Аннотация: Бендер и теперь живее всех живых
(Заголовок одной из статей, опубликованных в интернете)
Дилогия И. Ильфа и Е. Петрова "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок" не зря включена в список самых популярных, востребованных и любимых книжек. Ведь протяжение многих десятилетий они являются многократно читаемыми и перечитываемыми бестселлерами. А множество высказываний из них, оторвавшись от контекста, приобрели самостоятельную жизнь, пре?вратившись в крылатые фразы. Оттого не удивительно, что самое большое количество литературных героев, нашедших воплощение в камне, бронзе или граните связано именно с этими бессмертными романами. Удивительно другое. То, что это началось сравнительно недавно.
Первый памятник появился в 1992 году в Киеве, на углу Крещатика и Прорезной. Это была всего-навсего мемориальная доска, свидетельствующая, что в данном месте "до Великой Октябрьской Социалистической революции трудился Михаил Самуэлевич Паниковский". Прошло шесть лет. И в 1998 году появился "вздорный старик" собственной персоной. Теперь в самом центре Киева все желающие могут оказать любезность "профессиональному нищему", работающему под слепого. Кстати, это единственный в мире памятник, имеющий подлинное удостоверение личности. Именно такой документ был выдан "человеку без паспорта" на церемонии открытия начальником местного райотдела милиции.
Отныне Михаил Самуэлевич полноправный гражданин Украины, обладатель настоящего паспорта, в котором указано и место рождения (роман "Золоте теля") и адрес, по которому он прописан по улице Прорезной в доме ? 6 Бронзовый Паниковский, имеющий портретное сходство с Зиновием Гердтом, который сыграл эту роль в фильме Михаила Швейцера, мгновенно стал не только достопримечательностью города, но и всеобщим любимцем.
А вскоре за этим персонажем появился еще один - отец Федор. Поп - расстрига пришагал на платформу харьковского вокзала. Почему именно сюда? Потому что уж больно ему понравился "город шумный, центр Украинской республики", рядом с которым в его понимании не выдерживали сравнения ни Ростов, ни Батуми, ни Баку. "После провинции кажется, будто за границу попал..." - писал он в письме своей жене - матушке Катерине. И, возможно, именно эти строки таит зажатый в правой руке конверт.
Как и Паниковский, отец Федор наделен портретным сходством. В данном случае моделью стал Михаил Пуговкин (роль в "Двенадцати стульях" Л.Гайдая). Он выглядит бодро и решительно. Ведь поиски бриллиантов лишь начались, и все невзгоды - в необозримом будущем. А пока стоит другая задача - набрать кипятку в медный чайник, непременный атрибут путешественников середины 20-х годов прошлого века.
Как ни странно, но в этой галерее "сын турецко-подданного" оказался лишь третьим. Разыскать же его можно в Элисте, столице Калмыкии, президент которой Кирсан Илюмжинов, шахматный фанат, председатель ФИДЕ, переименовал шахматный городок Сити-Чесс в Нью-Васюки. А какие, скажите, Нью-Васюки без Великого Комбинатора? Вот и появился там двухметровый бронзовый Остап с шахматной доской подмышкой и фигуркой коня в руке в январе 1999 года.
Говорят, что сначала Илюмжинов хотел поставить памятник Бендеру в Рио-де-Жанейро - голубой мечте героя, и даже прикупил с этой целью участок земли в несколько квадратных метров. Но в итоге передумал в пользу своей родины. Впрочем, этот промах будет вскоре исправлен. В столице Бразилии в ближайшее время тоже собираются установить памятник сему литературному герою. И тогда исполнится, наконец, его вторая сокровенная мечта. Мечта о городе белых штанов и очаровательных мулаток, по которому он желал пройтись в белом костюме, черных штиблетах, с саквояжем в руке.
Еще один год (2000), и еще один Бендер, похожий одновременно и на Сергея Юрского, и на своего реального прототипа Осипа Шора. В этот раз он обосновался в центре Санкт-Петербурга на Итальянской улице, возле ресторана "Золотой Остап". Левой рукой статуя опирается на стул, а правой придерживает папку с собранными материалами на подпольного миллионера А. Корейко.
Открытие памятника было приурочено к столетию со дня рождения товарища Бендера, согласно возрасту, вычисленного устроителями юбилея (отсчет шел с момента появления в свет романа в 1928 году плюс число лет прожитых героем до этого). На торжестве присутствовало немало именитых гостей, было произнесено соответствующее количество речей. Самым кратким и емким оказалось выступление А.Ширвиндта, произнесшего следующие слова: "В нашей стране принято ставить памятники жуликам: И эту традицию ломать нельзя!"
Невольно возникает вопрос: "А причем здесь Питер?" На него обстоятельно и обоснованно ответил петербуржец Андрей Котов, доказавший связь товарища Бендера с городом на Неве выдержками из книг. Этот человек на собственные средства открыл в бывшей дворницкой дома на углу Большой Посадской и Певческого переулка народный музей, в котором разместил экспонаты. Здесь есть знаменитая фуражка "сына лейтенанта Шмидта", легендарная гиря, из-за которой подрались Балаганов и Паниковский, "ключ от квартиры, где деньги лежат", автомобильные очки Адама Козлевича, пенсне Кисы Воробьянинова, кошелек, украденный Шурой Балагановым, открытка с видом Провала датированная 1927 годом и множество других интересных вещей.
В доказательство того, что Остап бывал в этом городе, а, возможно и жил, Котов приводит ряд доказательств, базирующихся на цитатах. Вряд ли Паниковский стал бы называть Осю невским франтом, если бы не слышал от командора упоминаний об этом городе. В "Двенадцати стульях" Бендер вспоминает о бюсте поэту Жуковскому с выбитыми на цоколе словами: "Поэзия есть бог в святых мечтах земли", который до сих пор стоит у Адмиралтейства, а в "Золотом теленке", проходя мимо церкви и почувствовав, как "из церковного подвала несло холодом, бил оттуда кислый винный запах" произносит следующие слова: "Храм спаса на картошке", что ассоциируется с питерским храмом Спасом-На-Крови, который в 20-е годы прошлого века был превращен в овощехранилище.
Еще один памятник Бендеру появился в Жмеринке, городе, известном народным массам скорее как место, упоминающееся в еврейских анекдотах, нежели как крупный железнодорожный узел на пути из Москвы в Одессу. Привело же туда Остапа высказывание Шуры Балаганова, что, в силу своей эрудиции, отнес этот городок наряду с Москвой, Киевом и Мелитополем к центрам мировой цивилизации. Вот жители Жмеринки и решили отметить сей момент.
Бендер взобрался на пьедестал, поставленный на Привокзальной площади. Вокруг него - семь стульев. Остатки восьмого, уже выпотрошенного, он держит в руках. На вопрос о том, куда девались остальные четыре, авторы памятника отвечают, что изначально в наличии имелся весь гарнитур мадам Петуховой, который и выгрузили на жмеринскую платформу. Только местная шпана оказалась проворнее Великого Комбинатора. Не успел он оглянуться, как несколько стульев исчезло в неизвестном направлении.
Интересная композиция "по мотивам" появилась и в городе Бердянске Запорожской области. Бетонные дети лейтенанта Шмидта восседают недалеко от паба "Леон", что принадлежит некоему предпринимателю Леониду Уманскому, выступившему в роли заказчика. Балаганов держит в руке бокал с пивом, а рядом с Бендером - стул, на сиденье которого красуется надпись, предупреждающая, что этот напиток отпускается только членам профсоюза.
Кстати, несмотря на то, что ни Шура, ни Ося, согласно литературному источнику, никогда не были в этом городе, у них здесь имеются "родовые" корни. Ведь в конце XIX века в этих краях начальствовал Петр Шмидт, отец известного морского офицера с мятежного крейсера "Очаков". Здесь же прошли детские и юношеские годы Петра Шмидта-младшего, чей бюст стоит в двадцати метрах от "молочных братьев".
А теперь в Одессу, на родину сына турецко-подданного. Там во время Юморины-99 в Городском саду, неподалеку от бара-галереи "Воронцов", появился вымощенный плиткой круг. Внутри него табличка с надписью: "Площадь имени Остапа Бендера", а на невысоком гранитном постаменте, к которому ведут две ступеньки, водрузился стул. Изящный, грациозный, один из двенадцати "героев" первого романа Ильфа и Петрова.
Автор этой композиции М.Рева снабдил свое творение бессмертными сентенциями Бендера: "Все учтено могучим ураганом", "Заграница нам помoжет", "Знойная женщина - мечта поэта", "Всю контрабанду делают в Одессе на Малой Арнаутской улице". А на задней стороне "гитарных" обводов спинки стула можно увидеть табличку, удостоверяющую подлинность сей вещи: "Этим полукресломъ мастеръ Гамбсъ начинаетъ новую партию мебели. 1863 г. Санкт - Петербург". А еще табличка свидетельствует о том, что это не просто один из стульев из гарнитура мадам Петуховой, а восьмой, похищенный и безрезультатно вспоротый ночью концессионерами на тираж?ном пароходе "Скрябин". Может тот, уплывший по Волге экземпляр, был кем-то выловлен и послужил моделью данному памятнику?
С появлением этого стула в Одессе родилось новое поверье. Говорят, что если на него присесть и загадать желание, то оно непременно исполнится.
Через два года после увековечивания стула в Одессе появился еще один памятный знак, связанный с Бендером. На фасаде дома ?7 по улице Екатерининской была установлена мемориальная доска с "медальным профилем" и надписью: "В этом доме жил Остап Сулейман Ибрагим Берта Мария Бендер Бей". Что ж, городским властями виднее, было это на самом деле или не было.
А теперь вопрос: "Кто на очереди?" Может быть, Ялта, в которой Кисе с Осей во время спектакля театра "Колумб" довелось пережить землетрясение? Или Пятигорск, где они так успешно "трудились": один взимал деньги на реставрацию Провала, "чтобы тот не проваливался", а другой клянчил подаяние у отдыхающих? Кстати, вполне уместно было бы поставить памятники несправедливо забытым Воробьянинову и Козлевичу. Чем они, скажите, хуже других?