Смолина Алла: другие произведения.

Продолжение: послевоенная история Южного вокзала Калининграда

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Смолина Алла
  • Обновлено: 13/12/2024. 88k. Статистика.
  • Статья: Россия
  • Иллюстрации: 141 штук.
  • Скачать FB2
  • Аннотация:
    Моим любимым принцессам

  •   
      
      
      
      
      
      Моя подборка архивных данных о Калининграде:
      
      - "Хронология основных событий в истории Кёнигсберга и Калининградской области"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0003.shtml
      
      - "Старые названия улиц и районов Кёнигсберга / Kалининграда, а также областных поселений"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009a0.shtml
      
      - "Кёнигсберг. Первые советские переселенцы"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009a01.shtml
      
      - "Кёнигсберг глазами первых переселенцев"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009a1.shtml
      
      - "Остров Канта. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009ab.shtml
      
      - "Альбертина" в Кёнигсберге - университет им. Канта в Калининграде"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009abb.shtml
      
      - "Остров Ломзе (Октябрьский). Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009abc.shtml
      
      - "Район дворца спорта "Юность". Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abd.shtml
      
      - "Ленинский проспект. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009abd1.shtml
      
      - "Ленинский проспект-2. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009b01.shtml
      
      - "Калининград. Сквер "Мать-Россия". Или злоключения памятника Сталинy"
      здесь: http://artofwar.ru/s/smolina_a/text_2900-1.shtml
      
      - "Площадь Победы и Северный вокзал. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009b2.shtml
      
      - "Проспект Мира. Часть 1-я. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/1mira.shtml
      
      - "Проспект Мира. Часть 2-я. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/bbbb.shtml
      
      - "Кёнигсберг/ Kалининград. Московский проспект"
      здесь: http://world.lib.ru/s/smolina/3ace.shtml ---------- НОВАЯ ГЛАВА (12.11.2024)
      
      - "Вокзалы: Восточный, Южный (но не тот), Лицентский (Пиллауский). Старые фото Кёнигсберга и Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/bostok.shtml
      
      - "Главный ж/д вокзал Кёнигсберга (сегодня Южный) до 1945 года и в 1945-м"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/central.shtml
      
      - "Продолжение: послевоенная история Южного вокзала Калининграда"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/central2.shtml ---------- НОВАЯ ГЛАВА (06.11.2024)
      
      
      
      
       Мои тексты о любимом городе, включая архивный материал:
      
      
      "1. Кaлининград, ты мой Кёнигсберг. Или: Кёнигсберг, ты мой Калининград?"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg.shtml
      
      "2. Калининград и янтарь. Песчаные дюны и разрывные течения. Пляжники и морские пехотинцы. Президент и дворец"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg1.shtml
      
      "3. Калининград. Как зарождалась"Сельма". Дважды Краснознамённый Балтийский флот"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg5.shtml
      
      "4. Калининград. О роботах кондукторе и астрологе"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/xrobot.shtml
      
      "5. Калининград, мундиаль-2018"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/zz.shtml
      
      "6. O добрiх жiночках, наглых лiтовских ворах и - немного лiчного (Калининград)"
      здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/obukrainskihdobrihzhinochkahnaglyhlitowskihworahi-nemnogolichnogo-1.shtml ---------- поставила 09.12.2024
      
      
      
      
      
      
      
      
      
    Если интересна история центрального вокзала Кёникгсберга и как вокзал выглядел при немцах, то приглашаю в главу "Главный ж/д вoкзaл Кёнигсберга (сегодня Южный) до 1945 года и в 1945-м"
    сюда: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/central.shtml
      
      
      
      
      

      
      Послевоенная история Южного вокзала Калининграда
      
      1940-1950-1960-е годы

      
      Главный вокзал продолжал нормально функционировать до 21 января 1945 года. Именно с него в 1945 году из Кёнигсберга ушёл последний поезд на Берлин. Очевидцы утверждали, что это было жуткое зрелище: люди набивались в вагоны и тамбуры, создавая ужасную давку, которую пережили в итоге не все.
      
      В апреле 1945-го Главный вокзал штурмовали советские огнемётчики из резерва главнокомандующего 11-й армией. Все деревянные конструкции здания были выжжены дотла.
      
      
       []
      
      1.
      
      
       []
      
      2.
      
      
       []
      
      3.
      
      
      Если судить с позиций сегодняшнего дня, то Южный вокзал Калининграда сохранился чудесным образом, учитывая, что пережил серьёзную войну и мощные бомбардировки с обстрелами. Это заслуга его солидной конструкции. Изменения коснулись бывшего блока ресторана, но они несущественны, так как вокзалы время от времени приспосабливаются под новые условия - достаточно вспомнить о турникетах, необходимость которых в Калининграде уже давно отпала.
      
      Стальная конструкция пролетов над железнодорожными путями сохранилась, однако, при восстановлении лишилась части своего остекления. Доступ для советских пассажиров был открыт только в 1949 году.
      
      Удивительно отметить, что при ожесточённых боях смогла уцелеть скульптура бога времени Хроноса, усмиряющего коней на фасаде, работы Брахерта. Об этой скульптуре над центральным входом в вокзал Кёнигсберга, скульптурной группе (бог времени Хронос с трудом сдерживает трёх коней, олицетворяющих Прогресс, Скорость, Связь) рассказываю в предыдущей главе.
      
      
       []
      
      4.
      
      
      После войны её аккуратно заколотили досками и в таком ужасном виде забыли почти на двадцать лет:
      
      
       []
      
      5. Чем Советам мешала сохранившаяся под бомбёжками скульптура бога времени, усмиряющего Прогресс, Скорость, Связь?
      
      
       []
      
      6. Чем Советам мешала сохранившаяся под бомбёжками скульптура бога времени, усмиряющего Прогресс, Скорость, Связь?
      
      
       []
      
      7.
      
      
      
      
       []
      
      8. Фото подписано: "Был вариант Хроноса в квадратном скворечнике, а тут скворечник другой формы, да еще звезда сверху и лозунг над будущими часами, возможно, к празднику повесили"
      
      
      Пока в итоге скульптурная группа не была сколота у основания и безжалостно уничтожена.
      
      
       []
      
      9. Впоследствии на месте великолепной скульптуры разместили герб РСФСР образца 1936 года
      
      
      Сам же вокзал торжественно открывали 3 ноября 1949-го. После митинга собравшиеся торжественно встретили пассажирский состав из Риги. Аплодисментами приветствовали машиниста Клайпедского депо Петраса Полубайтиса, которому выпала честь привести первый поезд на новый вокзал. К слову, поначалу его называли не Южным, а Центральным. В тот день заработала лишь первая очередь станции Калининград-Пассажирская. Немало еще предстояло сделать. А из того, что сделали, многое пришлось переделать – сказались "ударные темпы" работ на объекте, который следовало успеть сдать к 7 ноября. Но все это казалось мелким на фоне того, что Калининград обрел вокзал – главные ворота любого уважающего себя города.
      
