Аннотация: Оказывается, интересные люди живут не только на Полярном круге...
Газета "Ищу" (г. Электросталь) # 50 от 21 декабря 2001 г.
ЛЯГУШЕК ПРИБИВАТЬ ГВОЗДЯМИ НЕ ПРИШЛОСЬ...
Мой собеседник, человек с негромким голосом, невольно заставляющим вслушиваться в то, что он говорит, оторвавшись от экрана компьютера, хитро щурится сквозь очки. Этим летом ему пришлось побывать в новом для себя амплуа и порассказать есть что. Александр Ильичев - художник-керамист, живописец, график, коренной сибиряк, вот уже больше года в Электростали ведет жизнь затворника. Тем не менее, ему выпал счастливый билет - старый знакомый, тоже сибиряк, режиссер Валерий Суриков, пригласил его этим летом на съемки фильма "Кострома" в качестве художника-декоратора. А заодно сыграть небольшую роль.
- Вряд ли твое, Александр, столкновение с миром кино оказалось случайным. Что привело к нему? Или кто?
- Это рано или поздно должно было случиться. Во времена нашей юности отношение к кино было совсем другим. Следили за киноновинками, помню, даже ездили в другой город смотреть фильмы Тарковского. Валерий Суриков трудно пробивался к заветной мечте снимать кино. Но пробился. Был одно время руководителем художественных программ на ОРТ, не понравилось, хотя это хорошая, "жирная" работа. Если говорить конкретно о фильме "Кострома", то его замысел складываться начал 12 лет назад. Тогда это все было в виде коротких фрагментов, зарисовок. Затем последовал период поиска денег, спонсора, ожидание, а потом было сказано: завтра снимаем. Такая профессия у режиссера - надо быть готовым к этой команде.
- И кто дал такую команду? Продюсер?
- Да, продюсировал эту картину известный по таким фильмам, как "Брат", "Брат-2", Сергей Сельянов. Хотя это кино не назовешь коммерческим, оно, скорее, для продвинутого зрителя, понимающего толк в киноискусстве. Фильм не из разряда проходных. К тому же и команда подобралась звездная. Оператор-постановщик - знаменитый Юрий Клименко. Снято им немало фильмов, работал со многими знаменитостями: Параджановым, Анто-ниони. Номинировался на лучшего оператора Европы, лауреат Госпремии, получал ее из рук президента Путина. Художник-постановщик Шавкат Абдусаламов в свое время работал с большими мастерами, Тарковским, например. В отличие от них, у Валерия Сурикова серьезных работ еще не было: курсовая короткометражка на 26 минут по Борхесу и пятиминутная короткометражка "Время, назад!", - вот и все. Так что если фильм будет номинироваться, предположим, где-нибудь на кинофестивале во Франции, то по разряду "Дебют".
- Есть шансы попасть на престижный фестиваль? Так здорово получилось?
- Я видел отснятый материал, он уже смонтирован, идет озвучание. Волшебное зрелище! Кто смотрел, в один голос говорят: такого еще не видели. Не в смысле нового "Титаника", а просто это совершенно необычное зрелище, даже трудно объяснить.
- Что же там такого? Заинтриговал, ей-богу.
- Когда Суриков начал снимать, о содержании фильма ничего не рассказывал. Кого-то знакомил со сценарием, кого-то нет. Некоторые актеры и не читали. Работать с ним было очень легко. Я не актер, и казалось, ну, будет теперь возни выше крыши: бесконечные дубли, пересъемка, но на самом деле не было даже репетиций. Все сделано за счет режиссуры и монтажа. Ну, как, скажи, можно пройти, к примеру, по избе, залезть на дерево или свалиться в воду и быть неорганичным? Начали работу весной. Первое дело - кастинг, набор актеров, Режиссер однажды посетовал: я 12 лет смотрю по сторонам, но рыжую девушку - главную героиню - не вижу. Ее долго искали. Нашли актрису Светлану Галкину. На роль матери пригласили Анну Овсянникову, актрису из Брянска. Она снималась у Юрия Германа. В массовках участвовали жители деревень, где проходили съемки. Снимали в Сибири, в моих родных местах. Деревня Озерки около села Манжерок. Помнишь, песня была: "Расскажи мне про Манжерок...". Село Чемал, Горный Алтай, Муны, Сростки шукшинские. Когда начали снимать, то в Сростках "очистили" дом Шукшина, утварь всякую, ковры, для бани причиндалы, мебель. Хорошие места, природа там особая, с каким-то мистическим оттенком... Должны были в июне начать, но подзадержались. Считай, с июля все и закрутилось. Приехали этаким табором со своими деревьями, небом...
- Не понял...
- А что, это кино, специфика. Тени рисовали, лес красили. Когда надо было снимать из колодца, то натянули плюшевое небо, нацепили звезды, получилось, как настоящее. Луну подвешивали на проводах. Вообще, фильм замороченный и декораторам пришлось попотеть. Под моим началом три бригады было, люди разные. Сначала не понимали, что съемка - это процесс творческий. Вешаем, к примеру, в доме героини (это заброшенный клуб был) двери, которые предварительно сами же и сделали, замаскировали под старину. Режиссер глянул в объектив, нет, надо в другое место. Перевесили. Опять не то. "Валерий Палыч, трах-та-ра-рах, ты что, сразу что ли решить не можешь, откуда чего снимать?". Но потом привыкли, уже спокойные, как питоны, делали, что скажут. Две бани срубили, одну больше другой в два раза, так задумано было. Потом спалили обе.
- Тоже задумано было?
- Ну да. Там много чего чудного было. Вот кострома - соломенная баба. Ее поджигают на праздники, это языческий ритуал. Запалили шесть баб, чуть лес не подожгли. Шли на всякие киношные хитрости: лодки прибивали ко дну горной реки, кукушки на удочках, чтобы не улетали, 150 воробьев, привязанных к земле. Живности много всякой в фильме участвует, а с ними возни - будь здоров. Этим всем хозяйством заведовал один товарищ, он постоянно нарасхват. Работа хлебная, но и проблем... Вот приезжает режиссер и говорит: завтра после обеда чтобы было 400 баранов. Мужик в трансе: где брать? До ближайшей овцефермы семь верст до небес и все лесом. Ничего, выкручивались: приходит срок - и нужное количество баранов пасется на лугу.
Однажды снимали сцену с лягушками. Они должны были сидеть в воде в определенном месте и определенное время. Но это же производство, тут цепочка такая. Режиссер дает не одну команду, а несколько: "Внимание, все готовы'" (общая), потом - "Аппаратная", следом - "Мотор (это звук) и, наконец, заветное - "Камера!" Только после этой команды ассистент щелкает хлопушкой. А лягушкам-то не прикажешь сидеть все это время так, как надо... Кто-то предлагал даже гвоздиками лапы прибивать... Мучились, мучились, потом меня осенило... Запускается вся техника, камера наготове, лягушки тоже. Тут им дается по хорошему щелбану, и земноводные садятся туда, куда надо. Все хорошо прошло... Или история с покраской лошади. По сценарию нужны были две лошади: белая и черная. Конезавод, с которым был договор, его нарушил - привезли черную и пегую. Стали красить лошадь - мукой, тестом, эмульсионкой. Но все не то. Кончилось дело тем, что развели в ведре какой-то страшно дорогой американский грим. Самое смешное, что в фильме этого почти и не видно - ночью что кошки, что лошади серы. Каждый день после съемки, уже измученные, ночью едем домой, но первым делом завозим козла в Манжерок - брали напрокат.
И много странного в фильме. Например, дед, который практически весь фильм вел героиню по лесу, якобы в церковь, вдруг превращается кролика. Много в фильме от притчи, хотя по сюжету он - история про женитьбу. Я там играю священника, который должен венчать героиню. Пришлось и в воду сигать в полном облачении во время этого венчания. А за мной следом - жених с невестой. Ну и досталось же ей! Эту невесту по ходу фильма мы закрывали на берегу корой дерева и героиня из-под нее выбиралась. Страшно боялась жучков, которыми эта кора кишела. Но актриса еще не знала, что попутно ей подсовывают змею. Ничего, выжила.
- Долго шли съемки?
- Два месяца. 28 августа, последняя съемочная ночь. Сняли тогда, как никогда, много. Будто за неделю. Местные жители порой недоумевали, когда мы снимаем. Как правило, с нашим появлением вся деревня высыпала на поле и наблюдала за тем, что мы делаем. В это время в толпе распространялись самые фантастические слухи о якобы приехавшей Алле Пугачевой с Киркоровым и еще дюжиной звезд кино и эстрады. Народ стоял упорно часами - а съемок нет. Наконец, уже вечером, изрядно поредевшая толпа даже и сообразить не успевала, что съемка-то закончилась минут за пять-десять, в каком-то углу нашего табора. Что он собой представлял? Лихтваген - гигантская электростанция на колесах. Клименко, оператор, захотел снимать, используя старые советские прожекторы. Это такие монстры - ими можно освещать горы, облака, леса. Метровые в диаметре - рядом стоишь, сдувает световым потоком. Камерваген, со специальной комнатой, где перезаряжают пленку. Подключение к камере специальным кабелем для видео, чтобы можно оперативно отслеживать ход съемки. Всякие вспомогательные "вагены"...
Теперь идет озвучание фильма, осталось доснять кое-какие мелочи. Например, подводные съемки. Хотели арендовать бассейн здесь, в Электростали, но хлопотно, скорее всего ограничимся большим аквариумом. Попутно мне пришлось сделать эскизы титров к фильму, даже шрифт специальный придумывать. То есть быть многостаночником...
Пожелав передовых успехов на необъятном кинополе, прощаюсь с Александром - новоиспеченным актером, художником-керамистом, чьи выставки побывали в США, компьютерным графиком, да еще, как выяснились, и сценаристом. Он же, отвязавшись от вопросов журналиста, вернулся к прерванной работе: надо было срочно доделать компьютерный фон для нового клипа Юрия Шевчука "Она". На экране по заснеженному полю летел вагон, звучала песня, пламенели горы, пламенели леса...
А. СПИРИДОНОВ.
Александр Ильичев в роли священника в фильме "Кострома".