Яровинская Татьяна: другие произведения.

Музыка на Кармеле

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 6, последний от 30/09/2013.
  • © Copyright Яровинская Татьяна (tatjana@netvision.net.il)
  • Обновлено: 29/06/2007. 11k. Статистика.
  • Очерк: Израиль
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    На пешеходном прогулочном променаде, длиной почти в километр, где обычно гуляет ветерок, освежая воздух и создавая особую ауру, по обочинам стоят изящные скамейки и симпатичные беседки, где можно часами сидеть, глядя на акваторию порта и море, уходящее за горизонт и сливающееся там с лазурным небом.

  • Это было несколько лет назад. Один из моих знакомых однажды сказал: "Если хочешь услышать хорошую музыку, отправляйся как-нибудь на Кармель. Там на променаде Луи играет удивительный музыкант.
      
      Сказано - сделано. И вот я, вписавшись в живописную картину слушателей, расположившихся расположились на скамейках, камнях, изумрудной траве, слушала Баха, Бетховена, Моцарта.
      
      Явно талантливый человек дарил слушателям так, между прочим, то, что называют высоким искусством. Словно завороженная, я просидела, не двигаясь, около часа. Естественно, после этого не смогла уйти просто так. И когда пианист, окончив играть, стал упаковывать инструмент в чехол, подошла к нему и поинтересовалась, каким образом и почему этот человек попал на улицу.
      
      Честно говоря, на откровение не рассчитывала и в душе готова была к любому ответу. Но, к моей радости, Юрий Клемперт, а именно так звали моего собеседника, довольно легко вступил в диалог и я узнала следующее.
      
      Профессионал, окончивший в свое время школу, училище, свердловскую консерваторию. много лет сочетал преподавательскую работу с концертной деятельностью. А еще работал настройщиком фортепьяно. И данная профессия, пожалуй, кормила его лучше других. Именно она привела его в ленинградскую область, где в Сосновом бору была получена квартира, решившая жилищную проблему.
      
      Работа настройщика давала насущный хлеб. Для души же существовали концерты, на которых исполнялась классическая музыка, выбираемая самим музыкантом. Сначала его тянуло к романтикам, и основу репертуара составляли Шуберт, Шопен, Лист. Потом увлекался Бетховеном, Моцартом, Брамсом. Сейчас охотней всего играет Баха.
      
      Были, конечно, случаи, когда приходилось готовить концертную программу по заказу. Например, к какой-нибудь определенной дате. Так однажды в одну из апрельских недель им была исполнена 17 раз "Аппасионата". Случай, надо сказать, уникальный, достойный "Книги рекордов" Гиннесса. Но что поделаешь, если наш фетишный вождь любил именно эту "нечеловеческую музыку"!
      
      Когда Юрий около двух лет назад приехал сюда, то думал поначалу работать, как и в прошлом, настройщиком. Но это оказалось нереальным. Ведь там, в России, пианино - самый популярный инструмент, который можно найти практически в каждом подъезде любого дома. Эдесь же такая вещь - редкость. Если и встречаются, то электроорганолы. А устранять неисправности в них - дело электронщиков.
      
      Впрочем, все, что делается, делается к лучшему. Израиль открыл для него удивительные перспективы, о которых он не мог даже мечтать, крутясь как белка в колесе в поисках заработка для прокорма семьи. Здесь же появилась возможность в течение года заниматься только музыкой, только любимым делом. То, что министерство абсорбции платило его больной жене, вполне хватало на житье. Не занимаясь ничем посторонним, можно было устроить себе нечто вроде творческого отпуска. Только играть, играть и играть.
      
      - Не лукавя, скажу, что и раньше играл неплохо, но это ничто по сравнению с тем, чего достиг сейчас. Честно говоря, играю значительно лучше. И в определенной степени обязан этим Семену Уманскому, давшему мне несколько поистине незабываемых уроков. А еще, возможно потому, что в
      Израиле атмосфера необыкновенная. Ощущение близости Бога.
      
      Я, по общепринятым понятиям, человек неверующий. Не молюсь, не соблюдаю обрядов. У меня своя вера. В душе. И я не только верю в существование Единого Начала, но и, безусловно, ощущаю его.
      
      А теперь перейдем к тому вопросу, который, как я понимаю, вертится на Вашем языке. О том, как я очутился на улице. Все очень просто. Первое время искал работу пианистом - не нашел. Правда, иногда меня приглашают в одно из заведений, где отмечаются торжества. К сожалению, эта работа не постоянная.
      
      И такое положение дел заставило меня задуматься: "Что же все-таки делать? Коль я умею играть, а проявить себя в организованном порядке не получается, надо подумать как выйти из этого положения." Вот я, переступив через тот неведомый барьер, который в душе имеется у каждого интеллигентного человека, вышел на улицу. Сомневался ли? Несомненно. Сначала стеснялся, чувствовал себя неловко, боялся, что вызову у людей негативную реакцию подобно другим уличным музыкантам, о которой Вы упомянули вначале нашего разговора. Но первая же проба развеяла сомнения.
      
      Чтобы оставаться в форме музыкант должен играть. В противном случае идет потеря квалификации. В этом плане улица - прекрасное место. Она позволяет раз от разу исправлять собственные огрехи. Слушатели, как говорили раньше, поспешествуют повышению мастерства.
      
      Со временем все больше и больше убеждаюсь в том, что поступил правильно. Люди подходят и слушают. И получают удовольствие. Кому не по нраву - могут пройти мимо. В этом преимущество открытого пространства. А в основном - остаются. Были случаи, когда некоторые не отходили от меня по полтора часа. А это целый концерт в двух отделениях.
      
      И здесь важно иметь большой репертуар. Исполнять одно и тоже все время невозможно, двумя-тремя произведениями не ограничишься. Поэтому в моем "багаже" двадцать пять базовых вещей: сонаты Моцарта и Бетховена, ноктюрны, вальсы, этюды Шопена, пьесы Чайковского, экспромты Шуберта...
      
      В чистом звучании, без повторов это занимает около 2-х с половиной часов. Ни в одном концерте ни один пианист не исполняет такого количества вещей. Я же "прокручиваю" это каждый раз. Иногда приходится устраивать "концерт по заявкам". Это прекрасная школа. Кроме прочего, сие приносит мне моральное удовлетворение и душевный покой.
      
      Я слышу массу слов благодарности. Тех, что просто необходимы артисту. Вот, например, такой случай. Подходит ко мне одна бабушка и спрашивает, как долго еще я буду здесь сидеть. Я ответил: "Час - полтора." Старушка, кивнув головой ушла, а минут через сорок возвращается
      и протягивает мне монету в десять шекелей со словами: "Я часто хожу здесь и вижу тебя. Но каждый раз оказывается, что у меня нет с собой денег. Мне просто перед тобой неудобно." Вот она специально и пошла за этими деньгами. Это то же признание, те же аплодисменты.
      
      Значит, меня понимают, значит моя душа созвучна с душами слушателей. И какая разница: перед тобой один человек или сотни? Ведь если нашел общее с одним, значит найдешь и с другими. Мне вовсе не нужен огромный концертный зал. Вполне достаточно того радиуса, в котором звучит мой инструмент. Я согласен с Натаном Перельманом, автором потрясающих афоризмов, собранных в его книге "В классе рояля", сказавшим, что фортепьяно в суперзале на 20 000 мест - все равно, что солонка Челлини выставленная на обозрение посреди Дворцовой площади.
      
      Расставшись с Юрием я еще долго бродила по этому удивительному месту, о котором мне тоже хочется рассказать особо. . Ведь Променад Луи - памятник. Не тот, что высится гранитной громадой, а тот, что живет в сердцах и умах людей благодаря добрым делам.
      
      История его создания - очень грустная, ибо связана с именем девятнадцатилетнего юноши, погибшего в автомобильной катастрофе. Печальный, поистине страшный факт. Но родители, лишившиеся сына, решили увековечить его память по-своему. Они не стали ставить тяжеловесных фигур или плит с барельефами, а ассигновали деньги на то, чтобы в центральной части Кармеля, немного выше улицы Яфе ноф появился "Променад Луи" - изумительная аллея с изумрудной травой, разноцветно-яркими бугинвильями, тополями, шуршащими серебристой листвой, пальмами да соснами, приютившими в своих кронах птиц. Если идти по дорожке от начала до конца, то где-то в середине можно увидеть небольшую запруду, к которой по тропке, проложенной в густой траве, спустился на водопой белый мраморный олененок.
      На пешеходном прогулочном променаде, длиной почти в километр, где обычно гуляет ветерок, освежая воздух и создавая особую ауру, по обочинам стоят изящные скамейки и симпатичные беседки, где можно часами сидеть, глядя на акваторию порта и море, уходящее за горизонт и сливающееся там с лазурным небом.
      
      В будние дни, а особенно в выходные, здесь много народа. Мамы с колясками, компании молодых людей, трогательные, вызывающие умиление, аккуратненькие пары старичков и старушек. А последнее время сюда стали приезжать фотографироваться новобрачные, включив это место в список мест, объезжаемых свадебным кортежем.
      
      На территорию променада не запрещен вход и собакам. Какие породы здесь только не увидишь! И все ухоженные, воспитанные, не позволяющие себе гадить где попало. Впрочем, сие не удивительно. Эти культурные создания живут в самом фешенебельном районе города, а потому приучены к порядку.
      
      Совершенно случайно к аллее оказались привязанными исторические памятники. Один из них - обелиск в честь Вильгельма Второго, германского императора, посетившего в 1898 году Хайфу, что было немаловажным фактом, ибо свидетельствовало о признании этого населенного пункта городом, а не жалкой деревушкой. Недаром жители германской колонии, готовясь к этой встрече, выстроили специальный причал.
      
      Второй же - старинная турецкая пушка хорошего калибра и весьма почтенного возраста, насчитывающая никак не меньше 250 лет. Это весьма своеобразная память о генерале кавалерии Алленби, командовавшего английскими войсками в 1917-1918 годах и сумевшего в течение полутора лет завоевать Палестину, освободив территорию от турок.
      Так как в стране имя Алленби носит немало объектов, непременно стоит сказать пару слов об этом человеке.
      
      Окончив Королевское военное училище, Эдмунд Генри Хинмен Алленби служил в английских колониях Южной Африки, принимал участие в англо-бурской войне. В период Первой Мировой сражался сначала во Франции, затем в чине полного генерала года был назначен главнокомандующим британскими войсками в Египте и Палестине.
      
      Под его командованием войска Великобритании не только очистили от турецких войск регион, но и овладели Сирией. Великая Османская империя распалась. На ее развалинах возник ряд современных независимых государств: Египет, Алжир,Тунис, Морокко, Ливия, Ирак, а так же подмандатных: Иордания и Палестина (английский мандат), Ливан и Сирия (французский).
      
      За деятельность на Ближнем Востоке Эдмунд Генри Алленби был произведен в фельдмаршалы, удостоен титула виконта, 50 тысяч фунтов стерлингов, и славы самого выдающегося английского полководца времен Первой мировой войны.
      
      В последующий период, вплоть до 1935 года, генерал-фельдмаршал был Верховным комиссаром Египта, обеспечивая стабильность в этом стратегически важном для Великобритании регионе. А выйдя в отставку, обязанности лорда-ректора Эдинбургского университета в Шотландии. Отойдя совершенно от дел, всецело отдался своему хобби - занятию орнитологией и ботаникой. После смерти был с почестями похоронен в Вестминстерском аббатстве.
      
      Вот, оказывается, сколько интересного можно узнать, отправившись однажды на субботнюю прогулку.
      
      2000-2007
      
  • Комментарии: 6, последний от 30/09/2013.
  • © Copyright Яровинская Татьяна (tatjana@netvision.net.il)
  • Обновлено: 29/06/2007. 11k. Статистика.
  • Очерк: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка