Аннотация: Две недели в Санкт-Петербурге, июнь 2016
Открытие Кронштадта
Две недели в Санкт-Петербурге, июнь 2016
Следующая экскурсия - по дамбе, кольцевой дороге с посещением Кронштадта.
Помню, сколько было споров и шума о пользе и вреде дамбы, отгораживающей Питер от Финского залива. Одни уверяли, что это не даст защиты городу от наводнений. Другие горячо отстаивали экологию и доказывали, что такая запруда превратит город и окрестности в гниющее болото. Третьи доказывали, что вообще такое строительство - безумие и море снесет все препятствия. И были ещё теории и прогнозы, и расчеты.
Как оказалось, что все-таки дамбу, вернее "комплекс защитных сооружений" построили - не знаю. Но вот она перед нами и машина легко скользит посреди Балтийского моря.
Смелость инженерных решений и успешность их осуществления поразительны. Хотя по отчаянной дерзости замысла и исполнения Золотой мост через залив Тихого океана в Сан Франциско, пожалуй, превосходит балтийские сооружения.
С помощью Гугл узнаю много интересного о том, что видел.
Комплекс защитных сооружений включает в себя 11 защитных дамб длиною 23 км, с юго-запада на северо-восток, от Ломоносова до Сестрорецка, 6 ворот для пропуска воды, два сооружения для пропуска судов, шириной по 200 метров и шестиполосную автомагистраль, проходящую по гребню защитных дамб, с мостами, туннелем глубиной 25 метров, по которому бегут авто, а над ним проходят в город и обратно в море суда, и транспортными развязками.
Главному строителю дамбы Ю.К. Севенарду досталось не раз побывать под судом, его увольняли, поносили, но на две трети он все-таки выполнил свою мечту.
И вот мы катим по этим циклопическим сооружениям, защитившим город от наводнения сразу после окончания строительства в ноябре 2011 года.
Сейчас перед нами проплывают одни из гигантских ворот, управляющих потоками воды, выпуская Неву в залив или закрывая город от дури шторма на море. Невольно замедляем движение.
Впереди Кронштадт, он всегда представлялся сказочным местом и наглухо засекреченным военным объектом. Однако перед нами обычная дорожная развилка, и машина поворачивает налево.
Суровые ободранные временем и битвами приземистые строения прокладывают путь к чуду - воздушно легкому красавцу гигантскому Морскому Никольскому собору. Он был воздвигнут в 1903-1913 гг. в Кронштадте по проекту архитектора В. А. Косякова, в память о погибших моряках балтийского флота.
В отличие от других величественных соборов Питера этот производит впечатление женской, материнской заботы и скорби о моряках, не вернувшихся домой.
Внутри также необычно. По всему периметру стены выложены мраморными плитами, на которых высечены названия погибших кораблей и имена их экипажей.
Здесь хранится память о всех героических и горьких катастрофах. Однако их перечень обрывается 1917-м годом. Далее - молчок. Что не было потерь и слез? Нет, просто с этой роковой даты церковь должна была думать о собственном выживании и мысли о полезной в данном случае её функции не входили в понятие "опиума для народа".
Собор высок и чтобы увидеть Христа в куполе надо потрудиться.
Как принято иконостас - собрание святых, а здесь со своей особой историей. Много народу, но подойдем поближе:
А судьба храма после Октября оказалась трагичной. Любимые новым режимом репрессии обрушились и на здание. Светлое будущее не получалось без варварства и надругательства. Теперь нетрудно ознакомиться с подробностями.
14 февраля 1930 года на Якорной площади перед собором состоялся антирелигиозный митинг. С Храма торжественно сбросили колокола и кресты.
После закрытия собор был переоборудован в кинотеатр имени Максима Горького. С куполов смыли позолоту, отломали позолоченные части икон, демонтировали мраморный иконостас, замазали штукатуркой мозаичные иконы, закрасили росписи, реликвии из галереи военно-морской славы и всё церковное имущество из храма забрали.
Со стен галерей и алтаря мраморные памятные доски вечного поминовения погибших российских военных моряков были сняты и пущены на хозяйственные нужды -- электрощиты, ступени, надгробия и пр.
В 1956 году в здании собора появился клуб Кронштадтской крепости и концертный зал на 1250 мест с театральной сценой.
Хорошо, что не расстреляли или не сослали в Гулаг.
Мы вышли, а снаружи дул ураганный ветер. Старые люди с палочками не знали что делать, а один высокий человек с костылем вообще чуть не падал. Людей сносило и сдувало с площади.
Хотели рассмотреть порт, боевые суда. Да и вообще здесь есть много что необходимо посетить. Но куда там. Пришлось отложить на будущее, которое под многими вопросами. Поспешили в машину.
Всю крепость Кронштадт на острове Котлин можно рассмотреть с вертолета (или с помощью Гугла).
В частности справа хорошо видна дорога по дамбе, где мы лихо прокатились через Балтийское море. А слева, приглядитесь: в открытые ворота корабли из Финского залива вплывают в Санкт-Петербург!
Машина мчит нас по отличной кольцевой дороге, на Заневский к дому. Пожалуй, самое впечатляющее на обратном пути - струнный мост. Почти как Голден Гейт Бридж в Сан-Франциско, только там вроде было тросов поменьше, и проходили пол ним корабли из Тихого океана.
Три замечательных снимка (первый и два последних) мне подарил, как всегда щедрый Гугл.