Святский Эдуард Феликсович: другие произведения.

Не правые правые, не левые левые

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Святский Эдуард Феликсович (e.sviatski@procar.de)
  • Обновлено: 08/02/2018. 3k. Статистика.
  • Обзор:
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      Я уже упоминал прекрасную и, почему-то, не переведенную на русский язык книгу Тони Джадта о Европе после второй мировой войны. Еще две мысли из нее показались мне интересными многим и стоящими пересказа, раз уж нет возможности прочитать самим. Сегодня одна из них, но с собственными дополнениями и размышлениями.
      Нередко услышишь мнение, что нынешние левые и правые партии трудно отличимы друг от друга и голосовать приходится не за партию, а за лидера. Что да, то да, но почему?
      Нынешние левые партии выросли из Карла Маркса. Нарисовав ужасы чистого капитализма, в коем люди являются всего лишь винтиками для получения прибыли, незаменимых нет и не приспособившихся отбраковывают, Маркс востребовал социальных гарантий и даже нарисовал проект идеального социального государства. Левые тут же разделились на радикалов, пытающихся построить новое государство и немедленно отменить всякую погоню за прибылью, и умеренных, согласных на обычную, шаг за шагом улучшаемую, социальную защиту.
      Нынешние правые партии выросли из Карла Маркса. (Вся нынешняя экономика выросла из Карла Маркса). Он в своей книге "Капитал" доказал, что успешность и процветание государства зависят от прибыльности его экономики и ни от чего больше. В результате правые радикалы, стали выступать за абсолютно свободный рынок, полагая, что он, не задавленный государственным регулированием, сам обеспечит и процветание и рабочие места, а умеренные полагали, что немного социальной защиты, в качестве гарантии стабильной атмосферы процветания в обществе, куда полезнее, чем бесконечная классовая борьба.
      Интересно добавить, что и правые и левые радикалы охотно бывают готовы отказаться от демократии, поскольку для них цель важнее средств, для умеренных же это немыслимо.
      Левые с надеждой следили за попытками отдельных государств осуществить их мечту и получали удар за ударом. Сперва Сталин построил не то, потом Фидель, потом Мао с Пол Потом. Всякий раз надеялись они, что виновата не идея, а реализация, но, к 80-м годам, догадались, наконец, что проблема лежит в самой идее. Радикалы, как обычно, отмахнулись от реальности, умеренные лихорадочно искали новый базис своего существования и нашли его в правах человека.
      И тут-то оказалось, что новые умеренные (или, как их часто называют, центристы), что левые, что правые мало чем теперь отличаются друг от друга. И те и другие согласны, что экономика имеет первостепенное значение и прибыль должна быть. И те и другие согласны в необходимости социальной защиты. Споры идут о мере того и другого.
      Радикалы же, преследуя разные цели одинаковыми средствами, тоже способны в результате построить лишь очень похожие авторитарные или тоталитарные государства, только что под разными идеологическими вывесками, и, в результате, мало чем отличаются друг от друга. В результате политически мир перестал делиться на правых и левых и начал на радикалов и центристов.
      Дальше уже идут нюансы. А уж куда они идут - кто сейчас это знает?
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Святский Эдуард Феликсович (e.sviatski@procar.de)
  • Обновлено: 08/02/2018. 3k. Статистика.
  • Обзор:
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка