Тальберг Эли: другие произведения.

Что Упало, То...

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Тальберг Эли (luba77@walla.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 5k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:



    Видите, как вы не задумываясь закончили предложение. Изначальный вариант этой русской пословицы звучал так? "Что с воза упало, то пропало". В чем здесь смысл? Нежели, если упало на ваших глазах, то запрещено поднимать? Конечно же, нет! Имеется в виду, что, если ты что-то потерял, то нет смысла возвращаться, так как нет шансов вернуть потерю. И, чем более людно было место, тем шансов меньше (примечание автора). Помните слова из песни, которую пела Эдита Пьеха: "Кто-то теряет, а кто-то находит".
    Привыкшего к такой морали, меня в свое время приятно удивила Германия. В день приезда я потерял зонтик. Вспомнил, то оставил его на вокзале. Человек, встречавший нашу делегацию, предложил вернуться со мной за зонтиком. Помню, как я ему сказал, что шансов нет, так как прошло уже почти полчаса. На это он громко рассмеялся. Мне не было жалко зонтика, но мы "из принципа" вернулись. Зонтик, действительно лежал там, где я его оставил! Тогда мораль общества, при которой человека вообще не интересует чужая вещь, показалась мне более привлекательной.
    А как у евреев обстоит дело с потерянными вещами? Тора требует от человека не пройти мимо, а подобрать и постараться вернуть владельцу. Для этих целей в древности на рыночной площади каждого города еврейской страны был угол, где объявляли о находках. В наше время в религиозных поселениях потерянные вещи относят в секретариат поселения. С городом на сегодняшний день дело обстоит несколько хуже: нет такого "бюро находок". В такой ситуации нашедший вешает объявление недалеко от места находки. Потерявший звонит -- и получает свою вещь обратно.
    А где гарантия, что тот, кто позвонил по такому объявлению, действительно владелец вещи? Чтобы не ошибиться, в объявлении только называется вещь, а претендующий на нее должен точно ее описать. Так, один раз в Старом городе Иерусалима я нашел колечко, а звонившие мне должны были описать серебряное оно или золотое, с камнем или с орнаментом и т.п. Хоть это было и давно, но помню, что было почти 30 звонков.
    Нашедшему чужую потерю, как видите, предстоят некоторые хлопоты, О любой ли вещи стоит так беспокоиться? Обсуждая эту тему, талмуд вводит понятие "отчаяние", т. е. хозяин вещи в момент, когда понял, что что-то потерял, не станет прикладывать усилий, чтобы вернуть пропажу. Отчего зависит это "отчаяние"? От двух вещей: 1. от стоимости вещи; 2. от морали людей в данной местности.
    О втором пункте нами сказано уже достаточно. Что касается первого, то представьте ситуацию: вы вернулись с ребенком с прогулки домой и обнаружили, что нет маленького резинового шарика. Пойдете ли вы на улицу искать его? Почему? Да просто эта вещь не представляет для вас ценности. Это и называется языком Талмуда "отчаяние", а если хозяин отчаялся (уже отчаялся или отчается потом, когда обнаружит пропажу), то нашедший может ее себе присвоить.
    Еще один вид потери -- животное. В отличие от вещи, которая "кушать не просит", животное причиняет больше хлопот нашедшему. Кроме того, оно может съесть больше, чем само реально стоит. Талмуд говорит, что, если животное может приносить пользу (корова -- молоко, овца -- шерсть, на быке можно пахать), то нашедший может этим воспользоваться и это будет ему платой за съеденное. Если же нет, то хозяин животного должен возместить нашедшему затраты на питание животного.
    Возмещение хозяином денег за съеденное его кошечкой или собачкой не следует путать с ставшей в последнее время модной денежной "благодарностью" за находку. Это, как раз, Торой не предусмотрено. Тора хочет, чтобы нашедший чужую вещь бескорыстно возвращал бы ее хозяину. Промежуточной же степенью в достижении этого уровня является так "называемая плата за честность", т. е. объявляемое вознаграждение за возмещенную вещь. Это как бы компромисс между идеалом и реальностью: хозяин получает свою вещь за часть ее реальной цены, нашедший получает деньги за неприсвоение чужой собственности.
    Конечно, честное поведение может (а в обществе, не достигшем совершенства, и должно) поощряться, но это поощрение не должно восприниматься как плата за поступок. В противном случае нашедший будет сравнивать реальную пользу от найденного с мерой вознаграждения за ее возврат.
    Хочу привести замечательный случай, произошедший в Ашкелоне примерно в 2000 году. Пожилая женщина, которая подрабатывала бухгалтером туристической фирмы, возвращалась домой. Деньги на ближайшую экскурсию (около пятидесятитысяч шекелей) она держала в своей сумочке. На автобусной остановке ей стало плохо. Ее забрала скорая. Сумочку на безлюдной остановке обнаружил 14-летний мальчик из олимовской семьи. Еврейское воспитание подсказало ему отнести деньги в полицию. Поступок мальчика стал широко известен. Мэрия наградила его компьютером, школа обязалась помочь в подготовке к багруту и т.д. Но главное, имидж честного человека еще не раз принесет ему пользу.
    Дай Б-г дожить то того времени, когда такие случаи будут не исключением, а правилом!
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Тальберг Эли (luba77@walla.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 5k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка