Смолина Алла: другие произведения.

8. Швеция. Bиват, гимназисты!

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Смолина Алла
  • Обновлено: 01/09/2017. 33k. Статистика.
  • Рассказ: Швеция
  • Иллюстрации: 28 штук.
  • Скачать FB2
  • Аннотация:
    Опубликовано в газете русской диаспоры в Швеции за 13.06.2010. (Из цикла "Красна девица. Pодительский дневник")

  •   
      
      

    Алла Н. Смолина

      Циклом "Красна девица" я попыталась зафиксировать несколько переломных моментов дочкиной жизни, в основном на чужбине. Наподобие материнского дневника, рассказывающего о взрослении ребёнка в незнакомой среде. Писала исключительно для семейного чтения, может со временем заинтересует, хотя поначалу дочь очень ругалась и даже пыталась сообщить о недопустимости вмешательства в чужую личную жизнь. И смех и грех. Сейчас дочка выросла, стала мамой нескольких прелестных деток и женой русскоязычного мальчика. Последний пункт был для меня принципиально важным, чтоб "наш" и православный.
      
      
      
    Предыдущие главы:
      
        1. Мой первый рассказ о дочке, так сказать первая проба пера "Швеция. O пасхальном зайчике, русской девочке и голливудском актёре Де Ниро" находится здесь:
      http://samlib.ru/a/alla_s/kd1.shtml
      В этой главе рассказываю о том, как из-за постоянных переездов дочке пришлось учить несколько языков. По-русски она начала читать между двумя и тремя годиками. Потом был немецкий язык. Шведский. Английский. Испанский. Французский.
      
      
      2. Вторая глава "Россия-Швеция. Начало школьной жизни" находится здесь:
      http://samlib.ru/a/alla_s/kd2.shtml
      В этой главе рассказываю о первой дочкиной гимназии в Калининграде, куда она пошла сразу во второй класс, и о школе в Швеции, где учились дети иностранцев.
      
      
      3. Третья глава "Швеция. Выпускной класс школы первой ступени" находится здесь:
      http://samlib.ru/a/alla_s/kd3.shtml
       В этой главе рассказываю oб учёбе дочки в первой настоящей шведской школе младшей (первой) ступени.
      
      
      4. Четвёртая глава "Швеция. O школьном директоре, русской девочке и материнских слезах" находится здесь:
      http://samlib.ru/a/alla_s/kd4.shtml
      В этой главе рассказываю об учёбе дочки в шведской школе средней (второй) ступени, но более о том, как директор одной из лучших школ города самолично приходил к нам домой, чтоб принести извинение за неправильно составленные списки. Об этом случае когда-то писала "Комсомольская правда".
      
      
      5. Пятая глава "Швеция. Поездка двух малолетних врушек на взрослый рок-фестиваль" находится здесь:
      http://samlib.ru/a/alla_s/kd5.shtml
      В этой главе рассказываю о том, как две 14-летние врушки, одна из которых наша дочь, хитростью заставили папу-шведа взять отпуск и свозить их на музыкальный фестиваль, проходивший на другом краю Швеции.
      
      
      6. Шестая глава "Швeция-Франция. Как двум врушкам-подружкам удалось слетать в Париж (Paris-1)" находится здесь:
      http://samlib.ru/a/alla_s/kd6.shtml
      В этой главе рассказываю о том, как всё тем же повзрослевшим на год врушкам удалось на пару слетать в Париж. Уж очень им хотелось проверить: а все ли знаки-символы, описанные Дэном Брауном в знаменитом романе "Код да Винчи", находятся на месте.
      
      
      7. Седьмая глава "Швеция-Франция. День рождения в Париже или французские приключения (Paris-2)" находится здесь:
      http://samlib.ru/a/alla_s/kd7.shtml
      В этой главе рассказываю о том, как дочери удалось вытянуть в Париж на празднование своего 17-летия в полном составе шведскую семью её мальчика-друга. Причём не просто семью, а людей с весьма высоким положением. Где так же не обошлось без приключения - их младший сын заблудился и первые полдня, вместо приятного проведения времени и наслаждения парижскими красотами, пришлось потратить на поиски любимого сыночка.
      
      
      

    Bиват, гимназисты!

      

    Вместо предисловия

       Странно прочерчен жизненный маршрут дочери. На свет появилась в родном городе немецкого философа Эммануила Канта, бывшая столица Восточной Пруссии - Кёнигсберг, а ныне - российский Калининград.
      Ясли посещала в Германии, город Потсдам недалеко от Берлина. Ясли частные на десять малышей, которых в хорошую погоду усаживали в деревянную тележку на дутых колёсиках и вывозили в расположенный рядом знаменитый парк дворца-музея Сан-Суси.
      
      
     []
      1. Прогулка ясельной группы, Германия, Потсдам
      
      
       После немецких яслей - там же в Потсдаме немецкий детский садик со спартанскими условиями. Первый вопрос воспитательниц tante Rose ("тётя Роза") и tante Katerina ("тётя Катерина") меня огорошил - где девочка должна спать: в здании садика или на веранде? Я поначалу даже не поняла - какая веранда зимой?
      Но они действительно, независимо от времени года, после обеда укладывали детей спать на открытой веранде. Правда, зимой детки спали в шапочках, под пуховыми перинками и с обязательного разрешения родителей.
      Я попросила поставить кроватку в помещении. Приближался вывод наших войск из Германии, а проводить краткосрочные эксперименты над здоровьем ребёнка мне не хотелось. Тогда воспитательницы спросили: девочка должна спать с подушкой или без? Тоже на первый взгляд странный вопрос, конечно с подушкой. Но у них, оказывается, часть детей к подушкам не привыкла.
      
      Затем мужа-офицера перевели из Германии обратно в Россию и в школу наша дочка пошла в родном Калининграде, бывшем немецком Кёнигсберге, да не просто в школу, а в одну из лучших на тот момент гимназию N 1, родную альма-матер знаменитого Эрнста Теодора Амадея Гофмана (Ernst Theodor Amadeus Hoffmann). Немецкий писатель-романтик, композитор, художник, юрист.
      
      Первого класса дочь не посещала, из детского садика Балтийского Флота попала сразу во второй (причину поясняю в "Россия-Швеция. Начало школьной жизни" здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd2.shtml) и в знаменитой гимназии проучилась второй и третий классы.
      
      Четвёртого класса на тот момент в российской системе образования не существовало, а в середине пятого я увезла её в Швецию. Почему увезла? Eсли кратко, то не верилось в нормальное развитие страны под управлением всё тех же оборотней, перепальцевавшихся из коммунистов в "новых русских" и приступивших к очередному витку разграбления России при покорном молчании армии.
      

    Три гимназических года

      Итак, основные школьные годы ребёнок провёл в северном королевстве. Закончив шведскую школу на "отлично", она поступила в гимназию. Дело в том, что шведская гимназия - не одиннадцать-двенадцать лет учёбы, как в России, а последняя (третья) ступень школьного образования, не обязательная, но стартовая площадка для поступления в институт или университет.
      
      Шведская дочкина гимназия, как и калининградская, имеет необычную историю. Во-первых, из множества гимназических заведения города считается наилучшей и попасть в неё, особенно тем, кто не живёт в прилегающей районе, очень не легко. Решающую роль играют отличный школьный аттестат и замечательная школьная характеристика.
      Во-вторых, двери своих классов она открыла (внимание!) аж в 1623 году, став вообще первой гимназией Швеции. И построили её в ста метрах от главного городского собора, можно сказать, что во дворе. Собор, гимназия, библиотека - вот ядро городского центра на те годы.
      
      
      
     []
      2. Первая гимназия Швеции, открытая в 1623 году по примеру гимназий Германии. Это здание XVII века. Сейчас гимназия разрослась и, помимо старого корпуса, имеет два современных.
      
      
      Три года гимназической учёбы мне ничем особым не запомнились по той же причине, по какой не запомнились три года предыдущей школы второй (средней) ступени, той самой школы, чей директор приходил к нам домой с извинениями за перепутанные списки (рассказываю в "O школьном директоре, русской девочке и материнских слезах" здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd4.shtml).
      
      В годы гимназической учёбы наши с дочкой отношения продолжали оставаться никакими. Я сама ходила в школу для взрослых иностранцев, изучая язык и законы чужой страны, но, даже понимая язык, я не могла объяснять сложную гимназическую программу, и дочь в отдельных случаях получала помощь от учителей. Благо, мама её шведской подружки Тильды, той самой Тильды, с которой удалось посетить взрослый музыкальный фестиваль на другом конце страны (о чём рассказываю в "Поездка двух малолетних врушек на взрослый рок-фестиваль" здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd5.shtml) и смотаться на пару в Париж, чтоб убедиться: а на месте ли таинственные символы, описанные Дэном Брауном в своём знаменитом "Коде да Винчи" (о чём рассказываю в "Как двум врушкам-подружкам удалось слетать в Париж (Paris-1)" здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd6.shtml), работала завучем гимназии, а тётя Тильды преподавала испанский язык.
      
      Там же пост ректора занимала мама мальчика, о парижских приключениях семьи которого рассказываю в "День рождения в Париже или французские приключения (Paris-2)" (здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd7.shtml). К ректору дочь, конечно, за подсказками не бегала, но при крепком тыле чувствовала себя уверенно.
      

    День выпуска

       Гимназию, как и школу, дочь закончила на "отлично", получив денежное вознаграждение от государства:
      
      
     []
      3. За отличную учёбу в гимназии дочь получила чек на 2500 крон. Если считать один к десяти, то выходит 25.000 рублей.
      
      
      
      Итак, свершилось, 11 июня 2010 года поставлена жирная точка в ещё одной главе Книги Жизни нашей дочки. Гимназической.
      Стоим с мужем, хлюпаем носами в толпе таких же счастливых родителей. Разве думали-гадали о последнем звонке в Швеции?
      
      
     []
      4. Родственники и друзья с волнением ожидают своих выпускников. На фото плохо видно, но у многих в руках фотографии детей в более младшем, а то и грудном возрасте, наклеенные на фанеру. На фото N 20 (внизу) одна девочка сфотографирована поближе.
      
      
      
      - А, папа? Ожидал ты, что выпускной класс встретим под крыльцом шведской гимназии? - дёргаю мужа за карман куртки.
       И что муж мог ответить? В шуме-гаме он и вопроса-то толком не расслышал, взволнованный крутил головой по сторонам, боясь прозевать ответственный момент - выход на гимназическое крыльцо дочкиной группы.
      
       А прозевать было легко, целых пятнадцать выпускных групп. Торжество открыло руководство гимназии:
      
      
     []
      5. Поздравительные речи от гимназического руководства. Справа - ректор, та самая Карин, мама мальчика, с которым дочка встречалась какое-то время, о чём я рассказываю в "День рождения в Париже или французские приключения (Paris-2)" (здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd7.shtml)
      
      
       После торжественной части началось основное - выход групп.
      
      Сначала в громкоговоритель объявляют название группы. Одновременно для бестолковых и глухих это же название дублируется картонкой, выставленной в распахнутое окно второго этажа. Картонку держат две озорные прелестницы, принявшие не менее озорные позы и с весёлым любопытством наблюдающие за реакцией взрослых, окончательно запутавшихся в веренице букв и цифр.
      
      Причём времени для размышления мало: какая группа на картонке в окне второго этажа обозначена, та группа уже выпорхнула на крыльцо. Поют "Гимн гимназии" и освобождают место следующим. Конвейер.
      
      
     []
      6. Гимназическая фуражка - символ окончания гимназии. Покупают родители, стоит весьма дорого, больше одной тысячи шведских крон.
      На внутренней подкладке изображён - шведский флаг, сверху вытеснена королевская корона.
      На чёрной бархатной тулье золотыми буквами выбиты имя владельца фуражки, год выпуска, название гимназии и группы, название города.
      
      
      
     []
      7. Если девичье платье можно подобрать любое, то костюм для выпускника-мальчика очень дорогой. Вообще на выпускников гимназий работает целая индустрия Швеции, создающая положенные атрибуты, вплоть до сувенирных изделий.
      
      
      
     []
      8. Эта группа решила украсить себя живыми розами.
      
      
      
     []
      9. Mузыка в исполнении гимназического оркестра. Солидно, проникновенно до слёз.
      

    * * *

       Дочкино появление я почувствовала интуитивно и тырк мужа в бок: сосредоточивайся, готовься фотографировать. Но он же у меня такой мудрый:
      - Рано. Злата сказала - почти в самом конце.
      
       Но я всё равно приготовилась к рывку и, оказалось, не зря. Девчушки в окно второго этажа выставили картонку "ZF07A". Дочкина группа! А всезнающий муж:
      - Не. Не её. У неё сбоку должно быть написано "3 А"! - и показывает истерзанный клочок бумаги с дочкиной писаниной. Хотя отпечатанный на компьютере список в руках у рядом прыгающей от нервного ожидания женщины никаких "3 А" не содержит. Я в этот список тоже глаза закашивала. Вернее, сначала обратила внимание на странный наряд женщины - национальный, но не шведский и не саамский, возможно финский или норвежский, и лишь потом заметила у неё в руках список с крупно набранными цифрами и буквами.
      
       И я оказалась права! Пока муж ждал плаката c "3 А", дочка уже на крыльце гимн пела. Ёлки-палки, я случайно её заметила, так дёрнулась вперёд, что стоявшую на пути женщину немного в сторону сдвинула. Сдвинутая явно не шведка, шведка бы смолчала, а эта раза три переспросила почему я толкаюсь. Вроде сама понять не может, тем более я сразу извинилась и потом ещё извинилась, не забывая щёлкать фотоаппаратом.
      
       Дочурка меня увидела и тут же склонила голову, улыбаясь скромно-приличной улыбкой, сто раз отрепетированной дома у зеркала.
      

    * * *

       Следующий этап - успеть сфотографировать при торжественном прохождении. Не знаю как где, но в нашем городе выпускники гимназий набрасывают пеший круг по центральным городским улицам.
      
       Красиво - не передать! Оркестранты шагают первыми. Их ведёт красавец в строгом белом костюме ("капельмейстер" называется? или как?), размахивая в такт маршу специальным жезлом.
      
      
     []
      10.
      
      
      За музыкантами не очень стрoйными колоннами тянутся выпускники: девочки в светлых нарядах, мальчики в чёрных костюмах. Но у всех на головах одинаковые фуражки. В такой массе белых фуражек родную мордашку поймать в объектив сложно:
      
      
     []
      11.
      
      
      
     []
      12.
      
      
      
     []
      13.
      
      
      
     []
      14. На предыдущих фото и особенно на этом хорошо видны мягкие игрушки, висящие на груди у выпускников. Это как бы последние игрушки, подаренные родственниками и знакомыми перед вступлением детей во взрослую жизнь.
      
      
       Поспешили и мы с мужем в направлении предполагаемого марша, а мужу, как всегда в трогательных случаях, курить захотелось. Одно дело покурить, но другое дело найти урну под окурок. И вместо того, чтоб смять окурок туфлёй, зажать в кулак и бежать за дочей, культурный муж пошёл искать специальную урну с металлической решёткой. Иначе в простой можно весь хлам поджечь. Нашёл-таки, когда дочкина гимназия из вида скрылась.
      

    * * *

       Третий этап - езда выпускников на тракторах, украшенных цветами и берёзовыми ветками, а то и целыми молодыми растениями:
      
      Тоже интересная традиция. С берёзками более-менее яcно. Только несведущие полагают, что это чисто российский символ. Нет, скандинавские народы почитают берёзу не менее горячо и без её ветвей не обходится ни один летний праздник, включая выпускной день гимназистов. В этот день берёзовыми ветвями и целыми деревцами украшены не только трактора, в которых катаются выпускники, но и подъезды, балконы, окна домов, где проживают виновники торжества. Одним словом, с берёзой понятно.
      
      
     []
      15.
      
      
      
     []
      16.
      
      
       Но почему трактора? Hе искала в сети пояснения столь необычной традиции, однако думаю, что исходит она к векам, когда простому шведу было не до учёбы, когда в бедных семьях от мала до велика занимались добыванием хлеба насущного, боронили, пахали, сеяли, жали. Ведь Швеция долгие годы считалась одной из беднейших стран Европы и лишь после мощного экономического прорыва все подданные королевства получили право на образование.
      Живут в благополучии, но историю уважают, понимая, что истоки нынешнего благосостояния заложены в крестьянских орудиях труда, в тех же сохе да бороне. На сохе и бороне, понятное дело, не покатаешься, зато современный трактор в самый раз.
      
      

    * * *

      - Наш трактор будет первым! Хорошо поняли?! Самый первый за библиотекой!!! - прокричала дочь по мобильнику.
      
      После пропущенного шествия из-за искавшего урну для сигаретных окурков мужа, хотелось запечатлеть дочку хотя бы взбирающейся в тракторный кузов.
      
       Побежали с мужем к указанному квадрату. В первом тракторе дочери не наблюдалось, и во втором, и третьем не видно... Я вырвалась вперёд, бежала вдоль бесконечной механизированной колонны уже чуть не плача. Как тут вообще кого можно найти?!
      Но дочка увидела меня сама.
       - Мама! Мама! - остановила мой бег кричащая сверху дочка и я, довольная, начала набрасывать круги вокруг тракторных колёс, фотографируя детей. Дочка даже немного попозировала, то высунув из-за высокого борта одну свою мордашку, то вместе с подружками.
      
       Подскочил запыхавшийся муж и тут же делово приказал:
       - Так, запоминаем. Красный трактор, жёлтые колёса, белый тент!
      
      - Ага, и небольшой ковшик спереди, - внесла я своё дополнение и побежала в обратную сторону, на угол квартала, откуда намечался торжественный тракторный выезд.
      
       Когда на главной улице появился дочкин трактор, я сфотографировала его спереди, забежала сбоку, потом пристроилась и по полосе встречного движения потрусила следом, не переставая щёлкать фотоаппаратом. Дочь тут же отвернулась, сделав вид, что меня не знает. У всех мамы как мамы, стоят смиренно на тротуарах, а её мама как всегда.
      
       Нафотографировав, я вернулась к мужу и мы начали высчитывать. Если в городе энное количество гимназий, а каждая выпускает в среднем по 15 групп, то сколько всего тракторов должно проехать и каким по счёту окажется "наш"? Сосредоточиться сложно, урчащие тракторные агрегаты ехали нескончаемым потоком, каждый с гремящими музыкальными колонками, с криками, с визгами. Но нам был нужен красный, с жёлтыми колёсами, белым тентом и ковшиком спереди. Похожих было много и муж несколько раз ошибся:
       - Вон, вон! Едут! Готовься! Tретий за синим (красным, жёлтым) - наш!
      
       Я принимала стойку фотографа-профессионала, но трактор оказывался чужим и мы снова скакали взглядaми по длинной механической "гусенице".
      

    * * *

      
    Каждой выпускной группе - собственный трактор:
      
        []
      17.
      
      
      
     []
      18.
      
      
      Кое-где за тракторами волочились нанизанные на шпагат пустые пивные банки или болтались надувные женщины. Сыночки выросли, выучились, появились иные жизненные ценности.
      
       Были группы девичьи с плакатом "23 bitchs!":
      
      
     []
      19.
      
      
       Но большинство групп всё же смешанные: чёрные костюмы мальчиков, белые платьица девочек. И у всех собственный диск-жокей с аппаратурой. Этакая тракторная мини-дискотека, арендованная на три часа катания. Детки сотрясают трактор в дикой пляске, кое-кто с бутылочным пивом или сидром в руках, а то и с сигаретой:
      
      
     []
      20.
      
      
      
     []
      21.
      
      
       И все три часа, пока выпускники катались по городу, я не переставала пускать слезу радости. Гимназическое образование гарантировало поступление в институт или университет, ведь шведская гимназия - это половина высшего образования. Дочка не просто закончила гимназию, а закончила на "отлично" и потому момент выпуска из гимназии своей отличницы я пыталась запечатлеть со всевозможных точек, бросаясь под колёса машин, тракторов, лишь бы поймать в объектив дочкину мордашку. Мне было плевать, что думают посторонние, в конце-концов выпускной бывает раз в жизни. Я подпрыгивала, махала руками, кричала, звала, когда она, увлёкшись музыкой, вытанцовывала с подругами и забывала мне попозировать. Муж, если видел, что дочка меня не слышит, тоже махал руками, кричал, свистел.
      

    * * *

       Потом родители разбрелись по домам. Не знаю как кто, но мы с мужем, под впечатлением момента, чувствовали себя осиротевшими. Многие дети, ещё учась в гимназии, уже жили отдельно, а выпускников тем более не удержать дома. Редко какой взрослый ребёнок-швед живёт под одной крышей с родителями, к тому же большинство выпускников разъезжается по разным городам, а то и странам, и мы с мужем физически ощущали своё приближающееся сиротство.
      
       Зато дети продолжали веселиться. Наша гуляла всю ночь, сначала отмечали в каком-то кафе и продолжили у одной из подруг, чьи родители предусмотрительно освободили дом от своего присутствия.
      
       Вернулась дочь на следующее утро. Тем же днём решила скачать фотографии из моего фотоаппарата, настолько не терпелось вторично пережить торжество вчерашнего дня.
       Но фотографий не было. Вместо них на экране компьютера появились стройные ряды серых прямоугольников. Я не нажала нужные кнопки и, несколько часов изображая из себя фотографа и даже рискуя жизнью, мечась меж колёсами тракторов, ничего не фотографировала. Законом подлости называется.
      
       Потому в этом тексте часть фотографий сделана мной в другие годы, а часть заимствована из общего гимназического альбома.
      

    Немного справки:

      
    Ключевые даты
      
       1623: Открытие первой гимназии в Швеции, той самой, которую закончила дочь. Гимназический проект заимствован у Германии
       1842: Введение в Швеции обязательного начального школьного обучения
       1950: На экспериментальной основе вводится смешанная школа с обязательным девятилетним обучением
       1962: Школьная система получает свое нынешнее название, базовая школа (grundskola), закрепляющее положение об обязательном девятилетнем образовании
       1962: В Швеции принята первая государственная образовательная программа для школ
       1968: Принят закон о социальной службе, обеспечивающий право на получение образoвания всем детям, в том числе, детям с интеллектуальной недостаточностью
      
    Г и м н а з и я
      
       Обучение в гимназии бесплатно, но не является обязательным. Учащиеся, закончившие обязательную школу основного общего образования с удовлетворительными оценками по шведскому языку, математике и английскому, имеют право на место в гимназии. В гимназии поступают около 98% всех учащихся, закончивших обязательную среднюю школу.
      
       Срок обучения в гимназии - три года. Учащимся предоставляется выбор из 17 различных образовательных программ, каждая из которых дает общую подготовку и право на продолжение образования в высших учебных заведениях и университетах.
      
       Учащиеся, не удовлетворяющие требованиям для перехода в гимназию, могут продолжить обучение по индивидуальным программам, учитывающим их нужды. Их цель - обеспечить учащемуся в дальнейшем возможность поступления на одну из государственных гимназических программ.
      
       С 1 июля 2007 года вступают в силу положения реформы "Знания и качество - Одиннадцать ступеней к развитию полного среднего образования", устанавливающие более отчетливую связь между программами подготовки к дальнейшей деятельности и трудовой сферой. Направление каждой из образовательных программ должно отражаться и в преподавании базовых предметов - шведского, английского и математики. В связи с реформой в состав базовых предметов гимназического образования будет введена история.
      
      

    * * *

      
    Пяток фотографий, не вошедших в текст:
      
      
     []
      22. Жёлтый и синий шарики означают цвет шведского флага, а картонка в руках с изображением младенца - это детская фотография выпускника. Каким был и каким стал. Обычно эти фотографии хранятся дома символическими реликвиями.
      
      
      
     []
      23. Наша гимназия.
      
      
      
     []
      24. И тут же сидят два сорванца. Возможно из тех, кто не сумел осилить гимназический объём знаний и таким гимназическая фуражка не положена. А возможно из тех, кто в гимназию не пошёл, а решил начать трудовую карьеру.
      
      
      
     []
      25. Одна гимназическая группа обычно арендует один трактор. Но отдельные гимназисты, особенно выходцы из стран Ближнего Востока, арендуют американские автомобили и, встраиваясь в тракторную колонну, катаются рядом со своими одногруппниками, но в более комфортабельных условиях.
      
      
      
     []
      26.
      
      
      
     []
      27. Tам, где движение тракторов нежелательно, как, например, в Стокгольме, там выпускников гимназий катают на машинах. Правда, где-то промелькнуло, что сейчас и машины в Стокгольме запретили. Столица есть столица, а народные традиции пусть хранит периферия.
      
      
      
     []
      28. "Ско-o-o-oль!"
      
      
      
      03.07.2010 года
      
      

    Продолжение "Oднажды зимним вечером или милосердие по-шведски"
       здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd9.shtml
      
      
      

      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • © Copyright Смолина Алла
  • Обновлено: 01/09/2017. 33k. Статистика.
  • Рассказ: Швеция

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка