Аннотация: Тринадцать дней, которые потрясли Тунис. 16
Николай СологубовскийКнига "Thawra. Тринадцать дней, которые потрясли Тунис". Часть 16Мы продолжаем публикацию новой книги Николая Сологубовского...Приложения
Тринадцать дней, которые потрясли Тунис. 16
Николай Сологубовский
Книга "Thawra. Тринадцать дней, которые потрясли Тунис". Часть 16
Мы продолжаем публикацию новой книги Николая Сологубовского...
Приложения
Россия и Тунис в XVIII-ХIХ веках
Открывая неведомые миры
Связи России и арабского мира, неотъемлемой частью которого является при всем своем своеобразии Тунис, уходят в далекое прошлое. Наши отношения переплетены политическими, экономическими, духовными узами, которые никогда не прерывались, и мы уверены, что в XXI веке они получат новое динамичное развитие. Сегодня же хотелось увидеть, как все начиналось и какой путь мы прошли друг к другу, открывая неведомые миры.
Взаимный интерес России, с одной стороны, и арабских и средиземноморских стран, с другой, возник давно. К IX-XI вв. относятся первые упоминания о русах арабскими авторами-историками, географами, путешественниками: Ибн Хордадбехом, Ибн Фадланом, аль-Масуди, Ибн Хаукалем. "Африка существовала как земля для путешественников", - писал К.Г. Паустовский. В изучении Африки и Ближнего Востока в России, в ознакомлении русского общества со странами этих регионов на протяжении нескольких веков большую роль играли записки путешественников и паломников.
В конце XVII в. в России появляется труд "Описание царства Алгерийского и Тунетанского", т.е. Алжира и Туниса. В первой русской газете "Ведомости", основанной Петром I, публиковались сообщения об Африке.
В XVIII веке, благодаря политике Петра Великого и Екатерины Великой, Россия стала державой с сильной армией и флотом. И перед ней встали две проблемы: торгового судоходства на Черном и Средиземном морях, где тогда еще русских мореплавателей было мало, и установления прочных, постоянных отношений со средиземноморскими странами.
В 1724 году была образована Российская Академия Наук, с которой началась научная традиция в русской арабистике.
С южных окраин Российской империи в Тунис разными путями (в качестве пленников, рабов с невольничьих рынков и т.п.) попадали люди, нередко делавшие здесь блестящую карьеру.
Среди них особое место занимает Мухаммед Хайраддин-паша, книга которого вышла в 1868 г. в Париже на французском языке под названием "Реформы, необходимые мусульманским государствам".
Предтеча тунисского реформаторского движения и одно время великий, или главный визирь Туниса, а позже, - глава правительства Османской империи, Хайраддин-паша (1822-1890 гг.) был родом из Абхазии (тунисцы называли его черкесом). Он попал ко двору тунисского правителя Ахмед-бея (1837-1855) около 1840 г. С введением 23 апреля 1861 г. тунисской конституции, Мухаммед Садок-бей становится первым конституционным монархом в мусульманском мире. В свою очередь, Хайраддин-паша - первым в истории Туниса главой Верховного, или Большого совета, считавшегося "гарантом конституции" и блюстителем "принципа всеобщего равенства жителей страны перед законом" . Конституцию эту, правда, скоро отменили, но Хайраддин-паша по праву считается выдающимся политическим и государственным деятелем своего времени. Ему Тунис обязан созданием светского учебного заведения, коллежа Садыкийа (1875 г.), которое стало в дальнейшем питомником национальной интеллектуальной и политической элиты.
Политические, культурные и торгово-экономические связи России с арабскими странами вызывали интерес в литературно-художественных кругах России. Так, Л.Н. Толстой в период учебы в Казанском университете на отделении арабо-русской словесности изучал арабский язык, знакомился с книгами об арабских народах, их судьбе и культуре.
Период конца XVIII - начала XIX вв. был временем установления первых контактов между Российской империей и Тунисом, который был тогда автономной провинцией Османской империи. После русско-турецкой войны 1768-1774 гг. и подписания Кючук-Кайнарджийского мирного договора торговые суда России впервые получили право свободного плавания по Черному морю и прохода через проливы Босфор и Дарданеллы.
"Торговля - мое дитя", любила говорить Екатерина II. Она предприняла меры, направленные на установление торговых отношений с Тунисом и другими средиземноморскими странами. В декрете Сената от 18 ноября 1784 г. говорится, что задача русской дипломатии - установить торговые связи с Варварией и Египтом "ввиду того, что в этих местах существует большая потребность в большом количестве разнообразных металлических издельях, гвоздях, сукне, красной русской коже, оконном стекле", и "мы можем поставлять в Варварию металл и разнообразные металлические изделия, русскую красную кожу, стекло и деревянную утварь".
В 1799 г. Тунис посетили два судна под российским флагом, в 1800 г. - 8, в 1802 г. их было 19, в 1805 - уже 53 судна. Всего с 1799 по 1818 гг. Тунис с целью торговли посетили 137 российских судов с грузами зерна, ячменя, муки, вина, растительного масла, древесины, угля и другими товарами.
После победы над Наполеоном в 1815 г. акты Венского конгресса закрепили новую систему международных отношений - так называемую венскую систему, которая просуществовала более сорока лет.
Император Николай I писал в 1826 г. в инструкции для российского посланника в Константинополе А.И. Рибопьера: "Географическое положение государств определяет их нужды и пользы. Достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться, что с того дня, как русские владения коснулись берегов Черного моря, свободное сообщение между этим морем и Средиземным стало одним из первых интересов России, а сильное влияние в Константинополе - одною из первых ее потребностей".
"Ближний Восток ...тесно связан с нами. В далеком прошлом Олег и Игорь (киевские князья - авт.), а в настоящем русская политическая жизнь не обходится без настойчивых вопросов Ближнего Востока. Может быть, еще теснее он будет связан с нами в близком будущем, когда нам придется проявить свое участие в сосредотачивающихся на берегах Босфора дилеммах мировой политики... Сколько очередных задач России тяготеют к Ближнему Востоку! Они ждут своего разрешения". Такую оценку "восточного вопроса" и его роли в политической жизни России XIX в. дал журналист и путешественник Н.Н. Лернер.
Один из этих "роковых вопросов" - ситуация в ближневосточном регионе. "Восточный вопрос" волновал российское общественное мнение. В 1896 г. С.А. Жигарев писал, что "восточный вопрос" возник для России, "сильнейшего славянского православного народа, с момента падения Византийской империи". "Россия преследует в Восточном вопросе две задачи: с одной стороны материальную - открытие проливов из Черного моря в Средиземное, а с другой - религиозно-национальную - освобождение из турецкого рабства и подчинения своих единоверцев и единоплеменников. Первая задача должна была принести нам политические и экономические выгоды, вторая - решить религиозно-нравственные задачи".
Хотя взаимные интересы Англии и Франции сталкивались в районе Средиземного моря, все их противоречия отступали на второй план, как только они видели "призрак русских устремлений" в Османской империи. Государственные деятели двух стран постоянно твердили об "агрессивности восточной политики" России. "То, что по отношению к Турции называют Восточным вопросом, - утверждал знаток Востока Покеш-Остен, - есть только вопрос между Россией и остальной Европой".
"В том, чьей власти подчинены проливы Босфор и Дарданеллы, кроется разрешение для России пресловутого Восточного вопроса. К упорству турок, отказывавшихся предоставить нам свободное судоходство по Черному морю, присоединились впоследствии происки морских держав Европы, опасавшихся соперничества наших судов со своим флотом в Средиземном море", писал С.М. Горяинов в книге "Босфор и Дарданеллы".
В конце ХIX века в России появляется большое количество географической литературы и периодики, энциклопедий и путевых очерков, посвященных Магрибу и в частности Тунису. Тунис представлял интерес для российских ученых не только естественнонаучного направления, но и гуманитарного. Знаменитый историк античности и археолог М.И. Ростовцев посетил Тунис весной 1897 г., его интересовали, в особенности, римское наследие в архитектуре Туниса и римская мозаика. Ростовцев посетил музей Бардо и Карфаген. Конец XIX в. был "золотым веком" французской археологии в Тунисе. Ростовцев, наблюдавший работу своих французских коллег на древнеримских руинах Туниса, записал в своем дневнике: "Какая чудная страна и какое поле для штудий и открытий".
Другой русский путешественник, врач и антрополог А.В. Елисеев внес вклад в изучение мусульманской цивилизации и религии. В работе 1894 г. "Современный ислам и его задачи" он находит прямую связь между наступлением европейского колониализма на страны ислама и ростом религиозного фанатизма среди мусульман и его выводы настолько актуальны для современности, что можно только удивляться проницательности русского ученого, который предупреждал: "Восток, получив жизнь от ислама, в этом последнем и должен искать опоры в тяжелые годины утеснений; старый ислам, в котором уже не предполагали жизни, оказался еще способен пробудить дремавший фанатизм, а руководители его подняли высоко знамя пророка, приглашая всех последователей Корана соединиться в защиту ислама". Одним из первых Елисеев указал на роль ислама для будущего России: "Россия как страна, имеющая многие миллионы мусульманских подданных, должна быть живо заинтересована в том, что творится в тайниках мусульманского мира, и нам еще скорее, чем другим европейцам, придется считаться с каждым новым явлением, которое охватит или даже поколеблет весь ислам" .
"Пусть берут хоть весь Тунис, какое нам дело!"
22 - 24 апреля 1881 г. французский экспедиционный корпус в составе 35 тысяч человек под командованием генерала Ф. де Боскенара пересек алжиро-тунисскую границу. 26 апреля были захвачены тунисские города Эль-Кеф и Табарка, 29 апреля - город Беджа, а 1 мая - Бизерта. Французские войска подошли к столице Тунис.
27 апреля 1881 г. бей Туниса направил послания европейским государствам, подписавшим Берлинскую декларацию, чтобы поставить их в известность о начале французской военной интервенции в Тунисе и чтобы заручиться их поддержкой. Так, в письме к канцлеру России А.М.Горчакову бей писал: "Захват Регентства французскими войсками происходит в условиях нарушения прав людей.... Правительство Республики (Франции - авт.) объявило всем европейским государствам, и мне в том числе, что в его намерения входит исключительно стремление наказать хмиров (горные тунисские племена крумир - авт.) за происшествие на алжирской границе. С этим наказанием мы никогда не были согласны, и, несмотря на наши открытые протесты перед правительством Республики, французские войска захватили нашу территорию и наши города...".
Далее бей писал в своем послании Горчакову: "... Призываю Вас во имя человечества и в качестве старого союзника, с которым я все время поддерживал связь, обеспечить помощь Вашего Превосходительства в создании срочной посреднической миссии для прекращения катастрофы войны, для достижения общего решения правительств, для обеспечения будущего страны и урегулирования претензий французского правительства".
Характерной была реакция А.М.Горчакова на послание бея. Карандашом на бумаге с этим молением о помощи он сделал следующую запись: "Пусть берут хоть весь Тунис, какое нам дело!"
Реакцию России на захват французами Туниса можно охарактеризовать как стремление уклониться от какого-либо вмешательства, чтобы не осложнять отношения с Францией.
Реакция русской прессы отличалась от реакции дипломатов. Газета "Голос" писала: "Генерал Бреар навязал договор бею, пристав с ножом к горлу", а журнал "Дело" развивал эту мысль: "Тунисского властелина взяли, так сказать, за горло и заставили подписать под видом договора о союзе трактат о порабощении". В очерке "Современная Тунисия" М.И. Венюков рассуждал по тому же поводу: "Трудно сочинить международный акт, который бы при совершенной любезности обеих высоких договаривающихся сторон, в сущности, предавал одну из них на произвол другой, разжаловал бы ее из самостоятельного государства в вассальную область".
В 1881 г. в Северной Африке побывал корреспондент "Московских ведомостей" В.А. Горлов. Он стал свидетелем сопротивления тунисцев французской оккупации. "Мне, которому пришлось видеть окровавленные головы, прибитые французами к воротам Туниса, и пришлось беседовать интимно с высшими командирами французских отрядов - мне хорошо известно, что следует подразумевать под словами гуманность и великодушие войн, ведомых Францией". Так с горечью пишет русский журналист и добавляет: "Что бы ни говорили французы, единственная вина арабов состоит в том, что они борются за свое отечество".
Русские сражались в Африке за Россию
7 января 2011 года, в рождественскую ночь, ровно за неделю до переворота в Тунисе, я стоял вместе с моими друзьями, московским журналистом Сергеем Медведко и француженкой Наташей Соланж Себаг, рядом с черной мраморной доской в православном Храме Воскресения Христова в Тунисе. Мы участвовали в божественной литургии. На мраморе - русские фамилии: Федоров, Харламов, Шаров, Александров, Груненков, Юргенс... И слова: "Русская колонiя Тунизiи своимъ сынамъ, павшимъ на полъ брани. 1939-1945". Ниже - другая черная мраморная доска в память советских военнопленных, погибших на африканской земле...
Какие русские судьбы скрыты под надгробными плитами?
18 июня 1940 года по лондонскому радио было передано воззвание де Голля: "От имени Франции я твердо заявляю: абсолютным долгом всех французов, которые еще носят оружие, является продолжение сопротивления... Прямой долг всех честных людей - отказаться выполнять условия противника". Среди честных людей, которые откликнулись на призыв генерала, были русские эмигранты.
Крестник Горького бил фашистов в Марокко
Очень немногие знают, что одним из воевавших с фашистами в Африке был Зиновий Пешков, старший брат большевика Якова Свердлова. Его крестный отец - Максим Горький. Как известно, 3 сентября 1939года Франция и Англия объявила войну фашистской Германии. Между этими странами начались боевые действия, охватившие и территорию Северной Африки. Командир батальона, капитан Пешков участвовал в боях Иностранного легиона против гитлеровцев на территории Марокко. Бои с фашистами начались накануне объявления войны, 2 сентября, и длились еще почти два месяца после капитуляции Франции 22 июня 1940 года. До нападения Германии на Советский Союз оставался ровно год...
Русские сражались в составе французского Иностранного легиона и вместе с англичанами создавали диверсионные отряды (говоря современным языком, спецназ). Из 1056 человек, награжденных орденом Освобождения (его учредил де Голль для награждения за особые отличия), десять - наши соотечественники...
Предки великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина родились в Африке. И там же погиб его потомок - праправнук по линии дочери Натальи Александр Уэрнер. Ему шел лишь 25-й год. В армию он пошел добровольцем, как многие русские эмигранты, служил пехотинцем и погиб во время высадки английского десанта в Тунисе в 1942 году. А всего во Второй мировой войне принимали участие 15 потомков поэта...
В России популярны книги французского писателя Ромена Гари. На самом деле его имя - Роман Касев. Он добровольцем присоединился к Французскому сопротивлению, воевал летчиком в авиагруппе "Лотарингия". Роман, он же Ромен, стал известным романистом, дипломатом, членом Французской академии. В одном из своих романов он описал жизнь в Марокко под сотрудничавшим с нацистами вишистским правительством и свои африканские скитания перед побегом в свободный британский Гибралтар.
Русские эмигранты попадали на поля африканских сражений разными путями - это были и добровольцы из Франции, и те, кто волею судеб после Гражданской войны в России оказался в Марокко и Алжире, и те, кто вместе с Русской эскадрой под Андреевским флагом пришел в Тунис в 1920-1921 гг. ( в основном это были морские офицеры).
К этим добровольцам присоединились и... советские граждане. По сведениям А.З.Егорина, во время Второй мировой в Северную Африку нацистами было переброшено более 20 тысяч советских военнопленных, которые в неимоверно трудных условиях занимались строительством дорог и фортификационных сооружений для частей генерала Роммеля, в том числе на линии Марет, под Энфидавиллем и Хаммаметом и на полуострове Кап Бон в Тунисе. Многие умерли от издевательств и побоев, были расстреляны немцами при отступлении, но часть из них смогла бежать из плена и встала под знамена союзников.
Спецназ из русских и туарегов громил фашистов
Одним из диверсионных отрядов в Африке была "русская армия" Владимира Пеньякова. "Армией" ее называли и англичане, и немцы. За те дела, что совершали бравые ребята под командованием Пеньякова. Вместе с русскими, англичанами и французами, бок о бок, в боевом братстве сражались ливийцы, берберы и туареги.
Глава отряда, майор английской армии Владимир Пеньяков, родился в семье русских эмигрантов в Бельгии, учился в Кембридже, стал историком, инженером, исследователем, знатоком восточных цивилизаций, работал в Египте...
Свою военную эскападу Пеньяков объяснил скромно: "Я не питал никаких иллюзий, что могу повлиять на ход событий, но было как-то неловко оставаться в стороне..." В конце 1941-го в возрасте 50 (!) лет он хитростью прошел в Англии медкомиссию и был отправлен в Египет служить в арабские подразделения, которые были частью британской армии. Так он оказался ... в Ливии, часть которой оккупировали итальянцы, которые воевали с англичанами. Коньком Пеньякова была разведка - он смог создать в пустыне Сахара, которую знал как свои пять пальцев, целую сеть агентов. На майора работали арабы, прекрасно знающие итальянский и прислуживавшие фашистским офицерам в барах, казино, других заведениях, - те никак не могли заподозрить в безмолвных, покорных слугах русских агентов.
А когда в Северную Африки прибыла немецкая армада генерала Роммеля, то началась "большая война" с нацистами и маленькой "русской армии" Пеньякова. Операция за операцией, диверсионные акции... По ночам "спецназ" уничтожал самолеты на аэродромах, подрывал танки, поджигал склады с горючим, которого так не хватало нацистам. И выкрадывал штабные документы, в том числе секретные планы минных полей. И набегами освобождал военнопленных из лагерей. В том числе и... русских. Которых гитлеровцы привезли в Африку строить оборонительные сооружения и называли "рабами Роммеля"..
Деятельность "русской армии" очень помогла англичанам - как известно, их победа в битве при Эль-Аламейне, когда танкам Роммеля не хватило горючего, а английские танки преодолели минные поля, определила ход войны в Северной Африке. Роммель был вынужден отступить в Тунис, бросив на произвол судьбы своих итальянских союзников.
Следующее большое сражение произошло на юге Туниса, на укрепленной линии Марет, которую в тридцатые построили еще французы. Разведку этой неприступной линии и путей ее обхода проводили все те же "мобильные отряды" Пеньякова: они обследовали окрестности вокруг известной сегодня для туристов деревни Матмата в горной возвышенности и нашли проход для танков. И когда Монтгомери гнал на неминуемую смерть часть своей армии, которая безуспешно штурмовала в лоб линию Марет, чтобы сковать Роммеля, новозеладская бронетанковая дивизия совершала переход через горы, ведомая спецназовцами Пеньякова. И уже с тыла английские танки нанесли Роммелю смертельный удар, вынудив его отступить...
После Победы Владимир Пеньяков работал в Вене связным офицером между союзными и советскими войсками и написал книгу о своих боевых подвигах. Кавалер орденов и медалей Англии, Франции и Советского Союза скончался в Лондоне. И каждый год потомки героев "частной армии Попского" навещают монумент, воздвигнутый в ее честь.
Хабиб Бургиба: "Германия будет размолота"
8 августа 1942 г., еще находясь в Fort Saint-Nicolas в Марселе, когда до коренного перелома Второй Миррой войны было далеко и чаша Истории Человечества колебалась, Бургиба, воспользовавшись свиданием с женой и сыном, обратился с письмом из тюрьмы к своим партийным соратникам в Тунисе, ко всему тунисскому народу. В нем он предс казал неизбежную победу союзников и поставил задачи перед тунисскими патриотами.
Это письмо могло стать его политическим завещанием. Его намек на то, что он больше не увидит свободы, красноречиво говорит о том, в каких тюремных условиях он находился и какое давление ему пришлось выдерживать.
Сказав нет нацистам, Великий борец продолжал сражаться и из застенков отдавал приказы своей армии. И не раз, как он потом рассказывал, Хабиб Бургиба вспоминал образ побежденного, но несломленного берберского царя Югурты, героя истории Туниса, брошенного римлянами в тюрьму и казненного ими, но не предавшего свой народ.
Вот это историческое письмо .
"Дорогие товарищи! Мои дорогие соотечественники!
У меня складывается впечатление, что все или почти все уверовали в победу держав Оси . Подобное состояние умов фатально совпадает с темными чувствами тунисского народа, забитого тяжестью слепых и жестоких репрессий, которые длятся с 9 апреля 1938 г., а после капитуляции Франции были продолжены с той же свирепостью, под безразличным взором комиссии по перемирию.
Наивная вера в то, что поражение Франции - ниспосланная ей божья кара, что с ее господством кончено, а независимость придет к нам с неминуемой победой держав Оси, такая вера поселилась в душах. И это можно понять. Но я вам говорю, это - ошибка, страшная и непростительная ошибка...
Германия не выиграет войну,... время работает против нее, и можно математически просчитать, что она будет раздавлена. Между русским колоссом, которого не удалось свалить в прошлом году - и он уже возобновляет наступление - и колоссом американским, или англосаксонским, который держит моря и чьи промышленные возможности неисчерпаемы, Германия будет размолота, как в тисках мощных челюстей. Это лишь вопрос времени.
Поэтому наша роль, ваша роль и всех, кто имеет определенное влияние на массы, - действовать таким образом, чтобы к исходу войны тунисский народ и в особенности его передовой отряд, Новый Дустур, не оказался в лагере побежденных... В этих условиях следует дать активистам указание, дать под мою личную ответственность: войти в контакт с французами-деголлевцами в Тунисе (должны же они быть, хотя бы некоторые наши друзья-социалисты, например) с целью согласовать, по возможности, нашу подпольную деятельность с их задачами, оставив на потом, будем думать об этом после войны, проблему независимости.
Постарайтесь также, насколько возможно, с их, друзей, посредничеством, установить контакты с английскими или американским агентами, которые должны сейчас кишеть в Тунисе... Но это надо делать с большими предосторожностями, не теряя связи с французами, поскольку вполне вероятно, даже не стоит сомневаться, что это вызовет их разочарование. Однако, неважно. От нас сейчас требуется безусловная поддержка союзников .
Я вам повторяю: для Туниса это вопрос жизни и смерти! И если, несмотря на все мною сказанное, я не смог вас убедить, подчиняйтесь! Это приказ, который я вам даю. Его не обсуждайте! Я принимаю на себя всю ответственность перед Богом и перед Историей!"
Я надеюсь, что проницательный читатель теперь поймет, почему в книге о событиях в Тунисе в 2011-2013 гг. я так долго рассказываю на периоде, когда эта страна была оккупирована фашистами и затем освобождена союзниками от коричневой чумы. Северная Африка была театром боевых действий, которые западные историки и сегодня преувеличенно называют "самыми решающими", а советские историки наоборот, считали "боями местного значения". Я предлагаю историкам в год 70 летия Побед под Сталинградом и в Северной Африке сделать еще один шаг к созданию более объективной картины войны и анализу ее уроков. И предостеречь от забвения этих уроков. Сегодня мир столкнулся с новой угрозой: международным терроризмом, "исламским фашизмом", который прозвали "черной чумой".
Я только хочу еще раз процитировать письмо, написанное в 1942 году тунисцем, узником фашистов, которые пытались склонить его на свою сторону:
"Германия не выиграет войну. Время работает против нее. Она будет раздавлена. Между русским колоссом и колоссом американским и англосаксонским, который держит моря и чьи промышленные возможности неисчерпаемы, Германия будет размолота, как в тисках мощных челюстей...
Попади это письмо в руки гестаповцев, Хабиб Бургиба был бы подвергнут пыткам и замучен до смерти. Такова была судьба многих и в Европе, и в арабских странах, судьба патриотов, которые выступили против фашизма. Зная, что его ожидает, Бургиба нашел в себе мужество сказать свое слово своему народу.
Сейчас модно разыгрывать по телевидению шоу на тему "Что было бы, если бы да кабы"... Страшно подумать, что было бы... И когда историки пишут, что в 1942-1943 гг. чаша Истории Человечества колебалась, то кто может сказать, чей вклад оказался решающим и что склонило эту чашу на сторону Нашей Победе: стойкость советского солдата под Сталинградом, храбрость английского артиллериста под Эль-Аламейни, мужество американского танкиста под Кассерином, любовь французского летчика эскадрильи Нормандия-Неман к своей Родине, Свободной Франции или эти несколько листов бумаги, исписанных недрогнувшей рукой тунисского гражданина.
Страницы арабо-русских отношений
Многие наши соотечественники испытали на себе душевность и отзывчивость арабов, оказавшись невольными эмигрантами после русских революций 1905 и 1917 гг., в периоды мировых войн и после их окончания.
Православный Храм Александра Невского в Бизерте, памятник кораблям Русской эскадры, и построенный затем в 1956 году Храм Воскресения Христова в столице реставрированы, надгробные плиты на кладбищах обновлены и служат местом поклонения нынешних и, надеюсь, будущих русских и арабских поколений. Стоя у могил и у мемориальных досок, ощущаешь, что наши усопшие соотечественники словно чувствуют, что они не забыты, и обращаются к нам, взывая к дружбе и миру.
Весомым и незабываемым в истории российско-арабских отношений стал XX век. В политическом плане мы были с арабами, образно говоря, в "одном окопе" на фронте борьбы с империализмом, колониализмом, экспансионизмом, расовой дискриминацией и другими политико-экономическими язвами, которые оставило в нашей памяти минувшее столетие. Мы боролись против навязанной арабам мандатной системы в период между двумя мировыми войнами. Мы поддерживали арабские народы в арабо-израильских конфликтах. Советские военные участвовали в боевых действиях на севере Африки в 1967-1970 гг., когда, как говорится в одной советской песне, "из-под арабской желтой каски синели русские глаза".
В течение прошедших лет XXI века арабские и российские ученые провели ряд совместных крупных научных мероприятий, на которых они обменялись своими открытиями и находками. Так постараемся каждый год дать новый импульс развитию тесных отношений двух великих культур, арабской и русской.
А.З.Егорин, профессор, доктор исторических наук, руководитель научного центра "Российско-арабский диалог" Института востоковедения Российской академии наук
Книги и фильмы Н. Сологубовского и С. Филатова
Книги С.Филатова и Н. Сологубовского:
"Тунис. Тысяча и одна история, рассказанная в Хаммамете". Книга первая. Издательство Ипполитова, М., 2003.
"Самые популярные курорты Туниса". "Вече", М., 2005.
"Диалог цивилизаций. Очерки из истории российско-тунисских отношений в XVIII-XX веках". Совместно с Н.А.Жерлицыной. Академия гуманитарных исследований, М., 2006.
Книги Н.А. Сологубовского:
"Amare ergo sum. Люблю - значит, живу!" Академия гуманитарных исследований, М., 2006.
"Ира! Все будет хорошо!" ЗАО "ТФ "МИР", М., 2007.
"Анна и Евгений. Рим и Карфаген: история любви". Гуманитарий, М., 2007.
"La neige. Нежность". Издательский дом "Ключ-С", М., 2011.
"Анастасия Александровна Ширинская. Судьба и память". Издательский дом "Ключ-С", М., 2012.
Интернет-книга "Русская эскадра":
http://www.proza.ru/avtor/eskadra&book=1#1
Интернет-книга "История Карфагена и Туниса":
http://www.proza.ru/avtor/eskadra&book=6#6
Интернет-книга "Тунисские хроники":
http://www.proza.ru/avtor/eskadra&book=14#14
Фильмы:
"Анастасия". Полнометражный документальный фильм. Продюсеры - Л.Манасян, Д.Мелконян, режиссер - В.Лисакович, автор сценария и оператор - Н.Сологубовский. Консультант - С.Филатов. Студия "Элегия", 2008.
"Сахара. Лувр под открытым небом". Автор - Н.Сологубовский. Текст А. Подцероба.
"Русская эскадра". DVD - 1: "Посвящение А.А. Ширинской". DVD -2: "Городу-герою Севастополю...". DVD - 3: "Морской поход". Автор - Н.Сологубовский.
Статьи, комментарии и репортажи Н.А.Сологубовского:
Беляков В.В. "К берегам священным Нила..." Русские в Египте. М., 2003.
Видясова М.Ф., Орлов В.В. Политический ислам в странах Северной Африки: история и современное состояние. И-во Московского университета, М., 2008.
Видясова М.Ф. Джихад без войны. Тунисский опыт модернизации и политическое наследие Хабиба Бургибы (1903-2000). Том I и II. Книги 1 и 2. М.: ИСАА при МГУ, М., 2005-2012.
Гадалина Н.О. Александр Рубцов: петербуржец в Тунисе. СПб, 2004
Зин аль-Абидин Бен Али. Великие перемены. М., 2003
Сахаров И. Путешествия русских людей в чужие земли. СПб., 1837.
Тлили Мустафа. Свет песков. ЯСК. М., 2012.
Шаабан Садок. "Тунис: путь к политическому плюрализму. Курс президента Зима аль-Абидина Бен Али". Тунис. Издательство СЕРЕС, 1996. Перевод с арабского. Ответственный редактор М. Ф. Видясова. ИСАА при МГУ, М., 1996.
Ширинская А.А. Бизерта. Последняя стоянка. Воениздат, М., 1999, 2003, 2006, 2012.
Filiu Jean-Pierre. La R;volution Tunisienne. Dix lecons sur le soul;vement democratique. Fayard, Paris. 2011.
Haddad Mezri. La Face Cach;e de la R;volution Tunisienne. Islamisme et Occident, une alliance `a haut risque. Arabesque, Tunis. 2011.
Moalla Mansour. De l`Ind;pendence `a la R;volution. Sud Editions.Tunis. 2011.
Piot Olivier. La r;volution tunisienne. Les petits matins, Paris. 2011.
Содержание
Путь Туниса будет долгим!..... .........................стр 3
Письмо из Карфагена....................стр 5
1956 год. Тунис становится независимым...... .....стр 9
Живой факел в Сиди Бузиде.............................стр 31.
14 января 2011 года .................... ...................стр 42
Армия и комитеты наводят порядок...... стр 52
Тунисский бунт...... стр 66
Записки из Карфагена......................................стр 88
Как обустроить Тунис?................................ .стр 99
И наступил 2012 год... ...................................................стр 134
Интервью Монсефа Марзуки, президента-правозащитника стр 152
"Последний чартер из Туниса". Рассказ Е.Ларина...........стр 165
И наступил 2013 год. ... стр 170
14 января 2013 года...........................стр 174
Весна в Тунисе: "Нет диктатуре! Да свободе!" ............ стр
Тунис. Первое политическое убийство............ стр
День Скорби и Протеста ........................ стр
Интервью. Что происходит в Тунисе? ......................стр
Приложения
XVIII-ХIХ веках. Открывая неведомые миры стр
Русские сражались в Африке за Россию ............... стр
Страницы арабо-русских отношений ...стр
Книги, фильмы и статьи Н. Сологубовского и С.Филатова...... стр
Литература .......................... стр
Содержание ......................... Стр
В 2011 году в Тунисе, а затем в других странах Северной Африки и Ближнего Востока начались события, которые получили сначала название "арабская весна", а затем - "исламская зима". Что и почему изменяется в арабском мире? Какова роль внешних сил? Как события в арабских странах повлияли на геополитическую обстановку в Мире? Какие уроки стоит извлечь гражданам России из этих событий?
Книгой "13 дней, которые потрясли Тунис" издательство Ключ-С начинает серию публикаций "АРАБСКИЕ ХРОНИКИ" Н.А. Сологубовского, репортера и фотографа событий 2011-2013 гг. в Тунисе, Ливии, Сирии.
Следующие его книги посвящены событиям в Ливийской Джамахирии ("Мятеж" и "Триполи под бомбами") и в Сирии ("Противостояние")
Об авторе:
Николай Алексеевич Сологубовский, публицист, историк, кинематографист, фотограф. Закончил Институт восточных языков Московского государственного университета (1970) и кинооператорский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (1975). Работал в Агентстве печати Новости (1975-1990). Директор туристической компании СВЕЕТА ТРЕВЕЛ (1992-2010) и СВЕЕТА СЕРВИС (с 2003 г.) в Тунисе. Исполнительный директор по Тунису телесериалов "Офицеры" и "Апостол". Сценарист и оператор документального фильма "Анастасия", удостоенного "Премии Ника" Российской киноакадемии как лучший неигровой фильм России 2008 года. Автор книг о Тунисе и статей в различных российских и иностранных изданиях. В 2011 году - спецкор газеты "Московский комсомолец" в Тунисе и Ливийской Джамахирии. Заместитель председателя Российского комитета солидарности с народами Ливии и Сирии. Член Императорского палестинского православного общества. Автор фотовыставок, посвященных Ливии, Тунису и Сирии.