Смолина Алла: другие произведения.

Шланг с возвратом

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Смолина Алла
  • Обновлено: 02/09/2017. 48k. Статистика.
  • Рассказ: США
  • Иллюстрации: 36 штук.
  • Скачать FB2
  • Аннотация:
    А давайте научимся быть благодарными? 75 лет назад США распространили на СССР действие закона о ленд-лизе

  •   
      
      
      
      Часть I. Вместо предисловия
      
      Часть II. "Шланг с возвратом"
      О роли США в Великой Отечественной войне, без помощи которых СССР мог иметь абсолютно противоположный результат
      
      Часть III. "Кто провёл индустриализацию СССР?"
      О помощи Запада, включая США, создавших в СССР химическую, авиационную, электротехническую, нефтяную, горнодобывающую, угольную, металлургическую и другую промышленность, крупнейшие в Европе заводы для производства автомобилей, тракторов, авиационных двигателей и другой продукции
      
      
      
      
      

    I. Вместо предисловия

      Этот текст в первую очередь обращён к тем, кто в безумстве от мнимых достижений и в угаре милитаристического трэша от просмотра лживых пропагандистских телеканалов забыл (а то и не знал) о постоянной поддержке со стороны США, при помощи чего родились многие советские, а после российские достижения.
      
      Для начала вспомним совсем свежее:
      
      
     []
      
      Лента.ру 18:50, 29 сентября 1999
      
      "Россия просит у США еще немного еды
      США получили официальную просьбу России о предоставлении в текущем году дополнительной продовольственной помощи, заявил в Вашингтоне министр сельского хозяйства США Дэн Гликман. Как сообщает РИА "Новости", эта просьба в настоящее время изучается американской стороной.
      В заявлении Гликмана подчеркивается, что реакция правительства США на просьбу о дополнительной продовольственной помощи будет зависеть от того, насколько успешно будет осуществляться текущая программа поставок в Россию американского зерна и продуктов..."
      
      
      Однако дальше сообщу ещё более срамное: Россия просила у США помощи и в прошлых веках, о чём рассказывает картина великого русского художника-мариниста Айвазовского. И в прошлых веках США слали россиянам безвозмездную помощь. Что же у некоторых память как у аквариумных рыбок - ровно на 10 секунд?
      
      
     []
      1. Айвазовский "Раздача продовольствия" (1892)
      Картина, посвященная американской гуманитарной кампании 1891-1892 г.г. в помощь голодающей России.
      
      
       []
      1-a. Жители деревни Васильевка благодарят американцев из ARA за продовольственную помощь, Самарская губерния.
      1922 год.
      
      Всего Американская администрация помощи спасла от голодной смерти в России от 10 до 20 миллионов человек. Летом 1922 года ARA ежедневно кормила 11 млн человек. ARA поставила медикаментов на 8 млн долларов, что помогло остановить эпидемии. Она снабжала Россию посевным зерном, обеспечив возможность получения хороших урожаев в последующие годы. Советские власти обвинили организацию в шпионаже и желании наводнить Россию товарами, которые больше некуда девать.
      Отсюда: https://mi3ch.livejournal.com/3875698.html
      
      
      И ещё одна интересная картинка. Не комментирую, думайте сами:
      
       []
      1-b.
      
      
      
      _______________________________________________________________________________________________________________________________
      _______________________________________________________________________________________________________________________________

    Часть II. Шланг с возвратом

      75 лет назад, в начале ноября 1941 года, США распространили на СССР действие закона о ленд-лизе - предоставлении во временное пользование боевой техники, вооружения, военной амуниции, транспорта и других материалов странам, воюющим с нацистской Германией и ее сателлитами. Поставки союзников сыграли большую роль в общей победе над нацизмом, существенно снизили потери Красной армии на полях сражений и жертвы среди мирного населения. Попытки принизить его значение антиисторичны и безнравственны.
      
      Закон о ленд-лизе был предложен президентом Франклином Делано Рузвельтом конгрессу в январе 1941 года. После поражения Франции и британского экспедиционного корпуса летом 1940 года Великобритания и ее союзники по борьбе с нацизмом испытывали недостаток в вооружении и в средствах для оплаты военных заказов в США. Тогда в Белом доме возникла идея перевести помощь противникам нацистов на принцип ссуды и аренды.
      
      Сам Рузвельт пояснял принцип ленд-лиза на примере тушения пожара у соседа: когда ему нужен шланг для воды, просить деньги за инвентарь не следует - пусть только его (шланг) потом вернут.
      
      11 марта 1941 года закон о ленд-лизе был подписан президентом. Закон позволял ему 'продавать, передавать, обменивать, сдавать в аренду, давать взаймы или поставлять иным способом' любую промышленную и сельскохозяйственную продукцию стране, чья оборона признавалась жизненно важной для безопасности Соединенных Штатов. Техника, вооружение и другие предметы снаряжения, потерянные в ходе боевых действий, не оплачивались. Первоначально закон распространялся на Великобританию и Грецию.
      
      22 июня нацисты напали на Советский Союз. Вскоре он запросил помощи у Великобритании и США. Из-за катастрофического развития событий в первые недели войны - быстрого продвижения немецких войск и тяжелейших потерь боевой техники, транспорта и военного снаряжения - обострилась проблема восполнения утраченного. Значительная часть советских военных заводов и технологически связанных с ними предприятий располагалась в европейской части СССР.
      Многие из них оказались под угрозой захвата или бомбардировок немецкой авиации. Чтобы избежать их уничтожения или использования противником, началась масштабная эвакуация крупных предприятий, вызвавшая длительное снижение выпуска многих видов продукции.
      
       []
      2. Советская делегация во главе с Молотовым прилетела в Англию просить британцев о помощи.
      1942 год.
      Отсюда: http://mi3ch.livejournal.com/3861555.html
      
      

    Первая помощь

      США и Великобритания опасались скоротечного разгрома Красной армии и попадания военных материалов в руки противника. Военные предполагали, что нацисты разгромят СССР в течение полутора, максимум трех месяцев. Однако политики в Вашингтоне и Лондоне оценивали возможности сопротивления Красной армии существенно выше. В начале августа 1941 года в Советский Союз направился специальный представитель президента США Гарри Гопкинс, который вел личные переговоры с Иосифом Сталиным.
      
      Первое соглашение о закупке английских военных материалов в обмен на поставки грузов и драгоценных металлов СССР и Великобритания заключили 18 августа 1941 года.
      
      31 августа первый морской конвой из Англии, имевший кодовое наименование 'Дервиш', прибыл в Архангельск.
      6 сентября в ответ на тревожное послание из Москвы Рузвельт сообщил Сталину о будущем распространении ленд-лиза на СССР.
      1 октября, в день, когда танки Гудериана прорвали фронт на брянском направлении и ринулись на Москву, в столице был подписан первый протокол о поставках военных материалов из США.
      В конце октября - начале ноября 1941 года Рузвельт подписал закон, распространивший ленд-лиз на СССР.
      
      Сейчас значение ленд-лиза отрицают разве что откровенные нигилисты истории и люди, слепо повторяющие слова зампреда Совмина Николая Вознесенского, что доля союзных поставок не превышала 4% советского производства. Впрочем, есть немало публицистов, которые стремятся разными способами преуменьшить роль ленд-лиза в победе.
      
      Доводы критиков союзной помощи можно свести к двум ключевым тезисам.
      
      1) Темпы ее поступления были низкими, большая часть поставок прибыла, когда советская промышленность развернула производство всего необходимого для армии.
      
      2) Качество союзной техники и вооружения уступало советским образцам.
      
      Стремление свести помощь США, Великобритании и Канады к поставкам боевой техники и вооружения - следствие слабого знания материала или попытки исказить историю.
      
      Попробуем разобраться с номенклатурой поставок, их темпами и причинами задержек. Известный историк бронетехники Михаил Барятинский в книге 'Танки ленд-лиза в бою' отмечал: большинство советских специалистов по закупкам боевой техники прибыли в Великобританию лишь в ноябре, причем на месте выяснилось, что они не знают английского языка.
      Они смогли приступить к своим обязанностям только после ускоренных курсов, в январе 1942 года.
      В США специалисты прибыли лишь в январе.
      
      Между тем роль советских приемщиков была очень велика: они должны были контролировать оснащение поставляемых танков, самолетов и автомобилей дополнительным оборудованием, которое позволяло их эксплуатировать на советско-германском фронте.
      
      

    16 миллионов тонн

      В октябре 1941 года - июне 1942 года наибольшую часть тоннажа поставок ленд-лиза (всего 1,42 млн тонн) составляли металлы (около 30%) и продукты (22%), боевая техника шла на третьем месте (15%), не намного опережая нефтепродукты (12%).
      С учетом британской помощи вооружение и взрывчатые вещества по объему были примерно равны продуктам.
      
      Возможности поставок были ограничены не только мощностью американской и британской промышленности, но и активизацией боевых действий в Северной Африке и начавшейся в декабре 1941 года войной между США и их союзниками с Японией на Тихом океане.
      
      Поставки по второму протоколу, подписанному СССР и союзниками в июне 1942 года (июль 1942 года - июнь 1943 года), были вдвое больше - 3,1 млн тонн, треть из них составляло продовольствие, 24% - металлы, боевая техника - 15%.
      Нефтепродукты, взрывчатые вещества и оборудование заполнили 7%, 6% и 5% тоннажа соответственно.
      
      Наиболее масштабными были поставки по третьему протоколу (июль 1943 года - июнь 1944 года) - 5,75 млн тонн, но и здесь 30% поставок составляли продукты, 18% металлы, доля боевых и транспортных машин снизилась до 13%, нефтепродукты, ВВ и оборудование сравнялись - по 8%.
      
      По четвертому протоколу СССР получил до 12 мая 1945 года еще 5,5 млн тонн помощи, на этот раз доля продуктов и металлов почти сравнялась (21 и 20% соответственно), объем нефтепродуктов (13%) опередил боевую технику и транспорт (12%), а объем оборудования достиг 9%.
      
      Кроме того, по сравнению со вторым периодом резко (с 1% до 6%) выросла роль транспортного оборудования.
      11 млн тонн из 15,7 млн тонн грузов за период войны с Германией (более 200 000 тонн прибыло до заключения первого протокола), или 70,7%, действительно были получены со второй половины 1943 года по май 1945 года.
      
      Нельзя объяснять недостаточные, по мнению советской стороны, темпы поставок только злокозненностью союзников, которые активизировали помощь Красной армии только после побед под Сталинградом и Курском. В 1941-1942 годах масштаб поставок ограничивался тоннажем транспортных судов советского и союзных торговых флотов.
      
      В 1943 году проблема решилась благодаря массовому (по три в день) выпуску американцами простых по конструкции, дешевых в производстве транспортных кораблей типа 'Либерти', которое перекрыло потери кораблей от действий авиации и подводных лодок противника.
      
      

    Помощь, поступившая вовремя

      По расчетам Михаила Барятинского, СССР получил из США, Англии и Канады 10 395 (по другим данным - 10 876) танков, это без учета потерянных из-за гибели перевозивших их судов (более 1300).
      Из них с октября по декабрь 1941 года СССР получил 466 английских и 27 американских танков.
      
      Казалось бы, немного. Но эти боевые машины прибыли очень вовремя. Как отмечает историк Николай Симонов, массовая эвакуация привела к резкому сокращению производства вооружения, боевой техники и ее оснащения.
      В ноябре-декабре 1941 года выпуск военной продукции был наименьшим за все время войны. Большую часть произведенной в СССР бронетехники в тот период составляли слабые по вооружению и бронированию легкие танки, оснащенные крупнокалиберным пулеметом или 20-мм пушкой.
      
      Производство Т-34 и КВ снизилось из-за эвакуации Ленинградского, Кировского и Харьковского заводов. 493 танка - это 18,1% советского производства за IV квартал 1941 года.
      
      В первой половине 1942 года Красная армия получила от союзников 2300 танков, более 1500 бронетранспортеров,которые в СССР не производились.
      Это около 20% советского производства за этот период (11 100 танков).
      
      После тяжелых потерь каравана PQ-17 поставки по Северному пути были на время свернуты, однако самолеты продолжали поступать по трассе Аляска-Сибирь и через Иран, автомобили и бронетехника - через Дальний Восток и Иран.
      
      
     []
      4. Истребитель 'Аэрокобра' перед вылетом в Советский Союз по трассе Аляска-Сибирь. За годы войны по ней было получено более 8000 самолетов (фото: Library of Congress)
      
      
      
     []
      5. Значительная часть авиационной и автомобильной техники поступала в СССР через Иран, где собиралась на местных заводах. На снимке - советские летчики осматривают американский бомбардировщик 'Бостон' А-20
      (фото: Corbis via Getty Images)
      
      
      
      
     []
      6. Конвой грузовиков 'Студебеккер' движется по 'Персидскому коридору' через Иран (фото: Parrino Nick/Library of Congress)
      
      
      Осенью 1942 года - весной 1943 года танковые и механизированные части Закавказского и Северо-Кавказского фронтов были оснащены зарубежной бронетехникой на 65-70%.
      
      Кроме того, отмечает Михаил Барятинский, производство танков Т-34-85 на нижнетагильском 'Уралвагонзаводе' стало возможным только после закупки соответствующего оборудования в США и Великобритании. Как оценить тогда долю союзников в производстве самых совершенных 'тридцатьчетверок' на этом предприятии в 1944-1945 годах (10 253 машины).
      
      Доля иностранной самоходной артиллерии составляла в Красной армии всего 7%, но это были преимущественно зенитные самоходки, которые не производились советской промышленностью. Без них надежное прикрытие танковых и механизированных войск от внезапных налетов немецкой авиации вряд ли было бы возможно.
      
      Поставки самолетов также сыграли существенную роль в сохранении и наращивании боеспособности советских ВВС, в том числе и в критические периоды боевых действий.
      В октябре-декабре 1941 года СССР получил от Великобритании и США 819 боевых самолетов, в основном истребителей, что составило около 30% производства боевых самолетов (2665) в Советском Союзе за этот период (данные о производстве самолетов по: М. Ю. Мухин "Советская авиапромышленность в годы Великой Отечественной войны").
      
      В первой половине 1942 года СССР получил от союзников около 2600 боевых самолетов, что составило около 30% их производства советской промышленностью.
      
      
     []
      7. Американский рабочий перекрашивает американские звезды на советские (фото: Sovfoto/UIG/Getty Images)
      
      
      
     []
      8. Бомбардировщики 'Бостон' А-20 готовят в американском порту к отправке в СССР
      (фото: Gruber/U.S. Office of War Information)
      
      
      Снижение поставок танков и самолетов во второй половине 1942 года было не вполне оправданным, но не оказалось критическим: эвакуированные в 1941 году военные заводы за счет нестандартных управленческих решений и исключительного, вплоть до самопожертвования, напряжения сил рабочих и инженеров преодолели трудности обустройства и восстановления производства и перешли к серийному выпуску продукции.
      
      Производство самолетов в III квартале 1942 года выросло по сравнению с первым в 1,9 раза (6219), в четвертом - в 2,2 раза (7194).
      Производство танков в III квартале 1942 года, несмотря на начатую эвакуацию Сталинградского завода, увеличилось по сравнению с первым в 1,7 раза (с 3 666 до 6367), в четвертом - в 1,85 раза (6783), росла и доля средних танков Т-34 в выпуске бронетехники.
      
      В итоге доля поставленных США и Великобританией боевых самолетов составила от 15 до 16% советского производства, при этом доля истребителей и бомбардировщиков приближалась или даже превышала 20%. Доля танков составила около 16%.
      
      Роль союзников в снабжении Красной армии и страны автотранспортом и вовсе трудно переоценить. Из США, Великобритании и Канады было получено в общей сложности 477 785 автомобилей, что в 2,3 раза превысило советское производство за этот период.
      
      
     []
      9. Полноприводные армейские грузовики 'Студебеккер' стали с 1943 года основным шасси для знаменитых 'Катюш' и других установок советской реактивной артиллерии (фото: Галина Санько/РИА Новости)
      
      
      
      
     []
      10. Американские внедорожники 'Виллис' в Красной Армии использовались как командирские автомобили и тягачи 45 мм противотанковых пушек
       (фото: Sovfoto / UIG / Getty Images)
      
      
      Напомним, что к началу Великой Отечественной Красная армия располагала 272 600 автомобилями всех типов. В годы войны она получила с заводов и из народного хозяйства 431 300 машин. Поставки союзной автомобильной техники превысили ее поступление из собственных ресурсов.
      
      Отметим также, что по ленд-лизу было получено большинство грузовых машин повышенной проходимости и большой грузоподъемности.
      Американцы поставляли технику, которая не производилась в СССР: амфибии, танковые транспортеры и др.
      
      
     []
      11. Автомобили-амфибии были одним из видов техники, которые не производились советскими заводами и поступали в Красную армию только по ленд-лизу. Они активно использовались при форсировании рек в 1944-1945 годах (фотохроника ТАСС)
      
      

    'На Боже, что нам негоже'?

      Еще один предмет для критики ленд-лиза - слабость поставлявшейся в СССР боевой техники и вооружения. Утверждается, что США и Великобритания не помогали Красной армии передовыми видами боевой техники: истребителями 'Мустанг', штурмовиками 'Темпест', тяжелыми бомбардировщиками 'летающая крепость'. Но за небольшим исключением союзники передавали Красной армии те виды вооружения, которые использовали сами и которые были в той или иной степени пригодны для применения на советско-германском фронте.
      
      
     []
      12. Советские танкисты не всегда были довольны заокеанской техникой. Например, конструкция средних американских танков М3 с архаичной многоярусной установкой вооружения устарела до начала их производства (фото: Александр Соколенко/РИА Новости)
      
      
      Претензии к качеству боевой техники не всегда обоснованы. Нередко ссылаются на Сталина, резко критиковавшего истребители 'Харрикейн', которые начали поступать на вооружение Красной армии с октября 1941 года.
      
      Действительно, 'Харрикейны' уступали по скорости и вооружению новым немецким, британским и части советских истребителей. Тем не менее они превосходили И-16 и И-153, которые составляли в тот период три четверти парка истребителей советских ВВС.
      Британские пилоты за месяц боевых действий под Мурманском сбили 15 самолетов, потеряв два своих - довольно убедительное опровержение заведомой слабости и непригодности 'Харрикейнов'.
      
      Самолеты других типов отличались более высокими качествами. Известно, что один из лучших асов советских ВВС Александр Покрышкин сбил 47 из 59 немецких самолетов на 'Аэрокобре', на ней же добился большинства своих побед и один из его товарищей по оружию - Георгий Речкалов.
      Трудности пилотирования, о которых говорят историки авиации, характерны не только для 'Аэрокобры'.
      
      
     []
      13. Один из лучших советских асов, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин у истребителя P-39 'Аэрокобра' (РИА Новости)
      
      
      
     []
      14. Один из лучших асов советских ВВС Александр Покрышкин сбил 47 из 59 немецких самолетов на американском истребителе 'Аэрокобра'
       (РИА Новости)
      
      
      А. Смолина:
      Следующей картинки в вышеприведённом (и в ниже продолжающемся) тексте нет, её я нашла в сети и решила вставить в чужой текст, так как своих текстов о Покрышкине не имею. А ставить картинку отдельно? Куда? Вот и решила поставить здесь. Правдивые данные почему-то замалчиваются, но разве подвиг того же Покрышкина стал бы малозначимее, знай общество правду?
      
      
     []
      15.
      
      А. Смолина: И ещё моя вставка. Привычный штамп советской пропаганды: на воздушный таранный удар решались только советские лётчики. И это полная ложь. Мало кто знает, что таран первыми применили немцы и на протяжении всей войны воздушный таранный удар считался козырем летчиков люфтваффе, о чём более полно рассказано здесь: http://armflot.ru/index.php/tretij-rejkh/580-vozdushnyj-taran-kozyr-letchikov-lyuftvaffe
      
      
      
      Дальнейшее продолжение текста:
      Советские летчики, начавшие карьеру с И-16, отмечали исключительную строгость этих машин к ошибкам пилотов. Показательно, кстати, что сам Покрышкин, уже будучи командиром авиадивизии, отказывался пересесть с 'иномарки' на отечественный Ла-7.
      
      Больше претензий к 'иномаркам' предъявляли танкисты.
      Их можно было понять: конструкция средних американских танков М3с с архаичной многоярусной установкой вооружения устарела до начала их производства.
      Советские танкисты испытывали трудности в эксплуатации иностранных танков: в бездорожье и лесисто-болотистой местности грязь и корни деревьев забивались под фальшборты британских танков. Приходилось регулярно останавливать движение, чтобы очищать ходовую часть.
      
      Британские танки было также трудно запустить зимой, они были неустойчивы на зимней дороге (приходилось наваривать на гусеницы шипы).
      Но нередко танкисты сравнивали легкие танки М3л или 'Валентайн' с Т-34, что вряд ли можно признать честным.
      
      Британские 'Валентайны' и 'Матильды' уступали по вооружению КВ и Т-34, но превосходили по боевым качествам Т-60 и Т-70, а также танки довоенного производства БТ и Т-26.
      
      
     []
      16. Британские 'Валентайны' и 'Матильды' (на фото) уступали по вооружению советским КВ и Т-34, но превосходили по боевым качествам Т-60 и Т-70, а также танки довоенного производства БТ и Т-26
      (фото: Taylor (Lt)/Imperial War Museums)
      
      
      Американские танки М4А2 ('Шерман') с 76-мм длинноствольной пушкой были хорошей и сбалансированной боевой машиной с хорошо работавшей связью и мощным вооружением.
      Это орудие пробивало броню немецких танков не хуже 85-мм пушки Т-34-85, пишет Барятинский.
      Герой Советского Союза Дмитрий Лоза в воспоминаниях 'Танкист на иномарке' высоко оценил 'Шерманы'.
      
      
     []
      17. Американские танки 'Шерман' были хорошей и сбалансированной боевой машиной с хорошо работавшей связью и мощным вооружением
      (фото: Сергей Баранов/РИА Новости)
      
      
      
     []
      18. Великобритания, 1943 год. Один из более чем 3000 танков 'Валентайн', построенных для Советского Союза.
      Фото нашла здесь: http://mi3ch.livejournal.com/3637477.html
      
      
      

    Рации, бензин и tushonka

      Кроме того, критики ленд-лиза часто умалчивают о большой роли поставок военной инфраструктуры из США, Великобритании и Канады.
      
      В СССР поступило около 2 млн км телефонного кабеля при собственном производстве в 233 000 км. Прибытие импортных полевых телефонов сократило их некомплект в Красной армии к 1943 году с 75 до 20%.
      
