|
ВЕНА - ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
Май 10-22.2015.
Для начала нужно рассказать, как мы собирались в Вену.
Причина, по которой мы уже в четвёртый раз решили поехать в столицу Австрии - проста и банальна. Нам нравится Вена своей свободой, праздничностью, неспешностью, легкостью и доброжелательностью жителей. А еще - там есть знаменитый оперный театр - Wiener Staatsoper (Венский оперный театр). Известный во всем мире. Входит в десятку самых известных оперных театров мира.
Wiener Staatsoper
На редкость удачное совпадение нашего приезда и показа "Севильского цирюльника" Россини добавили еще один плюсик в пользу поездки в Австрию.
Теперь вставал вопрос, где остановиться. В отеле или в апартаментах. Поиски местопребывания всегда утомительны на мой взгляд. Предложений очень много и выбрать то, что именно тебе больше всего подходит в данный конкретный момент не просто. В Вене, как и в любой другой европейской столице, предлагается огромный выбор отелей, пансионов, апартаментов и хостелов. В предыдущие поездки мы всегда останавливались в отелях. Один из лучших, в которых бы жили, был отель "Адмирал".
Я давно хотела пожить в Вене как настоящая жительница этого города - в квартире в обычном доме (желательно в центре), также ходить по магазинам, покупать продукты. Венцы любят экологические продукты, которые выращивают без применения удобрений и пестицидов, они в большом количестве и разнообразных вариантах продаются в продовольственных супермаркетах, о чем я напишу позже.
Мы остановили свой выбор на однокомнатной квартире в семиэтажном доме недалеко от Штефанс плац - центральной площади Вены (в этом помог отличный сайт https://www.airbnb.ru/). Расположение было очень выгодным - в пяти минутах ходьбы две станции метро, трамвайная линия, Штефанс плац и пешеходная зона Картнер штрассе, городской сад и набережная Дуная. А самое главное - цена подходящая, около 7 тысяч рублей в сутки.
Бронирование квартиры и оплата не составили особого труда. Сайт Airbnb удобен и надежен. Они помогут подыскать любой вид жилья, от раскладушки в деревянной хижине до дворца. К тому же путешественники, которые уже воспользовались услугами сайта, публикуют свои оценки и подробные отзывы, начиная от оценок при встрече с хозяином жилья, до описаний всех подробностей жилья: чистота, уют, наличие бытовых принадлежностей и прочее, и прочее. Я тоже по возвращении оставила такое заключение и оценки. После полной оплаты жилья пришла квитанция с указанием точного адреса местонахождения жилья, сроков проживания, суммы оплаты). Я постоянно пользуюсь услугами сайта Airbnb. Квитанции всегда точны и приходили на следующий день после бронирования. После получения квитанции можно напрямую связаться с хозяином жилья (телефон, электронный адрес) и договориться о месте и времени получения ключей.
Покупка билетов на самолет также произошла довольно быстро. Даты были уже определены, времени до отпуска было более, чем достаточно, и авиабилеты можно было купить по низкой цене. Два билета из Москвы до Вены и обратно стоили 22 тысячи рублей. А из Кургана до Москвы - 25 тысяч рублей!!!
После покупки билетов на самолет я озаботилась покупкой билетов в оперу. Сколько отзывов я прочла о том, что в Венскую оперу невозможно купить билетов. Но оказалось, не так страшен черт, как его малютка??. На официальном сайте оперного театра (https://www.wiener-staatsoper.at) можно забронировать билет на нужный спектакль и купить его, для этого достаточно выполнить ряд действий в соответствии со ссылками. Что я, собственно говоря, и сделала. Это было накануне 8 марта. После оформления брони, администрация сайта выслала мне подтверждение. По моим расчетам, сами билеты должны были выслать не раньше, чем через две недели. Однако 8 марта мне пришло электронное сообщение с вложением. Там оказался счет и именное приглашение на спектакль. По этому приглашению мы должны были в назначенный день явится в оперный театр за один час до начала спектакля и забрать билет из вечерней кассы. Всё очень просто и удобно. Это был замечательный и удивительный подарок. Я радовалась как маленький ребенок!
(Прилагаю содержание письма, полученного из Венской оперы:
Dear Ms. Solomon,
Thank you for your order.
The 2 tickets in the category for the Vienna State Opera, The Barber of Seville, on 12.05.2015 at 19h00 are already reserved and will be deposited under your name at the evening box office of the theatre:
Wiener Staatsoper, Opernring 2, 1010 Wien.
We would like to suggest you to arrive at the State Opera House approximately 30 min before the beginning of the performance. Your tickets will be available for collection 1 hour before the start of the performance, only at the evening box office and on the event date.Please find enclosed the invoice for your records.
Please make sure to verify the beginning time of the performance at least one day before the event date, as any changes are possible and are pre-reserved right of the event promoter.
If we may be of any further assistance you may need, please feel free to contact us.
Sincerely yours
Подпись
A&A Tickets Online e.U.
Operngasse 28/7
1040 Wien
Tel: +43 1 890 17 04
Fax: +43 1 890 17 04 30
UID: ATU61679008
Firmenbuchnummer: 3322339d).
Билеты куплены, жилье оплачено, планы составлены. Можно отправляться в путь.
Перелет из Кургана в Москву прошел без сучка и задоринки. Во Внуково мы оперативно зарегистрировались на нужный нам рейс, сдали багаж и поехали в Москву.
Я не была в Москве несколько лет, а Стасик и того больше. Нас порадовала чистота и пышность убранства города. Она приобрела по-настоящему столичный вид.
Была чудесная весенняя погода, мы прогулялись по окрестностям Киевского вокзала (фонтаны, ухоженные газоны с яркими тюльпанами, оборудованные детские площадки, тихие и спокойные парки), прошлись по набережной Москва реки.
В Вену мы прилетели около 9 часов вечера. С 2012 года инфраструктура аэропорта Швехат немного изменилась (особенно зона прибытия) и мы никак не могли найти выход либо на автобусную стоянку либо на станцию электропоездов. В конечном итоге и с этой задачей мы справились (нужно было внимательнее читать указатели!). Но мы же со Стасиком никак не можем всё делать правильно и с первого раза??. Мы купили билеты на электричку в первом попавшемся автомате, чего делать не стоило, т.к. между аэропортом и городом курсирует скоростной электропоезд и билеты на него продаются в зеленых, а не красных автоматах и их стоимость фиксированная - 6 евро в одну сторону (в 2017 году - 11 евро). Время в пути 20 минут. Комфортно и быстро. На схеме изображена зона прилета и выход в город, к автобусам, такси и к электропоездам до Вены (терминал 3). Самый дешевый и быстрый способ добраться до Вены - электропоезд. На указателях нужно следовать по стрелке City Express. Поезда именуются CAT и выкрашены в зеленый цвет.
Электричка прибывает в Airport City Center - торговый центр и вокзал Center Wien Mitte одновременно недалеко от центра Вены и как мы узнали впоследствии - вблизи от нашего местопребывания (10 минут ходьбы неторопливым шагом).
В торговом центре очень хороший и большой магазин хозяйственно-домашних товаров на втором этаже, а на первом - огромный продовольственный супермаркет, который работает даже по воскресеньям, но до 16-00 (остальные не работают, в Вене вообще по воскресеньям ничего не работает, кроме музеев).
В супермаркете отличный выбор свежих молочных, мясных и хлебобулочных продуктов, всегда есть свежевыжатые соки и миксы из фруктов. Мы там делали покупки пару раз.
Однако по приезду мы не догадывались о том, что от торгового центра до нужного нам адреса такое короткое расстояние, поэтому мы хотели взять такси. Но таксист отказался ехать (оно и понятно) и просто махнул рукой в ответ на наш вопрос: в какую сторону идти. И у меня как назло в планшете карта никак не хотела открываться и показать нам нужный маршрут; Интернет в мобильном телефоне я предусмотрительно отключила, т.к. меня предупредили о высоком зарубежном тарифе на трафик, а взять с собой бумажную карту никто не догадался (да и зачем, мы ведь с электроникой). По памяти о прошлых поездках мы попытались найти наш адрес, но не получалось. Уже было начало одиннадцатого вечера, Андреа, наверное, заждалась... Нам помогли прохожие японцы, они тоже не очень знали город, но у них был Интернет и они быстро нашли то, что нам нужно было. Спасибо им большое. Оказалось, что Андреа жила всего в двух кварталах и через 5 минут мы уже подошли к дому.
Во всех венских многоквартирных домах (как впрочем и у нас) есть домофоны, только рядом с кнопкой вызова с номером квартиры установлена табличка с фамилией владельца. Рядом с кнопкой квартиры Андреа ничего не было, да собственного говоря, и сама кнопка странным образом находилась в полу разобранном состоянии. Все подсознательные волнения, связанные с квартирой (а вдруг обман, вдруг в квартире никого не окажется и на ночь глядя мы останемся на улице...), обрушились на меня и даже ноги подкосились. Но, к счастью, ненадолго. На звонок раздался бодрый приветливый голос и входная дверь радостно пригласила нас внутрь. Сразу полегчало и настроение заметно улучшилось.
Андреа с приятелем нас ждали. Мы представились друг другу, с нас не потребовали ни документов, ни ваучеров. Андреа оказалась интересной молодой женщиной, которая живет с родителями в пригороде Вены в 20 км, а квартиру сдает туристам. Она быстренько познакомила нас с квартирой, рассказала об основных правилах и требованиях, сказала, что можно пользоваться всеми приборами, продуктами, бытовой химией. В квартире был высокоскоростной интернет и дополнительно wi-fi. Больше Андреа мы не видели, да и необходимости не было.
Квартира небольшая, по-моему около 40 кв. метров, просторный балкон с боковым видом на Штефанс Дом (главный католический храм Вены); кухня со всем необходимым, даже кофе машина была с достаточным запасом кофе в прессованных таблетках (очень вкусный в синих и черных упаковках; красный и золотистый - послабее, но тоже ароматный и приятный); в комнате была широкая двуспальная кровать в алькове, Диван, круглый стеклянный стол и подходящими по дизайну стульями с мягкими сидушками; огромный телевизор с выходом в Интернет (вся настройка на немецком языке, что вполне естественно, поэтому сначала пришлось попотеть); в коридоре встроенные шкафы, ну и ванная комната с хорошо отрегулированной сантехникой. Мне очень понравились расставленные повсюду ароматические свечи в основном цитрусовых запахов. От этого в квартире было постоянно свежо и уютно.
Квартира произвела на нас самое приятное впечатление и предстоящие 10 дней в Вене казались сплошным праздником. Оно так и оказалось!!!
Следующий день встретил нас теплом и солнышком. Мы отлично выспались, никуда не торопились. У нас, конечно, ещё не было продуктов, чтобы приготовить завтрак, но не это самое главное. Интернет заработал, карта в планшете показывала то, что нужно и при этом в автоматическом режиме находила наше местоположение.
В близлежащем кафе нам подали свежайшие и вкуснейшие вафли с черничным вареньем и капучино (не очень). Кстати, рядом с нами было три кафе, причем то, что за углом - пользовалось большой популярностью из-за своих известных во всей Вене шницелей, вечерами все столики на террасе и внутри были заняты. Как нам объяснила Андреа - столик нужно заказывать заранее. Цены в этом кафе-рестораны выше средних, стоимость одного мясного блюда начинается от 17 евро. Может быть оно того и стоило, мы не были и оценить не можем. В этот же день мы отправились в продуктовый супермаркет, который находится в цокольном этаже Рингштрассен Галериен - крупный торговый центр напротив Венской оперы с довольно высокими ценами и отличным качеством. Еще в нем есть посудный магазин с товарами для дома. Загляденье, душевное, тактильное и обонятельное наслаждение.
Такие же впечатления (а может и приобретения) можно получить в шестиэтажном торговом центре Liener, который находится в самом начале огромной торговой улицы Mariahielfestrasse. В нем можно купить всё от свечки до шкафов и диванов.
Так вот, в Галереях мне очень нравится гастроном - там большой выбор экологически чистых без каких-либо биологических добавок овощей и фруктов, мясных изделий из сырого и приготовленного мяса. М-м-м..., пальчики оближешь. А хлеб!!!! Хрустящая корочка, мягкая воздушная сердцевина .... Свежевыжатый сок, вино и много, много всяких вкусностей. Свежая зелень в горшочках (можно купить зеленый лук, укроп, петрушку, базилик в горшочках), на пару евро дороже, чем в пучках, но зато не завянет. Мы распробовали австрийское белое сухое вино, часто покупали вино урожая 2012 и 2011 года (к сожалению, у меня девичья память и название вина я не запомнила, но по-моему это был Совиньён блан и Шардоне). Но так как на бутылках указывался год урожая, это означает, что вино хорошего качества (на столовых винах не разрешается указывать год). Также на этикетках была ссылка на то, что это вино географического наименования. Вполне приличные вина с ярким цветочно-виноградным вкусом, а самое главное - отсутствием головной боли после выпитого бокала.
Позже мы нашли небольшой продуктовый супермаркет Spar в два этажа в двух кварталах от нас и закупали продукты чаще всего именно в нем. Несколько раз в неделю там проходили акции и некоторые продукты можно было купить со значительной скидкой: например, четыре свиных стейка - по 2,99 евро, 4 венских булочки за 32 цента, упаковку творожка без наполнителя - за 1,45 евро, упаковку воды (6 двухлитровых бутылок) - 1,5 евро.
Отдельный небольшой рассказ про австрийский шоколад. Обожаю!!!! Не нужно покупать шоколад в туристических магазинах, в витринах которых красуются ярко красные обложки с изображением Моцарта. Этот шоколад ничем не отличается от произведенного в массовом масштабе обыкновенного шоколада, только стоит в три раза дороже и упаковка красивая.
Есть в Вене магазинчик в самом-самом центре на Грабене (пешеходная улица, как и Кертнер штрассе, начинается сразу от Штефанс Дом) - Altmann & Kuhne. Здесь продается шоколад ручной работы.
Восхитительный, вкуснейший шоколад с марципаном, с орешками, цукатами, всевозможных форм, а некоторые конфетки необычайно маленького размера. Помню несколько лет назад мы были в Вене в марте, перед Пасхой. Сколько зайчиков, уточек, разных пасхальных предметов из шоколада предлагалось в этом магазине! Невозможно, зайдя внутрь, выйти без покупки.
Практически каждый день мы туда заходили и покупали конфетки не больше 25 грамм (продавали поштучно) из темного шоколада с марципаном. Блаженство. Я съедала одну конфету сразу. Шоколад аж блестел от свежести. Если вы хотите попробовать настоящий шоколад и сделать приятный подарок - вам в этот магазин.
На соседней с нами улице тоже была кондитерская, там продавали не только шоколад, но и другие сладости, а также разнообразнейшие приспособления и продукты для приготовления таких сладостей. Очень красивый и сладкий магазин, детская радость, вдохновение для кондитеров. Мы купили там какие-то карамельки или палочки, не помню. Очень вкусно.
Первый домашний обед прошел ... по-домашнему. Очень вкусненько, уютно.
Завидую по-доброму Венцам, потому что у них прекрасная возможность есть свежие экологические продукты, выбор таких продуктов огромен.
Все последующие утра мы завтракали дома. Незатейливые привычные нам, без отельской суеты официантов, гостей и проч. Очень часто обедали или ужинали дома. В среднем домашний обед обходился нам в 10-13 евро. Без вина.
Начитавшись разных путеводителей, отзывов туристов, мы со Стасиком вечером отправились искать знаменитую gelateria, в которой продается настоящее итальянское gelato (мороженое). Фигня. Не нужно верить всему тому, что пишут в путеводителях. Джелатерию мы нашли быстро, она находится на Шведенплатц - большая площадь на берегу Дуная и одна из крупных станций метро, автобусов и трамваев, а также причал с небольшими прогулочными и пассажирскими судами.
Сразу можно представить сколько там народу. В джелатерии народу не меньше. Тем не менее мы выстояли очередь. Нас обслужили, как всегда, дружелюбно, не смотря на толпу. Мы купили по два шарика фисташкового мороженого в вафельном конусе всего за 4 евро. Мороженое качественное, вкусное, но сравнивать его с итальянским ну никак нельзя. В Риме есть малюсенькая забегаловка на узкой незаметной улочке возле фонтана Треви - вот где настоящее мороженое. Мягкое, сливочное, никаких комочков и тем более льдинок, фисташки ароматные. Пальчики оближешь. Цена такая же.
Вечером побродили по городу, вспоминая прошлые поездки, наслаждаясь видами, воздухом, и просто отдыхая душой, чувствуя себя (хоть и ненадолго) своими среди своих.
Вечерняя Вена не менее красива, чем дневная, хотя в этом году заметна экономия на электроэнергии и подсветки стало значительно меньше.
Вспоминается поездка в Вену в январе 2012 года, сразу после новогодних праздников. Буржуинская Вена украсила себя как самая настоящая модница. Пешеходные улицы буквально как бриллианты сверкали и переливались.
Каждый уголок, каждая витрина очаровывали, хотелось снова и снова возвращаться на эти улицы и бродить по ним, не смотря на то, что пару дней шли дожди, порой даже сильные. Но не было ни слякоти, ни грязи, ни луж.
Но темных улиц и улочек нет, освещение хорошее. Мы частенько вечерами обследовали наши близлежащие закоулки. Так мы обнаружили в тиши и удаленности от главных штрассе шикарный пятизвездочный отель Palais Coburg Residenz с огромной террасой на высоких колоннах за ажурной кованой оградой, с беседками в стиле барокко и зимним садом; спустя некоторое время мы нашли небольшой домик Моцарта, там сейчас музей, отель и ресторан; небольшую с виду англиканскую церковь, с великолепным обрамлением внутри, мраморные витые колонны которой потрясали воображение.
На улицах Вены безопасно, что немаловажно. В отличие от Рима, например.
Венские кафе всегда вызывают только положительные эмоции. Качественное обслуживание, отличная еда, прекрасная возможность понаблюдать за жителями и туристами. Мы не очень часто заглядывали в кафе, но тем не менее...
Были в ресторанчике с русскими официантами, не далеко от Кертнер штрассе, в двух кварталах от оперы.
Действительно русскоговорящие помощники официантов принимали заказы, вкусная еда, приятная обстановка. По всей видимости туда водят обедать русские группы туристов. Нас посадили за столик у большого французского окна, подали домашнее белое сухое вино, свежий хрустящий хлеб, отличную рыбку и Стасику, как обычно, его любимый венский шницель. Очень вкусно, но очень много.
Традиционно зашли в Swarzenberger на углу Кертнерринг и Шварценбергштрассе. Замечательное кафе с отличным капучино и вкусным широко известным тортом Захер со сливками.
Мне нравятся местные официанты - солидные дядечки, как-то очень уместно вписывающиеся в обстановку. Нас обслуживал не просто дядечка, а вообще дедушка, быстрый и проворный как юла. Напротив, сидели три бабушки, обедали и оживленно беседовали, рядом за столиком пожилой мужчина работал со своими записями, перекусил, заказал себе кофе и продолжил работать. Все столики были заняты - семьи с детьми, туристы, ухоженные бабушки и дедушки. Люблю это кафе. Кстати, не смотря на расположение и известность, цены в кафе не кусаются. За два кофе, два торта со сливками мы отдали 20 евро, сюда же вошли чаевые.
Кафе в Фольксгартене не претендует на изысканность, хотя и находится прямо в центре, недалеко от Ховбурга - резиденции королевской семьи, местонахождение правительства, музеев, национальной библиотеки. Там подают довольно вкусный кофе и мороженое, но очень медленные официанты, к тому же дороговато. Два шарика мороженного в вазочке - 6 евро.
И вот она долгожданная Венская опера. Мы пришли заранее. В вечерней кассе выдавали заказанные ранее по интернету билеты. Небольшая очередь двигалась быстро и минут через пять я получила именной конверт, в котором находилось 2 билета. Нас ожидало небольшое разочарование, т.к. я заказывала билеты по 82 евро, а в конверте лежали билеты по 67 евро. Разница - комиссия театру. Но разочарование длилось не долго, не больше двух минут. Невозможно в таком великолепном театре быть разочарованным. Мы его весь рассмотрели.
Хотя мы уже там были, все равно театр производит сильнейшее впечатление: великолепные люстры, фрески, мраморные лестницы, балконы обитые бархатом, огромная галерея, которая выходит на Кертнер штрассе.
Наши места были очень удобными, на третьем балконе (хоть не на галерке) в первом ряду перед перилами. Впереди встроенная небольшая продолговатая панель, на которой отображался текст на трех языках. Я выбрала английский, Стасик слушал без текста.
Я бы тоже не расстроилась, если бы не было подстрочника - я знаю "Севильского цирюльника" довольно хорошо. Партер, ложи и балконы стали постепенно наполнятся зрителями. Хорошо, что мы сидели не в ложе, там стояли обыкновенные стулья, без подлокотников и с твердыми спинками. Сидеть на таком три часа тяжело. На галерке есть стоячие места и зрителям с дешевыми билетами не разрешается занимать сидячие места, даже если есть свободные места. Вышли музыканты. Зал наполнился привычными звуками настраиваемых инструментов, кто-то повторял наиболее трудные места, кто-то разогревал инструмент, кто-то в последнюю минуту прочищал или подчищал трость или что там в духовых инструментах. Люблю такие моменты, предвкушение музыки и пения. Ожидание виртуозности, высокого профессионализма и настоящего искусства.
Прозвучал третий мелодичный звонок, оркестр перестал настраиваться, стало тихо.
Вот выходит дирижер и зал взрывается аплодисментами, дирижер раскланивается, поворачивается к оркестру, поднимает руки... Момент истины. И...взмах рукой... начинается божественная увертюра. Сердце подпрыгивает, от избытка эмоций на глаза наворачиваются слезы. Постепенно прихожу в себя и целиком погружаюсь в действо этой веселой и сатирической одновременно оперы. Великолепное музыкальное исполнение, удивительный тенор графа Альмавива, сопрано Розины, чудный баритон Фигаро, немного подкачал дон Бартоло, не дотягивал некоторые ноты, ему не хватало воздуха, но зато дон Базилио, учитель пения (афроамериканец, кстати, черный как уголь) - голос потрясающий, мощный бас, отличная игра. Зрители после окончания оперы много раз вызывали на поклон певцов, дирижера и музыкантов.
Отличный спектакль. Я была очень счастлива. И не я одна. Выходя из оперы, я подслушивала разговоры окружающих. Все были под сильным впечатлением. Вечером дома мы со Стасиком выпили по бокалу вина за искусство.
Даже одного посещения в оперный театр уже достаточно, чтобы считать поездку удачной, а ведь была ещё масса других, не менее ярких впечатлений. Но с оперой ничто не сравнится (для меня, по крайней мере).
Хочется рассказать о посещении другого Венского оперного театра - Фольксопер. Мы там были дважды пару лет назад. Volks Oper - народная опера, где поют исключительно на немецком языке даже иностранных композиторов. Слушали и смотрели "Кармен" (Бизе) - отличная постановка, сценография, великолепные голоса, и "Виндзорских проказниц" (по пьесе Шекспира, композитор - Николаи). Создал Венский филармонический оркестр и был капельмейстером в венской опере. Музыка великолепная, чарующая, мягкая, оркестр - выше всяких похвал. А вот постановка! Режиссер со своим утробным и пошлым юмором всё испортил. Современная постановка, исключительно сексуально-эротическая. Герои полузардетые, жирный Фальстаф, выезжающий на сцену в микроавтобусе, переодет в женский наряд (крайне неприятный). Кумушки бегают и поют на сцене в неглиже. Мне очень понравились марципановые домики, в которых они живут. Они, видимо, очень легкие, катались по сцене без проблем. Голоса отличные, особенно у главной кумушки, нежный, мягкий, соблазнительный, как и полагается в этой роли.
В конце третьего действия выбегают на сцену четыре толстухи (килограммов по 130) в черном неглиже - чулки на подтяжках, титьки навыкате, прозрачные накидки на одной застежке на груди, пузо открыто. Ужас!!!!! Они выбежали и начали танцевать, все трясется, колышется, а публика довольна, хохот в зале стоял бешеный. В финале выходит ходит хор мужчин в белых болерушных колготах, и в области паха у них вставлены фалоиммитаторы, торчком!!!! Публика взревела от восторга, а мне стало противно. Затем хор выбрасывает эти члены на сцену и так они и валялись до конца оперы, кто запинался об них, кто наступал. В общем впечатление было испорчено. Не совсем, конечно, это я преувеличиваю. В общем, прикольно было. После спектакля какая-то бабушка - австрийка, видимо приняв меня за свою, пыталась со мной поделиться впечатлениями, а я только кивала, да поддакивала - ja-ja, gut, naturlich.
Прежде чем перейти к Венским паркам, еще несколько слов хочется сказать о музыке и концертах. В Вене организовано множество небольших оркестриков "без претензий" для массового туриста. В основном они состоят из скрипок, может присутствовать один-два альта, парочка виолончелей, может быть даже контрабас и флейта. Но обычно духовых нет. Добавляют иногда треугольник и устраивают представление со зрителями. Кто-то из аудитории выходит и пробует играть на нем. Естественно, получается неважно, но публика заинтересована, громко аплодирует. Такие концерты устраивают в Оранжерее в Шенбрунне, во дворце Ауэрсперг, Курсалоне в городском саду (Stadtpark). Для интереса мы были везде в разное время приездов в Вену. В основном играют произведения Моцарта и Штрауса с обязательным завершением марша Радецкого под громкие и веселые аплодисменты слушателей. Играют по-разному, мне больше всего понравился концерт в Шенбрунне, исполнение хорошее, тем более, что музыка Штрауса, Моцарта и Шуберта не может не понравится и в добавок в заключении они сыграли, как и полагается в музыкальной Вене на симфоническом концерте - марш Радецкого, когда зрителям разрешается хлопать в такт оркестру. Обстановка торжественная, в перерыве - шампанское (правда за деньги) в общем как у больших. Стоимость билетов варьируется от 25-50 евро за билет для взрослых (в Курсалоне - 99 евро с ужином). Если нет возможности посетить Венскую оперу или Мюзикферрайн, то можно и в Шенбрунне музыку послушать (хотя, конечно, никакого сравнения!!!).
Примечание: поинтересовалась, не возросла ли цена балетов на концерты в этом году (2018). Еще как возросла. В Шенбрунне от 50 до 150 евро (с ужином) !!! Возможно указана цена с комиссией владельца сайта, билетной кассы. Во всяком случае, мы никогда не покупали на подобные концерты билеты заранее. Парочка-тройка свободных мест всегда имеется и можно купить билет непосредственно в день концерта, а они проходят практически каждый день. Тем не менее, лучше покупать билеты on-line на настоящие концерты симфонической музыки.
Замечательные венские парки, такие аристократические, по-английски ухоженные (как в том анекдоте - чтобы достичь нужного результата, траву нужно стричь лет двести). Был май, в парках начали цвести розы. Яркая молодая зелень и сочные краски роз отлично сочетаются и радуют глаз.
В Вене много небольших и уютных парков. Я люблю Фольксгартен. Когда по периметру парка зацветают все розы, образуется буквально фейерверк бутонов невероятных форм, размеров и расцветок.
