Тормышов Владимир Станиславович: другие произведения.

Интуитивное начало в стихах Есенина

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Тормышов Владимир Станиславович (mage666@list.ru)
  • Обновлено: 02/05/2017. 88k. Статистика.
  • Эссе: Россия
  • Скачать FB2

  •   
      
      
      
      
      
      
      
      
      

      >Интуитивное начало в

      стихах Есенина.

      
      

      > 

      
      

      >Тормышов В. С.

      
      

      > 

      
      

     

      
      

     

      
      

    ...В наших

      песнях и сказках мир слова так похож на какой-то вечно светящийся Фавор, где
      всякое движение живет, преобраґжаясь.

      
      

    Сергей Есенин  >

      
      

     

      
      

     

      
      

     

      
      

     

      
      

        Как это ни

      парадоксально, но современники не считали Есенина великим поэтом.

      
      

        Более того, если

      читать воспоминания современников о нем, то читаешь:

      
      

    Пил...

      
      

    Скандалил...

      
      

    С женщинами спал...

      
      

    Как будто речь идет не о величайшем русском поэте, а о

      алкане каком.

      
      

    Да, все было:

      
      

     И пьянки,

      
      

    И скандалы и женщины.

      
      

    Но за всем этим бывает порой не видно великого писателя.

      
      

    Есенин писал так, как чувствовал.

      
      

    А в его последние годы жизни интуиция все время

      подсказывала ему о скорой смерти.

      
      

     Есенин был велик

      знанием исконно русского языка.

      
      

    Его поэтический язык велик и могуч,

      
      

    ярок и самобытен.

      
      

    До сих пор на его стихи пишут песни и поют их.

      
      

    Много ли вызнаете песен на стихи Пушкина, которые сейчас

      поют?

      
      

    А Есенина и знают, и поют(см.

      "Песни на стихи Есенина" Тормышов В.С.)!!!

      
      

    Есенин принципиально не изучал иностранных языков.

      
      

    Ибо боялся, что язык свой может засорить!

      
      

    Он считал:

      творцы слова "должны постичь, что предки их не простыми завитками дали нам фиту
      и ижицу, они дали их нам как знаки открывающейся книги".

      
      

     

      
      

    ***

      
      

      >  >Жизнь - обман с чарующей тоскою,

      
      

      >  >Оттого так и

      сильна она,

      
      

      >  >  > Что своею грубою рукою

      
      

      >  >Роковые пишет

      письмена.

      
      

      >  >Я всегда, когда глаза закрою,

      
      

      >  >Говорю: "Лишь сердце потревожь,

      
      

      >  >Жизнь - обман, но и она порою

      
      

      >  >Украшает радостями ложь".

      
      

      >  >Обратись лицом к седому небу,

      
      

      >  >По   class=GramE>луне гадая о судьбе,

      
      

      >  >Успокойся, смертный, и не требуй

      
      

      >  >Правды той, что не нужна тебе.  >  >

      
      

      >  >Хорошо в черемуховой вьюге

      
      

      >  >Думать так, что эта жизнь - стезя.

      
      

      >  >Пусть обманут легкие подруги,

      
      

      >  >Пусть изменят легкие друзья.

      
      

      >  >Пусть меня ласкают нежным словом,

      
      

      >  >Пусть острее бритвы злой язык.

      
      

      >  >Я живу давно на все готовом,

      
      

      >  >Ко всему безжалостно привык.

      
      

      >  >Холодят мне душу эти выси,

      
      

      >  >Нет тепла от звездного огня.

      
      

      >  >Те, кого любил я, отреклися,

      
      

      >  >Кем я жил - забыли про меня.

      
      

      >  >Но и все ж, теснимый и гонимый,

      
      

      >  >Я, смотря с улыбкой на зарю,

      
      

      >  >На земле, мне близкой и любимой,

      
      

      >  >Эту жизнь за все благодарю.

      
      

      >  >Есенин.

