Тормышов Владимир Станиславович: другие произведения.

Песни на стихи Есенина. Часть 2.

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Тормышов Владимир Станиславович (mage666@list.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 82k. Статистика.
  • Статья: Россия
  • Оценка: 5.63*18  Ваша оценка:

    Песни на стихи Есенина. Часть 2.

     

    Тормышов В. С.

     

     

     

     

     

     

    Защити меня, влага нежная,

    Май мой синий, июнь голубой.

    Одолели нас люди заезжие,

    А своих не пускают домой.

     

    Знаю, если не в далях чугунных,

    Кров чужой и сума на плечах,

    Только жаль тех дурашливых юных,

    Что сгубили себя сгоряча.

     

    Жаль, что кто-то нас смог рассеять

    И ничья не понятна вина.

    Ты Расея, моя Расея,

    Азиатская сторона.

    Есенин.

    (ЦГАЛИ, ф. 190, оп. 1, ед. хр. 122)

     

     

    Один мой знакомый  спросил меня - почему ты пишешь?

    Я ему ответил - я делаю то, что мне нравится.

    Эта статья не ставит целью рекламировать Малинина или Новикова, или Есенина.

    Они, на мой взгляд, в рекламе не нуждается.

    Это одна из моих статей, о людях, исполняющих и исполнявших песни на слова Есенина.

    Я написал ряд таких очерков и статей.

    И эта статья продолжает эту серию "Песни на слова Есенина".

    Творчество Великого Русского поэта волновало и продолжает волновать его почитателей.

    И тут интересно как мне кажется знать и исполнителей песен на слова Есенина.

    Цель этой статьи сделать краткий обзор всего того, что было исполнено на стихи Есенина.

    Возможно, я не все слышал за свой 41 год.

    Но тут уж извините.

    Если кого-то упустил, не обессудьте.

    Обидеть автора может каждый.

    Материально помочь - единицы.

    Если читатель посчитает нужным, сказать какие песни и исполнители исполняли песни на стихи Есенина, просьба написать мне: mage666@mail.ru

     

    Мне удалось отыскать великолепный сайт, на котором были собраны некоторые из песен на стихи Есенина.

    Также были сделаны и выложены "минусовки" и миди песен на слова Есенина.

    Файлы качественные и быстро качаются.

    Спасибо огромное!

    Адрес сайта для любителей:

    http://yuristov.narod.ru/esenin.htm

    Ну и теперь - о каких стихах речь.

    Вот что говорит автор сайта:

    "Трудно говорить о Сергее Есенине, каждый находит в его стихах что-то свое.

    Лучше послушайте песни на его стихи, а открыв страничку с текстами можно и самому спеть понравившуюся песню.

    Авторы музыки: Г. Пономаренко, А. Вертинский ("В том краю, где желтая крапива"), В. Липатов ("Письмо матери"), Е. Попов ("Над окошком месяц"), С. Сарычев ("Гуляка"), В. Пак ("Милая, мне скоро будет тридцать"), Р. Бойко ("Ты запой мне ту песню"), А. Покровский ("Песни, песни, о чем вы кричите?"), А. Липин ("Ты меня не любишь, не жалеешь"), И. Уманский ("Звезды"), группа Могол Шуудан ("Москва"), Юрис (композиция "Есенин" на стихотворение "Не жалею, не зову, не плачу", "Не ругайтесь. Такое дело!"), А. Алексеев ("Отчего луна так светит тускло", "Несказанное, синее"), неизвестные авторы.

    Даны мои аранжировки, а также  аранжировки А. Языджи ("Письмо матери") и неизвестных мне авторов ( миди: "Отговорила роща золотая", "Гуляка", "Не жалею не зову, не плачу"; караоке: "Клен ты мой опавший...","Гуляка", "Письмо матери", "Не жалею, не зову, не плачу,  "Отговорила роща золотая", "Москва"). Мои аранжировки настроены под программный синтезатор  Microsoft GS в Windows 98".

     

    Вот стихи Есенина, на которые собраны песни на этом великолепном сайте:

    Устал я жить в родном краю...

    Устал я жить в родном краю 
    В
    тоске по гречневым просторам,
    Покину хижину мою,
    Уйду бродягою и вором.

    Пойду по белым кудрям дня
    И
    скать убогое жилище.
    И друг любимый на меня
    Н
    аточит нож за голенище.

    Весной и солнцем на лугу
    Обвита желтая дорога,
    И та, чье имя берегу,
    Меня прогонит от порога.

    И вновь вернусь я в отчий дом,
    Чужою радостью утешусь,
    В зеленый вечер под окном
    Н
    а рукаве своем повешусь.

    Седые вербы у плетня
    Нежнее головы наклонят.
    И необмытого меня
    П
    од лай собачий похоронят.

    А месяц будет плыть и плыть,
    Роняя весла по озерам...
    И Русь все так же будет жить,
    Плясать и плакать у забора.
    (1916)

    Письмо матери 

    Ты жива ещё, моя старушка?
    Жив и я. Привет тебе, привет!
    Пусть струится над твоей избушкой
    Т
    от вечерний несказанный свет.
    Пишут мне, что ты, тая тревогу,
    Загрустила шибко обо мне,
    Что ты часто ходишь на дорогу
    В
    старомодном ветхом шушуне.

    И тебе в вечернем синем мраке
    Часто видится одно и то ж -
    Будто кто-то мне в кабацкой драке
    С
    аданул под сердце финский нож.
    Ничего, родная! Успокойся.
    Это только тягостная бредь.
    Не такой уж горький я пропойца,
    Чтоб, тебя не видя, умереть.

    Я по-прежнему такой же нежный
    И
    мечтаю только лишь о том,
    Чтоб скорее от тоски мятежной
    Воротиться в низенький наш дом.
    Я вернусь, когда раскинет ветви
    П
    о-весеннему наш белый сад.
    Только ты меня уж на рассвете
    Н
    е буди, как восемь лет назад.

    Не буди того, что отмечталось,
    Не волнуй того, что не сбылось, -
    Слишком раннюю утрату и усталость
    И
    спытать мне в жизни привелось.
    И молиться не учи меня - не надо!
    К старому возврата больше нет.
    Ты одна мне помощь и отрада,
    Ты одна мне несказанный свет.
    Так забудь же про свою тревогу,
    Не грусти так шибко обо мне,
    Не ходи так часто на дорогу
    В
    старомодном ветхом шушуне.
    (1924) 

    Отговорила роща золотая...

    Отговорила роща золотая
    Берёзовым, весёлым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.

    (Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
    Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.
    О всех ушедших грезит конопляник
    С
    широким месяцем над голубым прудом.)

    Стою один среди равнины голой,
    А журавлей относит ветер вдаль.
    Я полон дум о юности весёлой,
    Но ничего в прошедшем мне не жаль.

    Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
    Не жаль души сиреневую цветь.
    В саду горит костёр рябины красной,
    Но никого не может он согреть.

    (Не обгорят рябиновые кисти,
    От желтизны не пропадёт трава.

    Как дерево роняет тихо листья,
    Так я роняю грустные слова.)


    (И если время, ветром разметая,
    Сгребёт их все в один ненужный ком...

    Скажите так... что роща золотая
    О
    тговорила милым языком.)

    Отговорила роща золотая
    Берёзовым, весёлым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.
    (1924) 


    Гуляка

    Я обманывать себя не стану,
    Залегла забота в сердце мглистом.
    Отчего прослыл я шарлатаном?
    Отчего прослыл я скандалистом?
    Не злодей я и не грабил лесом,
    Не стрелял несчастных по темницам.
    Я всего лишь уличный повеса,
    Улыбающийся встречным лицам.

    Я московский озорной гуляка.
    По всему тверскому околотку
    В
    переулках каждая собака
    Знает мою лёгкую походку.
    Каждая задрипанная лошадь
    Головой кивает мне навстречу.
    Для зверей приятель я хороший,
    Каждый стих мой душу зверя лечит.

    Я хожу в цилиндре не для женщин -
    В глупой страсти сердце жить не в силе, -
    В нём удобней, грусть свою уменьшив,
    Золото овса давать кобыле.
    Средь людей я дружбы не имею,
    Я иному покорился царству.
    Каждому здесь кобелю на шею
    Я готов отдать свой лучший галстук.

    И теперь уж я болеть не стану.
    Прояснилась омуть в сердце мглистом.
    Оттого прослыл я шарлатаном,
    Оттого прослыл я скандалистом.
    (1922) 

    Не жалею, не зову не плачу...

    Не жалею, не зову, не плачу,
    Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
    Увяданья золотом охваченный,
    Я не буду больше молодым.

    Ты теперь не так уж будешь биться,
    Сердце, тронутое холодком.
    И страна берёзового ситца
    Н
    е заманит шляться босиком.

    Дух бродяжий! ты всё реже, реже
    Р
    асшевеливаешь пламень уст.
    О, моя утраченная свежесть,
    Буйство глаз и половодье чувств!

    Я теперь скупее стал в желаньях.
    Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
    Словно я весенней гулкой ранью
    П
    роскакал на розовом коне.

    Все мы, все мы в этом мире тленны,
    Тихо льётся с клёнов листьев медь...
    Будь же ты вовек благословенно,
    Что пришло процвесть и умереть.
    (1922) 

    Над окошком месяц... 

    Над окошком месяц. Под окошком ветер.
    Облетевший тополь серебрист и светел.
    Дальний плач тальянки, голос одинокий -
    И такой родимый, и такой далёкий.

    Плачет и смеётся песня лиховая.
    Где ты, моя липа, липа вековая?
    Я и сам когда-то в праздник спозаранку
    В
    ыходил к любимой, развернув тальянку.

    А теперь я милой ничего не значу.
    Под чужую песню и смеюсь и плачу.
    Над окошком месяц. Под окошком ветер.
    Облетевший тополь серебрист и светел.
    (1925) 

    Я по первому снегу бреду

    Я по первому снегу бреду
    В
    сердце ландыши вспыхнувших сил.
    Вечер синею свечкой звезду
    Н
    ад дорогой моей засветил.

    Я не знаю, то свет или мрак?
    В чаще ветер поет иль петух?
    Может, вместо зимы на полях
    Э
    то лебеди сели на луг.

    Хороша ты, о белая гладь!
    Греет кровь мою легкий мороз!
    Так и хочется к телу прижать
    Обнаженные груди берез.

    О лесная, дремучая муть!
    О веселье оснеженных нив!...
    Так и хочется руки сомкнуть
    Н
    ад древесными бедрами ив.
    (1917)

    Не бродить, не мять в кустах багряных

    Не бродить, не мять в кустах багряных
    Лебеды и не искать следа.
    Со снопом волос твоих овсяных
    Отоснилась ты мне навсегда.

    С алым соком ягоды на коже, 
    Нежная, красивая, была
    Н
    а закат ты розовый похожа
    И, как снег, лучиста и светла.

    Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
    Имя тонкое растаяло, как звук,
    Но остался в складках смятой шали
    Запах меда от невинных рук.

    В тихий час, когда заря на крыше,
    Как котенок, моет лапкой рот,
    Говор кроткий о тебе я слышу
    Водяных поющих с ветром сот.

    Пусть порой мне шепчет синий вечер,
    Что была ты песня и мечта,
    Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи - 
    К светлой тайне приложил уста.

    Не бродить, не мять в кустах багряных
    Лебеды и не искать следа.
    Со снопом волос твоих овсяных
    Отоснилсь ты мне навсегда.

    Видно, так заведено навеки

    Видно, так заведено навеки -
    К тридцати годам перебесясь,
    Все сильней, прожженные калеки,
    С жизнью мы удерживаем связь.

    Милая, мне скоро стукнет тридцать,
    И земля милей мне с каждым днем.
    Оттого и сердцу стало сниться,
    Что горю я розовым огнем.

    Коль гореть, так уж гореть сгорая,
    И недаром в липовую цветь
    В
    ынул я кольцо у попугая -
    Знак того, что вместе нам сгореть.

    То кольцо надела мне цыганка.
    Сняв с руки, я дал его тебе,
    И теперь, когда грустит шарманка,
    Не могу не думать, не робеть.

    В голове болотный бродит омут,
    И на сердце изморозь и мгла:
    Может быть, кому-нибудь другому
    Ты его со смехом отдала?

    Может быть, целуясь до рассвета,
    Он тебя расспрашивает сам,
    Как смешного, глупого поэта
    П
    ривела ты к чувственным стихам.

    Ну, и что ж! Пройдет и эта рана.
    Только горько видеть жизни край.
    В первый раз такого хулигана
    О
    бманул проклятый попугай.
    (1925)

    Мне осталась одна забава

    Мне осталась одна забава:
    Пальцы в рот - и весёлый свист.
    Прокатилась дурная слава,
    Что похабник я и скандалист.
    Ах! какая смешная потеря,
    Много в жизни смешных потерь.
    Стыдно мне, что я в бога верил,
    Горько мне, что не верю теперь.

    Золотые далёкие дали!
    Всё сжигает житейская мреть.
    И похабничал я, и скандалил
    Д
    ля того, чтобы ярче гореть.
    Дар поэта - ласкать и карябать,
    Роковая на нём печать.
    Розу белую с чёрной жабой
    Я хотел на земле повенчать.

    Пусть не сладились, пусть не сбылись
    Э
    ти помыслы розовых дней.
    Но коль черти в душе гнездились -
    Значит, ангелы жили в ней.
    Вот за это веселие мути,
    Отправляясь с ней в край иной,
    Я хочу при последней минуте
    П
    опросить тех, кто будет со мной, -

    Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
    За неверие в благодать
    Положить меня в русской рубашке
    Под иконами умирать.
    (1923)

    Москва 

    Да! Тепеpь pешено. Без возвpата
    Я покинул pодные поля.
    Уж не будут листвою кpылатой
    Hадо мною звенеть тополя.

    Hизкий дом без меня ссутулится,
    Cтаpый пес мой давно издох.
    Hа московских изогнутых улицах
    Помеpеть, знать, судил мне бог.

    Я люблю этот гоpод вязевый,
    Пусть обpюзг он и пусть одpях.
    Золотая дремотная Азия
    О
    почила на куполах.

    А когда ночью светит месяц,
    Когда светит... чеpт знает как!
    Я иду, головою свесясь,
    Переулком в знакомый кабак.

    Шум и гам в этом логове жутком,
    Но всю ночь напролет, до зари,
    Я читаю стихи пpоституткам
    И
    с бандитами жарю спирт.

    Cеpдце бьется все чаще и чаще,
    И уж я говорю невпопад:
    "Я такой же, как вы, пропащий,
    Мне теперь не уйти назад".

    Низкий дом без меня ссутулится,
    Cтаpый пес мой давно издох.
    московских изогнутых улицах
    У
    мереть, знать, судил мне бог.
    (1922)

    Ты меня не любишь, не жалеешь

    Ты меня не любишь, не жалеешь,
    Разве я немного не красив?
    Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
    Мне на плечи руки опустив.
    Молодая, с чувственным оскалом,
    Я с тобой не нежен и не груб.

    Расскажи мне, скольких ты ласкала?
    Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?

    Знаю я - они прошли, как тени,
    Не коснувшись твоего огня,
    Многим ты садилась на колени,
    А теперь сидишь вот у меня.
    Пусть твои полузакрыты очи
    И
    ты думаешь о ком-нибудь другом,
    Я ведь сам люблю тебя не очень,
    Утопая в дальнем дорогом.

    (Этот пыл не называй судьбою,
    Легкодумна вспыльчивая связь, -
    Как случайно встретился с тобою,
    Улыбнусь, спокойно разойдясь.

    Да и ты пойдешь своей дорогой
    Р
    аспылять безрадостные дни,
    Только нецелованных не трогай,
    Только негоревших не мани.)

    И когда с другим по переулку
    Ты пройдешь, болтая про любовь,
    Может быть, я выйду на прогулку,
    И с тобою встретимся мы вновь.


    (Отвернув к другому ближе плечи
    И
    немного наклонившись вниз,
    Ты мне скажешь тихо: "Добрый вечер!"
    Я отвечу: "Добры вечер, miss".)

    И ничто души не потревожит,
    И ничто ее не бросит в дрожь, -
    Кто любил, уж тот любить не может,
    Кто сгорел, того не подожжешь.
    (1925)

    Песня

    Е
    сть одна хорошая песня у соловушки -
    Песня панихидная по моей головушке.

    Цвела - забубенная, росла - ножевая,
    А теперь вдруг свесилась, словно неживая.

    Думы мои, думы! Боль в висках и темени.
    Промотал я молодость без поры, без времени.

    Как случилось-сталось, сам не понимаю.
    Ночью жесткую подушку к сердцу прижимаю.

    Лейся, песня звонкая, вылей трель унылую.
    В темноте мне кажется - обнимаю милую.

    За окном гармоника и сиянье месяца.
    Только знаю - милая никогда не встретится.

    Эх, любовь-калинушка, кровь - заря вишневая,
    Как гитара старая и как песня новая.

    С теми же улыбками, радостью и муками,
    Что певалось дедами, то поется внуками.

    Пейте, пойте в юности, бейте в жизнь без промаха -
    Все равно любимая отцветет черемухой.

    Я отцвел, не знаю где. В пьянстве, что ли? В славе ли?
    В молодости нравился, а теперь оставили.

    Потому хорошая песня у соловушки,
    Песня панихидная по моей головушке.

    Цвела - забубенная, была - ножевая,
    А теперь вдруг свесилась, словно неживая.
    (1925)

    Отчего луна так светит тускло 

    Отчего луна так светит тускло
    Н
    а сады и стены Хороссана?
    Словно я хожу равниной русской
    П
    од шуршащим пологом тумана.

     "Отчего луна так светит грустно?" -
    У цветов спросил я в тихой чаще,
    И цветы сказали: "Ты почувствуй
    П
    о печали розы шелестящей".

     Лепестками роза расплескалась,
    Лепестками тайно мне сказала:
    "Шаганэ твоя с другим ласкалась,
    Шаганэ другого целовала".

    Говорила: "Русский не заметит...
    Сердцу - песнь, а песне - жизнь и тело..."
    Оттого луна так тускло светит,
    Оттого печально побледнела.

     Отчего луна так светит тускло
    Н
    а сады и стены Хороссана?
    Словно я хожу равниной русской
    П
    од шуршащим пологом тумана.
    (1925)

    Несказанное, синее, нежное 
    (слова Есенина несколько изменены автором песни)

    Несказанное, синее, нежное...
    Спит мой край после бурь, после гроз,
    И душа моя - поле безбрежное -
    Дышит запахом меда и роз.

    Отцветает черемуха белая,
    Но того, что прошло, не кляну.
    Память тройка коней оголтелая
    Сердце держит в невольном плену.

    Разберемся во всем, что увидели,
    Что случилось, что сталось в стране,
    И простим, где нас горько обидели
    П
    о чужой и по нашей вине.

    Несказанное, синее, нежное...
    Спит мой край после бурь, после гроз,
    И душа моя - поле безбрежное -
    Дышит запахом меда и роз.
    (1925)

    Прощальное письмо

    До свиданья, друг мой, до свиданья,
    Милый мой, ты у меня в груди.
    Предназначенное расставанье
    О
    бещает встречу впереди.

    До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
    Не грусти и не печаль бровей, -
    В этой жизни умирать не ново,
    Но и жить, конечно, не новей.
    (1925)

    ***

    Малинин Александр Николаевич - российский эстрадный певец, композитор.

    Один из исполнителей России, который пел песни на слова Есенина.

    Работает в жанре шансон, исполняя песни и романсы на слова русских поэтов-классиков (среди них выделяются песни на стихи С. Есенина.

    Песня "Айседора" посвящена Дункан.

    Хотя автор слов и не Есенин, песня посвящена его второй жене, поэтому я посчитал своим долгом выделить эту композицию.

     

    ***

     

    "О, Айседора  Дункан,

    Нам случайности вечно  грозят

    Нам случайности вечно  грозят...

    О, Айседора  просите шофера,

    Чтоб ехал назад

    Чтоб ехал назад

    О, Айседора  Дункан,

    А в Париже афиши висят,

    А в Париже афиши висят,

    О, Айседора  просите шофера,

    Чтоб ехал назад

    Чтоб ехал назад..."

    Сколько боли в этих словах в исполнении Александра Малинина.

    Это не просто пение, это открытие души, сопереживание горя, трагедии, которая была не с тобой, а с человеком, близким Есенину.

    "О, Айседора  Дункан,

    Нам случайности вечно  грозят

    Нам случайности вечно  грозят

    О, Айседора  просите шофера,

    Чтоб ехал назад

    Чтоб ехал назад

    О, Айседора  Дункан,

    А в Париже афиши висят,

    А в Париже афиши висят,

    О, Айседора  просите шофера,

    Чтоб ехал назад

    Чтоб ехал назад..."

    За одну эту песню Малинину можно ставить памятник из золота.

    "Письмо к матери" еще одна песня на стихи Есенина.

    "Ты жива еще моя старушка?"

    Стихи, посвященные матери Есенина.

    Очень личное, прочувственное стихотворение Есенина.

    "Ищите все в моих стихах" -

    Сказал поэт незадолго до смерти.

    Сколько боли в словах стихотворения.

    Сколько страдания...

    Бывая в Константиново я чаще всего вспоминаю эти строки.

    Тут есть и любовь поэта к матери, любовь к Родине.

    Печаль.

    Депрессия.

    Усталость.

    Переживания поэта.

    Разочарование в Боге и в церкви.

    И все это есть в песне, исполняемой Александром Малининым.

    Я долго собирал песни на слова Есенина.

    Эта песня, и её исполнение - это поистине шедевр.

    "Ты не любишь, меня, милый голубь" - еще одна песня на есенинские стихи.

     Сложно выразить словами благодарность к исполнителю.

    Малинин великолепно спел это стихотворный шедевр.

    Душа поет, когда слушаешь его великое пение.

    ***

    Ты не любишь меня, милый голубь,

     

    Не со мной ты воркуешь, с другою,

     

    Ах, пойду я к реке под горою,

     

    Кинусь с берега в черную прорубь.

     

    Не отыщет никто мои кости,

     

    Я русалкой вернуся весною.

     

    Приведешь ты коня к водопою,

     

    И коня напою я из горсти.

     

    Запою я тебе втихомолку,

     

    Как живу я царевной, тоскую,

     

    Заману я тебя, заколдую,

     

    Уведу коня в струи за холку!

     

    Ой, как терем стоит под водою

     

     - Там играют русалочки в жмурки,

     

    - Изо льда он, а окна-конурки

     

    В сизых рамах горят под слюдою.

     

    На постель я травы натаскаю,

     

    Положу я тебя с собой рядом.

     

    Буду тешить тебя своим взглядом,

     

    Зацелую тебя, заласкаю!

     

    ***

     

    Великие стихи, великое исполнение!

    Браво!

     

    ***

     

    "Мне грустно на тебя смотреть" - еще одна композиция на слова Есенина.

     

    ***

    Мне грустно на тебя смотреть,

    Какая боль, какая жалость!

    Знать, только ивовая медь

     Нам в сентябре с тобой осталась.

     

    ***

     

    Неоднозначное ощущение при прослушивании этой песни в исполнении Малинина.

    Аранжировка на мой взгляд могла бы быть и построже.

    Музыка и аранжировка сделана в попсовой манере.

    Лично я попсу не люблю.

    Ну не люблю.

    Любую.

    И поначалу эта композиция, кажется, что спета во второсортном кабаке, для пьяных уркаганов.

    Первое впечатление - резко отрицательное.

    Но, прослушивая раз за разом эту композицию, я понимаю со временем замысел Малинина, как исполнителя.

    Стихи написаны в 1923 году.

    Есенин вернулся из-за границы.

    Пил.

    Хотя кто в России не пьет?

    Я сам сейчас пил пиво в пивбаре.

    Все дело в количестве и в определенной НЕОГЛАСКЕ процесса пития.

    Хотя какой русский может попрекнуть другого русского, что тот пьет?

    Тем не менее, Есенина в этом попрекали десятилетиями, делая из него публичного алкоголика.

    И Малинин, исполняя "Мне грустно на тебя смотреть" в псевдокабацкой попсовой манере, словно сымитировал кабак.

    Сознание поэта, находящегося под хмельком.

    Его страх.

    Горечь.

    Депрессию.

    Отчаяние.

    Депрессивные мотивы о смерти Есенина.

     

     

    ***

     

    Чужие губы разнесли

    Как будто дождик моросит

    С души, немного омертвелой...

     

    ***

    На мой взгляд - такое исполнение имеет право на жизнь.

    И мое первое ощущение песни меняется с отвращения на медленно возрастающий восторг.

    Чем дольше слушаешь, тем сильнее перемены.

     

    ***

     

    Ну что ж! Я не боюсь его.

    Иная радость мне открылась.

    Ведь не осталось ничего,

    Как только желтый тлен и сырость.

    Ведь и себя я не сберег

    Для тихой жизни, для улыбок.

    Так мало пройдено дорог,

    Так много сделано ошибок.

    Смешная жизнь, смешной разлад.

    Так было и так будет после.

    Как кладбище, усеян сад

    В берез изглоданные кости.

    ***

     

    Все познается в сравнении.

    Лучше один раз услышать.

    А, услышав, прислушаться к словам.

    И вспомнить поэта.

     

    ***

    "Забава"

    Композиция начинается с православного псалма.

    И тут:

     

    ***

     

    "Мне осталась одна забава -

    Пальцы в рот, да веселый свист!"

     

    ***

     

    Есенин!

    Боже ж мой!

    Как Малинин пел!

    Стихи гения, исполненные гениальным исполнителем!

     

     

    ***

     

    Мне осталась одна забава:

    Пальцы в рот - и веселый свист.

    Прокатилась дурная слава,

    Что похабник я и скандалист.

    Ах! какая смешная потеря!

    Много в жизни смешных потерь.

    Стыдно мне, что я в Бога верил.

    Горько мне, что не верю теперь.

     

    Золотые, далекие дали!

     

    Все сжигает житейская мреть.

     

    И похабничал я и скандалил

     

    Для того чтобы ярче гореть.

    Дар поэта - ласкать и карябать.

    Роковая на нем печать.

    Розу белую с черною жабой

    Я хотел на земле повенчать.

    Пусть не сладились, пусть не сбылись

    Эти помыслы розовых дней.

    Но коль черти в душе гнездились,

    Значит, ангелы жили в ней.

     

    Вот за это веселие мути,

     

    Отправляясь с ней в край иной,

     

    Я хочу при последней минуте

     

    Попросить тех, кто будет со мной, -

    Чтоб за все за грехи мои тяжкие.

    За неверие в благодать

    Положили меня в русской рубашке

    Под иконами умирать.

     

     

    ***

     

    Кто

     

    Когда

     

    На Руси

     

    Так

     

    МОГ

     

    ПИСАТЬ?

     

    Кто?

     

    Я с уважением отношусь к Пушкину.

    Но Пушкин говорил на другом языке.

    В 20 веке язык был уже другой.

    Пушкин был поэт света.

    Есенин - поэт России.

    И мне Есенин неизмеримо ближе Пушкина.

    Пусть я сто раз не прав, но в сравнении с Пушкиным Есенин выигрывает.

    Мне лично он ближе и понятней.

    Боюсь, что не только мне.

    Как-то раз, ища материалы по Есенину, я нашел Есенина на сайте Мошкова.

    Бляд.!

    Как я ругался!

    В этой системе, называемой "самиздат" рунета есть система так называемых оценок.

    И там любой читатель может поставить кому угодно оценку.

    Как в школе.

    У Есенина на этом сайте не было ни одной высшей оценки!

    Нет, я могу понять оболтусов, которых хлебом не корми, дай наложить бочку дерьма, чтобы унизить автора.

    Но ведь тем самым они унижают себя!

    Унизить гения можно просто.

    Но, унижая великого, ты не возвышаешься сам.

    Возможно, это происходит в твоих глазах.

    Но судьба таких людей всегда наказывала, и будет наказывать.

    Карма неотвратима.

    Унижая человека, тебе только кажется, что ты возвышаешься сам.

    Ты лишь роешь вертикальную могилу себе с зеркальным отражением реальности.

    Сайты системы самиздат - это искусство смешивать мед с гавном.

    Александр Малинин, как я считаю один из величайших исполнителей современности романсов и песен на стихи Сергея Есенина.

     

     

    ***

    "Ты прохладой меня не мучай..."

    Исполняет Александр Новиков.

    Новиков поет всегда свои песни.

    Выяснить, кто автор музыки мне не удалось.

    Но насколько я знаю Александра, могу предположить, что он и есть автор музыки песен, которые исполняет на стихи Сергея Александровича Есенина.

    Шансон не люблю.

    Но песня "Ты прохладой меня не мучай..." является шедевром песенного творчества.

    Эта песня, на мой взгляд, так же как и "Шансонетка" относится к лучшим песням Александра Новикова.

    Песня в стиле шансон, да.

    Но давайте говорить откровенно.

    Это не псевдоресторанный стиль.

    Это не стихи:

    "А я воровал,

    И я жил воровством...

    А потом сидел,

    А вертухаи на вышках..."

    Сам Новиков говорит, что в его песнях главное стихи.

    И именно поэтому он назвал альбом на стихи Есенина "Сергей Есенин".

    Я уважаю этого человека, хотя не являюсь поклонником его творчества.

    Он в одном из интервью сказал:

    - У истоков жанра шансона стояли великие люди: Есенин, Высоцкий, Вертинский, Галич. В основе жанра лежат стихи, а не тексты.

    Мне этот взгляд на песенное творчество близок.

    Также как и Александр, я являюсь поклонником творчества Есенина.

    И я долго искал именно этот альбом Новикова на стихи Есенина "Сергей Есенин".

    Наконец, мне повезло.

    Я нашел то, что искал.

    Правда запись на ДВД концерта, посвященного Есенину, я так и не достал, но это дело времени.

    Я думаю, что песня "Ты прохладой меня не мучай..." является шедевром песенного творчества не потому, что автор стихов Есенин.

    Тут сплелись воедино и виртуозное исполнение Новикова, и оригинальная аранжировка.

    Также тут есть некая русскость в исполнении.

    Это сложно передать словами.

    Тут и задушевность, как у Малинина.

    И разухабистость русской души, как у Есенина.

    И свобода, что есть внутри у человека по фамилии Новиков.

    И вот этот сплав музыки, слов, и той свободы и любви к России, которую чувствуешь, но не выразишь словами слились воедино.

    Просто шедевр!

    При этом я повторюсь, что песня в стиле шансон, который я не слушаю вообще, и шансон мне не нравится категорически.

    Но как говорится шансон - шансону рознь.

    Почувствуйте разницу!

    Еще я подумал вот что:

    Видимо не зря я искал так долго этот альбом.

    ***

    "Пускай ты выпита другим..."

    Еще одна композиция на стихи Есенина в исполнении А. Новикова.

    Очень приятно звучит к этой композиции гитарные партии.

    У меня нет данных, кто играл на гитарах.

    Но соло на гитаре в проигрыше просто безупречно.

    Чистое, мягкое звучание.

    Глубокий звук хорошего инструмента.

    Гениальное исполнение гитариста.

    При всем том, гитара не вырывается, не забивает вокал.

    Она как бы дополняет звучание, создавая двухголосие Новикова с гитарой.

    При этом ансамблевая аранжировка дополняет гитару и вокал, создавая целое, хорошо исполненное и продуманное звучание.

    Вокал Новикова скуп и именно этим подкупает.

    Это песня - как бы своеобразное признание хулигана.

    Новикову близка эта тема.

    И чувствуется, что певец, не просто поет эту песню, а он её ПЕРЕЖИВАЕТ.

    Словом, слова бессильны - это нужно слушать.

    ***

    "Все живое особой метой..."

    Исполнитель - Новиков.

    Также песня в стиле шансон.

    Все три песни исполнены в одном стиле.

    Если читать стихи, то в этих стихах есть невыразимая печаль Есенина.

    Предчувствие смерти.

    "Все живое особой метой..." в исполнении Новикова - это гимн жизни.

    Новикова многие не любят.

    Попса его просто ненавидит.

    За взгляды, за его позицию.

    И стихи Есенина "Все живое особой метой..." вылились у Новикова в его ответ всем, кто не любил Есенина, всем, кто не любит Новикова.

    ***

    "Батум".

    Есенин неоднократно был в Батуми.

    Для него Батуми, это чуть ли не Персия.

    Он не был в Персии, но, тем не менее, написал свои "Персидские мотивы".

    Для Есенина - Батуми, это, прежде всего отдых, передышка после преследований его НКВД-ГПУ.

    Есенин был трудоголиком.

    Что бы про него не говорили, но он часами работал, чуть ли не каждый день.

    Он писал и переписывал свои стихи неоднократно.

    И когда был в Батуми, и написал это стихотворение.

    Не самое лучшее на мой взгляд.

    НО все его стихи были гениальны.

    Также это относится и к "Батуми".

    У поэта было свое видение мира.

    И это видение завораживало.

    "Батум" Новиков исполнил спокойно, мягко и проникновенно.

    Хорошее гитарное исполнение.

    Неплохая аранжировка.

    Очень приятно слушать.

    ***

    "Пой же, пой.

     На проклятой гитаре"

    Исполняет Александр Новиков.

    Великое исполнение гениальных стихов.

    Проникновенная аранжировка.

    Мягкий вокал.

    Экспрессия.

    Песня как хорошая пьеса имеет завязку, кульминацию, и финал.

    Это стихотворение было моим любимым на протяжении моей юности.

    Есенин был тогда моим идолом.

    Кумиром.

    Все бабы - дряни.

    Потом как-то юношеский максимализм ушел.

    Стали нравиться другие стихи Есенина.

    Я стал мягче.

    Стал уметь прощать.

    Новиков же этому так и не научился.

    Плохо это или хорошо, не мне решать.

    Но Новиков эту песню поет, как дышит.

    Живет, как поет.

    Душа звенит, и истекает слезами в песне.

    ***

    Пой же, пой.

    На проклятой гитаре

    Пальцы пляшут твои в полукруг.

    Захлебнуться бы в этом угаре,

    Мой последний, единственный друг.

    Не гляди на ее запястья

    И с плечей ее льющийся шелк.

    Я искал в этой женщине счастье,

    А нечаянно гибель нашел.

    Я не знал, что любовь - зараза,

    Я не знал, что любовь - чума.

    Подошла и прищуренным глазом

    Хулигана свела с ума.

    Пой, мой друг.

    Навевай мне снова

    Нашу прежнюю буйную рань.

    Пусть целует она другого

    Молодая красивая дрянь.

    Ах, постой,

    Я ее не ругаю.

    Ах, постой,

    Я ее не кляну.

    Дай тебе про себя я сыграю

    Под басовую эту струну.

    Льется дней моих розовый купол.

    В сердце снов золотых сума.

    Много девушек я перещупал,

    Много женщин в углах прижимал.

    Да! есть горькая правда земли,

    Подсмотрел я ребяческим оком:

    Лижут в очередь кобели

    Истекающую суку соком.

    Так чего ж мне ее ревновать.

    Так чего ж мне болеть такому.

    Наша жизнь - простыня да кровать.

    Наша жизнь - поцелуй да в омут.

    Пой же, пой!

    В роковом размахе

    Этих рук роковая беда.

    Только знаешь, пошли их на хер ...

    Не умру, я, мой друг, никогда.

    С. Есенин.

    1923 год.

     

    ***

     

    "Папиросники"

    Исполняет Александр Новиков.

    Стихотворение написано Есениным в 1923 году.

    Посвящено "Папиросники" беспризорникам, которых было много на улицах.

    Большевизм, революция, гражданская война принесли разруху всей стране, голод. Холод.

    Дети лишались родителей.

    Становились беспризорниками.

    "Папиросники" - стихотворение о них, несчастных детей 20-х годов прошлого века.

    Сейчас, возможно, стихотворение и неактуальное, но тогда, в 1923 году, это был обычный быт столицы и страны со странным названием СССР.

    Не знаю, чем был вызван выбор стихотворения Новикова для будущей песни.

    Возможно, сказалось уголовное прошлое самого певца.

    Близость ему этой темы.

    Шансон сейчас строится на блатной и тюремной тематике.

    Есенин не был ни уголовником, ни блатным, но он как певец России видел свою страну и умел сопереживать несчастью простых людей.

    Это есть и в стихах, и в той песне, которую исполнил Новиков.

    ***

    "Годы молодые с забубенной славой"

    Исполняет Александр Новиков.

    Стихотворение - исповедь пьяницы.

    Есенин пил.

    При этом писал Гениальные стихи.

    Нужно сказать, что действительно был такой случай, что поэт выпал из саней при поездки с ямщиком, и очнулся в госпитале.

    Этот случай описан многими мемуаристами.

    И вообще Есенин сам неоднократно подчеркивал, что свои стихи он пишет о себе, о том, что пережил.

    И это стихотворение тому подтверждение.

    Написано в 1923 году.

    Позади Америка.

    В настоящем боль и отчаяние.

    В будущем "Англетер".

    ***

    "Я не знаю: мой конец близок ли, далек ли,

    Были синие глаза, да теперь поблекли..."

    Есенин - это светочь русской поэзии.

    Песня "Годы молодые с забубенной славой" в исполнении А. Новикова стала в один ряд с такими шедеврами песенного творчества на стихи Есенина как:

    "Гуляка"

    "Москва"

    "Выткался над озером"

    "Клен"

     

    ***

     

    "Цветы на подоконнике"

    Исполняет Александр Новиков.

    Стихотворение датируется 1924 годом.

    Судя по тем фотографиям женщин, которые были у Есенина установить достоверно, кому принадлежат родинки, о которых идет речь в стихотворении "Цветы на подоконнике" сейчас нельзя.

     

    ***

    "Мне нравятся две родинки

    На лбу крутом".

    Есенин.

    "Цветы на подоконнике"

    ***

    Райх.

    Родинок нет.

    Дункан.

    Лоб как лоб.

    Родинок нет.

    Бениславская.

    Лоб не крут.

    Родинок не видно.

    Миклашевская.

    То же самое.

    Еще в том же 1924 году он общался с Вольпин.

    Лоб можно назвать крутым.

    Но на фото того времени челка на лбу.

    Есть еще фото в шляпе.

    Родинок тут не углядишь.

    Так что чьи родинки нравились поэту, сейчас мы, боюсь, не узнаем.

    ***

    Песню же "Цветы на подоконнике" Новиков исполнил просто и вместе с тем легки и блестяще.

    Аранжировка безупречна.

    В аранжировке слышны кроме традиционных для Новикова гитар, синтезатора и ударных, баян.

    Как тут не вспомнишь сами стихи:

    ***

     

    "Цветы на подоконнике

    Цветы, цветы.

    Играют на гармонике,

    Ведь слышишь ты?"

     

    Есенин.

    "Цветы на подоконнике"

    ***

    Вот это продуманная аранжировка, сама музыка, и вокал, вместе с прожитым и осознанным текстом просто подкупает и очаровывает.

    ***

     

    "Сыпь гармоника, скука, скука..."

    Исполняет Александр Новиков.

    ***

    "Сыпь гармоника, Скука... Скука...

    Гармонист пальцы льет волной.

    Пей со мной, паршивая сука,

    Пей со мной!"

    Есенин.

    "Сыпь гармоника, скука, скука..."

    1923 год.

    ***

    Безупречная аранжировка.

    Также слышен баян.

    Возможно, даже есть гармоника в звукоряде.

    Это точное прочтение стихов Есенина при написании музыки и создании композиции просто подкупает.

    Песня начинается медленно, и словно нехотя.

    Потом ритм, темп убыстряется.

    И...

    И в конце пауза вокалиста.

    "Дорогая... я плачу...

    Прости... прости"....

    И звучит гармоника...

    Слезы на глазах.

    Так точно Есенина, на мой взгляд, еще никто не исполнял.

    Лучшая песня Новикова из всего альбома "Сергей Есенин".

    ***

    "Снова пьют здесь, дерутся и плачут..."

    Исполняет Александр Новиков.

    С выбором Александра всё ясно - предпочтение "Москве кабацкой".

    Но так ведь и нужно в идеале - петь о том, что тебе близко.

    Я люблю свою родину.

    Есенин так любил Россию, что его за эту искреннюю и беззаветную любовь и любит народ.

    У Новикова эта любовь к своей стране просто осязаемо звенит в песне.

    Пусть мы сейчас и переживаем не лучшие годы со своей страной, но после Есенина, и вот этой работы Новикова нам есть чем гордиться!

    Браво!

    Очень своевременно прозвучал хор в этой композиции.

    Безупречный вкус у автора музыки и аранжировки!

    Весь альбом Новикова "Сергей Есенин" слушается на одном дыхании, и одна композиция дополняет другую.

    Этот альбом вообще лучший из всего творчества А. Новикова.

    Глубокая благодарность певцу и композитору за создание этого шедевра русской песни.

    ***

    "Где ты, где ты, отчий дом?"

    Исполняет Наталья Губа.

    Музыка А. Пахмутовой.


    где  ты,      от_ чии   _      дом.'


     



     


     


     

     

    Акапельное пение в русском народном стиле.

    Приятный голос.

    Нежный тембр.

    Очень русское прочтение Есенина.

    ***

    Вообще на сайте А. Пахмутовой я обнаружил несколько песен этого композитора на стихи Есенина.

     

     


    Где ты, где ты, отчий дом? (1981) С.Есенин

    Топи да болота,
    Синий плат небес.
    Хвойной позолотой
    Взвенивает лес.

    Тенькает синица
    М
    еж лесных кудрей,
    Тёмным елям снится
    Гомон косарей.

    По лугу со скрипом
    Т
    янется обоз -
    Суховатой липой
    Пахнет от колёс.

    Слухают ракиты
    Посвист ветряной...
    Край ты мой забытый,
    Край ты мой родной!..

     

    ***

    Если песню "Где ты, где ты, отчий дом?" я еще смог найти и послушать, то остальные песни найти не удалось.

    Причем партитура на сайте Пахмутовой есть.

    Возможно, исполнителям песен, решивших исполнить песни на стихи Есенина, пригодится вот эта ссылка:

    http://www.pakhmutova.ru/songs/esenin.shtml

    Там есть ноты, и слова.

    Успехов!

     

     

     

     

     

     

     

     

  • © Copyright Тормышов Владимир Станиславович (mage666@list.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 82k. Статистика.
  • Статья: Россия
  • Оценка: 5.63*18  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка