Таран Давид Моисеевич: другие произведения.

Почему Сумгаит?

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Таран Давид Моисеевич (d.taran@hotmail.com)
  • Обновлено: 09/03/2010. 21k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  • Скачать FB2
  • Аннотация:
    "События конца февраля 1988 года в городе Сумгаите потрясли мировую общественность своей дикостью и жестокостью. Они стали олицетворением политики армяноненавистничества азербайджанских властей, проводимой в течение всего советского периода. К сожалению, погромы, организованные и осуществленные в Сумгаите 27-29 февраля на самом высоком государственном уровне, не получили адекватной политической и юридической оценки, а его организаторы и главные исполнители не только ушли от наказания, но и по сей день занимают высокие посты в Азербайджане", - говорится в заявлении МИДа Нагорно-Карабахской Республики.

  •   Цитата: "22-ую годовщину Сумгаитской трагедии представители армянской общины по всему миру отметили массовыми митингами, требуя от Азербайджана взять на себя ответственность за погромы."
      
      22 февраля 1988 года я из Белоруссии отправил поздравительную телеграмму на недавно и, как оказалось, ненадолго оставленную работу в НИИ г. Сумгаита. Всех бывших сослуживцев поздравлял с Днем Армии и Флота, а Лолу и Матлаба - с днем рождения (Матлаб - азербайджанское имя, математик, не путать с известным математическим пакетом). Через неделю Лолы не стало.
      Это явно началось в конце 1985 г. после прихода к власти Горбачева. В центральной прессе стали появляться статьи с тенденциозными и абсолютно бредовыми претензиями на якобы историческую принадлежность Армении каких-то азербайджанских земель и населенных пунктов. Ошеломленные, сбитые с толку (нарушены все неписанные табу и правила на запрет обсуждения нерушимых границ союза нерушимых республик советских) азербайджанцы по поводу возникновения армянских поселений на их территории публиковали в местной прессе спокойные (без намека на истерию оппонентов в центральной прессе) академические статьи со сплошным цитированием царских архивных документов, в частности, донесений Грибоедова, где он категорически возражал против политики христианского заселения мусульманских земель, предвидя внутренние межрелигиозные и этнические конфликты в будущем. В центральной прессе для освещения позиции Азербайджана в разгорающемся конфликте места не находилось. Благодушие и спокойствие азербайджанцев, мол мы у себя дома, на всегда принадлежащей нам земле, было наказано - сегодня часть Азербайджана находится под оккупацией Армении, происходит непрерывное и планомерное изгнание азербайджанцев и уничтожение всех исторических и культурных следов их пребывания на собственной земле - то есть геноцид в чистом виде. Геноцид азербайджанцев армянами имеет давнюю историю. Армяно-татарская резня 1905-1906 годов, спровоцированная армянской революционно-националистической партией Дашнакцутюн, в пограмме которой четко обозначены цели и средства достижения: "Целью Армянского Революционного Содружества является приобретение Турецкой Армении с помощью восстаний политической и экономической свободы. 1. Пропаганда главных принципов, целей и революционного отношения к делу дашнакской партии. 2. Организовать боевые группы и подготовить их как идеологически, так и практически. (...) 8. Подвергать террору представителей власти, изменников, предателей, ростовщиков и всякого рода эксплуататоров. (...) 11. Разорять и разрушать правительственные учреждения". 1915 год. Поддержанная обещаниями англичан по разделу Турции по результатам первой мировой войны, дашнакская партия, не дожидаясь окончания этой войны, готовит восстание армян по отторжению Турецкой Армении. Восстание провалилось. Османская империя, не изобретая новых средств обеспечения стабильности и порядка, ответила очередным геноцидом - вырезанием либо изгнанием взбунтовавшегося населения. Сколько таких геноцидов в истории Османской империи. Только были другие времена и расправы всегда имели карательный-политический смысл ("Нет никакого сомнения, что это преступление было задумано и выполнено по политическим мотивам..." Уинстон Черчилль). Дашнаки, как руководство, так и боевики, будучи мобильнее остальных, бросили свой народ, удрали через открытую для них кавказскую границу Турции с Россией и сразу влились в набиравшую мощь и обороты революцию, объединившись со своими собратьями. Могли ли они остановиться. Последовавшая резня мусульман в Азербайджане дает однозначный ответ на этот вопрос. Цитата: "В марте 1918 года власть в Баку была захвачена Бакинской коммуной, при этом произошла резня мусульманского населения в марте 1918 года, совершенная большевиками и поддержавшими их дашнаками. Бакинская коммуна начала наступление на Гянджу, где располагалось правительство Азербайджана. Состоявшие преимущественно из армян войска Бакинского Совета занимались грабежом и убийствами населения мусульманских сел по мере продвижения в сторону Гянджи.[8] Правительство АДР обратилось за помощью к Оттоманской империи, с которой заключило договор о взаимопомощи. Разбив под Геокчаем армию Баксовета, азербайджано-турецкая Кавказская исламская армия осадила Баку. Власть в городе в июле перешла к Диктатуре Центрокаспия, которая обратилась за помощью к Великобритании, противнице Оттоманской империи в первой мировой войне. По словам британского военного историка сэра Перси Сайкса, "армяне должны были понимать, что подвергнутся резне в случае падения Баку, хотя бы по той достаточной причине, что совершенно недавно они убили несколько тысяч татарских жителей города". "На рассвете 14 сентября турецкая артиллерия начала обстрел оборонительных позиций со всех направлений. Турецкие войска прорвали оборону города у Волчьих ворот и заняли высоты над городом. Ночью английские войска, а затем и правительство Диктатуры Центрокаспия, оборонявшие город, бежали на кораблях из Баку. 15 сентября в Баку вошли солдаты Кавказской исламской армии,[11] Баку был охвачен паникой, армяне переполнили гавань, чтобы избежать резни, которая всегда сопровождала турецкие завоевания. Регулярным войскам Османской империи не было разрешено входить в город в течение двух дней, чтобы нерегулярные войска, башибузуки, устроили резню в городе и занимались грабежами и мародерством". Здесь уместно привести воспоминания, переживших этот кошмар, моих дедушки и бабушки. Тогда они еще не были женаты. С их слов, турки в грабежах и казнях не участвовали - только вернувшиеся местные жители. Попавшихся христиан-мужчин вешали. Моего деда тоже поймали и уже накинули петлю на шею, когда какая-то соседка его узнала и закричала, что он еврей. С деда спустили штаны и отпустили. Бабушка вместе с сестрой, братом и матерью снимали квартиру в квартале, целиком принадлежащем большому кочи (бандиту), который вернулся с турками и сразу взялся за своих христиан. По соседству с бабушкой жила армянская семья, родителей кочи зарезал, а двух детей прабабка спрятала. Кочи прабабку уважал (муж-купец первой гильдии, родной язык-немецкий, сами только спаслись из Риги - у них квартировали польские офицеры и предупредили о погромах) у всех искал детей , а у прабабки только спросил. Не знаю, что с ними потом стало. Так вот, этот кочи через два дня, отпущенных турками, остановиться не смог, и был одним из первых ими же повешен в назидание остальным. Такие были времена. Только советская власть тотальным террором смогла в течение короткого времени погасить национальную вражду в Азербайджане, единственно промышленно развитой, а потому многонациональной русскоязычной кавказской республике. Как результат - многочисленные армяно-азербайджанские браки. В братской Армении национальной вражды в принципе не было в силу мононациональности(в городах, в основном сплошное армянское население, деревни либо армянские, либо азербайджанские, все говорят на армянском), а ненависть и вражду к азербайджанцам никто гасить не собирался - их там культивировали. Это было возможно при попустительстве и явной симпатии союзного руководства. Апогея эта ненависть достигла при Горбачеве. И, как результат, очередой геноцид азербайджанцев, и печально известный Сумгаит.
      Так почему Сумгаит.
      Сумгаит раположен на севере Апшеронского полуострова. Другое название: Комсомольск на Каспии. В нем сконцентрирована металлургическая и химическая промышленность Азербайджана, научно-исследовательские и академические институты республиканского и союзного подчинения (в бытность Советского Союза). Прекрасные пляжи и климат. Город-курорт.
      Сумгаит начинался как всеоюзная молодежная стройка, здесь можно было получить специальность, работу и, главное, квартиру. В этом была его особая привлекательность для азербайджанской диаспоры, в основном, крестьян-азербайджанцев из Армении и Грузии.
      Зимой 1987 газетная истерия против азербайджанцев перешла в жуткую необратимую фазу - геноцид азербайджанцев на территории Армении и Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана. Десятки тысяч семей азербайджанцев-крестьян в считанные дни были изгнаны из своих домов. Акция была прекрасно спланирована и осуществлена. Полная информационная завеса на всесоюзном уровне. Почему не говорили об массовых изнасилованиях, только перешептывались между собой - особенности мусульманского воспитания; семьи скрывают свой позор - иначе обесчесченным женам и дочерям надо наложить на себя руки, равно как и мужьям, которые не смогли предотвратить бесчестье свох женщин, и при этом остались живы - кто останется вообще и что станет с детьми. Похожая ситуация возникла в Кувейте, когда спасенные, пригретые и обласканные палестинцы по полной программе расплатились с хозяевами во время иракской оккупации. Почему нет мемуаров армянских героев-освободителей, изгнавших сотни тысяч азербайджанцев-крестьян из Армении. Им что, похвастать нечем. Или так повеселились, что аж до сих пор страшно вспомнить.
      Сопротивляющиеся исчезали. Вещи, деньги, драгоценности отбирались. Практически голые замерзающие люди через горные перевалы изгонялись на территорию Азербайджана. В основном, они направлялись к своей родне в Сумгаит. Население 250-тысячного Сумгаита почти удвоилось. Почти в каждой азербайджанской семье в Сумгаите проживали родственники из Армении или Карабаха. Только в одной комнате на работе вместе со мной работали два азербайджанца - оба из районов на территории Армении, у которых в двухкомнатных квартирах помимо их семей проживали по две семьи родственников. С кучей маленьких детей. Это сложно представить. Они не роптали. Семья и родня для азербайджанцев - главное в жизни. Мы собирали по 15 процентов с зарплаты, одежду, посуду. Кто что мог. Социальное напряжение нарастало. Ни жилья ни работы у людей не было. На улицах образовывались огромные зловещие, молчаливые сборища потерянных, обреченных на непривычную безработицу, одетых во все черное мужчин. Это состояние не могло продолжаться вечно. Нужен был выход. Проблему Сумгаита можно было решить только на союзном уровне. Руководство республики, и госбез непрерывно информировали кабинет Горбачева и взывали о помощи. Предупреждали о негативных тенденциях и приближающейся развязке. Но кабинет Горбачева не реагировал - он сознательно вел к трагедии. Более того, перед катастрофой в милицию и госбез из центра поступил приказ сдать личное оружие. Здесь и далее повествование со слов Валерия Волкова, моего товарища, в момент событий, капитана госбеза, с которым мы познакомились при необычных обстоятельствах. Я когда-то увлекался подводной охотой и, естественно, по примеру товарищей по охоте, сконструировал и изготовил собственное пневматическое подводное ружье. Потом еще одно, потом еще. А потом, после конфликта с сотрудницей по работе, она сдала меня, как подпольного изготовителя оружия, знакомому милиционеру, который без ознакомления напрямую передал информацию в госбез. К этому времени я настолько чокнулся на конструировании, что навсегда забросил охоту, хотя до сих пор увлекаюсь свободным нырянием. В результате Волкову перешло одно из ружей и я для него разработал и изготовил несколько игрушек специального применения, патент на спусковое одного из них был кем-то зявлен через несколько лет после моей репатриации в Израиль. В принципе, мы могли познакомиться раньше, поскольку моя мама и его жена - врачи гинекологи, работавшие в одной консультации. Через короткое время после массового наплыва беженцев из Армении, для всех стало ясно, что тот европейский заповедник на Кавказе, каковыми являлись Баку и Сумгаит, тот особый мир, в котором мы родились, выросли и растили детей, ушел в прошлое и больше уже никогда не будет таким, как прежде. Этот мир наполнился людьми, которые были другими, и, в силу массовости, могли диктовать городу законы ортодоксальной мусульманской деревни. Русскоязычное население начало перебираться в Россию, Украину, Белоруссию. Мы все вместе, русские, азербайджанцы, армяне, евреи, украинцы, татары, помогали друзьям отправлять имущество, иногда по нескольку контейнеров в день. До и после событий. Только из Армении людей выгнали голыми и обобранными в никуда(один из признаков геноцида). Всем выехавшим из Азербайджана было позволено обменять или продать жилье, забрать и увезти вещи и накопления. Я воспользовался приглашением декана ижевского института подать на соискание на разработанный мною роторный двигатель, который предполагалось использовать для автономного вращения блока стволов вертушки, уволился с работы в Сумгаите и начал оформляться в Ижевске. Но что-то не заладилось, и оказалось, что меня оформляют не как конструктора, а как компьютерщика. Хотя все остальные соглашения выполнялись - зарплата (я ушел с должности ведущего инженера-программиста) и общага (пока не обменяю свою квартиру), я забрал документы и уехал в Белоруссию, в г. Сморгонь. Туда подались многие сумгаитцы на строительство агрегатного завода - там обещали квартиры. Для работы на заводе я оказался абсолютно непригодным, но нашел отдушину - в качестве халтуры за пару месяцев для местного ЦСУ разработал и запустил на первых персоналках АСУ сбора, занесения, корректировки, хранения, ввода и вывода десятков документов, отражающих различные показатели Сморгонского Района Республики Беларусь. Смешно, но оказалось, что сморгонское отделение ЦСУ, после оснащения персоналками, тогда первое и единственное в Белоруссии выдало отчетность, обработанную на компьютере. За это время произошли известные события в Сумгаите, и, несмотря на предложенные очень заманчивые условия перехода на работу в ЦСУ, я вернулся в Сумгаит с намерением как можно скорее репатриироваться в Израиль. Так вот, поскольку во время сумгаитских событий неслужебные телефоны отключили, а я находился в Белоруссии, то связь с семьей поддерживал через Волкова, и частично был в курсе происходящего. Несомненно, что сумгаитские события были инициированы извне. Это было единственное замечание Волкова на мой вопрос о циркулировавших слухах по поводу провокаторов. Нет смысла пересказывать эти слухи равно как и описывать действия разъяренной толпы. Все равно нельзя отследить различия между действиями отчаявшихся от унижения, обобранности, бездомности, голода и безнадеги изгнанных, ограбленных, обмороженных, избитых и изнасилованных крестьян от действий во время урагана Катрина сытой, вооруженной, упивающейся полной безнаказаннотью и возможностью проявить свое истинное нутро, сбросив ненавистные оковы цивилизации, толпы соотечественников нынешнего американского президента. Чем эта толпа отличается от банд антиглобалистов, болельщиков или своры пьяных и обкурившихся отморозков из российской глубинки, схвативших беременную женщину и выдавивших из нее ребенка, чтобы поглазеть, как происходят роды. Причины, объединившие людей в озверевшую толпу, становятся несущественными. Толпа следует законам толпы. Всегда одним и тем же. Пока ее не остановят. И чем больше будет отпущено толпе времени до разгона, тем катастрофичнее результаты. В Сумгаите толпу не разгоняли долго. До ввода войск. Ответственность - целиком на клике Горбачева. Развал Союза пытались предельно ускорить... Последний раз я видел Волкова 1 марта 1996 года на Адаре в Хайфе. Это было в пятницу (все остальные дни, кроме субботы, я работал в Тель Авиве). Я возвращался с рынка, перешел улицу Ахалуц и вдруг, метрах в двадцати от меня, увидел Волкова, стоящего в тени дерева. Он пристально смотрел на меня. Привычным спокойным взглядом. Одно лицо, все, что я помню. От неожиданности я мгновенно потерял ощущение реальности, места и времени. Валера! - крикнул я и кинулся к нему. Какие-то мгновения он смотрел на меня и исчез. Все, что я видел - ствол дерева, перед которым он стоял. Совершенно ошарашенный, в каком-то болезненно-отрешенном, контуженном состоянии, с мутью в глазах и ватой в голове, я поплелся домой. Через несколько месяцев, в конце мая - начале июня, я зашел к маме и на журнальном столике увидел фотографию Валеры. Мама, откуда у тебя фото Валеры, неужели ты его не узнала? - спросил я. Это была статья "Гибель Суперопера" в ежемесячнике "Совершенно Секретно". Я храню ее до сих пор. В статье утверждается, что Волков погиб при задержании киллеров, которым, по полученной агентурной информации, он же и был заказан. Слишком просто бандиты с ним расправились. Не очень убедительная сцена для профессионала, получившего капитанские звездочки за задержание в одиночку в купе поезда трех разыскиваемых, вооруженных, особо опасных преступников. Не очень убедительная сцена для профессионала, получившего майорскую звезду за то, что безоружный(по приказу из центра сдал личное оружие), окруженный во время событий в Сумгаите разъяренной, озверевшей, прекрасно знавшей, кто он, толпой, сумевшего эту толпу психологически раздавить и разогнать по домам. Какие-то неубедительные домыслы о причинах, по которым его заказали. По моей версии, он один из немногих знал в ролях и лицах, поименно, всех организаторов и исполнителей сумгаитской катастрофы...
      Почему я говорю про геноцид азербайджанцев, явно сравнивая его с геноцидом евреев и цыган, и при этом не говорю про геноцид армян. Потому что евреев, цыган, азербайджанцев убивали, грабили, изгоняли только за то, что они являются евреями, цыганами, азербайджанцами. Они не провоцировали геноцид, они не изгоняли хозяев и не пытались захватить не принадлежащие им в данный момент земли - то есть не получили геноцид в качестве неизбежной ответной меры. Был ли геноцид армян на территории Османской империи? Несомненно. Только он был сознательно спровоцирован армянскими вождями, лидерами партии Дашнакцутюн. И не важно, чьими руками он произведен. После достижения порогового уровня провокации, будет спровоцирован кто угодно. А провокаторы выступят в качестве обвинителей, обличителей, истцов, наследников.
    Сегодня, основываясь на фактах геноцида мусульман 1905-1906, 1918, 1987 гг., становится ясно, что, в случае получения автономии или полной независимости в 1915 г., дашнаки немедленно устранили бы мусульманское население Турецкой Армении. Иными словами, в 1915 г. турки геноцидом армян предотвратили геноцид мусульман. Турки действовали на опережение.
      На протяжение ста двадцати лет своего существования армянская националистическая партия Дашнакцутюн провоцирует катастрофы своей диаспоры по принципу: чем хуже, тем лучше. Конкретные жизни и судьбы своих соотечественников их мало волнуют. Чем больше будет подставлено армян диаспоры, чем страшнее будет реакция коренного населения на очередную провокацию и чем многочисленнее будут жертвы, тем сильнее ужаснется не вникающая в суть происходящего мировая общественность, тем большего от нее можно добиться для конечной цели (уже есть свое государство, из которого все бегут и никто не хочет туда ехать, начать бы строить нормальную жизнь, благо никто не мешает. Однако у революционеров одна цель - бесконечная экспансия и революция ...). Главное, захватить СМИ и навязать нужную трактовку. Страшная демогогия, замешенная на крови собственной диаспоры. В 1915 уже было ясно, что война будет проиграна и Оттоманская империя распадется, и, как обещали англичане, армянский народ получит свое государство. Вместо того, чтобы подождать, Дашнакцутюн спровоцировал резню собственного народа. И так во всех последующих катастрофах армянской диаспоры. Тактика оказалась настолько успешной, что у нее появились фанатичные последователи. Палестинские арабы полностью копируют тактику Дашнакцутюн. Принцип - подставить под удар, спровоцировать гибель как можно большего числа соотечественников и соответствующим образом преподнести мировой общественности. И тогда, например, турки, которые в результате такой же по сути провокации почти сто лет не могут избавиться от клейма устроителей геноцида армян, первыми начинают клеймить израильтян.
      Вот уже двадцать два года, как одни воспоминания об описанных событиях, отравляют жизнь мне и целому поколению моих бывших соотечественников. Тема настолько болезненна, что, может, лучше смолчать, похоронить ее в себе и не беспокоить память погибших и пострадавших в этой катастрофе. Практически все мои соотечественники именно так и поступают. И на фоне этого молчания явные устроители катастрофы требуют от потерпевшей стороны взять на себя вину и ответственность. Значит, готовится очередная экспансия и очередная катастрофа.
      Нельзя забывать предостережение чешского писателя-антифашиста Юлиуса Фучика: "Люди... будьте бдительны!"
      
      Ссылки:
      1.
      http://www.mignews.co.il/news/society/world/270210_220635_70086.html
      
      2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8F_%D0%B0%D1%80%D0%BC%D1%8F%D0%BD_%D0%B2_%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%83_(1918)
  • © Copyright Таран Давид Моисеевич (d.taran@hotmail.com)
  • Обновлено: 09/03/2010. 21k. Статистика.
  • Эссе: Израиль

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка