друзья героев, их жены и любовницы, бойцы спецназа, боевики, руководители исламских организаций, некоторые олигархи и государственные деятели России.
Все действующие лица в романе, несмотря на отдельные сходства фамилий, вымышлены. События, описанные в нем, имеют отдаленное отношение к действительным событиям, происходившим в мире во второй половине прошлого века
Волки мы - хороша наша волчая жизнь,
Вы собаки - и смерть вам собачья!
Владимир.Высоцкий.
***
Мулла, мулла, до хрипоты кричи!
Твой крик в моей душе не растворится...
Но почему мне вспомнилась волчица,
Что выла за рекой в глухой ночи.
Эдуард Фишер.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ЗНАК ВОЛКА
РИТА ЛОЕВА
1.
Грозный. 1970 год.
Поезд Киев - Баку прибывал в Грозный рано утром. Рита Лоева, стройная блондинка лет двадцати пяти на вид, легко спрыгнула с последней ступеньки вагона на низкий перрон, махнув на прощанье рукой Асафу, проводнику, который всю дорогу поил ее настоящим, как он говорил, чаем.
Бросив через плечо красную дорожную сумку, она вышла на привокзальную площадь. Прямо у выхода из здания вокзала женщины в черных головных платках продавали сирень и тюльпаны. Рита остановилась в изумлении. Сирень в начале апреля! В Киеве, когда она уезжала, еще лежал на тротуарах почерневший грязный снег, а тут сирень. Рита глубоко вдохнула теплый, пропитанный ароматами цветения воздух и оглядела площадь в поисках обещанного заранее транспорта.
Лоева приехала в командировку в качестве представителя института, который проектировал в Чечено-Ингушетии новую мощную электростанцию. Строительство и монтаж оборудования были в разгаре, но, как всегда, не хватало сметного лимита - денег, и Лоеву - специалиста по сметам послали разобраться на месте и доложить руководителю проекта, следует ли просить в Госплане "добавку" средств. Учитывая важность этого вопроса для стройки, управляющий Грозэнерго Лифанов в телефонном разговоре с директором института обещал встретить, устроить и вообще позаботиться о культурном отдыхе специалиста по сметам.
Не успела Рита до конца оглядеться, как к ней подкатила серая "Волга" и замерла, скрипнув тормозами. Из машины вышел плотный, коротко стриженный, невысокий человек средних лет в легкой кожаной куртке и, улыбаясь, направился к Лоевой.
- Лоева? Рита Петровна? - спросил он, не сомневаясь в ответе.
- Лоева, - ответила Рита, протягивая руку.
- Юров Виктор Иванович. Можно просто Виктор. Начальник стройуправления. Меня Георгий Тихонович, управляющий Грозэнерго, попросил встретить вас. Он сказал: "Тебе деньги просить-тебе и встречать хозяйку денег".
Рита засмеялась, бросила сумку на заднее сиденье и уверенно устроилась рядом с Юровым на переднем. Она успела заметить, каким взглядом окинул её Юров, и, как всегда, зная, что нравится мужчине, почувствовала себя легко и свободно.
Рита никогда не страдала от недостатка мужского внимания. Разведясь недавно с мужем после четырех лет очень сложных отношений, она почувствовала, что теперь на ярмарке жизни не ее выбирают, а она выбирает, и это придавало ей изумительную легкость в отношениях с мужчинами. Впрочем, легкость, до определенного предела, который устанавливала она сама. Что касается умения себя подать в любой компании,-этого у неё было не занимать. Рита несколько лет проработала в театре. Правда, не бог весть кем, костюмером, но км молодой красивой женщине и в костюмерную частенько заглядывали театральные Казановы. Театр-это вообще такой университет любовей и предательств, закончив который, на многое в жизни начинаешь смотреть проще.
Покрутившись в этом богемном котле несколько лет, она внезапно поняла, что кроме богатого сексуального опыта ничего полезного ей приобрести не удастся. Чистить, штопать и примерять костюмы надоело, и она совершила два исключительно важных поступка: вышла замуж за инженера электрика старше её на десять лет и поступила в заочный политехнический институт.
Институт, она закончила благодаря тому, что муж на протяжении четырех лет выполнял все её курсовые проекты и задания. На этом его функции мужа, практически, и заканчивались. Выйдя замуж, Рита не собиралась отказываться от своих "девичьих" привычек, и сумела очень комфортно построить свою семейную жизнь. Примерно раз в неделю она объявляла, что отправляется на "девичник" со студентками своей группы. На самом деле в этом "девичнике" не участвовало ни одной девицы, Но зато единственным и непременным участником этой встречи был помреж театра, откуда Рита ушла, по имени Лева. Не то, чтобы она так сильно любила этого Леву, просто ей из любви к разнообразию было мало одного мужчины. Кроме того, наличие Левы и мужа придавало ей уверенность в собственных женских силах.
Во время жарких встреч с Левой в квартире его друга, одолженной "на вечерок", муж Риты часто дожидался её несколько часов в машине у подъезда дома, где она задерживалась. Рита выпархивала из подъезда и прыгала в машину, а Лева, терпеливо дождавшись отъезда машины, спокойно выходил из квартиры своего друга и шел домой к жене.
Несмотря на то, что мужу тоже кое-что иногда "перепадало", несмотря на то, что Рита была очень хорошей хозяйкой и содержала дом в чистоте и порядке, брак их распался, одновременно с окончанием ею "Политеха".
Уйдя сразу вслед за этим из театра, и поступив на работу в проектный институт, Рита, благодаря своим природным способностям, любознательности и уменью нравиться мужчинам, очень быстро стала ведущим специалистом в самом скучном и сухом деле - сметном. В их отделе работали двадцать женщин разного возраста и семейного положения, но с Ритой они соперничать не могли. Она оставалась самой стильной и соблазнительной женщиной.
В институте даже болтали, что у нее был служебный роман, с начальником отдела, в котором она работала. И, надо сказать, что некоторые основания к таким пересудам были. Но опыт Риты в подобных отношениях позволял держать все в глубокой тайне. Для помрежа Левы у Риты уже не оставалось ни места в сердце, ни времени.
Вот такая женщина сидела сейчас рядом с Юровым. И он, погруженный в трясину монтажа, отец двоих детей, которых почти не видел, привыкший к упрекам жены, почувствовал вдруг, как тело наполняется давно забытой молодой силой.. Юров был уже далеко "не мальчик". Жизнь его терла обо все свои острые углы. Он строил аэродромы на Сахалине, электростанцию в Магадане. Потом судьба забросила его на строительство в центре Сибири города первых атомщиков, где нарабатывался оружейный плутоний. Через пять лет ему удалось вырваться оттуда, оставив все, что было нажито, (все пожитки "звенели" на контроле). Только "Волгу", которая тоже звенела, удалось за приличную мзду выпросить у ребят на выезде из радиационного контроля. В ней они и катили сейчас по Грозному.
Рита с любопытством поглядывала по сторонам. Город был небольшим. Они очень быстро выбрались из привокзальной зоны и почти сразу же оказались в центре. Юров медленно вел машину, поясняя на ходу. "Мы сейчас в центре города, вот драмтеатр, сейчас слева гостиница Грознефти, чуть дальше гостиница "Кавказ", но вы будете жить в новой гостинице "Чайка". А вот впереди здание Верховного Совета республики. Рядом, через дорогу, ЦК партии. Между прочим, первый секретарь ЦК у нас русский, а второй чеченец. Тут сейчас, после пятьдесят шестого года всюду так. Четырнадцать лет прошло, а им все еще нет доверия. Вы слышали, что у нас было в пятьдесят седьмом?"
- Нет, не слышала, - ответила Рита, с интересом впитывая новые впечатления.
- Я вам как-нибудь расскажу.
- Обязательно, я ведь не на один день приехала.
- Надеюсь, что не на один , - сказал Юров, - а вот и ваша гостиница "Чайка", на берегу "великой" кавказской реки Сунжи.
Машина выехала на набережную и остановилась у входа в пятиэтажное типовое здание гостиницы с неоновой надписью над входом: "Чайка". За низким парапетом катила свои желто-коричневые воды Сунжа. В это время года она была довольно полноводна, и у берегов, вокруг крупной гальки пенились небольшие водовороты.
Формальности заняли пять минут, и Юров любезно внес сумку Риты в номер 203, одноместный, на втором этаже.
- Отдыхайте, осваивайтесь, а к обеду я заеду за вами и поедем на площадку.
Рита благодарно кивнула, и Юров тут же покинул номер. Рита сняла плащ, посмотрела по дороге в зеркало. Лицо было немного усталым, но это его не портило, а придавало даже какой-то особый деловой шарм. Довольная осмотром, Рита переоделась в спортивный костюм и прилегла на кровать. Не успела она закрыть глаза, как зазвонил телефон. Женский голос с легкой хрипотой спросил:
- Извините, а что Антон здесь больше не живет?
- Нет, Антон здесь не живет. Здесь живу я, - вежливо ответила Рита.
- А как вас зовут? - хихикнули вдруг на другом конце провода.
- С кем я разговариваю? - раздражаясь, спросила Рита.
В трубке раздались гудки отбоя. Рита снова легла и укрылась покрывалом, надеясь немного поспать, она всегда плохо спала в поездах. Но заснуть ей не удалось. Снова зазвонил телефон. "Ну, сейчас я ей отвечу иначе!"-подумала Рита, срывая трубку. Но она услышала приятный мужской баритон.
- Извините, ради бога, - прозвучал баритон с чуть заметным гортанным акцентом, - я совершенно случайно узнал, что вы сегодня приехали из Киева. Что там слышно? У меня в Киеве живет брат с семьей.
- А откуда вы узнали, что я приехала из Киева? - удивленно спросила Рита.
- У нас город маленький, все сразу становится известно. Но вы мне не ответили, что слышно в Киеве.
- В Киеве все в порядке, зима еще...
- Знаете что, - перебил её голос - давайте сегодня вечером поужинаем вместе в ресторане нашей гостиницы, и вы мне всё подробно расскажете.
От такой прямоты и наглости Рита сначала онемела, а потом резко ответила: - Я с такими... знакомыми в ресторане не ужинаю. А если вы мне еще раз позвоните, я обращусь к администратору гостиницы или в милицию!
- Вы еще не поняли, что приехали на Кавказ, - со вздохом сказал баритон и дал отбой.
Рита швырнула трубку на рычаги. Правда, больше до часу дня её никто не беспокоил. Ей удалось поспать, а потом принять чуть теплый душ и привести себя в порядок. Подкрашивая карандашом веки, она думала о том, сколько может быть лет Юрову и женат ли он. Когда она закончила макияж, в дверь негромко постучали. Она открыла. В двери стоял Юров и, чуть смущаясь, потягивал ей букет сирени. Она быстро поставила цветы в графин с водой, надела плащ и они спустились вниз к машине Юрова.
По дороге она ему с возмущением рассказала о телефонных звонках: сначала женском, а затем мужском. Юров усмехнулся и сказал: "У них тут в гостинице разработана целая система. Я забыл вас предупредить. Дело в том, что телефоны гостиницы выходят в город через коммутатор. Девицы на коммутаторе, конечно в дружбе с администраторшами и первыми узнают о том, кто в какой номер въехал. Ну, а дальше, если в номере оказывается заинтересованный в услугах мужичок, - они предлагают себя, если молодая женщина, они передают её местным донжуанам, получая трешку за посредничество или просто по старому знакомству.
- Какой ужас! - только и могла воскликнуть Рита.
- К сожалению, этот баритон вам все правильно сказал: вы на Кавказе, а это уже не совсем Советский Союз.
Между тем, машина подкатила к решетчатым железным воротам, рядом с которыми весела табличка с надписью "Завод технических масел". Юров посигналил и высунулся из окошка. Отворилась дверь кособокой будки, и из нее, хромая, вышел старик в высокой бараньей шапке с берданкой в руках. Юров улыбаясь обернулся к Лоевой.
- Сейчас я вас повеселю. Чтобы сократить дорогу на нашу стройплощадку, я поехал через нефтемаслозавод. А этот старик - его охрана.
Охрана приоткрыла ворота и спросила: "Кто такие, откуда?". Юров громко ответил: "Из Фе - Эр - Ге!" Охрана широко распахнула ворота: "Свои! Проезжай"!
Машина въехала в ворота. Рита, согнувшись пополам, залилась хохотом. Проехав через маслозавод, они почти сразу же оказались прямо в центре огромной стройки. В очереди на разгрузку стояли трейлеры с бетонными плитами, бульдозеры утюжили земляные валы, автопогрузчики, как муравьи, тащили по площадке пакеты арматуры, железные листы, куски труб. В центре этого хаоса уже возвышался десятиэтажный остов будущего мощного парогенератора. Уверенно лавируя между кучами строительного мусора и штабелями изоляционных плит, Юров подъехал к вагончику, где размещалось его хозяйство. Они вошли внутрь. Молодой парень, болтавший с сидящей за столом девушкой, сразу замолчал, а девушка уткнулась в бумаги.
- Рощин! Двадцатка пришла? - строго спросил Юров у парня.
- Вроде пришла.
- Так чего ж ты тут лясы точишь? Быстро на склад и найди мне по дороге Хосмамедова!
- Хос с утра здесь не появлялся.
- Ладно, я завтра сам с ним разберусь. Проходите, Рита Петровна.
Он пропустил Риту в свой кабинет за перегородкой. Там помещались всего два стола. На одном столе было три телефона, а на другом аккуратной стопкой сложены сметы и акты приемки выполненных работ. Юров уселся за стол с телефонами, а Риту усадил за второй стол. Тут же все три телефона начали звонить. Юров включился в работу, а Рита углубилась в просмотр документов.
Периодически в комнату входили люди в касках с одним и тем же вопросом: "Хосмамедова не было? Где Рафик Хосмамедов? Где Хос?"
Рите это надоело, и она спросила у Юрова: "Кто этот неуловимый Хос?"
- Рафик Хосмамедов - мой заместитель, - ответил Юров, - он человек очень интересный, - многозначительно добавил Виктор Иванович, усмехнувшись. - Да вы еще с ним познакомитесь".
До вечера Рита корпела над бумагами. От напряжения и шума побаливала голова. Предложение Виктора Ивановича закончить на сегодня работу было очень кстати. Следующее его предложение - поужинать сегодня в ресторане, - оказалось неожиданным, но отказываться было неудобно, и она согласилась. Договорились, что сейчас он отвезет ее домой, а вечером, часов в девять зайдет за ней.
В половине десятого они уж сидели в ресторане на первом этаже гостиницы. Юров попросил, чтобы к ним никого не подсаживали. Официант, худощавый молодой человек с черными, как будто приклеенными усиками, согласно кивнул головой и танцующей походкой скрылся на кухне.
Зал ресторана казался не очень большим. Стены его были украшены пейзажами горных ущелий и озер. Клубы табачного дыма витали под низким потолком. В дальнем углу на невысокой эстраде размещался оркестр в составе пианино, контрабаса, скрипки и ударника. За оркестром на высоком табурете сидел солист-вокалист в белых брюках и красном пиджаке. Сначала Рита не поняла, что её так удивляет в этом ресторане, но потом сообразила, - в зале почти не было женщин. Только за одним столиком сидели две женщины в компании мужчин. Вид этих женщин не вызывал сомнений в их роли на сегодняшний вечер, а может быть и на всю жизнь. Не зря Рите показалось, при входе в зал, что с нее как будто десятки глаз сняли одежду.
Между тем, в зале текла обычная ресторанная жизнь. Звенели бокалы, стучали вилки и ножи. Оркестр начинал "работать" только после того, как кто-нибудь из посетителей подходил к эстраде и высоко поднимал зажатую между двумя пальцами пятерку или десятку. Заказчик бросал ее на барабан и громко называл свою песню. Чаще всего исполнялась модная в том году "Лаванда". Танцевали не парами, тем более, что женщин явно не хватало. Мужчины становились в круг и устраивали хоровод, почти не слушая музыку. Вокалист, в красном пиджаке, форсируя свой акцент, кричал в микрофон: "Лаванда, горная лаванда \ Сколько лет прошло \ Но помним я и ты"...
Рита себя чувствовала в такой обстановке не очень уютно. Юров, быстро понял это и, вспомнив свое обещание, сказал: - Я вам обещал рассказать, что здесь было в 57-ом году. Послушайте, может быть, вам станет понятнее все это, - он обвел зал рукой и начал рассказывать историю выселения чеченцев Сталиным в 1944 году и возвращения их в 57-ом..
Юров закончил свой рассказ как раз в тот момент, когда танцующий официант принес и поставил маленький графинчик коньяка и филе барашка с зеленью. Первая рюмка немного сняла напряжение, в котором находилась Рита. Юров ел жадно, как человек, которому плотно поесть приходится не чаще одного раза в день.
- Виктор Иванович, а что вы говорите своей жене, когда возвращаетесь поздно из ресторана? - спросила неожиданно Рита. Она любила иногда задавать мужчинам вроде бы невинные провокационные вопросы.
- По тому, как Юров перестал жевать и внутренне напрягся, Рита поняла, что попала в больную точку.
- Ничего не говорю, она уже привыкла, - пожав плечами, ответил Юров.
Рита не знала, как перевести разговор на другую тему, но вдруг в зале возник какой-то шум. Через несколько столиков от них двое молодых людей, поднявшись со своих мест, уже держали друг друга за отвороты пиджака. Стулья и битые фужеры валялись на полу у их ног. Казалось, драка неминуема, но в этот момент к ним подошел мужчина и негромко что-то сказал им на местном наречии, показав глазами на столик Риты и Юрова. Рите показалось, что она узнала тот же баритон, который утром приглашал ее в ресторан. Повинуясь этому голосу, один из драчунов одернул пиджак и нетвердой походкой направился к ним. Юров напрягся и успел сказать : "Спокойно, Рита! Я все улажу".
Драчун прошел мимо оркестра, бросив на барабан десятку, и сказал: "Лаванду!" Оркестр тут же заиграл навязшую в зубах мелодию. Подойдя к столу, драчун, не обращая на Виктора Ивановича внимания, сказал, обращаясь к Рите: "Сейчас будем с тобой танцевать", - и протянул к девушке руку. Но Юров перехватил его руку, крепко сжал её и сказал: "Эта девушка танцует только со мной...". Драчун выдернул свою руку и ударил Юрова в грудь. После ответного удара Виктора Ивановича, нападавший оказался на полу, но быстро вскочил и, пригнувшись, стал обходить стол.
- Виктор! У него нож! - закричала Рита.
В руке драчуна блеснуло лезвие ножа. Никто и не думал вмешиваться. Все с жадностью наблюдали, чем это закончится. Виктор Иванович поднял над головой стул, прикрывая телом Риту. Драчун приготовился к прыжку.
В это момент дверь ресторана со стороны улицы распахнулась, и Рите показалось, что в зал не вбежал, а влетел по воздуху человек в джинсах и кожаной куртке. В два прыжка этот человек оказался у их столика, перехватил руку с ножом, уложил нападавшего на пол и наступил ему на грудь ногой. Как это ни странно, мужская часть зала отреагировала на это действие аплодисментами и свистом. А Виктор Иванович аккуратно поставил на место стул и сказал, обращаясь к Рите: "Вы интересовались, кто такой Хос? Знакомьтесь - Рафик Хосмамедов, лихой джигит и мой заместитель. Личность известная в Грозном. Садись, Рафик, гостем будешь"
2.
Они уже втроем просидели в ресторане до конца вечера. Никто к ним больше не приставал, наоборот, Рите показалось, что все поглядывают на нее с уважением, и она почувствовала себя под надежной защитой.
