Смолина Алла: другие произведения.

2. Россия-Швеция. Начало школьной жизни

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Смолина Алла
  • Обновлено: 01/09/2017. 27k. Статистика.
  • Рассказ: Швеция
  • Иллюстрации: 12 штук.
  • Скачать FB2
  • Аннотация:
    (Из цикла "Красна девица. Pодительский дневник")

  •   
      
      

    Алла Н. Смолина

      Циклом "Красна девица" я попыталась зафиксировать несколько переломных моментов дочкиной жизни, в основном на чужбине. Наподобие материнского дневника, рассказывающего о взрослении ребёнка в незнакомой среде. Писала исключительно для семейного чтения, может со временем заинтересует, хотя поначалу дочь очень ругалась и даже пыталась сообщить о недопустимости вмешательства в чужую личную жизнь. И смех и грех. Сейчас дочка выросла, стала мамой нескольких прелестных деток и женой русскоязычного мальчика. Последний пункт был для меня принципиально важным, чтоб "наш" и православный.
      
      
      
    Предыдущая глава:
      
        1. Мой первый рассказ о дочке, так сказать первая проба пера "Швеция. O пасхальном зайчике, русской девочке и голливудском актёре Де Ниро" находится здесь:
      http://samlib.ru/a/alla_s/kd1.shtml
      В этой главе рассказываю о том, как из-за постоянных переездов дочке пришлось учить несколько языков. По-русски она начала читать между двумя и тремя годиками. Потом был немецкий язык. Шведский. Английский. Испанский. Французский.
      
      
      

    Россия-Швеция. Начало школьной жизни

      

    Россия, Калининград, гимназия N 1

      Существует мнение, что девочки повторяют путь матерей. Вполне верю. По-крайней мере, я тоже меняла школы, а с ними и государства. В одной стране начала учиться, с четвёртого по десятый проучилась в другой стране, а полгода до выпускного вечера выпали на страну третью.
      
      Так и у нашей дочки. В главе первой "Швеция. O пасхальном зайчике, русской девочке и голливудском актёре Де Ниро" (здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd1.shtml) рассказываю, что после возвращения из Германии, где муж проходил службу, дочка говорила по-немецки и пришлось отдавать её в группу русских немцев при детском садике N 122 города Калининграда (надеюсь, номер не перепутала).
      
      И в школу детсадовская группа решила идти тем же составом. Наверняка это отличный педагогический эксперимент - провести детей одним коллективом из детского сада до окончания школы, но меня этот эксперимент не устраивал по причине, что учебное заведение, решившееся принять детсадовскую группу целиком, не числилось в списке лучших. А возить ребёнка на другой конец города в посредственнoe заведение? Тем более, дочка была почти самой младшей и имелся дополнительный год, который спокойно можно было провести в детском саду.
      
       В сентябре группа русских немцев полным составом из детского сада перешла в школу (не помню номера), а мы оформились в детский садик Балтийского флота. Написав "мы", я конечно же подразумеваю оформление дочери, сама я в садике не присутствовала, разве что привезти-увезти.
      
      
    * * *
      
      Прошёл год и вдруг узнаю новость: воспитатель, а теперь уже классный руководитель и по совместительству учитель немецкого языка, добилась перевода своего класса в лучшую (на тот период) калининградскую гимназию N 1. Tо самое, что нам требовалось!
      
      Но как из детского садика попасть сразу во второй класс гимназии? Я даже сон потеряла. За дочкины знания я не переживала. К шести годам она свободно читала на двух языках. Естественно, половины смысла немецких слов не понимая, но читала бегло. Знала цифры, таблицу умножения, умела складывать и отнимать, легко разбиралась в географии, могла сказать который час. То есть, уровень знаний имела весьма высокий и, собирайся поступать в первый класс той же гимназии, любой вступительный экзамен преодолела бы с лёгкостью.
      
      Однако у нас была конкретная цель - второй класс русских немцев гимназии N 1 города Калининграда.
      
      
    * * *
      
      Hе буду раскрывать деталей решения проблемы, сметливый читатель догадается сам, но в нужный класс мы попали. Бывшая воспитательница стала вести немецкий язык, а классным руководителем оказалась великолепная учительница Раиса Николаевна, тоже из числа русских немцев, тоже переселенка из Казахстана, где имела ряд профессиональных достижений, отмеченных наградами. Раиса Николаевна не знала, что дочка не училась в первом классе и когда через несколько лет я в том призналась, то Раиса Николаевна была крайне удивлена, ведь дочка сразу стала отличницей, обгоняя в учёбе многих одноклассников.
      
      Единственное чего поначалу Раиса Николаевна не понимала - почему ребёнок пишет предложения в столбик? Это и для меня оказалось неожиданностью. Дело в том, что в столбик дочь складывала, отнимала, умножала цифры. Писала она печатными буквами, а письменным я, боясь чего-то упустить, не учила, отложив до школы. И когда ей предстояло "перескочить" из детского сада сразу во второй класс, да не просто класс, а в класс лучшей городской гимназии, и чтоб при этом никто не догадался о пропущенном дочкой первом классе, пришлось в срочном порядке осваивать письменные буквы. До начала школьного года оставалось менее месяца.
      - Слёзка вверх! - горячилась я, когда дочь забывала письменное написание буквы "в".
      - Слёзка вниз! - сердилась я, когда она ошибалась с письменной буквой "д".
      
      В тот месяц мужа было не видно и не слышно, и лишь когда мой гнев выпрыгивал за рамки культурного образовательного процесса, муж молча заглядывал в детскую комнату и укоризненно качал головой, а иногда и кулак показывал. Hо голоса не подавал.
      
      Зато дочь научилась писать письменно и по приходу в гимназию писала предложения в столбик. На освоение диктантов нам элементарно не хватило времени и она двинула знакомым математическим путём, решив, что коль в математике цифры умножаются, складываются вычитаются столбиком, значит и в русском языке предложения составляются так же:
      Мама
      мыла
      раму,
      а
      папа
      мыл
      машину.
      
      Самое смешное, что в первой главе (здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd1.shtml) я рассказываю, как она ловко составляла писульки-прошения и ни о каких столбиках речи нет, я даже фотографии прикладываю. А тут в очень ответственный момент... Что наверняка можно понять. У всех детей начало школьного обучения ознаменуется радостным торжественным событием, а у нас произошла тайная операция незаконного внедрения. Тут уже не до радостей, а все усилия были направлены на сохранение тайны.
      
      
    * * *
      
      Впечатления от учёбы в калининградской гимназии N 1 остались двоякими. Да, превосходное старинное здание, доставшееся городу от немцев - внешний вид учебного заведения играет не последнюю роль.
      
       []
      1. Парадный вход. Добротное красивое здание, доставшееся от немцев
      
      
      История у здания замечательная. Дело в том, что здесь размещалась бывшая немецкая школа - Бургшуле, уходящая корнями аж в 1658 год. Поначалу, если верить информации, почерпнутой здесь (http://www.klgd.ru/city/history/almanac/a8_6.php?print=Y), школа располагалась в другом здании и открывалась она как "реформатская приходская школа" или "латинская школа". Согласно первым сведениям, школа изначально замышлялась как детское общеобразовательное учреждение.
      
      31 августа 1664 года Великий курфюрст Фридрих Вильгельм подписал рескрипт, по которому "Латинская школа" получила официальное название "Бургшуле" (буквальный перевод "Крепостная школа").
      Но в названии присутствует историческая основа, так как школа находилась на территории кёнигсбергского района "Бургфрайхайт" (Крепостная слобода). Школа разместилась в наёмном помещении реформатской общины возле Монетной площади Бургфрайхайта. Строительство здания для школы началось в 1665 году на участке, переданном общине судьёй фон Готцё. На этом земельном наделе находились дом, хлев, сад и скотобойня. Точная дата завершения строительства не установлена.
      В документе, датированном 2 августа 1680 года, отмечено, что школа уже находится в специально построенном для неё здании.
      
      В мае 1813 года реформатская Бургшуле преобразована в высшую школу и получила название "Высшая городская школа".
      Она вышла из-под юрисдикции реформатской церковной общины.
      
      В октябре 1859 года школа реорганизована в городскую реальную гимназию, сохранив своё традиционное название "Бургшуле": "Называемая до этого времени высшая Бургшуле стала реальной школой первого порядка и включена в реестр Королевской провинциальной школьной коллегии".
      
      В апреле 1882 года школа получила название "Реальная гимназия на Бурге".
      
      В апреле 1889 года Бургшуле стала государственной с финансированием из бюджета.
      
      В 1892-1893 годах школа преобразована в "Высшую реальную школу" без преподавания латинского языка.
      
      В 1895 году школа переместилась в здание бывшей Фридрих-коллегии на Лёбенихт. В 1901 году школе возвращено название "Реальная гимназия на Бурге".
      
      В 1927 году Бургшуле переехала в новое здание на Лендорфштрассе в Хуфене. Сейчас в этом здании находится калининградская гимназия N 1 на улице Кропоткина, дом NN 8-10.
      
      
      Учебное время в период латинской школы подчинялось церковным канонам. В инструкции, датированной 1779 годом, указан следующий распорядок дня:
      - учебное время начиналось в 7 часов утра (кроме декабря и января, когда занятия начинались в 8 часов утра)
      - утренняя молитва занимала 15 минут
      - уроки начинались через 10 минут после молитвы с ударом гонга и заканчивались по удару гонга.
      
      В первое половине дня преподавание продолжалось четыре часа.
      Затем следовал второй завтрак (или обед) и далее занятия продолжались до 14-16 часов.
      По данным конца 18-го века классные утренние занятия длились с 7 до 11 часов, послеобеденные с 13 до 16 часов, всего 7 часов.
      
      
      
       []
      2. Внутренний двор
      
      
      Все школьные линейки проходили и проходят во внутреннем дворе. Первая линейка после окончания Великой Отечественной войны и после того, как Кёнигсберг перешёл в аренду на 50 лет СССР, состоялась в 1945 году.
      
      
      
      Копия из архивной папки:
      
      П Р И К А З
      войскам гарнизона г. Кёнигсберг
      17 июля 1945 года
      
      Содержание: Об организации средней школы для детей
      военнослужащих Кёнигсбергского гарнизона
      
      Для обучения детей школьного возраста военнослужащих Кёнигсбергского гарнизона и создания необходимых условий для своевременного начала учебного года
      П Р И К А З Ы В А Ю:
      1. К 1 сентября 1945 гида открыть в г. Кёнигсберг среднюю школу (1-10 классы) для детей военнослужащих в помещении по ул. Лендорфштрассе.
      
      "17 июля 1945 года был издан приказ об организации средней школы (с 1 по 10 классы) для детей военнослужащих Кёнигсбергского гарнизона. С 1 сентября к обучению приступили 13 человек, к концу года их количество возросла до 136. Некоторых учителя приводили учеников прямо с улицы, устраивали им экскурсию по школе, разрешали посидеть на уроках, на занятиях в кружках, показывали спортивный зал. Первым учителям пришлось возвращать искалеченных войной мальчишек к нормальной, мирной жизни (до 1954 года в первой школе учились только мальчики). В 1946 году первые 18 выпускников покинули школу." (найдено здесь: http://kleine-furer.livejournal.com/39006.html).
      
      
       []
      3.
      
      
      Внутренний вид гимназии N 1 соответствовал её внешнему виду, всё было на высоте. А вот программа обучения, конечно, тяжеловата. C утра я отвозила дочь на учёбу, в обед забирала и до позднего вечера раскатывали по кружкам, студиям, секциям плюс занятия в бассейне и в школе юных журналистов.
      
      Домой приползали к ночи.
      
      Дочь, чего-то вяло пожевав и сделав письменные задания, ложилась спать, а я рисовала, лепила пластилиновые фигурки, вышивала платочки, сочиняла стишки, клеила аппликации. Не потому что дочка ничего этого не умела, а потому что у семилетнего ребёнка не оставалось сил, и сейчас по прошествии времени я задаюсь вопросом: а нужно ли вводить в начальной школе программу, непосильную даже родительским мозгам? На дом задавались такие сложные тесты, справиться с которыми не могли даже мы, родители. Ничуть не преувеличиваю. По ночам звонили друг друга, пытались сообща найти ответы и, стыдно сказать, даже нам, взрослым, порой этого... не удавалось! А ведь родители в элитной гимназии подобрались не самые глупые.
      
      
       []
      4. Наши дни. Для кого-то окончание гимназии
      
      
       []
      5. Нашивка на форму
      
      
      Не думаю, что все гимназисты знакомы с замечательной историей своего учебного заведения. Немного исторических сведения я нашла здесь: http://www.klgd.ru/city/history/pregol/pr4_1.php --- и здесь: http://www.klgd.ru/city/history/almanac/a8_6.php
      
      
      
      
    * * *
      
      В гимназии N 1 города Калининграда дочка проучилась второй и третий классы, четвёртый на тот момент в российских школах почему-то отсутствовали (может и сейчас отсутствуют, не знаю), а в пятом классе я увезла её в Швецию. Причину внезапного незапланированного отъезда пояснила здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd1.shtml#2
      
      
      
     []
      6. Выпускной третьего класса. Четвёртые классы в России почему-то отсутствовали
       и получалось, что окончание третьего класса приравнивалось к окончанию начальной школы
      
      

    S w e d e n

      По приезду в Швецию дочка попала в смешанный класс из новоприбывших детей разных стран, большинство которых оказались намного взрослее.
      
      Тот шведский школьный период дался нам достаточно тяжко. Если в России дочка обгоняла по знаниям многих сверстников, то в новой школе её одноклассниками оказались подростки. Непостижимым образом дочь понимала преподавание на шведском языке, о котором ранее не имела ни малейшего представления, и учителя, воспользовавшись её способностью хватать знания на лету, быстренько поручили дочкe заниматься с отстающими учениками. По вечерам к нам домой стали приходить усатые мальчики из южных стран и она, изображая строгую учительницу, пыталась вбить мальчикам-"дядям" материал, абсолютно им не интересный и не нужный.
      
      
    * * *
      
      Через полгода произошло неприятное, а именно: к началу нового учебного года дочка оказалась в списке своих ровесников, то есть из шестого класса попала к своим одногодкам в четвёртый. Естественно, очень расстроилась:
      - Как же так, мама?! Я же отличница! Помогала учителям обучать других детей, a меня перевели в младший класс?
      
      И как я могла её успокоить? Всё было по закону. Hо не по-человечески. Я бы и сама ни за что не согласилась на подобное унижение и полностью поддержала дочку в её желании заниматься со мной во взрослой школе. Правда, перед этим поимела безуспешную беседу с руководством школы:
      - Ну, хотя бы на класс ниже "опустите". Ведь она легко обгоняет не только сверстников, но и старших детей. Или тогда с самого начала нужно было ставить с детьми своего возраста.
      
       Чем всё закончилось? Я стала водить её с собой во взрослую школу, но этого делать не разрешили, а из-за отсутствия ПМЖ в настоящую шведскую школу, куда ходят граждане страны, устроиться не получалось.
      
      К нашей проблеме подключились абсолютно незнакомые люди. Народ уже был наслышан о русской девочке-вундеркинде и нам пытались помочь шведы, курды, армяне, грузины, украинцы. Совместными интернациональными усилиями удалось сдвинуть кирпич в несокрушимой стене шведской бюрократии и таки добились зачисления в настоящую шведскую школу, но когда пришли для ознакомления, то мгновенно потеряли всякий интерес. Период обучения дочери в калининградской гимназии у меня ассоциируется с утренними солнечными лучами, под которыми нарядная дочурка в бантах, бантиках, заколочках, рюшечках бегала по квартире звонкоголосым колокольчикам, пока я искала ключи от машины. После величественной калининградской гимназии с её длинными светлыми коридорами, высокими окнами, украшенными любовно подобранными композициями комнатных цветов, с её широкими каменными лестницами, шведская школа поначалу нас даже напугала. Мрачноватое деревянное здание прошлых веков с деревянными вытоптанными полами, тёмными коридорами и классными комнатами, расположенными не параллельно окнам, а перпендикулярно, отчего классы выглядели неуютно и серо. Мы тут же потеряли всякий интерес к интеграции в шведский учебный процесс и дочке до получения ПМЖ пришлось учиться со своими сверстниками в школе для вновь прибывших иностранцев.
      
      Нужно ли пояснять, что коль она обгоняла в учёбе мальчиков-"дядей", то программу для сверстников щёлкала как семечки?
      
      
       []
      7. Фойе школы для детей-иностранцев, где дочка помогала учителям обучать своих одноклассников-"дядей"
      
      
       []
      8. Школьные коридоры. Мрачноватые стены из кирпича не означают пренебрежения шведов к иностранцам,
      нет, во многих школах Швеции стены местами не штукатурят, оставляя детям возможность видеть основу школьного здания
      
      
       []
      9. Такими будут коридоры в настоящей шведской школе, о которой рассказываю в "Швеция. Выпускной класс школы первой ступени"
      здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd3.shtml
      
      
       []
      10. Но настоящая шведская школа предстанет позднее, а пока тот самый "взрослый" класс, где дочка помогала учителям подтягивать одноклассников в учёбе. Это их выпускной вечер. Дочка - вторая справа. За столом сидят другие малолетние детки, но они пришли со старшими братьями и сёстрами. То есть, наша десятилетняя первый год училась с четырнадцати-пятнадцатилетними подростками
      
      
       []
      11. Несмотря на то, что помогала в учёбе 14-15-летним ученикам, всё равно дочь оставалась ребёнком
      
      
      
    * * *
      
      Из того периода запомнилось два неприятных эпизода.
      
      Приходит домой в слезах:
      - Всё! Больше в эту дурацкую школу не пойду!!!
      
      Еле удалось успокоить и расспросить.
      В их классе было всего четыре девочки и вот учительница-турчанка на перемене подозвала к себе девочек из Ирака, из Боснии и из Курдистана и подарила им сувенирчики. Четвёртой была наша русская. На тот момент она вообще была единственной русской среди нескольких сотен африканцев, арабов, югославов, монголов и детей других национальностей. Болгарские дети, чьи родители застали русский язык обязательным предметом школьного образования Болгарии, дочкой воспринимались чуть ли не родственникaми.
      
      И таким образом турчанка унизила мою девочку.
      
      - Мама! Мне не нужен подарок! Но ты не представляешь, как мне было стыдно! Это же на виду всего класса произошло!
      
       Я не националистка, уважаю все нации, религии, обряды, традиции. С турками ранее близко не сталкивалась, я никогда не была в Турции, с меня хватило турок, встреченных за одиннадцать лет жизни в Германии, а турки, с которыми свела учёба в шведской школе для взрослых иностранцев, оставили о себе самое наилучшее впечатление. Кроме них и русскоязычных, столь быстро разбирающихся в новой программе на чужом языке, других учеников в нашем классе я не встретила. Но учительница-турчанка, обидевшая дочь, запомнилась неприятным моментом.
      
      
     []
      12. Те самые три остальных ученицы из Ирака, из Боснии и из Курдистана, о которых рассказала выше в эпизоде с учительницей-турчанкой.
      
      
    * * *
      
      Второй эпизод связан с монголами.
      
      Сейчас не вижу, но в тот период монголы поступали в Швецию потоком, очевидно по хорошо налаженному коридору нелегальной доставки желающих поменять монгольские степи на шведское королевство. И одна семья жила в нашем подъезде выше этажом. Сколько их там проживало - сказать трудно, но когда они спускались или поднимались по лестнице, то создавалось впечатление о перемещении конницы Чингиз-хана. Утром или днём воспринималось терпимо, но "конница" скакала туда-сюда по ночам, а дочкина кровать стояла как раз у стены, выходившей на лестницу.
      
       Cделала им культурное замечание, мол, ваш ночной топот будит моего ребёнка. Нельзя ли поаккуратнее? О ханской коннице, естественно, не упоминала. Однако монгольские товарищи мой просьбу проигнорировали.
      
       А бегали они по ночам опустошать контейнера "Мирорны". Что это такое? В Швеции существует магазинная сеть, куда граждане сдают бесплатно им надоевшее. Но чтоб гражданам не сбивать каблуки в поисках этих магазинов, в определённых местах расположены компактные ящики-контейнера, в щель которых любой желающий может опустить ему ненужное, начиная от норковых шуб и кончая хрустальными люстрами.
      Вот монгольская семья и обогaщалась по ночам, вскрывая эти самые ящики. Причём, таская на себе тюки, обязательно задевали дочкин велосипед на лестничной площадке. Мало того, что этот грохот сразу будил дочку, так и я выскакивала на лестницу, думая, что крадут детский велосипед. Как уже один украли. И, выскочив, непременно нос в нос сталкивалась с монгольским семейством, обвешанным кулями.
      
      Разбудили раз-второй-третий, естественно я возмутилась. Ну сколько же можно?! И совсем скоро прибегает взволнованная дочка из школы:
      - Мама! Тебя вызывает директор!
      
      Оказалось, что монголы, очевидно перепугавшись моего боевого настроения, решили, что я заявлю в полицию об их ночном промысле. Может я сгоряча и упомянула полицию, но на самом деле никуда жаловаться не собиралась - я ещё не настолько освоила шведский язык и их законы, чтоб ходить по полициям. Но монголы же об этом не знали. Bот и решили сработать на опережение, заявив школьному директору, что мамаша русской ученицы пообещала с ними расправится. Мол, из-за татаро-монгольского ига все русские ненавидят монголов.
      
      До этого случая я даже подумать не могла, что монгольские товарищи настолько коварны и лживы. Как говорится: век живи век учись.
      
      А потом мы получили ПМЖ и дочка пошла в настоящую шведскую школу...
      
      28.02.2007 года
         
      

    Продолжение в "Швеция. Выпускной класс школы первой ступени"
      здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd3.shtml
      
      
      

      
      
      
      
      
  • © Copyright Смолина Алла
  • Обновлено: 01/09/2017. 27k. Статистика.
  • Рассказ: Швеция

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка