Сологубовский Николай: другие произведения.

13 дней, которые потрясли Тунис. Последняя часть

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Сологубовский Николай (sweeta45@mail.ru)
  • Обновлено: 23/05/2013. 36k. Статистика.
  • Статья: Тунис
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Тринадцать дней, которые потрясли Тунис. 16 Николай СологубовскийКнига "Thawra. Тринадцать дней, которые потрясли Тунис". Часть 16Мы продолжаем публикацию новой книги Николая Сологубовского...Приложения

  •   Тринадцать дней, которые потрясли Тунис. 16
      Николай Сологубовский
      Книга "Thawra. Тринадцать дней, которые потрясли Тунис". Часть 16
      Мы продолжаем публикацию новой книги Николая Сологубовского...
      
      Приложения
      
      Россия и Тунис в XVIII-ХIХ веках
      
      Открывая неведомые миры
      
      Связи России и арабского мира, неотъемлемой частью которого является при всем своем своеобразии Тунис, уходят в далекое прошлое. Наши отношения переплетены политическими, экономическими, духовными узами, которые никогда не прерывались, и мы уверены, что в XXI веке они получат новое динамичное развитие. Сегодня же хотелось увидеть, как все начиналось и какой путь мы прошли друг к другу, открывая неведомые миры.
      Взаимный интерес России, с одной стороны, и арабских и средиземноморских стран, с другой, возник давно. К IX-XI вв. относятся первые упоминания о русах арабскими авторами-историками, географами, путешественниками: Ибн Хордадбехом, Ибн Фадланом, аль-Масуди, Ибн Хаукалем. "Африка существовала как земля для путешественников", - писал К.Г. Паустовский. В изучении Африки и Ближнего Востока в России, в ознакомлении русского общества со странами этих регионов на протяжении нескольких веков большую роль играли записки путешественников и паломников.
      В конце XVII в. в России появляется труд "Описание царства Алгерийского и Тунетанского", т.е. Алжира и Туниса. В первой русской газете "Ведомости", основанной Петром I, публиковались сообщения об Африке.
      В XVIII веке, благодаря политике Петра Великого и Екатерины Великой, Россия стала державой с сильной армией и флотом. И перед ней встали две проблемы: торгового судоходства на Черном и Средиземном морях, где тогда еще русских мореплавателей было мало, и установления прочных, постоянных отношений со средиземноморскими странами.
      В 1724 году была образована Российская Академия Наук, с которой началась научная традиция в русской арабистике.
      С южных окраин Российской империи в Тунис разными путями (в качестве пленников, рабов с невольничьих рынков и т.п.) попадали люди, нередко делавшие здесь блестящую карьеру.
      Среди них особое место занимает Мухаммед Хайраддин-паша, книга которого вышла в 1868 г. в Париже на французском языке под названием "Реформы, необходимые мусульманским государствам".
      Предтеча тунисского реформаторского движения и одно время великий, или главный визирь Туниса, а позже, - глава правительства Османской империи, Хайраддин-паша (1822-1890 гг.) был родом из Абхазии (тунисцы называли его черкесом). Он попал ко двору тунисского правителя Ахмед-бея (1837-1855) около 1840 г. С введением 23 апреля 1861 г. тунисской конституции, Мухаммед Садок-бей становится первым конституционным монархом в мусульманском мире. В свою очередь, Хайраддин-паша - первым в истории Туниса главой Верховного, или Большого совета, считавшегося "гарантом конституции" и блюстителем "принципа всеобщего равенства жителей страны перед законом" . Конституцию эту, правда, скоро отменили, но Хайраддин-паша по праву считается выдающимся политическим и государственным деятелем своего времени. Ему Тунис обязан созданием светского учебного заведения, коллежа Садыкийа (1875 г.), которое стало в дальнейшем питомником национальной интеллектуальной и политической элиты.
      Политические, культурные и торгово-экономические связи России с арабскими странами вызывали интерес в литературно-художественных кругах России. Так, Л.Н. Толстой в период учебы в Казанском университете на отделении арабо-русской словесности изучал арабский язык, знакомился с книгами об арабских народах, их судьбе и культуре.
      Период конца XVIII - начала XIX вв. был временем установления первых контактов между Российской империей и Тунисом, который был тогда автономной провинцией Османской империи. После русско-турецкой войны 1768-1774 гг. и подписания Кючук-Кайнарджийского мирного договора торговые суда России впервые получили право свободного плавания по Черному морю и прохода через проливы Босфор и Дарданеллы.
      "Торговля - мое дитя", любила говорить Екатерина II. Она предприняла меры, направленные на установление торговых отношений с Тунисом и другими средиземноморскими странами. В декрете Сената от 18 ноября 1784 г. говорится, что задача русской дипломатии - установить торговые связи с Варварией и Египтом "ввиду того, что в этих местах существует большая потребность в большом количестве разнообразных металлических издельях, гвоздях, сукне, красной русской коже, оконном стекле", и "мы можем поставлять в Варварию металл и разнообразные металлические изделия, русскую красную кожу, стекло и деревянную утварь".
      В 1799 г. Тунис посетили два судна под российским флагом, в 1800 г. - 8, в 1802 г. их было 19, в 1805 - уже 53 судна. Всего с 1799 по 1818 гг. Тунис с целью торговли посетили 137 российских судов с грузами зерна, ячменя, муки, вина, растительного масла, древесины, угля и другими товарами.
      После победы над Наполеоном в 1815 г. акты Венского конгресса закрепили новую систему международных отношений - так называемую венскую систему, которая просуществовала более сорока лет.
      Император Николай I писал в 1826 г. в инструкции для российского посланника в Константинополе А.И. Рибопьера: "Географическое положение государств определяет их нужды и пользы. Достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться, что с того дня, как русские владения коснулись берегов Черного моря, свободное сообщение между этим морем и Средиземным стало одним из первых интересов России, а сильное влияние в Константинополе - одною из первых ее потребностей".
      "Ближний Восток ...тесно связан с нами. В далеком прошлом Олег и Игорь (киевские князья - авт.), а в настоящем русская политическая жизнь не обходится без настойчивых вопросов Ближнего Востока. Может быть, еще теснее он будет связан с нами в близком будущем, когда нам придется проявить свое участие в сосредотачивающихся на берегах Босфора дилеммах мировой политики... Сколько очередных задач России тяготеют к Ближнему Востоку! Они ждут своего разрешения". Такую оценку "восточного вопроса" и его роли в политической жизни России XIX в. дал журналист и путешественник Н.Н. Лернер.
      Один из этих "роковых вопросов" - ситуация в ближневосточном регионе. "Восточный вопрос" волновал российское общественное мнение. В 1896 г. С.А. Жигарев писал, что "восточный вопрос" возник для России, "сильнейшего славянского православного народа, с момента падения Византийской империи". "Россия преследует в Восточном вопросе две задачи: с одной стороны материальную - открытие проливов из Черного моря в Средиземное, а с другой - религиозно-национальную - освобождение из турецкого рабства и подчинения своих единоверцев и единоплеменников. Первая задача должна была принести нам политические и экономические выгоды, вторая - решить религиозно-нравственные задачи".
      Хотя взаимные интересы Англии и Франции сталкивались в районе Средиземного моря, все их противоречия отступали на второй план, как только они видели "призрак русских устремлений" в Османской империи. Государственные деятели двух стран постоянно твердили об "агрессивности восточной политики" России. "То, что по отношению к Турции называют Восточным вопросом, - утверждал знаток Востока Покеш-Остен, - есть только вопрос между Россией и остальной Европой".
      "В том, чьей власти подчинены проливы Босфор и Дарданеллы, кроется разрешение для России пресловутого Восточного вопроса. К упорству турок, отказывавшихся предоставить нам свободное судоходство по Черному морю, присоединились впоследствии происки морских держав Европы, опасавшихся соперничества наших судов со своим флотом в Средиземном море", писал С.М. Горяинов в книге "Босфор и Дарданеллы".
      В конце ХIX века в России появляется большое количество географической литературы и периодики, энциклопедий и путевых очерков, посвященных Магрибу и в частности Тунису. Тунис представлял интерес для российских ученых не только естественнонаучного направления, но и гуманитарного. Знаменитый историк античности и археолог М.И. Ростовцев посетил Тунис весной 1897 г., его интересовали, в особенности, римское наследие в архитектуре Туниса и римская мозаика. Ростовцев посетил музей Бардо и Карфаген. Конец XIX в. был "золотым веком" французской археологии в Тунисе. Ростовцев, наблюдавший работу своих французских коллег на древнеримских руинах Туниса, записал в своем дневнике: "Какая чудная страна и какое поле для штудий и открытий".
      Другой русский путешественник, врач и антрополог А.В. Елисеев внес вклад в изучение мусульманской цивилизации и религии. В работе 1894 г. "Современный ислам и его задачи" он находит прямую связь между наступлением европейского колониализма на страны ислама и ростом религиозного фанатизма среди мусульман и его выводы настолько актуальны для современности, что можно только удивляться проницательности русского ученого, который предупреждал: "Восток, получив жизнь от ислама, в этом последнем и должен искать опоры в тяжелые годины утеснений; старый ислам, в котором уже не предполагали жизни, оказался еще способен пробудить дремавший фанатизм, а руководители его подняли высоко знамя пророка, приглашая всех последователей Корана соединиться в защиту ислама". Одним из первых Елисеев указал на роль ислама для будущего России: "Россия как страна, имеющая многие миллионы мусульманских подданных, должна быть живо заинтересована в том, что творится в тайниках мусульманского мира, и нам еще скорее, чем другим европейцам, придется считаться с каждым новым явлением, которое охватит или даже поколеблет весь ислам" .
      
      "Пусть берут хоть весь Тунис, какое нам дело!"
      
      22 - 24 апреля 1881 г. французский экспедиционный корпус в составе 35 тысяч человек под командованием генерала Ф. де Боскенара пересек алжиро-тунисскую границу. 26 апреля были захвачены тунисские города Эль-Кеф и Табарка, 29 апреля - город Беджа, а 1 мая - Бизерта. Французские войска подошли к столице Тунис.
      27 апреля 1881 г. бей Туниса направил послания европейским государствам, подписавшим Берлинскую декларацию, чтобы поставить их в известность о начале французской военной интервенции в Тунисе и чтобы заручиться их поддержкой. Так, в письме к канцлеру России А.М.Горчакову бей писал: "Захват Регентства французскими войсками происходит в условиях нарушения прав людей.... Правительство Республики (Франции - авт.) объявило всем европейским государствам, и мне в том числе, что в его намерения входит исключительно стремление наказать хмиров (горные тунисские племена крумир - авт.) за происшествие на алжирской границе. С этим наказанием мы никогда не были согласны, и, несмотря на наши открытые протесты перед правительством Республики, французские войска захватили нашу территорию и наши города...".
      Далее бей писал в своем послании Горчакову: "... Призываю Вас во имя человечества и в качестве старого союзника, с которым я все время поддерживал связь, обеспечить помощь Вашего Превосходительства в создании срочной посреднической миссии для прекращения катастрофы войны, для достижения общего решения правительств, для обеспечения будущего страны и урегулирования претензий французского правительства".
      Характерной была реакция А.М.Горчакова на послание бея. Карандашом на бумаге с этим молением о помощи он сделал следующую запись: "Пусть берут хоть весь Тунис, какое нам дело!"
      Реакцию России на захват французами Туниса можно охарактеризовать как стремление уклониться от какого-либо вмешательства, чтобы не осложнять отношения с Францией.
      Реакция русской прессы отличалась от реакции дипломатов. Газета "Голос" писала: "Генерал Бреар навязал договор бею, пристав с ножом к горлу", а журнал "Дело" развивал эту мысль: "Тунисского властелина взяли, так сказать, за горло и заставили подписать под видом договора о союзе трактат о порабощении". В очерке "Современная Тунисия" М.И. Венюков рассуждал по тому же поводу: "Трудно сочинить международный акт, который бы при совершенной любезности обеих высоких договаривающихся сторон, в сущности, предавал одну из них на произвол другой, разжаловал бы ее из самостоятельного государства в вассальную область".
      В 1881 г. в Северной Африке побывал корреспондент "Московских ведомостей" В.А. Горлов. Он стал свидетелем сопротивления тунисцев французской оккупации. "Мне, которому пришлось видеть окровавленные головы, прибитые французами к воротам Туниса, и пришлось беседовать интимно с высшими командирами французских отрядов - мне хорошо известно, что следует подразумевать под словами гуманность и великодушие войн, ведомых Францией". Так с горечью пишет русский журналист и добавляет: "Что бы ни говорили французы, единственная вина арабов состоит в том, что они борются за свое отечество".
      
      Русские сражались в Африке за Россию
      
      7 января 2011 года, в рождественскую ночь, ровно за неделю до переворота в Тунисе, я стоял вместе с моими друзьями, московским журналистом Сергеем Медведко и француженкой Наташей Соланж Себаг, рядом с черной мраморной доской в православном Храме Воскресения Христова в Тунисе. Мы участвовали в божественной литургии. На мраморе - русские фамилии: Федоров, Харламов, Шаров, Александров, Груненков, Юргенс... И слова: "Русская колонiя Тунизiи своимъ сынамъ, павшимъ на полъ брани. 1939-1945". Ниже - другая черная мраморная доска в память советских военнопленных, погибших на африканской земле...
      Какие русские судьбы скрыты под надгробными плитами?
      18 июня 1940 года по лондонскому радио было передано воззвание де Голля: "От имени Франции я твердо заявляю: абсолютным долгом всех французов, которые еще носят оружие, является продолжение сопротивления... Прямой долг всех честных людей - отказаться выполнять условия противника". Среди честных людей, которые откликнулись на призыв генерала, были русские эмигранты.
      
      Крестник Горького бил фашистов в Марокко
      
      Очень немногие знают, что одним из воевавших с фашистами в Африке был Зиновий Пешков, старший брат большевика Якова Свердлова. Его крестный отец - Максим Горький. Как известно, 3 сентября 1939года Франция и Англия объявила войну фашистской Германии. Между этими странами начались боевые действия, охватившие и территорию Северной Африки. Командир батальона, капитан Пешков участвовал в боях Иностранного легиона против гитлеровцев на территории Марокко. Бои с фашистами начались накануне объявления войны, 2 сентября, и длились еще почти два месяца после капитуляции Франции 22 июня 1940 года. До нападения Германии на Советский Союз оставался ровно год...
      Русские сражались в составе французского Иностранного легиона и вместе с англичанами создавали диверсионные отряды (говоря современным языком, спецназ). Из 1056 человек, награжденных орденом Освобождения (его учредил де Голль для награждения за особые отличия), десять - наши соотечественники...
      Предки великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина родились в Африке. И там же погиб его потомок - праправнук по линии дочери Натальи Александр Уэрнер. Ему шел лишь 25-й год. В армию он пошел добровольцем, как многие русские эмигранты, служил пехотинцем и погиб во время высадки английского десанта в Тунисе в 1942 году. А всего во Второй мировой войне принимали участие 15 потомков поэта...
      В России популярны книги французского писателя Ромена Гари. На самом деле его имя - Роман Касев. Он добровольцем присоединился к Французскому сопротивлению, воевал летчиком в авиагруппе "Лотарингия". Роман, он же Ромен, стал известным романистом, дипломатом, членом Французской академии. В одном из своих романов он описал жизнь в Марокко под сотрудничавшим с нацистами вишистским правительством и свои африканские скитания перед побегом в свободный британский Гибралтар.
      Русские эмигранты попадали на поля африканских сражений разными путями - это были и добровольцы из Франции, и те, кто волею судеб после Гражданской войны в России оказался в Марокко и Алжире, и те, кто вместе с Русской эскадрой под Андреевским флагом пришел в Тунис в 1920-1921 гг. ( в основном это были морские офицеры).
      К этим добровольцам присоединились и... советские граждане. По сведениям А.З.Егорина, во время Второй мировой в Северную Африку нацистами было переброшено более 20 тысяч советских военнопленных, которые в неимоверно трудных условиях занимались строительством дорог и фортификационных сооружений для частей генерала Роммеля, в том числе на линии Марет, под Энфидавиллем и Хаммаметом и на полуострове Кап Бон в Тунисе. Многие умерли от издевательств и побоев, были расстреляны немцами при отступлении, но часть из них смогла бежать из плена и встала под знамена союзников.
      
       Спецназ из русских и туарегов громил фашистов
      
      Одним из диверсионных отрядов в Африке была "русская армия" Владимира Пеньякова. "Армией" ее называли и англичане, и немцы. За те дела, что совершали бравые ребята под командованием Пеньякова. Вместе с русскими, англичанами и французами, бок о бок, в боевом братстве сражались ливийцы, берберы и туареги.
      Глава отряда, майор английской армии Владимир Пеньяков, родился в семье русских эмигрантов в Бельгии, учился в Кембридже, стал историком, инженером, исследователем, знатоком восточных цивилизаций, работал в Египте...
      Свою военную эскападу Пеньяков объяснил скромно: "Я не питал никаких иллюзий, что могу повлиять на ход событий, но было как-то неловко оставаться в стороне..." В конце 1941-го в возрасте 50 (!) лет он хитростью прошел в Англии медкомиссию и был отправлен в Египет служить в арабские подразделения, которые были частью британской армии. Так он оказался ... в Ливии, часть которой оккупировали итальянцы, которые воевали с англичанами. Коньком Пеньякова была разведка - он смог создать в пустыне Сахара, которую знал как свои пять пальцев, целую сеть агентов. На майора работали арабы, прекрасно знающие итальянский и прислуживавшие фашистским офицерам в барах, казино, других заведениях, - те никак не могли заподозрить в безмолвных, покорных слугах русских агентов.
      А когда в Северную Африки прибыла немецкая армада генерала Роммеля, то началась "большая война" с нацистами и маленькой "русской армии" Пеньякова. Операция за операцией, диверсионные акции... По ночам "спецназ" уничтожал самолеты на аэродромах, подрывал танки, поджигал склады с горючим, которого так не хватало нацистам. И выкрадывал штабные документы, в том числе секретные планы минных полей. И набегами освобождал военнопленных из лагерей. В том числе и... русских. Которых гитлеровцы привезли в Африку строить оборонительные сооружения и называли "рабами Роммеля"..
      Деятельность "русской армии" очень помогла англичанам - как известно, их победа в битве при Эль-Аламейне, когда танкам Роммеля не хватило горючего, а английские танки преодолели минные поля, определила ход войны в Северной Африке. Роммель был вынужден отступить в Тунис, бросив на произвол судьбы своих итальянских союзников.
      Следующее большое сражение произошло на юге Туниса, на укрепленной линии Марет, которую в тридцатые построили еще французы. Разведку этой неприступной линии и путей ее обхода проводили все те же "мобильные отряды" Пеньякова: они обследовали окрестности вокруг известной сегодня для туристов деревни Матмата в горной возвышенности и нашли проход для танков. И когда Монтгомери гнал на неминуемую смерть часть своей армии, которая безуспешно штурмовала в лоб линию Марет, чтобы сковать Роммеля, новозеладская бронетанковая дивизия совершала переход через горы, ведомая спецназовцами Пеньякова. И уже с тыла английские танки нанесли Роммелю смертельный удар, вынудив его отступить...
      После Победы Владимир Пеньяков работал в Вене связным офицером между союзными и советскими войсками и написал книгу о своих боевых подвигах. Кавалер орденов и медалей Англии, Франции и Советского Союза скончался в Лондоне. И каждый год потомки героев "частной армии Попского" навещают монумент, воздвигнутый в ее честь.
      
      Хабиб Бургиба: "Германия будет размолота"
      
      8 августа 1942 г., еще находясь в Fort Saint-Nicolas в Марселе, когда до коренного перелома Второй Миррой войны было далеко и чаша Истории Человечества колебалась, Бургиба, воспользовавшись свиданием с женой и сыном, обратился с письмом из тюрьмы к своим партийным соратникам в Тунисе, ко всему тунисскому народу. В нем он предс казал неизбежную победу союзников и поставил задачи перед тунисскими патриотами.
      Это письмо могло стать его политическим завещанием. Его намек на то, что он больше не увидит свободы, красноречиво говорит о том, в каких тюремных условиях он находился и какое давление ему пришлось выдерживать.
      Сказав нет нацистам, Великий борец продолжал сражаться и из застенков отдавал приказы своей армии. И не раз, как он потом рассказывал, Хабиб Бургиба вспоминал образ побежденного, но несломленного берберского царя Югурты, героя истории Туниса, брошенного римлянами в тюрьму и казненного ими, но не предавшего свой народ.
      Вот это историческое письмо .
      "Дорогие товарищи! Мои дорогие соотечественники!
      У меня складывается впечатление, что все или почти все уверовали в победу держав Оси . Подобное состояние умов фатально совпадает с темными чувствами тунисского народа, забитого тяжестью слепых и жестоких репрессий, которые длятся с 9 апреля 1938 г., а после капитуляции Франции были продолжены с той же свирепостью, под безразличным взором комиссии по перемирию.
      Наивная вера в то, что поражение Франции - ниспосланная ей божья кара, что с ее господством кончено, а независимость придет к нам с неминуемой победой держав Оси, такая вера поселилась в душах. И это можно понять. Но я вам говорю, это - ошибка, страшная и непростительная ошибка...
      Германия не выиграет войну,... время работает против нее, и можно математически просчитать, что она будет раздавлена. Между русским колоссом, которого не удалось свалить в прошлом году - и он уже возобновляет наступление - и колоссом американским, или англосаксонским, который держит моря и чьи промышленные возможности неисчерпаемы, Германия будет размолота, как в тисках мощных челюстей. Это лишь вопрос времени.
      Поэтому наша роль, ваша роль и всех, кто имеет определенное влияние на массы, - действовать таким образом, чтобы к исходу войны тунисский народ и в особенности его передовой отряд, Новый Дустур, не оказался в лагере побежденных... В этих условиях следует дать активистам указание, дать под мою личную ответственность: войти в контакт с французами-деголлевцами в Тунисе (должны же они быть, хотя бы некоторые наши друзья-социалисты, например) с целью согласовать, по возможности, нашу подпольную деятельность с их задачами, оставив на потом, будем думать об этом после войны, проблему независимости.
      Постарайтесь также, насколько возможно, с их, друзей, посредничеством, установить контакты с английскими или американским агентами, которые должны сейчас кишеть в Тунисе... Но это надо делать с большими предосторожностями, не теряя связи с французами, поскольку вполне вероятно, даже не стоит сомневаться, что это вызовет их разочарование. Однако, неважно. От нас сейчас требуется безусловная поддержка союзников .
      Я вам повторяю: для Туниса это вопрос жизни и смерти! И если, несмотря на все мною сказанное, я не смог вас убедить, подчиняйтесь! Это приказ, который я вам даю. Его не обсуждайте! Я принимаю на себя всю ответственность перед Богом и перед Историей!"
      
      Я надеюсь, что проницательный читатель теперь поймет, почему в книге о событиях в Тунисе в 2011-2013 гг. я так долго рассказываю на периоде, когда эта страна была оккупирована фашистами и затем освобождена союзниками от коричневой чумы. Северная Африка была театром боевых действий, которые западные историки и сегодня преувеличенно называют "самыми решающими", а советские историки наоборот, считали "боями местного значения". Я предлагаю историкам в год 70 летия Побед под Сталинградом и в Северной Африке сделать еще один шаг к созданию более объективной картины войны и анализу ее уроков. И предостеречь от забвения этих уроков. Сегодня мир столкнулся с новой угрозой: международным терроризмом, "исламским фашизмом", который прозвали "черной чумой".
      Я только хочу еще раз процитировать письмо, написанное в 1942 году тунисцем, узником фашистов, которые пытались склонить его на свою сторону:
      "Германия не выиграет войну. Время работает против нее. Она будет раздавлена. Между русским колоссом и колоссом американским и англосаксонским, который держит моря и чьи промышленные возможности неисчерпаемы, Германия будет размолота, как в тисках мощных челюстей...
      Попади это письмо в руки гестаповцев, Хабиб Бургиба был бы подвергнут пыткам и замучен до смерти. Такова была судьба многих и в Европе, и в арабских странах, судьба патриотов, которые выступили против фашизма. Зная, что его ожидает, Бургиба нашел в себе мужество сказать свое слово своему народу.
      Сейчас модно разыгрывать по телевидению шоу на тему "Что было бы, если бы да кабы"... Страшно подумать, что было бы... И когда историки пишут, что в 1942-1943 гг. чаша Истории Человечества колебалась, то кто может сказать, чей вклад оказался решающим и что склонило эту чашу на сторону Нашей Победе: стойкость советского солдата под Сталинградом, храбрость английского артиллериста под Эль-Аламейни, мужество американского танкиста под Кассерином, любовь французского летчика эскадрильи Нормандия-Неман к своей Родине, Свободной Франции или эти несколько листов бумаги, исписанных недрогнувшей рукой тунисского гражданина.
      
      
      Страницы арабо-русских отношений
      
      Многие наши соотечественники испытали на себе душевность и отзывчивость арабов, оказавшись невольными эмигрантами после русских революций 1905 и 1917 гг., в периоды мировых войн и после их окончания.
      Православный Храм Александра Невского в Бизерте, памятник кораблям Русской эскадры, и построенный затем в 1956 году Храм Воскресения Христова в столице реставрированы, надгробные плиты на кладбищах обновлены и служат местом поклонения нынешних и, надеюсь, будущих русских и арабских поколений. Стоя у могил и у мемориальных досок, ощущаешь, что наши усопшие соотечественники словно чувствуют, что они не забыты, и обращаются к нам, взывая к дружбе и миру.
      Весомым и незабываемым в истории российско-арабских отношений стал XX век. В политическом плане мы были с арабами, образно говоря, в "одном окопе" на фронте борьбы с империализмом, колониализмом, экспансионизмом, расовой дискриминацией и другими политико-экономическими язвами, которые оставило в нашей памяти минувшее столетие. Мы боролись против навязанной арабам мандатной системы в период между двумя мировыми войнами. Мы поддерживали арабские народы в арабо-израильских конфликтах. Советские военные участвовали в боевых действиях на севере Африки в 1967-1970 гг., когда, как говорится в одной советской песне, "из-под арабской желтой каски синели русские глаза".
      В течение прошедших лет XXI века арабские и российские ученые провели ряд совместных крупных научных мероприятий, на которых они обменялись своими открытиями и находками. Так постараемся каждый год дать новый импульс развитию тесных отношений двух великих культур, арабской и русской.
      А.З.Егорин, профессор, доктор исторических наук, руководитель научного центра "Российско-арабский диалог" Института востоковедения Российской академии наук
      
      Книги и фильмы Н. Сологубовского и С. Филатова
      
      Книги С.Филатова и Н. Сологубовского:
      "Тунис. Тысяча и одна история, рассказанная в Хаммамете". Книга первая. Издательство Ипполитова, М., 2003.
      "Самые популярные курорты Туниса". "Вече", М., 2005.
      "Диалог цивилизаций. Очерки из истории российско-тунисских отношений в XVIII-XX веках". Совместно с Н.А.Жерлицыной. Академия гуманитарных исследований, М., 2006.
      Книги Н.А. Сологубовского:
      "Amare ergo sum. Люблю - значит, живу!" Академия гуманитарных исследований, М., 2006.
      "Ира! Все будет хорошо!" ЗАО "ТФ "МИР", М., 2007.
      "Анна и Евгений. Рим и Карфаген: история любви". Гуманитарий, М., 2007.
      "La neige. Нежность". Издательский дом "Ключ-С", М., 2011.
      "Анастасия Александровна Ширинская. Судьба и память". Издательский дом "Ключ-С", М., 2012.
      Интернет-книга "Русская эскадра":
      http://www.proza.ru/avtor/eskadra&book=1#1
      Интернет-книга "История Карфагена и Туниса":
      http://www.proza.ru/avtor/eskadra&book=6#6
      Интернет-книга "Тунисские хроники":
      http://www.proza.ru/avtor/eskadra&book=14#14
      Фильмы:
      "Анастасия". Полнометражный документальный фильм. Продюсеры - Л.Манасян, Д.Мелконян, режиссер - В.Лисакович, автор сценария и оператор - Н.Сологубовский. Консультант - С.Филатов. Студия "Элегия", 2008.
      "Сахара. Лувр под открытым небом". Автор - Н.Сологубовский. Текст А. Подцероба.
      "Русская эскадра". DVD - 1: "Посвящение А.А. Ширинской". DVD -2: "Городу-герою Севастополю...". DVD - 3: "Морской поход". Автор - Н.Сологубовский.
      Статьи, комментарии и репортажи Н.А.Сологубовского:
      http://www.proza.ru/avtor/eskadra
      http://maxpark.com/user/3312574000
      http://www.mk.ru/stories/21.html
      Фильмы и видеозаписи:
      http://www.youtube.com/user/NikolaySOLO?feature=mhum
      http://www.youtube.com/user/NikolaySOLO/videos
      Статьи, комментарии и интервью С.В.Филатова:
      http://www.interaffairs.ru
      http://www.rus-obr.ru/idea/9335
      http://www.interaffairs.ru/read.php?item=657
      http://interaffairs.ru/read.php?item=8183
      
      Литература
      
      Африка глазами наших соотечественников. М., 1974.
      Африка глазами эмигрантов. М., 2002.
      Беляков В.В. "К берегам священным Нила..." Русские в Египте. М., 2003.
      Видясова М.Ф., Орлов В.В. Политический ислам в странах Северной Африки: история и современное состояние. И-во Московского университета, М., 2008.
      Видясова М.Ф. Джихад без войны. Тунисский опыт модернизации и политическое наследие Хабиба Бургибы (1903-2000). Том I и II. Книги 1 и 2. М.: ИСАА при МГУ, М., 2005-2012.
      Гадалина Н.О. Александр Рубцов: петербуржец в Тунисе. СПб, 2004
      Зин аль-Абидин Бен Али. Великие перемены. М., 2003
      Сахаров И. Путешествия русских людей в чужие земли. СПб., 1837.
      Тлили Мустафа. Свет песков. ЯСК. М., 2012.
      Шаабан Садок. "Тунис: путь к политическому плюрализму. Курс президента Зима аль-Абидина Бен Али". Тунис. Издательство СЕРЕС, 1996. Перевод с арабского. Ответственный редактор М. Ф. Видясова. ИСАА при МГУ, М., 1996.
      Ширинская А.А. Бизерта. Последняя стоянка. Воениздат, М., 1999, 2003, 2006, 2012.
      Filiu Jean-Pierre. La R;volution Tunisienne. Dix lecons sur le soul;vement democratique. Fayard, Paris. 2011.
      Haddad Mezri. La Face Cach;e de la R;volution Tunisienne. Islamisme et Occident, une alliance `a haut risque. Arabesque, Tunis. 2011.
      Moalla Mansour. De l`Ind;pendence `a la R;volution. Sud Editions.Tunis. 2011.
      Piot Olivier. La r;volution tunisienne. Les petits matins, Paris. 2011.
      
      Содержание
      
      Путь Туниса будет долгим!..... .........................стр 3
      Письмо из Карфагена....................стр 5
      1956 год. Тунис становится независимым...... .....стр 9
      Живой факел в Сиди Бузиде.............................стр 31.
      14 января 2011 года .................... ...................стр 42
      Армия и комитеты наводят порядок...... стр 52
      Тунисский бунт...... стр 66
      Записки из Карфагена......................................стр 88
      Как обустроить Тунис?................................ .стр 99
      Корреспондент "МК" навестил "маму арабской революции".......стр 114
      Свободные выборы... ................ стр 120
      И наступил 2012 год... ...................................................стр 134
      Интервью Монсефа Марзуки, президента-правозащитника стр 152
      "Последний чартер из Туниса". Рассказ Е.Ларина...........стр 165
      И наступил 2013 год. ... стр 170
      14 января 2013 года...........................стр 174
      Весна в Тунисе: "Нет диктатуре! Да свободе!" ............ стр
      Тунис. Первое политическое убийство............ стр
      День Скорби и Протеста ........................ стр
      Интервью. Что происходит в Тунисе? ......................стр
      Приложения
      XVIII-ХIХ веках. Открывая неведомые миры стр
      Русские сражались в Африке за Россию ............... стр
      Страницы арабо-русских отношений ...стр
      Книги, фильмы и статьи Н. Сологубовского и С.Филатова...... стр
      Литература .......................... стр
      Содержание ......................... Стр
      
      В 2011 году в Тунисе, а затем в других странах Северной Африки и Ближнего Востока начались события, которые получили сначала название "арабская весна", а затем - "исламская зима". Что и почему изменяется в арабском мире? Какова роль внешних сил? Как события в арабских странах повлияли на геополитическую обстановку в Мире? Какие уроки стоит извлечь гражданам России из этих событий?
      Книгой "13 дней, которые потрясли Тунис" издательство Ключ-С начинает серию публикаций "АРАБСКИЕ ХРОНИКИ" Н.А. Сологубовского, репортера и фотографа событий 2011-2013 гг. в Тунисе, Ливии, Сирии.
      Следующие его книги посвящены событиям в Ливийской Джамахирии ("Мятеж" и "Триполи под бомбами") и в Сирии ("Противостояние")
      
      Об авторе:
      Николай Алексеевич Сологубовский, публицист, историк, кинематографист, фотограф. Закончил Институт восточных языков Московского государственного университета (1970) и кинооператорский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (1975). Работал в Агентстве печати Новости (1975-1990). Директор туристической компании СВЕЕТА ТРЕВЕЛ (1992-2010) и СВЕЕТА СЕРВИС (с 2003 г.) в Тунисе. Исполнительный директор по Тунису телесериалов "Офицеры" и "Апостол". Сценарист и оператор документального фильма "Анастасия", удостоенного "Премии Ника" Российской киноакадемии как лучший неигровой фильм России 2008 года. Автор книг о Тунисе и статей в различных российских и иностранных изданиях. В 2011 году - спецкор газеты "Московский комсомолец" в Тунисе и Ливийской Джамахирии. Заместитель председателя Российского комитета солидарности с народами Ливии и Сирии. Член Императорского палестинского православного общества. Автор фотовыставок, посвященных Ливии, Тунису и Сирии.
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Сологубовский Николай (sweeta45@mail.ru)
  • Обновлено: 23/05/2013. 36k. Статистика.
  • Статья: Тунис
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка