В это время появилось у нас новое лицо - профессор Давид из Болгарии. Он приехал со своим патентом электросварочного аппарата, в котором сварочная проволока должна непрерывно и плавно подаваться мотором. То есть, нужен был хороший и дешёвый привод.
Марк сказал:
- Поработайте с Давидом, надо помочь ему.
Я и сам чувствовал себя не очень. Столько месяцев получаю зарплату, а ничего ещё полезного для фирмы не сделал. Правда, платили мне немного - 2500 шек., да и половину этой суммы фирме переводило государство, оказывавшее таким способом помощь в трудоустройстве олимов с высшим образованием.
Я со всей серьёзностью вошёл в эту работу. В меня прямо вцепилась страсть сделать привод, который не только будет хорошо работать, но и окажется предельно компактным, лёгким и дешёвым. Ведь сварочную установку сварщик сам переносит. И кто купит наше изделие, если оно будет дороже стандартного? Поэтому я буквально терзал каталоги и продавцов деталей, выжимал любой "жирок" из схемы, включил всю свою изобретательность.
Например, для безопасности сварки не допускается напряжение выше 60 вольт. А в сети, как известно, 220. Обычно, в этом случае инженер, не раздумывая, применяет трансформатор - такую штуку из железа и меди, тяжёлую и дорогую. Существуют и другие приёмы гашения части напряжения обычными конденсаторами. Трансформатор сразу закрывал путь к легкому и недорогому решению, хотя снимал много проблем, которые потом мешали бы работать самому приводу. Я сразу ринулся в конденсаторную стихию. Перепробовав множество вариантов, я нашёл единственную схему включения, которая всё делала удачно. В электротехнике такой источник питания не был известен, но не было времени заниматься патентами. Работает - и хорошо!
Кроме всего, дело надо было сделать очень быстро. Такая моя напряжённость, конечно, отразилась и на требованиях к появившемуся у меня помощнику Семёну. Этот спокойный и вежливый парень меня слушался, старался. Он быстро понял, что мои советы и указания - это не властные капризы, а лучший путь к выходу из постоянно возникающих тупиков. Так уж получалось. И всё же, наверное, ему было нелегко со мной работать, я очень спешил, а он иногда, устремив глаза вдаль, замирал или засыпал с открытыми глазами. Может, он и не высыпался, ездил в Реховот издалёка.
Сначала я, конечно, хотел делать привод по своему принципу, но Давид противился применению импульсных датчиков. Действительно, они были дороговаты.
- Но с этими датчиками мы сделаем привод, который точно будет держать скорость подачи проволоки, менять её в любых пределах, разве это не важно для хорошей сварки?
- Очень хорошо, сделайте всё это, но без вашего датчика.
Как инженер, я тоже понимал, что сварочная техника ещё не доросла до точного привода. Их устроит простой, но из него придётся выжимать максимум качества. Пришлось пойти по пути обычного привода, против которого я всю жизнь воевал. Он и грубый, и врущий, но более дешёвый и ближе "по духу" сварочной огневой искрящей машине.
Пришлось отвернуться от собственной идеологии и вступить в партию противника. Каталоги "Моторолы" показали мне, что Запад в этом направлении далеко обогнал СССР, и главный регулятор привода можно купить в виде готовой микросхемы - такой маленькой "сороконожки". Все остальные многочисленные добавки к регулятору я быстро придумал. Семён всё собирал, и мы вместе проверяли, чтобы работало тютелька в тютельку. Иногда заходил Давид, брался рукой за проволоку, ползущую из наконечника, и добавлял нам ещё заданий. С математикой у него было туго, но в интуиции - не откажешь.
Постепенно выяснилось, что совсем недостаточно, чтобы мотор просто крутился и тянул проволоку. Когда сварщик начинает работу, то из наконечника должен торчать точной длины кончик проволоки: если он на пару миллиметров длиннее - трудно будет начать шов, если короче - дуга перекинется на сам наконечник. Значит, при окончании сварки мотор должен остановиться, как вкопанный. Это называется у нас "фиксированный останов". Он достигается специальными мерами, дополнительными деталями и деньгами. Если мотор вращается чуть неравномерно, то проволока также бежит с рывочками. Это сильно мешает сварщику, т.к. дуга горит неровно и шов получается некрасивым. Однако заставить простой привод хорошо держать скорость очень трудно, нужно тщательно настраивать схему.
Когда мотор пускается в ход, то он всегда сначала разгоняется неровно. Поэтому проволока сначала выбегает неравномерно. Огненная дуга грозит прерваться или наконечник привариться к изделию. При этом любой сварщик произносит определённые слова (не печатные) и требует заменить сварочную машину. Значит, приводчику необходимо заниматься ещё более серьёзной проблемой - "переходными процессами". Здесь уже необходима очень высокая квалификация.
Рассказываю эти технические подробности, чтобы читатель почувствовал, как трудно строить "простую" технику.
Так шаг за шагом добивались мы послушания капризного противника. Изготовили несколько аппаратов и подарили их для оценки в мастерские. Наконец, опытный сварщик, работавший в фирме по ремонту автобусов, поднял щиток, и улыбнулся.
- Порядок! Эта машина работает лучше, чем наши. Мы купим такие!
Хотя у меня теперь и были инженеры-помощники, но всю работу, до любых мелочей, я научился делать своими руками. И глазами - да, современная электроника сжалась до размеров жучка и блошки. Чтобы с ней действовать надо прежде разглядеть их "ножки и усики". А делать нужно не только правильно, но и быстро.
Эх не могу разглядеть, где эти очки (и сегодня читаю без их помощи)? А руки заняты! В одной микросхема, в другой паяльник, третья придерживает страницу каталога...
Так почти через 40 лет после получения диплома инженера-приводчика и 30 лет преподавания я действительно стал профессионалом, который готов грамотно решать все задачи, и ничего не опасается. Кроме... невостребованности.