Смолина Алла: другие произведения.

Вокзалы: Восточный, Южный (но не тот), Лицентский (Пиллауский). Старые фото Кёнигсберга и Калининграда

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 5, последний от 08/07/2023.
  • © Copyright Смолина Алла
  • Обновлено: 12/12/2024. 45k. Статистика.
  • Статья: Россия
  • Иллюстрации: 43 штук.
  • Аннотация:
    Моим любимым принцессам

  •   
      
      
      
      
      
      
      
      
      Моя подборка архивных данных о Калининграде:
      
      - "Хронология основных событий в истории Кёнигсберга и Калининградской области"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0003.shtml
      
      - "Старые названия улиц и районов Кёнигсберга / Kалининграда, а также областных поселений"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009a0.shtml
      
      - "Кёнигсберг. Первые советские переселенцы"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009a01.shtml
      
      - "Кёнигсберг глазами первых переселенцев"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009a1.shtml
      
      - "Остров Канта. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009ab.shtml
      
      - "Альбертина" в Кёнигсберге - университет им. Канта в Калининграде"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009abb.shtml
      
      - "Остров Ломзе (Октябрьский). Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009abc.shtml
      
      - "Район дворца спорта "Юность". Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abd.shtml
      
      - "Ленинский проспект. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009abd1.shtml
      
      - "Ленинский проспект-2. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009b01.shtml
      
      - "Калининград. Сквер "Мать-Россия". Или злоключения памятника Сталинy"
      здесь: http://artofwar.ru/s/smolina_a/text_2900-1.shtml
      
      - "Площадь Победы и Северный вокзал. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009b2.shtml
      
      - "Проспект Мира. Часть 1-я. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/1mira.shtml
      
      - "Проспект Мира. Часть 2-я. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/bbbb.shtml
      
      - "Кёнигсберг/ Kалининград. Московский проспект"
      здесь: http://world.lib.ru/s/smolina/3ace.shtml ---------- НОВАЯ ГЛАВА (12.11.2024)
      
      - "Вокзалы: Восточный, Южный (но не тот), Лицентский (Пиллауский). Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/bostok.shtml
      
      - "Главный ж/д вокзал Кёнигсберга (сегодня Южный) до 1945 года и в 1945-м"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/central.shtml
      
      - "Продолжение: послевоенная история Южного вокзала Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/central2.shtml ---------- НОВАЯ ГЛАВА (06.11.2024)
      
      
      
      
       Мои тексты о любимом городе, включая архивный материал:
      
      
      "1. Кaлининград, ты мой Кёнигсберг. Или: Кёнигсберг, ты мой Калининград?"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg.shtml
      
      "2. Калининград и янтарь. Песчаные дюны и разрывные течения. Пляжники и морские пехотинцы. Президент и дворец"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg1.shtml
      
      "3. Калининград. Как зарождалась"Сельма". Дважды Краснознамённый Балтийский флот"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg5.shtml
      
      "4. Калининград. О роботах кондукторе и астрологе"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/xrobot.shtml
      
      "5. Калининград, мундиаль-2018"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/zz.shtml
      
      "6. O добрiх жiночках, наглых лiтовских ворах и - немного лiчного (Калининград)"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/obukrainskihdobrihzhinochkahnaglyhlitowskihworahi-nemnogolichnogo-1.shtml ---------- поставила 09.12.2024
      
      
      
      

      
      Вместо предисловия

      
      Кёнигсберг по праву считался не только городом мостов, но и городом вокзалов и железной колеи. В расписании на лето 1939 года в Кёнигсберге (Пруссия) обслуживались следующие вокзалы (станции):
      
      Центральный вокзал (станция)
      Северный вокзал (станция)
      Шарлоттенбург
      Холландербаум
      Юдиттен
      Марэнехоф
      Понарт
      Ратсхоф
      Ротенштейн
      
      Отсюда
      
      При послевоенной реконструкции городских улиц металлические рельсы были найдены даже возле рынка напротив Дома Техники:
      
      
       []
      
      1. Отсюда
      
      
      "Попалась на глаза эта фотография и вспомнил сразу про "поворотный круг" из темы обсуждений про узкоколейку. На фотографии "поворотный круг" хорошо виден. От него идёт путь прямо в ворота Дома Техники. Слева под неправильным углом (скос на ограде) к нему подходит колея нормальной ширины. Она хорошо видна на известной фотографии, где штурмовики маршируют на фоне Дома Техники. Из детских воспоминаний я хорошо помню этот путь, пересекающий трамвайные пути, но дальше его направление терялось."
      
      Отсюда

      
      Восточный вокзал - Ostbahnhof

      
      В Кёнигсберге насчитывалось более десятка вокзалов и предисловием к тексту об Южном вокзале, которым сегодня пользуются калининградцы и гости города, я хотела коротко рассказать о первом городском вокзале - Восточном. Однако я не знала, что рядом с Восточным вокзалом находился и старый Южный. "В 1863 году в Кёнигсберге был построен старый Южный вокзал - с юга от Восточного вокзала на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка)".
      
       Пришлось вникать в тему. Из комментариев на форуме:
      
      "Уже видел такую фотографию. Под ней было написано что это Восточный и Южный вокзалы в районе нынешней базы на Полоцкой. И базу и район этот хорошо знаю, но сориентироваться как и что к чему - не получается. У двух складов старых имеются рампы, значит, к ним подавали вагоны? А, может быть, раньше это были и не склады?"
      
      "Совершенно верно! Склады на Полоцкой это и есть остатки двух железнодорожных вокзалов Кёнигсберга - Южного и Восточного. Поезд из Берлина прибывал именно сюда с юга. И сегодня можно увидеть пути идущие под мостом на ул. Железнодорожной. Далее поезд шел на Пиллау через небольшой мост (ныне разведен) и налево. Рельсы так же сохранились. Сегодня на том месте возле двухъярусного моста находится Управление Таможни. Вокзалы были упразднены к началу 20 века. Вместо них был построен новый - Гаупбаннхофф / нынешний Южный Вокзал".
      
      
       []
      
      2. Местоположение Восточного вокзала Кёнигсберга я отметила жёлтым цветом.
      Как видим, Южный (старый, его сегодня нет) находился рядом. Карту нашла здесь.
      Красным я подчеркнула место расположения нынешнего Южного вокзала
      
      
      
      
      

    * * *

      
      Первый вокзал - Восточный - возвели в 1853 году, недалеко от Философской дамбы, где когда-то любил гулять Кант, а ныне - это территория улицы Полоцкой, отданная под оптово-розничные торговые павильоны. Находящиеся там железнодорожные пути упираются в улицу Портовую, то есть доходят до Преголи. ГДЕ это сегодня в Калининграде? Перешли Эстакадный мост в направлении от гостиницы "Калининград" в сторону вокзала. Первой после моста по правую руку будет улица Портовая, а улица Полоцкая идёт следующей.
      
      Вот там до 1929 года находился Восточный вокзал Кёнигсберга. Вокзал, имеющий станционный зал 126 метров в длину и 33 метра в ширину, получил статус Главного городского вокзала и по тем временам считался в Европе самым современным. Центральная платформа и две боковые платформы принимали 4 поезда. Два края платформы находились за пределами станции, что говорило о дальнейшем планах на развитие. С крыльца вокзала, украшенного колоннами, можно было добраться до багажного отделения, билетных касс и отделённых тогда по классам залов ожидания.
      
      В комнатах на верхнем этаже располагались служебные помещения.
      
      
       []
      
      3. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof.
      Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
       Отсюда
      
      
      
       []
      
      4. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof.
      Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
       Отсюда
      
      
      
       []
      
      5. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. 1908 год.
      Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
       Отсюда
      
      
      
       []
      
      6. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof.
      Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
      Фото около 1910 года. Отсюда
      
      
      
       []
      
      7. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. 1908 год.
      Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
       Отсюда
      
      
      
       []
      
      8. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof. 1908 год.
      Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
       Отсюда
      
      
      
       []
      
      9. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof.
      Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
       Отсюда
      
      
      
       []
      
      10. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof.
      Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
       Отсюда
      
      
      
       []
      
      11. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof.
      Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
       Отсюда
      
      
      
       []
      
      12. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof.
      Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
       Отсюда
      
      
      
       []
      
      13. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof.
      Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
       Отсюда
      
      
      
       []
      
      14. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof.
      Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
       Отсюда
      
      
      
       []
      
      15. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof.
      Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
       Отсюда
      
      
      
       []
      
      16. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof.
      Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
       Отсюда
      
      
      
       []
      
      17. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof.
      Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
       Отсюда
      
      
      
      

    * * *

      
       []
      
      18. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof.
      Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
       Отсюда
      
      
      
      Из комментариев:
      
      DELETED:
      "... не знала, что и такой был. А сейчас есть? Где он находился или находится?"
      
      Alexander:
      "Елена, находился в районе ул. Полоцкой".
      
      DELETED:
      "Александр, трудно вообразить где именно).
      Улицу Полоцкой представляю, но не представляю где именно там мог располагаться Восточный вокзал...
      А Западный вокзал был?"
      
      Alexander:
      "Елена, примерно где склады,
      Западный и сейчас возле "вагонки".
      
      Igor Jurjevitj:
      "Елена, мост на Вагоностроительной около вокзала не менее легендарный".
      
      DELETED:
      "Это такой железный с двумя будками?"
      
      DELETED:
      "Игорь, там на этом вокзале, как я понимаю, садятся в электрички на Балтийск, так?"
      
      Andrej Sinilnikov:
      "Елена, да".
      
      Andrej Sinilnikov:
      "А район Полоцкой - один из самых контрастных в плане.
      Какой был и какой стал.
      В Кёнигсберге это был безумно красивый и цветущий район.
      А у нас... "Склады на Полоцкой".
      
      Igor Jurjevitj:
      "Елена, а в районе улиц Полоцкой и Эльблонгской было депо с круговым механизмом.
      Не город, а одна история!"
      
      Jelena Kasnauskas:
      "Никто так и не сказал: Западный и Восточный - железнодорожные вокзалы были в Кёнигсберге?"
      
      Igor Jurjevitj:
      "Лена, да, ж/д вокзалы.
      Их в Кёнигсберге было гораздо больше, чем сейчас в Калининграде.
      Западный и сейчас возле "вагонки".
      
      DELETED2:
      "Не забывайте кое что. В настоящее время ветка от вокзала идет параллельно улице Железнодорожной к улице Портовой - там происходит выгрузка контейнеров с жд платформ - и там много путей для отстоя вагонов. Так что все примерно как и у немцев."
      
      Jevgenij Tokar:
      "Если не ошибаюсь, то этот вокзал был снесён немцами, как и крепость Фридрихсбургск, в угоду оптимизации железнодорожного движения в городе. Так же в этот период был построен двухъярусный мост и Южный вокзал".
      
      Отсюда
      
      
      Последний комментатор прав. Вокзал Восточный за ненадобностью действительно разобрали в 1929 году, а женская скульптурная композиция, украшавшая вокзал, была перенесена на здание Дирекции имперских железных дорог на Langgasse 117/121 (Ленинский проспект 111-117). Композиция представляла из себя две сидячие женские фигуры из ракушечника, несущие колесо, левая фигура прежде держала телеграфный шток. По задумке архитектора они должны олицетворять "движение" и "время".
      
      
       []
      
      25. Форштедтише Ланггассе. Дирекция (Управление) имперских железных дорог в Кёнигсберге находилaсь на Langgasse 117/121. До этого - доходный дом, построенный на месте школы, где в 1730-е годы учился Кант. Здание сохранилось до наших дней, сейчас это жилой дом с расположенным внизу магазином "Юко" (Ленинский проспект 111-117). После войны улица была значительно расширена за счёт сноса всех строений с левой стороны
      
      
      
      
       []
      
      26. Может, кому пригодится. Нашла здесь
      
      

      Южный вокзал (старый) - Bahnhof Holländerbaum

      
      
      Как сообщают источники, через 10 лет в Кёнигсберге недалеко от Восточного вокзала появился ещё один. "В 1863 году в Кёнигсберге был построен старый Южный вокзал - с юга от Восточного вокзала на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка)". И по фотографии можно узнать его название.
      
      
       []
      
      27. Местоположение Южного (старого, его сегодня нет) вокзала Кёнигсберга я отметила синим цветом.
      Как видим, Восточный находился рядом. Карту нашла здесь.
      Красным я подчеркнула место расположения нынешнего Южного вокзала
      
      
      
       []
      
      28. Значит, cтарый Южный вокзал назывался Bahnhof Holländerbaum.
      Отсюда
      
      
      
       []
      
      29. Cхема вокзала Holländerbaum c тоннелями для людей и багажа, а также лифтом для багажа.
       Отсюда
      
      
      Здание вокзала - кирпичное, двухэтажное.
      Оно состоит из двух строительных объёмов с двумя ризалитами по бокам. Ризалиты представляют собой выступы на уровне второго этажа (эркеры), опирающиеся на четыре колонны каждый.
      
      Здание было крыто черепичной крышей, над крышей поднималась башенка с часами.
      Слева у вокзального здания имелась пристройка с рестораном и служебными помещениями.
      
      Вход в здание находился между двумя ризалитами, посередине здания.
      Через три двери пассажиры попадали в высокий (в два этажа) кассовый зал.
      Слева от него располагалось два зала ожидания, справа - билетные кассы и выдача багажа.
      
      Также несколько касс располагалось снаружи вокзала, под правым ризалитом, эти кассы использовались в летнее время во время притока пассажиров, отправлявшихся поездом к морю.
      
      Чтобы попасть из кассового зала к перронам, пассажиры должны были пройти через турникеты, спуститься на одиннадцать ступеней, ведущих к тоннелю. Тоннель оканчивался лестницами по семнадцать ступеней, ведущими к перронам.
      
      Станция имела два перрона и четыре железнодорожных пути.
      
      Отсюда
      
      За станцией железная дорога разветвляется, одна ветка вела к Nordbahnhof (Северный вокзал) в центре Кёнигсберга, другая - в Пиллау (ныне Балтийск).
      
      
      
       []
      
      30. Отсюда
      
      
      
       []
      
      31. Отсюда
      
      
      
       []
      
      32. Фото подписано: "Станция Holländerbaum видна за последним вагоном поезда. После Первой мировой войны и отделения Восточной Пруссии от Рейха вся железнодорожная сеть Кенигсберга была модернизирована". Отсюда
      
      
      После войны здание вокзала перестроили в упрощённом виде. Красивая крыша не была восстановлена, с неё исчезла башня с часами. Высокий кассовый зал переделали в двухэтажный. Главный вход закрыли, сегодня вход в здание бывшего вокзала осуществляется через современное здание, пристроенное к нему справа (с северной стороны).
      
      
       []
      
      33. Сегодня в здании кёнигсбергского вокзала Holländerbaum находится администрация калининградской таможни (рядом с двухъярусным мостом). Отсюда
      
      
      
       []
      
      34. Сегодня в здании кёнигсбергского вокзала Holländerbaum находится администрация калининградской таможни
      
      
      
       []
      
      35. Сегодня в здании кёнигсбергского вокзала Holländerbaum находится администрация калининградской таможни (рядом с двухъярусным мостом). Отсюда
      
      

      Из обсуждений на форуме

      
      Сообщение Хаберберг:
      
      "Если посмотреть на карту Кенига от 1883 г., время расцвета Восточного и Южного вокзалов, получается, что сегодняшние ул. Полоцкая и Краснооктябрьская вплоть до этого времени были совсем даже не улицами, а водными артериями".
      
      
      
       []
      
      36.
      
      
       []
      
      37.
      
      
       []
      
      38.
      
      
      
      Сообщение uran238:
      
      "Так обсуждали же уже, что в том месте много каналов было, которые были в последствии засыпаны".
      
      Отсюда
      
      

      Лицентский (Пиллауский) вокзал

      
      
       []
      
      39. Лицентский (Пиллауский) вокзал Кёнигсберга на карте мной помечен зелёным цветом.
      Карту нашла здесь.
      Красным я подчеркнула место расположения нынешнего Южного вокзала
      
      
      
      В Кёнигсберге Лицентский (Lizentbahnhof) или Пиллауский (Pillauer Bahnhof) вокзал находился около нынешнего Музея мирового океана, в весьма любопытном ныне месте, где между современными панельными многоэтажками проходят старые железнодорожные пути.
      
      Вокзал был открыт в 1865 году для обслуживания поездов в Пиллау (ныне Балтийск), отсюда и название.
      Другое название вокзала - Лицентский - связано с тем, что находился он на улице Лицентграбенштрассе (Lizentgrabenstrasse в районе Лаак, примерно соответствует улице Мариупольской между Московским проспектом и набережной Баграмяна) в районе Лаак.
      
      В 1882 году был построен железнодорожный мост через Прегель, который связал Лицентский вокзал с Восточным вокзалом.
      
      В 1895 году Лицентский вокзал стал одним из конечных пунктов первой линии кёнигсбергского электрического трамвая. Эта линия, связавшая вокзал с Новым рынком (Нойермаркт, несколько восточнее нынешнего памятника военным морякам) начала работать 31 мая 1891 года.
      
      В конце двадцатых годов была проведена реконструкция кёнигсбергского железнодорожного узла, в ходе которой Южный и Восточный вокзалы были заменены Главным вокзалом (ныне Калининград-пассажирский), а Кранцевский и Земландский - Северным вокзалом. Между этими двумя вокзалами была построена соединительная железная дорога, проходившая по новому Райхсбанскому мосту (ныне Двухъярусный мост).
      
      Реконструкция была завершена в 1929 году.
      
      После этого Лицентский вокзал стал функционировать только как грузовая станция, утратив функцию пассажирского вокзала.
      
      После Второй мировой войны проходившая через вокзал железнодорожная ветка перестала использоваться и была законсервирована. Эта ветка шла от моста (рядом с Музеем Мирового океана, проходила через дворы домов, расположенных между Московским проспектом и набережной Баграмяна, пересекала Московский проспект и, проходя через Железнодорожные ворота, сливалась с действующими железнодорожными путями.
      
      Отсюда
      
      
      
       []
      
      40. Кёнигсберг. Лицентский (Пиллауский) вокзал.
       Отсюда
      
      
      
       []
      
      41. Кёнигсберг. Лицентский (Пиллауский) вокзал. 1908 год.
       Отсюда
      
      
      
       []
      
      42. Кёнигсберг. Лицентский (Пиллауский) вокзал.
      На заднем плане - Нойроссгартенская кирха. Отсюда
      
      
      
       []
      
      43. Здание правее вокзала - это пакгауз, грузовой терминал.
      После ликвидации вокзала на его месте построили жилой дом для ж/д служащих: Lizentgraben Strаssе, 24
      Отсюда
      
      
      
       []
      
      44. Калининград. Остатки Пиллауского вокзала.
      Отсюда
      
      
      
       []
      
      45. Калининград. Остатки Пиллауского вокзала.
      Отсюда
      
      
      
      

      Продолжение "Южный вокзал на ул. Железнодорожной" идёт следующим.
      
      Нашла очень много фотографий, которые мелькают не часто.
      

      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Комментарии: 5, последний от 08/07/2023.
  • © Copyright Смолина Алла
  • Обновлено: 12/12/2024. 45k. Статистика.
  • Статья: Россия

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка