Аннотация: "Там, куда не проникает ни свет, ни мрак, повсюду один прекрасный вид"
(Старинное китайское изречение)
Кто-то может быть и помнит -- была такая увлекательная детская книжка скандинавского автора "Палле один на свете" с выразительными картинками. Про мальчика, который вдруг проснулся и обнаружил, что он остался совершенно один в городе, в котором проживал . Сначала он не понял -- где мама с кашей, и где надоедливая сестренка, потом он обрадовался -- никого нет! И пошел себе бродить по пустынным улицам , удовлетворяя все свои потайные желания -- он брал в магазинах игрушки, о которых только мог мечтать, он набивал рот сладостями, которые взрослые запрещали есть в таком количестве, он залезал в чужие квартиры -- его всегда интересовало, как же устроен мир в другом доме, он наслаждался своей свободой и безнаказанностью за поступки, о которых он уже знал -- не хороши они. И вот наступил вечер. И стемнело. А в городе по-прежнему никого не было. И уже не хотелось сладостей, и игрушки валялись неинтересной грудой в углу...
Меня ужаснула в детстве эта история -- именно своим образом одинокого маленького и беспомощного человека, который остается один на всем белом свете. И почему эта книга возникла в сознании именно во время прогулок по чудесным, каким-то неземным пространствам графства Люксембург, куда я напросилась сознательно -- второй раз в этой жизни, потому как очень понравился раз первый. И напросилась в самую чудесную годовую пору -- осенью, когда листва в лесных угодьях и прекрасных березовых и кленовых аллеях вдоль люксембургских дорог еще цела, но уже изменила свою зеленую краску на оттеночное разнообразие увядания. Любуясь этими картинами, я никак не могла согласиться с отождествлением природной осени и понятием "осень жизни". Что-то тут не сходится совершенно. Осень в природе -- праздник, разгул красочности и чувства природного обновления, хотя и обостренное некоторой горечью ощущения мимолетности всего сущего. Но и знаешь ведь -- через год она повторится, и будет также прекрасна. А Осень жизни? ..
А известно ли вам... в Википедии забавно составлена фраза: "Основное населениеЛюксембурга -- люксембуржцы. Живут также в Италии, Германии, Франции и в США. Общая численность 473 тыс. человек," К чему я это говорю? Если хочешь почувствовать себя мальчиком Палле, который один на свете, езжай в Люксембург.
В десяти минутах от городского центра столицы на вершине живописнейшего холма в окружении нетронутого леса вас будет ожидать номер в отеле "DoubleTree" рядом с современной многоэтажкой, одна сторона которой выгнута на манер радара, и ее нижняя часть органично совпадает с началом крутого склона. Здесь даже самая маленькая собачонка облает тебя злобно и радостно, - настолько "запривачена" эта небольшая территория, вся в шлагбаумах и табличках - торчат как ощетинившийся хребет доисторического животного, готового каждую минуту напасть, распушив все свои гребешки-чешуйки -- если тронешь.
Погуляв полдня по окрестным холмам и уютным улочкам, к бордюрам которых прижимаются без проблем черные "Мазератти" и сиреневые "Лексусы", я не встретила ни одного человека, кроме дворника. И кажется, что плотно застроенная небольшими особняками -- одна стена общая у домов! - Rue Jean Engling -- непременно должна вывести на привокзальную площадь или к собору, а она уткнулась вдруг в густой лес, огороженный решеткой с табличкой: "Лошадиный заповедник". И здесь же висят фотографии -- рыжие укороченные лошадки с длинными мордами, а вот и следы их жизнедеятельности на тротуаре, - лучше поскорей повернуть обратно. Вдруг набегут и решат, что я тоже претендую на толстый слой яблочной падалицы, так живописно выглядывающей из травы.
Долина Eischthal прячется ранним утром за плотным слоем тумана. Но яркое осеннее солнце и прозрачный воздух побеждают -- и будто голографическая картинка -- мгновенно возникают справа и слева от дороги ярко-зеленые ровные лужайки, холмы один над другим... Вот прорисовался замок Шенфельс -- самый высокий в Люксембурге, хотя и не кажется таким - потому что не венчает собой вершину, как это привычно с замками, а стоит на улице городка в ряду с другими домами.
Неподалеку в местечке Холленфельс сразу два замка -- один с типичной готической башенкой. Почти триста лет владения Холленфельс делились между различными семействами, но основательно разрушились после нашествия войск Людовика XIV-го. И еще триста лет ушло на восстановление старых стен и башенки. И разные семейства-фамилии больше не воевали за обладание -- замок стал государственным. Теперь в нем расположен национальный молодежный Центр. И если встать с его тыльной стороны -- окажешься у обрыва, и откроется далекая перспектива на холмы, долины, ущелья -- неповторимо все!
...Торжественный обед конференции проходил в этот раз в загородной таверне при музее кукол "A Possen". В кружевных платьицах, со взрослыми личиками двухсотлетние красавицы восседали за стеклянными витринами. Игрушки эти были в то время настолько дорогими, что передавались из поколения в поколение, переживая на своих веках не одну починку и трансформацию. Была придумана даже универсальная кукла -- трехликая. На одной голове -- три лица -- все с разным выражением. Одно улыбается. Другое плачет, третье -- спит. В зависимости от желания на голову одевается капюшончик и прикрывает два "ненужных" сейчас. Для мальчиков покупали лошадки-качалки и "тэдди-беры", которые в те стародавние времена назывались, наверное, просто "мишками". А еще создавали -- иначе не скажешь - игрушечные железные дороги. Над вариантом, представленным нам, трудились аж три поколения -- дедушка начинал, а внук заканчивал работу.
Как водится, все присутствующие на банкете участники орали во все голоса, стараясь перекричать общий гул. Кроме толпы ученого люда в зале ужинала пара средних лет. Они с интересом прислушивались к многоязыкому ору, и даже казалось, что пришли они ужинать именно сегодня сюда не случайно -- для них это был своеобразный театральный вечер, и они чувствовали себя участниками шумного действа. Позже появилась еще одна пара -- и тоже показалось, что пришли они, чтобы побыть среди людей.
Отведав искусно подготовленного "исторического" фондю, мы решили выйти в тишину улицы. Городок на берегу Мозеля спал. Лишь куклы продолжали таращиться на нас со своих освещенных полок. Но и это освещение погасло, и тянуло заглянуть в музейную витрину -- как они там, в темноте? Бесшумно прошла по реке баржа -- проплыли совсем рядом разноцветные огоньки. Огород, мимо которого мы прогуливались, зиял чернотой, и на ее фоне торчал высоченный подсолнух, да не срезанные стебли капусты брокколи, которую можно обнаружить даже на небольших участках "свободной" земли в одном из центральных районов столицы Люксембурга под названием Grund.
Послушать тишину и предаться одиночеству можно не только в спящем маленьком пригороде, но и в парке Петрусс -- в самом центре столицы .Ущелье Петрусс когда-то служило естественным оборонительным рубежом города. Его откосы были укреплены стенами-бастионами Ле Бок. В начале 20 века здесь был разбит парк. И теперь эта зеленая долина отделяет центр старого города от южного района с железнодорожной станцией. Откосы смотрят на юг, нагретые солнцем каменные стены создают особый микроклимат, здесь всегда теплее, чем на мостах и виадуках, перекинутых через ущелье. В безветренную солнечную погоду здесь так тихо, что слышно, как шуршит сам собой падающий на узкую горную дорожку сухой лист. Можно прислониться к нагретой крепостной стене, задрать голову повыше и поиграть в жмурки с солнечным лучом, живым, ярким, нахально пробивающимся сквозь ветки деревьев. Дорожка парка выводит прямо к зданию Национальной библиотеки, и старые заброшенные каменные лесенки естественно вписываются в ухоженную площадь с Дворцом правосудия, белым зданием Министерства финансов и фигурой Гросс-герцогини Беатрисс, стоящей у этого здания с протянутой рукой.
Несколько шагов вдоль Rue des Capucins - улочки с бутиками, в одной из витрин которых болтаются на веревках и медленно крутятся безголовые беременные женские фигуры манекенов, - и театральная площадь порадует живой группкой скоморохов. Можно подойти с любой стороны -- к тому, который больше нравится. Хочешь -- к тому, который тебе улыбнется, хочешь к тому, который "покажет нос". Все симпатичные -- потому что с головами и пляшут вовсю. А вокруг уже почти никого не видно из прохожих. Смеркается. И вдруг взгляд падает на стену какого-то старого здания на площади. Там -- сбоку устроена небольшая ниша. В ней -- фигурка Мадонны с младенцами. Стена здания белая -- а ниша и Мадонна быстро становятся золотистыми -- это последний луч заходящего солнца, выглянув откуда-то с соседней узкой улочки, ярко освещает именно эту часть стены и будто задерживается в углублении с фигуркой.
Магазины сегодня закрываются рано. Остаются работать лишь некоторые кафе. В полупустом зале одного из них сидит старушка в кашемировом белом свитерке. Рядом на диванчике - красивая коробочка -- дама явно посетила приятный ей магазинчик. Столик пуст. Лишь рюмка шнапса выделяется своей прозрачностью на фоне деревянной столешницы. Видно, сидит тут уже давно, наблюдает за прохожими , отрешенно улыбается официантке, а на самом деле -- своим воспоминаниям. Ходила наверное еще маленькой девочкой по этой Рю...., прижимая к себе красивую куклу из папье-маше с фарфоровым личиком. А спустя годы может быть именно на этом углу какой-нибудь преуспевающий и шумный Адриен обнял вдруг ее за талию и потянул в это самое кафе... Наверное не первый раз она тут сидит. Допьет свою рюмку, возьмет свою красивую коробочку и пойдет по темноте в свой красивый одинокий дом. У нее есть и на что купить шнапс, и новый свитерок, и на что содержать дом. И кажется, что и конец у нее будет такой же тихий и мирный, в своей красивой кровати перед знакомым во всех деталях с детства окном... Вот только поскучает ли кто-нибудь о ней?