Яровинская Татьяна: другие произведения.

Ставший символом

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 20/12/2005.
  • © Copyright Яровинская Татьяна (tatjana@netvision.net.il)
  • Обновлено: 20/12/2005. 9k. Статистика.
  • Статья: Чехия
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сегодня в Праге весьма чтят Масарика. Этот человек, наконец, получил то, что, несомненно, заслужил.

  •   О Томаше Гарике Масарике, к своему стыду, я впервые услышала Израиле. Заинтересовалась: кто это? Почему его имя носят улицы и проспекты, кибуц расположенный по дороге на Акко? Впрочем, не я одна была невеждой. Многие, к кому обращалась с данным вопросом, не могли сказать ничего вразумительного.
      
      Со временем, в суете будней, я забыла о том, что меня занимало. Напомнила об этом Прага, где в настоящее время создан истинный культ Масарика. У Пражского Града (со стороны Градчан) выросла фундаментальная трехметровая бронзовая фигура, у подножия которой круглый год играет оркестр, исполняя классику, чешские и моравские народные мелодии; на одном из этажей оперного театра "Народни дивалдо" стоит бронзовый бюст, а на экскурсии по городу вам, непременно, покажут украшенные мемориальными досками дома, где жил и работал первый президент чехословацкой республики.
      
      Что ж, прекрасно. Народ должен чтить своих героев. А при чем ту мы? Какое отношение Томаш Гарик Масарик имеет к нашей стране? Ведь тогда, когда он жил, Израиля не существовало и в помине.
      
      Первая информация, полученная мной связывала этот факт с женитьбой его на американке Шарлотте Гарик, чью фамилию он присоединил к своей. "Томаш очень любил свою жену-еврейку", - повторяли одна за другой мои пражские знакомые. Однако эти данные были в корне опровергнуты профессором философии и социологии хайфского университета Цви Батшей, автором монографии о Масарике.
      
      "Хас вы халила!" ("Боже упаси!") вскричал он, когда я вопросительно выдвинула эту версию. - Шарлотта была самой настоящей католичкой. Дело в других людях, встретившихся на его пути.
      
      Он, будучи одним из детей, появившихся на свет в семье кучера (сие событие произошло 7 марта 1850 года в небольшом городке Ходонин, расположенном в Южной Моравии), не захотел, подобно родным, влачить жалкое существование. Выбраться же из рутины можно было лишь одним способом - получить образование.
      
      Окончив начальную школу, Томаш отправился в Вену, где выучился на медника. Но ремесленником не стал, а, зарабатывая частными уроками (он прекрасно владел немецким и французским, знал латынь и польский), сумел продолжить учебу в гимназии города Брно.
      
      Тут-то Судьба привела его учителем в семью зажиточного человека по фамилии Шлесингер. И дети, и родители так привязались к молодому человеку, что, перебравшись в Вену, взяли Томаша с собой, тем более, что к тому времени он был исключен из гимназии. Причина - постоянные конфликты с учителями, пренебрегавшими чешским языком и преподававшими уроки исключительно на немецком.
      
      Трудно сказать, что именно подействовало на Масарика, но в этой семье он проникся еврейским духом настолько, что свои чувства распространил на весь наш народ. Он искренне приветствовал сионистское движение, набиравшее силу в начале ХХ века, и даже посетил в 1927 году Палестину, где пришел в восторг от киббуцев, которые рассматривал как "символ возрождения нации".
      
      Позже мне удалось найти материал, в котором говорилось о том, что именно благодаря Шлесингеру, Масарик сумел не только завершить среднее образование, но и получить высшее, окончив в 1876 году венский университет со степенью доктора философии.
      
      Потом он работал в Лейпциге, преподавал в Вене. А когда в Праге появился чешский университет, отпочковавшийся от немецкого, вернулся на родину, заняв в 1882 году профессорскую должность.
      
      Масарик относился к тем людям, что, мысля неординарно, вырабатывают собственные принципы, которые стараются пропагандировать. Так он, уделяя особо важное внимание системе образования, считал, что литература и искусство, способствуя духовному развитию, должны не уводить молодежь от действительности, а готовить к реальной жизни. В сфере своей непосредственной деятельности ратовал за равенство философских течений разного толка, хотел сделать так, чтобы наряду с господствующей в Австрийской империи немецкой доктриной Гербарта принимались и другие учения, в частности, французских и английских мыслителей.
      
      "Философия не должна чем-то абстрактным, оторванным от существующего мира", - говорил Масарик, призывая ученых принимать активное участие в реальных событиях. И доказывал свою позицию конкретными действиями.
      
      Так, когда в 1889 году разгорелся антисемитский скандал, в котором фигурировал студент Леопольд Хизнер, обвинявшийся в убийстве некой Агнешки Грузовой с целью использования христианской крови для выпечки мацы, Масарик посчитал своим долгом вмешаться в явно сфабрикованное дело. Он мобилизовал лучших врачей и химиков, сумевших на научной основе доказать полную несостоятельность обвинения. (Забегая вперед скажем, что много лет спустя, в период правления Дубчека, брат Агнешки на исповеди признался в злодеянии, после чего вместе со священником бежал в Германию). Несмотря на то, что Хильзнер на свободу не вышел, смертный приговор был отменен.
      
      Этим поступком профессор вызвал к себе настоящую ненависть. Студенты отказывались посещать его лекции, устраивая демонстрации протеста. Дело дошло до того, что Масарику пришлось прекратить преподавание в пражском университете и заняться исключительно теоретической работой. Однако, несмотря на такое положение вещей, родину покидать не желал, а потому отверг весьма заманчивое во всех отношениях предложение чикагского университета, предоставлявшего ему кафедру.
      
      Прошло несколько лет. Страсти поутихли, и в 1907 году Масарик был избран в венский парламент. Он радовался этому, считая, что появилась реальная возможность влияния на внутреннюю политику страны. Но, увы... В развернутой им кампании против пангерманизма, антисемитизма и немецкого национализма, в борьбе за равенство прав людей всех национальностей, потерпел фиаско. Действительность показала, что до демократических перемен еще далеко. Пример тому - явно сфабрикованный процесс по делу 53-х сербов и хорватов приговоренных судом к смертной казни, которая была бы непременно осуществлена, не докажи Масарик наличия в деле фальшивых документов сделанных в австрийском консульстве Белграда.
      
      Придя к выводу, что изменить существующий мир могут только кардинальные меры, он в начале Первой мировой войны уехал в Италию, а оттуда - в Швейцарию, где организовал движение протеста. Добившись сотрудничества между чехами и словаками, подписал соглашение относительно создания общего государства, что всячески поощрялось и поддерживалось американским президентом Вильсоном. Согласно этому соглашению в июне 1915 года (в преддверии 500-летия со дня гибели Яна Гуса) было создано правительство в изгнании, а год спустя - национальное чехословацкое поселение.
      
      Когда же солидная Австро-Венгерская империя пала, разбившись на ряд государств, одним из которых стала Чехословацкая народно-демократическая республика, ее первым президентом был избран Томаш Гарик Масарик, который пробыл на этом посту с 1918 по 1935 год. До тех пор, пок не ушел в отставку по болезни.
      
      При нем евреи наряду с другими народностями впервые почувствовали себя полноправными гражданами страны. Надо сказать, что это отношение сохранилось на некоторый период и после его смерти. Недаром в время войны за Независимость Чехословакия поставляла израильтянам оружие для борьбы с арабами. Согласно документу, подписанному президентом Готвальдом, сюда позволялось пересылать "чешские ружья". Руководил этой акцией секретарь КПЧ Слански, которого, после становления в Чехословакии стабильного социалистического режима, постигла печальная участь. Подобно многим выдающимся евреям он был расстрелян. Жесткая власть свела практически на "нет" все демократические начала. Забвению было предано все, что имело место прежде. В том числе и имя Масарика.
      
      Но в Израиле нашлись те, что захотели сохранить историческую правду о своей стране. Ими стали представители молодежного движения "Ха-шомер ха-цаир" из Чехословакии, что в 1933 году вместе с выходцами из Литвы организовали кибуц "Кфар Масарик", взявший начало с небольшого поселения, расположившегося в хайфском районе Бат-Галим, и перебравшийся спустя пять лет в район Эмек-Акко. В нем имеется большой архив документов, связанный с Чехией и выходцами из нее, оказавшими в разных уголках земного шара, что заинтересовал президента Вацлава Гавела, посетившего нашу страну сразу же после восстановления димпоматических отношений.
      
      Однако многим людям кибуц стал известен не этим, и не своими промышленными и сельскохозяйственными достижениями. А тем, что именно здесь нашли своеобразное выражение гумманистические идеалы, что проповедовал Масарик. Это появившееся в 1996 году стараниями Иоси Шафребера, прозванного Иоси Амбулансом, альтернативное кладбище, где находят последний приют те, кто не является евреем по Галехе.
      
      Теперь на участке, в корне отличающемся от прочих мест подобного рода, где ровными рядами, словно солдаты строю, стоят надгробия, под сенью сада находят последний приют люди разных конфессий. И их родные не сталкиваются с жуткими антигуманными проблемами, к сожалению, имеющими место в государстве, претендующем на статус демократического, однако не находящего в себе силы перешагнуть через ряд средневековых условностей.
      
      2001
  • Комментарии: 2, последний от 20/12/2005.
  • © Copyright Яровинская Татьяна (tatjana@netvision.net.il)
  • Обновлено: 20/12/2005. 9k. Статистика.
  • Статья: Чехия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка