|
Моим любимым принцессам |
Подборка архивных данных о Кёнигсбергe и Калининграде: - "Хронология основных событий в истории Кёнигсберга и Калининградской области" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0003.shtml - "Старые названия улиц и районов Кёнигсберга / Kалининграда, а также областных поселений" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009a0.shtml - "Кёнигсберг. Первые советские переселенцы" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009a01.shtml - "Кёнигсберг глазами первых переселенцев" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009a1.shtml - "Остров Канта. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009ab.shtml - "Альбертина" в Кёнигсберге - университет им. Канта в Калининграде" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abb.shtml - "Остров Ломзе (Октябрьский). Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abc.shtml - "Район дворца спорта "Юность". Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abd.shtml * Дорогие калининградцы, что-то случилось со страницей и "Ленинский проспект" перешёл на новый адрес: - "Ленинский проспект-1. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abd1.shtml - "Ленинский проспект-2. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009b01.shtml * - "Калининград. Сквер "Мать-Россия". Или злоключения памятника Сталинy" здесь: http://artofwar.ru/editors/s/smolina_a/text_2900-1.shtml - "Северный вокзал. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009b10.shtml - "Площадь Ганзейская/Гитлера/Сталина/Трёх Маршалов/Победы. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009b2.shtml - "Проспект Мира. Часть 1-я. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/1mira.shtml - "Проспект Мира. Часть 2-я. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/bbbb.shtml - "Вокзалы: Восточный, Южный (но не тот), Лицентский (Пиллауский). Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/bostok.shtml - "Главный ж/д вокзал Кёнигсберга (сегодня Южный) до 1945 года и в 1945-м" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/central.shtml ---------- НОВАЯ ГЛАВА (29.09.2023) Мои тексты о любимом городе, включая архивный материал: - "1. Кaлининград, ты мой Кёнигсберг. Или: Кёнигсберг, ты мой Калининград?" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg.shtml - "2. Калининград и янтарь. Песчаные дюны и разрывные течения. Пляжники и морские пехотинцы. Президент и дворец" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg1.shtml - "3. Калининград. Как зарождалась"Сельма". Дважды Краснознамённый Балтийский флот" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg5.shtml 4. "Калининград. О роботe-кондукторе и роботe-астрологе" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/xrobot.shtml ---------- НОВАЯ ГЛАВА (17.09.2023) 5. "Калининград, мундиаль-2018" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/zz.shtml
Вместо предисловия Кёнигсберг по праву считался не только городом мостов, но и городом вокзалов и железной колеи. В расписании на лето 1939 года в Кёнигсберге (Пруссия) обслуживались следующие вокзалы (станции): Центральный вокзал (станция) Северный вокзал (станция) Шарлоттенбург Холландербаум Юдиттен Марэнехоф Понарт Ратсхоф Ротенштейн Отсюда При послевоенной реконструкции городских улиц металлические рельсы были найдены даже возле рынка напротив Дома Техники: 1. Отсюда "Попалась на глаза эта фотография и вспомнил сразу про "поворотный круг" из темы обсуждений про узкоколейку. На фотографии "поворотный круг" хорошо виден. От него идёт путь прямо в ворота Дома Техники. Слева под неправильным углом (скос на ограде) к нему подходит колея нормальной ширины. Она хорошо видна на известной фотографии, где штурмовики маршируют на фоне Дома Техники. Из детских воспоминаний я хорошо помню этот путь, пересекающий трамвайные пути, но дальше его направление терялось." Отсюда
Восточный вокзал - Ostbahnhof В Кёнигсберге насчитывалось более десятка вокзалов и предисловием к тексту об Южном вокзале, которым сегодня пользуются калининградцы и гости города, я хотела коротко рассказать о первом городском вокзале - Восточном. Однако я не знала, что рядом с Восточным вокзалом находился и старый Южный. "В 1863 году в Кёнигсберге был построен старый Южный вокзал - с юга от Восточного вокзала на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка)". Пришлось вникать в тему. Из комментариев на форуме: "Уже видел такую фотографию. Под ней было написано что это Восточный и Южный вокзалы в районе нынешней базы на Полоцкой. И базу и район этот хорошо знаю, но сориентироваться как и что к чему - не получается. У двух складов старых имеются рампы, значит, к ним подавали вагоны? А, может быть, раньше это были и не склады?" "Совершенно верно! Склады на Полоцкой это и есть остатки двух железнодорожных вокзалов Кёнигсберга - Южного и Восточного. Поезд из Берлина прибывал именно сюда с юга. И сегодня можно увидеть пути идущие под мостом на ул. Железнодорожной. Далее поезд шел на Пиллау через небольшой мост (ныне разведен) и налево. Рельсы так же сохранились. Сегодня на том месте возле двухъярусного моста находится Управление Таможни. Вокзалы были упразднены к началу 20 века. Вместо них был построен новый - Гаупбаннхофф / нынешний Южный Вокзал". 2. Местоположение Восточного вокзала Кёнигсберга я отметила жёлтым цветом. Как видим, Южный (старый, его сегодня нет) находился рядом. Карту нашла здесь. Красным я подчеркнула место расположения нынешнего Южного вокзала
* * * Первый вокзал - Восточный - возвели в 1853 году, недалеко от Философской дамбы, где когда-то любил гулять Кант, а ныне - это территория улицы Полоцкой, отданная под оптово-розничные торговые павильоны. Находящиеся там железнодорожные пути упираются в улицу Портовую, то есть доходят до Преголи. ГДЕ это сегодня в Калининграде? Перешли Эстакадный мост в направлении от гостиницы "Калининград" в сторону вокзала. Первой после моста по правую руку будет улица Портовая, а улица Полоцкая идёт следующей. Вот там до 1929 года находился Восточный вокзал Кёнигсберга. Вокзал, имеющий станционный зал 126 метров в длину и 33 метра в ширину, получил статус Главного городского вокзала и по тем временам считался в Европе самым современным. Центральная платформа и две боковые платформы принимали 4 поезда. Два края платформы находились за пределами станции, что говорило о дальнейшем планах на развитие. С крыльца вокзала, украшенного колоннами, можно было добраться до багажного отделения, билетных касс и отделённых тогда по классам залов ожидания. В комнатах на верхнем этаже располагались служебные помещения. 3. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Отсюда 4. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Отсюда 5. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. 1908 год. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Отсюда 6. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Фото около 1910 года. Отсюда 7. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. 1908 год. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Отсюда 8. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. 1908 год. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Отсюда 9. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Отсюда 10. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Отсюда 11. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Отсюда 12. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Отсюда 13. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Отсюда 14. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Отсюда 15. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Отсюда 16. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Отсюда 17. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Отсюда
* * * 18. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). Отсюда Из комментариев: DELETED: "... не знала, что и такой был. А сейчас есть? Где он находился или находится?" Alexander: "Елена, находился в районе ул. Полоцкой". DELETED: "Александр, трудно вообразить где именно). Улицу Полоцкой представляю, но не представляю где именно там мог располагаться Восточный вокзал... А Западный вокзал был?" Alexander: "Елена, примерно где склады, Западный и сейчас возле "вагонки". Igor Jurjevitj: "Елена, мост на Вагоностроительной около вокзала не менее легендарный". DELETED: "Это такой железный с двумя будками?" DELETED: "Игорь, там на этом вокзале, как я понимаю, садятся в электрички на Балтийск, так?" Andrej Sinilnikov: "Елена, да". Andrej Sinilnikov: "А район Полоцкой - один из самых контрастных в плане. Какой был и какой стал. В Кёнигсберге это был безумно красивый и цветущий район. А у нас... "Склады на Полоцкой". Igor Jurjevitj: "Елена, а в районе улиц Полоцкой и Эльблонгской было депо с круговым механизмом. Не город, а одна история!" Jelena Kasnauskas: "Никто так и не сказал: Западный и Восточный - железнодорожные вокзалы были в Кёнигсберге?" Igor Jurjevitj: "Лена, да, ж/д вокзалы. Их в Кёнигсберге было гораздо больше, чем сейчас в Калининграде. Западный и сейчас возле "вагонки". DELETED2: "Не забывайте кое что. В настоящее время ветка от вокзала идет параллельно улице Железнодорожной к улице Портовой - там происходит выгрузка контейнеров с жд платформ - и там много путей для отстоя вагонов. Так что все примерно как и у немцев." Jevgenij Tokar: "Если не ошибаюсь, то этот вокзал был снесён немцами, как и крепость Фридрихсбургск, в угоду оптимизации железнодорожного движения в городе. Так же в этот период был построен двухъярусный мост и Южный вокзал". Отсюда Последний комментатор прав. Вокзал Восточный за ненадобностью действительно разобрали в 1929 году, а женская скульптурная композиция, украшавшая вокзал, была перенесена на здание Дирекции имперских железных дорог на Langgasse 117/121 (Ленинский проспект 111-117). Композиция представляла из себя две сидячие женские фигуры из ракушечника, несущие колесо, левая фигура прежде держала телеграфный шток. По задумке архитектора они должны олицетворять "движение" и "время". 25. Форштедтише Ланггассе. Дирекция (Управление) имперских железных дорог в Кёнигсберге находилaсь на Langgasse 117/121. До этого - доходный дом, построенный на месте школы, где в 1730-е годы учился Кант. Здание сохранилось до наших дней, сейчас это жилой дом с расположенным внизу магазином "Юко" (Ленинский проспект 111-117). После войны улица была значительно расширена за счёт сноса всех строений с левой стороны 26. Может, кому пригодится. Нашла здесь
Южный вокзал (старый) - Bahnhof Holländerbaum Как сообщают источники, через 10 лет в Кёнигсберге недалеко от Восточного вокзала появился ещё один. "В 1863 году в Кёнигсберге был построен старый Южный вокзал - с юга от Восточного вокзала на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка)". И по фотографии можно узнать его название. 27. Местоположение Южного (старого, его сегодня нет) вокзала Кёнигсберга я отметила синим цветом. Как видим, Восточный находился рядом. Карту нашла здесь. Красным я подчеркнула место расположения нынешнего Южного вокзала 28. Значит, cтарый Южный вокзал назывался Bahnhof Holländerbaum. Отсюда 29. Cхема вокзала Holländerbaum c тоннелями для людей и багажа, а также лифтом для багажа. Отсюда Здание вокзала - кирпичное, двухэтажное. Оно состоит из двух строительных объёмов с двумя ризалитами по бокам. Ризалиты представляют собой выступы на уровне второго этажа (эркеры), опирающиеся на четыре колонны каждый. Здание было крыто черепичной крышей, над крышей поднималась башенка с часами. Слева у вокзального здания имелась пристройка с рестораном и служебными помещениями. Вход в здание находился между двумя ризалитами, посередине здания. Через три двери пассажиры попадали в высокий (в два этажа) кассовый зал. Слева от него располагалось два зала ожидания, справа - билетные кассы и выдача багажа. Также несколько касс располагалось снаружи вокзала, под правым ризалитом, эти кассы использовались в летнее время во время притока пассажиров, отправлявшихся поездом к морю. Чтобы попасть из кассового зала к перронам, пассажиры должны были пройти через турникеты, спуститься на одиннадцать ступеней, ведущих к тоннелю. Тоннель оканчивался лестницами по семнадцать ступеней, ведущими к перронам. Станция имела два перрона и четыре железнодорожных пути. Отсюда За станцией железная дорога разветвляется, одна ветка вела к Nordbahnhof (Северный вокзал) в центре Кёнигсберга, другая - в Пиллау (ныне Балтийск). 30. Отсюда 31. Отсюда 32. Фото подписано: "Станция Holländerbaum видна за последним вагоном поезда. После Первой мировой войны и отделения Восточной Пруссии от Рейха вся железнодорожная сеть Кенигсберга была модернизирована". Отсюда После войны здание вокзала перестроили в упрощённом виде. Красивая крыша не была восстановлена, с неё исчезла башня с часами. Высокий кассовый зал переделали в двухэтажный. Главный вход закрыли, сегодня вход в здание бывшего вокзала осуществляется через современное здание, пристроенное к нему справа (с северной стороны). 33. Сегодня в здании кёнигсбергского вокзала Holländerbaum находится администрация калининградской таможни (рядом с двухъярусным мостом). Отсюда 34. Сегодня в здании кёнигсбергского вокзала Holländerbaum находится администрация калининградской таможни 35. Сегодня в здании кёнигсбергского вокзала Holländerbaum находится администрация калининградской таможни (рядом с двухъярусным мостом). Отсюда
Из обсуждений на форуме Сообщение Хаберберг: "Если посмотреть на карту Кенига от 1883 г., время расцвета Восточного и Южного вокзалов, получается, что сегодняшние ул. Полоцкая и Краснооктябрьская вплоть до этого времени были совсем даже не улицами, а водными артериями". 36. 37. 38. Сообщение uran238: "Так обсуждали же уже, что в том месте много каналов было, которые были в последствии засыпаны". Отсюда
Лицентский (Пиллауский) вокзал 39. Лицентский (Пиллауский) вокзал Кёнигсберга на карте мной помечен зелёным цветом. Карту нашла здесь. Красным я подчеркнула место расположения нынешнего Южного вокзала В Кёнигсберге Лицентский (Lizentbahnhof) или Пиллауский (Pillauer Bahnhof) вокзал находился около нынешнего Музея мирового океана, в весьма любопытном ныне месте, где между современными панельными многоэтажками проходят старые железнодорожные пути. Вокзал был открыт в 1865 году для обслуживания поездов в Пиллау (ныне Балтийск), отсюда и название. Другое название вокзала - Лицентский - связано с тем, что находился он на улице Лицентграбенштрассе (Lizentgrabenstrasse в районе Лаак, примерно соответствует улице Мариупольской между Московским проспектом и набережной Баграмяна) в районе Лаак. В 1882 году был построен железнодорожный мост через Прегель, который связал Лицентский вокзал с Восточным вокзалом. В 1895 году Лицентский вокзал стал одним из конечных пунктов первой линии кёнигсбергского электрического трамвая. Эта линия, связавшая вокзал с Новым рынком (Нойермаркт, несколько восточнее нынешнего памятника военным морякам) начала работать 31 мая 1891 года. В конце двадцатых годов была проведена реконструкция кёнигсбергского железнодорожного узла, в ходе которой Южный и Восточный вокзалы были заменены Главным вокзалом (ныне Калининград-пассажирский), а Кранцевский и Земландский - Северным вокзалом. Между этими двумя вокзалами была построена соединительная железная дорога, проходившая по новому Райхсбанскому мосту (ныне Двухъярусный мост). Реконструкция была завершена в 1929 году. После этого Лицентский вокзал стал функционировать только как грузовая станция, утратив функцию пассажирского вокзала. После Второй мировой войны проходившая через вокзал железнодорожная ветка перестала использоваться и была законсервирована. Эта ветка шла от моста (рядом с Музеем Мирового океана, проходила через дворы домов, расположенных между Московским проспектом и набережной Баграмяна, пересекала Московский проспект и, проходя через Железнодорожные ворота, сливалась с действующими железнодорожными путями. Отсюда 40. Кёнигсберг. Лицентский (Пиллауский) вокзал. Отсюда 41. Кёнигсберг. Лицентский (Пиллауский) вокзал. 1908 год. Отсюда 42. Кёнигсберг. Лицентский (Пиллауский) вокзал. На заднем плане - Нойроссгартенская кирха. Отсюда 43. Здание правее вокзала - это пакгауз, грузовой терминал. После ликвидации вокзала на его месте построили жилой дом для ж/д служащих: Lizentgraben Strаssе, 24 Отсюда 44. Калининград. Остатки Пиллауского вокзала. Отсюда 45. Калининград. Остатки Пиллауского вокзала. Отсюда
Продолжение "Южный вокзал на ул. Железнодорожной" идёт следующим. Нашла очень много фотографий, которые мелькают не часто.
Комментарии: 5, последний от 08/07/2023. © Copyright Смолина Алла Обновлено: 02/10/2023. 44k. Статистика. Статья: Россия
Связаться с программистом сайта
Это наша кнопка
"Заграница" Путевые заметки