      
     []
      19. В СССР поступило около 2 млн км телефонного кабеля при собственном производстве 233 000 км
      (фото: Сергей Баранов/РИА Новости)
      
      
      К концу войны импортное оборудование связи составляло около 80% имевшегося в Красной армии и на флоте.
      В годы Второй мировой войны стороны активно прибегали к радиолокации для выяснения воздушной обстановки, обнаружения самолетов противника и наведения на них собственных истребителей.
      2000 радиолокационных станций из 2800, находившихся на вооружении Красной армии, прибыли из США и Великобритании.
      
      Поставки зарубежных нефтепродуктов составили в общей сложности 2,6 млн тонн.
      Это были высокооктановый бензин и так называемые светлые бензиновые фракции, которые использовались для смешивания с отечественными нефтепродуктами и повышения их октанового числа.
      
      Всего поставки по ленд-лизу составили 51,5% советского производства моторного топлива. Его поставки с Абаданского завода в Иране не прекращались в самые тяжелые дни лета и осени 1942 года, когда выработка нефтепродуктов снизилась из-за эвакуации Грозненского и Майкопского нефтеперерабатывающих заводов и массированных ударов немецкой авиации по Саратовскому заводу.
      Без иностранного бензина советской авиации было бы существенно труднее завоевать и сохранять господство в воздухе - значительную часть боевых вылетов пришлось бы отменить.
      
      Велика была и роль поставок пороха, взрывчатых веществ и их компонентов.
      В первый (а отчасти и во второй) период войны советская артиллерия испытывала недостаток боеприпасов, влиявший на мощность артиллерийской подготовки при наступлении и качество пристрелки в обороне. Это было следствием как недостаточной подготовки мощностей по производству взрывчатых веществ накануне войны, так и эвакуации многих заводов.
      
      Обвинять в недостатке снарядов только союзников, не сразу наладивших поставку в СССР достаточного объема ВВ и химикатов, в такой ситуации вряд ли уместно. Это скорее вопрос к качеству управления государством и оборонно-промышленным комплексом.
      
      В 1942-1944 годах наркомат боеприпасов получил 362 000 тонн тротила, 24,5% (около 89 000 тонн) которого составили поставки по ленд-лизу.
      При этом из 160 000 тонн толуола, который потребовался для производства тротила, 64 000 тонн (40%) было получено от союзников, уточняют историки Вячеслав Скворцов и Андрей Судариков.
      
      Поставки из США в полном объеме начались со второй половины 1943 года. 'Огневую мощь Красной армии в существенной степени пришлось обеспечивать за счет поставок тротила и толуола союзников', - указывают авторы.
      
      Благодаря поступлению по ленд-лизу на 40% были удовлетворены потребности Красной армии в новокаине, сульфаниламидах, глюкозе, значительно улучшилось оснащение и качество хирургических инструментов и рентгеновской техники, в лечебную практику широко внедрили пенициллин.
      
       В 1945 году США поставили более 100 000 протезов конечностей.
      
      Наконец, нельзя забывать о значении продовольственной помощи союзников. Захват нацистами значительных территорий резко ослабил сельское хозяйство СССР, его пищевую промышленность и их способность снабжать армию и население страны продуктами в объемах, сохранявших боеспособность бойцов и трудоспособность работников.
      На оккупированной территории выращивалось 38% зерновых культур, более половины технических, 87% сахарной свеклы, почти половина крупного рогатого скота и 60% свиней.
      Машинный парк сельского хозяйства уменьшился на 242 000 тракторов, 61 000 комбайнов, 162 000 автомашин.
      На неоккупированной территории тяговые ресурсы машинно-тракторных станций и колхозов уменьшились на 32%, число автомашин - на 89%.
      
      Снизились не только посевные площади, но и валовые сборы и урожайность ключевых культур, поголовье скота и его продуктивность. По этим показателям колхозы уступали дореволюционным крестьянским хозяйствам времен Первой мировой войны.
      Усиление налогового пресса (повышение сельхозналога в 1943 году) и одновременное снижение выплат по трудодням из-за увеличившихся госпоставок привело к тяжелому недоеданию и голоду, вспыхивавшему ежегодно в отдельных регионах.
      Один из видных аграрных историков - Виктор Кондрашин полагает, что без продовольственной помощи союзников 'царь-голод' мог стать союзником нацистов.
      
      За годы войны из США было получено 610 000 тонн сахара (41,8 % от советского производства) и 664 600 тонн мясных консервов, которые во многих таблицах обозначены транслитерацией - tushonka, что составлялo 480 % от советского производства.
      
      
     []
      20. За годы войны из США было получено 664 600 тонн мясных консервов, которые во многих таблицах обозначены транслитерацией - tushonka
      (фото: Hollem, Howard R./Library of Congress)
      
      
      
     []
      21. Конвейер по производству tushonka для СССР в Цинциннати, штат Огайо. Бойцы Красной армии называли такую тушенку 'Второй фронт'
      (фото: Hollem, Howard R./Library of Congress)
      
      
      
     []
      22. США даже пуговицами снабжали советскую армию.
      США поставило 257.723.498 штук пуговиц "Сделано в Чикаго".
      
      
      Немало жизней также спас американский яичный порошок, который выдавался и в тыловых пайках. Анастас Микоян, ведавший в Государственном комитете обороны снабжением, рассказывал историку Георгию Куманеву: 'Какие весомые калории получили наши солдаты! И не только солдаты. Кое-что перепадало и тылу'.
      
      Все сказанное выше не означает, что СССР не смог бы одолеть нацистскую Германию 'один на один'. Упорство и жесткость сталинского руководства, героизм и самопожертвование народа позволили бы достичь Победы над врагом и в самых неблагоприятных условиях.
      Однако без помощи союзников война могла бы затянуться еще на длительный период и обернулась бы более масштабными человеческими жертвами на фронте и от голода и болезней - в тылу. Как выразился один из героев Константина Симонова, 'если так, то, пожалуй, бабы начнут рожать непорочным зачатием'.
      
      
      

    Смолина А.:

      Может кому-то понятнее в картинках и таблице?
      
      
     []
      23.
      
      
      
       []
      24.
      
      
      Нашла здесь:
      
      Легковых вездеходов - 51.503 штук
      Машин и оборудования на 1.078.965.000 долларов
      Тракторов - 8.071 штук
      Товарных вагонов - 11.155 штук
      Локомотивов - 1.981 штук
      Грузовых судов - 90 штук
      Двигателей для кораблей - 7.784 штук
      Оборудования зданий на 10.910.000 долларов
      Толуола - 237.400.000 фунтов
      Детонаторов - 903.000 штук
      Цветных металлов - 802.000 тонн
      Нефтепродуктов - 2.670.000 тонн
      Химикалий - 842.000 тонн
      Хлопка - 106.893.000 тонн
      Кожи - 49.860 тонн
      Шин - 3.786.000 штук
      Спирта - 331.066 литра
      
      
     []
      25.
      
      
      
      
     []
      26.
      
      
      
      
     []
      27.
      
      
      
      
      Америка помогала даже не смотря на то, что в начале Второй мировой войны СССР гнал в нацистскую Германию эшелон за эшелоном и делился с Германией секретными разработками:
      
      
     []
      28.
      
      
      
     []
      29.
      
      
      
      _______________________________________________________________________________________________________________________________
      _______________________________________________________________________________________________________________________________
      
      
      
      
      
     []
      
      На фото выше - СССР, 1931 год и оно подписано "Немного истории. 1931. Советские рабочие".
      
      Приглядитесь к их экипировке. По крайней мере у троих на ногах обуты лапти. Лапти!!! И никакой механизации! Десять человек волокут одно бревно.
      И после этого вы будете продолжать верить, что народ, носящий лапти и вдесятером вручную таскавший брёвна, совершил огромный прорыв во многих отраслях?
      Если не верите, то совершенно правы. Стать на ноги СССР помогли Соединённые штаты Америки.
      
      
      
      
      
      

    Часть III. "Кто провёл индустриализацию СССР?"

      Всего за 10 лет (1930-1940) американцы создали в СССР химическую, авиационную, электротехническую, нефтяную, горнодобывающую, угольную, металлургическую и другую промышленность, крупнейшие в Европе заводы для производства автомобилей, тракторов, авиационных двигателей и другой продукции.
      
      1. Например, знаменитый Сталинградский тракторный завод (тракторная компания 'ВгТЗ' - предприятие Волгограда, входит в состав концерна 'Тракторные заводы') был целиком построен в США, размонтирован, на 100 судах перевезён в СССР и за шесть (!) месяцев собран под наблюдением американских инженеров.
      
      А проектирование завода осуществлялось фирмой 'Альберт Кан Инкорпорейтед' знаменитого американского архитектора Альберта Кана (Albert Kahn) (1869-1942).
      
      2. Днепрогэс построила американская фирма Cooper Engineering Company (и германская компания Siemens).
      
      В проектировании использовался опыт таких ГЭС, как американская 'Куинстон' на Ниагаре, канадская 'Айль-Малинь' на реке Сагеней и американская 'Ла-Габель' на реке Св. Лаврентия.
      
      На 1922 год промышленность Советской России не производила энергоагрегатов требуемой мощности, а экономическая изоляция ещё не была полностью преодолена. Надвигающийся мировой экономический кризис помог решить проблему с поставкой оборудования - американская компания 'General Electric' предложила полный цикл строительства ГЭС.
      
      3. Горьковский автозавод (ГАЗ, Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова) был построен американской компанией Austin.
      
      31 мая 1929 года ВСНХ СССР и американская фирма Ford Motor Company заключили соглашение о технической помощи по организации и налаживанию массового производства легковых и грузовых автомобилей.
      Основой производственной программы были выбраны модели Ford-A и Ford-АА.
      Завод проектировался американским архитектурным бюро Альберта Кана (Albert Kahn), техническое руководство строительством осуществляла американская компания 'Остин', строительство вёл трест 'Металлострой'.
      
      4. Нынешний АЗЛК ('Москвич') был построен в 1929-1930 годах при участии компании Ford на пересечении Московской окружной железной дороги и Остаповского шоссе (современный Волгоградский проспект). Свою деятельность завод начал в ноябре 1930 года, приступив к сборке легковых и грузовых машин Ford.
      
       5. Знаменитая Магнитка (Магнитогорский металлургический комбинат, ММК, 'Магнитка') - российский металлургический комбинат в городе Магнитогорске Челябинской области) - точная копия металлургического комбината в г. Гэри, штат Индиана.
      
      В марте 1930 года институт Гипромез (Государственный институт по проектированию металлических заводов ВСНХ СССР) заключил с американской проектно-строительной фирмой 'Мак-Ки' (англ. Arthur McKee Company) из Кливленда договор на проектирование и общее руководство строительством Магнитогорского металлургического комбината.
      Первая группа специалистов фирмы во главе с помощником директора фирмы Струвеном и главным инженером Мурреем прибыла в СССР в мае 1930 года.
      Специалисты 'Мак-Ки' разработали генеральный план комбината, который был увеличенным вариантом аналогичного завода U.S. Steel в городе Гэри (штат Индиана).
      
      Фирма Albert Kahn Inc (Альберт Кан) спроектировала и построила 500 советских предприятий!
      
      Albert Kahn Inc (Альберт Кан) - индустриальный архитектор Детройта. Причина обращения именно к Кану заключалась в том, что, спроектировав все заводы Форда, он отработал высокопроизводительную технологию проектирования промышленных предприятий.
      В США его фирма штатом в 400 человек рабочие чертежи готовила за неделю, корпуса промышленных предприятий возводила за пять месяцев.
      Кан (Albert Kahn) смог практически доказать, что способен сделать то же самое и в СССР: проект СТЗ был выполнен в рекордно короткие сроки, строительные конструкции для него были изготовлены в США, перевезены в СССР и смонтированы, как написано выше, в течение шести (!!!) месяцев.
      
      Именно фирма Albert Kahn Inc создала в СССР школу передового индустриального зодчества.
      
      
    * * *
      
      Вместе с заводами создавались города для рабочих. Эрнст Май - немецкий архитектор участвовал в разработке архитектурных проектов около 20 советских городов.
      
      За 10 лет американцы построили в СССР около 1.500 заводов и фабрик.
      
      Американские профессора подготовили на рабфаках 300.000 квалифицированных специалистов, то есть все кадры для Советской промышленности на долгие годы вперед.
      
      
    * * *
      
      В СССР приехало около 200 тысяч американских инженеров и техников, которые руководили почти миллионной армией заключенных ГУЛАГа плюс немногие оставшиеся в России дореволюционные кадры:
      
      
     []
      
      
      
      Таким образом, материальная база социализма и индустриализация СССР была проведена мозгами США при использовании рук более чем миллионной армии заключенных ГУЛАГа и за счет почти 10 миллионов жертв Голодомора.
      
      Tак Сталин нашёл необходимые средства для выпуска немыслимого количества танков, при этом (если верить источнику) Сталин не смог рассчитаться с США и все заводы построены в долг. Заслуга Сталина лишь в том, что он сумел привлечь чужие мозги и чужой капитал? И затем благополучно их "кинуть"?
      
      А индустриализацию в СССР провёл Запад?
       ___________________________________
      Oтсюда: http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/11/07/663841-shlang-s-vozvratom
      
      - http://fakeoff.org/history/proklyatye-amerikantsy
      
      - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4
      
      - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4
      
      - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D1%87_(%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4)
      
      - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%8D%D1%81
      
      - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%82
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • © Copyright Смолина Алла
  • Обновлено: 02/09/2017. 48k. Статистика.
  • Рассказ: США

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка