А вообще, что это такое "привод"? И зачем в нём надо что-то открывать? Может, наоборот - лучше всё это закрыть? Понятно, на эту тему я мог бы говорить долго. Всё-таки в этом почти вся моя жизнь. Обычно любят задать ещё такой вопрос: если бы ты начал жизнь сначала, выбрал ли снова...? По-моему, каждый нормальный человек ответит однозначно - конечно, нет! На земле столько всего интересного, зачем же снова идти по исхоженным тобой тропам. Во второй жизни я бы стал биологом - меня всегда влечёт проникнуть в тайны живого. В следующий раз я бы, может, выбрал профессию... писателя. Вон как, оказывается, здорово разговаривать через компьютер с людьми. Надеясь, что они готовы тебя слушать.
Хотите, совсем коротко скажу, что такое этот привод? Это - Майя Плисецкая! Посмотрите, какое искусство движений вложил в неё Создатель. Как непостижимо умеет она сменить еле заметное плавное скольжение стремительным вращением и замереть в полёте или равновесии. А её руки, которые, подчиняясь музыке и воле, волнуются и говорят нам больше, чем способна это сделать речь.
Через всю историю людей проходит создание машин, заменяющих труд человека. Надо научить эти машины двигаться, как Майя. Это увлекательнейшее занятие. При этом ты тоже становишься немножко создателем. А, между прочим, Творец сразу придумал привод и поместил его в жгутике сперматозоида. Иначе не сдвинулся бы он с места, не нашёл яйцеклетку. И мы с вами не появились на свет в виде людей, а в лучшем случае - инфузориями в туфельках.
Вернувшись из Киева, я засел за эксперименты. Проверил всё вдоль и поперёк. Кое-что улучшил и добавил. Но двигатель никак не хотел крутиться ровно. Пусть и маленькие, но непрерывные случайные рывочки досадно нарушали плавное вращение.
И тут Создателю, видимо, надоело смотреть, как лишенные фантазии ученые замарали его чистую идею электропривода, и Он двинул её в жизнь через "раба своего".
И вдруг мне стало ясно - почему привод не работает чисто! В следующее мгновение я понял, что нужно сделать, чтобы вырваться из давнего заблуждения.
Дрожащими руками я отпаял и выкинул вон проводок сброса счётчика и переместил на другой вход ещё один проводок. И... чудо - мотор сменил раздраженный хрипловатый шум на тихое довольное урчание. Вал его крутился на идеально точной скорости и не делал никаких попыток отклоняться от неё.
Открытие не придумывают, о нём - догадываются. Этим оно отличается от изобретения. Открытие, маленькое или великое, обычно на удивление просто. И лежит рядом. Все проходили и не замечали, словно Кто-то, играл с нами. Приглядывался, выбирал - кому доверить. Любопытно, как только Оно произойдет, и будет пережит краткий период восхищения - у всех возникает мысль: "Но в этом нет ничего особенного, это и так было ясно". И все к открытию привыкают. Некоторые - настолько, что совсем забывают об открывателе. Новое откровение так уютно помещается в их нагрудном кармашке, что становится таким своим, домашним. Ну, просто мысль не поворачивается вспомнить, что кто-то тебе это подарил, а уж язык, как вышколенный подчиненный, ни за что не выдаст секрет приобретения.
Мне хочется пригласить вас, уважаемый читатель, в компанию людей понимающих суть этого открытия или теперь уже лучше сказать - находки. "Но это узко специальная область!" - скажете вы! И будете в чём-то правы, но не совсем.
Зачем-то каждому в школе объясняют, что такое треугольник и как, зная о нём немного, можно доподлинно определить остальное. Это законы пространства и, зная их, человек чувствует себя на земле устойчивее. Все мы когда-то решали, за сколько часов доберётся поезд из пункта А в пункт Б. Это законы времени и, усвоив их, человек сможет осознать, что с ним было, и что его ожидает.
Существует и закон правильного управления движением.
Оказывается, древние евреи определяли наступление очередного года оригинальным способом. Приблизительно они ожидали, что вот кончается старый год и приближается новый. Но объявляли наступление Нового года в момент, когда в собрание мудрецов вбегали два человека, и каждый из них кричал: "Я видел молодую Луну!". Нельзя было ошибиться в том, что наступил следующий год. В этом году ошибёшься немного, в следующем добавишь, смотришь, и через сотню-другую лет всё перепутается. А ведь были законы, требующие дать земле отдохнуть в каждый седьмой год, отпустить на волю рабов в каждый пятидесятый и т.п. Самое страшное - накопление ошибки. Но ведь, если сегодня тоненький серпик Луны чуть просверкивает на закате Солнца, то на завтра он будет гораздо выше над горизонтом и виднее, а уж в следующий день Луна поднимется ещё выше и каждый скажет - вот она молодая Луна. А родилась-то она именно в тот - первый день.
Можно ли точно определить скорость движения? Люди "образованные" ответят: "Молодой человек, ничто нельзя измерить абсолютно точно, всегда допускается какая-то ошибка!" И это будет похоже на правду. С одним, может быть, исключением - для скорости движения. Я мог бы это доказать, как полагается в науке, но здесь не место, да и следует ли так сильно стараться, если и "на пальцах" всё ясно. Чуть терпения и любой из вас сможет принять на себя спор по этому вопросу.
Предлагается такой пример. Вы едете в поезде со скоростью 90 и видите в окно, как по шоссе параллельному железной дороге в ту же сторону мчится Мерседес. Вы связались с крутым водителем по мобильному телефону и попросили его не обгонять вас и не отставать, а ехать точно с такой же скоростью, как поезд. Точно? А как же ошибка? Да очень просто. Не обращайте никакого внимания на скорость автомобиля. А следите только, чтобы он держался строго напротив вашего окна. Если начинает отставать или опережать - сразу сообщайте об этом шофёру. Это и будет самое "правильное" управление скоростью движения. Разве остаются сомнения в том, что скорость автомобиля, несущегося рядом с вами, хоть чуточку отличается от скорости вашего поезда? Но ведь при этом вы ясно увидите его смещение по отношению к вам. И с каждой секундой это смещение нарастает. Но вы же не забываете о своей игре в "управление" и подсказываете водителю: "Чуть уходишь вперёд... так нормально... чуть отстаёшь... так хорошо...". Если теперь любой инспектор проверит скорость машины и заявит, что она 95, то это будет ошибкой инспектора, или его прибора.
Теперь мы рядом с пониманием, как надо управлять мотором. Помните, на его валу имеется зубчатый датчик, который дает один за другим сигнальные импульсы от поворота на каждый зубчик. Импульсы по проводу приходят на осциллограф (это такой телевизор для инженеров), и на экране его мы видим стоящие в очередь одна за другой чёрточки - "решётку импульсов". Теперь в качестве поезда-эталона берем кварцевый генератор - прибор, который сам выдаёт свои собственные импульсы. Причём удивительно равномерно (не зря такие генераторы сидят во всех часах). Подадим эти импульсы на тот же осциллограф и увидим тогда ещё одну строчку чёрточек (импульсов), расположенную ниже. Допустим, видно на экране, что решётка импульсов с мотора ползёт назад по отношению к импульсам кварца. Это, конечно, означает, что мотор вращается медленней, чем от него требуется. Когда регулятор добавит мотору энергии, и импульсы мотора перестанут смещаться относительно импульсов кварца - скорость мотора в точности равна заданию от кварца. Можно и не мучить прибор для измерения скорости. Любопытно, что теперь смещение одной решётки импульсов по отношению к другой показывает довольно-таки таинственную величину - количество энергии, постоянно подводимой к мотору для его такой аккуратной работы.
Вот и всё. Не надо проверять скорость - ошибёшься. Следи, чтобы не изменялось смещение в положении. А скорость сама собой окажется точно такой, как предписано. Между прочим, такое управление без ошибки называется по научному - астатическим. Отсюда и мой привод носит имя астатический дискретный электропривод (второе слово означает - импульсный). В английской транскрипции: Astatic Discrete Drive - ADD.
"Но здесь же и объяснять нечего", - скажете вы. - "Если я вижу в окне машину неподвижной по отношению ко мне, то ясно, что она едет на той же скорости". И вы будете правы "сто процентов", как любят говорить израильтяне.
Должен сказать, что встречал на своём жизненном пути немало технических специалистов, для которых такая простая ситуация настолько подрывала впитанные ими понятия, что, хотя их глаза и смотрели в "окно поезда", то есть на мои крутящиеся моторы, сознание не позволяло согласиться с тем, что видели глаза.