|
По отзывам видевших, и слышавших концерт воочию - это было феерично.
Теперь о слухах:
- --
Новиков - уголовник.
- --
Неоднократно певец сидел в тюрьме.
- --
И что это была одна отсидка за его творчество. (Уважаю! Хотя мне его и честно говоря жалко.)
- --
Певец отморозок, каких мало.
- --
Неоднократно устраивал дебоши, избивая разных граждан.
- --
Певец - владелец нескольких ресторанов в разных городах.
- --
Новиков бьет женщин.
- --
Бард Александр Новиков совершил нападение в центре Екатеринбурга с применением холодного оружия.
Слухи все непроверенные.
Скажу свое мнение о певце.
Что бы о нем не говорили, я уважаю этого человека, иначе не писал бы про него.
Хотя и не разделяю его поэтических пристрастий.
Предлагаю любителям шансона дайджест про Новикова.
Судите сами, что это за человек.
***
АТО У РУССКОГО ШАНСОНА, СЧИТАЕТ ПЕВЕЦ, ЕСТЬ БУДУЩЕЕ
Русский шансон чрезвычайно популярен в России, эта музыка звучит на каждом шагу. На ней специализируются целые радиоканалы, ей посвящаются помпезные фестивали... Притом шансон и блатняк - песни о зоне, тюрьме и прочих пенитенциарных заведениях - в современном российском понимании практически синонимы. Впрочем, один из ярких представителей жанра - Александр Новиков с этим категорически не согласен. По его мнению, тюремная тематика лишь опошлила прекрасный, "высокий", по его определению, жанр шансона. Мы встретились после завершения серии концертов Новикова в Екатеринбурге.
- Александр Васильевич, шансон - по-французски песня. Зачем понадобилось русский жанр называть иностранным словом, этакой смесью французского с нижегородским?
- Вообще-то мне не нравится словосочетание "русский шансон", но раз уж оно прижилось... Для меня русский шансон - это песня, где главное - стихи. Не тексты, а именно стихи. Этот жанр имеет у нас такое влияние и популярность, потому что в нем работали великие поэты, его классический образец - песни на стихи Есенина.
В отличие от попсы, русский шансон не нуждается в какой-то дополнительной сценической атрибутике - конечно, декорации, световые эффекты возможны, но необязательны. Для аккомпанемента вполне достаточно гитары, фортепиано или, допустим, гармошки... Корни русского шансона лежат очень глубоко - может быть, даже в глубине тысячелетий. Помните: на Руси были бояны, которые слагали былины и под гусли воспевали воинские подвиги либо народные страдания. Параллельно существовало скоморошество с шутками-прибаутками. На стыке этих двух течений и вырос русский шансон.
А во Франции шансон - просто песня. Достаточно примитивная с музыкальной точки зрения, да и смысловой нагрузки там меньше: у нас "Зайка моя" - это попса и убожество, но во Франции будет считаться нормальным шансоном.
- Что скажете по поводу сведения русского шансона исключительно к блатным песням?
- Сегодня жанр опошлили, туда хлынуло много бездарей. Они самонадеянно решили, что здесь можно легко достичь славы, и первым делом бросились сочинять о тюрьме. Ведь криминальная тема на сегодня наиболее востребована...
- То есть жанр совсем скатился и погряз в "уголовной лирике"?
- Пока я жив, не скатился и, надеюсь, не скатится. Тем более есть и кроме вашего покорного слуги положительные примеры...
- Можно назвать несколько фамилий?
- Не стоит. Потому что назову не всех, кого забуду - обидятся. Мы в своем немногом числе изо всех сил возводим жанр в ранг настоящего искусства, а большинство, увы, тянет его под нары и под кошмары. И попса туда ринулась - страшно смотреть. По одному каналу здоровенная бабища не первой свежести в черной пачке ползает на карачках по сцене, изображая умирающего лебедя. По другому каналу эта же бабища ведет хабальную передачу, в которой нормальному человеку просто показаться неудобно - все равно что зайти в приличное общество с бомжихой из канализационного люка. А по третьему эта же бабища, полностью слетевшая с тормозов, вдруг поет какие-то запрещенные песни, шансон, понимаете ли...
- Вы не чувствуете себя одиноким волком, окруженным со всех сторон бездарями и приспособленцами?
- Я всегда рассчитывал только на себя. Я занимаюсь собственным делом, самодостаточен, не участвую ни в каких стаях, коллективных движениях - мне это не нужно. То, что делаю, - это и есть современный шансон: вехи, колья, которые обозначают границы жанра. Хочешь работать в жанре - бегай между этими кольями...
- А почему вы выбрали шансон? Вы начинали в Свердловске с группой "Рок-полигон", когда "уральский рок" (ныне практически почивший) еще только рождался. Почему не остались с бывшими коллегами?
- Потому что я поэт. Року такие не нужны, он никогда не приживется в нашей стране и все равно переродится в шансон. Что, собственно, и происходит: рок все упрощается и упрощается. Наши рокеры так и не переросли свои кочегарки, откуда они начали, в кочегарки все и вернется... Для России, как рок, так и мюзикл - "Метро", "Чикаго" всякие - это инородные тела. Ламбада никогда не станет нашей национальной песней, она захлебнется на дорогах России. И рок точно так же умрет, переродится. Это просто не наше, НЕ НА-ШЕ.
- Вы давно и с чувством ругаете попсу, неужели в популярной музыке совсем плохи дела?
- Жанр-то замечательный, по охвату он гораздо шире, чем шансон и рок. Просто у нас в стране его опошлили "фанера" и отсутствие талантов. С одной стороны - бездари, какие-то Светы, понимаете ли, Дуськи, Маськи - у них и клички, как у собак. С другой - карикатурные дамы преклонных лет, которые не хотят отдавать свои позиции в жанре. И между ними - мальчики, не имеющие пола... Вот это стадо, естественно, и вызывает у народа отвращение, и он его окрестил попсой...
Но не всех. Вот, например, Агутин - потрясающий артист, великолепно работает, очень талантливый, интеллигентный человек, чрезвычайно благородный, я бы сказал, исполнитель. Его уровень гораздо выше нашего среднего отечественного, он совершенно свободно может выступать за рубежом, в любой стране. Как его можно назвать попсовиком? Ни в коем случае. Еще у нас есть Николай Носков... Но мало талантливых, в основном, конечно, фанерщики. А радиостанции, вместо того чтобы дать настоящую песню, крутят весь этот нафталин....
- Не нравится политика телеканалов?
- Так там сплошные сериалы, которые я называю "расчлененка через замочную скважину". А если не сериалы, то "Аншлаг" или "Дурдом-2". А между ними - "Субботний вечер", который кочует с канала на канал, только называется по-разному. Сидит куча попсовиков в зале, изображая радость и хлопая друг другу, как детишки в детском саду. Потом один спускается в зал, другой поднимается оттуда - и ему так же хлопают. По-моему, показаться в такой передаче - позор невообразимый. Я в них и не участвую, хотя приглашали много раз.
Также не участвую ни в новогодних огоньках, ни в концертах по профессиональной принадлежности... Тоже явление в нашей стране: в День железнодорожника все в железнодорожной форме поют песни про шпалы и про паровозный гудок, в День нефтяника - про нефтяную трубу, в День связиста - про провода-провода-проводочки... Весь концерт состоит из ряженых и приспособленцев, которых согнали выступить за деньги или просто за возможность показаться в эфире. А я всегда выступаю от души - не для антуража и массовости. Любителем массовки никогда не был.
- А к корпоративным вечеринкам как относитесь?
- Я работал на некоторых из них. И программа моя стоит достаточно дорого, иногда до ста тысяч долларов. Но уж если работаю, то не в столовой-забегаловке и не в подземном переходе, а в серьезном клубе. Моя администрация придирчиво смотрит, где можно работать, а где нельзя.
- В каком городе вас лучше всего принимают?
- Везде одинаково хорошо. Хотя чем дальше от Москвы, тем народ добрее и чище. Но для меня нет ни екатеринбургской, ни московской публики, у меня одна большая страна - Россия. К слову сказать, я никогда не выступал за границей - из чисто патриотических соображений. Я очень уважаю свою страну и свой российский паспорт. Если кто из иностранцев хочет посмотреть на Александра Новикова - милости просим сюда. А я вас обслуживать по дешевым заграничным ресторанам и кофейням, где выступали все наши артисты, не поеду!
- Ваши дети слушают ваши произведения?
- Не сказать, что они упиваются русским шансоном и папашиными песнями, но слушают и правильно их понимают. Они знают и другую музыку. Дочь с малых лет любила "Beatles", "Deep Purple", "Queen", у нее вкус к классическим образцам, который меня удивляет. Я его не прививал и не давал никаких советов. Хотя ребята мои в определенный период, лет в 15, слушали и российскую "молодежную музыку". Например, "Мумия Тролля", потому что, извините за натурализм, мозги у них формируются намного позже, чем первичные половые признаки. А когда исполнилось 17, дети поняли, что дефективных слушать не надо. И прекратили.
- Как вы думаете, что будут слушать в России через 10-20 лет?
- Я думаю, музыка у нас должна серьезно шагнуть вперед, потому что сегодня она уже дошла до тупика. Ниже падать некуда: наши песни не берут на Запад - в связи с низким уровнем записи, с низкими художественными достоинствами... Больше так продолжаться не может. Но здесь должны свое влияние оказать телевидение и радио. Потому что они в основном и породили эту деградацию и стагнацию, эту "фанерную" индустрию. Сейчас мы варимся в собственном соку, и у нас звездой называется каждое существо из "Дома-2", вся заслуга которого в том, что оно трахается под стеклом, как насекомое, хотя даже в этом не достигает звездных результатов. Давайте не опошлять прекрасное слово "звезда".
- Ученики, последователи у вас есть?
- Нет, таких ярких, как хотелось бы, к сожалению, нет, не проявляются.
- Что же, никто и записей своих не приносит к вам в студию?
- Каждый день, пачками. Но ставишь пластинку - и начинается: "В натуре ты, маманя, не прислала передачу, менты-козлы отняли хлеб..." - и подобный бред сивой кобылы. Спрашиваешь парня: зачем ты это пишешь? Отвечает: так сейчас это катит, шансон - это круто... Никак в мыслях от тюрьмы не отойдут.
- Но ведь в этом отношении и вы не без греха.
- У меня тюремная тематика если была, то только как антураж, а основное - чувства и человеческие судьбы. У меня все песни о любви. Например, "Даже свод тюрьмы старинной" - это песня о любви к городу, к его истории.
- В последнее время у вас появились песни, так скажем, религиозной тематики. С чем это связано?
- Да, есть несколько песен - "Колокольня", например. Нет, ничего особенного со мной не произошло, я, как был верующий, так и остался. Может, сказалось то, что я отлил колокола для монастыря на Ганиной Яме - на месте первого захоронения императорской семьи. Собственно, первые колокола мы отлили еще в 92-м, когда о создании монастыря и разговора не было. Я это сделал, просто веря и не сомневаясь в том, что рано или поздно обитель будет. Знал, что Бог этого хочет. Поэтому и получилось. Колокола благословили, освятили дар мой. И они там висят.
- Какое из событий последнего времени считаете самым радостным?
- Мое самое большое и самое радостное за последние три года достижение в творческом плане - цикл на стихи Сергея Есенина. Этот концерт мы смогли снять, два раза показать по НТВ, в нем участвовало более ста человек. Это потрясающее дело, которое мы смогли осилить. Если честно, мне мало было эти песни просто сочинить - надо было написать так, чтобы после нас писать на эти стихи уже было безумием. Вам судить, удалось ли...
( автор: Дубичева Ксения)
***
Александр Новиков человек честный и принципиальный. Он оказался единственным, кто встал на защиту ростовской журналистки Ирины Ароян в ее конфликте с Филиппом Киркоровым. Впрочем, у Александра Васильевича критичное мнение не только о супруге Аллы Пугачевой, но и о нынешнем состоянии российского шоу-бизнеса в целом.
- Александр, вокруг вашего скандала с журналистом Артуром Гаспаряном на съемках передачи "Пять вечеров" чего только не писали. Прошла информация, что на самом деле вы его и пальцем не тронули. Хотелось бы узнать правду из первых уст. - Придя в студию Останкино, я случайно услышал, как Гаспарян за дверью поливает меня грязью, разговаривая с режиссерами студии. Дескать, Новиков такой ущербный, такой бездарный и, дескать, он даже "с...ть с Новиковым не сядет на одном гектаре". Потом он так же клеветал и хамил во время записи передачи. Программа была посвящена роли мата в общественной жизни. И Гаспарян вдруг заявляет, что я - чуть ли не главный матершинник на эстраде. Но задело меня не только это. Он стал при мне вместе с Укупником оскорблять Ароян. Как вам фраза "Ароян - это девушка с отработанными сиськами"? Это про журналистку, на защиту которой встала почти вся страна! Так вот Гаспарян струсил, когда я ему сказал, что хочу поговорить с ним после съемок, и сразу побежал жаловаться по телефону Киркорову. Заодно и инструкции получил! Только закончил разговор, как начал блажить на все Останкино, что Новиков его избил. А я к тому времени уже отсутствовал: постоял минут пятнадцать, послушал, как он визжит в трубку, мне надоело, и я уехал. Если б я его на самом деле ударил по почке, он бы умер! По-хорошему, на него надо было бы подать в суд за клевету, но мне есть, чем заняться, вместо того, чтоб с этим негодяем разбираться. Кстати, шеф Гаспаряна просил мне передать дословно следующее: "Пусть Новиков не обращает внимания на этого слизняка!" Дословно.
- Если не ошибаюсь, Гаспарян обвинял вас еще и в том, что вы якобы когда-то Пугачеву матом прилюдно покрыли. Было такое? - Этот прихвостень и лакей от журналистики слышит звон, но не знает, где он. Ситуация была, но иная. Несколько лет назад на свои "Рождественские встречи" Пугачева пригласила моего друга - известного скрипача Александра Якулова. Съемки шли зимой в "Олимпийском", в помещении стояла жуткая холодина, а Якулов приехал больной. К тому же у него в этот день был день рождения - 75 лет. Я решил переговорить с Пугачевой. Смотрю, рядом с ней сидит Илья Резник. А мы с ним накануне виделись, и он жаловался: "Не знаю, идти на "Встречи" или нет. Пугачева мне до сих пор денег должна... Думаю вот!" Как видно, додумался - сидел с ней, как ни в чем не бывало. В этом суть их тусовки - за глаза дерьмом поливают, а при встрече елей льют.
Ну да бог с ним. В общем, Пугачева сидит пьет коньяк, курит и в микрофон кричит на артистов. А со мной был русскоязычный композитор из Америки. Он, когда это увидел, удивился: "В Америке такое недопустимо. Все бы встали и ушли. Разве можно в таком тоне с артистами общаться?" Я ему ответил, что у нас другой мир, и направился к Пугачевой. Говорю: "Алла Борисовна, я за Александра Якулова пришел попросить. Пожалейте старика! У него сегодня день рождения, он сильно простужен, а здесь очень холодно. Отрепетируйте с ним пораньше". Она вскочила и заорала: "Я уважаю твои песни, но если я всех буду жалеть, здесь начнется бардак!" При чем тут мои песни, я так и не понял. Посмотрел на нее и сказал: "Вы - тварь!" Развернулся и пошел, а она еще мне вдогонку кричала: "Ну-ну, давай! Меня вся страна тварью называла!"
Но на следующий день Алла Борисовна подошла к Якулову, поздравила, даже с цветами. В отличие от своего супруга, она способна понять свою неправоту. Поэтому никакого зла у меня на нее нет.
- Как вы думаете, почему монополистом на эстраде считают именно Пугачеву, а не Кобзона, например? - А я ее не считаю монополистом. Она одна из главных участников этого неприглядного процесса. Пугачева и Кобзон талантливые люди, но Пугачева почему-то окружила себя кучей бездарей. Если посмотреть телевизор, то складывается впечатление, что у нас всего десять артистов на всю страну, а остальные у подола Пугачевой крутятся и таскаются с ней из передачи в передачу. И вот под этих персонажей на каждый Новый год ублюдизируют произведения великих писателей. Получается пошлейшая вакханалия! Идет жутчайшая деградация.
Посмотрите, у нас на экране нет образа национального героя. А этой шушеры - пруд пруди. Сплошные Сердючки и иже с ними! Кто может вырасти из мальчика, когда он с детства лицезреет таких персонажей? А из девочки, которая видит на экране борделетипажных тёлок, демонстрирующих нижнее белье. Да, на Западе тоже есть такого рода клипы и певицы, но там их не показывают в прайм-тайм на государственном канале! "Виа Гра" у нас еще не худший вариант, но есть такие жабы, которые ползают по кровати и изображают эротику так, что потом две недели не хочется ничего!
- Но, может, то, что вы именуете тёлками всего лишь имидж! - Со временем любой имидж переносится в жизнь. Это уже подтверждено не одним примером. Те, кто стоит на сцене, это пропащие люди, которых интересуют только собственная гордыня и слава. Но на сцене стоит десять человек, а подражают им миллионы. Вот я за нравственность этих миллионов бьюсь! К счастью, есть еще благородные артисты.
- Вы, например? - А почему нет?
- А Аллу Борисовну, как я припоминаю, вы в свое время обозвали карикатурой на саму себя... - Она по-своему несчастный человек. Какой-то негодяй умышленно или по дурости посоветовал ей носить короткие юбки. Они же ей абсолютно не идут, она в них смотрится глупо! Шляпку выдумали ей дурацкую, прическу колхозную... Из нее можно было бы сделать настоящую даму, а в нынешнем обличье она только и тянет, что на мадам Брошкину! Она влезла в этот имидж и ей приходится играть, хотя я прекрасно знаю, что на самом деле она совершенно другой человек. Сегодня она так вжилась в эту роль, что позволяет себе участвовать в каких-то безумных шоу, делать недостойный ее уровня пиар. Когда-то я был ее поклонником, у меня есть все ее пластинки, но сейчас даже за ее заслуги с трудом себе представляю, как буду целовать ей руку. Да, жутко звучит, но это так! Для меня дико смотреть на перерождение Пугачевой, поэтому и называю ее карикатурой.
- А Пугачева не обижается на вашу критику? - Так с критики наше знакомство, собственно, и началось. Лет восемь назад мы летели на одном самолете из Сочи. Я спускался на лифте в курилку. Зашла Пугачева с Юдашкиным. Увидела меня и говорит: "О, Сашка Новиков!" Я с ней поздоровался. Она спрашивает: "Это ты про меня всякую херню в интервью говоришь?" Я говорю: "Для вашей же пользы, Алла Борисовна!" Она: "Да ладно, давай лучше покурим!" Мы сидели, курили и говорили.
- Я общалась с рядом нетрусливых артистов и своих коллег по поводу этой истории с Ароян. Так вот они высказали мысль, с которой я тоже согласна, - о том, что не будь Киркоров женат на Пугачевой, он бы не позволил себе такого хамства и развязности. - Отчасти они правы. Безнаказанность кружит голову. То киркоровские охранники побили малолетнего парня в Останкино, то кому-то камеру разбили... Уже масса таких случаев была! На самом деле Киркоров был хамом всегда. Его бывшие директора боятся высказываться на широкую публику, но в кулуарах-то делятся впечатлениями от работы с этой "звездой". Вот почему я отношусь к Киркорову так, как он того заслуживает, - как к ничтожеству.
Если бы не Пугачева, Филипп вряд ли бы стал так себя вести и не достиг бы того статуса, который имеет сейчас. Точнее, он уже потерял свой статус, так как народ сказал ему: вон! Он уже плохо собирает залы, поэтому под предлогом истории с Ароян взял тайм-аут. Русскому человеку всегда было свойственно великодушие, в России всегда ценился поступок. Стоило Киркорову извиниться и повиниться, и народ простил бы ему все. Он же ушел с эстрады не повинившись, поэтому дороги назад ему не будет, потому что русский народ так устроен. Кроме того, на Руси единожды побитый волк становится собакой - это еще один немаловажный момент. "Царь эстрады" и "Король ремейков" ушел тявкая, огрызаясь, обвиняя в случившемся всех, кроме себя. Что стоило ему, богатому, обласканному славой извиниться перед маленькой, беззащитной девушкой? Для меня до сих пор остается загадкой, как такой здоровый лоб мог ее ругать?
Если бы, не дай бог, я так когда-нибудь вспылил, то потом сказал бы: "Извините, попутала нечистая! Стал психопатом, простите!" Этого было бы достаточно и для народа, и для обиженного. Ароян не хотела никакого пиара, в чем ее начали обвинять? Вся эта тусовка знала, почему Ирина плачет, но продолжали глумиться над ней. Я сказал то, что думаю по этому поводу. И народ поддержал меня, а не помойку под названием шоу-бизнес. Это и есть самое главное - граждане выразили свою солидарность. В передаче, где присутствовали представители поп-тусовки, и куда меня по понятным причинам не пригласили, когда Ароян заплакала, Кобзон умышленно употребил оборот "вы тут слезы проливаете". Иосиф Давыдович хорошо владеет русским языком, поэтому не мог не понимать, что это уничижительная форма. Киркоров посчитал, что слезы Ароян - это демонстрация театрального мастерства. Ну что на это сказать?
Как ни крути, они все у одной кормушки, они вынуждены огибать острые углы и мобилизироваться перед лицом общей угрозы. Кобзон счел нужным тогда публично извиниться за Киркорова, хотя не думаю, что на самом деле он его любит и что он жалеет Ароян.
- В общем, высказались все, кроме обычно защищающей супруга Аллы Борисовны. Как вы думаете, почему она сейчас промолчала? - Она оказалась умнее всех. Алла Борисовна прекрасно понимает, что Киркоров не прав и карьера его закончилась. Она поняла, что он совершил глупость , но его уже "понесло". Если бы Алла Борисовна стала его защищать, все камни полетели бы в нее. Возможно, она его жалеет или их связывают какие-то финансовые обязательства, но ни о какой любви, конечно, речи не идет. По-моему, уже все понимают, какие у них взаимоотношения. Я не собираюсь лезть в их жизнь, дело в другом. Про Пугачеву в последнее время пишут в какой-то уничижительной форме. Неужели ей это нравится? Нельзя пиариться так, как это делают какие-нибудь "Стрелки". У Пугачевой другой уровень. Надо уважать себя и свой статус. И Киркоров должен был понимать, с кем он, скажем так, живет .
Если ты называешь свою жену звездой, то ты и веди себя соответственно ее величине. Я еще несколько лет назад сказал, что Пугачева уйдет смешно, и сейчас это повторю. Потому что она окружила себя смешными, жалкими людьми, которые льстят ей и провоцируют на дурацкие выходки. У нее нет рядом Новикова, который сказал бы: "Что Вы делаете? Одумайтесь! Вы - целая эпоха страны! Не убивайте веру в себя у народа, не делайте себя посмешищем!" Звезда, упавшая на землю, становится булыжником".
- Как-то вы сказали, что наш шоу-бизнес состоит из евреев и педерастов. - На 80 % так и есть. С одной стороны евреи, с другой - пидоры, а некоторые и то и другое в одном лице. Среди русских процентное содержание пидоров такое же, только самих русских значительно меньше. Причем, "пидор" в России это не просто ориентация, а социальный статус, образ жизни и поведения. Шоу-бизнес - наглядный тому пример. Здесь уже целая "голубая" мафия сложилась. Богатые педерасты раскручивают своих мальчиков, которые хотят петь. Все прекрасно об этом знают, но предпочитают помалкивать. Попробуй назови кого-нибудь педерастом, и сразу подадут в суд и выиграют! - такие у нас законы. Поймите, я выступаю не за уничтожение их в принципе, а за нормальный баланс. Пусть будут все, пусть будет этих не так много. Почему, как вы думаете, я в передаче "К барьеру" с женщиной, Лолитой Милявской, сражался?
Потому что те, кто считает себя мужчинами, отказались. Владимир Соловьев кому только не звонил - все отказались под разными предлогами! Да струсили они, понимая, что будут иметь бледный вид. Так оно и вышло. Тусовка хотела увидеть показательную казнь Новикова, но получила полный разгром. Народ проголосовал так как нужно... Знаете, иной раз встречая какого-нибудь представителя шоу-бизнеса, я еле сдерживаюсь, чтобы не врезать ему по морде. Мне это проще, чем вступать в словесные прения, но все-таки я стараюсь вести себя как мужчина в любой ситуации. Но могу сказать одно. Если бы Киркоров оскорбил Ароян в моем присутствии, я бы съездил ему по морде и пусть бежит в суд. Эти смелы только в присутствии своей охраны.
- Александр, напоследок хотел узнать, что вы думаете об идее отмены фонограммы на эстраде? - Эту мысль в свое время высказал Иосиф Кобзон. Идея утопическая, но правильная. Артисты, правда, держатся за фанеру, потому что почти никто живьем спеть не может. Вот, скажем, взять группу "Hi-Fi". За них же все записывает в студии другой музыкант. А эта скачущая по сцене кодла, эти статисты потом выходят и открывают рот. При этом называют себя звездами, какие-то скандалы выдумывают... И главное, они не одни. Если народ будет это знать, ни кто из находящихся в здравом уме не пойдет на такие концерты.
(Интервью Алены Снежинской)
***
Александр Новиков - Владимиру Путину Шоу Голубой Обезьяны.
Вот и наступил Новый год. И когда под бой курантов все загадывали заветные желания, я тоже загадал. Я - это Александр Новиков, поэт и композитор, которого очень редко показывают по телевизору, который сочинил "Извозчика", "Помнишь, девочка?..", отлил колокола для Храма на Крови на месте расстрела семьи Романовых и много чего еще сотворил. В том числе и это письмо, после которого прекратят показывать, думаю и вовсе. А желание я загадал фантастическое: хочу, чтобы все написанное здесь прочитал Президент - мало ли каких чудес в России не случается!
Так вот. Пробили куранты, а далее надо бы как во все годы - гимн страны. Ан, нет. После двенадцатого удара - реклама. По-крайней мере так было на ОРТ. А дальше - концерт по всем каналам.
Уважаемый Владимир Владимирович! Если Вы не видели - много потеряли. А если видели, должно быть, многое поняли.
Лично я понял следующее. Какое же мне выпало счастье не участвовать в этой групповой ублюдизации великих произведений "Женитьба Фигаро" и "За двумя зайцами". Не прыгать в этом телебардаке, гордо именуемом "Голубой огонек", в стаде ряженых, изо всех сил изображающих радость на лице и праздник в студии. Выполняющих идиотские команды графоманов-режиссеров и произносящих дурацкие и наипошлейшие тексты бездарных сценаристов.
Мне не выпало "счастье" с гребнем на башке изображать графа, который, следуя оригиналу "Женитьбы Фигаро" не лупоглазый гей, а действительно мужчина, любимец женщин. А жене моей Маше, слава богу, не выпало "удовольствие" падать брюхом на стол, задирать подол, показывать задницу и вопить, и скакать из канала в канал в образе бордельной мадам. И орать, орать пошлятину, отсебятину и бредятину. Через экран на всю страну.
Бросились мои гости щелкать пультом - дай, другое что посмотрим. Ан, нет. Те же рожи, тот же бред, только в другой опере. Думали - пульт барахлит. Ан, нет! Все работает. И взяла тогда нас горькая тоска.
И вспомнилась мне моя грустная тюрьма за мои грустные песни, вспомнились работники правоохранительных органов, которые меня за них сажали, а не - "менты", какими кличут сегодня их коллег... И вдруг, глядь - на экране генерал. Да не простой - милицейский. Гримасничает, подмигивает. Думал - ряженый. Или оборотень какой, специально для "огонька". Ан, нет. Действующий - Дирижером служит. Вот, ведь какая штука бывает в России - милиционер не поймавший ни одного преступника может дослужится до генерала. Майоры, подполковники, полковники райотделами командуют, сержанты и рядовые бандитов ловят, а генерал палочкой машет. А хор, милицейский, разумеется, кривляется, паясничает и рот под фанеру разевает. Сила! И подумал я в эту минуту уже на полном серьёзе: будь я Президент, у меня этот генерал в первый же посленовогодний день истово маршировал в Чечне, а весь этот "милицейский" хор - на ночных улицах, на охране общественного порядка. И было бы это честно и справедливо по отношению и к гражданам, и к их милицейским коллегам, и к понятию офицерской чести и долга. Не за участие в "огоньке", а за кривлянье, приспособленчество и дискредитацию самого образа защитника общественной безопасности.
И потянулась рука моя сама собой к рюмке, но вспомнил я, что совсем не пью - ни водки, ни вина, ни пива. Ни в праздники, ни в будни. И не курю. И стало мне от этого еще плохей - на трезвую голову такое с восторгом не посмотришь. А смотреть надо. Хотя бы потому, чтоб написать это.
А друзья опять - бац! - на кнопочку. А там, в гостях у одного юмориста, одна звездная семейка. И опять - дешевка, пошлятина, бытовуха. Такое впечатление, что выворачивают нам в лицо свое грязное нижнее белье, трясут им, нюхают его, лобызают, сами от этого же кайфуют, не понимая, какие они в этот момент мелкие, жалкие и ничтожные. Ладно бы у себя дома. А то ведь через экран на всю страну, да и на другие страны.
От нашего с Вами имени.
Представляю, какими глазами, эти страны, тоже говорящие по-русски, глядят на нас.
И подумалось мне опять на полном серьёзе: вот оно видеоизображение пошлятины, нарциссизма, кумовства, торжества бездарности возведенной в ранг телевизионной политики развлекательного эфира.
Сегодня нашей стране как никогда нужны герои. Но для того чтобы они выросли из мальчишек, прототипы этих будущих героев должны быть уже сегодня на экранах, в кино, в книгах и в народной молве.
Козлобородые гуру, гребнеголовые зайки, борделетипажные примадонны, русофобствующие смехуны, воинствующие педерасты и иже с ними не имеющие пола вообще - неважные примеры для подражания.
Я умышленно не указал здесь ни одной фамилии кроме своей и Вашей. Почему? Потому, что про нас с Вами могут не понять. А про них понятно и без указания таковых.
А еще простите мне мою вольность связывать две фамилии - Вашу и мою. Но у меня есть по-крайней мере два основания, для того чтобы сделать это:
Вы, так же как и я не участвовали в этом шоу. А я, так же как и Вы, люблю Россию.
Искренне, Александр Новиков.
***
Александр Новиков: "Каждый мужчина должен побывать в армии или тюрьме"
Мы встретились с Александром Новиковым в его офисе, в недрах Свердловской киностудии. Обстановка сугубо рабочая. На стене - пара фотографий с уважаемыми людьми: с Евгением Примаковым и Патриархом Алексием II.
- Александр Васильевич, поговорим о том отрезке времени, который так или иначе не вычеркнешь из вашей биографии: это шесть лет, проведенные на зоне.
- Первую свою песню я написал после просмотра фильма "Вертикаль". Называлась она "Улица Восточная". После школы поступил в Уральский политех. Причиной тому послужило то, что УПИ был в те годы рассадником вокально-инструментальных ансамблей. Дважды я в нем учился и дважды меня исключали "за вызывающее поведение и нежелание вступить в комсомол". Я поступил в Горный институт, но с 3-го курса меня оттуда "ушли" по тем же мотивам. Тогда и начал играть в ресторанах.
В стране тогда было плохо с музыкальной аппаратурой. Западная электроника редко появлялась в комиссионках и стоила бешеные деньги. В этих условиях родилась идея мастерить самому.
Свела меня судьба с Алексеем Хоменко. Он тогда был руководителем ансамбля "Слайды" на Уралмаше.
В ДК "Уралмаша" мы и записали мой первый альбом. Однажды, в ожидании музыкантов и проверяя микрофон, я спел непроизвольно начало песни "Я вышел родом из еврейского квартала". Леха кулаком по столу, глаза - по полтиннику: "Чья эта песня?" - "Моя", - отвечаю. А он: "Стоп, все, пишем на пленку".
Словом, дождались музыкантов и начали запись. Хоменко светится: "Это круче, - убеждает, - чем у Токарева". Начало А есть, должно быть и А продолжение. Я пишу песни дальше. Вечером запрусь в туалете (к тому времени у меня уже было двое детей) и, чтоб не мешать никому, сижу на крышке унитаза с гитарой и авторучкой и создаю. .. Так месяца за полтора и подготовили весь альбом из восемнадцати песен.
- И что было после?
- А после возник естественный вопрос - кому показать. Пришли к Валерию Положенцеву, известному в городе филофонисту, он профессионально занимался тиражированием записей. Валера прослушал и говорит: "Запомни, это будет потрясающий успех!" И повторил по слогам: "По-тря-с-с-сающий!" И добавил еще: "Но ты за это пострадаешь, тебя станут преследовать, так что подумай, стоит ли начинать".
Через пару месяцев пленка уже крутилась во всех концах страны. Скажу, что такого успеха я не знал ни до, ни после.
- Даже за рубежом о вас узнали?
- Да, "Немецкая волна" оказала мне "медвежью услугу". Без моего ведома была выпущена пластинка "Песни Александра Новикова из Свердловска". За ней последовала радиопередача, которую с карандашом в руках прослушали компетентные органы. И сразу же колесо закрутилось. Мне дали знать, что "шьется дело".
- Значит, всему виной стали ваши песни? Но ведь дело озаглавлено: "Изготовление и сбыт музыкальной аппаратуры и выдача ее за импортную"?
- Всегда легче подвести уголовную статью. Следователь, ведший мое дело, Владимир Ралдугин, сказал мне после первого допроса: "Высоцкого мы в свое время упустили, Новикова не должны упустить".
А аппаратуру я создавал высокого качества, по тем временам она не уступала мировым стандартам. Одними из первых обладателями ее стали наши рок-группы "Урфин Джюс" и "Наутилус Помпилиус". Когда потребности в ней возросли, появились компаньоны. Да, клеили мы на нее лейблы известных западных фирм. Но те к нам претензий не имели. Спрос был огромный. Это на суде многие стали петь с голоса следователей, что, мол, не знали о ее происхождении. И топили меня даже те, кто знаком был со мной не один год. Сейчас они боятся меня и, если завидят, стараются уйти в сторону. Как крысы, бегущие от взгляда человека.
- Но вы тогда уже чувствовали "шаги за спиной"?
- Конечно! Мой телефон прослушивался, у подъезда маячили "серые фигуры".
5 октября 1985 года выхожу на улицу слышу: "Московское время семь часов пять минут". И тут меня цапают под руки и везут прямо на Ленина, 17, в УВД.
- И как там вас приняли?
- Объятья распахнули (смеется). А если серьезно, сразу пред светлые очи следователя Ралдугина. После трехчасового разговора (скорее, допроса) он сказал такие слова: "Александр, вы мне симпатичны, поверьте. И я вам честно скажу, что вам повезло, что вы делали аппаратуру. Если бы не было этой зацепки, мы бы просто нашли пострадавшую от насилия малолетку и применили другую статью УК".
Первую неделю продержали в КПЗ, а затем переправили в Свердловский централ. Захожу в камеру, там сидят несколько человек. Поздоровался. Тут одному "удаву" мои кроссовки понравились, претензии начались. Ну, я торговаться не стал, набил ему ебальник, он и успокоился. Что поделаешь, там авторитет не словами зарабатываешь, а кулаками. Они у меня были тренированы, я в те годы доску в несколько сантиметров толщиной пробивал. Да и занятия боксом даром не прошли.
- А суд как прошел?
- Да не было это судом, это был плохо срежиссированный спектакль. Здание было оцеплено солдатами, на суд не допустили ни журналистов, ни друзей. Официоз соблюли: в зале находилась "Компетентная" комиссия по анализу моих песен в лице ныне покойного писателя Вадима Очеретина и ныне здравствующего композитора Евгения Родыгина. Они вынесли вердикт, что автор этих песен нуждается если не в тюремной, то в психиатрической изоляции.
- И что в итоге?
Припаяли мне десять лет с конфискацией. Самое обидное и, к сожалению, невосполнимое то, что при обыске они унесли много моих стихов. После суда меня этапом отправили на зону в Ивдель, что в Свердловской области. Лагерь этот назывался учреждением М 242/2. Ивдель - это низенькие деревянные строения, со всех сторон зажатые вековой тайгой. При свете прожекторов, под лай собак, заслышав свою фамилию, спрыгивали в снег и бегом бежали к распахнутым дверям "автозака". Последним в списке был я. Лишь прозвучала в темноте моя фамилия, прыгаю, но. .. не касаюсь земли. Меня с двух сторон подхватывают под мышки и, удерживая на весу, влекут в машину. Ростом я почти два метра, представляете, какого же были охранники?
Первые два года работал на лесоповале. Четырнадцать часов в сутки: летом - жара и тучи рыжих злых комаров. Зимой - морозы за 50 градусов, ветхая зековская одежонка. В те годы перестройка под бравурные марши делала свои исторические свершения. На воле - продукты по талонам, а что говорить про лагерь! Голод был жуткий, в кровь бились "опущенные" у помоек, собирая капустные очистки. Кормили баландой: в кипяток сыпали муку, перемешивая с мойвой. Даже хлеб и тот пекли "по особому рецепту". За окурком на пол бросались, "как на буфет вокзальный". В результате - цинга, туберкулез. И самое страшное, люди теряли человеческий облик, превращаясь в подобие животного.
Я стоял с крючком у движущейся ленты транспортера. Хлысты деревьев, раскряжеванные на стволы в несколько метров, шли потоком, надо было зацеплять и резким движением скидывать их в сторону. К концу смены не чувствуешь ни рук ни ног, кажется, все одеревенело.
На зоне, повторюсь, обо мне были наслышаны задолго до появления, отношение было разное. Но опять же - его нужно завоевать. Как-то стою за лентой, орудую крючком. Вдруг р-раз, щепка по спине. Оглядываюсь: у бревен сидят зеки, мирно курят и до меня дела нет. Дальше крючкую стволы. Опять в спину удар. Краем глаза успел выхватить "шутника". Подхожу, спрашиваю: "Ты бросил?". Невинными глазками смотрит, смеется. Ну и врезал несколько раз с левой в эту улыбающуюся харю. В кровь разбил и вернулся на рабочее место.
Первое время в лагере руки не только на лесе сбивал. Не скрою, и мне попадало, но я бил первым, если требовалось бить. Конечно, личные отношения в счет не шли. Сверху шла установка давить Новикова всеми средствами. Они и давили, как могли. За любую провинность - карцер, холодный бетонный склеп полтора на полтора. Скопище клопов и вшей, которых вертухаи называли своими помощниками в работе.
Тюрьма - жестокая школа жизни. И уж коль уготовано туда попасть, то нужно вынести достойно сей крест. Это, я бы сказал, Я сродни службе в армии. И потому каждый мужчина должен побывать в армии или в тюрьме.
Интервью Виктора Певцова Журнал "ЗА решеткой" 1 2002 г.
***
"Молчать обидно, слушать тошно!"
О поэте и музыканте Александре Новикове в последнее время многие стали забывать, ведь его давно не видно в телеэфире. Однако в начале года екатеринбургский бард на своем сайте "Колокола покаяния" напомнил о себе открытым письмом "Шоу Голубой обезьяны" президенту Путину, где гневно заклеймил отечественную попсу, заполонившую телеканалы. Вскоре г-н Новиков был приглашен в программу "К барьеру!" канала НТВ, где в пух и прах разбил делегированную попсой певицу Лолиту Милявскую.
- Александр Васильевич, президент Путин ваше письмо читал?
- Конечно, читал. Я знаю это от людей из его окружения. Не могу назвать фамилии, но, поверьте, самое ближайшее окружение президента на моей стороне. - Вы долго работали над письмом?
- Написал за двадцать минут.
- А на НТВ вы сами напросились?
- Мне в Екатеринбург позвонил Владимир Соловьев и предложил принять участие в программе "К барьеру!" Он поинтересовался: "С кем бы вы хотели сойтись?" Конечно, я назвал Пугачеву, Киркорова, еще кого-то из первых лиц попсовой тусовки. Он сказал: "Хорошо, я обзвоню всех". Через несколько дней Соловьев перезвонил мне: "Отказались все без исключения. Остались только... дамы". Я сказал, что мне не хотелось бы с женщинами встречаться. "Ну вот Лолита рвется, ее делегировала тусовка, она тебя вызывает от имени всех".
- Не пощадили, стало быть, Лолиту! - Вообще беседа проходила во взаимоуважительной форме, без оскорбительных интонаций. Каждый отстаивал свою точку зрения. Для меня очень важно было то, как отреагируют телезрители. И эта убедительная победа - моя радость несказанная. Значит, в России подавляющее большинство людей думают так же, как я. Стало быть, эта проблема существует объективно - независимо от того, что о ней сказали Новиков, Шевчук и другие.
- Что происходило после телеэфира? - Буквально на следующее утро взорвался телефон - кто только не звонил! Стас Садальский сказал: "Снимаю шляпу и от имени моих друзей - Анастасии Вертинской, Лидии Федосеевой-Шукшиной, Сергея Юрского и других артистов, которые являются гордостью российской культуры. Готовы подписаться под каждым твоим словом!" Позвонила добрая сотня артистов, высокопоставленных чиновников, политиков, деятелей культуры. Проявились даже люди из окружения Примадонны, причем и они не возмущались, а поддерживали меня. Мне передали слова поддержки от Юрия Шевчука, который первым начал борьбу с попсой в творчестве. - Попса - это, конечно, противоречивый феномен. Но представим себе на секундочку, что в Новый год на экраны телевизоров хлынул бы не поток попсы, а блатная песня.
- Это был бы тихий ужас! Вообще сегодня произошла не очень приятная штука, которую я бы назвал идентификацией блатной песни с русским шансоном. Утвердилось мнение, что шансон - это "водка, черный хлеб, селедка", "цыганка с картами", "гульнем, братва, нары, тюрьма", "за друзей - налей" и так далее. Но это же не русский шансон, а самая настоящая попса от русского шансона! Шансон же глубже, серьезнее, содержит массу всяческих ответвлений, кроме блатной тематики. И если попытка приравнять шансон к блатоте совершена умышленно, то она сделана врагами с целью дискредитировать жанр как таковой, а заодно и отдельных его представителей.
- Что же такое русский шансон изначально?
- У истоков жанра стояли великие люди: Есенин, Высоцкий, Вертинский, Галич. В основе жанра лежат стихи, а не тексты.
Сегодня же, когда жанр стал коммерчески выгодным, туда полезли все по принципу: куда конь с копытом, туда и рак с клешней. Быстро объявились халдеи, которые пасутся возле этого жанра и превращают его в блатную попсу. - Как вы относитесь к тому, что звезды эстрады теперь активно включают в свой репертуар песни шансонного характера? В афише предстоящего концерта "Шансон года", о котором шла речь, можно встретить такие имена, как Ирина Аллегрова, Александр Буйнов...
- Коммерция! Сегодня шансон в моде, вот они и бросились туда. Завтра пойдет мода на частушки, они же рванут в первых рядах.
- А появление на шансонных площадках таких актеров, как Сергей Безруков, Александр Домогаров, вы тоже не приветствуете? - От бедности все это. Или от боязни бедности. Сегодня ведь не работает закон об охране авторских прав. Посмотрите, в какой бедности умерли наши замечательные актеры - тот же Георгий Вицин!
На Западе передавили всех пиратов, там артист получает авторские отчисления. Эти деньги позволяют ему не соглашаться на низкопробные антрепризы, не бегать по концертам с фанерой, а сидеть в студии, репетировать, заниматься творчеством.
- Как бы и нам передавить пиратов? - Нужно принять одну маленькую вещицу в законе об охране авторских прав - ответственность продавца. Надо, чтобы продающий имел такую же ответственность, как и производящий. После этого продавцы ничего пиратского не будут брать. Все - пиратская продукция отомрет.
- Что же мешает взяться за пиратов как следует?
- Чудовищные, миллиардные обороты, деньги, взятки... Депутаты лоббируют интересы этого самого пиратского бизнеса. Говорю это как человек, который в свое время участвовал в разработке думского закона об охране авторских прав. Я даже делал доклад на заседании комитета Госдумы. Вместе с композитором Владимиром Матецким, продюсером Борисом Зосимовым и другими мы разработали проект закона, отдали депутатам на доработку, но он вышел в свет с точностью до наоборот! - Хорошо вам гнуть свою линию, будучи человеком финансово независимым. Ведь известно, что Новиков не только поэт и музыкант, но и преуспевающий бизнесмен.
- У вас устаревшие сведения. Я зарабатываю концертами, и вполне достойные деньги. Причем работаю сколько хочу, потому что надо мной нет начальников. В свое время у меня действительно был большой бизнес, однако мы разошлись с компаньонами, возникли серьезные проблемы, которые теперь решены. Но не в деньгах счастье. Я зарабатываю достаточно для того, чтобы оплачивать свои авантюры.
- Какие, например?
- Авантюры в хорошем смысле этого слова. Одной популярности и гонораров за концерты мне уже мало. Деньги, как говорится, есть, а хочется сделать что-то благое. Я вообще считаю, что долг каждого известного человека - попытаться употребить свои возможности на благо Отечества.
В начале 90-х я отлил колокола для собора на Ганиной Яме, куда в ночь после расстрела были привезены тела членов царской семьи. Почти десять лет спустя в рамках акции "Колокола покаяния" мне и моим единомышленникам удалось отлить колокола для храма-памятника на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, который построен в Екатеринбурге. Причем находились такие богатые люди, что были готовы оплатить все полностью, только с условием - написать на колоколах и храме его фамилию. Я отказался, потому что суть акции "Колокола покаяния" в том, что она должна быть общей. Старушки приносили в епархию свои колечки, по пятьдесят - сто рублей. Молодежь тоже несла свои деньги.
Колокола мы отлили сказочно красивые, звучат они потрясающе. На таком храме такие и должны быть. Храм был открыт в июле прошлого года.
- И это вы называете авантюрами?
- Просто в наше время понятие "авантюра" опошлили, равно как девальвировали слово "звезда". На самом деле звезда светит всем, является недосягаемой, великой - отныне и во веки веков. А у нас звездой называют всех подряд...
***
Коммы из инета:
Кошмар современной Колымы шокировал!
Конечно жуткая судьба!
Заслуживает уважения сильная мужская натура!
Но довелось видеть Александра и в другой роли,когда однажды на концерте шансона в Кремле, он не смог "разрулить ситуацию" унизительной сцены со стороны бестактной ведущей (дочери А.Абдулова)по отношению к его преданной поклонницы, вышедшей на сцену для вручения ему букета!
В моих глазах он "рухнул" как мужчина навсегда!И какими бы не были красивыми его песни, та ситуация всплывает в памяти и перечёркивает ВСЁ!!!
***
Тема: Re: Бард Александр Новиков совершил нападение в центре Екатеринбурга с применением холодного оружия. Свидетельства очевидцев Автор: иуда Дата: 21.10.2006 13:13:52
бездарный бард новиков,просто больной человек.это ему надо проткнуть не только колёса.эта бездарность любит обсуждать простых людей,понятно,что из зависти.сам он,не способен ни на что,кроме ,как лить грязь на талантливых людей,отсюда и нервы его пошаливают.конечно,быть шнырём в лагере,как это случилось с ним,оставляет отпечаток на всю жинь.лечиться надо бездарному "барду"новикову.
|