В Сиракузы решили ехать поездом. И быстрее, и ходят часто. Прискакали на вокзал и наткнулись на русскую пару, оторопело уставившуюся на здание - двери по-прежнему на цепи с амбарным замком и никакого намека на билетные автоматы.
Мы тоже выпучили глаза и забегали кругами.
Подошла какая-то итальянская пара, с билетами в руках. - Откуда билеты? - возопили мы. - Из табачной лавки, вестимо - ответили итальянцы, недоумевая, как можно не знать простых вещей. Ну для чего еще существуют табачные лавки, как не для продажи билетов на транспорт.
До табачной лавки еще бежать. И мы, побросав женщин, понеслись трусцой, изредка переходящей в галоп, и, таки, успели. Отдышались уже в поезде.
Возле вокзала в Сиракузах, в скверике, восседали старички, очень напоминающие приснопамятных пикейных жилетов, как и положено, без старушек. Мы уточнили, где центр. Старички, уставшие отвечать всем на один и тот же вопрос, махнули руками.
В центре располагалась остановка туристического автобуса с наушниками, всего пятерка на нос за весь день, как не поехать? И начать с античности.
Сиракузы - город древний. Очень древний. Когда-то центр античного мира. Когда-то центр науки. Когда-то самый известный город. Стоп! А что, сейчас кто-нибудь о нем не знает?
Раскопки занимают солидную территорию. Сначала пещера "Ухо Дионисия". Говорят, он располагал гостей, послов, просителей в комнате с естественной, но незаметной щелью и в смежной комнате подслушивал их действительные намерения. Ловкий политик. Дионисий - личность незаурядная. Это он, в ответ на лесть Дамокла, подвесил над собственной головой на конском волосе меч, смотрите мол, как легка и безопасна жизнь тирана. Человек незаурядный, но и дерьмо, признаться, тоже незаурядное. Как, впрочем, и все тираны. Но сиракузцы, пострадавшие от Дионисия немало, любят его и почитают. Лучше б они Архимеда почитали, который не только зла им не делал, но и войну помог выиграть и прославил на весь свет. Нет, о Дионисии слышно больше, чем об Архимеде.
Собственно, это все типично. Еще Мештерхази отметил в своем романе странную вещь - единственный из богов, не мучивший людей, Прометей, не имеет ни одного храма. А как какой мерзавец, так поклоняются.
Вот пойми это, и поймешь, что за креатура такая - человек. Но никто понимать не торопиться. Может, потому, что если, все же, понять, то как жить дальше?
Вряд ли эта пещера действительно та самая. Но на ухо похожа. И первым это заметил вечно поддатый и, потому, вооруженный буйной фантазией, Караваджио. Он и обозвал.
В пещере итальянская экскурсия. Экскурсовод буйно жестикулировал, а потом запел вполне себе оперным голосом. Есть ли, интересно, итальянцы, не мечтавшие стать оперными певцами.
Потом два амфитеатра, греческий и римский. Два полукруга с каменными сиденьями для зрителей. Очень похожи. Только у греков это - театр, а у римлян - арена. Греки были людьми культуры, ума, науки, а римляне действия. Римляне держали греков в рабах, ставили учителями своих детей, ничему не выучивались и отчаянно завидовали. Вечная история. Вечно у власти идиоты, а умницы у них в подчинении, и идиоты их не слушают, потому что понять не могут, но отчаянно завидуют - не настолько они идиоты, что бы не понимать, что, да, идиоты.
Вот чего не было на этих раскопках, так это Архимеда. Но на карте была его площадь, там-то найдем. Там-то будет-то памятник-то. И мы доехали, и посмотрели, и памятник был. Точнее, фонтан. И, вовсе, не Архимеду, а Артемиде. Типично, вроде помянули великого человека, а чествуют сходящую с ума от неудовлетворенности кровожадную дуру.
Сиракузский кафедраль производит невероятное впечатление, он не только переделан из языческого храма, он сохранил его стены из не отштукатуренного камня, производящие удивительное впечатление связи времен. Это не древность, не средневековье. Это - вечность.
Мы еще пошатались по городу, заглядываясь на каждый памятник - а ну, как Архимед. Фигу. Не то, чтобы не помнят. Плакаты по всему городу. Хотите - покажут его могилу. Это, правда, типичное римское захоронение и, небось, тот самый солдат, который его убил, но туристам надо - получите, распишитесь. Наконец, у реки, обнаружил нечто бородатое, спиной ко мне стоящее. И не стал подходить. Если это Архимед, то что он делает в столь непритязательном месте. А если не он - чего смотреть?
И уже темнело, пошли на вокзал - на тебе, билетные кассы есть, но денег не хотят, кредитную карту им подавай. Табачная лавка есть, но закрыта. Побежали к старичкам. Те махнули рукой. Купили билеты, захотели воды. Оглянулись, ничего не нашли. Побежали к старичкам. Те махнули рукой.
Домой приехали запоздно, мыслями в Сиракузах. Кого-то мне напоминал этот город, хоть и не похож ни на кого, своеобычен. Вдруг понял - Рим. Не по форме, по содержанию. Потому что оба города - вечные.