|
Есенин. Первая
попытка суицида.
Существуют
определенные типы личности, которые при жизни могут совершать от одной до
нескольких попыток самоубийства.
Иногда одна из
таких попыток бывает удачна.
Есенин был таким
человеком, что на протяжении всей своей жизни делал неоднократные попытки уйти
из жизни.
Каждый человек
имеет право на жизнь.
Любой человек
свободен.
Мыслящий человек
воспринимает жизнь четко.
Творческий
человек, как правило, живет в своем собственном, им самим придуманном,
мире.
Плохо это хорошо
- второй вопрос.
Любой человек
имеет ПРАВО сделать осознанный выбор между смертью и
жизнью.
И лишь по
настоящему смелые люди совершают самоубийства.
Трус никогда не
убьет себя.
Есенин не был
трусом.
Жизнь ему
категорически не нравилась.
Почему - ответ в
его стихах.
Поэтому он пил
беспробудно последние годы.
Поэтому он делал
неоднократные попытки уйти из жизни.
Кто осудит за
это свободную личность?
Кто?
Он прекрасно
видел, что происходит со страной.
Видел.
И ему это не
нравилось.
А что
делать?
И он
пил.
И
скандалил.
Он протестовал
так против режима.
Кроме того,
последние годы жизни он был серьезно психически болен.
И его
самоубийство - это трагический конец к которому он долго и целенаправленно шел
всю свою жизнь.
Первая его
известная попытка суицида была совершена в 1913 году.
Вот что он сам
по этому поводу пишет:
...Я не вынес
того, что про меня болтали пустые языки, и... и теперь
оттого болит
моя грудь. Я выпил, хотя не очень много, эссенции. У меня
схватило дух и
почему-то пошла пена; я был в сознании, но передо мной
немного все
застилалось какою-то мутною дымкой. Потом, - я сам не знаю,
почему, - вдруг
начал пить молоко и все прошло, хотя не без боли. Во рту
у меня обожгло
сильно, кожа отстала, но потом опять все прошло, и никто
ничего-ничего не
узнал. Конечно, виноват я и сам, что поддался лживому
ничтожеству, и виноваты
и они со своею ложью.
Есенин - М. П.
Бальзамовой.
Москва,
1913 год.
Москва.
Есенина тогда не
печатали.
Его практически не
знали.
Он только ищет
славы.
Он пишет
стихи.
И он тяжко болеет своим
несогласием с жизнью...
Единственный друг поэта при
смерти.
Поэт глубоко переживает за
него.
Он в
отчаяньи.
"Сейчас я не знаю, куда приклонить головы: Панфилов, светоч моей жизни, умирает от чахотки".
Есенин - М. П.
Бальзамовой.
Москва, 10 декабря
Вправе ли мы сейчас осуждать поэта?
За его
выбор?
За его
жизнь?
За его
взгляды?
Не судите, да не судимы
будете.
Поэт вправе делать то, что он
хочет.
Также как любой свободный
человек.
Это зовется
свободой.
Ты свободен
жить.
И так же ты свободен
умереть.
Первая попытка суицида Есенина
относится к 1913 году.
Что бы там ни говорили
обыватели, но, возможно, правы психиатры, утверждая, что неоднократные попытки
суицида - это болезнь, которую нужно лечить.
Лечили ли поэта от этого?
Насколько мне известно -
нет.
Есть еще одна грань
проблемы.
Допустим, Есенина пролечили бы
тогда, в 1913 году, или, скажем позже от его психического
расстройства.
Даже, возможно, вылечили
бы.
Как или чем, это второй
вопрос.
Но...
Личность Есенина стала бы уже
ДРУГОЙ.
Да, он стал бы
нормальнее.
Здоровее.
Прожил бы
дольше.
Счастливее.
Но...
ЭТО БЫЛА БЫ УЖЕ ДРУГАЯ
ЛИЧНОСТЬ.
И не увидел бы мир тех
гениальных стихов, которые являются сокровищами русской
словесности.
Что бы вы не говорили, и не
думали, но это именно так.
Это парадокс, который нужно
принять за истину.
Принять и
смириться.
У меня есть одна
пациентка.
Девушка 25
лет.
Художник.
Она пишет гениальные картины,
которые после её смерти станут шедеврами.
Она находится в состоянии
постоянной готовности уйти из жизни.
У неё также было несколько
попыток самоубийства.
Я её
лечил.
И была положительная
динамика.
И ушли мысли о
смерти.
Но она перестала писать
картины.
ПОТОМУ, ЧТО ПРОСТО НЕ
МОГЛА.
ЧТО-ТО ВНУТРИ БЫЛО НЕ
ТАК.
И её трагическое видение мира ушло от
неё.
Но...
Она выбрала болезнь, потому,
что это помогало ей творить.
Точно такой же
парадокс.
Но это её
выбор.
Жизнь или творчество - вот
выбор Есенина.
И он выбрал
творчество.
И свои
стихи.
Стихи, ценою в
жизнь!!!
Кто?
Кто оценит
это?
Вы?
Я?
Кто
осудит?
Кто?
Это был осознанный выбор
поэта.
И мы должны преклониться перед
этим выбором.
Понять и принять этот
выбор.
Это неимоверно тяжко жить,
когда ты хочешь умереть.
Это просто мука
адская.
И Есенин жил с
этим.
Жил много
лет.
Жил, понимая, что рано или
поздно он умрет.
Умрет
сам.
Этого трудно понять, не будучи
самоубийцей.
Этого трудно понять, не будучи
хроническим самоубийцей.
"Я не могу
придумать, что со мной, но если так продолжится еще, - я
убью себя,
брошусь из своего окна и разобьюсь вдребезги об эту мертвую,
пеструю и
холодную мостовую".
Есенин - М. П.
Бальзамовой.
Москва, 1912-
1913гг
У меня был опыт
самоубийства.
Я не горжусь
этим.
Я просто говорю об
этом.
Есенин знал, что рано
умрет.
Он не раз говорил об
этом.
Он писал об
этом.
И современники знали
это.
Если вернуться к Москве 1913
года.
И к
Есенину.
Тогда поэт работал с отцом,
продавал мясо в лавке.
"Решено было его устроить куда-либо на службу.
После ряда
хлопот его устроили через социал-демократическую группу в
типографию бывшую Сытина на Пятницкой
улице".
Г. Деев-Хомяковский. Правда о Есенине.
В сб. "С. А. Есенин в восп. современников".
М., "Худ. лит.", 1986, с. 148.
Потом ушел работать помощником
корректора в издательство в надежде, что его хоть так как-то
напечатают.
"Сергей работал
корректором в типографии И. Д. Сытина на Пятницкой
улице и жил в
маленькой комнатке в одном из домов купца Крылова -
Б.
Строченовский пер., д. 24".
Н. Сардановский, с. 132.
Кстати, его начальником была
Анна Изряднова, мать его первенца Юрия.
У поэта тогда был первый в
жизни серьезный кризис.
Его не
понимали.
Стихи его были никому не
нужны.
Он - молодой поэт, стихи
которого нигде не печатают.
"Черт знает, что
такое: в конторе жизнь становится невыносимая. Что
делать?"
Есенин - Г. А.
Панфилову.
Москва, апрель
Любой начинающий поэт, прозаик
может отчаяться в такой ситуации.
Да, лично ты знаешь, что твои
произведения хороши.
Вероятно, ты даже считаешь, что
они талантливы.
Но всегда есть сука-редактор,
который их не печатает потому, что...
"Его привел в
типографию один наш рабочий, тоже баловавшийся стихами.
Он ходил в
какой-то там кружок поэтов и там познакомился с Есениным. По
виду Есенину
было лет шестнадцать-семнадцать. Невысокий, белокурый. Нам
он очень
понравился, живой такой, любознательный, хорошо читал наизусть
Пушкина и
Лермонтова.
Первое время ему
негде было жить, и он ночевал в комнатке при
типографии. Его устроили в
корректорскую. Не раз читывал он нам свои
стихи, и даже где-то их печатал. В каких-то
небольших журнальчиках".
Н.
Сардановский
Есенин
комплексовал.
Он был
несчастен.
Причем это происходило с поэтом
всю жизнь.
Только причины для этого были
разные.
"К чему это?
Зачем? Я человек, познавший Истину, я не хочу более
носить клички
христианина. И крестьянина, к чему я буду унижать свое
достоинство?"
Есенин - Г.А.
Панфилову.
Москва, 23 апреля
Кто-то из начинающих поэтов и
писателей, видя сук в редакции, отчаивается и перестает
писать.
Некоторые продолжают что-то
писать.
Потом начинают
публиковаться.
К единицам приходит
слава.
Сотни, тысячи, миллионы
писателей и поэтов остаются неизвестными.
Есенин боялся
сломаться.
Он хотел
славы.
И он упрямо шел к
ней.
Шел всю свою
жизнь.
И слава догнала поэта после
смерти.
Есенин понимал, что стоит ему
умереть, и он станет знаменит.
Возможно.
Но...
Если смерть произойдет
трагически.
Это был взгляд поэта на жизнь и
на смерть.
...Отец все у
меня отнял, так как я до сих пор еще с ним не примирился.
Я, конечно, не
стал с ним скандалить, отдал ему все, но сам остался в
безвыходном
положении. Особенно душило меня безденежье, но я все-таки
твердо вынес
удар роковой судьбы, ни к кому не обращался и ни перед кем
не
заискивал.
Есенин - Г. А.
Панфилову.
Москва, 16 июня
В то время жизнь не баловала
поэта.
Был глубокий
кризис.
Было нежелание
жить.
И это нежелание было с ним всю
его жизнь.
Такова
истина.
Последние годы жизни поэту
ставили диагноз - туберкулез.
Про это писали и Бениславская,
и Мариенгоф, и Миклашевская, и его жена Толстая.
Возможно, одна из причин
самоубийства поэта именно эта болезнь.
Он лечился от неё
долго.
И не хотел умирать от
туберкулеза.
С Панфиловым он учился в
семинарии в Спас-Клепиках, возможно, там и произошло инфицирование
Есенина.
Вот что он сам
пишет:
"...Последнее
время я тоже свалился с ног. У меня сильно кровь шла носом.
Ничто не
помогало остановить. Не ходил долго на службу, и результат -
острое
малокровие".
Есенин
-
Г. А. Панфилову.
Москва, декабрь
Это декабрь 1914
года.
В 1924-1925 годах поэт ездил на
лечение на Кавказ.
Были тогда
улучшения.
Были и изумительные стихи:
"Персидские
мотивы".
Хотя в Персии Есенин и не
был.
Но, напомню, в то время
туберкулез практически не лечился.
Поэт сильно переживал за своего
друга:
"Лечись, как не можно лечись. Напиши мне, какое тебе нужно лекарство, я
Пришлю".
Есенин - Г. А.
Панфилову.
Москва, январь
В поэта тогда нищенское
жалованье.
Но широкая русская
душа.
И это на всю
жизнь.
Боже, как же этим пользовались
его современники в 20-х годах.
Они ели, пили за его
счет.
Без какого-то зазрения
совести.
И Есенин, видя людей вокруг
себя, поющих ему оды славы, был счастлив.
Верил им.
И ...
Пил...
Но тогда в Москве у него денег
почти не было.
"Есенина
тяготило безденежье кружка. Он стал выказывать некоторую нервозность.
Сданная в печать его поэма "Галки" была конфискована еще в
наборе.
Из Ленинграда
ему слали хвалебные письма. Но все же первый номер
"Друг народа"
был выпущен".
Г. Деев-Хомяковский, с. 149.
И, несмотря на безденежье, он
отдал бы последние деньги, чтобы помочь другу.
В этом был весь
Сергей.
В 20-е годы он содержал
родителей в Константинове, сестер, которые жили с ним в Москве, детей, которых
было трое, и еще давал в долг многочисленным друзьям.
Как правило, без
отдачи.
И друзья его знали, что он
никогда денег с них не спросит.
Вопросы совести они для каждого
индивидуальны.
Поэта еще не любили и за его
честные оценки.
И особых друзей у него не
было.
Так.
В основном - знакомые, у
которых совесть позволяла брать в долг.
"Иногда мы
коротали вечера в разговорах. Колоколов часто вспоминал
Есенина. Делился
своими мыслями о нем:
- Есенин рано начал думать о том, что
нужно поэту для успеха, -
говорил
Колоколов. - Еще
в ту зиму, когда мы с ним познакомились, был
такой случай.
Попались Есенину на глаза стихи А. Липецкого:
Потух закат на
меди храмов.
Луна незримою
рукой
Как череп выткала
Адамов
На плащанице
мировой.
Прочитал Есенин эти строчки и говорит:
"Вот хороший поэт Липецкий
и хорошие
образы дает в своих стихах, а известным поэтом он все же не
станет"
А. Изряднова
В то время Есенин
учится.
Получает высшее образование,
которым гордился всю жизнь.
К этому же
времени относится учеба Сергея в университете Шанявского (этот
университет назывался, кажется, народным). Мне Сергей говорил, что он посещал
там исключительно лекции по литературе. Этот
предмет читали наиболее видные
профессора того времени: Айхенвальд,
автор книги "Силуэты русских писателей",
и Сакулин. Однажды взволнованный Есенин
сообщил мне, что он добился того, что профессор
Сакулин обещает беседовать с ним по поводу его
стихов. Вскоре Сергей с
восторгом рассказывал мне свои впечатления о
разговоре с профессором.
...Особенно
одобрил он стихотворение "Выткался на озере алый свет
зари...".
Я. Сардановский, с. 133.
Университет
Шанявского был для того времени едва ли не самым передовым учебным
заведением страны. Широкая программа преподавания, лучшие
профессорские силы, свободный доступ - все это привлекало сюда
жаждущих
знания со всех концов России,
Д. Семеновский.
В сб. "С. А.
Есенин в восп. современников".
М., "Худ. лит.",
с. 151*
Посещали мы с ним университет Шанявского.
А. Изряднова, с. 144.
Из
шанявцев-литераторов Есенин, по его словам никого не знал.
- Познакомился
здесь только с поэтом Николаем Колоколовым, -
говорил он - бываю у него на квартире.
Сейчас он - мой лучший друг.
Дм. Семеновский, с. 326.
Несмотря на учебу Есенина,
денег это ему не прибавило.
Славы
тоже.
Но единственному другу, он
готов был помочь лекарствами и материально.
Дела мои не
особенно веселят. Поступил в университет Шанявского на
историко-философский
отдел, но со средствами приходится скандалить. Не
знаю, как буду
держаться, а силы так мало...
Есенин - Г. А.
Панфилову.
Москва, сентябрь
(?)
Что происходило в
университете?
Чему там учился
поэт?
С кем
общался?
Вот что пишут
современники.
"И кого только
не было в пестрой толпе, наполнявшей университетские
аудитории и
коридоры: нарядная дама, поклонница модного Юрия Айхенвальда, читавшего историю
русской литературы XIX
века, и
деревенский
парень в
поддевке, скромно одетые курсистки, стройные горцы, латыши,
украинцы,
сибиряки. Бывали тут два бурята с кирпичным румянцем узкоглазых плоских лиц.
Появлялся длинноволосый человек в белом балахоне, с
босыми ногами,
красными от ходьбы по снегу".
Дм. Семеновский, с. 326.
"Слушаем лекцию
профессора Айхенвальда, он почти полностью цитирует
высказывание Белинского о Боратынском. Склонив голову, Есенин
записывает
отдельные места лекции. Я сижу рядом с ним и вижу, как его
рука с
карандашом бежит по листу тетради "Изо всех поэтов, появившихся
вместе с
Пушкиным, первое место, бесспорно, принадлежит Боратынскому". Он кладет
карандаш и, сжав губы, внимательно слушает. После лекции
идем на первый
этаж. Остановившись на лестнице, Есенин говорит: "Надо
еще раз почитать
Боратынского".
Б. Сорокин, с. 53-54.
"Ходили мы на
творческие собрания сотрудников журнала "Млечный
путь". Этот
маленький литературно-художественный журнал, издававшийся
поэтом-приказчиком А. М. Чернышевым, стал для многих начинающих авторов
путем в большую литературу. Алексей Михайлович Чернышев был
замечательным человеком. Весь свой заработок он тратил на
журнал. Сам тоже
писал стихи. Его брат, художник Николай Михайлович, украшал
журнал рисунками и был одним из виднейших знатоков
фрески".
Дм. Семеновский, с. 333.
"В начале 1915
года в "Млечном Пути" появляется стихотворение Есенина
"Кручина", а
затем - "Выткался на озере алый свет зари".
Н. Ливкин, с. 163.
"К этому времени
Есенин знал, кажется, всех литераторов-шанявцев. То
были люди
разных возрастов, вкусов.
Самым
авторитетным среди них считался автор социальных поэм Иван
Филипченко, человек в пенсне, с тихим
голосом и веским словом. Молодой брюнет с
живыми улыбчивыми глазами на матовом тонком лице, Юрий
Якубовский был художником и поэтом. Писал стихи
сибиряк Янчевский и
приехавший из Баку Федор Николаев, сын крестьянина с
Урала Василий
Наседкин и дитя богемы, голубоглазая, с желтыми локонами,
падавшими
из-под бархатного берета, Нелли Яхонтова. Среди этой компании
Есенин
сразу получил признание. Даже строгий к поэтам непролетарского
направления Филипченко, пренебрежительно говоривший о них: "мух
ловят"
Дм.
Семеновский
В то время Есенин жил, казалось
бы, со стороны насыщенной полнокровной жизнью.
Была
учеба.
Есть
работа.
Есть любимая
женщина.
Он пишет
стихи.
И при этом он глубоко
несчастен.
И это его
несчастье.
Эта его депрессия накатывает на
него приступами.
И каждый новый приступ -
подобен смерти.
В 1913 году поэт лишь
попробовал смерть на вкус.
Окончательный расчет с жизнью
был еще так далек...
Мы любим
Есенина.
Мы знаем его
жизнь.
Но всегда ли мы можем понять,
что им двигало?
Что он
чувствовал?
Понять, и принять его нелегкий
путь?
И оценить его
выбор.
Стихи или
смерть?
Поэтому так много грусти, и
влияние смерти так ощутимо на всем творчестве поэта.
***
Хороша была Танюша, краше не было в селе,
Красной рюшкою по белу сарафан на подоле.
У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру.
Месяц в облачном тумане водит с тучами игру.
Вышел парень, поклонился кучерявой головой:
"Ты прощай ли, моя радость, я женюся на другой".
Побледнела, словно саван, схолодела, как роса.
Душегубкою-змеею развилась ее коса.
"Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу,
Я пришла тебе сказаться: за другого выхожу".
Не заутренние звоны, а венчальный переклик,
Скачет свадьба на телегах, верховые прячут лик.
Не кукушки загрустили - плачет Танина родня,
На виске у Тани рана от лихого кистеня.
Алым венчиком кровинки запеклися на челе,
- Хороша была Танюша, краше не было в селе.
1911г.
Сергей
Есенин.