      
      

      >  > 

      
      

      >  >***  >

      
      

     

      
      

    Кто когда

      так писал?

      
      

    Мы можем

      привести от силы пять имен, у кого есть стихи такой силы.

      
      

    Но кто мог

      превзойти Есенина из современников?

      
      

    Никто.

      
      

    Есенин -

      самый великий поэт 20 века.

      
      

      >Есенин хорошо знал

      русский язык.

      
      

      >И вот эти все

      измышления, что Есенин необразованный парень из деревни, который все время пил,
      и как бы между делом слагал стихи, они в корне неверны.

      
      

      >Достаточно хотя бы

      прочесть, то, что он писал про структуру русского языка, и про русские буквы.

      
      

      >Чисто интуитивно он

      писал о буквах.

      
      

      >Писал о том, как он их

      чувствовал.

      
      

      >Рождение буквы Есенин

      связывал с определенной ступенью постижения человеком мира и самого себя,
      наделяя алфавит антропологическим значеґнием. Разбирая русский алфавит, он
      писал:  >

      
      

      >"Начальная буква в

      алфавите А-
      есть не что иное, как образ человека, ощупыґвающего на коленях землю. Опершись
      на руки и устремив на землю глаза, он как бы читает знаки существа ее.  >  >

      
      

      >Буква  class=GramE> Б

      представляет из себя ощупывание этим человеком воздуха... Знак сидения на
      коленях означает то, что между землей и небом он почувстґвовал мир
      пространства. Поднятые руки рисуют как бы небесный свод, а согнуґтые колени, на
      которые он присел, землю.  >

      
      

      >Прочитав   class=GramE>сущность земли и почувствовав над ней прикрытое синим сводом

      пространство, человек протянул руки к своей сущности. Пуп есть узел
      человеческого существа, и потому, определяя себя или ощупывая, челоґвек как-то
      невольно опустил свои руки на эту завязь, и получилась буква   >В.

      
      

      >Дальнейшее следование

      букв идет со светом мысли от осознания в мире сущности. Почувствовав себя, человек
      подымается с колен и, выпрямившись, протягивает руки
      снова в воздух. Здесь, его движения через символы знаков,
      которыми он ищет своего примирения с воздухом и землей, рождают весь дальнейший
      порядок алфавита, который так мудро оканчивается буквой Я. Эта буква рисует человека, опустившего руки на пуп (знак
      самопознания), шагающего по земле, линии, идущие от середины туловища, буквы,
      есть не что иное, как занесенная для шага правая нога и подпирающая корпус
      левая.  >

      
      

      >Через этот мудро

      занесенный шаг, шаг, который оканчивает обретение знаков нашей грамоты, мы
      видим, что человек еще окончательно себя не нашел. Он мудро благословил себя, со
      скарбом открытых ему сущностей, на вечную дорогуоторая
      означает движение, движение и только движение вперед".

      
      

      >Переходя от буквы к

      букве, разбирая древнерусский алфавит, Сергей Есенин погружается в глубины
      бездонного колодца народной памяти, к истокам человеческого языка.

      
      

      >И поэт понимает,

      что  в давґности, таится зерно начала
      слова: чуткость к произносимым звукам, его живописующий - картинный характер,
      способность поэтического созерґцания природы, мифологичность.  >  >

      
      

      >В этом суть стихов Есенина.

      
      

      >В этом его сила.

      
      

      >А понимали ли это современники?

      
      

      >Некоторые это интуитивно чувствовали.

      
      

      >Возможно, читатель скажет, что нельзя все однозначно

      сводить к интуиции.

      
      

      >И возможно, будет прав.

      
      

      >Вот только скажите мне: как вы чувствуете?

      
      

      >Все.

      
      

      >И в том числе поэзию.

      
      

      >И музыку.

      
      

      >Лично я считаю, что лишь при помощи интуиции.

      
      

      >Хоть что делай, но тебе это или нравится, или нет.

      
      

      >И интуиция тут играет основную роль.

      
      

      >Хотя, возможно, я и не прав.

      
      

      >Но это моя точка зрения, основанная на опыте.

      
      

      >Если вспомнить жизнь Есенина.

      
      

      >Его любили.

      
      

      >Интуитивно любили за его великие стихи.

      
      

      >Почитайте воспоминания Берзинь, Бениславской и

      других.

      
      

      >Сначала слышали стихи, а потом

      интуитивно прочувствовав их силу и мощь, появлялось и уважение к их
      автору. 

      
      

      >Но, стоить заметить, что большинство поэтов того

      времени завидовали Есенину, считая, что их стихи не хуже.

      
      

      >Потому и травили поэта.

      
      

      >Есенинщина...

      
      

      >Потому и пытались запретить...

      
      

      >Можно ли запретить русский язык?

      
      

      >Можно.

      
      

      >И в разных странах бывшего СССР пытаются запретить

      язык, и делают это сознательно.

      
      

      >Но язык - его запрещай, не запрещай, а он несмотря

      ни на  что будет жить.

      
      

      >Есенин был носителем языка.

      
      

      >И он повлиял на русский язык так сильно, как никто

      другой.

      
      

      >Как Пушкин в 19 веке.

      
      

      >Есенин и Пушкин - это гордость России.

      
      

      >Есенин употреблял мат и в стихах и в жизни.

      
      

      >ПОТОМУ, ЧТО ТАК ГОВОРИТ РУССКИЙ НАРОД.

      
      

      >И с этим ничего не сделаешь.

      
      

      >Это жизнь.

      
      

      >И это язык.

      
      

      >И я не считаю, что это плохо.

      
      

      >Хотя кому-то это может и не нравится.

      
      

      >Моя жена, временами проверяя мои   class=GramE>рукописи разражается негодованием по этому поводу.

      
      

      >Но мы же не на Луне живем, где матом не ругаются.

      
      

      >Русские разговаривают на этом языке.

      
      

      >Хочешь ли ты этого или нет.

      
      

      >Есенин был русским.

      
      

      >И употреблял мат.

      
      

      >В том числе и в стихах.

      
      

      > 

      
      

      > 

      
      

      >***

      
      

      >  >Дай тебе про себя я сыграю

      

      
      

      >  >Под басовую эту струну.

      
      

      >  >Льется дней моих розовый

      купол.

      
      

      >  >В сердце снов золотых

      сума.

      
      

      >  >Много девушек я перещупал,

      

      
      

      >  >Много женщин в углах

      прижимал.

      
      

      >  >Да! есть горькая правда

      земли,

      
      

      >  >Подсмотрел я ребяческим

      оком:

      
      

      >  >Лижут в очередь кобели

      
      

      >  >Истекающую суку соком.

      
      

      >  >Так чего ж мне ее

      ревновать.

      
      

      >  >Так чего ж мне болеть

      такому.

      
      

      >  >Наша жизнь - простыня да

      кровать.

      
      

      >  >Наша жизнь - поцелуй да в

      омут.

      
      

      >  >Пой же, пой!

      
      

      >  >В роковом размахе

      
      

      >  >Этих рук роковая беда.

      
      

      >  >Только знаешь, пошли их на

      хер...

      
      

      >  >Не умру, я, мой друг,

      никогда.

      
      

      > 

      
      

      >***

      
      

      > 

      
      

      > 

      
      

      >Каждый народ подобен

      Адаму, идущему по Раю и с детской радостью дающему всему свои имена. В этих
      первозданных звуках и словах заключена внутренняя история становления человека,
      его взгляд на природу и на самого себя.

      
      

      >И мат в русском языке

      он есть.

      
      

      >Хочешь ли ты того, или

      нет.

      
      

      >Он есть, и мат живет.

      
      

      >Уж и запрещали его, и

      ругали.

      
      

      >А мат все жив.

      
      

      >Но чистота,

      красочность и образность языка постепенно утрачиваются в течение его долгой
      истории и эволюции, сменяясь абстрактґностью форм, становясь послушным орудием
      для передачи звуков речи.

      
      

      >Мат есть.

      
      

      >Был и будет.

      
      

      >И наш разум с

      удивлением и трепетом открытия обретает вдруг потерянное "зрение".

      
      

      >Возможно, скоро мат

      будет уже общепринятым.

      
      

      >И это не так плохо,

      как кажется.

      
      

      >Это будет лишь де-юре

      признанием той части русского языка, про которую не принято говорить.

      
      

      > 

      
      

      >***

      
      

      >  > 

      
      

      >"О слово, отчее слово,

      мы ходили с тобой на крыле ветрянем и устне наши не возбраним   class=GramE>во еже звати тебе..."

      
      

      > 

      
      

      >***  >  >

      
      

      > 

      
      

      > 

      
      

      >  >Над

      окошком месяц.

      
      

      >  >Под

      окошком ветер.

      
      

      >  >Облетевший

      тополь серебрист и светел.  >

      
      

      >  >Дальний

      плач тальянки, голос одинокий -

      
      

      >  >И

      такой родимый, и такой далекий.

      
      

      >  >Плачет

      и смеется песня лиховая.

      
      

      >  >Где

      ты, моя липа?

      
      

      >  >Липа

      вековая?  >

      
      

      >  >Я и

      сам когда-то в праздник спозаранку

      
      

      >  >Выходил

      к любимой, развернув тальянку.

      
      

      >  >А

      теперь я милой ничего не значу.

      
      

      >  >Под

      чужую песню и смеюсь и плачу.

      
      

      >Август 1925  >  >

      
      

    Есенин.

      
      

     

      
      

     

      
      

    ***

      
      

     

      
      

    Вроде бы

      простой язык.

      
      

    Простые

      рифмы.

      
      

    Простые

      слова.

      
      

    Но все

      гениальное просто.

      
      

    Стихи живут

      своей жизнью с того момента, кода их опубликовали.

      
      

    Одни стихи

      будут скоро забыты.

      
      

    Другие будут

      жить вечно.

      
      

    Пока будет

      жив язык.

      
      

    Несмотря на

      все запреты.

      
      

     

      
      

    ***

      
      

      >Гой ты, Русь, моя

      родная,  >

      
      

      >Хаты - в ризах

      образа...  >

      
      

      >Не видать конца и края

      -

      
      

      >Только синь сосет

      глаза.  >

      
      

      >.....................................  >  >

      
      

      >Сторона ль моя,

      сторонка,  >

      
      

      >Горевая полоса.  >  >

      
      

      >Только лес, да

      посолонка.  >

      
      

      >Да заречная коса...  >  >

      
      

      >   >  >

      
      

      >Чахнет старая

      церквушка,  >

      
      

      >В облака

      закинув крест.  >

      
      

      >И забольная кукушка  >  >

      
      

      >Не летит с печальных

      мест.

      
      

      >.........................................  >  >

      
      

      >Гляну в поле, гляну в

      небо -  >

      
      

      >И в полях и в небе

      рай.

      
      

      >Снова тонет в копнах

      хлеба

      
      

      >Незапаханный мой край.  >  >

      
      

    ***

      
      

     

      
      

      >Мир  >  стихов Есенина изобразителен, красочен.

      
      

      >Стихи поэты насыщены

      различными голосами и ароматами.

      
      

      >В НЛП есть понятие

      модальности.

      
      

      >Модальность - это если

      просто канал восприятия информации.

      
      

      >Есть 3 модальности:

      
      

      >Аудиальная,

      
      

      >Визуальная,

      
      

      >И кинестетика.

      
      

      >Так вот у Есенина

      всегда почти в стихах присутствуют все три модальности.

      
      

      >Слух и звуки.

      
      

      >Картины и визуальное

      восприятие.

      
      

      >  > И органы  >  чувств.

      
      

      > 

      
      

      >***

      
      

      > 

      
      

      >От луны свет большой  >  >

      
      

      >Прямо на нашу крышу.  >  >

      
      

      >Где-то песнь соловья  >  >

      
      

      >Вдалеке я слышу.  >  >

      
      

      >................................  >  >

      
      

      >Поет зима - аукает,  >  >

      
      

      >Мохнатый лес баюкает  >  >

      
      

      >Стозвоном сосняка.  >  >

      
      

      >...............................  >  >

      
      

      >Никнут шелковые травы,  >  >

      
      

      >Пахнет смолистой

      сосной.  >

      
      

      >Ой  >  > вы, луга и дубравы, -

      
      

      >Я одурманен весной.  >  >

      
      

      > 

      
      

      >***

      
      

      > 

      
      

      >   >  >

      
      

      >За тучи тянется моя

      рука,

      
      

      >Бурею шумит песнь.  >  >

      
      

      >.....................................  >  >

      
      

      >Ей, россияне!  >  >

      
      

      >Ловцы вселенной,  >  >

      
      

      >Неводом зари

      зачерпнувшие небо, -  > Трубите в
      трубы.  >

      
      

      > 

      
      

      >***   >  >

      
      

      > 

      
      

      >Кинестетика у Есенина

      не только восприятие мира.

      
      

      >Но это также и чувства

      и переживания.

      
      

      >Счастье или несчастье.

      
      

      >  > Все  внутренние

      состояния человека.

      
      

      >  > И потому в своих последующих стихах поэт

      дальше и дальше углубляется в настроения души, выявляя их разные оттенки. То в
      нем просыпается былая молодецкая удаль, то охватывает романтическая мечта, то
      посещает необъяснимая грусть.

      
      

      >   >  >

      
      

      >***

      
      

      > 

      
      

      >Дождик мокрыми метлами

      чистит  >

      
      

      >Ивняковый помет по

      углам.  >

      
      

      >Плюйся, ветер,

      охапками листьев, -  >

      
      

      >Я такой же, как ты,

      хулиган.  >

      
      

      >...................................................  >  >

      
      

      >Несказанное, синее,

      нежное...  >

      
      

      >Тих мой край после

      бурь, после гроз,  >

      
      

      >И душа моя - поле

      безбрежное -  >

      
      

      >Дышит запахом меда и

      роз.

      
      

      >.....................................................  >  >

      
      

      >Этой грусти теперь не

      рассыпать  >

      
      

      >Звонким смехом далеких

      лет.

      
      

      >Отцвела моя белая

      липа,

      
      

      >Отзвенел соловьиный

      рассвет.  >

      
      

      > 

      
      

      >***  >  >

      
      

     

      
      

    На мой

      взгляд, Есенин интуитивно пришел к применению всех модальностей в своих стихах.

      
      

      >*    **  >  >

      
      

      >  >Листья

      падают, листья падают.  >

      
      

      >  >Стонет

      ветер,  >

      
      

      >  >Протяжен

      и глух.  >

      
      

      >  >Кто

      же сердце порадует?  >

      
      

      >  >Кто

      его успокоит, мой друг?  >

      
      

      >  >С

      отягченными веками

      
      

      >  >Я

      смотрю и смотрю на луну.

      
      

      >  >Вот

      опять петухи кукарекнули

      
      

      >  >В

      обосененную тишину.  >

      
      

      >  >Предрассветное.

      Синее. Раннее.

      
      

      >  >И

      летающих звезд благодать.

      
      

      >  >Загадать

      бы какое желание,

      
      

      >  >Да не

      знаю, чего пожелать.  >

      
      

      >  >Что

      желать под житейскою ношею,

      
      

      >  >Проклиная

      удел свой и дом?

      
      

      >  >Я

      хотел бы теперь хорошую

      
      

      >  >Видеть

      девушку под окном.  >

      
      

      >  >Чтоб

      с глазами она васильковыми  >

      
      

      >  >Только

      мне -

      
      

      >  >Не

      кому-нибудь -  >

      
      

      >  >И

      словами и чувствами новыми  >

      
      

      >  >Успокоила

      сердце и грудь.  >

      
      

      >  >Чтоб

      под этою белою лунностью,

      
      

      >  >Принимая

      счастливый удел,

      
      

      >  >Я

      над песней не таял, не млел

      
      

      >  >И с

      чужою веселою юностью

      
      

      >  >О

      своей никогда не жалел.  >

      
      

      >Август 1925  >  >

      
      

      >  >*    **

      
      

     

      
      

    В стихах

      Есенина всегда есть предчувствие смерти.

      
      

    Особенно это

      выражено в стихах периода 1923 - 1925 годов.

      
      

    Как жил, так

      и писал.

      
      

    Как

      чувствовал, так и слагал стихи.

      
      

      >Минуя своим

      творчеством весь алфавит от "А" (описание земли и прочтение ее красот) до "Я"
      (осознание своей внутренней сущности и ее ценности), Есенин приходит к мысли о
      смерти:

      
      

      > 

      
      

      >"Ни одной тайны не

      узнаешь без послания в смерть".

      
      

      > 

      
      

      >Это его понимание

      жизни.

      
      

      >Может быть, он не так

      уж и не прав?

      
      

      >Есть в эзотерических

      практиках такая вещь, как медитация о смерти в гробу.

      
      

      >Кстати, это одно из

      наиболее сильных посвящений.

      
      

      >Инициация во всех

      четырех мирах одновременно.

      
      

      >Знал ли об этом поэт?

      
      

      >Вряд ли.

      
      

      >Но он так чувствовал

      жизнь.

      
      

      >Жизнь как предчувствие

      смерти.

      
      

      >Смерть, как осознание

      жизни.

      
      

      >И у Есенина тема

      смерти сильна.

      
      

      >И обращаясь к позднему

      творчеству поэта, соприкасаешься с изменением   > его образов, в том числе и смерти.

      
      

    Есенинские

      стихи раннего периода были насыщены яркими красками - синей, желтой, красной,
      зеленой:  >

      
      

      >  > "красная вода",

      
      

      >"зеленое вымя",

      
      

      >"лес зеленый",

      
      

      >"желтые долы",

      
      

      >"красная рюшка",

      
      

      >"парень синеглазый",

      
      

      >"малиновая ширь",

      
      

      >"горит в нем бирюза" и

      т. д.

      
      

      >  > А в поздних стихах   > образы другие, более близкие теме смерти:

      
      

      >"белая лунность",

      
      

      >"серый камень",

      
      

      >"седое небо",

      
      

      >"голубая звезда",

      
      

      >"бель песка"  class=GramE> ,

      
      

      >"Черный человек".

      
      

    Белый  >  >, седой, голубой и черные цвета - традиционно считаются цветами

      смерти у разных народов.

      
      

      >Знал ли это поэт?

      
      

      >Или это было

      интуитивным прозрением грядущей и близкой смерти?

      
      

      > 

      
      

      > 

      
      

     

      
      

     

      
      

    *  *  >  *

      
      

      > 

      
      

     

      
      

    Я знаю, знаю.

      
      

    Скоро, скоро

      
      

    Не по моей, ни чьей вине

      
      

    Под низким траурным забором

      
      

    Лежать придется так же мне.  >  >

      
      

      >  >Погаснет

      ласковое пламя,

      
      

      >  >И

      сердце превратится в прах.

      
      

      >  >Друзья

      поставят серый камень

      
      

      >  >С

      веселой надписью в стихах.  >

      
      

      >  >Но,

      погребальной грусти внемля,

      
      

      >  >Я

      для себя сложил бы так:

      
      

      >  >Любил

      он родину и землю,

      
      

      >  >Как

      любит пьяница кабак.

      
      

      >17 августа 1925  >  >

      
      

      >  >***

      
      

      >  Предчувствие конца.

      
      

    Оно

      постоянно было в творчестве поэта.

      
      

    Наверно,

      поэтому никто из современников и не удивился, узнав о смерти Есенина.

      
      

    Не

      будем спорить, что это было самоубийство или убийство.

      
      

    Но

      ощущение смерти было у поэта в последние 2 года его жизни.

      
      

    Есенин

      умер 30-летним.

      
      

    В

      этом возрасте такие мысли редко кого посещают.

      
      

     

      
      

      >  >***

      
      

      > 

      
      

      >Снежная равнина, белая

      луна,

      
      

      >Саваном покрыта наша

      сторона.  >

      
      

      >И березы в белом

      плачут по лесам.  >

      
      

      >Кто погиб здесь? Умер?

      Уж не я ли сам?  >

      
      

      >                                             

      (  ProductID="1925 г" w:st="on">1925 г.)  >  >

      
      

     

      
      

    ***

      
      

      >  Тенденция

      ощущения смерти.

      
      

      >Каждая строчка

      четверостишия представляет  картину с
      образами смерти:

      
      

      >"снежная равнина"   >  >

      
      

      >"белая луна"   >  >

      
      

      >"саваном   class=GramE>покрыта"   >

      
      

      >"и березы в белом

      плачут"   >

      
      

      >"кто погиб здесь?"

      
      

      >"Умер? Уж не я ли

      сам?"

      
      

      >Это все образы смерти.

      
      

      >И все слова трех

      первых строк и первого предложения четвертой строки начинаются с согласных букв
      (исключение составляет буква "И" третьей строки, но она играет скорее роль
      связующего, а не смыслового элемента). Только со слова "умер" появляются
      гласные "У" и "Я". Разбирая древнерусский алфавит, Есенин писал о них:  >  >

      
      

      >"Человек по последнему

      знаку отправился искать себя. Он захотел найти свое место в пространстве и
      обозначил это пространство фигурой буквы q. За этим знаком пространства, за горой его северного полюса,
      идет рисунок буквы У,
      которая есть не что иное, как человек, шагающий по небесному своду. Он идет
      навстречу идущему от фигуры буквы   >Я (закон движения - круг).  >  >

      
      

      >Волнообразная линия в

      букве q означает место, где оба
      идущих должны встретиться. Человек, идущий по небесному своду, попадает головой
      в голову челоґвеку, идущему по земле. Это есть знак того, что опрокинутость
      земли сольется в браке с опрокинутостью неба. Пространство будет побеждено...".

      
      

      >Сергей Есенин

      определял знак фиты (q) как
      образ пространства, в котором человек "земной" (тело) и человек "небесный"
      (дух) встречаются, обретая свой законченный смысл и первозданную цельность.  >  >

      
      

      >По Есенину, буквы "Я"

      и "У" в их соединении дают образ креста как симґвола преодоления пространства и
      духовного прорыва к сущностным основам бытия. Этот образ несет последнее
      предложение четверостишия:  >

      
      

      >   >  >

      
      

      >У  >  >ж не я ли сам?

      
      

      >   >  >

      
      

      >Есенин был уверен, что

      все виды человеческого творчества, как и сами люди, имеют один исток, и
      философски определял его символом мирового древа жизни: "... совсем не важно,
      что в Иудее это древо носило имя Маврикийского дуба... Скандинавская
      Иггдразиль - поклонение ясеню, то древо, под которым сидел Гуатама, и этот
      Маврикийский дуб были символами "семьи" как в узком, так и в широком смысле у
      всех народов... Наши бахари орнаґмента ... поняли его,
      развязав себя через пуп, как Гуатама. Они увидели... что мы есть чада древа,
      семья того вселенского дуба, под которым Авраам встречает Святую Троицу".

      
      

      >"Исследователи

      древнерусской письменности и строительного орнамента забыли главным образом то,
      что народ наш живет больше устами, чем рукой и глазом, устами он сопровождает
      почти весь фигуральный мир в его явлениях, и если берется выражать себя через
      средства, то образ этого средства всегда конкретен".

      
      

      > 

      
      

      > 

      
      

      > 

      
      

      >***

      
      

      >  > 

      
      

      >  > 

      
      

      class=GramE>Грубым  >  > дается радость.

      
      

      class=GramE>Нежным  >  > дается печаль.

      
      

      >  >Мне ничего не надо,

      
      

      >  >Мне никого не жаль.

      
      

      >  >Жаль мне себя немного,

      
      

      >  >Жалко бездомных собак.

      
      

      >  >Эта прямая дорога

      
      

      >  >Меня привела в   class=GramE>кабак.

      
      

      >  >Что ж вы ругаетесь,

      дьяволы?

      
      

      >  >Иль я не сын страны?

      
      

      >  >Каждый из нас закладывал

      
      

      >  >За рюмку свои штаны.

      
      

      >  >Мутно гляжу на окна.

      
      

      >  >В сердце тоска и зной.

      
      

      >  >Катится, в солнце

      измокнув,

      
      

      >  >Улица передо мной.

      
      

      >  >А на улице мальчик   class=GramE>сопливый.

      
      

      >  >Воздух поджарен и сух.

      
      

      >  >Мальчик такой счастливый

      
      

      >  >И ковыряет в носу.

      
      

      >  >Ковыряй,

      ковыряй, мой милый,

      
      

      >  >Суй туда палец весь.

      
      

      >  >Только

      вот с эфтой силой

      
      

      >  >В душу свою не лезь.

      
      

      >  >Я уж

      готов...

      
      

      >  >Я

      робкий...

      
      

      >  >Глянь

      на бутылок рать!

      
      

      >  >Я

      собираю пробки -

      
      

      >  >Душу

      мою затыкать.  >

      
      

      >  > 

      
      

      >  >***

      
      

      >  > 

      
      

      >По словам Есенина, мир

      творчества животворится словом.

      
      

      >Буквы русского

      алфавита,  осмысленные Есениным, дают
      ключ к пониманию его поэзии, исконно русской.

      
      

      >Всё творчество Сергея

      Есенина, органично соединяет в себе знание, провиденциализм, факты и интуицию.

      
      

      >Есенин велик.

      
      

      >Язык его могуч и

      образен.

      
      

      >Он писал: "...мы можем

      показаться неопытному глазу талантливыми отобразителями этих пройденных до нас
      дорог. Но это будет просто слепотой неопытного глаза".

      
      

      > 

      
      

      > 

      
      

      > 

      
      

      >***

      
      

      >  >Эта улица мне знакома,

      
      

      >  >  > И знаком этот низенький дом.

      
      

      >  >Проводов голубая солома

      
      

      >  >Опрокинулась над окном.

      
      

      >  >Были годы тяжелых

      бедствий,

      
      

      >  >Годы буйных, безумных сил.

      

      
      

      >  >Вспомнил я деревенское

      детство,

      
      

      >  >Вспомнил я деревенскую

      синь.

      
      

      > 

      
      

      >  >***

      
      

      >  > 

      
      

      >Я считаю Есенина гениальным поэтом.

      
      

      >Гениальный человек гениален во всем.

      
      

      >Интуиция всю жизнь вела Есенина.

      
      

      >И интуитивное начало в его стихах сильно так, как

      ни у кого больше во всей русской поэзии.

      
      

      > 

      
      

      > 

      
      

      > 

      
      

      > 

      
      

      > 

      
      

     

      
      

     

      
      
      
      
  • © Copyright Тормышов Владимир Станиславович (mage666@list.ru)
  • Обновлено: 02/05/2017. 88k. Статистика.
  • Эссе: Россия

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка