Эдинбургский фестиваль, как зараза. Уже где-то к концу второй недели опять понимаешь, что ОПЯТЬ вляпался...Где-то к концу второй недели после окончания фестиваля ОПЯТЬ понимаешь, что уже скучаешь за ним...
Я был на многих фестивалях, и в бывшем СССР, и в Европе-Африке-Америке, но Эдинбургский фествиаль действительно САМЫЙ-САМЫЙ...
В этом году на фестивале работало больше 1500 театральных компаний со всего мира. Было показано больше 3000 спектаклей.
Фестиваль обслуживали около 300 площадок.
Для меня это был 10 фестиваль и так как я всегда был ненормальным я решил "отметить" это событие 10 спектаклями...
В успех этого предприятия никто, включая меня не верил. Половина состава работала по три спектакля в день...в течении месяца...другая половина работала ВСЕГО по два, а в перерывах между спектаклями таскала алкоголь коллегам...
Самое смешное, что мы умудрялись даже смотреть чужие спектакли, ходили на футбол...ну, и естественно отмечали...каждый день...
Фестиваль можно и нужно критиковать - на нем выступает все больше и больше любителей, студентов и просто посредственных театриков.
Средняя посещаемость спектакля крутится около цифры 7-10 человек...
75% публики ходит только на 10-12 "проверенных" площадок, куда без разбора не берут...остальные грустят...
Критики на всех не хватает...а ведь на фестиваль театры едут именно за критикой и признанием, проверкой сил, что ли...
Фестиваль ужасно дорогой - проживание, питание, аренда площадки, реклама...не говоря уже о том, что актерам нужно не только выступать и есть, но и пить...
Многие компании идут на что угодно, если узнают, что кто-то работает такую же пьесу...С нами такой случай тоже произошел. "Конекуренты" по пьесе Сартра "В камере" позвонили в агентство по авторским правам и заявили, что у нас "неправильная" инсценировка...и ее нужно запретить...
Что остается неизменным - если у тебя есть качество и ты можешь удивить публику - ты будешь в порядке.
Хотя критика может тебя и не понять. Вот когда-то я показывал "Скрытый смысл Гамлета" - критка отнесла этот спектакль в раздел "позор фестиваля"...а публика ринулась смотреть - что ж там за "позор" такой. В этом году мою пьесу "Ёбанные иммигранты" критика тоже не жаловала, а публики было достаточно...
Многие говорят о том, что фестиваль все больше и больше клонится в сторону комедии...Это так и если ты работешь "сурьезный" репетруар, то нужны экстра усилия, чтобы обратить на себя внимание.
Как ни странно, выручает классика...даже современная...Правда смотря в каком виде её преподносишь...Моих актеров из "Фрекен Джули" Стринберга останавливали на улицах фразой "Дотронься до моего члена!"...А потом предлогали выпить или просто одобрительно хлопали по спине... То есть мы заставили публику запомнить не только это баловство, но и сам спектакль. Понятно, что эту фразу Стриндберг не писал...
Разозлили мы евреев...(господи, это у меня тренд такой, что ли?!)
В спектакле "Лилит" не просто столнулась пра-женщина Лилит, (которая является еврейской пра-мамой) и домохозяйка и "корова" Ева, но и Сатана с Мерилин Монро...последняя была трансвестом с членом на моторчике... Еврейская часть публики жаловалась на то что мы не "имели права" писать в рекламе - "Тора...Я не буду лежать под тобой!(Лилит)" Они сочли это оскорблением Торы...
А один профессор Эдинбургского универа долго крутил головой и все спрашивал меня - Как это русский режиссер "пошел на такое?" Это он про то, что мы смешали чеховский текст в "Колхасе" с моментами из Беккета, Ионеско, Тарантино и других товарищей...
Для многих фестиваль не успев закончится начинается снова...Уже в ноябре нужно думать какую программу повезешь в следующем году.
Мы вот хотим повеселить почтеннейшую публику совершенно новой программой: "Преступление и наказание", "Гамлет - секс машин", "Распутин"...есть еще кое-что на примете...
Мы уже скучаем за Эдинбургом, за фестивальным праздником, который длится 24 часа в сутки, за веселой толпой, за красавцем-Замком, за Эдинбургскими улочками и совершенно потрясающим туманом, фестивальной лихорадкой и счастливой усталостью, когда едешь домой в Лондон...