Рафик Хосмамедов выглядел настоящим горцем похожим на иллюстрации к "Хаджи Мурату", которые Рита помнила с детства. Высокий, стройный, с тонкой, талией и широкими плечами, на которые падали длинные черные, прямые волосы. Черные, как угли, глаза и брови вразлет. Удлиненное лицо было смуглым, но смуглота была не темной, а какой-то матовой. Но за красивой внешностью ощущалось что-то еще. От него исходили какие-то хищные волны. Когда Рита танцевала с ним, он прижимал ее к себе, как добычу, и она явственно ощущала эти волны. Она их ощущала, даже сидя за столиком, когда они вели ничего не значащий разговор.
Рита однажды в жизни испытала такое же чувство, но не могла вспомнить, когда и где это было...Около двенадцати ночи Юров и Хосмамедов проводили Риту до дверей ее номера. Хосмамедов, прощаясь, сказал Рите: "Теперь вы моя гостья на все время вашей командировки". Рита смеясь ответила: "После вопросов, которые я задам вам по сметам, я не уверена, что вы захотите еще раз пригласить меня в гости!"
- Вах!, - ответил Рафик, - Что такое сметы? - деньги, мусор. У нас на Кавказе ценят три вещи: коня, честь и женщину.
- Женщина у вас на третьем месте,- вздохнула Рита.
-Это, смотря, какая женщина, - ответил Рафик.
На этом и расстались. Уже лежа в постели, засыпая, Рита вспомнила, откуда ей знакомы эти хищные волны, исходившие от Хосмамедова. В прошлом году она была в зоопарке и задержалась у клетки с волками. Серый с подпалинами крупный зверь застыл у решетки, глядя на нее желтыми немигающими глазами. Рита где-то читала, что волк не выдерживает взгляда человека. Она стояла, вперившись в его глаза, отделенная от зверя решеткой и оградой, ожидая, когда же волк отвернется. Но волк не отвернулся. Рита первая отвела глаза, испугавшись страшной бездны холодной жестокости, дикости и непокорности, которая светилась в желтых глазах зверя...
Юров и Хосмамедов, выйдя из гостиницы, подошли к парапету набережной и, не сговариваясь, закурили. Внизу глухо рокотала Сунжа, вспыхивали огоньки сигарет, вырывая на мгновенье из темноты хмурое лицо Виктора Ивановича и хищную улыбку Хосмамедова.
Юров хорошо знал своего заместителя, знал, как он был охоч до слабого пола, и не особенно переживал, меняя подруг. "Наше дело не рожать, нагулялся, и бежать", - была его любимая присказка.
Монтажная площадка - это не проектный институт и даже не завод. На монтаже могло случиться и случалось все, что угодно. Девушки изолировщицы буквально липли к красавцу Хосу, и он выбирал из этого гарема, кого хотел. Виктор Иванович его не осуждал, сам был в молодости не святой, да и не его это было дело. И сейчас он видел, что Рафик уже "принял стойку" и теперь не выпустит Риту из своих лап. Но Виктору тоже очень понравилась Рита, и он не был готов уступить Хосу инициативу. Хосмамедов первым прервал молчание.
- Так, что, начальник, отойдешь в сторону?
- Нет, Хос, не отойду.
- Виктор Иваныч! Ты же женатый человек, у тебя двое детей.
- Моя жена и мои дети тебя не касаются. Эта женщина не для тебя. Тебе что, изолировщиц мало? Они и так про тебя уже частушки сочиняют.
- Какие частушки?
- А вот такие: "В Красноводске я была, в Грозный я попала,\ Если б Хос не закадрил \Без любви б пропала..."
Виктор Иванович почувствовал даже в темноте, что Рафик довольно улыбается.
- Значит, не отступишь, - еще раз спросил Хосмамедов.
-Не отступлю, - твердо ответил Юров, - кстати, ты забыл у нее спросить, захочет ли она быть с тобой...
- Это вы у себя в России спрашиваете, а мы тут на Кавказе сами берем, что нам нравится.
- Что-то ты заладил все время "На Кавказе, на Кавказе!" Рано тебе еще говорить: "Кавказ это не Россия".