|
Моим любимым принцессам |
Моя подборка архивных данных о Калининграде: - "Хронология основных событий в истории Кёнигсберга и Калининградской области" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0003.shtml - "Старые названия улиц и районов Кёнигсберга / Kалининграда, а также областных поселений" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009a0.shtml - "Кёнигсберг. Первые советские переселенцы" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009a01.shtml - "Кёнигсберг глазами первых переселенцев" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009a1.shtml - "Остров Канта. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009ab.shtml - "Альбертина" в Кёнигсберге - университет им. Канта в Калининграде" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009abb.shtml - "Остров Ломзе (Октябрьский). Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009abc.shtml - "Район дворца спорта "Юность". Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009abd.shtml - "Ленинский проспект. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009abd1.shtml - "Ленинский проспект-2. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009b01.shtml - "Калининград. Сквер "Мать-Россия". Или злоключения памятника Сталинy" здесь: http://artofwar.ru/s/smolina_a/text_2900-1.shtml - "Площадь Победы и Северный вокзал. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/0009b2.shtml - "Проспект Мира. Часть 1-я. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/1mira.shtml - "Проспект Мира. Часть 2-я. Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/bbbb.shtml - "Кёнигсберг/ Kалининград. Московский проспект" здесь: http://world.lib.ru/s/smolina/3ace.shtml ---------- НОВАЯ ГЛАВА (12.11.2024) - "Вокзалы: Восточный, Южный (но не тот), Лицентский (Пиллауский). Старые фото Кёнигсберга и Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/bostok.shtml - "Главный ж/д вокзал Кёнигсберга (сегодня Южный) до 1945 года и в 1945-м" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/central.shtml - "Продолжение: послевоенная история Южного вокзала Калининграда" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/central2.shtml ---------- НОВАЯ ГЛАВА (06.11.2024) Мои тексты о любимом городе, включая архивный материал: "1. Кaлининград, ты мой Кёнигсберг. Или: Кёнигсберг, ты мой Калининград?" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg.shtml "2. Калининград и янтарь. Песчаные дюны и разрывные течения. Пляжники и морские пехотинцы. Президент и дворец" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg1.shtml "3. Калининград. Как зарождалась"Сельма". Дважды Краснознамённый Балтийский флот" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/kaliningradtymojkenigsberg5.shtml "4. Калининград. О роботах кондукторе и астрологе" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/xrobot.shtml "5. Калининград, мундиаль-2018" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/zz.shtml "6. O добрiх жiночках, наглых лiтовских ворах и - немного лiчного (Калининград)" здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/obukrainskihdobrihzhinochkahnaglyhlitowskihworahi-nemnogolichnogo-1.shtml ---------- поставила 09.12.2024 Если интересна история центрального вокзала Кёникгсберга и как вокзал выглядел при немцах, то приглашаю в главу "Главный ж/д вoкзaл Кёнигсберга (сегодня Южный) до 1945 года и в 1945-м" сюда: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/central.shtml
Послевоенная история Южного вокзала Калининграда 1940-1950-1960-е годы Главный вокзал продолжал нормально функционировать до 21 января 1945 года. Именно с него в 1945 году из Кёнигсберга ушёл последний поезд на Берлин. Очевидцы утверждали, что это было жуткое зрелище: люди набивались в вагоны и тамбуры, создавая ужасную давку, которую пережили в итоге не все. В апреле 1945-го Главный вокзал штурмовали советские огнемётчики из резерва главнокомандующего 11-й армией. Все деревянные конструкции здания были выжжены дотла. 1. 2. 3. Если судить с позиций сегодняшнего дня, то Южный вокзал Калининграда сохранился чудесным образом, учитывая, что пережил серьёзную войну и мощные бомбардировки с обстрелами. Это заслуга его солидной конструкции. Изменения коснулись бывшего блока ресторана, но они несущественны, так как вокзалы время от времени приспосабливаются под новые условия - достаточно вспомнить о турникетах, необходимость которых в Калининграде уже давно отпала. Стальная конструкция пролетов над железнодорожными путями сохранилась, однако, при восстановлении лишилась части своего остекления. Доступ для советских пассажиров был открыт только в 1949 году. Удивительно отметить, что при ожесточённых боях смогла уцелеть скульптура бога времени Хроноса, усмиряющего коней на фасаде, работы Брахерта. Об этой скульптуре над центральным входом в вокзал Кёнигсберга, скульптурной группе (бог времени Хронос с трудом сдерживает трёх коней, олицетворяющих Прогресс, Скорость, Связь) рассказываю в предыдущей главе. 4. После войны её аккуратно заколотили досками и в таком ужасном виде забыли почти на двадцать лет: 5. Чем Советам мешала сохранившаяся под бомбёжками скульптура бога времени, усмиряющего Прогресс, Скорость, Связь? 6. Чем Советам мешала сохранившаяся под бомбёжками скульптура бога времени, усмиряющего Прогресс, Скорость, Связь? 7. 8. Фото подписано: "Был вариант Хроноса в квадратном скворечнике, а тут скворечник другой формы, да еще звезда сверху и лозунг над будущими часами, возможно, к празднику повесили" Пока в итоге скульптурная группа не была сколота у основания и безжалостно уничтожена. 9. Впоследствии на месте великолепной скульптуры разместили герб РСФСР образца 1936 года Сам же вокзал торжественно открывали 3 ноября 1949-го. После митинга собравшиеся торжественно встретили пассажирский состав из Риги. Аплодисментами приветствовали машиниста Клайпедского депо Петраса Полубайтиса, которому выпала честь привести первый поезд на новый вокзал. К слову, поначалу его называли не Южным, а Центральным. В тот день заработала лишь первая очередь станции Калининград-Пассажирская. Немало еще предстояло сделать. А из того, что сделали, многое пришлось переделать – сказались "ударные темпы" работ на объекте, который следовало успеть сдать к 7 ноября. Но все это казалось мелким на фоне того, что Калининград обрел вокзал – главные ворота любого уважающего себя города. 10. Отсюда: "В 1949 году к платформе нового вокзала города Калининграда подошел первый пассажирский поезд. Вокзал вступил в строй. Сдав первую очередь, строители не прекратили работы. Они продолжали благоустраивать вокзал, вводить в эксплуатацию новые помещения, и теперь многое уже выглядит совсем не так, как было два-три года назад. Просторный, мастерски отделанный вестибюль, приветливо встречает пассажиров. При входе на платформы установлены скульптуры В.И. Ленина и И.В. Сталина. Справа - зал для пассажиров и билетные кассы, комната матери и ребенка, медицинский пункт, буфет. Здесь же телефоны-автоматы, киоск "Союзпечати" и другие киоски. В ожидания поезда пассажир может приобрести книжную новинку, свежую газету. На днях строители сдали в эксплуатацию гостиницу, два зала для пассажиров, дополнительное помещение для ресторана. Из вестибюля первая дверь налево ведет в новые залы с красивым архитектурным оформлением. На стенах, отделанных масляной краской, - картины. Удобно разместившись на диванах, пассажиры ожидают поезда. Многолюдно бывает и в читальном зале. Hо представьте себе человека, приехавшего в Калининград с ночным поездом, не имеющего в городе ни родственников, ни знакомых. Где ему остановиться? Самая ближайшая от вокзала гостиница "Москва" расположена на Сталинградском проспекте. А как ночью до неё доехать? Некоторым, приехавшим в Калининград из других областей, приходилось дожидаться утра в зале. Теперь к услугам пассажиров на вокзале открыта гостиница. В десяти отдельных и нескольких общих номерах могут остановиться до 45 человек. Строительство и благоустройство вокзала продолжается. В этом году, как и в прошлые годы, государство отпустило на эти цели большие средства. Прямой долг строителей - рационально использовать каждую государственную копейку, постоянно бороться за сокращение сроков и повышение качества своей работы. Калининград должен иметь красивый, благоустроенный железнодорожный вокзал" ("Калининградская правда" от 8 февраля 1953 г.) 19. К/ст "Южный вокзал". Фото представлено: Мацюк Антонина Сергеевна. 1950 год. Отсюда 20. Отсюда 21. Отсюда 22. Kоллектив вокзала у входа в 1952 году 23. Данный снимок - с плёнки, что в ГАКО передал из семейного архива Юрий Прудниченков. Перед нами - главный вход в Южный вокзал. 1950-е г.г. Из комментариев под фото: "На окне фирменная решетка!". "Там долго была "Справка". Перенесли ее в фойе гораздо позже". "Горсправка была именно с правой стороны, как на фото". "Что на табличке написано, справa у дверей висит?". "Расписание отправления пассажирских поездов со ст. Калининград Литовской ж.д." 24. Из фотоколлекции С. Сойко. 1 Мая 1953 года. Отсюда 25. Не очень понятно где это. Ракурс: от стены вокзала в сторонy нынешней автостанции? 1955 год. Отсюда 26. Не очень понятно где это. Ракурс: от стены вокзала в сторонy нынешней автостанции? 1955 год. Отсюда 27. Не очень понятно где это. Ракурс: от стены вокзала на привокзальную площадь? 1955 год. Отсюда 28. К/ст "Южный вокзал". Трамвай на фоне руин Хабербергской кирхи. 1955 год. Отсюда * * * Бывшую немецкую привокзальную площадь под названием Reichsplatz (о ней много рассказываю рассказываю в предыдущей главе) решили украсить памятником "всесоюзному старосте" Калинину. Калинин в Калининграде ни разу не был, но город назван его именем. Памятник запланировали, время шло, а он так и не появился. Тогда за дело взялась небезразличная общественность: 34. 5 декабря 1959 года в торжественной обстановке состоялось открытие памятника. Архитектор - А.В. Гуляев, скульптор - Б.В. Едунов. Погода в тот день выдалась снежная, дул ледяной ветер. Постамент изготовили на заводе художественного литья в подмосковных Мытищах. Открытие памятника назначили на 5 декабря 1959-го, в День Конституции СССР. Планировали, что на пьедестале будет бронзовый барельеф: Калинин беседует с рабочими и колхозниками. Но потом кто-то решил, что это уже перебор: сверху Калинин, снизу Калинин. В результате на постаменте из полированного украинского красного гранита был высечен герб СССР. 35. 36. 37. 38. 39. Площадь Калинина (Привокзальная площадь) Из обсуждений: - Есть вопрос по площади Калинина. В годах в 1960-х было две (вроде) "ямы" правильной прямоугольной формы с пологими краями, довольно глубокие и размеры по площади были не маленькие. Помню, их засыпали и засадили цветами. А для чего были ямки? По краям был ровный дёрн и дно сухое. - Местность в этом районе низменная. При постройке вокзала под него подсыпали грунт, а ведущие к привокзальной площади Райхсплац улицы Грауденцер, Данцигер, Бромберг, Круегер и параллельную вокзалу улицу - Австрийскую штрассе пришлось приподнимать до уровня подножия Хаберберга и Райхсплац. Так и получилось - улицы проложили по насыпям, а между ними остались участки низменности. - Фотка была - там штуки 4 бомбаря было. Закрытые плитами входы остались. Может, про это речь? - Бомбари были и есть напротив вокзала, а эти ямы были на месте Виктории и ближе к остановке, почти напротив Ольштына. Ямы были правильной прямоугольной формы, как для бассейнов, только глубокие и с травяными откосами. Сам по ним ходил, когда был малой. Эти же самые "ямы" участники калининградских форумов обсуждают ещё здесь. * * * 48. Прибытие поезда с Н.С. Хрущевым в Калининград. 30.04.1956. Отсюда 49. 30 апреля 1956 года на Южный вокзал пришёл правительственный поезд специального назначения. Из него вышли первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв и председатель Совета Министров СССР Николай Булганин. Тогда делегация отправлялась в Англию. Отсюда 50. Прибытие Н.С. Хрущевa в Калининград. 1960 год. Отсюда 51. Пути еще не везде есть. 1960-e. Отсюда 52. Станция Калининград-Сортировочный. Разгрузка трамваев краном ДЖ-45-09. Из фондов музея КЛНГ. Ж.Д. 1960 год. Отсюда Из комментариев под фото: - Калининград (1000 мм) поставлялись вагоны Gotha: № моторного, N прицепа, тип, год поставки: 134 - 139 234 - 239 T57/B57 1957 140 - 149 240 - 249 T57/B57 1958 150 - 164 250 - 264 T57/B57 1959 165 - 187 265 - 287 T59E/B59E 1960 188 - 193 288 - 293 T59E/B59E 1961 194 - 199 294 - 299 T2-62/B2-62 1962 306 - 311 406 - 411 T2-62/B2-62 1964 312 - 316 412 - 416 T2-62/B2-62 1965 317 - 336 417 - 436 T2-62/B2-62 1966 На фотографии вагоны T59E/B59E. Очевидно, что фото сделано в 1960/61 году. - Кран ДЖ 45-09, который трамваи разгружает, проработал в восстановительном поезде ст. Калининград до 2002 года. И сейчас сам стал экспонатом музея Калининградской железной дороги. 53. 1960-е годы. Отсюда 54. Площадь Калинина (Привокзальная площадь). Вид на Южный вокзал. 1963 г. Снимком поделился Марк Шальнев Из комментариев под фото: "Красота. И герб наш. Самый красивый". "Причём герб РСФСР образца 1936 года - очень редкое для вокзала украшение, ведь обычно в таком случае помещался герб СССР". Из комментариев: 55. Площадь Калинина (Привокзальная площадь). 1965 год. Отсюда 56. Площадь Калинина (Привокзальная площадь). 1965 год. Отсюда 57. Площадь Калинина (Привокзальная площадь) 58. Площадь Калинина (Привокзальная площадь) 59. Строительство жилых домов хозспособом в 1959-1965 годах, позволяющий использовать имеющиеся на заводе материально-технические излишки. 1965 год. Отсюда "Дома эти расположены на перекрестке Ленинского проспекта с площадью Калинина. Были построены в начале 1960-х годов. Сейчас их, конечно, не узнать, так как крыши у них уже плоские, а между домами имеются угловые вставки. При строительстве угловых вставок в конце 1960-х годов крыши были реконструированы. Думаю, что при строительстве угловых вставок между блочными домами решалась задача придания единого архитектурного облика ансамблю зданий привокзальной площади, так сказать, лицу города. Проблема совмещения существующих стропильных крыш и новых крыш над угловыми вставками решилась в пользу плоских крыш. Это давало удобство в креплении и обслуживании конструкций наглядной агитации. Да и, прямо надо сказать, в строительстве стропильных крыш в массовом жилом строительстве, если сравнивать наши и немецкие крыши, преимущество не на нашей стороне. Строили из блоков, только не из шлака, а из бетона. (Типа уменьшенных ФС-ок). Такой дом назывался "блочным", а потом уже придумали панели. Но лучше бы не придумывали. В блочном доме хотя бы не такая слышимость, чем в панельном". 60. Площадь Калинина (Привокзальная площадь). За белым забором начата постройка домов на перекрестке Ленинского проспекта с площадью Калинина, той части, что сегодня находится напротив сквера с памятником Калинину. Отсюда 61. Площадь Калинина (Привокзальная площадь). За белым забором продолжается постройка домов на перекрестке Ленинского проспекта с площадью Калинина, той части, что сегодня находится напротив сквера с памятником Калинину. Отсюда 62. Те самые дома уже построили. 1960-1965-e. Сегодня у них крыши плоские, но на фото ещё скатные "коньком". Отсюда 63. Те самые дома (крыши ещё скатные "коньком"). Отсюда 64. Те самые дома (крыши ещё скатные "коньком"). Отсюда 65. Площадь Калинина (Привокзальная площадь). Примечательное и главное очень редкое фото, крыша на заднем плане еще "коньком". Отсюда 66. Позднее фото, даю для сравнения крыш. Tа же самая крыша, что на предыдущем фото, но - уже плоская. Отсюда 67. Площадь Калинина (Привокзальная площадь). 1968 год. Отсюда * * * Советские кинематографисты сразу полюбили Южный вокзал, a самым известным из снятых с его "участием" стал фильм "Щит и меч". Режиссер Владимир Басов, взявшись за экранизацию книги Вадима Кожевникова, говорил: "Фильм, как и роман, будет основан на строго документальных фактах". Конечно, требовалась и убедительная "заграничная" натура. В октябре 1966-го (когда приехала съемочная группа) Калининград был уже не тот. Город менялся на глазах, целые районы развалин (готовых и при этом бесплатных декораций) ушли в прошлое. Тем не менее развернуться ещё было где. Основным же местом съёмок стал Южный вокзал. 22 октября 1966 года "Калининградская правда" напечатала объявление: "Cъёмочной группе требуются мужчины и женщины в возрасте от 20 до 60 лет". И нужны они были в первую очередь для съёмок на вокзале. В массовке простые калининградцы изображали прибывших в "фатерлянд" репатриантов из Латвии. А в перерывах просили автографы у актёров, фотографировались с ними на память. Девушки проявляли повышенный интерес к молодому и неизвестному ещё широкой публике красавцу Олегу Янковскому. Образ "белокурого" Генриха Шварцкопфа – первая его роль в кино. Олег Янковский не раз вспоминал о том, что именно с Южного вокзала города Калининграда началась его карьера в кино. 70. Всего в кадры картины "Щит и меч" попали 4 локации Калининграда: - перрон Южного вокзала; - здание почтамта с аркой на ул. Железнодорожной, 29; - развалины элеватора на Правой набережной, 21; - руины Рейхсбанка и восточная часть Королевского замка. 71. Перрон Южного вокзала, куда в начале фильма прибывают друзья репатрианты Йоган Вайс и Генрих Шварцкопф (первая роль Олега Янковского). Здесь же происходит знакомство с дядей Генри - штумбарфюрером СС Вилли Шварцкопфом 72. В послевоенное время перрон вокзала был быстро восстановлен и практически не изменился, pазве что стёкол на крыше стало меньше 72a. Спуск с перрона в туннель, ведущий к вокзальному залу ожидания 72b. Наши дни, спуск с перрона в туннель, ведущий к вокзальному залу ожидания 73. Следующий эпизод снимали у здания почтамта железнодорожного вокзала (ул. Железнодорожная, 29). Здесь Йоган Вайс после пройденной проверки на благонадёжность встречается со своим другом Генрихом 73a,b.