Яровинская Татьяна: другие произведения.

История из истории

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 3, последний от 20/10/2005.
  • © Copyright Яровинская Татьяна (tatjana@netvision.net.il)
  • Обновлено: 19/10/2005. 8k. Статистика.
  • Очерк: Чехия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    История создания и разрушения этого сооружения - исключительно яркая иллюстрация политических событий, имевших место в минувшем двадцатом веке.

  •   Если, остановившись на Староместкой площади, посмотреть в сторону Пражской улицы, то можно увидеть водруженный высоко над Влтавой огромный красный метроном,. Отклоняясь, то вправо, то влево, он напоминает пражанам о том, что "время течет, время бежит". А еще он хранит тайну памятника, простоявшего на этом постаменте около семи лет и закончившего свое существование весьма печально. История его создания и разрушения - исключительно яркая иллюстрация политических событий, имевших место в минувшем двадцатом веке.
      
      Сразу же после коммунистического переворота 1948 года у чешского правительства возникла идея создания в Праге самого большого в мире монумента Вождю Всех Времен и Народов. И 21 декабря 1949 года, в день празднования семидесятилетнего юбилея Сталина, на пустынном берегу Влтавы в основание будущего сооружения торжественно заложили 32 камня, свезенных со святых уголков Чехословакии. Всей этой церемонией самолично руководил тогдашний президент Клемент Готвальд. Он же и курировал строительство.
      
      На лучший проект был объявлен конкурс, и за право создания монумента в борьбу вступили лучшие ваятели той эпохи. Победителями, выигравшими нешуточный конкурс, оказались скульптор Отакар Швец и архитектор Иржи Штрус. По их проекту выросло поистине гигантское сооружение. На постаменте высотой в 15 метров на 15,5 метров поднялась скульптурная группа. Длина ее составила 22 метра, ширина - 16 метров.
      
      Композицию в духе социалистического реализма составил ряд фигур с генералиссимусом в центре. По правую руку от него собрались представители чешского народа - рабочий, крестьянка, изобретатель и солдат. По левую - советские братья (рабочий, ученый - мичуринец, красноармеец) и одна сестра в образе колхозницы. Ясно, что все это должно было прославлять промышленность, сельское хозяйство, науку, надежную защиту рубежей социалистического лагеря и, самое главное, символизировать нерушимую дружбу двух братских государств.
      
      К делу подошли с большим значением, решив сделать памятник своего рода культовым символом. Для этого в его основание замуровали 32 закладных камня привезенных в Прагу с исторических мест всех уголков Чехии и Словакии. Сама Прага оказалась представленной частью фундамента Староместкой ратуши, древним кирпичом из основания собора Святого Вита и валуном с вершины холма Витков. Из Ржипа был привезен базальт, а самый ценный камень - фрагмент древнейшей славянской базилики прислали земляки Готвальда. Вокруг постамента были посажены, растущие и по сень день деревья, бережно доставленные из небольшого грузинского села Гори, родины Сталина.
      
      Сначала все шло по плану. Но к концу строительства начали происходить странные вещи: стали исчезать отдельные части конструкции (например, голову мичуринца, которую так и не удалось найти, пришлось отливать дважды). Но более страшным был уход одного за другим из жизни людей так или иначе причастных к этому сооружению.
      
      Первым 5 марта 1953 года умер сам Сталин, за ним, спустя несколько дней (14 марта 1953 года), скоропостижно скончался Готвальд. Не дожил до открытия своего детища, покончив за месяц до этого жизнь самоубийством, скульптор Отакар Швец.
      
      Впрочем, несмотря на эти печальные события, строительство продолжалось. И 1 мая 1955 года, в день Международной солидарности трудящихся, монумент, ставший памятником, предстал перед взором пражан, вышедших на демонстрацию. Он, как и следовало ожидать, поразил воображение граждан.
      Неуклюжая громада сразу же получила в народе свое название. Ее окрестили "Очередью за мясом", с которым в то время начались перебои. Творческая же интеллигенция закрепила за памятником иное, более длинное и более резкое название. "Последние чехи, которые не залезли Сталину в задницу". К сожалению, таковых на постаменте было немного. Всего четверо.
      
      Прошло еще немного времени. И в СССР состоялся знаменитый ХХ съезд КПСС, на котором Н.С. Хрущев выступил с обличительной речью в адрес генералиссимуса и разоблачением культа личности. Вслед за новой политикой стали повсеместно убирать многочисленные памятники Иосифу Виссарионовичу. Стало ясно, что и пражской композиции подписан смертный приговор. Только чехи не торопились приводить в исполнение. Вероятно, им жалко было расстаться с сооружением, поглотившим кучу денег.
      
      Москва не переставала намекать на необходимость действовать то прямо, то косвенно, а в 1961 году после XXII съезда КПСС прислала категоричное предписание, выполнение которого не терпело отлагательства.
      
      Надо так надо. Ничего не поделаешь. Заколотили на постаменте надпись "Народ Чехословакии - своему освободителю" и вынесли решение по ликвидации скульптуры. Кто-то, узнав об этом, созорничал, написав мелом на пьедестале "Иосиф, беги, за тобой идут". И, действительно, пришли.
      
      Это только кажется, что уничтожить легче, чем построить. Выполнить намеченное оказалось делом непростым. Долго шли дебаты по поводу того, как поступить: то ли разобрать на части, то ли взорвать. Пражский магистрат, взвесив все "за" и "против" относительно обоих вариантов, остановился на втором. Одним махом такую махину уничтожить не удалось. Поэтому взрывали трижды, покрывая все вокруг обломками.
      Когда 7 ноября 1962 года тысячи пражан шли на демонстрацию с флагами и транспарантами, над городом возвышалась груда бетонных и гранитных обломков, среди которых валялись гранитные пуговицы с шинели генералиссимуса, каждая из которых была величиной с добрый каравай хлеба. Народ и здесь не изменил своему остроумию и окрестил свалку в центре города "Спящим верблюдом".
      
      В середине ноября на смену взрывникам пришли каменщики. За месяц они превратили гранитные части в брусчатку, которая пошла на мощение всей нижней части Вацловской площади и прилегающих к ней улиц. А бетонные фрагменты, которым не нашлось применения, затопили в одном из рукавов Влтавы. Подсчитано, что все операции по ликвидации скульптурной композиции обошлись налогоплательщикам в сумму 260 000 000 крон.
      
      Памятник стал одним из звеньев в цепи исторических событий чешской столицы. А потому в память о том, что некогда имело место быть в Национальной галерее (Голешовицы), в отделе искусства двадцатого века, по соседству с шедеврами Пабло Пикассо и Густава Клинта недавно выставлена уменьшенная во много раз модель этого сооружения.
      
      После того, как фигуры снесли, сохранившийся постамент довольно долго оставался пустым. Использовались лишь гигантские подземелья, где в течение почти двух десятилетий размещался овощной склад. Наконец, в канун 1989 года пражский магистрат принял решение поставить новый монумент на старую тему. Какую? О нерушимой дружбе чешского и советского народов. И вполне возможно, что сегодня там снова стояло бы нелепое и ненужное сооружение, если бы социализм (а с ним и нерушимая дружба) не приказали долго жить. Канул в Лету и проект.
      
      После событий 1989 года постаменту, вернее, его внутренним помещениям нашлось новое применение. Сначала там недолгое время квартировал рок - клуб. Потом, в 1990 году, заработала одна из независимых радиостанций страны, нынешняя станция "Радио-1".
      
      В конце 1991-го года над Влтавой вознесся нынешний метроном с 24 метровой стрелкой (автор Братислав Карел Новак), монтаж которой велся с вертолета. Сначала предполагалось, что гигантский маятник украсит столицу Чехии лишь на время юбилейной выставки, но он прекрасно вписался в панораму города, и даже стал участником некоторых мероприятиях. Так, когда в октябре 1996 в Прагу с единственным концертом приехал Майкл Джексон, то перед метрономом установили гигантскую пластиковую фигуру поп-звезды. А в 1998 году в ходе предвыборной кампании его украсил огромный плакат с портретом Вацлава Клауса.
      
      Поговаривают и о том, что должно найтись должное применение для гигантских подземелий, хранящихся под постаментом. По одному из проектов там расположится самый крупный в Европе океанариум с интереснейшими образцами флоры и фауны. И, кто знает, может быть, через несколько лет мы будем восхищаться им так же, как и другими достопримечательностями этого города.
       2002
  • Комментарии: 3, последний от 20/10/2005.
  • © Copyright Яровинская Татьяна (tatjana@netvision.net.il)
  • Обновлено: 19/10/2005. 8k. Статистика.
  • Очерк: Чехия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка