Аннотация: ВНИМАНИЕ, в моем разделе открывается новая "китайская" серия!
ПРОСТО ЦИРК!
Билеты в цирк нам взяла Мариночка. Она, конечно, сразу рассказала, что пекинский цирк - лучший в мире, однако же, отличается от русского тем, что в нем нет выступлений животных и клоунов. Это замечание сразу сняло резонные реплики, что лучший в мире цирк, безусловно, наш. Кот заметил: "Друзья! Перед нами предстанет всего лишь акробатическое шоу, ибо в настоящем цирке должны быть и звери, и паяцы!". Я, признаюсь, довольно смутно припоминал свой последний поход в сие зрелищное предприятие ещё в те незапамятные времена, когда учреждение под названием "цирк" имело постоянную прописку в Архангельске. И хоть мне не исполнилось тогда и шести лет, но я точно помню, там были лошадки, ослики и... тигры, от которых так специфично пахло, что аромат тот навсегда остался в моей памяти как "запах цирка".
Пекинский цирк подобных ароматов не источал. Он и именовался не Beijing circus, а Beijing Chaoyang theater arcobatics world (Chaoyang - район Пекина). Здание, что он занимал, даже не было круглым, как наш цирк, а по планировке зала больше напоминало драматический театр. Представление длилось от силы часа полтора, но подарило такую отчаянную феерию ловкости и особого циркового мастерства, что они надолго останутся в нашей памяти!
Поскольку в цирк решились идти аж восемь человек из наших, к его зданию нас подвез автобус, причем чуть более чем за полчаса до начала представления, дабы мы смогли занять лучшие места в импровизированном амфитеатре, полагавшиеся за те 100 юаней, что мы заплатили (а, если бы опоздали, могли бы сидеть и на балконе!). "Партер" же, а точнее, его центр, предназначался для лиц, купивших VIP-билеты за двойную стоимость. Как мы и ожидали, VIP`ами оказались сплошь иностранцы европейского (или североамериканского) происхождения, да пара-тройка "новых" китайцев. Прочие китайцы, а вместе с ними и русские туристы, сидели на всех остальных местах. Лучшие из "остальных" (1-2 ряды "амфитеатра") были заняты в том числе и нами, за что ещё раз спасибо большое нашей дорогой Марине. Усевшись в кресла, мы стали ждать начала представления, пока наблюдая за происходящим в зале. В проходах туда-сюда шмыгали одетые в блестящие костюмы девочки и предлагали за 50 юаней купить DVD-диски с записями представлений, что, конечно, было недорого, но обременительно для нас, бедняг, истощенных покупками на Silk street.
А рядом со входом была лавка с забавными сувенирчиками, около которой мы вдруг заметили тетушку, что ещё утром разливала нам чай на традиционной церемонии. "Ааа, - прошептал кот, - китайская женщина, как и русская, крутится как может, по утрам чай разливает, вечером - в цирке подрабатывает! Хочешь жить - умей вертеться, китайская поговорка:-)". Почувствовав спинным мозгом наши пристальные взгляды и заговорщические перешептывания, тетушка вдруг развернулась в нашу сторону и поняла, что ее рассекретили. Не знаю, что ее испугало в этом факте (может, просто не хотела ставить коллег в известность о своих подработках), но почти сразу она куда-то исчезла, и больше мы ее в тот вечер не видели.
Лена же обратила внимание на сидящую рядом колоритную европейскую дамочку чахоточного сложения, мертвецкой бледности лица и с пышной гривой на голове. Дамочка была одета в элегантную кофточку с оголенными плечиками и длинную оборчатую юбку, на лице ее сияла боевая раскраска, особо ярко проступившая на губах. Этакий нью-поп-арт.
- Что это за трансвестит? - спросила, ухмыльнувшись, Лена. Все наши дружно уставились на дамочку и стали трепетно всматриваться в ее лицо.
- Француженка, наверное.., - рискнул предположить я, - и осекся, вдруг услышав от "трансвестита" родную русскую речь, причем такого тембра, что ни о каком переодевании не могло идти и речи. Услышали эту речь и наши друзья.
- Мда, эффектная девица.., хм, и много же здесь наших! - отметил кот.
- Русских, к счастью, везде пока много, но Пекину по их числу до Парижа ой как далеко! А это уже к сожалению
- Ладно, хоть наши люди любят цирк, посему есть где встречаться!
- А тебе нужны такие встречи?
- Вопрос риторический:-) Хотя... вот по дому соскучиться не дают, - вмиг нашелся котяра. И тут мы оба вспомнили, что не были дома уже по три недели... И как только об этом подумали, прозвучал последний цирковой звонок, свет погас, и представление началось. На сцену выбежал окруженный сотнями горящих огней дракон и многочисленные артисты театра...
Еврохамы, нагло вваливавшиеся на свои VIP-места в партере уже после начала шоу, на некоторое время попытались заслонить своими грузными телами дракона и китайцев, кои резвились на сцене, будто на какой-то сказочной поляне, но вскоре угомонились, и мы смогли свободно лицезреть китайский цирк.
Начало представления было в самом разгаре. Фейерверки, огни и хлопушки, которые сопровождали открывавшего представление дракона, вскоре сменились тихой светомузыкой на фоне Великой стены, и на сцену выбежал лев.
- Оох, - скажете Вы, - в китайском цирке же нет животных!
Но лев был таким же, как и дракон, - стопроцентным китайским, с развеселой золотой мордой и блестящим темечком, лохматой красной гривой и желтой шерстью на теле и лапах. Вволю накувыркавшись и напрыгавшись в компании с разодетым эквилибристом, лев на мгновение замер и... к нему тотчас же присоединился другой. И что они начали выделывать! Львы танцевали и кувыркались, не уставая при этом смешно открывать рты и покачивать головами, а когда им притащили качели-"двушки", они стали весело на них раскачиваться. Через минуту львов было уже трое, и каждый из них выделывался, как только мог. Своим поведением они неизменно притягивали к себе внимание, сосредоточенное настолько, что оторваться от сцены было, в принципе, невозможно.
Затем акробаты притащили шар, а двое львов подошли к нему с обеих сторон и встали на задние лапы, упершись друг в друга ртами. Постепенно забираясь на шар теми самыми задними лапами, львы все больше упирались друг в дружку мордашками, изображая "нежную любовь".
Потом эта любовь аккуратненько прокатилась по качели, где еще недавно они соревновались. Надо отметить, что у двух львов на головах были красные бантики, а у одного - зеленый, хотя не совсем понятно, что они обозначали, ибо "любовь" изображали как раз львы с красными бантами:-) Вволю напрыгавшись, трио откланялось зрителям, и казалось, сейчас все закончится, но один из львов вдруг молниеносно слетел со сцены и через секунду уже несся по залу среди кричащих от восторга китайцев. Пролетев как раз подле наших мест, он развернулся и выбежал в открытую дверь холла. Удивительно, но факт: крашеные в бело-красный цвет русские подружки женщины-"трансвестита" успели-таки подергать льва за шерсть, наверное, хотели проверить настоящий ли он, а может, не вылетает ли у него от краски мех, как волосы у них самих:-)
На сцене же, между тем, быстро сменился пейзаж, и вместо Великой Стены за спинами новых участников шоу развевались полотна с пагодами и китайскими садами. Под деревьями вдруг оказались девушки с веревками, которыми они начали крутить гантели. Если быть точнее, то это были и не веревки, и не гантели (ещё это было похоже на катушки), но предметы, явно напоминающие и то, и другое. Так вот, девушки крутили "гантели" на "веревках", подбрасывали их высоко-высоко, под самый потолок, а затем ловили... теми же веревками. При этом они умудрялись бегать, прыгать, кувыркаться и выделывать разные сложные па, так ни разу не уронив предметы. Иной раз на одной веревке прыгали сразу две или три гантели, иной раз сразу по две или три находились в воздухе во время этого странного жонглирования, но ни разу ни одна гантель не оказалась на сцене.
После этого виртуозного номера, исполненного под легкую китайскую музыку, свет погас, и зазвучали барабаны. На сцену вышли мужчины-охотники, одетые в шкуры. Четко отплясывая "первобытные" танцы, они стали хвастаться друг перед другом разными умениями. И вот один из них, стараясь показать себя лучше собратьев, взял в руки металлический цилиндр а-ля бо-о-ольшая банка из-под сгущенки и, поставив на него досочку, сам на нее взгромоздился. На край досочки он положил ложки, а себе на голову - стакан, и вот, одним легким движением качения всего этого устройства ложка полетела в сторону стакана и, естественно, оказалась в нем. То же было проделано ещё с несколькими столовыми приборами. Незаметно паренек стал отрываться от земли, точнее от сцены: сначала под цилиндром оказалась подставка, затем цилиндров стало два, потом между ними встал ещё один мужчина, на котором повисли две девушки, и так "метатель ложек" незаметно оказался под самым потолком на всей этой крайне неустойчивой конструкции. Там бы только удержаться, так нет же, он продолжал подтанцовывать и ложки метать. Мда, впечатляюще!
За охотниками последовали девочки с тарелочками. Началось у них все с того, что шла одна девочка себе по китайскому саду с корзинкой, шла, словно Красная Шапочка по лесу, да вот начала (не иначе как со скуки) на спицах, что высотой почти с ее собственный рост, тарелочки крутить, да так, что они на зонтики похожи стали. И в каждой ручке у нее по четыре тарелочки было. К ней подошла ещё одна девочка, с девятью тарелочками в обеих руках, потом ещё одна, а потом пошло-поехало! Девочек стало очень много, а тарелочек в их руках - не просто лес, а сельва южноамериканская, или, на худой конец, уссурийская тайга:-) Первая девочка была, видимо, "примой", ибо она, в отличие от других, ещё и летала с крутящимися блюдцами в руках, па разные выделывала, ну и другие старались не отставать, правда, больше на поприще подтанцовки. А потом они становились друг другу на плечи и на площадки разные, что имеют свойство под потолок взмывать, но тарелки свои крутить не переставали. В общем, зрелище было завораживающим. Под конец, дабы убедить всех в чистоте выполнения номера, тарелки двумя девочками были сброшены, и, хоть не фарфоровыми они оказались, но крутить такое счастье, должно быть, все же было очень трудно!
И после этого в представлении наступил антракт, в котором кот умудрился выкурить цигарку-другую на крыльце. В этом ему усиленно помогали китайцы, которые сами были замечены к страсти к курению. Позже наш зверь признался: "Мне бы и в голову не могло прийти, что китайцы СТОЛЬКО курят! Причем таких крепких сигарет!". Здесь не совсем понятно, то ли Россия заболела "лайтизьмом" (или "ультралайтизьмом":-)), то ли в Китае с легкими сигаретами напряженка, но пачки с надписями "lights" были редким исключением из всего разнообразия рядов китайских табачных изделий в магазинах и прочих лавочках и спросом особым не пользовались. Курят здесь, действительно, много, цигарки смолят на каждом углу, правда, в основном, мужчины, а курящая китайская женщина - редкость, если не сказать "дикость". Это они так сказали 'нет' феминизму? Кажется, во времена СССР у нас было так же.
После антракта шоу продолжилось, но уже не так эффектно (это уже мы, видимо, с жиру беситься начали). На сцене оказались девушки с шестами, на верхушках которых красовались пирамидки из рюмок, поставленных одна на другую. Само собой, тела девушек под пирамидками всячески изворачивались, но 'рюмочные' фигурки оставались неподвижными. Другие китаянки, одетые в какие-то национальные костюмы (поди да разбери какие, у них там, в Китае, 56 национальностей!), напоминающие узбекские (вполне возможно, кстати, что и узбекские - одна из 56 "китайских" национальностей - узбеки:-)), с выпущенными из-под круглых шапочек длинными косами, стали размахивать цветными лентами. К этой честной компании вскоре присоединился импровизированный принц в короне. Он, недолго думая, вскарабкался на лестницу, на голове у него ни с того, ни с сего оказался шест, на который взмыла девушка, держащая на своей голове другой шест... с рюмками. Номер нас впечатлил не так сильно, как 'метатели ложек', учитывая, что подобные конструкции мы в первом отделении уже видели, а рюмки вообще упорно казались приклеенными одна к другой. Эти наши сомнения так и не были развеяны, так как по окончании номера никто из артистов кидаться посудой не стал. Видимо, правда, приклеенные:-)
Далее был номер с канатом, висящим в воздухе, по которому на колесе, специальном таком, цирковом, с педалями, ездил молодой человек в смешной шапочке, и на руках, и на ногах, и ходил он по этой веревке и прыгал на ней. Но мне показалось, что где-то я это уже видел, и счел данные трюки не вполне соответствующими китайским цирковым традициям (хотя, кто знает, откуда они по всему миру расползлись:-))...
Вслед за катанием на цирковом велике по веревке мы наблюдали соревнования в прыжках команды добрых молодцев. Прыгали они, по большей части, в крутящиеся и весьма при этом шаткие конструкции, состоящие из блестящих цирковых колец, стоящих одно на другом. Надо сказать, что прыгать в кольцо, стоящее выше среднестатистической китайской головы, в принципе, сложно, а выполнить прыжки так точно и артистично - почто невозможно. Так что ребята делали это почти невозможное, сколько могли, а заодно развлекали народ всякими подтанцовками на манер кун-фу. Этот номер нам понравился.
А завершилось шоу велосипедами, катающимися по кругу в каких-то не позволяющих их сосчитать количествах. На велосипедах, как водится, восседали молодые и хрупкие китаянки, то раздваивавшиеся, то растраивавшиеся на сидениях, то едущие вниз головой, а то и вовсе параллельно полу.
В конце они порадовали нас тем, что катились на одном велике ввосьмером, по пути составляя причудливые картины не то из античности, не то из чайнутости:-) Собственно, после этого все и закончилось. Китайцы в своих лучших традициях стали покидать зал весьма спешно ещё до опускания занавеса, и, конечно, не забыли о главном - создать в проходе толпу. Как ни странно, но европейцы (или американцы?) им в этом вторили, и только мы, решившие показать себя самой цивилизованной нацией, тихо и мирно выходили в "хвосте", лишь иногда незаметно протискиваясь между кучками местных.
Да, Chaoyang theater, конечно, оказался хорош, но это совсем не то, нежели наш цирк. Мастерство акробатов здесь на очень высоком уровне, львы неподражаемые, но нет милых зверюшек, мишек, лошадок, собачек, осликов и прочих голубей. Сегодня вот специально сходил в цирк Никулина, что у нас гастролирует, чтобы сравнить два явления. Ну, совсем разные вещи. Наше-то шоу разноплановое, а сравнивать можно только акробатические номера, и, кстати, должен отметить, что мы здесь в грязь лицом не ударили: русские девушки, бывает, и без страховки под потолком летают, вися головой вниз и зацепившись одной ногой за обруч, а ещё три обруча крутя руками и той же головой; китайцы же без страховки вообще не работают (по крайне мере в театре "Чаоян").
Большим отличием китайских номеров является то, что они, преимущественно, массовые, а постановки единичных артистов - скорее исключение, чем правило. У нас же чаще внимание приковано к одному артисту, нежели к их большой группе. И ещё одно наблюдение напоследок. Надо было только видеть и, главное, слышать, как живо китайцы реагируют на любое движение артистов на сцене. Одно взмывание в воздух предметов жонглирования вызывает бурю искренних эмоций, гул восхищенных криков и вздохов. А уж можно представить, что бывает, когда артисты "летать" начинают. Наша русская публика гораздо более сдержанна, причем как на представлениях в Китае, так и в самой России. Непонятно, то ли это мы такие неэмоциональные или цирком избалованные, то ли они такие наивные или экспрессивные. Ни того, ни другого я в иных ситуациях ни у русских, ни у китайцев не замечал. Странная штука цирк, однако!