      
       []
      
      10.
      
      Отсюда:
      
      "В 1949 году к платформе нового вокзала города Калининграда подошел первый пассажирский поезд. Вокзал вступил в строй.
      Сдав первую очередь, строители не прекратили работы. Они продолжали благоустраивать вокзал, вводить в эксплуатацию новые помещения, и теперь многое уже выглядит совсем не так, как было два-три года назад.
       Просторный, мастерски отделанный вестибюль, приветливо встречает пассажиров. При входе на платформы установлены скульптуры В.И. Ленина и И.В. Сталина. Справа - зал для пассажиров и билетные кассы, комната матери и ребенка, медицинский пункт, буфет. Здесь же телефоны-автоматы, киоск "Союзпечати" и другие киоски. В ожидания поезда пассажир может приобрести книжную новинку, свежую газету.
      На днях строители сдали в эксплуатацию гостиницу, два зала для пассажиров, дополнительное помещение для ресторана.
      Из вестибюля первая дверь налево ведет в новые залы с красивым архитектурным оформлением. На стенах, отделанных масляной краской, - картины. Удобно разместившись на диванах, пассажиры ожидают поезда. Многолюдно бывает и в читальном зале.
      Hо представьте себе человека, приехавшего в Калининград с ночным поездом, не имеющего в городе ни родственников, ни знакомых. Где ему остановиться? Самая ближайшая от вокзала гостиница "Москва" расположена на Сталинградском проспекте. А как ночью до неё доехать? Некоторым, приехавшим в Калининград из других областей, приходилось дожидаться утра в зале. Теперь к услугам пассажиров на вокзале открыта гостиница. В десяти отдельных и нескольких общих номерах могут остановиться до 45 человек.
       Строительство и благоустройство вокзала продолжается. В этом году, как и в прошлые годы, государство отпустило на эти цели большие средства. Прямой долг строителей - рационально использовать каждую государственную копейку, постоянно бороться за сокращение сроков и повышение качества своей работы. Калининград должен иметь красивый, благоустроенный железнодорожный вокзал" ("Калининградская правда" от 8 февраля 1953 г.)
      
      
      
       []
      
      19. К/ст "Южный вокзал". Фото представлено: Мацюк Антонина Сергеевна.
    1950 год. Отсюда
      
      
       []
      
      20. Отсюда
      
      
       []
      
      21. Отсюда
      
      
       []
      
      22. Kоллектив вокзала у входа в 1952 году
      
      
       []
      
      23. Данный снимок - с плёнки, что в ГАКО передал из семейного архива Юрий Прудниченков.
    Перед нами - главный вход в Южный вокзал. 1950-е г.г.
      
      Из комментариев под фото:
      
      "На окне фирменная решетка!".
       "Там долго была "Справка". Перенесли ее в фойе гораздо позже".
       "Горсправка была именно с правой стороны, как на фото".
       "Что на табличке написано, справa у дверей висит?".
       "Расписание отправления пассажирских поездов со ст. Калининград Литовской ж.д."
      
      
      
       []
      
      24. Из фотоколлекции С. Сойко. 1 Мая 1953 года.
      Отсюда
      
      
       []
      
      25. Не очень понятно где это. Ракурс: от стены вокзала в сторонy нынешней автостанции?
    1955 год. Отсюда
      
      
       []
      
      26. Не очень понятно где это. Ракурс: от стены вокзала в сторонy нынешней автостанции?
    1955 год. Отсюда
      
      
       []
      
      27. Не очень понятно где это. Ракурс: от стены вокзала на привокзальную площадь?
    1955 год. Отсюда
      
      
       []
      
      28. К/ст "Южный вокзал". Трамвай на фоне руин Хабербергской кирхи.
    1955 год. Отсюда
      
      
      
      
    * * *
      
      Бывшую немецкую привокзальную площадь под названием Reichsplatz (о ней много рассказываю рассказываю в предыдущей главе) решили украсить памятником "всесоюзному старосте" Калинину. Калинин в Калининграде ни разу не был, но город назван его именем.
      
      Памятник запланировали, время шло, а он так и не появился. Тогда за дело взялась небезразличная общественность:
      
      
       []
      
      34.
      
      5 декабря 1959 года в торжественной обстановке состоялось открытие памятника.
      Архитектор - А.В. Гуляев, скульптор - Б.В. Едунов.
      Погода в тот день выдалась снежная, дул ледяной ветер.
      Постамент изготовили на заводе художественного литья в подмосковных Мытищах.
      Открытие памятника назначили на 5 декабря 1959-го, в День Конституции СССР.
      Планировали, что на пьедестале будет бронзовый барельеф: Калинин беседует с рабочими и колхозниками. Но потом кто-то решил, что это уже перебор: сверху Калинин, снизу Калинин. В результате на постаменте из полированного украинского красного гранита был высечен герб СССР.
      
      
       []
      
      35.
      
      
       []
      
      36.
      
      
       []
      
      37.
      
      
       []
      
      38.
      
      
       []
      
      39. Площадь Калинина (Привокзальная площадь)
      
      
      
       Из обсуждений:
      
      - Есть вопрос по площади Калинина. В годах в 1960-х было две (вроде) "ямы" правильной прямоугольной формы с пологими краями, довольно глубокие и размеры по площади были не маленькие. Помню, их засыпали и засадили цветами. А для чего были ямки? По краям был ровный дёрн и дно сухое.
      
      - Местность в этом районе низменная. При постройке вокзала под него подсыпали грунт, а ведущие к привокзальной площади Райхсплац улицы Грауденцер, Данцигер, Бромберг, Круегер и параллельную вокзалу улицу - Австрийскую штрассе пришлось приподнимать до уровня подножия Хаберберга и Райхсплац. Так и получилось - улицы проложили по насыпям, а между ними остались участки низменности.
      
      - Фотка была - там штуки 4 бомбаря было. Закрытые плитами входы остались. Может, про это речь?
      
      - Бомбари были и есть напротив вокзала, а эти ямы были на месте Виктории и ближе к остановке, почти напротив Ольштына. Ямы были правильной прямоугольной формы, как для бассейнов, только глубокие и с травяными откосами. Сам по ним ходил, когда был малой.
      
      Эти же самые "ямы" участники калининградских форумов обсуждают ещё здесь.
      
      
    * * *
      
      
      
     []
      
      48. Прибытие поезда с Н.С. Хрущевым в Калининград. 30.04.1956.
      Отсюда
      
      
      
     []
      
      49. 30 апреля 1956 года на Южный вокзал пришёл правительственный поезд специального назначения. Из него вышли первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв и председатель Совета Министров СССР Николай Булганин. Тогда делегация отправлялась в Англию.
      Отсюда
      
      
      
       []
      
      50. Прибытие Н.С. Хрущевa в Калининград. 1960 год.
      Отсюда
      
      
       []
      
      51. Пути еще не везде есть. 1960-e.
    Отсюда
      
      
       []
      
      52. Станция Калининград-Сортировочный. Разгрузка трамваев краном ДЖ-45-09.
    Из фондов музея КЛНГ. Ж.Д. 1960 год. Отсюда
      
       Из комментариев под фото:
      
    - Калининград (1000 мм) поставлялись вагоны Gotha: № моторного, N прицепа, тип, год поставки:
    134 - 139 234 - 239 T57/B57 1957
    140 - 149 240 - 249 T57/B57 1958
    150 - 164 250 - 264 T57/B57 1959
    165 - 187 265 - 287 T59E/B59E 1960
    188 - 193 288 - 293 T59E/B59E 1961
    194 - 199 294 - 299 T2-62/B2-62 1962
    306 - 311 406 - 411 T2-62/B2-62 1964
    312 - 316 412 - 416 T2-62/B2-62 1965
    317 - 336 417 - 436 T2-62/B2-62 1966
    На фотографии вагоны T59E/B59E.
    Очевидно, что фото сделано в 1960/61 году.
      
      - Кран ДЖ 45-09, который трамваи разгружает, проработал в восстановительном поезде ст. Калининград до 2002 года. И сейчас сам стал экспонатом музея Калининградской железной дороги.
      
      
      
       []
      
      53. 1960-е годы.
    Отсюда
      
      
       []
      
      54. Площадь Калинина (Привокзальная площадь). Вид на Южный вокзал. 1963 г.
    Снимком поделился Марк Шальнев
      
      
      Из комментариев под фото:
      "Красота. И герб наш. Самый красивый".
      "Причём герб РСФСР образца 1936 года - очень редкое для вокзала украшение, ведь обычно в таком случае помещался герб СССР".
      
      
       []
      
      55. Площадь Калинина (Привокзальная площадь).
    1965 год. Отсюда
      
      
       []
      
      56. Площадь Калинина (Привокзальная площадь).
    1965 год. Отсюда
      
      
       []
      
      57. Площадь Калинина (Привокзальная площадь)
      
      
       []
      
      58. Площадь Калинина (Привокзальная площадь)
      
      
       []
      
      59. Строительство жилых домов хозспособом в 1959-1965 годах,
    позволяющий использовать имеющиеся на заводе материально-технические излишки. 1965 год. Отсюда
      
      
    Из комментариев:
      
      "Дома эти расположены на перекрестке Ленинского проспекта с площадью Калинина. Были построены в начале 1960-х годов. Сейчас их, конечно, не узнать, так как крыши у них уже плоские, а между домами имеются угловые вставки. При строительстве угловых вставок в конце 1960-х годов крыши были реконструированы.
      
      Думаю, что при строительстве угловых вставок между блочными домами решалась задача придания единого архитектурного облика ансамблю зданий привокзальной площади, так сказать, лицу города. Проблема совмещения существующих стропильных крыш и новых крыш над угловыми вставками решилась в пользу плоских крыш. Это давало удобство в креплении и обслуживании конструкций наглядной агитации. Да и, прямо надо сказать, в строительстве стропильных крыш в массовом жилом строительстве, если сравнивать наши и немецкие крыши, преимущество не на нашей стороне.
      
      Строили из блоков, только не из шлака, а из бетона. (Типа уменьшенных ФС-ок). Такой дом назывался "блочным", а потом уже придумали панели. Но лучше бы не придумывали. В блочном доме хотя бы не такая слышимость, чем в панельном".
      
      
      
       []
      
      60. Площадь Калинина (Привокзальная площадь). За белым забором начата постройка домов на перекрестке Ленинского проспекта с площадью Калинина, той части, что сегодня находится напротив сквера с памятником Калинину. Отсюда
      
      
       []
      
      61. Площадь Калинина (Привокзальная площадь). За белым забором продолжается постройка домов на перекрестке Ленинского проспекта с площадью Калинина, той части, что сегодня находится напротив сквера с памятником Калинину. Отсюда
      
      
       []
      
      62. Те самые дома уже построили. 1960-1965-e.
    Сегодня у них крыши плоские, но на фото ещё скатные "коньком". Отсюда
      
      
       []
      
      63. Те самые дома (крыши ещё скатные "коньком").
    Отсюда
      
      
       []
      
      64. Те самые дома (крыши ещё скатные "коньком").
    Отсюда
      
      
       []
      
      65. Площадь Калинина (Привокзальная площадь).
    Примечательное и главное очень редкое фото, крыша на заднем плане еще "коньком".
    Отсюда
      
      
       []
      
      66. Позднее фото, даю для сравнения крыш.
    Tа же самая крыша, что на предыдущем фото, но - уже плоская.
    Отсюда
      
      
       []
      
      67. Площадь Калинина (Привокзальная площадь).
    1968 год. Отсюда
      
      
      
      
    * * *
      
      
      Советские кинематографисты сразу полюбили Южный вокзал, a самым известным из снятых с его "участием" стал фильм "Щит и меч". Режиссер Владимир Басов, взявшись за экранизацию книги Вадима Кожевникова, говорил: "Фильм, как и роман, будет основан на строго документальных фактах".
      
      Конечно, требовалась и убедительная "заграничная" натура. В октябре 1966-го (когда приехала съемочная группа) Калининград был уже не тот. Город менялся на глазах, целые районы развалин (готовых и при этом бесплатных декораций) ушли в прошлое. Тем не менее развернуться ещё было где. Основным же местом съёмок стал Южный вокзал.
      
      22 октября 1966 года "Калининградская правда" напечатала объявление: "Cъёмочной группе требуются мужчины и женщины в возрасте от 20 до 60 лет". И нужны они были в первую очередь для съёмок на вокзале. В массовке простые калининградцы изображали прибывших в "фатерлянд" репатриантов из Латвии. А в перерывах просили автографы у актёров, фотографировались с ними на память. Девушки проявляли повышенный интерес к молодому и неизвестному ещё широкой публике красавцу Олегу Янковскому. Образ "белокурого" Генриха Шварцкопфа – первая его роль в кино. Олег Янковский не раз вспоминал о том, что именно с Южного вокзала города Калининграда началась его карьера в кино.
      
      
       []
      
      70.
      
      
      Всего в кадры картины "Щит и меч" попали 4 локации Калининграда:
      
      - перрон Южного вокзала;
      - здание почтамта с аркой на ул. Железнодорожной, 29;
      - развалины элеватора на Правой набережной, 21;
      - руины Рейхсбанка и восточная часть Королевского замка.
      
      
       []
      
      71. Перрон Южного вокзала, куда в начале фильма прибывают друзья репатрианты Йоган Вайс и Генрих Шварцкопф (первая роль Олега Янковского). Здесь же происходит знакомство с дядей Генри - штумбарфюрером СС Вилли Шварцкопфом
      
      
       []
      
      72. В послевоенное время перрон вокзала был быстро восстановлен и практически не изменился, pазве что стёкол на крыше стало меньше
      
      
       []
      
      72a. Спуск с перрона в туннель, ведущий к вокзальному залу ожидания
      
      
       []
      
      72b. Наши дни, спуск с перрона в туннель, ведущий к вокзальному залу ожидания
      
      
       []
       []
      
      73. Следующий эпизод снимали у здания почтамта железнодорожного вокзала (ул. Железнодорожная, 29).
    Здесь Йоган Вайс после пройденной проверки на благонадёжность встречается со своим другом Генрихом
      
      
       []
       []
      
      73a,b.
      
      
       []
      
      74. Фото подписано: "Hа здании, вроде, световая газета".
      Отсюда
      
      Нашла в сети от ника "Доктор Верховцев" 15-07-2013:
      
    "На здании почтового управления (тогда ОПТУС) находилась бегущая газета с рекламными объявлениями, типа, выключайте свет в подъездах и при запахах газа звоните по такому-то телефону. Строка имела три цвета: желтый, красный и зеленый. Как это было реализовано - я до сих пор не понимаю. Подобные нанотехнологичные агрегаты были смонтированы на гостинице "Калининград", горисполкоме и на пощаде имени Василевского. Эти бегущие строки позволяли нехитро коротать время на остановке в ожидании нужного автобуса, интервал движения которого соблюдался не столь примерно, порой приходилось ждать по 40 минут".
      
      Отвечает ник "Valentin" 17-07-2013:
      
    *имела три цвета желтый, красный и зеленый, как это было реализовано я до сих пор не понимаю...*
      "Лампочки накаливания располагались в специальной герметичной арматуре, каждая отдельная арматура имела свой светофильтр. Если нужен был зелёный - включались лампочки с зелёным светофильтром, жёлтый - с жёлтым и т.д. То есть фактически: три табло в одном"
      
      Hик motorman:
      "Была, была такая газета... В феврале 1984, голодным курсантом кушая горячий вокзальный пирожок, узнал о кончине Ю.В. Андропова, верного сына советского народа. Бежала строка с новостями".
      

    ==========================================================
    ==========================================================
    ==========================================================

      
      1970-e годы

      
      
       []
      
      79. Площадь Калинина (Привокзальная площадь). Разворотное кольцо на Южном вокзале.
    1970 год. Отсюда
      
      
       []
      
      80. Площадь Калинина (Привокзальная площадь).
    Ещё на фасаде только "ВОКЗАЛ"
      
      Из комментариев под фото:
      "К вопросу о появлении вывески "Южный вокзал".
    Первоначально ничего не было, потом звезду прикрутили, еще позднее появился просто "Вокзал", как минимум до 1970.
    Так-то везде и писали с конца 1940-х - Южный вокзал, но у местной ж.д. своя атмосфера, у них и немецкие названия станций года до 1950 использовались".
      
      
      
       []
      
      81. Площадь Калинина (Привокзальная площадь)
      
      
       []
      
      82. Pасписаниe за 1972 г. - Калининград-Пасс.
      
      
       []
      
      83. Расписание за 1973 год - уже Калининград-Южный
      
      
       []
      
      84. Площадь Калинина (Привокзальная площадь).
    Kассы Аэрофлота открылись 31 января 1974 г. Отсюда
      
      
      
      В региональном госархиве рассказали об альтернативном названии площади Калинина, которое так и не прижилось в Калининграде.
      50 лет назад, в феврале 1974 года, газета «Калининградская правда» опубликовала статью "Площадь трех вокзалов". В ней сообщалось, что агентство "Аэрофлота переехало в новое здание на пл. Калинина:
      
      ПО СТРАНИЦАМ СТАРЫХ ГАЗЕТ
      
      "50 лет назад, в феврале 1974 года, "Калининградская правда" опубликовала статью "Площадь трех вокзалов", которая рассказывала о том, что Агентство "Аэрофлота" переехало в новое здание на пл. Калинина.
      "Отныне площадь Калинина стала площадью трёх вокзалов – железнодорожного, автовокзала и аэровокзала. Вчера в новое здание переехало городское агентство аэрофлота…
      …Значительно улучшились в новом агентстве и условия для обслуживания пассажиров.
      Увеличилось количество касс: пять для предварительной продажи билетов и две – для тех, кто вылетает в тот же день. В ближайшее время будет введена еще одна: для заказов и доставки билетов на дом…
      …Объявляется регистрация на очередной рейс. Она проходит быстро, четко. Хлопоты, которые обычно доставлял багаж, теперь тоже учтены: по транспортеру он идет сразу в машины…"
      
      Стоит отметить, что аэроагентство занимало только первый этаж в жилом пятиэтажном доме.
      
      А название "Площади трёх вокзалов" в Калининграде не прижилось.
      
      
       []
      
      85. Площадь Калинина (Привокзальная площадь).
    1965 год. Отсюда
      
      
       []
      
      86. Площадь Калинина (Привокзальная площадь).
    1965 год. Отсюда
      
      
       []
      
      87. Площадь Калинина (Привокзальная площадь).
    Kассы Аэрофлота открылись 31 января 1974 г. Отсюда
      
      
       []
      
      88. Площадь Калинина (Привокзальная площадь).
    1975 год.
      
      
       []
      
      89. Площадь Калинина (Привокзальная площадь).
    1970-e. Отсюда
      
      
       []
      
      90. Площадь Калинина (Привокзальная площадь).
    Справочник "Калининград-1977"
      
      
       []
      
      91. Снимок подписан: "Вид на привокзальную площадь". Автор съемки: Б.М. Штерн. 1970-е
    Из фондов Государственного архива Калининградской области: ГАКО. Арх. 1-48. Пленка
      
      Из комментариев под фото:
      
      - Стоянка такси слева и гастроном "Стрела" впереди. И клумбы, геометрически выверен газон. Такой простор вокруг, ничего не давит!
      
      - "Геометрически выверен газон" - для птиц старались) Людям удобнее ходить по диагонали.
      
      - И народ протоптал свою диагональ - https://www.flickr.com/photos/27639553@N05/2990853025/
      
      - А потом диагональ между диагоналями.
      
      - Я уже и забыл как это было... такой простор...
      
      - А где "Ольштын"?
      
      - Введен в строй 30 июня 1979 года. Так что он еще "впереди".
      
      - И тира-троллейбуса еще нет.
      
      - Такси стоят, возить некого, красота, и то верно - ничего не давит.
      
      - Верх, пятиугольник, был водоём, засыпан уже. Похож был, как аналогичный на углу А. Смелых-Дзержинского сейчас:
      
      
       []
      
      
       - Всё же совсем не пятиугольник был спортплощадкой, а квадрат пониже:
      
      
       []
      
      
      - Уже задавал вопрос про водоём. До какого года он был? Вы его лично видели? С конца 1960-х я помню на этом месте в "яме" была спортивная площадка с футбольными воротами и баскетбольными щитами.
      
      - Видел лично. 1960-е... Больше на болото было похоже. Пока ждали трамвай, разглядывал, поэтому и запомнил. На старых фото вряд ли найдётся, не презентабельно было. Если только любители случайно не сняли. Я в 1970-м фотоаппарат взял в руки. Возможно, и два водоёма было, второй на месте Виктории, и все связаны с парком, ныне Южный ("40-летия ВЛКСМ", "Матросский"). Сейчас из парка, через тот водоём, на Аллею Смелых вода течёт в реку Преголь. Отдельно можно про Остров рассказать, бывшая ул. Песочная, сейчас всё засыпано.
      
      - В 1966-67 годах там уже всё было утрамбовано, мяч отскакивал, на склонах - плотный дёрн, и мелкий кустарник:
      
      
       []
      
       []
      
      
      - Это как раз второй водоём, о чем написали выше, где сегодня "Виктория".
      
      - Да, ЕМНИП, за дорогой был глубже.
      
      
       []
       []
      
      
      
      - А что за сооружение внизу слева, рядом с которым куча белых машин стоит?
      
      - Стела, наверное, на которой часы были.
      
      - Нет, такая штука с навесом. Часть её и сейчас там осталась. Просто что это изначально было?
      
      - Могу только предположить. Автовокзал сюда переехал в 1960-х. Здания, знакомого нам, ещё не было (на этом фото оно уже есть). Возможно, этот "навес" и обозначал место расположения автовокзала.
      
      Эти же самые "ямы" участники калининградских форумов обсуждают ещё здесь.
      
      
      
       []
      
      103. Площадь Калинина (Привокзальная площадь). Вторая половина 1970-х.
    Отсюда
      
      
       []
      
      104. Торжественный запуск троллейбусного движения в Калининграде.
    05.11.1975. Отсюда
      
      
       []
      
      105. Торжественный запуск троллейбусного движения в Калининграде.
    Фото из книги "Калининградская область", Калининградское книжное издательство, 1978 г.
    05.11.1975. Oтсюда
      
      
       []
      
      106. Площадь Калинина (Привокзальная площадь). 29.07.1976.
    Отсюда
      
      
       []
      
      107. Площадь Калинина (Привокзальная площадь). 29.07.1976.
    Отсюда
      
      
       []
      
      108. На подступах к площади Калинина. Студенты строительных отрядов следуют колонной на торжественный митинг. 1979 год. Автор: Н. Петухов. Из фондов Государственного архива Калининградской области: ГАКО. Арх. 0-4276. Пленка. Отсюда
      
       Из комментариев под фото:
      
      - Серо-голубые у нас были курточки и юбочки расклешенные. Мы в сводном стройотряде (филологини из КГУ и классные девчонки из ПТУ, которые нас учили владеть мастерком и прочим строительным инструментом) в 1977 строили школу в Донском. Рядом работали солдатики стройбата (кстати, отношение к нам было прямо-таки рыцарское). В День строителя в Светлогорске был праздник - награждения, спортсоревнования, купания... А на зимних студенческих каникулах 36 стройотрядовцев Калининграда по наградным путёвкам поехали в Чехословакию (мне посчастливилось попасть в эту компанию). Вообще, это был целый поезд стройотрядовцев из всего Советского Союза (его сформировали в Москве). Впечатлений - масса! В конкурсе "радиопередач" наш калининградский вагон занял 1-е место. Пожалуй, ярче всех блистал обаятельный несравненный Леня Зинин - краса и гордость физмата КГУ... А какие "комсомольско-молодежные" дни рождения мы устраивали - сочиняли экстренно и втайне от именинника целые программы-капустники, праздновали всем вагоном (плюс гости). Песни, шутки-прибаутки, знакомства, разговоры, экскурсии прогулки, музеи, магазины (кстати, шикарные магазины советской книги, где удалось приобрести "сборник агатовый Анны Ахматовой", книги Бунина, Цветаевой, Вознесенского, которые тогда в Союзе днем с огнём было не сыскать). Прага очаровала, а потом побывали ещё в восхитительном Брно и чудных Карловых Варах... В общем, вся поездка - две недели сплошного бесшабашного счастья и жизнерадости! Такие славные ребята и девчата были в нашей компании! Спасибо им и судьбе!
      
      - На куртках: спереди значки, сзади логотип ВУЗа, названия мест "трудовых боев", на рукавах нашивки)). И так у всех по всей стране. И Градский с песней: "Радостный строй гитар, яростный стройотряд, словно степной пожар, песен костры горят"!
      
      - Вот сохранил:
      
      
       []
      
      
      - В стройотряде тогда можно было неплохие деньги заработать. На свои первые фирменные джинсы я заработал на ГАЗе, куда роту молодых курсантов КМУ послали вместо практики на паруснике. Первые магнитофоны, электрогитары и прочее. Один мой приятель купил мотоцикл после стройотряда. Причем поступил хитро.Чтобы попасть в стройотряд к студентам, по совету кого-то пришел в детскую комнату милиции, где состоял на учете по недоразумению и попросил отправить со старшими товарищами на перевоспитание в отряд. Сработало. Поехал и купил "Яву" потом, чем очень гордился.
      

    ==========================================================
    ==========================================================
    ==========================================================

      
      1980-e годы

      
      
       []
      
      109. Фото: В.Суворовa. 1980-e.
    Отсюда
      
      
       []
      
      110. Сквер на площади Калинина. 1980 г. Автор съемки: С.А. Ерохин.
      Из фондов Государственного архива Калининградской области:
      ГАКО. Арх. 1-572. Пленка
      
      
      Из комментариев под фото:
      
      "Боже мой! Как же аккуратно и красиво!!!"
      *
      "Согласна, скромно. Но скромно, не значит, плохо. Наоборот, посмотрите - как точно выстроен ландшафтный рисунок, какие правильные пропорции на городской территории. Настоящий "английский парк"!
      Вы помните - какие стройматериалы у нас тогда были? НИКАКИХ! Поэтому делали из того, что могло оказаться под руками. Я помню магазины того времени - только вонючая краска, да побелка - все! Поэтому для оформления дорожек могли использовать и кирпичную крошку, т.к. других материалов для этого не было.
      А сейчас эту бедную Площадь перегрузили Викторией, Храмом и Макдональдсом так, что даже красивейшего исторического здания Южного вокзала не видно, и не осталось совсем свободного пространства для людей. А раньше стояли лавочки, можно было присесть среди роз и пионов, и просто тихо посидеть, газетку почитать...
      Кстати, в то время на здании вокзала, над входом, еще была скульптура немецкого скульптора Германа Брахерта, которая позже была безвозвратно утеряна. Сейчас там висит герб.
      Я высказала свое мнение - мне нравится то, что на фото. Другим - нет. Это нормально. Я же не спорю".
      *
      "На фото пока нет высаженных цветов, которые очень украшали эти клумбы. Когда розы и пионы вырастали, там было очень красиво. Машин в городе тогда было мало, поэтому там всегда можно было отдохнуть. Просто в то время у меня в районе вокзала жили родственники, так глава семьи, ветеран ВОВ, частенько ходил туда именно газетку почитать. Всегда нам рассказывал, что был там и отдыхал, читал газету, рассказывал о прочитанных новостях. Ему очень нравилось, у него это был целый ритуал. Просто мы забываем, что были и другие люди, у которых были вот такие интересы. Но вот я, например, вспоминаю именно этого человека. Да и бывали мы в том районе частенько. Красиво там было.
      Если давно там не были, поезжайте и отснимите фото, особенно обратите внимание на ларьки в районе автобусной остановки и остановку нелегальных таксистов - вряд ли это Вам понравится".
      *
      "Это ещё прохладное время года, розы не высажены. А какие там клумбы шикарные были, пионы, розы!".
      *
      "Да, розы там были шикарные. И кирпичной крошкой засыпана тротуарная часть".
      *
      "А сeйчас удачно все застроили,создали пробки.
      Приятно было отдохнуть на скамеечке в теньке! Ой, на солнцепёке!".
      *
      "Чисто, просторно, зелено.
      А сейчас понаклепали бетонных коробок".
      *
      "Была красота, а теперь бетонные джунгли".
      *
      "А местные аборигены всё-таки протоптали тропы по газону.
      А теперь их дети хают "понаехов".
      *
      "Эта геометрическая красота в итоге почти всегда оказывалась бестолковой".
      *
      "Лично мне никогда это место не нравилось, зато сейчас вдоль ех. здания Макдональдса подрастает прекрасная аллея деревьев и кустарников, когда прохожу мимо - приятно смотреть! Ни кирпичной крошки, ни пыли, ни солнцепёка и прочего, про что люди уже забыли (или притворяются, что забыли)".
      *
      "Лучший показатель - наличие людей. Кирпичная крошка, чую, по понятным причинам просто доступна была".
      *
      "Вот представляю - не построили бы Викторию, Макдональдс, оставили бы все как было. И сейчас каждый второй смотрел бы и говорил: "Bот сказано совок, такие площади пропадают, нет, чтоб построили бы чего-нибудь!"
      *
      "Как раньше было мило, а сейчас хрен полная, всё застроено".
      *
      "Левее был водоём, где сейчас клумбы. А как выглядел, можно посмотреть похожий на углу Дзержинского и Аллеи Смелых".
      *
      "А когда "левее был водоём"?".
      *
      "B 1960-х... Точнее не скажу, маленький был, воспоминания детства".
      
      
      
       []
      
      119. Площадь Калинина (Привокзальная площадь). 1980 год.
    "Калининград (крат. очерк)" — Калининград: Книжное издательство.
    На заднем фоне строительство Дома Советов. Отсюда
      
      
       []
      
      120. Площадь Калинина (Привокзальная площадь). 1980 год.
    Н.Г. Лихачев, Р.В. Чекан "На автомобиле по янтарному краю" (Калининградское книжное издательство)
      
      
       []
      
      121. Площадь Калинина (Привокзальная площадь). 1982 год
      
      
       []
      
      122. Площадь Калинина (Привокзальная площадь).
    14.11.1982
      
      
       []
      
      123. Площадь Калинина (Привокзальная площадь).
    14.11.1982. Отсюда
      
      
       []
      
      124. Площадь Калинина (Привокзальная площадь).
    1983 год. Отсюда
      
      
       []
      
      125. Площадь Калинина (Привокзальная площадь).
    1988 год
      
      
       []
      
      126. Площадь Калинина (Привокзальная площадь).
    1980-e
      

    ==========================================================
    ==========================================================
    ==========================================================

      
      1990-е годы

      
      В январе 1991 года Калининградскую область открыли для иностранцев.
      В том же году, 10 августа, в Калининград пришёл первый поезд из Берлина.
      
      Нашла здесь:
      
      
       []
      
      127. В 1991 году пассажиров из Германии встречали даже с хороводом
      
      
      При этом от поезда в центр города пришлось добираться на автобусах. И хоть доехать он смог только до Дзержинской-Новой, заштатной станции на окраине города, где тогда заканчивалась европейская колея, встретили его торжественно. А в речах звучало, что берлинская первая ласточка заложила регулярное железнодорожное сообщение между столицей Германии и Калининградом. И уже вскоре, мол, состав будет доходить до Южного вокзала – главного в самом западном российском регионе.
      
      Вопреки обещаниям наладить ЖД-линию особого значения в том году не удалось. Однако в августе 1992-го была сделана вторая попытка.
      
      На сей раз обошлись уже без помпы. И то верно, ведь поезд по-прежнему мог добраться лишь до «Дзержинки». Не порадовала и цена вопроса. Даже в одну сторону билет стоил 150 немецких марок (а за 1 DM в то время просили полторы сотни рублей – при этом зарплата у большинства калининградцев была эквивалентна хорошо если 50 маркам). Кроме того, в польском Эльблонге приходилось делать пересадку. Короче, опять как-то всё криво да ещё и дорого. Немудрено, что дело тогда тоже не пошло.
      
      Только в 1993 году евроколею дотянули наконец до Южного вокзала. И 22 мая 1993-го в ещё более торжественной обстановке, чем в 1991 году, снова было открыто международное ЖД-направление, связавшее Калининград и Берлин.
      
      
       []
      
      128. Ещё десять минут, и берлинский состав, как когда-то, замрёт у перрона
      
      
      Для пущего символизма вагоны хотели прицепить к паровозу. Причём – к паровозу родом из Кёнигсберга. Но, увы, старику это оказалось уже не по силам, и его пришлось оставить в Польше, заменив современным локомотивом.
      
      
       []
      
      129. Первый поезд из Берлина прибывает на Южный вокзал
      
      
       []
      
      130. А паровоз родом из Кёнигсберга до Калининграда не доехал по техническим причинам
      
      
      Впрочем, атмосфера на шестой платформе Южного вокзала всё равно была праздничной. Когда прибыл состав из Германии (пришедший через польский Гданьск), даже грянул военный оркестр. А среди встречающих был и глава областной администрации Юрий Маточкин. Кстати, один из пассажиров, корреспондент Financial Times, спросил его:
      
      – Думает ли господин Маточкин, что через десять лет Берлин станет для вашего города важнее, чем Москва?
      
      – Москва и через десять лет будет для нас важнее, чем Берлин, – ответил губернатор на провокационный вопрос.
      
      – А через двадцать? – не унимался журналист из Лондона.
      
      – Спросите через десять лет, – парировал Маточкин.
      
      
       []
      
      131. Ленточку по случаю открытия нового маршрута режут губернатор Юрий Маточкин (слева), глава областного Совета депутатов Юрий Семёнов (справа) и другие официальные лица
      
      
      Тем временем с соседней платформы за происходящим недобро наблюдала толпа, ожидавшая дизель на Балтийск. В итоге он опоздал на полтора часа. При этом берлинский состав убыл, как и прибыл, точно по расписанию.
      
      – А мы, получается, пассажиры второго сорта, – переговаривались на перроне граждане, которые ждали дизель, чтобы доехать до дачи-огорода.
      
      
       []
      
      132. Чтобы проехать в поездах, курсирующих между Калининградской областью и остальной Россией, российскому пассажиру требуется получить УПД-ЖД (упрощённый транзитный документ для железнодорожного транспорта) – специальное разрешение, которое гражданам РФ выдаёт (или не выдаёт) Литва
      
      
      В мае 2008-го по случаю 15-летия запуска берлинского поезда регион посетила целая делегация из Германии. Возглавил её Гюнтер Фастердинг – вице-президент «Круга друзей Калининграда», член наблюдательного совета германо-российского Общества развития железных дорог. Отмечая памятную дату, за четыре дня пребывания немецкие гости успели также совершить ряд экскурсий по области.
      
      
       []
      
      133.
      
      
      Других юбилейных торжеств по этому поводу не припоминается. Да и в 2008 году, честно говоря, праздновать было особо нечего. Хоть третья попытка в 1993-м и стала наиболее удачной, однако (пардон за каламбур) по гамбургскому счёту с берлинским поездом всё равно не сложилось. И на сегодня железнодорожная связь с немецкой столицей давно зачахла, так толком и не зазеленев...
      
      
      
      
    * * *
      
      
      Так описывает своё посещение Калининградского вокзала гражданин Германии:

      
      Самый абсурдный вокзал Европы

      
      
       []
      
      134.
      
      
      "Что сразу же бросается в глаза на просторных платформах, в почти безлюдных тоннелях, перед забарpикадированными киосками, и в величественном фойе: всё то, что характерно для вокзала большого города - шум, суета, прибытие и отправление, кассы с очередями и шипящие объявления по громкоговорителям -, всего этого тут нет. Нет даже грязи. Чувствуешь себя потерянным в этих просторах клинически чистой железнодорожной станции, гротескное отражение безмолвия, не вызывающее никакого желания куда-либо ехать. Сегодня через Южный вокзал Калининграда в год проходят около 500 000 пассажиров. Столько же пассажиров проходит, например, через главный вокзал Гамбурга только за один день.
      
      Этот вокзал, кажется, замер. Он производит впечатление пальто, которое не подходит его обладателю ни спереди, ни сзади. Монумент зияющей пустоты, у которого есть наилучшие шансы получить звание "Самый абсурдный вокзал Европы", если бы такой конкурс проводился.
      
      Вокзал построен в немецкое время немцами, напоминает такие же вокзалы в Гамбурге, Франкфурте и Лейпциге. Но сегодняшний абсурд пустого вокзала своими корнями уходит в... далёкие немецкие времена.
      
      19 сентября 1929 года весь Кёнигсберг был увешан флагами (не нацистскими!). Страна праздновала завершение одной из самых больших и дорогих строек в истории Веймарской республики. Впрочем, на момент открытия вокзала нельзя сказать, что поезда из Берлина очень быстро достигали Кёнигсберга. Был ещё транзитный отрезок через территорию Польши.
      
      Сам вокзал производил тогда потрясающее впечатление ещё и тем, что под одним из залов ожидания был устроен... боулинг.
      
      С Главного вокзала Кёнигсберга каждый день только в Берлин уходило 10 пар поездов. В восточном направлении шли поезда в Алленштайн (Ольшын), Тильзит (Советск), Ойдткунен (Чернышевское) и другие города провинции. Были даже ночные поезда в Каунас и Ригу, откуда можно было с пересадкой добраться до Москвы.
      
      Война изменила всё... Уже через 16 лет после ввода в эксплуатацию самый современный вокзал Германии перестал быть... немецким. Только 46 лет спустя, в 1991 году, на вокзал вновь приехал поезд из Германии..."
      
      "Из практических соображений русские сохранили один из путей в европейской колее, чтобы перемещать грузы из Калининграда в Польше", - пишет автор статьи. И как раз по этому пути первый поезд дошёл до грузовой станции. Дальше путь прерывался и был достроен прямо до Южного вокзалa только в 1993 году. В мае 1993 года состоялось открытие постоянного железнодорожного сообщения между Берлином и Калининградом. Но длилось это недолго. Уже в начале двухтысячных польские коллеги вышли из проекта. Потом ещё долгое время ходил прицепной спальный вагон. В 2013 году железнодорожная связь окончательно прервалась. В том числе и между Калининградом и Бранево, хотя она была очень популярной и у туристов, и у калининградев.
      
      Есть ли шансы вернуться к нормальному международному регулярному железнодорожному сообщению? - задаёт сам себе вопрос автор и отвечает:
       - Теоретически, да. Российские железные дороги в 2017 году снова заговорили о вводе ночного рейса из Санкт-Петербурга через Калининград и Польшу до Берлина, должна состояться "проверка реализуемости проекта". Но далеко она не зашла. Польские железные дороги подтвердили на запрос информации, что возобновление пассажирского сообщение на линии возможно, но до сих пор нет ни одной заявки от какой-либо железнодорожной компании".
      
      Есть, правда, другая возможность. Руководитель частной турфирмы из Штуттгарта (ФРГ) считает, что вполне можно запустить туристические поезда с паровозной тягой вплоть до Южного вокзала ("Идея нравится и полякам"). И тогда титул самого абсурдного вокзала Европы можно будет передать кому-нибудь другому.
      
      https://ruwest.ru/news/94692/
      
      Восемь десятилетий назад Кёнигсберг был конечным пунктом Имперской железной дороги. 596 километров между Берлином и Кёнигсбергом скорый поезд FD5 преодолевал за 6 часов 38 минут - на паровозной тяге! Сейчас, чтобы попасть на поезде из Берлина в Калининград, потребуется 29 часов и 7 минут с пересадкой в Минске.
      
      
      
    * * *
      
      
       []
      
      135. Южный вокзал, площадь Калинина (привокзальная площадь).
    Кольцо троллейбусов. Апрель 1991-гo. Отсюда
      
      
      
       []
      
      136. Южный вокзал, площадь Калинина (привокзальная площадь).
    Кольцо троллейбусов. Апрель 1991-гo. Отсюда
      
      
       []
      
      137. Южный вокзал, площадь Калинина (привокзальная площадь).
    1991 год. Отсюда
      
      
       []
      
      138. Площадь Калинина (Привокзальная площадь).
    1990-e. Отсюда
      
      
       []
      
      139. Площадь Калинина (Привокзальная площадь).
    Aпрель 1991 г. Отсюда
      
      
       []
      
      140. Площадь Калинина (Привокзальная площадь).
    1991 год. Отсюда
      
      
       []
      
      141. Калининград. Торговля цветами у Южного вокзала.
      1993 год. Отсюда
      
      
       []
      
      142. Калининград. Торговля у Южного вокзала.
      1993 год. Отсюда
      
      
       []
      
      143. Калининград. Торговля у Южного вокзала.
      1993 год. Отсюда
      
      
       []
      
      144. Калининград. Торговля у Южного вокзала.
      1993 год. Отсюда
      
      
       []
      
      145. Панорама привокзальной площади. Отсюда.
    Подписано: "Примерно 1996 год, судя по высокопалубному туристическому автобусу, по рейсовым МАНам и иномаркам на улицах"
      
      Из комментариев под фото:
      
      - Стройка на площади - это торговые ряды, планировали в середине 1990-х, но потом был долгий застой и землю отбила "Виктория".
      
      - Наверное, это и есть "Виктория", т.к. от её предшественника стояли только какие-то конструкции, насколько я помню. А фото, без сомнения, не ранее 1990-х годов, т.к. на фоне Дома Советов виден шпиль Кафедрального собора.
      

    ==========================================================
    ==========================================================
    ==========================================================

      
      2000-е годы

      
       []
      
      154. Площадь Калинина (Привокзальная площадь). Из-за доставшейся в наследство от немцев узкой трамвайной колеи город может закупать вагоны только в Чехии или Польше, что не так дёшево. Вот и эксплуатируют по полной старый парк бвнклом
      
      
      B 2003 году здание подверглось масштабной реконструкции, в результате которой общий архитектурный облик Южного вокзала был сохранен. Были реконструированы внутренние помещения - кассы, зал ожидания и кафе. Фойе вокзала было украшено новыми люстрами и фонтаном, были облагорожены подземные переходы, ведущие к перронам.
      
      На фасаде и в фойе вокзала были установлены точные часы. Надпись на крыше вокзала заменили на новую - из стали с нитрид-титановым покрытием - силами производственного предприятия "Светлый дом". Главное, что общий архитектурный облик вокзала остался неизменным и легкоузнаваемым.
      
      Кассы дальнего следования оборудованы современной системой продажи билетов "Экспресс-3", с помощью которой пассажир может приобрести билет до любого города России и Европы. Единовременная расчётная вместимость вокзала - 1 650 пассажиров. Общая площадь здания - 15,3 тыс. кв. метров.
      
      Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года N 132 Комплекс зданий главного железнодорожного вокзала получил статус объекта культурного наследия регионального значения.
      
      Сейчас Южный вокзал является символическими воротами Калининграда:
      
      
       []
      
      155.
      
      
       []
      
      156.
      
      
       []
      
      157.
      
      
       []
      
      158.
      
      
       []
      
      159. Центральный зал
      
      
       []
      
      160. Центральный зал
      
      
       []
      
      161. Центральный зал.
    Oсобенность калининградского вокзала, путающая граждан, - время для поездов дальнего следования на часах и билетах обозначено московское
      
      
       []
      
      162. Центральный зал. Выход к поездам.
    Oсобенность калининградского вокзала, путающая граждан, - время для поездов дальнего следования на часах и билетах обозначено московское
      
      
       []
      
      163. Центральный зал
      
      
       []
      
      164. Раньше был маленький киоск с иконками и прочими церковными атрибутами.
    Сейчас сделали небольшую часовню
      
      
       []
      
    165. Неизменный атрибут-символ железнодорожных поездок
      
      
       []
      
    166. Кассы дальнего следования
      
      
       []
      
      167. У калининградского вокзала, кроме московского времени для поездов дальнего следования, имеется ещё особенность. Его железнодорожные платформы лежат на шесть метров выше уровня привокзальной площади, называемой при немцах "Рейхсплатц". То есть, чтоб из вокзала попасть на перрон, необходимо пройти под землёй длинный туннель и ...
      
      
       []
      
      168. У калининградского вокзала, кроме московского времени для поездов дальнего следования, имеется ещё особенность. Его железнодорожные платформы лежат на шесть метров выше уровня привокзальной площади, называемой при немцах "Рейхсплатц". То есть, чтоб из вокзала попасть на перрон, необходимо пройти под землёй длинный туннель и ...
      
      
       []
      
      169. ... и по лестнице подняться на платформу, расположенную на шесть метров выше уровня привокзальной площади
      
      
    Лично для меня эта лестница запомнилась не только по знаменитому фильму "Щит и меч", частично которого съёмки проходили и в Калининграде, o чём рассказала выше:
      
      
       []
      
      170.
      
      
      Но этот спуск в туннель отложился в моей памяти по другим причинам, когда я приехала в Калининград с малолетней дочкой в коляске, с большим багажом, но с сильным радикулитом, скрутившим спину прямо в дороге. И теперь представьте: как в скрюченном состоянии спускаться по длинной злосчастной лестнице, имея на руках дочку, детскую коляску и вместительный багаж. Даже если бы тогда был съезд для колясок, человеку в положении буквы "Г" он бы мало помог. Но этого съезда не было. Яркий эпизод (не только из-за скрюченной спины, но и из-за других дорожных приключений) передаю в тексте "O добрiх жiночках, наглых лiтовских ворах и - немного лiчного" здесь.
      
      
      
       []
      
      171. Как уже написала выше, железнодорожные часы Калининградского вокзала показывают московское время.
    Для местных сообщений - рядом вторые часы с местным временем
      
      
       []
      
      172. Перрон, доставшийся от немцев и расположенный на 6 метров выше привокзальной площади.
    Отсюда
      
      
       []
      
      173. Так перрон, расположенный на 6 метров выше привокзальной площади, выглядел при немцах.
    Отсюда
      
      
       []
      
      174. Дебаркадер, станция Калининград-Пассажирский.
    Отсюда
      
      
       []
      
      175. Служебное здание над путями и платформами, доставшееся от немцев.
    Отсюда
      
      
       []
      
      176. Арка над путями, оставшаяся от немцев.
    Bид в сторону Восточного поста, станция Калининград-Пассажирский.
    Отсюда
      
      
    Если кому интересна история центрального вокзала Кёникгсберга и как вокзал выглядел при немцах, то приглашаю в главу "Главный ж/д вoкзaл Кёнигсберга (сегодня Южный) до 1945 года и в 1945-м"
    сюда: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/central.shtml
      
      
      _________________________________________________________________________________
      
      
    Использованные материалы:
      
      
    - интернет
    - https://ivanskobey.livejournal.com/11803.html
    - https://dzen.ru/a/YWAszSHMtWXerp4U
    - https://klg.aif.ru/auto/details/1342238#id=4585833
      - https://vk.com/balt_museum
    - https://dzen.ru/a/ZG95WjjxGByDxJSG
    - https://forum-kenig.ru/viewtopic.php?t=2711
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Смолина Алла
  • Обновлено: 13/12/2024. 88k. Статистика.
  • Статья: Россия

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка