Смолина Алла: другие произведения.

8. Швеция. Bиват, гимназисты!

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Смолина Алла
  • Обновлено: 06/05/2018. 52k. Статистика.
  • Рассказ: Швеция
  • Иллюстрации: 89 штук.
  • Скачать FB2
  • Аннотация:
    Опубликовано в газете русской диаспоры в Швеции за 13.06.2010. (Из цикла "Красна девица. Pодительский дневник")

  •   
      
      

    Алла Н. Смолина

      Циклом "Красна девица" я попыталась зафиксировать несколько переломных моментов дочкиной жизни, в основном на чужбине. Наподобие материнского дневника, рассказывающего о взрослении ребёнка в незнакомой среде. Писала исключительно для семейного чтения, может со временем заинтересует, хотя поначалу дочь очень ругалась и даже пыталась сообщить о недопустимости вмешательства в чужую личную жизнь. И смех и грех. Сейчас дочка выросла, стала мамой нескольких прелестных деток и женой русскоязычного мальчика. Последний пункт был для меня принципиально важным, чтоб "наш" и православный.
      
      
      
    Предыдущие главы:
      
        1. Мой первый рассказ о дочке, так сказать первая проба пера "Швеция. O пасхальном зайчике, русской девочке и голливудском актёре Де Ниро" находится здесь:
      http://samlib.ru/a/alla_s/kd1.shtml
      В этой главе рассказываю о том, как из-за постоянных переездов дочке пришлось учить несколько языков. По-русски она начала читать между двумя и тремя годиками. Потом был немецкий язык. Шведский. Английский. Испанский. Французский.
      
      
      2. Вторая глава "Россия-Швеция. Начало школьной жизни" находится здесь:
      http://samlib.ru/a/alla_s/kd2.shtml
      В этой главе рассказываю о первой дочкиной гимназии в Калининграде, куда она пошла сразу во второй класс, и о школе в Швеции, где учились дети иностранцев.
      
      
      3. Третья глава "Швеция. Выпускной класс школы первой ступени" находится здесь:
      http://samlib.ru/a/alla_s/kd3.shtml
       В этой главе рассказываю oб учёбе дочки в первой настоящей шведской школе младшей (первой) ступени.
      
      
      4. Четвёртая глава "Швеция. O школьном директоре, русской девочке и материнских слезах" находится здесь:
      http://samlib.ru/a/alla_s/kd4.shtml
      В этой главе рассказываю об учёбе дочки в шведской школе средней (второй) ступени, но более о том, как директор одной из лучших школ города самолично приходил к нам домой, чтоб принести извинение за неправильно составленные списки. Об этом случае когда-то писала "Комсомольская правда".
      
      
      5. Пятая глава "Швеция. Поездка двух малолетних врушек на взрослый рок-фестиваль" находится здесь:
      http://samlib.ru/a/alla_s/kd5.shtml
      В этой главе рассказываю о том, как две 14-летние врушки, одна из которых наша дочь, хитростью заставили папу-шведа взять отпуск и свозить их на музыкальный фестиваль, проходивший на другом краю Швеции.
      
      
      6. Шестая глава "Швeция-Франция. Как двум врушкам-подружкам удалось слетать в Париж (Paris-1)" находится здесь:
      http://samlib.ru/a/alla_s/kd6.shtml
      В этой главе рассказываю о том, как всё тем же повзрослевшим на год врушкам удалось на пару слетать в Париж. Уж очень им хотелось проверить: а все ли знаки-символы, описанные Дэном Брауном в знаменитом романе "Код да Винчи", находятся на месте.
      
      
      7. Седьмая глава "Швеция-Франция. День рождения в Париже или французские приключения (Paris-2)" находится здесь:
      http://samlib.ru/a/alla_s/kd7.shtml
      В этой главе рассказываю о том, как дочери удалось вытянуть в Париж на празднование своего 17-летия в полном составе шведскую семью её мальчика-друга. Причём не просто семью, а людей с весьма высоким положением. Где так же не обошлось без приключения - их младший сын заблудился и первые полдня, вместо приятного проведения времени и наслаждения парижскими красотами, пришлось потратить на поиски любимого сыночка.
      
      
      

    Bиват, гимназисты!

      

    Вместо предисловия

       Странно прочерчен жизненный маршрут дочери. На свет появилась в родном городе немецкого философа Эммануила Канта, бывшая столица Восточной Пруссии - Кёнигсберг, а ныне - российский Калининград.
      Ясли посещала в Германии, город Потсдам недалеко от Берлина. Ясли частные на десять малышей, которых в хорошую погоду усаживали в деревянную тележку на дутых колёсиках и вывозили в расположенный рядом знаменитый парк дворца-музея Сан-Суси.
      
      
     []
      1. Прогулка ясельной группы, Германия, Потсдам
      
      
       После немецких яслей - там же в Потсдаме немецкий детский садик со спартанскими условиями. Первый вопрос воспитательниц tante Rose ("тётя Роза") и tante Katerina ("тётя Катерина") меня огорошил: где девочка должна спать, в здании садика или на веранде? Я поначалу даже не поняла - какая веранда зимой?
      Но они действительно, независимо от времени года, после обеда укладывали детей спать на открытой веранде. Правда, зимой детки спали в шапочках, под пуховыми перинками и с обязательного разрешения родителей.
      Я попросила поставить кроватку в помещении. Приближался вывод наших войск из Германии, а проводить краткосрочные эксперименты над здоровьем ребёнка мне не хотелось. Тогда воспитательницы спросили: девочка должна спать с подушкой или без? Тоже на первый взгляд странный вопрос, конечно с подушкой. Но у них, оказывается, часть детей к подушкам не привыкла.
      
      Затем мужа перевели из Германии обратно в Россию и в школу дочка пошла в родном Калининграде, бывшем немецком Кёнигсберге, да не просто в школу, а в одну из лучших на тот момент гимназию N 1, родную альма-матер знаменитого Эрнста Теодора Амадея Гофмана (Ernst Theodor Amadeus Hoffmann). Немецкий писатель-романтик, композитор, художник, юрист.
      
      Первого класса дочь не посещала, из детского садика Балтийского Флота попала сразу во второй (причину поясняю в "Россия-Швеция. Начало школьной жизни" здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd2.shtml) и в знаменитой гимназии проучилась второй и третий классы.
      
      Четвёртого класса на тот момент в российской системе образования не существовало, а в середине пятого я увезла её в Швецию. Почему увезла? Eсли кратко, то не верилось в нормальное развитие страны под управлением всё тех же оборотней, перепальцевавшихся из коммунистов в "новых русских" и приступивших к очередному витку разграбления России при покорном молчании армии.
      
      

    Самая лучшая!

      Итак, основные школьные годы ребёнок провёл в северном королевстве. Закончив шведскую школу на "отлично", она поступила в гимназию. Дело в том, что шведская гимназия - не одиннадцать-двенадцать лет учёбы, как в России, а последняя (третья) ступень школьного образования, не обязательная, но стартовая площадка для поступления в институт или университет.
      
      Шведская гимназия дочки, как и калининградская школа, имеет необычную историю. Во-первых, из множества гимназических заведений города эта считается наилучшей и попасть в неё, особенно тем, кто не живёт в прилегающей районе, очень не легко. Решающую роль играют отличный школьный аттестат и замечательная школьная характеристика.
      
      В нашем же случае ещё помогли мама и тётя дочкиной шведской подруги Тильды, той самой Тильды, на пару с которой 14-летним авантюристкам удалось посетить взрослый музыкальный фестиваль на другом конце страны (о чём рассказываю в "Поездка двух малолетних врушек на взрослый рок-фестиваль" здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd5.shtml) и в 15 лет смотаться в Париж для поисков таинственных символов, описанных Дэном Брауном в своём знаменитом "Коде да Винчи" (о чём рассказываю в "Как двум врушкам-подружкам удалось слетать в Париж (Paris-1)" здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd6.shtml).
      Так вот мама этой Тильды работала завучем той самой гимназии, а тётя там же преподавала испанский язык.
      
      Во-вторых, двери своих классов гимназия открыла (внимание!) аж в 1623 году, став вообще первой гимназией Швеции, решившей брать пример Германии. Гимназия возведена в ста метрах от главного городского собора, можно сказать - во дворе. Собор, гимназия, библиотека - основное ядро городского центра на те годы. Для тех, кто не понял значения этих зданий, то поясню ещё раз: Вера, Наука, Литература - основа шведского общества.
      
      Письменные упоминание о школе при соборе идут в летописях 1311 года. Да, сначала было подобие приходской школы.
      В 1623 году возвели три новых здания, назвали "гимназией", где основными предметами стали богословие, физика, математика, греческий язык, иврит и латынь, логика, политика.
      
      В 1855 году построили новое (главное) здание. Сегодня оно считается старейшим в Швеции гимназическим зданием, оно же оказалось последним и единственным из первоначальных трёх зданий, в которых когда-то проводилось обучение.
      
      На 2008 год количество студентов составляло примерно 1360 человек.
      
      Гимназия состоит из Hallskolan (или как называют в повседневной речи - Ljushallen), Старого главного учебного здания, Старой пристройки ("приложения"), Новой пристройки ("приложения"), Старого гимнастического зала, Нового гимнастического зала.
      
      
      
     []
      2.
      
      1. Hallskolan (или как называют в повседневной речи - Ljushallen)
      2. Старое главное здание
      3. Старая пристройка ("приложение")
      4. Новая пристройка ("приложение")
      5. Новый спортзал
      6. Старый спортзал
      7. Центральная городская библиотека
      8. Центральный городской собор
      9. Proban (старое тюремное помещение, в котором когда-то отбывали наказание проштрафившиеся дьяки и учителя)
      
      
      
     []
      3. Первая гимназия Швеции, открытая в 1623 году по примеру гимназий Германии. Это здание возведено в 1855 году
      
      
      
     []
      4. Старое главное здание, возведённое в 1855 году.
      Здесь находятся кафедры иностранных языков и детского развития
      
      
      
     []
      5. Старое главное здание, возведённое в 1855 году
      
      
      
     []
      6. Старое главное здание, возведённое в 1855 году
      
      
      
     []
      7. Старая пристройка ("приложение").
      Здесь находятся кафедры социальных исследований и психологии.
      В дополнение к учебным залам есть зал драматической школы и музыкальный зал
      
      
      
     []
      8. Стеклянное помещение пристроили уже в наше время
      
      
      
     []
      9.
      
      
      
     []
      10. Новая пристройка ("приложение").
      Здесь находятся кафедры шведского языка и гуманитарных наук
      
      
      
     []
      11. Hallskolan (или как называют в повседневной речи - Ljushallen), год постройки - 1952
      
      Ljushallen можно перевести как "светлый зал". В этом здании находятся:
      - кабинет студенческого совета
      - большой светлый зал
      - библиотека
      - кафетерий и студенческий ресторан
      - специальная учительская и учебная студия
      - компьютерное помещение с базой данных
      - школьная и учительская
      - ученическое и учительское бюро
      - комната конференций
      - школьные медсестры, психолог и школьные учителя
      - консультанты по обучению и карьере
      - классы естественной науки
      - классы fritidsledare och Skol IF
      - залы для рисования и создания форм
      
      
      
     []
      12. Старый спортзал
      
      
      
     []
      13. Ботанический сад при гимназии. Самой гимназии не видно, она справа. Белая стена слева - это центрaльная городская библиотека.
      И тут же центральный городской собор. Как говорится - "сердце города"
      
       Ботанический сад гимназии (Lat Hortus botanicus) является старейшим в Швеции. Его основал в середине XVIII века лектор гимназии Карлбаум. В начале 1900-х годов сад развивался, среди прочего, под защитой профессора Рутгера Сернардера. Этот сад ещё известен тем, что в нём находится скульптура "Моргонбад" ("Утреннее купание") известного шведского художника и скульптора Андерса Цорна.
      
      
      
     []
      14. Жемчужина Ботанического сада гимназии - скульптура "Моргонбад" ("Утреннее купание")
      известного шведского художника и скульптора Андерса Цорна
      
      
      
     []
      15. Тот самый Proban в наши дни, старое тюремное помещение, в котором когда-то
      отбывали наказание проштрафившиеся дьяки и учителя
      
      
      
     []
      16. А так Proban выглядел на открытке 1910 года
      
      Здесь отбывали наказание не только проштрафившиеся дьяки, но могли попасть и учителя и даже лица духовного чина. Он был введён в эксплуатацию в 1801 году. Proban нашей гимназии - единственный сохранившийся на сегодня в Швеции, хотя подобные помещения имелись во всех учебных заведениях старой Швеции.
      
      

    Три гимназических года

      Три года учёбы дочки в гимназии мне ничем особым не запомнились по той же причине, по какой не запомнились три года предыдущей школы второй (средней) ступени, чей директор приходил к нам домой с извинениями за перепутанные списки (рассказываю в "O школьном директоре, русской девочке и материнских слезах" здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd4.shtml).
      
      В годы гимназической учёбы дочки я ничем ей помочь не могла. Я сама ходила в школу для взрослых иностранцев, изучала язык и законы чужой страны, но, даже понимая язык, я не могла объяснять сложную гимназическую программу, и дочь в отдельных случаях получала помощь от учителей. Благо, мама и тётя дочкиной шведской подруги Тильды, той самой Тильды, на пару с которой 14-летним авантюристкам удалось посетить взрослый музыкальный фестиваль на другом конце страны (о чём рассказываю в "Поездка двух малолетних врушек на взрослый рок-фестиваль" здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd5.shtml) и в 15 лет смотаться в Париж для поисков таинственных символов, описанных Дэном Брауном в своём знаменитом "Коде да Винчи" (о чём рассказываю в "Как двум врушкам-подружкам удалось слетать в Париж (Paris-1)" здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd6.shtml), работали завучем и преподавателем испанского языка.
      
      Там же пост ректора занимала мама мальчика, о парижских приключениях семьи которого рассказываю в "День рождения в Париже или французские приключения (Paris-2)" (здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd7.shtml). К ректору дочь, конечно, за подсказками не бегала, но при столь мощном тыловом прикрытии чувствовала себя весьма уверенно.
      
      Несмотря на то, что в моей памяти никаких зарубок о том периоде не осталось, я всё равно поставлю фото, найденные в интернете. Может дочка, когда-нибудь заглянув сюда, вспомнит родные стены этого учебного заведения:
      
      
      
     []
      20. Старое здание гимназии 1855 года постройки
      
      
      
     []
      21. Старое здание гимназии 1855 года постройки
      
      
      
     []
      22. Старое здание гимназии 1855 года постройки
      
      
      
     []
      23. Старое здание гимназии 1855 года постройки
      
      
      
     []
      24. Старое здание гимназии 1855 года постройки
      
      
      
     []
      25. Старое здание гимназии 1855 года постройки
      
      
      
     []
      26. Старое здание гимназии 1855 года постройки
      
      
      
     []
      27. Старое здание гимназии 1855 года постройки
      
      
      
     []
      28. Кабинеты нового здания гимназии
      
      
      
     []
      29. Старое здание гимназии 1855 года постройки
      
      
      
     []
      30. Новое здание гимназии
      
      
      
     []
      31. Кабинеты нового здания гимназии
      
      
      
     []
      32. Кабинеты нового здания гимназии
      
      
      
     []
      33. Кабинеты нового здания гимназии
      
      
      
     []
      34. Кабинеты нового здания гимназии
      
      
      
     []
      35. Tак они сдают контрольные тесты: по одиночке за столом, с минимумом предметов
      
      
      
     []
      36. Спортивный зал
      
      
      
     []
      37. В гимназии проводились шахматные турниры
      
      
      
     []
      38. В гимназии проводились тематические праздники
      
      
      
     []
      39. В гимназии проводились мужские конкурсы по выпечке тортов
      
      
      
     []
      40. В гимназии проводились мужские конкурсы по выпечке тортов
      
      
      
     []
      41. Хор девочек выстукает в соседнем с гимназией центральном городском соборе в день Люсии.
      Об этом празднике я рассказываю в тексте "Швеция. Люсия, Адвент, Рождество, Новый год"
      здесь: http://world.lib.ru/editors/s/smolina/srr.shtml
      
      
      
     []
      42. Подготовка к Рождеству
      
      
      
     []
      43. Подготовка к Рождеству
      
      
      
     []
      44. Конкурс на лучшее украшение шкафчиков для личных вещей
      
      
      
     []
      45. Конкурс на лучшее украшение шкафчиков для личных вещей
      
      
      
     []
      46. Рождественская ёлка
      
      
      
     []
      47. Рождественская ёлка
      
      

    День выпуска

      Три года учёбы в гимназии пролетели незаметно. С одной стороны, конечно, хотелось видеть дочь вступающей в самостоятельную жизнь, ведь не вечно сидеть возле папы и мамы. Одновременно накатывала невероятная грусть. В Швеции дети быстро выпархивают из родительского гнезда и хорошо, если своё завьют недалеко от родителей. Но таких мало, чаще улетают в другие страны. Да, шведская эмиграция пусть не так обсуждаема, но она существует, особенно среди молодёжи.
      
      Незаметно у этой черты оказались и мы. 11 июня 2010 года поставлена жирная точка в ещё одной главе Книги Жизни нашей дочки. Гимназической.
      
      
      
     []
      50. За отличную учёбу в гимназии дочь получила чек на 2500 шведских крон
      
      
      Помимо денежного чека дополнительным символом успешного окончания является гимназическая фуражка, о которой я вскользь уже упоминала вверху. Фуражку оплачивают родители, стоит она достаточно дорого - больше одной тысячи шведских крон. На эту сумму можно купить три новых пылесоса среднего качества.
      
       Чёрный бархатный околыш фуражки украшен золотым кантом. Там, где у военных находится кокарда, на околыше гимназической фуражки красуется небольшой блестящий цветок с голубыми искусственными камнями. Слева от цветка золотыми нитями вышито имя выпускника, справа теми же нитями вышито название группы.
       Металлические цифры на задней части околыша указывают год выпуска, а над ними, на бархате тульи, шёлковыми нитями обозначено наименование гимназии.
      
      Но и это не всё. Сверху на белом бархатном донышке вытиснена королевская корона, а внутренняя часть донышка изображает шведский флаг. На нижней части кожаного козырька выбито название города, а задний шов внутренней части околыша украшен небольшим бантиком.
      
      Кроме фуражки необходим выпускной наряд. Здесь девчонкам полегче, выбор белых кружевных платьев в летний сезон достаточно велик на любой вкус и любой кошелёк. Чего не сказать о костюмах для мальчиков, они очень дорогие. Вообще на выпускников гимназий работает целая индустрия Швеции, создающая положенные атрибуты, вплоть до сувенирных изделий.
      
      
      
     []
      51.
      
      
      
     []
      52.
      
      
      
     []
      53.
      
      
      
     []
      54.
      
      
      Пока внутри гимназии проходит торжественная часть, улица возле гимназии заполонена друзьями и родными выпускников. У многих в руках плакаты с фотографиями новорождённых малышей. Эти самые малыши на фотографиях и есть нынешние выпускники. Такая в Швеции интересная традиция.
      
      
     []
      55.
      
      
      
     []
      56.
      
      
      В общей толпе взволнованных счастливых родителей находимся и мы с мужем, хлюпаем носами. Разве думали-гадали о последнем звонке в Швеции? Дёргаю мужа за карман пиджака:
      - А, папа? Ожидал, что выпускной класс встретим под крыльцом шведской гимназии?
       И что муж мог ответить? В шуме-гаме он и вопроса толком не слышал, взволнованный крутил головой по сторонам, боясь прозевать ответственный момент - выход на гимназическое крыльцо дочкиной группы.
      
      А прозевать легко - целых пятнадцать выпускных групп. Торжество открыло руководство гимназии:
      
      
     []
      57. Поздравительные речи от гимназического руководствa
      
      Справа на фотографии стоит ректор гимназии, та самая Карин, мама мальчика, с которым дочка какое-то время дружила. Это с их семьёй мы летали в Париж, о чём рассказываю в тексте "День рождения в Париже или французские приключения (Paris-2)"
      здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd7.shtml
      
      После поздравительных речей начинается основное - появление виновников торжества. Сначала в громкоговоритель объявляют номер и название группы. Одновременно для бестолковых и глухих это же название дублируется картонкой, выставленной в распахнутое окно второго этажа. Картонку держат две озорные прелестницы, принявшие не менее озорные позы и с весёлым любопытством наблюдающие за реакцией взрослых, окончательно запутавшихся в веренице букв и цифр.
      
     []
      58.
      
      
      
     []
      59.
      
      
      Причём времени для размышления мало: какая группа на картонке в окне второго этажа обозначена, та группа уже выпорхнула на крыльцо. Поют "Гимн гимназии" и освобождают место следующим. Конвейер.
      
      
     []
      60.
      
      
      
     []
      61.
      
      
      
     []
      62.
      
      
      
     []
      63.
      
      
      
     []
      64.
      
      
      
     []
      65. Тут же , возле крыльца, оркестр гимназии исполняет торжественные мелодии
      
      
      

    * * *

       Дочкино появление я почувствовала интуитивно и тырк мужа в бок: сосредоточивайся, готовься фотографировать. Но он же у меня такой мудрый:
      - Рано. Злата сказала - почти в самом конце.
      
       Но я всё равно приготовилась к рывку и, оказалось, не зря. Девчушки в окно второго этажа выставили картонку "ZF07A". Дочкина группа! А всезнающий муж:
      - Не. Не её. У неё сбоку должно быть написано "3 А"! - и показывает истерзанный клочок бумаги с дочкиной писаниной. Хотя отпечатанный на компьютере список в руках у рядом прыгающей от нервного ожидания женщины никаких "3 А" не содержит. Я в этот список тоже глаза закашивала. Вернее, сначала обратила внимание на странный наряд женщины - национальный, но не шведский и не саамский, возможно финский или норвежский, и лишь потом заметила у неё в руках список с крупно набранными цифрами и буквами.
      
       И я оказалась права! Пока муж ждал плаката c "3 А", дочка уже на крыльце гимн пела. Ёлки-палки, я случайно её заметила, так дёрнулась вперёд, что стоявшую на пути женщину немного в сторону сдвинула. Сдвинутая явно не шведка, шведка бы смолчала, а эта раза три переспросила почему я толкаюсь. Вроде сама понять не может, тем более я сразу извинилась и потом ещё извинилась, не забывая щёлкать фотоаппаратом.
      
       Дочурка меня увидела и тут же склонила голову, улыбаясь скромно-приличной улыбкой, сто раз отрепетированной дома у зеркала.
      

    * * *

       Следующий этап - успеть сфотографировать при торжественном прохождении по городу. Не знаю как где, но выпускники наших гимназий набрасывают пеший круг по центральным городским улицам.
      
      Торжественно красиво - не передать! Оркестранты шагают первыми. Их ведёт красавец в строгом белом костюме ("капельмейстер" называется?), размахивая в такт маршу специальным жезлом.
      
      
     []
      70.
      
      
      За музыкантами не очень стрoйными колоннами тянутся выпускники: девочки в светлых нарядах, мальчики в чёрных костюмах. Но у всех на головах одинаковые фуражки. В такой массе белых фуражек родную мордашку поймать в объектив сложно:
      
      
     []
      71.
      
      
      
     []
      72.
      
      
      
     []
      73.
      
      
      
     []
      74. На предыдущих фото и особенно на этом хорошо видны мягкие игрушки, висящие на груди у выпускников. Это как бы последние игрушки, подаренные родственниками и знакомыми перед вступлением детей во взрослую жизнь
      
      
      Поспешили и мы с мужем в направлении предполагаемого марша, а мужу, как всегда в трогательных случаях, курить захотелось. Одно дело покурить, но другое дело найти урну под окурок. И вместо того, чтоб смять окурок туфлем, зажать в кулак и бежать за дочкой, культурный муж пошёл искать специальную урну с металлической решёткой. Иначе в простой можно весь хлам поджечь. Нашёл-таки, когда дочкина гимназия из вида скрылась.
      
      Я наверное забыла сказать, что в один день выпускаются все городские гимназии, а их в городе несколько.
      

    * * *

      Третий торжественный этап - езда выпускников на тракторах, украшенных живыми цветами и берёзовыми ветвями, а то и целыми молодыми деревьями.
      
      Тоже интересная традиция. С деревьями более-менее яcно. Только несведущие полагают, что берёза - это чисто российский символ. Нет, некоторые народы Европы проявляют к этому дереву заслуженное уважение и берёзовые ветви присутствуют на многих праздниках. Например, в некоторых регионах Германии майские деревья устанавливают в ночь на первое мая как символ плодородия или признания в любви.
      
      В Скандинавии без берёзовых ветвей, а то и целых деревьев, не обходится ни один летний праздник, включая выпускной день гимназистов. В этот день берёзой украшают не только трактора, в которых катаются выпускники, но и подъезды, балконы, окна домов, где проживают виновники торжества.
      
      
     []
      75.
      
      
      Одним словом, с берёзой понятно. Но почему трактора? Я не искала в сети пояснений столь необычной традиции, однако думаю, что исходит она к векам, когда простому шведу было не до учёбы, когда в бедных семьях от мала до велика занимались добыванием насущного хлеба, когда от зари до глубокой ночи, пытаясь ухватить короткое северное лето, боронили, пахали, сеяли, жали, сушили, молотили. Ведь из-за отсутствия благоприятных условий для развития сельского хозяйства (большую часть территории занимают леса, камень и вода) Швеция долгие годы считалась одной из беднейших стран Европы, и лишь после мощного экономического прорыва все подданные королевства получили право на образование.
      
      Да, сейчас эта страна постоянно занимает первые позиции во всех мировых рейтингах, живут в благополучии, имеют возможность обучать своих детей в лучших учебных заведениях мира. Но и прошлое чтут, понимая, что истоки нынешнего благосостояния заложены в крестьянских орудиях труда, в тех же сохе да бороне, не давших народу вымереть. На сохе и бороне сейчас, понятное дело, не покатаешься, зато современный трактор подходит в самый раз.
      
      Однако, повторяю, это лично моя расшифровка.
      
      

    * * *

      - Наш трактор будет первым! Хорошо поняли?! Самый первый за библиотекой!!! - прокричала дочь по мобильному.
      
      После пропущенного шествия из-за поисков мужем специальной урны под сигаретный окурок хотелось запечатлеть дочку хотя бы взбирающейся в тракторный кузов. Как уже сказала, в один день выпускаются все гимназии города, но точка сбора у каждой своя. Наши собирались в проулке за библиотекой.
      
      Поспешили с мужем к указанному квадрату.
      
      В первом тракторе дочери не наблюдалось, и во втором, и в третьем не видно... Я вырвалась вперёд, уже бежала вдоль бесконечной механизированной колонны, пытаясь удержать слёзы отчаяния. Как тут вообще кого можно найти?!
      Но дочка увидела меня сама.
      - Мама! Мама! - остановила мой бег кричащая откуда-то сверху дочка и я, удерживая сбившееся при беге дыхание, начала набрасывать круги вокруг огромных колёс тракторных прицепов, фотографируя детей. Дочка даже немного попозировала, то высунув из-за высокого борта одну свою мордашку, то вместе с подружками.
      
      Подскочил запыхавшийся муж и делово припечатал:
      - Так, запоминаем! Красный трактор, жёлтые колёса прицепа, белый тент!
      - Ага, и небольшой ковшик спереди, - внесла я полезное дополнение и побежала в обратную сторону, на угол квартала, откуда намечался торжественный выезд техники.
      
       Когда на главной улице появился дочкин трактор, я сфотографировала его спереди, забежала сбоку, потом пристроилась и по полосе встречного движения потрусила следом, не переставая щёлкать фотоаппаратом. Дочь тут же отвернулась, сделав вид, что меня не знает. У всех мамы как мамы, стоят смиренно на тротуарах, а её мама как всегда.
      
       Нафотографировав, я вернулась к мужу и мы начали высчитывать. Если в городе энное количество гимназий, а каждая выпускает в среднем по 15 групп, то сколько всего тракторов должно проехать и каким по счёту окажется "наш"? Сосредоточиться сложно, урчащие тракторные агрегаты ехали нескончаемым потоком, каждый с гремящими музыкальными колонками, с криками, с визгом. Но нам был нужен красный, с жёлтыми колёсами, белым тентом и ковшиком спереди.
      Похожих было много и муж несколько раз ошибался:
       - Вон, вон! Едут! Готовься! Третий за синим (красным, жёлтым) - наш!
       Я мгновенно принимала стойку фотографа-профессионала, но трактор оказывался чужим и мы опять скакали взглядaми по длинной механической "гусенице".
      
      

    * * *

      
      
        []
      76. Каждой выпускной группе - собственный трактор
      
      
      
     []
      77.
      
      
      Кое-где за тракторами волочились нанизанные на шпагат пустые пивные банки или болтались надувные женщины. Сыночки выросли, выучились, появились иные жизненные ценности.
      
      Были группы исключительно девичьи с озорными плакатами типа "23 bitchs!". У других плакаты состояли из тёплых слов благодарности учителям:
      
      
     []
      78.
      
      
       Но большинство групп всё же смешанные: чёрные костюмы мальчиков, белые платьица девочек. И у всех собственный диск-жокей с аппаратурой. Этакая тракторная мини-дискотека, арендованная на три часа катания. Детки сотрясают трактор в дикой пляске, кое-кто с бутылочным пивом или сидром в руках, а то и с сигаретой:
      
      
     []
      79.
      
      
      
     []
      80.
      
      
      
     []
      81.
      
      
      
     []
      82.
      
      
      
     []
      83.
      
      
      
     []
      84. Одна гимназическая группа обычно арендует один трактор. Но отдельные гимназисты, особенно выходцы из стран Ближнего Востока, арендуют американские автомобили и, встраиваясь в тракторную колонну, катаются рядом со своими одногруппниками, но в более комфортабельных условиях
      
      
      
     []
      85.
      
      
       И три часа, пока выпускники катались по городу, я не переставала пускать слезу радости. Гимназическое образование гарантировало поступление в институт или университет, ведь шведская гимназия - это половина высшего образования. Дочка не просто закончила гимназию, а закончила на "отлично", и потому момент выпуска из гимназии своей отличницы я пыталась запечатлеть со всевозможных точек, бросаясь под колёса машин, тракторов, лишь бы поймать в объектив дочкину мордашку. Мне было плевать, что думают посторонние, в конце-концов выпускной бывает раз в жизни. Я подпрыгивала, махала руками, кричала, звала, когда она, увлёкшись музыкой, вытанцовывала с подругами и забывала мне попозировать. Муж, если видел, что дочка меня не слышит, тоже махал руками, кричал, свистел, по-мальчишечьи заложив пальцы в рот.
      
      

    * * *

      Потом родители разбрелись по домам. Не знаю как кто, но мы с мужем, под впечатлением момента, чувствовали себя осиротевшими. Многие дети, ещё учась в гимназии, уже жили отдельно, а выпускников тем более не удержать дома. Редко какой взрослый ребёнок-швед живёт под одной крышей с родителями, к тому же большинство выпускников разъезжается по разным городам, а то и странам, и мы с мужем физически ощущали своё приближающееся сиротство.
      
       Зато дети продолжали веселиться. Наша гуляла всю ночь, сначала отмечали в каком-то кафе и продолжили у одной из подруг, чьи родители предусмотрительно освободили дом от своего присутствия.
      
      Вернулась дочь на следующее утро. Тем же днём решила скачать фотографии из моего фотоаппарата, настолько не терпелось вторично пережить торжество вчерашнего дня.
       Но фотографий не... оказалось! Вместо них на экране компьютера мелькали стройные ряды серых прямоугольников. Наверное я не открыла объектива и, несколько часов изображая профессионального фотографа, впустую рисковала жизнью меж огромных колёс. "Законом подлости" называется.
      
      Потому часть фотографий сделана мной в другие годы, часть заимствована из общего гимназического альбома, а часть гораздо позднее найдена по ссылкам, указанным внизу.
      

    Немного справки:

      
    Ключевые даты
      
       1623: Открытие первой гимназии в Швеции, проект заимствован у Германии
       1842: Введение в Швеции обязательного начального школьного обучения
       1950: На экспериментальной основе вводится смешанная школа с обязательным девятилетним обучением
       1962: Школьная система получает своё нынешнее название, базовая школа (grundskola), закрепляющее положение об обязательном девятилетнем образовании
       1962: В Швеции принята первая государственная образовательная программа для школ
       1968: Принят закон о социальной службе, обеспечивающий право на получение образoвания всем детям, в том числе, детям с интеллектуальной недостаточностью
      
    Г и м н а з и я
      
       Обучение в гимназии бесплатно, но не является обязательным. Учащиеся, закончившие обязательную школу основного общего образования с удовлетворительными оценками по шведскому языку, математике и английскому, имеют право на место в гимназии. В гимназии поступают около 98% всех учащихся, закончивших обязательную среднюю школу.
      
       Срок обучения в гимназии - три года. Учащимся предоставляется выбор из 17 различных образовательных программ, каждая из которых даёт общую подготовку и право на продолжение образования в высших учебных заведениях и университетах.
      
       Учащиеся, не удовлетворяющие требованиям для перехода в гимназию, могут продолжить обучение по индивидуальным программам, учитывающим их нужды. Их цель - обеспечить учащемуся в дальнейшем возможность поступления на одну из государственных гимназических программ.
      
       С 1 июля 2007 года вступают в силу положения реформы "Знания и качество - Одиннадцать ступеней к развитию полного среднего образования", устанавливающие более отчётливую связь между программами подготовки к дальнейшей деятельности и трудовой сферой. Направление каждой из образовательных программ должно отражаться и в преподавании базовых предметов - шведского, английского и математики. В связи с реформой в состав базовых предметов гимназического образования будет введена история.
      
      

    * * *

      
    Несколько дополнительных фотографий:
      
      
     []
      86. Жёлтый и синий шарики означают цвет шведского флага, а картонка в руках с изображением младенца - это детская фотография выпускника. Каким был и каким стал. Обычно эти фотографии хранятся дома символическими реликвиями
      
      
      
     []
      87.
      
      
      
     []
      88. Наша гимназия
      
      
      
     []
      89. И тут же сидят два сорванца. Возможно из тех, кто не сумел осилить гимназический объём знаний и таким гимназическая фуражка не положена. А возможно из тех, кто в гимназию не пошёл, а решил начать трудовую карьеру
      
      
      
     []
      90. Tам, где движение тракторов нежелательно, как, например, в Стокгольме, там выпускников гимназий катают на машинах. Правда, где-то промелькнуло, что сейчас и машины в Стокгольме запретили. Столица есть столица, а народные традиции пусть хранит периферия
      
      
      
     []
      91. "Ско-o-o-oль!"
      
      
      
      03.07.2010 года
      
      

    Продолжение "Oднажды зимним вечером или милосердие по-шведски"
       здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd9.shtml
      
      
      

      
      ___________________________________________________________________________
      
      - http://www1.vasteras.se/rudbeckianska/om-rudbeckianska/karta.shtml
      - http://www1.vasteras.se/rudbeckianska/om-rudbeckianska/lokaler.shtml
      - https://sv.wikipedia.org/wiki/Rudbeckianska_gymnasiet
      - https://www.facebook.com/pg/Rudbeckianska/photos/?ref=page_internal
      - https://www.facebook.com/media/set/?set=a.632860656777136.1073741845.143685382361335&type=3
      - http://www.metro.se/nyheter/nationaldagen-firas-i-landet/Hdzlff!TAX85SyA54A3IJcqBR7BVg/
      - http://vlt.se/nyheter/vasteras/1.1688041-lasarnas-studentbilder
      
      
      
      
      
      
  • © Copyright Смолина Алла
  • Обновлено: 06/05/2018. 52k. Статистика.
  • Рассказ: Швеция

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка