|
Под названием "Немного о любви" oпубликовано в газете русской диаспоры в Швеции за 07.03.2010 |
Для лубенчан (Лубны Полтавской): - "Исповедь оккупантки" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/ispowedxokkupantki-1.shtml#9 - "Лубны Полтавской. Украинский привет через 20 лет..." здесь: http://world.lib.ru/s/smolina/32b.shtml - "Васыль, или нежданная встреча на афганской войне" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/uu.shtml - "Как из-зa болтливой цыганки можно попасть на войну беспартийной" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/z.shtml - "Восьмёрочка", или осанна афганским "корочкам" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/is-2.shtml - "Девяточка". Бандитские 90-е, или как мы жили" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/is-3.shtml - "Oб украiнских добрiх жiночках, наглых лiтовских ворах и - немного лiчного" здесь: http://world.lib.ru/s/smolina/obukrainskihdobrihzhinochkahnaglyhlitowskihworahi-nemnogolichnogo.shtml - "Шведская медицина" здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/sw04a.shtml#1 - "О вещих снах и прочем необъяснимом здесь: http://world.lib.ru/s/smolina/31b.shtml#3 и здесь: http://world.lib.ru/s/smolina/31b.shtml#2 Алла Ник. Смолина
Oб украiнских добрiх жiночках, наглых лiтовских ворах и - немного лiчного Это произошло в гранатно-автоматные, лихие 1990-е, так сказать, небольшой эпизод жизни жены советского офицера. Лихие бандитские годы скучать не давали. По стране дымились пепелища, ухали гранатные (и не только) взрывы, строчили автоматные очереди, раздавались робкие одиночные выстрелы. Причём оружие применялось по любому поводу. B моём Калининграде водители, не поделивши полосу движения, на светофорном перекрёстке вываливались из машин и ... Hе дай Бог оказаться в тот момент рядом, всё шевелящееся и издающее звуки разносилось в клочья. Один из страшных эпизодов тех лет показан в фильме "Криминальная Россия", рассказывающем как в сентябре 2000 года совершили нападение на военный аэродром в посёлке Чкаловск Калининградской области. У убитого часового похитили оружие. Вскоре по всей области прокатилась волна нападений и убийств: https://www.youtube.com/watch?v=lAMz8SwnJXQ&feature=youtu.be (Кстати, в общем надзоре за расследованием этого преступления принимал участие и мой муж.) А я в тот бандитский период как раз находилась в декретном отпуске по случаю рождения очаровательной доченьки и, чтоб скрасить монотонные будни, состоящие из круговерти пелёнок, распашонок, ползунков, чепчиков, бутылочек с детским питанием, частенько из Калининграда выезжала в сторону Украины, вроде как навестить маму. Муж отбывал с проверками советских воинских частей, дислоцирующихся на побережье Балтийского моря в Германии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Ленинграде, Кронштадте, да, группировка Балтийского флотa в те годы оправдывалa своё название "ГРУППИРОВКА", а мы с дочуркой ехали в Лубны, небольшой зелёный городок на Полтавщине меж Киевом и Харьковом, куда папу перевели после восьми лет службы в Германии и где прошла моя не совсем спокойная юность. * * * Поехали и той зимой. Погостевали в маминых пенатах, навестила старых подруг, послушала местечковые сплетни, поделилась своими. После чего засобирались в обратный путь. Только требовалось доукомплектовать заранее составленный список всяких украинских сувениров, ну, там сало, горилка, колбасa кровяная, сервелат, свиная вырезка, детское питание, туалетное мыло, электромиксер, детские сапожки, женские и детские колготки, мужские х/б носки и сатиновые трусы семейного фасона, постельное бельё, детский зимний комбинезончик, капроновые банты и всё такое прочее, необходимое каждой советской семье и чего в моём Калининграде из-за ушлых польских панов, скупающих товар оптом на торговых базах, днём с огнём было не сыскать. Правда, и Украина не жировала, их магазины тоже стояли пустыми, зато благодаря старым связям удалось наладить новые с многочисленными полулегальными-полукриминальными "поставщиками на дому", для которых иметь покупателя при деньгах, не умеющего торговаться и скупающего всё подряд в нищие 1990-е, считалось удачей. "Поставщики" никогда не подводили. Оставалось всего несколько пунктов. А кто в предотъездном угаре думает о собственном здоровье? Вот и я, после очередного телефонного звонка в спешке натянула на кружевное бельё ажурные колготки, заменила домашний халат на шифоновое платье, впорхнула в дублёнку и выскочила на улицу. А на улице, как уже сказала, стояла зима и не просто зима, а самые настоящие морозы. Ну да, тогда зимы ещё были ядрёными, с вафельным хрустом снега под ногами и с торчащими из печных труб столбцами промёрзшего дыма. 1. Помните вафельный под ногами хруст снега и стоячие дымовые столбики? Фото из интернета 2. Центральный парк в Лубнах. Фото из интернета Однако я мороза не замечала, время поджимало и по "торговым точкам" бегала, оставляя за собой шлейф парового облака. Зато всё запланированное скупила и на вокзал прибыли вовремя. * * * Поезд Гребiнка-Калининград, сплошные баулы, сумки, мешки, рюкзаки, котомки, коробки, фибровые чемоданы, корзины, вёдра. Картина маслом "Эвакуация местного населения от фашистских захватчиков". Хотя, конечно, никакой эвакуации не происходило, это милосердные жiночки из щедрой Украiны везли дополнительный прикорм голодным калининградским родственникам. Погрузились, перекрестились, поехали. Ещё не покинули городского пригорода, ещё за окном мелькали засыпанные снегом лубенские улочки с уютными домишками посреди зимних подворий, огороженных аккуратными заборами, а на вагонных столиках уже зацокали разнокалиберные стеклянные банки, а сквозь открытые купейные двери в коридор поплыли вкусные запахи, сопровождающиеся любезным воркованиeм: "А вот моё попробуйте!" - "А вы моё отведайте!". Умеют золоторукiе украiнки готовить. Как само собой разумеющееся, по вагону потёк и запашок горiлки. Я тоже покормила дочку, попоила, на горшок посадила, спать уложила, перекусила сама и приткнулась под тёплый детский бочок, тоскливо вспоминая слезливое прощание с мамой, заканчивающееся её ритуальным: "Может, я вас в последний раз вииижу..." Лечь-то я легла и даже удалось поспать, а вот встать уже не смогла. Пробежка по "поставщикам товара" в шифоновом платье, в кружевном белье и в ажурных колготках дала о себе знать. Меня скрутило. Да так, что поперёк пояса торчал раскалённый "кол" и адская боль ломала тело при малейшем движении... С моей дочкой возились попутчицы, сменяя друг друга. Добрые жiночки кормили малышку, поили, переодевали, выносили горшок, а я, временами приходя в себя, при малейшем рывке вагона громко стонала и опять возвращалась в забытьё после болеутоляющих таблеток, ссыпанных на одеяло жалостливыми соседками. Так и промучилась почти двое суток. * * * Прибыли в Калининград. Совместными усилиями нас с дочкой вытянули на перрон, в чудесном состоянии доставшийся от немцев в далёком 1945 году. Вот ведь странно: под мощными артиллерийскими обстрелами и целевыми бомбёжками весь центр Калининграда, включая знаменитый Королевский Замок, оказался стёртым с лица земли. Только с советской стороны на этом клочке в апреле 1945 года воевало 137.000 советских солдат, 5.200 орудий и миномётов, 538 танков и самоходных артиллерийских установок (САУ), 2174 самолётов. Это только советское присутствие. А союзники? А ожесточённая немецкая оборона? Что могло остаться от города? А ничего и не осталось, говорю ж, городской центр, включая Королевский Замок, разнесли так, что легче построить новое, нежели восстанавливать старое. Кому интересно, то в тексте "Старые фото Кёнигсберга и Калининграда (часть 2). Ленинский проспект" у меня подсобрано много довоенных и послевоенных фотографий именно этой части города: http://world.lib.ru/s/smolina/3ab.shtml Железнодорожный вокзал, расположенный недалеко от Королевского Замка, пострадал тоже, как бы аккуратно с ним не обращались. Немцы берегли в надежде использовать рельсы при отступлении в свою фатерлянд, а бойцы советской армии рассчитывали по тем же рельсам вкатить в сердце гитлеровской цитадели - Берлин. Всего-то паровозной езды шесть часов. Но, в отличие от остальных строений этой части города, снесённых под корень, вокзальные немецкие (читай: качественные) "оболочка" и "начинка" сохранились. 3. Железнодорожный вокзал "Южный" в Калининграде Tаким удачным поворотом судьбы калининградцы получили немецкий вокзал с привокзальной площадью, называемой при немцах "Рейхсплатц" и лежащей на шесть метров ниже перрона. Вы поняли коварную суть? Поясняю. Чтоб с железнодорожного перрона попасть в здание вокзала, необходимо спуститься на шесть метров и пройти длинный туннель, но спуститься не как мы сейчас катаемся в лифтах европейских вокзалов, а - пешим ходом по уходящей вниз каменной лестнице: 4. Ну что, видите, я не обманываю Многие из вас, дорогие читатели, пробовали перемещаться по лестнице с согнутой под прямым углом спиной? Подниматься, я ещё понимаю, в крайнем случае можно вскарабкаться на четвереньках. А как спускаться? Опять при помощи рук, но уже задом-наперёд? А если у тебя чемоданы и ребёнок в коляске? К тому же вознесённый немцами на шесть метров перрон (вот, спрашивается, с какого перепуга возносили?) не означает шестиметровой длины лестницы. При самом грубом геометрическом подсчёте длина гипотенузы (лестницa) при шестиметровой длине катета (глубина) выходит метров под двадцать. Как в скрюченном состоянии преодолеть эти двадцать метров каменных ступеней? Но, даже преодолев, радоваться рано - впереди длинный туннель: 5. Зал ожидания видите? А он есть. Именно оттуда бьёт яркий свет в конце этого (почти мраморного) туннеля Не знаю, как бы я самостоятельно преодолела непреодолимые препятствия, если бы не добрые украiнские жiночки. Обвешанные собственной поклажей, всеобщими усилиями они стащили по лестнице нас с дочкой, наш багаж, включая детскую коляску, дотянули до зала ожидания, бережно приткнули в угол и радостные убежали на встречу со своими калининградскими родственниками. Правда, одна самая жалостливая вызвалась позвонить моему мужу. В этом месте у любопытного читателя может возникнуть резонный вопрос, мол, почему муж нас не встречал? И я отвечу. Поезд "Гребiнка-Калининград" пересекает Беларусь и Литву, на границах которых на полном серьёзе идёт проверка документов сначала российскими пограничниками, затем - белорусскими, после них появляются литовские, и порой из-за неправильно оформленного документа одного пассажира задерживался весь состав. Да и при въезде в Калининградскую область про проверке опять российскими пограничниками может случиться всякое. Это же не скоростная магистраль, где поезда летают друг за другом. Нет, Калининградская область находится в тупике, с западной стороны её облизывают волны Балтийского моря, так что многочасовая задержка состава особого сбоя в железнодорожном движении не вызывала. Зато вызывала сбой в службе мужа, находящегося на довольно высокой должности. Потому я всегда добиралась на такси. Но, как понимаете, такси не для того раза, и я очень обрадовалась предложенной помощи со звонком мужу. Она, эта добрая украiнская жiночка, и позвонила c телефон-автомата: - Срочно езжайте на Южный вокзал! Вашу жену прострелило. Можете вызвать "Скорую", чтоб положить на носилки. "Прострелило" - на украинском языке означает типа "радикулит скрутил". Но мой муж украинского языка не знает, зато прекрасно знает меня и для него, кадрового офицера, участника боевых действий, слово "прострелило" имеет единственное значение: применение огнестрельного оружия. За что? Даже не стал интересоваться, итак понимал: за удивительную мою способность оказаться в эпицентре конфликта, любого, даже вооружённого. * * * Теперь небольшое отступление во времени. Если посмотреть на карту, то можно видеть, что Калининградская область с запада омывается водами Балтийского моря, а с трёх других сторон окружена чужестранными территориями. На севере - Литва, на востоке - Беларусь, на юге - Польша. Крошечный российский островок в центре Европы, куда из "материковой" России можно попасть лишь после пересечения нескольких границ, где, как написала выше, идёт полная проверка загранпаспортов. Не дай Бог просрочена фотография, не говоря о более серьёзных нарушениях. Высаживали без дискуссий. 6. На западе - Балтийское море, на севере - Литва, на востоке - Беларусь, на юге - Польша Но хоть из России, хоть из Украины, хоть туда, хоть обратно - Литвы не миновать. А график пересечения литовской территории украинским составом выпадал на ночь. Доброжелательных белорусских пограничников меняли сурово-строгие литовцы. Прибалтика только-только отделилась от СССР, и особо ушлые граждане с постсоветского пространства, особенно из Азии и c Кавказа, покупая билет якобы до Калининграда, выпрыгивали в Литве и законно подпадали под статус "беженцев". Вот литовские пограничники и лютовали в наших вагонах, ища потенциальных перебежчиков. После их посещения не попавшиеся на нарушениях паспортного контроля пассажиры спокойно "улягались" по своим спальным местам, имея в распоряжении сна аж до самой границы с Калининградской областью. Если в пересчёте на часы - совсем ничего. Пассажиры засыпали, а в поезд (поезда по своей территории водили литовские машинисты), тормозящий в определённом месте (это я позднее вычислила), заскакивали воры. Не думаю, что группировок было несколько, наверняка действовали одни и те же. Позднее, разобравшись с их преступной схемой, я специально ловила момент торможения состава перед границей с Калининградской областью. Момент, нужно сказать, весьма впечатляющий, как будто возвращение в прошлое: начинающее сереть чужое предрассветное небо, выпрыгивающие на ходу молодые рослые мужчины, растворяясь в тяжёлых клубах предрассветного тумана, скорым слаженным шагом удалялись в сторону ближайшего леска. Точь-точь, как когда-то партизанившие в этих краях не сумевшие примириться с коммунистическим режимом их деды - "лесные братья". Но в бандитскую схему вникну позднее, а сначала, как и большинство пассажиров, ни о чём не догадывалась. Помогла случайность, а если точнее, то - неудобная боковая полка. Тем летом мы с дочкой возвращались из Украины и место оказалось боковым нижним. В принципе не важно - боковое в плацкарте или полка купейная, всё равно узкое лежбище на двоих не очень удобно. Но тогда боковая полка в плацкарте сыграла определённую роль. Тогда вагон храпел, сопел, пукал, а я крутилась, мучилась, стараясь не разбудить чутко спавшую дочку и удержаться от падения на пол. И вдруг перед моими глазами замелькали накачанные мужские голые ноги. Вернее, ноги были в шортах, но на уровне моего лица мелькали только волосатые голени. "Стоп! - думаю себе. - Откуда взялось столько мужчин, если перед посадкой на перроне сновали в основном пожилые женщины в длинных цветастых платьях?". Выгнув шею вслед очередным "ногам", увидела, что их хозяин осторожно тянет ремешок сумочки, свисающей из-под подушки спящей пассажирки. - Ты чо делаешь? (чуть "козёл" не добавила, а, может, и добавила) - зашипела я, стараясь никого не разбудить. "Ноги", не повернув головы, оставили чужую сумкy и, как ни в чём не бывало, проследовали в направлении тамбура. Я, конечно, слышала о подобном, но даже представить не могла, что стану очевидцем. Пришлось вскакивать, будить ближайших пассажирок, вводить в суть произошедшего, просить присмотреть за спящей дочкой, а самой отправляться к проводнице. - Вы разве не видите, что у вас в вагоне орудует банда воров? - спросила гневно, в душе надеясь, что это окажется неправдой. Надеялась зря. Проводница сонно отмахнулась: - А они не только у меня в вагоне, они во всём поезде. - Тогда почему позволяете? - А шо я могу зробiть? Напарница воспротивилась - её кислотой облили. - Так хотя бы пассажиров предупреждали! - А пассажиры сами должны следить за своими вещами. Приблизительно такой диалог состоялся меж мной и проводницей, и позднее во всех поездках я предупреждала пассажиров своего вагона, a если у кого-то в соседних вагонах ехали знакомые, то предупреждённые мной бежали предупреждать своих знакомых, и мы полночи проводили сидя, вцепившись в баулы, а я ещё и в спящую дочку, ехидно показывая языки в спины снующих туда-сюда нахальных литовских воров. Справедливости ради, иногда среди проводников встречались сознательные. Такие, проходя по вагону, как бы между прочим негромко произносили: - Граждане пассажиры, будьте внимательны и следите за своими вещами. Скоро въезжаем на литовскую территорию, где, возможно, появятся вагонные воры. тех, чьи внуки позднее лишат меня сна при пересечении литовской территории 7. "Зелёные братья", воюющие с коммунистами и Советами. Деды тех, чьи внуки позднее лишат меня сна при пересечении литовской территории 8. "Зелёные братья", воюющие с коммунистами и Советами. Деды * * * Муж всё это прекрасно знал, после каждой поездки я делилась с ним пережитыми впечатлениями, и о чём он мог подумать при сообщении от незнакомой женщины про прострелянную жену? Да, так и понял: за регулярный саботаж воровской деятельности литовцы попытались меня угомонить. Или уже угомонили. С оборвавшимся от страха сердцем (по его словам) муж рванул в сторону Южного вокзала, того самого, о котором немного рассказала выше. Правда, муж не стал вызывать "Скорую", а поехал на "пэкээлке", ПКЛ - аббревиатура передвижной криминалистической лаборатории. Муж имел служебный "уазик" с личным водителем, но к вопросу подошёл со свойственным ему рационализмом - в ПКЛ можно занести прострелянную жену, ребёнка в коляске, весь прилагающийся багаж. И ещё там имеются инвентарные носилки, если вдруг таковые понадобятся. Забегают они с матросом-водителем в здание вокзала: водитель - с любопытной мордашкой, муж - с лицом белее мела, правда, без инвентарных носилок. После стонов с моей стороны, а со стороны мужа неудачных попыток обнять меня скрюченную, приступили к перемещению на привокзальную площадь, где при виде ПКЛ у меня перед глазами круги поплыли. Это такой высоконький грузовой фургон-будка, куда требовалось забираться по металлической, вертикально висящей, лесенке. Ёлки-палки, давай я на мужа ругаться: - Cякой-разэтакий, я чуть в дороге не умерла, а ты даже не можешь по-человечески встретить! Теперь, - ехидничаю, - звони в стройбат! Пусть подъёмный кран присылают, чтоб меня на нужную высоту поднять. Муж расстроился окончательно. С виноватым лицом, хотя его вина напрочь отсутствовала, с помощью водителя втянули нас с дочкой в фургон "пэкээлки". Там даже топчанчик имелся, но я могла только стоять, да и то под прямым углом... * * * В этом месте любопытный читатель поинтересуется, мол, как же так, почему муж не сидел рядом, что за бессердечие? И тут требуется пояснение, а именно: в кабине военного транспорта на случай проверки со стороны военной автоинспекции (да-да, наряду с ГАИ существовала ВАИ) положено находиться старшему, их обычно называют "старшой". В Калининграде, перенасыщенном войсковыми частями, дорожный контроль за военным транспортом достаточно строгий, по-крайней мере, был в те годы, о которых рассказываю. Так что муж, соблюдая инструкцию, восседал в кабине, а нас с дочкой заперли в фургонe, где, как уже сказала, имелся даже топчанчик, на какой я лечь не могла. Попробуйте согнуться буквой "Г" и приткнуться на узкий лежак, передвижные криминальные лаборатории не предусматривают двухспальных кроватей. Пришлось пристраиваться стоя возле детской коляски. А какие дороги в Калининграде? Сейчас картина абсолютно иная, что ввело в приятное изумление и подвигло меня на достаточно объёмный фотоочерк "Калининград, ты мой Кёнигсберг. Или: Кёнигсберг, ты мой Калининград?" (http://world.lib.ru/s/smolina/k1.shtml). Но в советские годы большинство калининградских дорог состояло из изношенной, доставшейся от немцев, брусчатки, да советских колдобин. Внутри легковой машины толчки не так ощутимы, а в высоком грузовом фургоне с плохими рессорами - пытка конкретная, как бы осторожно водитель не ехал, и, чтоб заглушить невыносимую боль мотавшегося туда-сюда тела, я начала голосить: - Ой-ё-ёй, Боженька, миленький!!! Да за что ж мне такое наказание?!! Дочка, обычно требующая постоянного внимания, при первых моих криках вообще притихла, а потом от страха описалась, хотя уже давно приучена к горшку. Но я не замечала, я сражалась со своей болью, казалось, чем сильнее кричу, тем легче переносить, да и сквозь машинное тарахтение меня лучше слышно. Потому заголосила ещё громче: - Боженька, вот послушай: мужу не изменяю, стариков уважаю, животных не мучаю! - так в тяжёлые минуты я всегда стараюсь напомнить Богу свои добродетели. Кто знает, может, Он не заметил за делами насущными, нас - миллионы, а Бог - один. И сколько ехали, столько я кричала, начиная вновь и вновь перечислять свои добрые поступки, вспоминая дополнительные и пытаясь выяснить - за что так жестоко наказана? Если за старые грехи, так за них на Страшнoм Суде должны спрашивать. A новых - не нaгрешила, некогда, нахожусь в послеродовом отпуске по уходу за ребёнком. Дочка ни разу не пискнула. * * * Подъехали к дому, cтою, не шевелюсь, жду, когда потянут к выходу. Но чувствую - в спине чего-то изменилось. Вроде, не болит, а как поверить, если пять минут назад слезами от боли брызгала? Покряхтывая (на всякий случай), позволила мужу и водителю вынуть себя наружу, покряхтывая, разрешила дотянуть себя до квартиры. Там разогнулась, прошлась по коридору ... cпина прямая, поясница здоровая! Муж аж в лице изменился, покраснел вместе с лысиной, решив, что я разыграла спектакль. Я - ничего не понимаю. Mуж - злой из-за попусту потерянных нервных клеток при полученном телефонном звонке о моём "огнестрельном ранении", вернее, он так понял. А нервные клетки, как известно, не восстанавливаются. В ответ, пресекая скандал, я ехидно советую учить украинский язык для приёма телефонных сообщений. Дочка, уползшая в свою комнату, кричит, что хочет какать и кушать. Одним словом, разругались немного... * * * Hо верно говорят, что не бывает худа без добра. Когда б я увидела искренний испуг на лице близкого человека, его дрожащие руки, нависшие слёзы в уголках глаз? Слышать миллион раз "люблю" - это одно, а видеть неподдельную заботу - совсем другое. Ведь даже о ПКЛ-будке с инвентарными носилками пoдумал. И ещё в тот раз я поняла окончательно... И раньше, конечно, слышала и читала, но особо не вникала, ведь нас десятилетиями перекраивали в атеистов. Имею ввиду связь с Богом (Создателем, Отцом, Вселенной, Высшим Разумом, Космосом). Так искренне, как в будке передвижной криминалистической лаборатории, я никогда с Богом не общалась. Крик рвался из глотки терзаемого адской болью тела. И меня услышали! Ведь недаром говорят: чем искреннее молитва, тем быстрее она дойдёт до нужных ушей. И хотя врачи могут возразить с медицинской точки зрения, мол, позвонки встали на место во время сильной дорожной тряски, мне всё равно милее мой вариант. Боженьки меня услышал, пожалел, поддержал... * * * Может, кому интересны найденные в интернете фотографии калининградского Южного вокзала: 9. Вокзал Кёнигсберга при немцах 10. Вокзал Кёнигсберга при немцах 11. Тот же вокзал Калининграда в наше время, только название ему сейчас "Южный" 12. Фонтанчик внутри зала ожидания 13. Перрон вокзала на несколько метров выше уровня привокзальной площади 14. Время прихода и отправления поездов дальнего следования - московское. И оттого, видя две таблички одновременно "Время московское" и "Время местное", пассажиры частенько путаются 15. Вот такие весёленькие вагончики приходят на Южный вокзал Калининграда 16. Калининград, 1998 год. Поезд-экспресс Калининград-Кёльн через Гданьск, Щецин, Гамбург, Дортмунд, Дюссельдорф В Калининграде, помимо Южного вокзала, есть Северный с пригородными электричками, включая курортно-морское направление. О Северном вокзале рассказываю в тексте "Старые фото Кёнигсберга и Калининграда. Площадь Победы и Северный вокзал", поставленном здесь: http://samlib.ru/editors/s/smolina_a_n/0009b2.shtml 28.01.2010 ______________________________________________________________________________ Я рассказала, как в 1990-х годах литовские товарищи весьма проворно перестроились под сложившиеся обстоятельства и принялись грабить пассажирские поезда. Но ни перестройка, ни развал СССР тому не причина, литовцы спокойным нравом никогда не отличались (личное мнение, основанное на жизненных наблюдениях). Вот так, например, вспоминают первые переселенцы, направляющиеся осваивать Калининградскую область, доставшуюся СССР в ходе кровавых тяжёлых боёв: - Поезда первых переселенцев в новую область надёжно охранялись. Впереди - пулемёт, сзади - пулемёт, когда проезжали Литву, - вспоминает Иван Федосеевич Бабенко. - Такая охрана на случай происходивших обстрелов эшелонов считалась необходимой. Принимались и другие меры предосторожности: поезда шли в основном днём, старший эшелона, а часто им был военный, предупреждал, чтобы закрывали окна и двери, не отпирали их, пока не поступит разрешение. А вот что рассказала Екатерина Сергеевна Моргунова: - В Литве долго стояли. Там в каком-то туннеле дорогу разобрали, вот мы и ждали. Дня четыре. Как к Литве стали подъезжать, нам велели в девять часов вечера двери закрывать, никуда из вагонов не выходить, если кто будет стучать - не открывать. Мужчинам нашим посоветовали, у кого что тяжелое под рукой было, топор там или еще что, рядом держать. Но ничего не объясняли, кого надо бояться. И так все время, пока стояли возле туннеля. Другие миновали эти места спокойно... Отсюда: https://rugrad.eu/columns/Konigsberg_archive/8092/
© Copyright Смолина Алла Обновлено: 21/06/2023. 34k. Статистика. Рассказ:
Связаться с программистом сайта
Это наша кнопка
"Заграница" Путевые заметки