Мне нравится Бурггартен и Штадтпарк на берегу притока Дуная с чудными часами и памятником Штраусу, очень нравится Шёнбрунн - поистине королевский парк с королевским дворцом.
Случайно, гуляя по Штефансплатц, на одной из рекламных тумб я увидела плакат с призывом посетить бесплатный благотворительный концерт Венского филармонического оркестра, который состоится 14 мая в Шёнбрунне. Как нам повезло! Не только венская опера, но и филармонический оркестр! Два праздника по цене одного.
14 мая с утра мы собирались пройтись по магазинам на Марияхильфештрассе, а вечером намеревались поехать на концерт в Шёнбрунн.
День был пасмурный, с неба то и дело начинал сыпать мелкий дождь. Тем не менее мелкие неприятности нас не остановили и мы отправились на Машку (как мы ласково называем Марияхильфештрассе). Мы поехали в совершенно конкретный магазин - крупный торговый центр Peek & Cloppenburg (такой же центр есть на Кертнер штрассе), но как иногда бывает по рассеянности или из-за общей расслабленности (ведь мы в отпуске, зачем напрягаться) мы перепутали направление и ушли под дождем в противоположную сторону. Шагая по Машке, мы обратили внимание на то, что улица совершенно пустая, нет привычной многолюдной толпы, снующей из магазина в магазин, из кафе в кафе; закрыты не только маленькие магазинчики, но и торговые центры. Наш Peek естественно тоже был закрыт. Мы в недоумении решили пойти в Museumsquartier - квартал музеев, благо он находился в шаговой доступности. В этом квартале находится сразу несколько музеев - музей естествознания, музей истории искусств (мы были несколько раз во время предыдущих поездок, великолепная экспозиция Тициана, Рубенса, Веласкеса, Босха, Вермеера, Дюрера, Рафаэля, Тинторетто, крупнейшее в мире собрание произведений Брейгеля), музей современного искусства и музей Леопольда (музей австрийских художников, мы были там однажды. Мне понравились картины Густава Климта, люблю его произведения). Но и в Музеумквартир было всё закрыто. К тому же в музее истории искусств была выставка африканского искусства, на которую нам не особенно хотелось смотреть. Один билет в музей стоит - 13 евро (в остальных музеях цена та же). Если использовать Vienna Card, которая стоит 21,9 евро на 72 часа, билет будет стоить около 10 евро. Такая карта предлагает скидки практически по всех музеях Вены и проезд на всех видах общественного транспорта. Однако, мы предпочли покупать билеты в музеи за полную стоимость, а вот проездные на транспорт покупать со значительной скидкой - в Вене продаются десятидневные проездные, единые на все виды транспорта, за 12 евро (одна поездка на метро по одноразовому билету стоит 2,1 евро). Такие билеты можно купить в метро на Штефансплатц. На каждой станции метро стоят автоматы, которые продают разные варианты проездных билетов, но нужно хорошо разбираться в зонах, ценах и прочем. Однако можно просто выбрать билет на 1 поездку, на 48 часов, на 72 часа, на неделю, месяц, год. А на Штефансплатц есть билетная касса с живым кассиром, который хорошо говорит по-английски и подскажет нужный вариант.
Делать было нечего и мы решили сесть на трамвай, который ходит по кольцевой линии: Опернринг, Кернерринг, Штубенринг, Универзитетсринг и по набережной Дуная. Приятно неспешно проехаться по парадному венскому кольцу и полюбоваться пышным убранством дворцов и парков.
По приезду домой, я порылась в интернете и узнала, что 14 мая Австрия отмечает День Вознесения Господня. Это национальный праздник и выходной. Поэтому на улицах было пустынно, а магазины закрыты.
Вечером после обеда мы поехали в Шёнбрунн на концерт. Хорошо, что я захватила с собой диванную подушечку, на ней удобно было сидеть.
Поехали заранее, так как предполагали, что будет масса народу и нужно занять хорошие места. Масса народу - это неподходящее определение тому, что мы увидели. Концерт доложен был начаться в 20:00, мы приехали в начале седьмого. На входе удачно взяли бесплатно предлагаемые полиэтиленовые накидки на случай дождя, в кафе купили большой бутерброд. Центральный вход во дворце Большого Шёнбрунна был открыт настежь и толпы людей непрерываемым потоком проходили внутрь. В центре парка была установлена сцена, по бокам от неё с обеих сторон по два огромных экрана, транслирующих все, что происходит в центре. Перед сценой длинные ряды стульев. Места бесплатные, но вход только по приглашениям. Везде масса полицейских, так как на концерте должен присутствовать президент и канцлер, а также иностранные приглашенные официальные лица и прочая элита. Всё близлежащее к сцене пространство было огорожено и вход туда запрещен. Пришлось искать подходящее местечко. Но нам это не удалось. Люди приходили со своими раскладными стульчиками, подстилками или сидели прямо на дорожках.
Мы потащились в верхний Шёнбрунн, не смотря на то, что он находится сзади от сцены и далеко наверху. Места там действительно было достаточно. Народ шумными компаниями разместился на траве, прихватив с собой еду и выпивку. Мне понравилось то, что никаких запретов на распитие алкоголя не было.
Люди ели и выпивали, но всё было пристойно, умеренно, весело, без эксцессов. Импровизированные столы были по-походному накрыты с настоящей посудой и бокалами (по крайней мере в нашем окружении). Интересно было наблюдать за отдыхающими, тут были и местные, и англичане (по всей видимости, студенты), и французы, и японцы, много парочек, семейных групп. Люди пришли не столько на концерт, сколько отмечать праздник.
Периодически начинался дождь, становилось прохладно. Мы съели свой бутерброд и пожалели, что не взяли из дому бутылку вина, вино бы нас согрело. В один момент, когда еще солнце на зашло, образовалась радуга через всё небо. Её очень хорошо было видно над городом с вершины холма, на котором мы сидели.
Но вот в отдалении мы услышали звуки оркестра. Народ шумел. Ветер относил звуки музыки от нас в сторону. Ничего не слышно. Пришлось спускаться вниз. К этому времени буквально каждый метр парка был кем-то занят, люди дефилировали в разных направлениях. Внизу музыку тоже было не слышно. Мы прошли к самому ограждению, но многоголосая толпа не унималась. Люди музыку не слушали, а бесконечно болтали. И их было так много. Время перевалило за девять часов, а люди всё прибывали и прибывали. В какой-то момент мне стало страшно: как же мы все пойдем обратно через узкий проход Большого Шёнбрунна? Другого выхода из парка в этот вечер не было. И я предложила Стасику начать выходить из парка заблаговременно. Шумно, тесно, не слышно... мы выходили 40 минут (обычно выход занимал 5 минут), а нам навстречу люди шли и шли. Наверное, они собирались провести в парке всю ночь.
Через две или три недели после приезда из Вены я посмотрела этот концерт по телеканалу Культура в спокойной обстановке, без шума и толпы. Забыла сказать, что дирижировал оркестром Зубин Мета, знаменитый израильский дирижер, один из немногих дирижеров мира, являющихся пожизненным руководителем одного оркестра (своего, в Израиле).
По возвращении мы обнаружили на Штефансплатц броуновское движение из отдыхающих, не такое плотное как в Шёнбрунне, хотя тоже достаточно активное. Даже было приятно немножко потусить среди уличных балаганчиков. В незаметном кафе-мороженом мы купили фисташковые шарики и пошли неспешно на прогулку по Кертнер штрассе и Грабену. Мороженое оказалось очень вкусным и мы стали его постоянными покупателями на оставшиеся дни отдыха.
Надо сказать, что прогулки по Кертнер штрассе (пешеходная зона), Грабену, Кольмакту (здесь находятся очень дорогие бутики), Йозефплатц и близлежащим маленьким улочкам, и закоулочкам доставляют мне неописуемое удовольствие, я отдыхаю здесь душой (вот только ноженьки устают от ходьбы, но можно завернуть на какую-нибудь небольшую площадь и отдохнуть на скамейке или зайти в кафе и выпить чашечку кофе, в среднем 2-3 евро, дать отдых усталым ногам).
На таких улочках мало людей, прекрасная возможность рассмотреть архитектуру, насладится покоем и тишиной, хотя это центр, центрее некуда. В одном из таких мест на Хоермаркт находятся знаменитые австрийские музыкальные часы Ankeruhr, каждый час в центральном проеме которых появляется стоячая фигура одного из исторических персонажей Австрии (король Франц Йозеф, императрица Мария Терезия, композитор Гайдн), а в 12 часов дня все 12 фигур появляются одна за другой под музыкальное сопровождение. Волнующее и впечатляющее зрелище.
Ещё мне понравилось гулять по Нашмаркт. Это длинный проспект, занятый различными магазинчиками, в которых продают местные продукты (в основном домашнего производства): сыры, мясо, колбасы, хлебные изделия, изделия из теста (свежую пасту); разнообразные специи; масло оливковое, растительное, уксус всевозможных сортов в таких интересных стеклянных пузатых ёмкостях с носиками, разные конфитюры, джемы и варенья, сухофрукты, цукаты.
Здесь же множество кафе и еды на вынос. Замечательно вкусное место.
Мне предлагали попробовать всё разнообразие представленной еды и на итальянском, и на немецком, даже на французском... ни разу на русском, хотя русская речь в Вене слышна повсюду. В магазинах и торговых центрах очень много русскоговорящих продавцов.
Музеи.
В Вене несколько отличных музеев мирового уровня: Альбертина, Венский музей истории искусств, Бельведер, Леопольд. Мы были в разные периоды времени во всех музеях. В Альбертине и художественном музее каждый раз.
В этот приезд в Альбертине была выставка импрессионистов, которых я очень люблю "От Моне до Пикассо".
Люблю Альбертину, это художественный музей позади оперного театра, расположенный во дворце эрцгерцога Альбрехта, позади Венской оперы, а название пошло от имени герцога Альберта Саксонского.
Мало того, что в Альбертине находится одна из самых больших в мире коллекций графики (в том числе и Дюрера), шедевры Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Рубенса, Климта, Сезанна, так еще парадные залы жилого дворца Габсбургов, в котором жила Мария Терезия, производят непередаваемое впечатление роскоши, высочайшего скульптурного и художественного мастерства. Люстрами можно любоваться и любоваться, а огромные зеркала, расположенные друг напротив друга позволяют заглянуть в бесконечность.
Выставка "от Моне до Пикассо" слегка нас разочаровала. Были представлены две работы Моне, одна - Сезанна, одна - Климта и очень много Пикассо, причем, такое ощущение, что он, как и Дали в некоторых своих работах и эскизах на салфетках, писал эти картины левой ногой через плечо, глядя в противоположную сторону. Слишком примитивные, мало цвета, мало движения. Может быть мне это кажется из-за того, что я не очень люблю Пикассо. В прежние посещения Альбертины мы успели насладиться обширнейшей коллекцией полотен Магритта. Не скажу, чтобы я была его фанаткой, но он мне импонирует своей загадочностью и волшебством некоторых картин.
Венский музей истории искусств - отличное место для приобщения к прекрасному. У них сменилась экспозиция, некоторые полотна убрали, т.к. выставляли картины под общей темой - зимняя сказка. Музей удобен тем, что в центре каждого зала 8 диванов, стоящих вокруг двух кубических тумб - садишься и рассматриваешь картины на одной стене, затем на всех остальных по очереди.
В музее великолепная коллекция картин Питера Брейгеля Старшего (особенно нравиться его "Вавилонская башня"); Раваэля Санти ("Мадонна в зелени"); Джорджоне, Арчимбольдо с его "бешеным" (на мой взгляд) изображением стихий времен года; полотна Рубенса. В один из наших приездов выставлялись картины Тициана, не знаю, может они принадлежат музею, может были на выставке. Впечатление мощное.
А вот современное искусство оставляет меня равнодушной. Пытаюсь хотя бы понять, но нет. Чаще всего ничего от искусства я не нахожу. Инсталляция, может быть. Презентация, протест, тоже может быть. Расскажу о своих впечатлениях от посещения музея Леопольда. Помнится, мы жили в минутной досягаемости от Museum Quartier (по-русски звучит как музеум квартир, а переводится как квартал музеев, я каждый раз балдела, когда слышала голос диктора в метро или трамвае, объявляющего остановку). Так вот, в этом музеум квартир, примыкая друг другу (проход только через арки), расположены музей архитектуры, музей современного искусства, различные студии (модельное шоу, скульптура, дизайн и пр.) и этот музей Леопольда. Чем он нас так привлек? Да в том году исполнялось 150 лет со дня рождения Климта и каждый маломальский музей, обладающий хоть каким-то его произведением, рекламировал себя со страшной силой - приходите и вы насладитесь незабываемым зрелищем неизвестных полотен знаменитого австрийского художника. И естественно, я не могла пройти мимо. Вечно мне надо что-то для мозгов, подпитка им необходима постоянная, иначе - киснут. Каждый день мы мимо него ходили, ну и ходили бы дальше. Меня еще привлекло кафе в музее - на высоте наверное третьего этажа в стеклянном переходе между двумя зданиями. Я подумала, часика полтора походим по музею, потом зайдем в кафе, выпьем по чашечке кофе и в обратный путь.
Пришли. Билет стоил 11 евро, 2 евро как с куста взяли в гардеробе за две вешалки. Хорошо, что не было аудиогида на русском, а то бы вообще жаба задавила, если бы отдали еще 4 евро за него. На первом этаже нас встретил расхристанный автомобиль.... А затем зал за залом (5 этажей вверх, два - вниз, традиционно как во всех торговых центрах Вены) каляки-маляки и всего ТРИ картины Климта. Два малюсеньких портрета и одно большое полотно. Очень много картин австрийского художника - авангардиста Шиле. Он писал обнаженных и очень худых людей, почти все в полный рост, ноги и половые органы на переднем плане, головы маленькие, лица уродливые (до сих пор стоят перед глазами), иногда эти создания изображены в процессе совокупления, вид отталкивающий. Как-то смотрела искусствоведческую передачу об этом музее и непосредственно о Климте и Шиле. Директор музея сказал, что Климт - для любителей, а Шиле - для профессионалов. Возможно. Спорить не буду. Я любитель. На верхних этажах нас ждало жуткое зрелище - огромные фотографии со скотобойни, а также людей, привязанных к крестам (как Христос), а от шеи до чресл - огромные кровавые рваные раны - это конечно же монтаж, тем не менее смотреть невыносимо. Затем несколько залов посвящены крестам, на которых вывешены огромные холщовые рубахи (как будто люди распятые) мерзкого грязного цвета с потеками крови и прочим (то ли фекалии, то ли еще что). Мы бегом проскакали по оставшимся залам и пошли в кафе передохнуть от зрелищ... А в кафе - дым столбом... там разрешено курить. Человек пятьдесят народу и все курят. Опять облом. Ушли мы оттуда прямо скажу - с облегчением. В соседней konditorei в тиши и домашнем уюте выпили капучино и съели по кусочку домашнего пирога с курагой. Вкусно! Экономично! И очень душевно. Хозяйка - прелесть, поговорила с нами, пожелала хорошего пути.
Мне нравится Бельведер и оба его дворца - Верхний и Нижний и парк. В Верхнем Бельведере располагается большая экспозиция Густава Климта.
Некоторые сравнивают Бельведер с нашим Петергофом. Ерунда. Бельведер не идет ни в какое сравнение с нашим Петергофом. Наши фонтаны, каскады, пруды и клумбы значительно красивее, наряднее и эффектнее. Им бы еще уход такой же, как в Вене. Цены бы не было бы.Хотя парк в Бельведере тоже не плох, фонтаны простые, без особых изысков и всего лишь один небольшой каскад.
В этом году в парке установили необычное зеркало: если в него смотреть и одновременно себя фотографировать, то в одном снимке отобразятся оба дворца, находящиеся на противоположных концах парка.
В нижнем Бельведере была экспозиция, посвященная юбилею возникновения Австрийской империи, первой и второй мировым войнам, в том числе был представлен уникальный снимок Сталина. Стасику очень понравилась выставка.
В каждом музее в местных сувенирных магазинах я покупаю карандаши и ручки с логотипом или оттиском наиболее известных картин и мягкие силиконовые кубики (иногда ластики) тоже с логотипами. Я их коллекционирую уже много лет. К сожалению, не все музеи выпускают подобные кубики. В Бельведере я купила белый ластик и несколько карандашей с картинами Климта, а Стасик подарил мне шелковый шарф с оттиском знаменитого "Поцелуя" Климта (практически шарфик от Hermes).
Ещё собираясь в Вену, мы планировали поехать либо в Зальцбург, либо в Братиславу. Выбрали Братиславу. Дешевле, ближе, доступнее.
Подробной информацией о продаже билетов в Братиславу из Вены в интернете я не нашла, много разных сведений о поездах и автобусах (как оказалось не совсем достоверной). Только со второго раза мы смогли уехать в Братиславу. Сначала мы приехали на Westbahnhof - западный вокзал в Вене. Расспросив подробно служащего в справочном бюро, мы уяснили, что интернет нас подвел и поезда в Братиславу уходят с другого вокзала - Haupbahnhof. Пока мы до него добрались, перевалило за полдень и мы решили отложить поездку. Вместо Братиславы поехали в Baden bei Wien (Баден под Веной), чудный курортный городок недалеко от Вены (40 минут на электричке, которая отходит от Opernring (на углу оперного театра и Галереи) буквально каждые 10 минут, стоимость двух билетов туда-обратно - 8 евро.
Поездка во всех отношениях вышла замечательно расслабляющей. Был чудный солнечный день, немного ветреный, но это не мешало.
В этом городке знаменитые сернистые источники и термы, которые построили еще древние римляне. Сейчас там находится множество отелей, клиник и пансионов, предлагающих лечебные и косметологические процедуры. Есть закрытые термы с источниками, разными саунами и бассейнами под стеклянной крышей. Стоимость 4-х часов пребывания на 1 человека - 14 евро. У нас с собой не было купальных принадлежностей, а то бы пошли?. Есть открытые бассейны, но расположены далеко от центрального парка, мы туда просто не дошли.
Зато посетили местный розарий, полюбовались семисотлетним платаном, пообедали в ресторанчике не берегу небольшого пруда: заказали один шницель, одного судака, два бокала белого вина и кофе (около 50 евро). Очень большие порции. Причем я спросила официантку - рыбная порция большая или нет. Она заверила меня, что порция маленькая. Когда принесли - на блюде лежали три огромные рыбины, несколько маленьких молодых картофелин, свежий нарезанный помидор, половинка лимона и зелень. Это называется маленькая порция. Вкуснятина. Невозможно не съесть. Всё подобрала до крошки. Потом не могла пошевелиться.
В Бадене в центре перед казино есть своеобразный фонтан с вращающимся гранитным огромным шаром, он приятный на ощупь и его прикольно крутить. Ещё там есть цветочные часы.
Гуляя по парку, мы заметили небольшую тусовку: на центральной площади в просторной беседке рассаживался духовой оркестр, а зрители расставляли приготовленные устроителями концерта раскладные стульчики. Мы тоже пристроились посидеть, отдохнуть и послушать. Оказалось, что местная пожарная дружина отмечала в этот день свое 70-летие и духовой оркестр, состоящий из пожарников и членов их семей, представлял свой концерт. Надо сказать, концерт был вполне приличный, веселый и задорный. По рядам ходили девочки в национальной одежде и предлагали выпить рюмочку местного ликера по 1 евро. Не люблю ликер, к тому же мы были уже чрезвычайно сытыми. Потом попозже мы съели по порции местного мороженого.
Нагулялись, наелись, надышались, наслушались!!!! Отличный день. Возвратившись в Вену, доехали до Ратушной площади, на которой в этот день должно было торжественно открыться Евровидение. Потолкались немного среди толпы, подходы были все огорожены, масса полицейских, громко орущая музыка, ведущая, спотыкающаяся на каждом слове (может пьяная)... не люблю такие мероприятия. Мы быстро ушли.
На следующее утро мы поехали в Братиславу.
Поездка имела свои плюсы и минусы. Плюсы: красивые пейзажи за окном поезда пока ехали по территории Австрии; вкусная еда; интересный старый город. Минусы: грязь в городе, отсутствие указателей, карты, путеводителей, полная совдепия, транспорт хуже, чем в Кургане, после праздничной, пышной, ухоженной Вены - Братислава производит тяжелое впечатление.
Первое, что нас встретило на вокзале в столице Словакии - вонь, невыносимая вонь и грязь. Мрак полный. В Кургане железнодорожный вокзал по сравнению с братиславским - хирургическая операционная.
В ближайшем привокзальном киоске мы купили карту Братиславы (wi-fi не работал, карта в планшете молчала, отказывалась находить наше местоположение в таких варварских условиях). Мы думали, что купили карту, причем отдали за неё как за настоящую 3,5 евро. Карта была сложена пополам и имела вполне приличный вид, но когда мы её развернули - оказалось, что это всего лишь половина карты города, остальное не вошло. Ни маршрутов, ни направлений, ничего. В Риме, не помню то ли в 2006 году, то ли позже нам дали в отеле карту с рисунками основных достопримечательностей и перевёрнутыми направлениями, мы тогда в первый день до полуночи пытались найти свой отель по этой карте, ну, честно говоря, мы были слегка навеселе, так как выпили бутылку вина двоих, а потом пошли просто гулять куда глаза глядят; только благодаря припозднившемуся прохожему мы наконец поняли авторский замысел карты, нашли отель и потом уже легко по ней ориентировались, так вот даже эта римская карта была лучше словацкой.
Купили "карту", удивились, но в город-то все равно надо было каким-то образом выбираться. Вышли на привокзальную площадь, а там соцреализм во всех его красках так и прёт: грязные бичи на скамейках; пьяная опустившаяся молодая женщина (скорее всего проститутка) со сползшими черными в дырах чулками и выглядывающими из-под юбки грязными трусами спит на лавке и изо рта течет слюна. Я хотела сразу развернутся и уехать.
Но мы решили пройти до конца этот путь. Надо было выяснять как добраться до города. А спросить-то не у кого, ни справочного (хотя о чем это я....), ни указателей. Водитель автобуса, единственный человек с виду способный дать ответ, не говорил ни по-английски, ни по-немецки. Но все же наш ангел хранитель не оставил нас и на этот раз. К нам подошла какая-то женщина, которая могла сказать только bitte, поманила нас пальчиком и указала на трамвайную остановку, находящуюся на нижнем цокольном ярусе вокзала, проводила нас до самой остановки, назвала номер трамвая (хорошо, что это был первый номер) и убежала.
Сели мы в трамвай. Знаете, такие ходили в Екатеринбурге в те времена, когда он был ещё Свердловском, наверное в 80-е годы, грохочущие, трясущиеся. Однако местный трамвай был слегка модернизированным - в вагоне установлена электронная бегущая строка с наименованием остановки. Как-никак цивилизация!
Те немногие места, которые мы проезжали на трамвае, практически ничем не отличались от советским типичных провинциальных городков - обветшалые фасады, полопавшийся асфальт и тротуарная плитка, разруха и упадок. Полная... тоска.
Единственное место, порадовавшее глаз, - старый город и Братиславский град со смешным и крохотным конным памятником Святополку перед историческим музеем.
Мне не удалось сдержать смех, когда я первый раз взглянула на чугунную конягу, по-другому её назвать нельзя, маленькая, неуклюжая, игрушечная и на ней такой же крохотный "богатырь" (тырь-тырь) ... простите меня словаки за столь пренебрежительное описание памятника вашему историческому герою.
В старом городе изобилие ресторанов. Мы зашли в один из них пообедать. Как обычно Стасик заказал шницель, я рыбу (в этот раз подали только две рыбины), вино, хлеб и кофе. 51 евро. Вкусно. Официант немного говорил по-русски. Сказал, что они рады видеть русских туристов у себя в стране.
Мы не стали долго задерживаться в Братиславе, к тому же день был очень жаркий, на солнце температура доходила до 30 градусов. После обеда мы практически сразу уехали в Вену. Как радостно было снова оказаться в чистом и уютном городе.
Последнее из наиболее значимых событий (кроме, конечно, шопинга) была поездка в парк Augarten на правом берегу Дуная и посещение фарфорового завода, вернее выставки фарфора.
Парк Augarten ничем особо не примечателен, ровные подстриженные газоны, одинаковой формы деревья и огромные ряды каштанов.
На территории сохранились со времен второй мировой войны две зенитные башни - флактурмы, устрашающего вида огромные сооружения, одна в виде ротонды, а вторая, по-моему, восьмиугольная с выступающими башнями наверху. На них видны следы от снарядов. В этот день было зябко и ветрено, мы быстро замерзли.
Долго искали летний дворец Франца Йозефа (парк огромный), в котором располагается фарфоровая мануфактура, раньше в нем давал концерты Моцарт. Прошли мимо еще одного дворца - теперь это интернат для участников Венского хора мальчиков. По ходу нашли небольшое поселение (типа коммуны хиппи, что ли), на территории которого выстроены странные хибары, разведен огородик, цветник, проложены дорожки, устроена летняя кухня с простым деревянным столом и стульями, кругом развешано постиранное белье.
Вся территория отгорожена естественным забором из подстриженных деревьев. Мы всю территорию пересмотрели, никто даже слова не сказал. Так мы и не поняли, что это такое.
Наконец нашли мануфактуру, но пока мы бродили по парку, экскурсии кончились. Один билет стоит 12 евро, в это стоимость входит экскурсия (естественно на немецком языке), плюс на выбор чашка кофе, бокал шампанского или одно основное блюдо в ресторане. Длится экскурсия 1 час. По-моему, очень хорошее предложение.
Хоть мы и не попали на экскурсию, но с удовольствием прошлись по выставочным залам, полюбовались посудой, сервизами, вазами, чайниками, молочниками, тарелочками, подставками, фигурами животных, конными фигурками... Все сделано вручную из тончайшего фарфора, роспись тоже ручная.
На фотографиях хорошо видно мастерство и высокий профессионализм художников. Цены высокие.
Я купила маленький карандашик с логотипом мануфактуры. Хотя можно было купить подсвечник, по-моему, один подсвечник стоил 34 евро, самая дешевая цена из представленных изделий. Но я как-то не догадалась.... В соседнем зале притулилось кафе, мы с удовольствием выпили по чашечке кофе с тортиком. Тоже дорого.
Вот, пожалуй, и все мои впечатления от Вены. Ещё порадовал шопинг, купила в этот раз немного вещей и обуви, но всё высокого качества и известных марок, поэтому дороговато.
Отдельно хочу добавить несколько слов о праздновании Дня Победы. В Вене этот день празднуется широко.
На площади рядом с мемориалом советскому солдату 9 мая состоялся митинг, который открывал мэр города. У подножия памятника с приказом И.В. Сталина - множество цветов, венков, фотографий. Тут же расположились активисты группы поддержки ветеранов Второй Мировой войны, которые частично развали, частично продавали цветы, венки, георгиевские ленточки.
Вечером на Ратушной площади давал благотворительный концерт венский филармонический оркестр. По данным местных газет на этом концерте присутствовало более 50 тысяч человек. Но так как мы приехали позже, то видели только возложенные венки, цветы и фотографии.
Писала и снова наслаждалась воспоминаниями.
Читать с фотографиями можно здесь:Вена, май 2015 года
Это наша кнопка
"Заграница"
Путевые заметки