Тормышов Владимир Станиславович: другие произведения.

Ушкунцы.

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Тормышов Владимир Станиславович (mage666@list.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 73k. Статистика.
  • Эссе: Россия
  •  Ваша оценка:

    Ушкунцы.

     

    Было тяжело

    И душно...

    А наутро выпал снег

    И была её подушка

    Всё еще во сне.

    А. Новиков.

    "золотая це-це".

     

     

     

    Россия.

    Россияне.

    Славяне.

    Русские...

    Знаем ли мы хорошо свою историю?

    Нужна ли нам история?

    Когда я учился в институте, у меня уже была семья, и было двое детей.

    Нужно было зарабатывать, и кормить детей, которых ты же собственно и произвел на свет.

    Конечно, я работал.

    И, естественно, лекции пропускал.

    В том числе и по истории КПСС.

    Херь полная.

    На мой взгляд.

    Но зачеты сдавать нужно, также как и экзамены.

    Взял я учебники разных лет, и засел за них готовиться.

    Учебники были выпущены при 5 разных генсеках.

    Так вот мне попалась литература учебная.

    И что же?

    А то, что при каждом генсеке КПСС, ИСТОРИЮ переписывали.

    Да еще как!

    И получилась у нас не история государства российского, а проститутка, готовая лечь под любого власть придержащего.

    Когда хоронили Ельцина, хоть бы один человек - сказал:

    - Разворовал, сука, Россию.

    - Обанкротил население.

    - Поставил страну на колени.

    Нет.

    По ТВ показывали каких-то продажных блядей, которые Ельцину пели дифирамбы.

    Суки просто.

    Вы что?

    На Луне живете, проститутки?

    И историки вот такие же все у нас.

    Пишут то, про что им ПРИКАЗЫВАЮТ писать.

    А то, что не укладывается в их теорию, про это молчат.

    Такая вот у нас продажная история.

    То, что история русского и славянского народа насчитывает 6000 лет у нас почему-то не принято говорить.

    То, что мы, по сути, языческая страна с шеститысячелетней историей, про это молчат.

    С чего начинается изучения истории Руси в школе?

    С 10 века.

    И введения христианства на Руси.

    А до того, что у нас одни медведи жили?

    И тут вдруг - опа...

    и славяне откуда-то появились.

    А что было до того?

    А ничего не было вообще?

    И князь весь такой просвещенный принес им культуру и письменность.

    Ну, прямо бог, сошедший с неба на землю.

    Просто отец всех времен и народов.

    Что-то такое знакомое от культа личности...

    Какой-то такой же говнистый запашок.

    А что существует исторический документ - "Велесова книга", в которой была описана  дохристианская эпоха Руси, так это по фигу.

    И то, что до 21 века в России сохранились языческие обычаи, обряды и языческая магия, про это историки тоже молчат.

    Какая магия?

    А что есть?

    Да быть не может!

    Это ж  шарлатанство...

    А не история.

    Какая такая "Велесова книга"?

    Да мы её не читали.

    А если и читали, то, что с того?

    А почему вы решили, что мы - скифы?

    Эй, историки, вы, что все поголовно тупые?

    Хотя...

    Надо мной не капает, а напиши они то, что не укладывается в рамки общепринятого, как репутация их сразу будет в жопе, да и вообще...

    И говорят нам всякую херь.

    И пишут то же.

    Потому, как считают нас дураками.

    Типа история - это для историков.

    А вы остальные ведь просто не специалисты!

    И пишут нам историки всякую ересь.

    Про то, что были медведи, а потом возникло на этом месте государство.

    Христианское.

    И славяне.

    Все до одного христиане.

    А чего с язычниками сделали, которые 5000 лет верили в своих богов?

    Они-то куда делись?

    В лес ушли?

    К медведям?

    И про иго татарское нам хватит байки рассказывать.

    Не так это все было.

    Спросите старожилов.

    Они-то помнят.

    А вы все по официальным рукописям шаритесь.

    По тем рукописям, что писались под диктовку послушных татарам князей.

    А ведь было и другое.

    Русские имели тех татар во все дырки, и баб ханских трахали по нескольку сот штыков во все дырки.

    Ах...

    Мы не можем такие грубости писать.

    А вот княгиня Ольга...

    А Олег!

    Но давайте вместе вспоминать историю.

    Русским есть что вспомнить, право слово!

    И есть чем гордиться!

    1366 год от Рождества Христова.

     Москва.

    Деревянный великокняжеский терем.

    Ханского посла принимает  молодой, только что взошедший на московский престол Дмитрий Донской.

    Хотя принимает, не совсем верно.

    Посол кричит на Дмитрия, угрожает страшными карами от своего хозяина, чуть не бьет князя плетью.

    Что же случилось?

    Что за блядство такое в Москве?

    Да будь я Дмитрием Донским яйца козлу бы вырвал, на кол посадил, а его яйца его же самого жрать заставил.

    И членом бы этот посол бы закусил.

    И умылся бы кровавыми слезами, сука.

    А потом бы пошел воевать ту сучью Орду.

    Как они меня, князя, могли оскорбить, суки?

    Но Димочка, был послушен.

    Послушная шестерка татар.

    И не понимал, в чем дело.

    Дань Москва платит исправно, может, кто донос в Орду написал?

    Нет, Дмитрий все понял без толмача, услышав только одно слово - "ушкуйники".

    А поняв только руками развел - типа а что я могу сделать?

    Это ж ушкунцы - племя свободное и власти неподчиняемое.

    Анархисты, мать их.

    Республиканцы.

    Демократы.

    Или как там их?

    Ах, да попроще можно, как в истории - разбойники.

    Что же это за грозная сила - ушкуйники, о которых мы сейчас в 21 веке почти ничего  не знаем?

    Что нам говорят?

    Да просто мужики новгородские, вольные люди.

    Так ли это?

    Давайте разберемся.

    Два века подряд эти вольные молодцы заставляли дрожать от страха, как московское княжество, так и Золотую Орду.

    Более того, еще до Куликова поля, именно они первыми наголову разбили ханские войска!

    Фактически именно ушкуйники первыми показали уязвимость Золотой Орды и возможность победить врага.

    Они наносили очень чувствительные удары по самым богатым городам Орды и способствовали развенчанию мифа о непобедимости захватчиков.

    Но для нас самое интересное в другом. Ушкуйники награбили огромные, несметные сокровища. На севере их не было и следа, зато на юге они основали легендарный город на одном из островов Волги - остров Руссов, как прозвали его ханские купцы. Этот остров существовал около века, пока ушкуйники не были разбиты 60 тысячным войском Ивана Калиты! После чего они ушли на Дон, где стали основой для будущих вольных казаков! Но несметные богатства ушкуйников остались нетронутыми! По преданию, сокровища так и ждут возвращения хозяев.  

    Про это лучше молчать.

    Как же разбойные войны вели.

    Грабили.

    А кто тогда не грабил?

    Татары?

    Или те же князья?

    Это история.

    Это реальная история, а не проституточья, правда, подписанная в ЦК КПСС.

    Ушкуйники Новгорода, это прообраз викингов, приемники варягов, путешественники и профессиональные войны, по типу викингов, передвигавшиеся на судах, которые назывались ушкуй.
    Помимо географических исследований, сделанных ими, ушкуйники переняли военно-политическую эстафету викингов - дальние походы, десанты, завоевания, и обложение данью.

    В то время, как все Русь находилась под так называемым ордынским игом, а московские казенные святые, типа Донского и Невского, были ханскими шестерками, действовавшими против вольных славян, в угоду Орде, ушкуйники разоряли ордынские земли, жгли татарские города и столицы, и обкладывали данью Ордынских ханов!...

    Орда платила дань новгородцам, в то время как все остальные русские княжества находились под пресловутым татаро-монгольским  игом! В советских учебниках, такого не встречается.

    Потому как не вписывается в схему.

     Ушкуйники там представляются простыми разбойниками.

    Однако именно они обложили данью Норвегию, вторгнувшись туда в ответ на вторжение норвежцев.

    А фиг ли?

    Этим гордиться надо, а не замалчивать это.

    Это достойно восхваления, и памятника в золоте.

    Ну, на худой конец из гипса.

    Что у нас за страна?

    Ленину памятников десятки, если не сотни тысяч, а достойным ушкуйникам ни одного памятника нет.

    А ведь этих людей уважал тогда весь свет.

    Почему?

    Да по принципу - боятся, значит уважают.

    А их боялись.

    И уважали.

    И дань платили.

    Чтобы те не трогали татар, европейцев, и несчастных, слабых викингов.

    В конце XIII века на Руси был создан новый тип корабля - ушкуй.

    Это название, по мнению ряда лингвистов, произошло от древневепского слова "лодка", но более вероятно - от имени полярного медведя - ушкуя.

    Кстати, это название медведя существовало у поморов до XIX века. Косвенным аргументом в пользу второй версии служит то, что норманны ходили по морям на "морских волках".

    Часто ушкуи украшались головами медведей. Так, в новгородской былине в описании корабля Соловья Будимировича сказано: "На том было соколе-корабле два медведя белые заморские".

    Весь мир до сих пор русскими медведями пугают.

    Не с тех ли славных пор этот страх остался?

    Нет, русские вполне могут гордиться ушкунцами.

    Ибо с тех пор идет страх европейцев перед русскими, и в том числе перед русскими медведями!

    Это уже архетип!

    Чего сейчас уже не особо боятся?

    Вторую мировую забыли?

    Как ваши бабы под русским мужиком орали?

    Напомнить?

    Или вспомните только тогда, когда война начнется?

    Поэтому и нужно русским помнить славное племя ушкунцев, что их уважали.

    Впервые об ушкуях упомянуто в хронике Эрика в эпизоде, относящемся к 1300 году, когда шведский флот под командованием маршала Кнутссона вошел в Неву и сжег новгородских ушкуев. В 1453 году московский князь Иван Васильевич путешествовал на таких судах по Волге от Вязовых гор до Нижнего Новгорода. Последнее упоминание об ушкуях содержится в Псковской летописи 1473 года. Кстати, в летописях они считались более крупными судами, чем ладьи.

     Эти суда использовались в военных и торговых целях. Но в историю они вошли как военные корабли новгородской вольницы - ушкуйников, походы которых начались в конце XIII века.

    Первый же их большой поход датируется 1320 годом во время войны Господина Великого Новгорода со шведами.

    Дружина Луки Варфоломеевича на морских ушкуях прошла Северной Двиной, вышла в Белое море, а затем в Северный Ледовитый океан и разорила область Финмарнен, располагавшуюся между южным берегом Варангер-Фьорда и г. Тромсе.

    А чего?

    Тем можно, а нашим нет?

    А получи-ка, гад, в ответ.

    И пожгли, и пограбили.

    И потрахались на славу.

    Почему нет?

    В 1323 году, пройдя тот же путь, ушкуйники напали на соседнюю с Финмарненом северонорвежскую область Халогаланд.

    А чего?

    Тем можно, а нашим нет?

    И пожгли, и пограбили.

    И потрахались на славу.

    Почему нет?

    Эти набеги внесли свою лепту в войну, и шведы заключили с Новгородом компромиссный Ореховецкий мир.

    И Новгород свято соблюдал мирный договор.

    И не трахали ушкунцы чужих теток.

    Хотя вполне могли бы.

    Однако, в 1348 году эти суки шведы вновь напали на Новгородскую республику. Король Магнус обманом взял крепость Орешек.

    Все, кто его помнят, в один голос говорят:

    - Козел был ебливый тот еще!!!

    В ответ на следующий год последовал морской поход ушкуйников к берегам той же провинции Халогаланд, в ходе, которого был взят сильно укрепленный замок Бьаркей.

     А чего?

    Тем можно, а нашим нет?

    И пожгли, и пограбили.

    И потрахались на славу.

    Почему нет?

    Поход короля Магнуса стал последним из "крестовых походов" шведских рыцарей на земли Великого Новгорода. Затем более ста лет на севере Руси не было серьезных военных действий.

    Ушкунские хуи европейские женщины надолго запомнили.

    Ушкуйники же постепенно  обратили свои взоры на юго-запад, на Золотую Орду.

    Почему нет?

    Да, да, на Золотую Орду, которую боялись все русские князья и исправно платили дань, а православная церковь объявила ее "божьей карой", посланной за грехи на русских людей. Золотая Орда богатела.

    А ушкунцы были не прочь пограбить и потрахать на халяву узкоглазеньких татарочек.

    Говорят, у них там внизу татарочки все бреют...

    А как ногами член сжимают...

    А как в задницу дают...

    И попки там классные...

    А что они ртом делают...

    Это вообще не описать...

    А еще бабла там немеряно.

    И серебра.

    А еще золота...

    Короче, понемногу взгляды этих достойных ушкунцев стали поворачиваться к Золотой Орде.

    И все чаще звучали призывы идти на них воевать.

    Значительная часть татар-кочевников тогда уже стала городскими жителями. Сотни тысяч рабов из завоеванных стран построили большие города на берегах Волги и Камы. Арабский путешественник Ибн Батута, посетивший Золотую Орду в 1334 году, писал, что город Сарай - один из красивейших городов, и потребовался почти целый день, чтобы объехать его.

    Значительной статьей дохода ханов была торговля - купцы платили пошлину татарам в размере 3 - 5 процентов от стоимости товара, а по Волге шли целые караваны судов из стран Ближнего и Среднего Востока, Индии и Китая.

    От себя замечу, что и не такой уж большой налог.

    Сейчас каждый гражданин РФ платит подоходный налог 12 %.

    А НДС недавно был вообще 20%.

    А других налогов тоже немеряно страна рассейская берет.

    Грабит просто народ.

    Как хочет.

    Так что татары по сравнению с современными разбойниками в Кремле - это просто ангелы небесные.

    Одним из наиболее прибыльных товаров тогда  считались рабы.

    Причем, особенно ценились русские рабы, которых постоянно добывали татары в ходе набегов на русские земли.

    Суки были те татары!

    Как их русские тогда под корень не перебили,  как немцы евреев, до сих пор не пойму.

    Торговый путь по Волге был курицей, несущей золотые яйца, поэтому за нападение на купцов татары карали смертной казнью.

    Первый крупный поход ушкуйники предприняли в 1360 году.

    С боями прошли по Волге до устья Камы, а затем взяли штурмом большой татарский город Жукотин (Джукетау близ современного города Чистополя).

    А чего?

    Тем можно, а нашим нет?

    И пожгли, и пограбили.

    И потрахались на славу.

    Почему нет?

    Захватив несметные богатства, они вернулись назад в Кострому и начали "пропивать зипуны".

    Но хан Золотой Орды отправил послов к русским князьям с требованием выдачи ушкуйников.

    Перетрусившие князья (суздальский, нижегородский и ростовский) тайно подошли к Костроме, с помощью части ее жителей захватили ничего не подозревавших ушкуйников и поспешили выдать на расправу хану.

    Князья эти были суки.

    И место их по современным понятиям у параши.

    Страх перед татарами затмил князьям не только совесть, но и разум.

    Ссученых сук учат кровью.

    Ведь такие вещи ушкуйники не спускали. Взяли они и сожгли Нижний Новгород, а Кострому стали грабить почти каждый раз, как проплывали мимо.

    А почему нет?

    А чего?

    Князьям можно, а нашим нет?

    А получи-ка, князь, в ответ.

    И пожгли, и пограбили.

    И потрахались на славу.

    Почему нет?

    С другой стороны народонаселение такие набеги заметно поднимали.

    Правда, бабы беременные ходили.

    И своим мужикам не давали...

    Но тут есть плюсы и минусы.

    Но эти, так сказать, мягкие карательные меры не отвлекали ушкунцев от основной задачи - борьбы с Ордой.

    Ушкунцы боролись за независимость России своими методами.

    В 1363 году ушкуйники с воеводами Александром Абакуновичем и Степаном Ляпой во главе вышли к реке Оби.

    Здесь рать разделилась: одна часть пошла, воевать вниз по Оби до самого Ледовитого океана (Студеного моря), а другая - гулять по верховьям Оби на стыке границ Золотой Орды, Чагатайского Улуса и Китая.

    По масштабам их путешествия не уступят путешествиям Афанасия Никитина и Марко Поло.

    Воевали.

    Татар били.

    И как били!

    А чего?

    И грабили.

    И воевали.

    Причем, замечу, успешно.

    И грабили много.

    И теток использовали по назначению.

    Ну не убивать же их!

    Тем можно, а нашим нет?

    И пожгли, и пограбили.

    И потрахались на славу.

    Почему нет?

     

    ВЕРНЕМСЯ же к шестерке ханской Димочке.

    В 1366 году новгородские бояре Осип Варфоломеевич, Василий Федорович и Александр Абакунович громили караваны между Нижним Новгородом и Казанью. Ордынские войска опять оказались бессильными перед ушкуйниками, и хан Золотой Орды обратился за помощью к своему подданному московскому князю Дмитрию Ивановичу (будущему Донскому).

    Дмитрий шлет грозную грамоту в Новгород. А бояре хитры, отвечают, как ведется на Руси, отпиской - "Ходили люди молодые на Волгу без нашего слова, но гостей (купцов) твоих не грабили, били только басурман".

    Собственно, почему нет?

    Те нас грабят, а мы что?

    По мнению новгородцев, бить басурман было делом житейским, а насчет своей непричастности бояре слукавили.

    На самом деле с ушкуйниками ходили лучшие новгородские воеводы. Оружием и деньгами им помогали богатые новгородские купцы, причем не безвозмездно; вернувшись, ушкуйники щедро делились добычей. Надо отметить, что ушкуйники имели первоклассное вооружение, и не стоит их представлять толпой крестьян в зипунах с топорами да рогатинами. Это были профессиональные бойцы, умело действовавшие как в пешем, так и в конном строю. Они имели панцири - чаще всего кольчуги из рубленых из стального листа колец (байраны или боданы), делали и комбинированные панцири (бахтерцы), в которых между колец вплетались стальные пластины. Кстати, ушкуйникам противостояли не воины Чингиз-хана, не имевшие даже панцирей, а отборные ханские отряды в тяжелом защитном оснащении. Наступательное вооружение ушкуйников состояло из традиционного набора: копья, меча, сабли; причем саблям отдавалось предпочтение. Из метательного оружия были луки и арбалеты как носимые, так и стационарные, стрелявшие тяжелыми стальными стрелами - болтами.

    То есть вот эти все сказания современных историков, что ушкунцы - это мужики с вилами и топорами - это полный бред.

    Это были сильные, хорошо вооруженные люди, которые покрыли себя воинской славой.

    Люди храбрые и сильные.

    Сильные прежде всего своим боевым духом.

    Замечу, что и посейчас новгородские мужики воинственны и крепки.

    Моя матушка с тех краев.

    И если случись какая заварушка, драка, мордобой, то внезапно кровь у меня начинает бурлить.

    Просыпается боевой дух.

    И тут уж бьешься до тех пор, пока либо сам не упадешь, либо пока не остынешь.

    Хватает такого духа порой на несколько часов.

    Кровь есть кровь!

    А про чисто новгородские мафиозные разборки, это нужно писать отдельный труд.

     

    С 1360 по 1375 год ушкуйники совершили восемь больших походов на среднюю Волгу, не считая малых налетов.

    Так, в 1374 году они в третий раз взяли город Болгар (недалеко от Казани), затем спустились вниз по реке и захватили сам Сарай - столицу Великого хана.

     

    А чего?

    Тем можно, а нашим нет?

    А получи-ка, татарин поганый, в ответ.

    И пожгли, и пограбили.

    И потрахались на славу.

    Ни одной татарки не пропустили.

    Почему нет?

    По праву сильнейшего.

    В 1375 году новгородцы на семидесяти ушкуях под началом воевод Прокопа и Смолянина (видимо, жителя Смоленска) явились под Костромой.

    Московский воевода Александр Плещеев с пятью тысячами рати вышел им навстречу. У Прокопа под рукой находилось всего полторы тысячи воинов, но он их разделил на две части: с одной вступил в бой с московской ратью, а другую отправил тайно в лес, в засаду. Удар засады в тыл Плещееву и решил дело. Москвичи разбежались, а победители в очередной раз взяли Кострому.

    А чего?

    Тем можно, а нашим нет?

    А получи-ка, гад, в ответ.

    Не хрен было своим в тыл бить.

    И перед татарами выслуживаться.

    И пожгли, и пограбили.

    И потрахались на славу.

    Почему нет?

     

    Отдохнув там пару недель, ушкуйники двинулись вниз по Волге. Уже по традиции они нанесли "визит" в города Болгар и Сарай.

    А чего?

    Тем можно, а нашим нет?

    А получи-ка, гад-татарин, в ответ.

    И пожгли, и пограбили.

    И потрахались на славу.

    Почему нет?

    А бабы и впрямь оказались сладкими...

    Причем правители Болгара, наученные горьким опытом, откупились большой данью, зато ханская столица Сарай была взята штурмом и разграблена.

    Паника охватывала татар при одной вести о приближении ушкуйников.

    Все русские должны помнить и славить этих великих воинов и сильных людей.

    Так они боролись за независимость России.

    И если кому не нравится, что при этом они, ушкунцы, грабили, и трахали все, что движется, так это к истории народа Российского ни хуя не относится.

    Отсутствие серьезного сопротивления и сказочная добыча вскружили головы ушкуйникам.

    Еще множественные оргазмы организм несколько ослабил.

    А собственно и было от чего.

    Они двинулись еще дальше к Каспию. Когда подошли к устью Волги, их встретил хан Салгей, правивший Хазтороканью (Астраханью).

    Славный город славен не только своей воблой, осетровыми рыбами и черной икрой.

    Тогда там было свое государство.

    Астраханский Кремль самый любимый мой Кремль из всех Кремлей России.

    Сейчас, в 2008 году, когда я писал эту статью и собирал материалы к ней, я узнал, что вход в астраханский Кремль стал платным.

    Раньше туда ходили все бесплатно!

    Социализм похерили пидорасы во главе с Ельциным и Горбачевым.

    Пришел гребаный капитализм и при Путине, главном капиталисте страны, в Кремль стали пускать за баки, и то не в каждый Кремль и не всех.

    Просто блядство какое-то.

    Идеи Остапа Бендера живут и побеждают!

    Вернемся к русским витязям.

    Им немедленно заплатили дань, затребованную их старшим Прокопом.

    Мало того, в честь ушкуйников хан устроил грандиозный пир.

    Хитрый был зверюга!

    Захмелевшие воины совсем потеряли бдительность, и в разгар пира на них бросилась толпа вооруженных татар. Так погибли Прокоп, Смолянин и их дружина, лишь немногие удальцы вернулись на Русь. Это самое большое поражение ушкуйников, но подробности трагедии, скорее, подчеркивают их силу, чем слабость.

    Татары даже не попытались одолеть противника в открытом бою.

    Хазторокань, то бишь современная Астрахань, была не первым, а очередным городом, где ханы с поклоном предлагали дань, чтобы их только оставили в покое.

    Когда пишешь об ушкуйниках, создается впечатление, что речь идет о параллельной истории Руси, отличной и независимой от той, которую до сих пор преподают в школах.

    А ведь это было!

    Русских уважали.

    И русские трахали всю Европу и Азию.

    А чтобы не безобразничали сильно, им платили отступного.

    То бишь дань.

    В 1380 году хан Тохтамыш сжег Москву, Владимир, Можайск и Дмитров, а в 1383 году сын Дмитрия Донского Василий (будущий Василий I) поехал кланяться в Орду с большой данью.

    Ушкуйников эти дела касались мало.

    До них было далеко.

    И помощи у них не просили.

    Напомню, что тогда не было единой РФ.

    А были княжества, типа нынешних областей, где правил князь.

    Сейчас правит губернатор, который отстегивает бабло от себя наверх, в Московский Кремль.

    Тогда князья отстегивали тоже бабки, но в Золотую Орду.

    И имели кажущуюся независимость.

    Примерно как сейчас губернаторы.

    Ну, один в один.

    Только отстегивали меньше.

    А уважали больше.

    Ушкунцы и Новгород не отстегивали.

    Более того, орда платила им.

    Ушкунцы  промысел свой они не бросали.

    Они собрались с силами.

     В 1392 году они опять взяли Жукотин и Казань.

    Не фиг на русских наезжать.

    А чего?

    Тем можно, а нашим нет?

    А получи-ка, гад, в ответ.

    И пожгли, и пограбили.

    И потрахались на славу.

    Почему нет?

     

    А в 1398 - 1399 годах воевали за Северной Двиной.

    А чего?

    Тем можно, а нашим нет?

    А получи-ка, гад, в ответ.

    И пожгли, и пограбили.

    И потрахались на славу.

    Почему нет?

     

    В 1409 году сто ушкуев (кораблей) пошло вверх по Каме, а 150 ушкуев (кораблей)  - вниз по Волге.

    И пожгли, и пограбили.

    И потрахались на славу.

    Почему нет?

     

    Далее в летописях известия об ушкуйниках пропадают.

    Но это было связано, скорее, не с их исчезновением, а с более жесткой цензурой летописей московскими правителями в XV - XVII веках. Вряд ли ушкуйники тихо сидели по домам в ходе грандиозной междоусобицы, затеянной детьми и внуками Дмитрия Донского в 1425 - 1450 годах. А в 1478 году войска Ивана III разгромили Новгород, и он перестал быть великим торговым городом.

    Русская история, видимо, получила официальную установку забыть об ушкуйниках, и все свелось к "собиранию земель" московскими князьями. Любопытно, однако, что об ушкуйниках до сих пор помнят... в Казани.

    Хорошим примером этому служит монография Альфреда Хасановича Халикова "Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария" (Академия наук Татарстана, Казань, 1994).

    Итак, что мы имеем на самом деле?

    А вот что:

    1. новгородцы грабили "иго" направо и налево,

    2. а Москва всё время с этим игом "боролась".

    3. Более того, татары писали москвам множество требований покончить с новгородцами, пока в 1489 году Иваном III не предпринял поход на Хлынов. Я так понимаю, что новгородцы - ушкуйники в какой-то мере положили свой вклад в казачество. Первый их исход в район Терека был после разгрома Хлынова Иваном III, а второй, по всей видимости, после разгрома Новгорода Иваном Грозным, когда многие новгородцы, возможно, мигрировали на Дон. По крайней мере, новгородский говор и культура зафиксирована в ряде мест донского казачества. Новгород и Москва, это всегда были два несовместимых полюса, а новгородская вольница и московское татарское самодержавие не могли уместиться в одной системе. Казачество же по своему менталитету абсолютно идентично новгородскому "ушкуйничеству" и здесь есть связь.

    Ни один историк не написал ни одного исторического труда на эту тему.

    С казачеством во времена СССР боролись.

    А почему?

    Лично я не знаю.

    Такова была политика КПСС.

    Не знаю, прочтет ли кто из историков эту мою статью.

    Если и прочтет, то почему бы вам, господа историки не собрать сведения и не написать серьезный исторический труд про ушкунцев?

    Не исследовать их историю.

    Их борьбу с ордой и игом татарским?

    Этот конфликт жив и по сей день, - россияне стонут по твердой руке или же по плетке в стиле И. Грозного, называя свободу "дерьмократией", когда как потомки новгородцев и козаков предпочитают вольницу.

    И это хорошо видно на текущем конфликте между Россией и Украиной.

    Про походы ушкуйников на Орду (из Типографской и Пискарёвской летописей). "В лъто 6874 [1366]. ъздиша из Новаграда люди молодыи на Волгу без новгородьчкого слова, а воеводою Есифъ Валъфромъевич, Василии Федорович, Олександръ Обакунович; того же лъта приихаша вси здрави в Новъгород. И за то князь великыи Дмитрии Иванович  розгнъвася и розверже миръ с новгородци, а ркя тако: "за что есте ходилъ на Волгу и гости моего пограбисте много". Того же лЂта. на зиму, от князя изимашаъ Василья Даниловича съ сыномъ на ВологдЂ. а онъ ъхалъ съ Двины, а того не вЂдалъ, ни стереглъся". (Новгородская летопитсь).

      "князь великыи Дмитрии Иванович", это "выдвиженец" от Орды, потому он и гневался, - про него эта же летопись пишет, что "Того же лъта прииде из Орды в Володимирь князь Дмитрии Костянтинович Суздальскыи на великое княжение" "В лето 6874 Того же лета приидоша из Новаграда Великаго Волгою 150 ушкуев (то есть кораблей с воинами - примечание ТВС) с разбойники, и избиша по Волзе много татар и бесермян и армен, и Новгород Нижней пограбиша, а суды их, и кербаты, и павозки, и лодьи, и струги, и учаны изсекошя, и идошя в Каму и до Болгар, все воююще. Того же лета ездиша из Новаграда люди молодые на Волгу без наугороцкова слова, а воеводы у них Осиф Ворфоломеевичь с товарищи, и возвратишася со многим прибытком. Князь же великий Дмитрей Ивановичь разгневася про то на Новград. Того же году поимаше на Вологде боярина новгороцково Василия Даниловича и с сыном ево Иваном, и приведоша его на Москву. В лето 6875 Прислаша новгородцы послов к великому князю Дмитрею о миру со многими дары. Он же прия дары их и мир сотвори, а Василья Даниловича и сына его отпусти". (Пискаревская летопись). "В лето 6874 Того же лета проидоша изъ Новагорода Волгою из Великого полтора ста оукшуевъ с разбойники с Новогородскыми, и избиша по Волзе множество Татаръ и Бесеръменъ и Орменъ и Новъгородъ Нижний пограбиша, а соуды ихъ, кербаты и павозкы и лодии и оучаны и строугы, все изсекоша и поидоша в Каму и проидоша до Болгаръ, такоже творяще и воююще. (Типографская летопись) "В лето 6879 Того же лета ушкунцы разбойницы Новаграда пришед взяша Кострому". (Пискаревская летопись). "В лето 6882 Того же лета идоша на низ Вяткою ушконцы разбойницы, 90 ушкуев (то есть кораблей с воинами - примечание ТВС), и пограбиша Вятку и шед взя Болгары, и даша им откупа 300 рублев. И оттуду разделишася надвое: половина идошя вниз по Волге к Сараю, а другая - вверх по Волге, и дошед Обухова пограби все Засурье, и перешед за Волгу суды исьсекошя, а сами идошя на конях к Вятке". (Пискаревская летопись).

    "Того же лета, егда бе князь великий под Тверью и в то время из Великаго Новаграда идошя разбойницы, 70 ушкуев (то есть кораблей с воинами - примечание ТВС), воевода же бе у них Прокофей, 2-й смольнянин. И приидошя х Костроме, гражане же изыдоша против их на бой, а воевода у них Плещей. Видевше же новгородцы, яко много костромич, бе бо их боле 5000, а их только 2000, и разделившеся новгородцы надвое: едину половину пустиша лесом втаи, и обыдошя около по междеельнику, и удариша на костромич в тыл, а друзии в лице к ним. Воевода же Плещей убояся и покиня рать свою и град, побеже. Видев же костромичи, яко воевода их побежа и не бившеся, но вси побегошя по лесом. Мнози же тут побиени быша, а иних имающе и везающе. Ко граду жь пришедша и виде его никем не брегома и вшед в него, разграби вся, елика беша в нем. И стояше в нем неделю и обретошя вся сокровенная и всяк товар изнесошя на среду, и что лутчее и лехчее, то поимашя, а что тяжкое, то в Волгу меташе, а иное пожгошя. И множество народа поплениша: мужей и жен, отрок и девиц. И оттоле идошя к Новуграду Нижнему, и там много же зла сотвориша, християн и бесермян изсекошя, а иных в полон поведоша, а товар пограбиша. И поидошя на низ и повернушя в Каму, и там много по Каме пограбиша, и потом внидошя апять в Волгу, и дошедше Болгар, и ту полон християнский весь попродашя, и поидоша на низ к Сараю, бесермян избивающе гостей, а товар их емлюше, а християн пограбиша. И дошедше устия Волжеского близ моря да града Хазитороканя (Астрахань), и тамо избих их лестию князь хазтороканский, именем Салчей. И тако вси избиени быша без милости, ни един не избысть, а именье у них все взяша, и тако погибоша те злыи разбойницы". (Пискаревская летопись).

    "О разбойницех ново [го] родцких. В лета 6900. Того же лета новгородцы и устюжане и прочий, к тому совокупившеся, и вы [и] доша в насадех и во ушкуех рекою Вяткою на низ е), и взяша Жюкотин и Казань, и вышедше на Волгу, пограбиине гостей всех, возратишася. (Пискаревская) В лето 6899Того же лета Новогородци и Оустужане Вяткою на низъ и взяша Жоукотинъ и Казань и на Волзе гостей всехъ пограбиша и възвратишяся. (Типографская летопись).

    Я скажу своё сугубо личное мнение - пора, пора ушкунцам поставить хотя бы один памятник на Руси.

    Ей богу они этого достойны.

     Северные же походы ушкуйников, это еще интересней.

    Изначально они грабили Швецию, Норвегию и страны Балтики. Но после Ореховецкого (Нотебургского) мирного договора о разделении земель они перекинулись на Орду.

    Карта походов очень впечатляет. Пройти "пол-России", пограбить столько городов включая Сарай - столицу Орды и без проблем вернутся назад в Новгород, это из разряда фантастики.

    Ушкунцы хорошо воевали.

    Они неоднократно брали Сарай.

    Вы думаете это маленький такой сарайчик?

    Фиг там.

    Приведу сначала кое-что из летописей.

    И потом дам кратенькое описание этого города, чтобы было понятны масштабы войны, что вели ушкунцы.

    Ну, сначала для полноты картины о татарах.

    А то некто из русофобов скажет - как эти нехорошие русские несчастных татар обижали.

    Наслаждайтесь!

    Ибн ал-Асир, "Совершенство по части летописания", до 1233 г.: "Они (татары) поставили в Хамадане своего правителя, чтобы он правил жителями его как ему захочется...

    Они не произвели в нем (городе Балхе) ни опустошения, ни убийства, а только поставили в нем [своего] правителя. Затем они ушли и направились в Зузан, Меймене, Эндехой и Фариаб, овладели всем этим, поставили там своих наместников, но не причинили жителям их ни зла, ни обиды, а забрали только людей для сражения с теми, кто им сопротивлялся...

    Жители [Херата] просили пощады; часть их они убили, а над теми из них, которые остались в живых, поставили своего правителя...

    В этом же [628] году Татары осадили Мерагу в Азербайджане, но жители ее оказали сопротивление. Потом жители ее изъявили покорность, прося о пощаде. Они (татары) помиловали их, но, заняв город, не убили в нем только тех, которые не усердствовали в битве (читай - только теток и детей - прим. ТВС. Теток, чтобы трахать. Детей, чтобы было кому работать). Затем они поставили в городе своего правителя..." (Текст приведен по: Золотая Орда в источниках. Т. I. М., 2003).

     

    Памятная запись из армянской летописи, 1248 г.: "Говорят, их (монгольских) военачальников было трое. Один из них был благочестивее, чем двое других, его звали Чагрман. Он сказал: "Хватит разорения и истребления, после этого не следует истреблять всех наших покоренных, ибо этим мы можем разгневать бога". А те военачальники возразили, говоря ему: "Мы не должны оставлять в живых кого-либо, ибо бог идет нам навстречу", [после этого] они легли спать. Этой же ночью те двое, которые хотели проявить свою жестокость, умерли. (Судмедэкспертизы тогда не было, но думаю, она вполне могла бы найти причину смерти - ТВС). Воины были поражены и об этом сообщили хану. Хан (святая простота. А я тут при чем? - прим. ТВС) велел действовать согласно совету Чагрмана: пощадить покорных и наложить на них подать, главнокомандующим назначили Чагрмана, ибо он единственный выразил божью волю, которая остается до сих пор...

    Они (татары) совершили много злодейств в стране, уничтожили города, крепости и разорили церкви и разными способами умерщвляли людей и захватывали их в плен. После всего этого они помирились с оставшимися в живых людьми, отдав им, власть в стране, и заключили союз. В уцелевших церквах клирикам дали свободу, чтобы они свободно служили по правилам своей религии. Но они бесцеремонно требовали чрезмерные налоги, как с людей, так и со скота, за исключением маленьких церквей и тому подобных сооружений, а также их служителей" (Текст приведен по: Армянские источники о монголах. М., 1962).

     

    Армянский католикос Костантин Бардзрбердци (трусоватый такой дядька, на все согласный с татарами - прим ТВС), "Назидательное послание", 1251 г.: "После этого увеличилась к нам милость великого бога, который внушил добрую волю могучему хану, его миролюбивым военачальникам и воинам, создавшим мир для вас...

    Опять вы окрепли, пустили корни и снова начали оживляться. И мы, услышав об этом, утешились и помолились богу, благословляя хана и его всадников, которые проявили свою доброжелательность к нам. Но, как и ожидалось, каждый из вас не покинул свой неправильный путь и греховные привычки, и потому бог вновь разгневал тех воинов, которые находятся у вас, и тогда они вытянули из ножен сабли, натянули тетивы луков и во многих местах скосили людей, животных, уничтожили имущество и состояние, о чем весть дошла до нас. И князей вашей страны заковали в цепи и нагнали на них дрожь страха и смерти...

    Но милосердный бог не все сделал, чего заслужили мы своими грехами, и не покарал нас за все наши злодеяния. Опять с божьей помощью смягчились к нам войска хана; вы остались в своих домах, монастырях и на родной земле, церкви остались для ваших молитв и обеден в память покойников, для духовной пищи и спасения живых...

    И хотя подати большие и тяжелые, но это по грехам вашим. И пусть град, засуха, суховей, саранча вредят урожаю вашей страны, все же вы обязаны платить подати. Так слушайте же вы нас и вернитесь к добру и к пристойным нравам согласно заповеди господней, и мы ручаемся, что господь справедливо ниспошлет вам свое милосердие и милость, погода и времена года будут благоприятны, светлое небо даст вам все сладости, а земля - обильные плоды, и хан в свою очередь милостиво облегчит подать мал (вид налога), ибо сердце царей в руках господних и он сам отдал весь мир под власть хана, я еще даст ему, и если он облегчит вам мал, то от этого ничего не потеряет. Так вы свою первую молитву посвящайте ему и его войску, ибо нашим божеским законом заповедано, что мы должны свою первую молитву посвящать здоровью того, кого бог поставил над нами царем, и попросим у бога успеха хану, ибо он поставлен сегодня царем над нами, да будет он отныне..." (Текст приведен по: Армянские источники о монголах. М., 1962).

    Джувейни, "История завоевателя мира", сер. XIII в.: "В своем становище, которое находится в пределах Итиля, Бату устроил местопребывание и построил город, который называют Сараем. Власть его распространялась на все владения. Он был государем, который не придерживался никакой веры и секты, он их считал только способом познания божества и не был последователем ни одной из сект и религиозных учений. Исчислить дары и щедроты его да измерить великодушие

    Сарай-Бату (Сарай-ал-Махруса - Богохранимый дворец; Старый Сарай, Сарай I) - средневековой город и столица Золотой Орды. Располагалось примерно в 120 км севернее современного города Астрахань.

    После возвращения из венгерского похода, в 1254 году, Батый основал город на Великом Шёлковом пути. Вначале это была ставка кочевья, со временем переросшая в город. Сарай-Бату был столицей, главным политическим центром Золотой орды и просуществовал в этом статусе до 1280-х годов. Он располагался на левом берегу реки Ахтубы. Город располагался вдоль реки на 10 километров и имел площадь 36 км2. Население города, по разным оценкам, составляло от 70 до 600 тысяч человек. По тем временам это был крупнейший город Евразии.

    Сарай-Бату был также экономическим и торговым центром Золотой орды. Город был многонационален. В нем жили монголы, кыпчаки, аланы и адыги (черкесы), русские, булгары, византийцы и итальянцы. Каждый народ селился в своём квартале. Здесь было всё необходимое для жизни: школа, церковь, базар, кладбище. В городе был большой русский квартал.

    От себя замечу, что там жили в основном купцы, их семьи.

    Чаще всего это были вторые, если не третьи семьи.

    Челядь.

    Прислуга.

    Рабы.

    Русские рабы.

    Магазины, лавки.

    Был ли там христианский храм не совру.

    Не знаю.

    Сколько читал литературы, статей, монографий, но так ничего и не нашел.

    Но раскопки до сих пор ведутся.

    Есть любопытные сайты археологов, историков.

    Есть даже сайт городища Сарай.

    В городе имелись кварталы ремесленников: гончаров, ювелиров, стеклодувов, косторезов, ремесленников по выплавке и обработке металлов. Большинство построек было сделано из сырцового кирпича. Город имел канализацию и водоснабжение.

    В 1261 Сарай-Бату становится центром Сарайской епархии.

    В 1282 столица ханства была перенесена в Сарай-Берке.

    Сарай-Бату разрушен Тамерланом в 1395.

    В настоящее время на месте Сарай-Бату находится село Селитренное Харабалинского района Астраханской области.

     

    Городище "Сарай-Бату" является остатками первой столицы Золотой Орды - Сарай-Бату. Оно было известно также под названиями Сарай-ал-Махруса, Старый   Сарай. Столица основана ханом Бату около 1250 г. Первое письменное упоминание о городе относится к 1254 г., когда его посетил посол французского короля Людовика IX Гильон Рубрук. В 1261 г. митрополит Кирилл учредил в Сарае отдельную русскую епархию.    Фортификационных сооружений вокруг города не было, но в период феодальных усобиц (1359 -1380 гг.) часть его была обнесена невысоким валом.

    В 1333 г. в городе побывал арабский путешественник Ибн-Батута. Он застал огромных размеров город с широкими улицами, населенный разными народами: монголами, асами, кипчаками, черкесами, русскими и византийцами. Причем, каждый из этих народов жил в отдельной части города. Вскоре после этого столица была перенесена выше по течению Ахтубы - в Сарай-ал-Джедид. Но город долгое время  сохраняет свое значение как крупный торговый и ремесленный центр. Ал-Омари, со слов хорезмийского купца, называет Сарай "великим городом" с роскошной ханской резиденцией в центре. В период расцвета первая столица Золотой Орды насчитывала около 75 тысяч жителей.

    То есть ушкуцы взяли не маленькую деревеньку, а один из развитых и богатейших городов того времени.

    А что татары не поставили крепостных стен, так сами дураки.

    За что и поплатились.

    Ушкунцы - это вольнолюбивые русские, которых не жаловала любая НАСИЛЬСТВЕННАЯ власть на Руси.

    В том числе и современная.

    И не любят их лишь за то, что они боролись с татарами так, как считали нужным, да еще любили Русь и свободу.

    И вот эта любовь к свободе как кость поперек горла правителям России.

    Потому как боятся, что русский народ, захочет свободно жить.

    А тогда когда свобода, там нет место власти. 

    Материалы взяты с сайтов:

    http://www.net.kirov.ru/city/history/history_part1/

    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2_(%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C)#.D0.98.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.B8.D1.8F

    http://julycat.narod.ru/histukhov2006p2.html

    http://kenos2005.narod.ru/mland051006.html

    http://vitezek.io.com.ua/story.php?ids=3848

     

    http://panslav.fastbb.ru/index.pl?1-0-50-00001184-000-0-0--1

    Используемая в статье литература:

    1. Памятники социально-экономической истории Московского государства XIV-XVII вв., т. I. Под ред. С. Б. Веселовского и А. И. Яковлева. М., изд. Центрархива РСФСР, 1929
    2  А. В. А р ц и х о в с к и и. Древнерусские миниатюры как исторический источник. Изд-во МГУ, 1944
    3.  И. А. Ш у б и н. Ук. соч., стр. 51.
    4. ПСРЛ, т III," стр. 80.
    5. ПСРЛ, т. III, стр. 81.
    6. ПСРЛ, изд. 2-е, т. IV, вып. 2, стр. 421.
    7. И. А. Шуб и н. Ук. соч., стр. 56.
    8.  Рут о в с к и и. Алтын, его происхождение, история, эволюция. ТСА Р АНИОН, вып. 2. М., 1928.
    9. И. А. Шубин. Волга и волжское судоходство. М., Транспечать, 1927, стр. 46.
    10. И. А. Ш у б и н. Ук. соч., стр. 210.
    11. ПСРЛ, т. IV, стр. 218.
    12. ПСРЛ, т. V, стр. 32.
    13.ПСРЛ, т. X, стр. 209.
    14. ПСРЛ, т. VI, стр. 139. 3 ПСРЛ, т. IV, стр. 72.
    15. ДДГ, стр. 16.
    16.  Там же, стр. 7-8.
    17. Там же, стр. 411-414.
    18 См. М. М. Постникова-Лосева. Русские серебряные и золотые ковши. М., Госкультпросветиздат, 1953, стр. 11. (ТГИМ. Памятники культуры, вып. X).
    19. А. С. Орлов. Библиография русских надписей XI-XV вв. М.-Л, Изд-во АН СССР, 1952, стр. 130.

    20. См. Д. В. А и н а л о в. Миниатюры "Сказания" о святых Борисе и Глебе Сильвестровского сборника. СПб., 1911,
    21. См. Г. П. Смирнова. Опыт классификации керамики древнего Новгорода. (По материалам раскопок 1951-1954 гг.).

    22. G. de L a n n о у. Op. cit., p. 20.
    23. ПСРЛ, изд. 2-е, т. XV, стб. 133.
    24. Житие Сергия ... ПДПИ, вып. 58, стр. 36.
    25.  ААЭ, т. I. СПб.. 1836, стр. 7.
    26.  ГВНиП, стр. 200.
    27. ПСРЛ, т. IV, стр. 72.
    28. ПСРЛ, т. X, стр. 135.
    29. ПСРЛ, т. VII, стр. 196.
    30. Житие Сергия ... ПДПИ, вып. 58, стр. 84.
    31. А. И. Никитский. История экономического быта Великого Новгорода. М., 1893. стр. 163 (примечание 3).
    32. См. В. Е. Сыроечковский. Гости-сурожане. М.-Л., Соцэкгиз, 1935.
    ПСРЛ, т. VIII, стр. 97. '7 ПСРЛ, т. XXIII, стр. 152.
    33. ПСРЛ, т.IV, стр. 85.
    34. ДАЙ, т I, стр. 5.
    35. См. А. А. Шахматов. Грамота псковского князя Ивана Александровича. ИОРЯС, т. XVII, кн. 3. СПб, 1912
    36. А. В. Арциховский. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1952 г). М., Изд-во АН СССР, 1954, стр. 63.
    37. РИБ, т. II, стр. 6.
    38. АЮБ, т. П. СПб., 1864, стр. 5.
    39. А. В. Арциховский и В. И. Борковский. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1953-1954 гг.). М, Изд-во АН СССР, 1958" стр. 76.
    40. ПСРЛ, т.
    IV, стр. 73.
    РИБ, т.
    VI, стр. 140.
    41.
    G de Lannoy. Op. cit, p. 21.
    42 БИПР, т.
    I. СПб.. 1836, стр. 58
    43. См. Е К. Сычевская. Рыбы древнего Новгорода. СА, 1965, Љ 1.
    44. А. В. Арциховский и В. И. Борковский. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1956-1957 гг.), сгр. 85. f РИБ, т. VI, ч. 1, стр. 122. 55 Псковская судная грамота. М., Учпедгиз, 1952, стр. 115.

    45. См. А. В. Арциховский. Археологическое изучение Новгорода. МИА, Љ 55. М , 1956, стр. 27.
    46. G. de L а п п о у. Voyages et amba^ssades. Mons, MDCCCXL [1840], p. 20.
    47. H. П. Л и х а ч е в. Инока Фомы слово похвальное о благоверном великом1 князе Борисе Александровиче. ПДПИ, вып. 168. СПб., 1908, стр. 3.
    48. ДАЙ, т. I, стр. 4.
    49. А. В. Арциховский и В. И. Борковский. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1956-1957 гг.), стр. 42.
    50. ДАЙ, т. I, стр. 348.
    51. ГВНиП, стр. 39.
    52. См. В. И. Ц а л к и н. Материалы для истории скотоводства и охоты в древней Руси. МИА, Љ 51. М., 1956, стр. 175, 177.
    53. ГВНиП, стр. 39.
    54. См. В. И. Цалкин. Ук. соч., стр. 175, 177.
    55. РИБ? т. VI, ч. 1, стр. 140

    56. ГВНиП. стр. 39.
    57. В. Л. Комаров. Происхождение культурных растений. Изд. 2-е, доп., М.-Л., Сельхозгиз, 1938, стр. 205.
    58. См. А. В. Кирьянов. Ук. соч., стр. 341.
    59. См. там же, стр. 338.
    60. А. В. Арциховский и В. И. Борковский. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1956-1957 гг.). М" Изд-во АН СССР, 1963, стр. 42.
    61. ДАЙ, т. I, стр. 5.
    62. См. С. А. Тараканов а-Б е л к и н а. Боярское и монастырское землевладение в Новгородских пятинах в домосковское время. М., изд. ГИМ, 1939, стр. 56.
    63 См. А. В. К и р ь я н о в. Ук. соч., стр. 358-360.

    64. См. А. В. А р ц и х о в с к и и "Древнерусские миниатюры как исторический источник". Изд-во МГУ, 1944, стр. 89-90 и рис. 28.
    65 ГВНиП, стр. 146.
    66. ДАЙ. т. I СПб., 1846, стр. 5.
    67. ПСРЛ, т. V, стр. 24.
    68 А. В. А р ц и х о в с к и и. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1958-1961 гг.). М., Изд-во АН СССР, 1963, стр. 58-59.
    О продуктах земледельческого и промыслового хозяйства см также в главе А. Д. Горского "Сельское хозяйство и промыслы"
    69. См А В Кирьянов "История земледелия Новгородской земли X-XV вв" (По археологическим материалам) МИА, Љ 65 М, 1959
    70. Житие Сергия ПДПИ, вып 58. СПб , 1885, стр. 79.


     

  • © Copyright Тормышов Владимир Станиславович (mage666@list.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 73k. Статистика.
  • Эссе: Россия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка