано, что на фото изображены: "Mühlengrund Straße. Административное здание электростанции Кёнигсбергского трамвайного предприятия, а так же первое депо электрического трамвая. По всей видимости, здание использовалось в трамвайном хозяйстве до начала строительства Дома Советов. Источник: форум "Подземелья Кёнигсберга".
      
      
       []
      
      46.
      
      
       []
      
      47.
      
      
       []
      
      48. Перекрёсток Московского проспекта и Октябрьской улицы.
    Источник: форум "Подземелья Кёнигсберга". 1978 год. Отсюда
      
      Из комментариев под фото:
      
       - Супер. Откуда берете такие редкие фотографии?
      
      - Источник: форум "Подземелья Кёнигсберга".
      
      - Что за здание строиться (на тот момент)?
      
      - Оно до сих пор не достроено... http://ru.wikipedia.org/wiki/Дом_советов_(Калининград)
      
      - В 1990 году в кабинетах этого, замечу, построенного здания были выключатели, на полу лежал паркет и были горячие батареи. Но лихие, как принято говорить, 90-е убили его. Да, конечно, не шедевр зодчества и место королевского замка занял как-то предательски, но вот оно стоит и еще, я так понимаю, будет стоять, пока не найдется большой-пребольшой мешок денег на его разрушение и еще больше на возведение культурного комплекса, похожего или повторяющего элементы королевского замка.
      
      - На самом деле это здание стоит не на месте бывшего Королевского замка - а рядом. Замок стоял немного западнее этого "шедевра". Тем не менее, эта постройка постоянно попадает в топы списков самых оригинальных зданий советской эпохи.
      
      - И вполне заслуженно, очень интересное здание. Хорошо бы нашёлся какой-нибудь Газпром, который бы его достроил под себя, как небоскрёб в Твери.
      
       - Совершенно бесполезное здание, единственную ценность она представляет только для дигеров, кстати, вход, вроде как, 150 р. стоит.
      
       - Бесполезное потому, что не используется. Если его достроить и использовать - будет полезное. А с кавычками я не согласен, потому что таки считаю это здание произведением архитектурного искусства.
      
      dd>  
       - Молодой человек, учите матчасть. Диггеры - это те ребята, которые гуляют по объектам, которые находятся ниже уровня земли (бомбари, метро, колектора, ливнёвки, ЗКП и тп). А на дом советов ходят или промхонщики (заброшенные заводы, фабрики, кирхи и тп) или, само собой, руфата - крышелазы.
    P.S. И с ценой ошиблись - 200 рэ
      
      - Спасибо.Буду знать)
      
      - Ну, а так ради интереса изучать подвал Дома Советов - это не диггерство?
      
      - А кому можно денежку отдать, чтобы попасть на экскурсию?
      
      - И что за пробка или несанкционированная стоянка на переднем плане?
      
      - Стоянка для посетителей и трудящихся на толкучке, расположенной на Октябрьском острове, через дорогу. А так как времена советские, то всё, можно сказать, законно.
      
      
      
       []
      
      54.
      
      
       []
      
      55. "У моря янтарного" (фотоочерк о земле Калининградской - самом западном крае нашей родины).
    1975 год. Отсюда
      
      
       []
      
      56. Интересный ракурс, 1985 год.
    Вид на стрoящийся Дом Советов с Ленинского проспекта.https://transphoto.org/photo/1311663/
      
       Из комментариев под фото:
      
       - Даже на этом снимке видно насколько прекрасно здание биржи и насколько по детски дурашлива "голова робота".
      
      - Интересно, в каком году "восьмёрку" перенаправили с Ленинского проспекта-Шевченко на Московский проспект-Остров-ул. Багратиона? В схеме 1983 года "восьмёрка" ходила мимо Дома Культуры Моряков, как на этом фото.
      
      - В 1993 году уже через Остров всё ходило, по Ленинскому проспекту только "двойка" и "десятка". Раньше, увы, не знаю.
      
      
      
       []
      
      57.
      
      Строительство Дома Советов началось в декабре 1970 года, а завершить его планировали к 1974 году. В здании должны были разместится все структурные подразделения областной власти на тот момент. Возводиться Дом Советов начал довольно быстро. Работы тормозились только перебоями с финансированием. На этот объект работала вся стройиндустрия области, и не только её.
      
      Но со временем, как видно из справки по зданию Дома Советов на август 1983 года, произошло удорожание проекта, составив почти 4 миллиона рублей, что по тем временам было серьёзно.
      
      Близилась перестройка, Москва всё сужала сметы, и приходилось отказываться от многих изысков, например, пришлось внести существенные изменения в проект - вместо 28 возвести 21 этаж. Проблемы, как правило, были связаны с задержкой поставок материалов и неувязками технического плана. Дело не ладилось, особенно после того, как бюджет проекта стали постепенно урезать, а область не могла тянуть подобный объект своими силами. Начались приостанавливания стройки и консервации объекта до следующего согласования смет и поставок материала.
      
      Ко второй половине 1980-х годов здание было готово на 95%. К началу 1990-х стройка замерла...
      
      
      
       []
      
      61. Остатки королевской роскоши прусских королей.
    На этом месте в Кёнигсберге стоял величественный королевский замок (сл. фото)
      
      
       []
      
      62. Королевский (Кёнигсбергский) замoк
      
      Кёнигсбергский замок (нем. Königsberger Schloß) - замок Тевтонского ордена в Кёнигсберге (Калининград), называемый также Королевским замком. Заложен в 1255 году чешским королём Оттокаром II Пржемыслом и наряду с Кафедральным собором являлся важнейшей и древнейшей достопримечательностью города.
      
      До 1945 года в его стенах размещались различные управленческие и общественные учреждения города и Восточной Пруссии, находились музейные собрания и залы для торжественных приёмов. После второй мировой войны замок имел весьма плачевное состояние, в каком находился до 1968 года. Пока коммунисты не решили, что королевские символы весьма чужды их коммунистической морали.
      
      
      
       []
      
      63. Таким красивым Королевский (Кёнигсбергский) замок простоял почти семь веков
      
      
       []
      
      64. То, что осталось от Королевского (Кёнигсбергского) замка после войны.
    Отсюда
      
      
       []
      
      65. Под стенами бывшего Королевского замка, 1950-е годы.
    Новые времена, новые даты
      
      
      Но возвращаясь к многострадальному Дому Советов, башню которого хотели поставить на месте королевского замка...
      
      После событий 1991 года, с развалом Советского Союза, Дом Советов окончательно забросили, хотя строительство почти завершилось: уже шли отделочные работы, подключали водопровод, лифты, вставляли окна и двери. С открытием границ поехали в Калининградскую область туристы, особенно бывшие жители Восточной Пруссии, и, попадая в район Дома Советов, вглядывались и пытались понять: почему? зачем? как же так? Страшное пустующее здание на показ всей Европе, всей России.
      
      На 750-летие Кёнигсберга–Калининграда, в 2005 году, дом покрасили впервые в истории и застеклили заново. С него прыгали парашютисты, на него водили нелегальные экскурсии, в нём снимали кино. Но далее дело не продвигалось и уже пошли слухи: пока стоит этот монстр - ни политическая, ни экономическая ситуации в России не изменятся, мол, на пустующем здании лежит проклятье Королевского замка.
      
      После многочисленных дискуссий о том, что же делать со зданием, в конце 2022 года власти приняли окончательное решение вырвать очередной "гнилой зуб" в центре города. В марте 2023 года аукцион на демонтаж выиграла компания "Техноресурс". Разобрать Дом Советов предстояло за 127,7 млн рублей. A "Ростелеком" установил на здании своего офиса в Калининграде онлайн-видеокамеру, с помощью которой по ссылке https://lk-b2b.camera.rt.ru/sl/iU8hfZwPt из любой точки мира можно наблюдать за сносом самого известного в городе недостроя.
      
      Часть бетонных обломков с разбора здания предполагалось пустить на сувениры для туристов. Как писалa "ФедералПресс", шумиха вокруг легендарного долгостроя даже помогала предприимчивым калининградцам раскручивать аккаунты на "Авито". В одном из объявлений куски с граффити предлагались за 1500 рублей.
      
      
       []
      
      66.
      
      
      Не стала к себе забирать, но ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ много интересного об этом Доме Советов можно почитать
    здесь: https://forum-kenig.ru/viewtopic.php?t=1251&sid=da1d9d706b7f2578320fbd989dd3d62d
      
      

    Памятный знак морякам-балтийцам

      
      
       []
      
      67.
      
      Адрес: Калининградская область, г. Калининград, пересечение Московского пр. и ул. Октябрьской.
    Статус ОКН: объект культурного наследия местного (муниципального) значения.
    Памятник морякам-балтийцам, участвовавшим в проведении Восточно-Прусской операции, установлен в 1978 году.
    Архитектор Михаил Тихонович Суслов и скульптор Валентин Васильевич Моргунов.
    Торжественное открытие 4 ноября 1978 года.
    Катер капитально отреставрирован в 2010 году.
      
      На бетонном пьедестале установлен торпедный катер, под его форштевнем устроен бассейн, по обе стороны от которого установлены створные огни, внутри них размещены прожекторы, на внешней покатой плоскости - бронзовый венок из дубовых листьев. Рядом с флагштоками возвышается стена высотой 4 метров, на которой размещены барельефы лиц моряков, бетонные цифры "1945" и слова: "Родина помнит". Венчает сооружение бетонная стела высотой 15 метр. На стене укреплены памятные доски со списком соединений Балтийского флота, принимавших участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
      
      Торпедный катер ГП 123 "Комсомолец" был спроектирован на заводе N 194 имени Андре Марти в 1939 году. Весной 1945 года подобные катера активно действовали в южной части Балтийского моря, принимали участие в прикрытии сухопутных войск Красной Армии с моря.
      
      В начале девяностых годов памятник был повреждён вандалами, но к 50-летию победы его отреставрировали, правда, хватило не надолго. Пришлось опять на реставрацию в мае 2008 года из городского бюджета Калининграда выделять 15 миллионов рублей.
      
      В 2007 году рассматривалась возможность переноса, одно из возможных мест размещения - набережная исторических судов у Музея Мирового океана. Однако в рамках подготовки к празднованию 65-летия победы в Великой Отечественной войне в феврале 2010 года реконструкция монумента провели на старом месте. В результате проведённой экспертизы выяснилось, что корпус катера слишком сильно обветшал и не подлежит восстановлению, поэтому приняли решение о строительстве нового корпуса по образцу старого. Новый корпус обещали построить на предприятии ЗАО "Белмет-Янтарь". 8 февраля 2010 года катер был демонтирован. Наиболее хорошо сохранившиеся оригинальные части катера (торпедные аппараты, руль, гребные винты, рубка, пулемёт ДШК) должны установить на новом корпусе.
      
      Также в рамках реконструкции обновили пьедестал, стелу, стенку и тумбы с венками.
      
      Изготовление полноразмерного макета торпедного катера было завершено 1 апреля 2010 года. В качестве прототипа выбрали катер тип 123-бис времён войны, в то время как стоявший на постаменте ранее катер относился к более поздней послевоенной серии. 3 апреля 2010 года памятник установили на прежнее место.
      
      Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года N 132 объект получил статус культурного наследия местного (муниципального) значения.
      
      В довоенные годы на месте Памятного знака морякам-балтийцам находилась Лёбенихтская гимназия.
      
      Отсюда
      Отсюда
      
      Не стала к себе забирать, но ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ много интересного об этой территории на Московском проспекте можно почитать
    здесь: https://forum-kenig.ru/viewtopic.php?t=5881&sid=da1d9d706b7f2578320fbd989dd3d62d
      
      
      
       []
      
      68. Торжестенное посвящение в курсанты (КМУ).
    Октябрь, 1982 год
      
      
       []
      
      69. 1984 год, "Страницы памяти" — Калининград: Книжное издательство.
    Чтоб лучше понять фотографию, под носом (форштевнем) катера я поставила красную метку.
    Отсюда
      
      
       []
      
      70. Август 1986 годa.
    На втором плане хорошо виден строящийся Дом Советов, о котором рассказываю чуть выше
      
      
       []
      
      71. 1980-e годы
      
      
       []
      
      72. 1986 год
      
      
       []
      
      73. 1990-e годы
      
      
       []
      
      74. Московский проспект, 1990 год
      
      
      Не стала к себе забирать, но ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ много интересного об этой территории на Московском проспекте можно почитать
    здесь: https://forum-kenig.ru/viewtopic.php?t=5881&sid=da1d9d706b7f2578320fbd989dd3d62d
      
      

    Неудобный дом

      
      Строительство второго эстакадного моста было начато в 1985 году и велось до 1992 года, после пришлось заморозить в связи с прекращением финансирования.
      
      
       []
      
      75.
      
       Заморозка проекта обрадовала жильцов дома по улице 9 апреля. Старый немецкий дом находился на пути прокладки моста и жильцы очень не хотели уезжать на другое место жительства, меняя почти центр города на неизвестно что. Потому заморозка проекта дала некоторое время собственникам квартир пожить в своём любимом доме, не смотря на то, что общая картина этого квартала несколько лет смотрелась весьма неприглядно:
      
      
       []
      
      76. Улица 9 Апреля. Двор дома, в который долгое время упиралась недостроенная эстакада.
    Отсюда
      
      
       []
      
      77. Московский проспект. Двор дома, в который долгое время упиралась недостроенная эстакада.
    Отсюда
      
      
       []
      
      78. Целых 14 лет эта часть Московского проспекта имела такую картину
      
      
       []
      
      79. Целых 14 лет эта часть Московского проспекта имела такую картину
      
      
       []
      
      80. Здесь хорошо виден (вдали) обрубок моста, упершегося в жилой дом.
    Открытка из набора "Калининград". Изд-во "Правда". Фото Е.Гаврилова
    Отсюда
      
       Работы по достройке начались в 2006 году.
      В первой половине 2011 года началось функционирование съездов с улицы 9 Апреля на Московский проспект (часть развязки моста).
      23 декабря 2011 года по мосту было открыто автомобильное движение в тестовом режиме (на полную мощность эстакада должна будет заработать со строительством подъезда с площади Маршала Василевского). Часть улицы Дзержинского, проходящая под мостом, и улицы Октябрьской стали односторонними.
      12 октября 2017 года руководитель областного министерства развития инфраструктуры Елена Дятлова во время рабочего выезда заявила о том, что второй эстакадный мост в Калининграде официально введён в эксплуатацию. "Второй эстакадный мост" Калининграда пересекает оба русла реки Преголи и проходит над Октябрьским островом, соединяя улицу 9 Апреля в правобережной части города с улицами Дзержинского и Октябрьской в левобережной части. Имеет по три автомобильные полосы движения в каждую сторону и съезды на Московский проспект. Общая протяжённость моста - 1 883 метра.
      
      
       []
      
      81. Второй эстакадный мост. Вот такая она теперь, улица 9 апреля.
    Отсюда
      
      

    Ещё один дом Московского проспекта "с историей"

      
      
       []
      
      82. При немцах - это Tapiauer Straße 4-6.
    Гостиница "Zum Neues Hirschkrug" напротив Закхаймерских ворот. 1930-1935 г.г.
      
      Жилой дом с рельефами был построен в 1929 году в так называемом югендстиле-модерн Югендстиль (модерн) возник на рубеже XIX и XX столетий. Он поражает своим многообразием - от роскошно украшенных фасадов домов до аскетичного оформления зданий, и одним из важнейших критериев нового жизненного пространства в югендстиле является функциональность, которая проявляется в расположении помещений и применении инновационных материалов.
      
      
      
       []
      
      83. При немцах - это Tapiauer Straße 4-6.
    Гостиница "Zum Neues Hirschkrug" напротив Закхаймерских ворот. 1930-1935 г.г.
      
      
       []
      
      84. 1945 год
      
      
       []
      
      85. Раньше Московский проспект назывался улицей Московской
      
      
       []
      
      86.
      
      
       []
      
      87.
      
      
       []
      
      88.
      
      

    Просто фотографии

      
      
       []
      
      108. Фото подписано: "Московский проспект на восток. Фотография руин Рейхсбанка. В центре - руины католической церкви. Трамвай пересекает Московскую улицу и идет в сторону улицы Зарайской" (до 1974 года Московский проспект назывался улицей Московской). Cередина 1960-х годов. Отсюда
      
      
       []
      
      109. Ставлю карту к предыдущему фото, чтоб понять геолокацию: трамвай едет в сторону улицы Зарайской
      
      
       []
      
      110. Пересечение улицы Октябрьской с улицей Московской (ныне Московский проспект).
    1960 год. Отсюда.
    Фотография из семейного альбома В. Воронов
      
      
       []
      
      111. Троллейбус N 2 на Московском проспекте. 1976 год. Автор Е.И. Чепинога.
    Отсюда
      
      
       []
      
      112. Вид на Кафедральный собор со стороны Московского проспекта. 1977 год.
    Отсюда
      
      
       []
      
      113. Вид на Московский проспект со стороны разрушенного Кафедрального собора на острове Канта. 1978 год.
    Московский уже вовсю отстраивается, в отличие от Собора, который в таком виде простоит до 1990-х годов. Отсюда
      
      
       []
      
      114. Из фотоколлекции В.К. Завершинского.
    1978 год. Отсюда
      
      
       []
      
      115. Отсюда
      
      
       []
      
      116. Отсюда
      
      
       []
      
      117. Из фотоколлекции П. Кулакова.
    Отсюда
      
      
       []
      
      118. Из альбома "Московский проспект". Государственный архив Калининградской области.
    1979 год. Отсюда
      
      
       []
      
      119. Московский проспект. 1980 год.
    Отсюда
      
      
       []
      
      120. Вид на Московский проспект. 1980 год.
    На фото попал дом на ул. Коперника, сохранившийся и сегодня. Отсюда
      
      
       []
      
      121. Фото подписано: "Нижний Камвал. Еще нет бассейна у "Юности", да и 13-й район ещё до конца не построен. То есть где-то начало 1980-х".
    Отсюда
      
      
       []
      
      122. Hачало 1980-х.
    Отсюда
      
      
       []
       []
      
      123. Московский проспект. В вагон Tatra T4SU врезался грузовик, после чего вагон загорелся.
    Фото из архива трамвайного депо. 1982 год. Отсюда
      
      
       []
      
      124. Московский проспект. 1984 год.
    Отсюда
      
      
       []
      
      125. Московский проспект. 1984 год.
    Отсюда
      
      
       []
      
      126. Примерно июль 1987 год.
    Отсюда
      
      
       []
      
      127. Московский проспект. Mост, вид на Московский проспект. Скан из открытки. Фото Е. Гаврилова.
    1987 год. Отсюда
      
      
       []
      
      128. Воскресенье, 29 июля 1990 годa
      
      
       []
      
      129. Aпрель 1991 года
      
      
       []
      
      130. Развязка на Московском проспекте до реконструкции в 2005 году.
    Отсюда
      
      
       []
      
      131.
      
      
       []
      
      132. Наши дни. Отсюда
      
      
       []
      
      133. Наши дни. Отсюда
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      ______________________________________________________________________________
      
      - https://de-academic.com/dic.nsf/dewiki/812506
      - https://kgd.ru/news/livekenig/item/26270-zhivoj-kjonigsberg-specialnyj-proekt-kaliningradru-progulka-po-ljobenihtu-chast-1
    - https://sites.google.com/site/mojkenigsbergkaliningrad/ulicy-koenigsberga-_-kaliningrada/lutherstrasse
      - https://sites.google.com
      - http://transphoto.ru/articles/210/
      - https://sites.google.com/site/mojkenigsbergkaliningrad/keenigsberg-v-1944-g
      - https://sites.google.com/site/mojkenigsbergkaliningrad/dovoennye-fotografii/ostrov-knajphof
      - http://www.etoretro.ru/
      - http://www.etoretro.ru/pic51993.htm?sort_field=image_date&sort=DESC
      - http://www.etoretro.ru/pic51992.htm?sort_field=image_date&sort=DESC
      - http://www.etoretro.ru/pic52041.htm?sort_field=image_date&sort=DESC
      - http://kaliningrad.life/blogs/nazvaniya-ulic-v-kjonigsberge-i-kaliningrade/
      - https://sites.google.com/site/mojkenigsbergkaliningrad/ulicy-koenigsberga-_-kaliningrada/kneiphoefsche-langgasse
      - https://rugrad.eu/communication/blogs/Konigsberg_archive/8136/
      - https://sites.google.com/site/mojkenigsbergkaliningrad/ulicy-koenigsberga-_-kaliningrada/kantstrasse
      
      - http://forum-kenig.ru/viewtopic.php?t=2703
      - http://www.etoretro.ru/pic51993.htm?sort_field=image_date&sort=DESC
      
      _________________________________________________________________________________
      
      - https://visualhistory.livejournal.com/1165514.html
      - http://vas3k.ru/world/konigsberg/
      - http://anru.me/world/konigsberg/
      - http://ostpruss.ucoz.ru/index/kenigsberg_kaliningrad_sravnitelnye_fotografii/0-5
      - https://koenig-foto.livejournal.com/293829.html#/293829.html
      - https://rugrad.eu/communication/blogs/Konigsberg_archive/8136/
      - https://sites.google.com/site/mojkenigsbergkaliningrad/dovoennye-fotografii/platz/kaiser-wilhelm-platz
      - https://sites.google.com/site/mojkenigsbergkaliningrad/ulicy-koenigsberga-_-kaliningrada/steindamm
      - http://oppps.ru/kaliningrad-retro.html
      - http://popadin39.blogspot.se/2013/08/xx-xxi.html
      - https://sites.google.com/site/mojkenigsbergkaliningrad/dovoennye-fotografii/tiergarten-1
      - http://diletant.media/articles/28569273/
      - https://sites.google.com/site/mojkenigsbergkaliningrad/dovoennye-fotografii/platz/gesekusplatz-1
      
      _________________________
      
      - https://transphoto.org/articles/220/
      
      
      - https://forum-kenig.ru/viewforum.php?f=35&sid=a8773b720133bd005ed2519e6af972ec
      
      
      - https://forum-kenig.ru/viewtopic.php?t=2705
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Комментарии: 4, последний от 16/12/2024.
  • © Copyright Смолина Алла
  • Обновлено: 14/12/2024. 87k. Статистика.
  • Статья: Россия

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка