Аннотация: В центре Адара, справа от улицы Бальфур, если идти снизу, стоит старое здание Техниона, ВУЗа, входящего в мировую десятку лучших учебных заведений.
В центре Адара, справа от улицы Бальфур, если идти снизу, стоит старое здание Техниона, ВУЗа, входящего в мировую десятку лучших учебных заведений. В 2005 году он отпраздновал своё восьмидесятилетие. А ведь мог бы быть значительно старше, ибо вопрос об учебном заведении этого плана в Палестине поднимался на уже первых Сионистских конгрессах. Конкретно же все обрисовалось в 1901 году в Базеле, и трое журналистов Мартин Бубер (Вена), Бертольд Файвел (Берлин) и Хаим Вейцман (Женева) одновременно сформулировали концепцию создания Техниона как ВУЗа, готовящего специалистов с техническим уклоном.
Сначала проект существовал лишь на бумаге. До тех пор, пока в 1907 году не появилось 'Общество поддержки', созданное немецкими евреями Джеймсом Симоном и Паулем Натаном. Первый был крупным фабрикантом, занимающимся текстилем, второй - известным журналистом.
Симон сумел заинтересовать этим делом министра иностранных дел Германии, убедить его в том, что сей проект усилит позиции немцев на Ближнем Востоке, а потому важно оказать помощь данному начинанию. И вопрос о создании 'техникума' был утвержден.
Интересно, это в положительном решении этого вопроса определенную роль сыграл сам кайзер Вильгельм, который был самолично знаком с этими местами, так как после создания коалиции с Турцией в 1898 году посетил Палестину. Он приобрел в Иерусалиме несколько участков земли, на которых были построены кирхи и больницы, встретился с жителями Мошавы Германит в Хайфе.
Все складывалось прекрасно. Оставалось решить лишь финансовую проблему. Ею занялся еще один энтузиаст этого дела Макс Хеккер, который провел колоссальную акцию по сбору средств в Германии, Польше, Чехословакии и получил десятки миллионов немецких марок. Свою лепту внесли так же известный российский чаеторговец Зеев Высоцкий и американский бизнесмен Джекоб Стифф.
Крупные пожертвования в пользу Техниона поступали не только в виде денег. В Хайфу шли корабли со строительными материалами и оборудованием для будущий лабораторий и аудиторий от промышленников Берлина и Дюссельдорфа.
'Выбив' у местных властей право на приобретение земли и разрешение на постройку 3 домов, 2 складов и образовательного учреждения, в 1912-ом году приступили к работе, заложив первый камень в фундамент, на котором выросло здание по проекту Александра Бервальда.
Взяв за основу европейский стиль, известный архитектор умело применил восточный колорит, использовал еврейские мотивы. Поэтому внушительный фасад с арочным входом из трех дверей и высокими, вытянутыми вверх окнами, в определенной степени напоминает здание ешивы в тогдашнем варианте.
Через год все было готово, и на октябрь назначили официальное открытие института. Только оно не состоялось. Причиной тому стала проблема, вошедшая в историю как "война языков".
Так как основное спонсорство шло из Германии, откуда прибыло и большинство преподавателей, то само собой разумелось, что обучение должно идти на немецком. Кстати, именно такой пункт имелся и в меморандуме, утвержденном Вильгельмом. А вот студенты придерживались иного мнения. Они хотели, чтобы в еврейском учебном заведении звучал иврит. Дело дошло до демонстраций, прокатившихся по всей стране.
Спор, в конце концов, закончился победой сторонников иврита, что сыграло немаловажную роль для того, чтобы возрожденный Бен-Ингудой язык предков, имеющий весьма почтенный возраст - более трех тысяч лет, получил соответствующий статус. Казалось бы, все утряслось. Но вспыхнула Первая мировая война. Открытие института автоматически отложилось..
Набор студентов состоялся в 1925 году. Первый выпуск двух факультетов: строительной инженерии и архитектуры, дал 18 дипломированных специалистов. Естественно, такая цифра сегодня вызывает улыбку. Но ведь это было только началом.
Когда в Германии к власти пришел Гитлер, оттуда началось бегство евреев, часть которых оказалась в Палестине. К ним присоединились и те, кто жил в Австрии, Польше, Венгрии. Среди репатриантов было немало ученых, ставших преподавателями Техниона. Они принесли в молодой ВУЗ не только свои знания и опыт, но и традиции европейских университетов (в первую очередь германских), отшлифованную методику преподавания. Кстати, многие из прибывших молодых людей стали их студентами. И закончив институт, пополнили когорту ученых, внесших немалый вклад в развитие мировой науки и техники.
В сороковые годы в Технионе появились новые факультеты: электротехнический, механический, аэрокосмический. Постепенно число факультетов увеличилось до 20. И они ежегодно выпускают от 1500 до 2000 дипломированных специалистов более чем 30 направлений.
Расширяющемуся ВУЗу со временем стало тесно в старом здании на Адаре, и в 1953 году он перебрался на Нове-Шаанан, где раскинулся на площади в 120 дунамов академическим городком Кириат-Ха-Технионом. Здесь выросли административные корпуса, учебные аудитории, общежития для иногородних и иностранных студентов, для семейных пар; магазины, столовые, почта, система спортивных и увеселительных заведений.
Созданный на средства спонсоров и пожертвователей, Технион и сегодня в значительной степени существует на деньги, поступающие со всех концов света, о чем свидетельствуют многочисленные таблички на стенах и дверях зданий и внутренних помещений, на территории городка.
А что стало со старым зданием? Ему тоже нашлось применение. Оно перешло Музею Науки, или 'Техноде'. Это очень интересный музей, в котором можно познакомиться с историей создания различных машин и механизмов, увидеть старинные уникальные и современные экземпляры.
Около входа в здание посетителей встречают две пальмы, посаженные великим А. Эйнштейном во время своего визита в Палестину в феврале 1923 года. Всем сердцем приветствуя создание этого ВУЗа, он согласился возглавить Комитет по организации Техниона, а впоследствии стал первым президентом Технионовского общества, а после образования еврейского государства высказал немаловажную мысль о том, что 'Израиль может выиграть сражение за выживание только благодаря разработке специальных знаний в технологии'.
Создавая музей, его организаторы использовался опыт известных немецких музеев, в частности, Немецкого музея технологии в Мюнхене, где не только демонстрируются разные экспонаты, но наглядно, с помощью механизмов и машин, приборов и аппаратов, объясняются научные законы и принципы.
Действующие модели помогают понять суть, проникнуть в тайну явлений, в частности оптических и световых эффектов. Есть возможность и для тех, кто хочет что-то потрогать, сделать своими руками, повозить с головоломками. Дети особенно любят бродить среди кривых зеркал, залезать в приземлившийся во дворе самолет, смотреть на ночное небо в планетарии и наблюдать световые эффекты в темной комнате.
А недавно в 'Техноде' появился необычный кинотеатр "Синематрикс". Демонстрируемые здесь документальные фильмы по системе IMAX, когда надев специальные очки, можно 'войти' в пространство фильма с трехмерным изображением и стереоскопическими эффектами.
1996-2007
Для иллюстрации использовано фото из альбома 'Хайфа' с сайта "Bert"