Яровинская Татьяна: другие произведения.

Человек из легенды

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 24, последний от 24/04/2007.
  • © Copyright Яровинская Татьяна (tatjana@netvision.net.il)
  • Обновлено: 26/03/2007. 13k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    " Самая большая мечта моей жизни, чтобы обо мне постоянно говорили. В крайнем случае - хорошее" Сальвадор Дали

  •   
      
      Заявить о себе как о Личности удается далеко не каждому. Еще сложнее добиться популярности. Думаю, Сальвадор Дали, сказав "Самая большая мечта моей жизни, чтобы обо мне постоянно говорили. В крайнем случае - хорошее", выразил не только собственную мысль.
      
      Именно к такому сорту людей относился и Джакомо Казанова, истории о котором дошли до нас. Ловелас, соблазнитель, авантюрист, мошенник... Неудивительно, что это собственное имя давно стало нарицательным. И все же мало кто знает, кем в действительности был человек, живший в XVIII веке, столь богатом подобными личностями. Вспомним Сен-Жермена, которому в свое время поверила графиня Голицина, ставшая прообразом пушкинской героини; графа Калиостро, наделавшего в Петербурге невероятно много шума своими оккультными делами, барона фон Тренка... Целая плеяда, созвездие талантливейших авантюристов. Не думайте, что я оговорилась. Да, аферистов, ибо для афер, как и всего прочего, непременно нужен талант.
      
      Все, упомянутые выше, конечно, были людьми незаурядными, экстраординарными, поведение их выходило за рамки определенных условностей. А подобное явление не остается незамеченным. Оно вызывает определенный интерес. Причем не только у современников. Биографов, поэтов, писателей, композиторов, кинематографистов так же волнуют эта тема.
      
      Почему? Потому что удивляют и привлекают недюжинные способности, позволившие подняться из бездны нищеты и неизвестности, внедриться в высшее общество, добиться там невероятного успеха. А еще привлекает загадочность, флер таинственности, через который никому не удалось добраться до сути этих людей. Но оставим сегодня в стороне всех прочих. Речь пойдет о Казанове. Том самом Казанове, о котором С. Цвейг писал: "можно презирать ... из-за недостаточной нравственности и отсутствия этической серьезности, можно ему возражать как историку и не признавать как художника. Только одно уже не удастся: снова сделать его смертным, ибо во всем мире ни один поэт и мыслитель не изобрел романа более романтического, чем его жизнь, и образа более фантастического, чем его образ".
      
      Недаром именно с этого субъекта А. Моцарт лепил своего Дона Жуана. Ф. Феллини своеобразно интерпретировал эту личность в одноименном фильме, где окружающий мир представлен сплошной зимней ночью, а живые люди превращены в механических кукол. М. Цветаева посвятила этому человеку две пьесы, А. Шницлер и А. де Ренье - романы, наша современница Т. Буковская - поэму "Джакамерон", изданную в виде удивительной книжки-малютки. А в необычном пражском театре "Латерна магика" при неизменном аншлаге уже несколько лет идет спектакль, названный именем нашего героя.
      
      Казанова появился на свет 2 апреля 1725 года в Венеции. Его мать, дочь башмачника, в тайне вышла замуж за актера Гаэтано-Джузеппе-Джакомо Казанову, который ради нее оставил свою сожительницу актрису Франголетту. Ту, что некогда увела его из отчего дома, научила танцам и поставила на сцену. Забегая вперед, скажем, что много лет спустя, когда отца давно не было в живых, Джакомо познакомился с сей синьорой, представшей перед ним в виде худой старухи в парике, белилах и румянах, до неприличия оголенной с франтоватым символическим букетиком земляники на лифе ("фраголетта" переводится как "земляничка"). Сие зрелище привело молодого повесу в такой ужас, что он долго размышлял на тему: что мог найти в этой женщине некогда его отец?
      
      В своем браке Гаэтано-Джузеппе-Джакомо был счастлив и, благодаря жене, произвел на свет шестерых детей: двух девочек и четверых мальчиков. Один из них стал известным художником-баталистом, другой, тоже художник, возглавлял какой-то период времени дрезденскую академию художеств, третий, надев сутану, превратился в священника, а четвертый, вернее первый, в личность, вошедшую в историю секса и авантюризма.
      
      Первенец в детстве был тщедушным ребенком, слабым и инертным, страдающим кровотечениями. Он начал говорить так поздно, что считался едва ли не умственно отсталым. Но со временем выправился, получил образование. Закончил в Падуе сначала частную школу, потом университет и стал в 16 лет доктором права. С той поры его жизнь, доселе скучная и размеренная, потекла по новому руслу. Кем только не доводилось быть Казанове! Слушателем духовной семинарии, исключенным за неподобающее поведение, священником, блиставшим своими проповедями, но вскоре лишенного сана; военным, оставившим это занятие из-за неприемлемости неукоснительной дисциплины, картежником и шулером, жившим за счет игры в течение многих лет, музыкантом, актером, гадателем, каббалистом... И на протяжении всего существования этого человека колоссальную роль в его жизни играли женщины.
      
      С первой юношеской любви к племяннице аббата (детское увлечение сестрой директора частной школы в Падуе - не в счет) открывается страница его любовных приключений, в большинстве случаев несущих одни неприятности. Но что можно было поделать, если представительницы прекрасного пола были его слабостью, а покорение их - определенной целью, ставя которую он всеми силами пытался добиться успеха. Если же интрига не удавалась, то из-за болезненного самолюбия, сие принималось едва ли не трагедией. Казанова впадал в транс, чуть не доводивший его до самоубийства. Как, например, в случае с отказом в сватовстве или в истории с авантюристкой-француженкой.
      
      Наверно, поэтому в своих записках и воспоминаниях он явно преувеличивает моменты, касающееся любовных приключений и старается преподнести все лишь в выгодном для себя свете: "Я любил и меня любили. .... Я был счастлив и я заявляю это, смеясь над подлинными моралистами, говорящими, что подлинного счастья на Земле нет".
      
      Где он искал приключений? Везде, куда бы ни забрасывала Судьба. А забрасывала она его в самые разные места. Удивительно живой, движимый как внутренней энергией, так и обстоятельствами, Казанова исколесил всю Европу, побывал не единожды во многих городах. Что из того, что лишь изредка странствовал по собственной воле, и большинство путешествий представляло собой настоящее бегство от врагов или инквизиции? Масса впечатлений дала пищу наблюдательному уму, послужила материалом для мемуаров, по которым можно составить довольно интересное представление об европейских нравах XVIII века.
      
      В этих записках рассказывается о знакомстве с выдающимися людьми того времени: учеными, министрами, графами, герцогами, епископами, кардиналами. Среди них Руссо, Вольтер, Фридрих Великий, Людовик Пятнадцатый, Екатерина Вторая, граф Орлов-Чесменский, Суворов... Кому-то он оказывал услуги, с кем-то имел деловые связи, с кем-то просто дружил.
      
      Силой обстоятельств, вращаясь в самых разных кругах общества (будь то армия, духовенство, высший свет, среднее сословие или самые что ни на есть низы), Казанова чувствовал себя всегда в своей тарелке, легко менял и имидж, и род занятий. Из высшего света, где бывал в фаворе, попадал на самое дно общества. Потом выкарабкивался оттуда с одной целью: снова начать путь наверх.
      
      Нередко ему покровительствовали весьма солидные и состоятельные люди. Но он каждый раз лишался расположения из-за неподобающего поведения, удивительной способности попадать в неприятные истории. Так, например, отправившись в Рим с рекомендательным письмам к кардиналу Аквавиве, был представлен последним папе Бенедикту Четырнадцатому и вызвал расположение последнего. Однако все разрушил собственными руками, приютив в палаццо кардинала переодетую в одежду патера девушку, с которой собирался бежать его приятель. Когда беглянку обнаружили, начались толки, замаравшие имя Аквавивы, который попросил Джакомо уехать из Рима.
      
      Не сумел он сохранить дружбы и с одним из сенаторов, которому оказал услугу, спася от смерти. Причина: при составлении магических квадратов и применения каббалистики не гнушался обманом; не был щепетилен в выборе средств, с помощью которых вызывал у людей доверие и желание открывать кошелек. Как, например, в истории с одной богатой лондонской старушкой, желавшей вернуть молодость с помощью эликсира.
      
      Благодаря авантюрам, у Казановы в руках нередко оказывались огромные суммы денег. Но они задерживались недолго, проходили сквозь пальцы подобно воде, просачивающейся сквозь песок. И снова он оставался ни с чем.
      
      По словам принца Делиня, хорошо знавшего Казанову и поделившегося интересными воспоминаниями, Джакомо был высок, статен, сложен как Геркулес. Смуглое лицо южанина оживляли блестящие глаза, в глубине которых всегда таилась настороженность человека, боявшегося получить оскорбление; угадывались скорее затаенный гнев и свирепость, нежели веселье и доброта. Сам он редко смеялся, зато других, подчиняя себе, заставлял хохотать до упаду.
      
      Огромный жизненный опыт плюс пылкое воображение делали его интересным рассказчиком. Своей манерой увлекать слушателей напоминал Фигаро, и поражал собравшихся вокруг юмором и новизной взглядов. Цитирование же классиков, в частности Гомера и Горация, создавало имидж эрудита.
      
      Стараясь доказать окружающим, что способен абсолютно на все, пробовал себя в разных литературных жанрах. Известно, что им написано 42 произведения по истории, математике, изящной словесности. Правда, из этого сохранилось лишь 7 вещей (прочие были изъяты из обращения вследствие того, что в них упоминались весьма влиятельные лица). По словам историка Бертольда, исследовавшего это наследие в 1848 году, в мемуарах, практически, нет искажений исторических событий. На сотню данных приходится лишь с десяток ошибочных. И, надо сказать, что они по-настоящему интересны. Что нельзя сказать об остальном. Комедии и философские трактаты к удачным произведениям отнести нельзя.
      
      Судя по всему, Казанова был очень чувствителен. Все, относящееся непосредственно к нему, принимал исключительно близко к сердцу. В любой ситуации непременно хотел быть душой общества, центром внимания, и, если эта роль доставалась кому-то другому, оттеснявшему нашего героя на второй план, крайне раздражался. Все, что делалось не по нему, вызывало строптивость, брюзгливость, злость. Неуважительное отношение вело к защите собственной чести с оружием в руках.
      
      А еще этот человек был крайне противоречив. Не зная меры ни в чем, бросая не раз вызов самому дьяволу, верил в приметы и судьбу. То мог обойтись самым минимальным, то желал всего, что видели его глаза.
      
      Казанова был настолько известен в мире и имел столь сомнительную репутацию, что власти многих стран, куда его забрасывала судьба, немедленно выдворяли пришельца, несмотря на его знакомство с влиятельными людьми. В отдельных случаях для того, чтобы не быть арестованным, ему приходилось бежать самому.
      
      Интересно, что при приближении старости Казанова попросил у инквизиции прощения за все свои грехи. Получив его, сам стал, не больше не меньше, как осведомителем, доносившем о запрещенных книгах, смелых театральных постановках, вольных нравах. Есть сведения, что он думал уйти в монахи, но по какой-то причине этого не сделал.
      
      Что мы знаем о нем еще? То, что у него за всю жизнь было 122 любовницы. Такая статистика приводится в записях, сделанных на склоне лет. Только соответствует ли сие истине? Чтобы разобраться в этом вопросе обратимся к предположениям российского журналиста Александра Гордона, имеющего на все особый взгляд.Согласно его мнению, у Казановы вообще не было любовниц, так как он был ... импотентом. И все истории с женщинами не что иное, как выдумки умного, талантливого, но бессильного человека, которому этот вопрос не давал покоя. Возмещая моральный ущерб, он расцвечивал свою жизнь гирляндой воображаемых подвигов и приключений. Природный талант позволял выдавать желаемое за действительное.
      
      Откуда у Гордона такие сведения? Из хроник, согласно которым в XVIII веке Италию захлестнула волна венерических заболеваний. Неэффективное лечение приводило, как правило, к бесплодию и импотенции. В записках доктора Альберто Бьянка нашлись строки об обратившемся к нему молодом человеке по имени Джакомо Казанова, которого он вылечил от страшной болезни. Вылечить-то вылечил, а последствия, к сожалению, предотвратить не сумел.
      
      Вот и пришлось Казанове жить в воображаемом мире, о котором на закате своих дней воодушевленно рассказывал длинными зимними вечерами в Богемии графу Вальдштейну, подобравшему в Вене немолодого больного человека, не имевшего средств к существованию и предложившему последнему место библиотекаря в своем родовом имении.
      
      Сейчас в замке, расположенном в Северной Чехии, музей. Три комнаты в одном из крыльев здания словно хранят дух Казановы, нашедшего здесь последнее пристанище. А табличка на кресле, в котором скончался великий аферист, фиксирует день смерти - 4 июня 1789 года.
      
      2003
      
      Иллюстрация: плакат к фильму "Казанова" Лассе Хальстрема, 2005
  • Комментарии: 24, последний от 24/04/2007.
  • © Copyright Яровинская Татьяна (tatjana@netvision.net.il)
  • Обновлено: 26/03/2007. 13k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка