Аннотация: В это трудно, просто невозможно поверить, но лента новостей принесла ужасное, трагическое сообщение. Вчера, около 11 часов ночи, в подъезде своего дома был убит Марк Вайль
В это трудно, просто невозможно поверить, но лента новостей принесла ужасное, трагическое сообщение. Вчера, около 11 часов ночи, в подъезде своего дома был убит Марк Вайль.
Двое неизвестных в черных бейсболках встретили его, возвращавшегося после генеральной репетиции премьерной пьесы Эсхила "Орестея", и нанесли режиссеру удары по голове и несколько ножевых ранений. Через некоторое время Вайль скончался на операционном столе, произнеся последнюю фразу: "Я открываю новый сезон завтра, чтобы ни случилось..." И сегодня, отслужив панихиду по своему руководителю, его актеры со слезами на глазах поднимаются на сцену театра, отсчитавшего 31 год своего существования.
"Ильхом" был основан Вайлем в 1976 году вместе с выпускниками Ташкентского театрально-художественного института в качестве экспериментальной студии театральной молодежи. Его можно было назвать "Театром после театра", так он собирал актеров, играющих в разных местах. Репетиции начинались поздно вечером. Так же поздно давались спектакли, на которые билеты достать можно было лишь с колоссальным трудом, ибо уже первые вещи ("Утиная охота" Вампилова, "Дракон" Шварца, "Магомет, Мамед, Мамиш" Хусейнова, "Мещанская свадьба" Брехта ) привлекли внимание публики. То, что мы видели на сцене, было необычным, неординарным, истинным глотком свежего воздуха, которого так не хватало в те годы.
Космополитический театр, в котором играли люди разных национальностей, назвали "Ильхомом", что в переводе с арабского означает "вдохновение, ниспосланное свыше". Впрочем, название специально не выбиралось. Оно пришло вместе с названием клуба творческой молодежи, под крышей которого начиналась деятельность нового коллектива.
По воле случая "Ильхом" стал независимой профессиональной театральной кампанией, сохранившей свой статус до нашего времени и являющийся единственным негосударственным театром в Узбекистане.
В одном из своих интервью Вайль сказал: "В театре сложился ансамбль, который работает на границе игрового и психологического театра, то есть, очень легко переходит эту границу, находит в психологии игру и в игре - психологическое обоснование. Мы прошли через многие стили, от драмы до клоунады, и создали, наверное, свой собственный стиль", используя репертуар, в котором с помощью тонкой и прекрасной драматургии удавалось иносказательно бичевать недостатки".
За тридцатилетнюю историю существования театра он, естественно, менялся. Менялись актеры, стиль, репертуар. И именно эта динамика позволила театру не скатиться в болото рутины, остаться на плаву. Этому в определенной степени, по мнению режиссера, "способствовали катаклизмы, связанные с распадом СССР - много людей уезжало, но все же определяющим было то, что в какой-то момент "Ильхом" как-то выходил на новые идеи и отвергал какие-то исчерпанные для театра".
Вот как рассказывает об этом сам Вайль.
"Первый кризис у нас был в годы "перестройки", когда для всех открылись все двери, и все кинулись ставить то, что раньше ставить было нельзя. Театральная жизнь того времени -это скандал на скандале.
Во время наших первых гастролей в 1982 году в Москве и в Санкт-Петербурге Министерство культуры СССР просто топало ногами, потому что гастроли прошли без согласования с ними. "Ильхом" был приглашен живыми силами Москвы, "Театр Моссовета" дал свою малую сцену, и мы впервые сыграли в Москве.
Спектакли в Ташкенте часто начинались в 10 часов вечера, но зал был набит битком. С тех пор я работаю не только в Ташкенте, но и в Москве. И я с теплотой вспоминаю, яркую личность, ушедшего из жизни директора "Театра Моссовета" Л.Ф.Лосева, который не побоялся дать в 1982 году мне, не благонадёжному для Министерства культуры молодому режиссёру, постановку в московском образцово-академическом театре, в непростые для Москвы доперестроечные годы.
А затем начались тяжелые времена. В годы перестройки все темы, которые для нас были важными, превратились в массовый тираж и тем самым перестали интересовать нас. Мы замолчали. Мы стали играть спектакли-импровизации без слов. Освоили совсем другой стиль, другой театр, с другими актерами.
Различные московские телевизионные каналы несколько раз показывали спектакль "Кломадеус", который объехал полмира. Слава Полунин, которому он очень нравился, в своё время недоумевал: говорил, что никогда не видел, чтобы в недрах театра родилась такая первоклассная клоунская труппа. Но мы не были чистой клоунской труппой, мы просто экспериментировали и шагнули в другой жанр. Ни одного слова на сцене - таким был "Ильхом" в перестроечное время.
После развала Союза появилась совсем другая драматургия. С 90-х годов до сегодняшнего дня начался и продолжается уже третий "Ильхом". Мы основали в 1989 году свою школу и пытаемся передать нашим студентам тот уровень, к которому пришли в "Ильхоме", и которому, в общем, учили меня и моё поколение.
Мы даже отделили нашу Школу от Ташкентского государственного института, который, на наш взгляд, потерял ориентиры и тот уровень, о котором мы говорим. Наши выпускники - молодые актеры - за минувшие годы сделали ряд превосходных оригинальных спектаклей, пополнивших нашу афишу. Например, "Счастливые нищие" Гоцци - импровизацию на тему современного Самарканда в стиле комедии дель-арте, в которой ожили традиционные маски этого жанра и идентичного ему узбекского масхарабоза".
В "Ильхоме", который много экспериментировал и с текстом, и с формами театра, за долгие годы сложился удивительный свой зритель, который не только не потянул театр назад, не подмял его "под себя", а сохранил атмосферу и пространство, в котором Театр может продолжать быть собой и развиваться. Это большая редкость в наше время.
К сожалению, многие театры не умеют разговаривать с сегодняшним зрителем. Дело в том, что у театра нет абстрактного завтрашнего дня, у него может быть вчерашняя легенда. Но его спектакли - это всегда сегодняшний день. Театр, который это не понимает, - профанация. Надо о чём-то разговаривать с сегодняшним зрителем. Можно похулиганить и поиграть ни о чём и ни про что - просто поиграть.
Но "стебаться" на сцене по два часа, делать это из спектакля в спектакль - думать, что это и есть постмодернизм... это значит сильно обманывать себя и зрителя".
Последнее время театр много гастролировал по миру. Побывал в Европе, Америке, Японии, Израиле. Сам же Вайль живя на два дома (в Ташкенте - его детище, в Сиэтле - семья), ставил спектакли в России (московские театры "Таганка" и "Моссовета"), в Болгарии, Югославии, Америке, преподавал в США.
Спрашивается, кому он помешал? По материалам последних новостей с "Сursorinfo": "Милиция разрабатывает несколько версий убийства. Одна из них связана с тем, что "Ильхом" был театром, где нередко шли спектакли с откровенным гомосексуальным началом. Марк Вайль, в особенности в последние годы, отдавал должное гомоэротической эстетике в театре.
Театр "Ильхом" всегда ставили в пример, когда говорили об отсутствии цензуры в Узбекистане. Само благополучное 30-летнее бытование театра с явным гомосексуальным уклоном внутри исламской страны было нонсенсом. Вероятно, в последние годы счастливое стечение обстоятельств сошло на нет - в Узбекистане нашлись силы, желающие помешать "неправильному" театру.
Ташкентская и российская пресса отмечает, что убийство главы театра "Ильхом" может самым существенным образом повлиять на изменение культурного климата в Узбекистане и Средней Азии вообще. "Ильхом" был не просто театром, но культурным центром русской культуры. Он регулярно проводил собственные фестивали, режиссерские лаборатории, мастер-классы, встречи, чтения пьес. Физическое уничтожение Марка Вайля - главного пассионария региона - может означать гибель негосударственной независимой русской культуры в Ташкенте и за его пределами. Именно поэтому, подчеркивают газеты, это, безусловно, политическое убийство".