Трахтенберг Валерий: другие произведения.

Тёплые воспоминания о Латвии. Часть 3.

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Трахтенберг Валерий (evpatoriec11@mail.ru)
  • Обновлено: 29/01/2012. 4k. Статистика.
  • Очерк: Россия
  •  Ваша оценка:

      
       Радикализм латышских властей в вопросах о гражданстве и отношении к бывшим СС-овцам свидетельствует , мягко говоря, об их недомыслии. Хочется надеяться, что вскоре они не будут выглядеть
      белой вороной в ЕС.
       Но хватит о политике. Вернусь к 1965-му году.
       Приятно удивляло многое: очередь (а не толпа) на остановках общественного транспорта, ожидание зелёного
      света для перехода улицы (даже при отсутствии транспорта), разговор в полголоса, отсутствие шатающихся
      и валяющихся пьяных, вкусная и разнообразная еда в
      дешёвых забегаловках, вежливость продавцов и официантов. Даже в час - два ночи на остановках такси нет ругани
      и потасовок. Не знаю, как в ресторанах, - не бывал, не
      позволяла аспирантская 100-рублёвая стипендия.
       На первом курсе дополнительная работа была запрещена но постоянная прописка позволила завести дополнительную
      трудовую книжку. Перепробовал разные работы - киоскёра,
      столяра-станочника, рабочего по восстановлению формовочной земли в горячем цеху. Однако, ни думать, ни составлять программы для ЭВМ на этих работах не удавалось. Наконец, осенью нашёл отличную работу на стройке - обеспечивать обогрев оштукатуренных помещений с помощью аэродромного подогревателя двигателей. Заливаешь несколько вёдер керосина в этот "большой керогаз" и периодически переносишь рукава, по которым идёт тёплый воздух, из одного помещения в другое (или всё вместе с этажа на этаж). Из 24-х часов дежурства можно было часов 16 посвятить работе над диссертацией.
       На втором-третьем дежурстве в обеденный перерыв рабочие поинтересовались, Что я там пишу на топчане у подогревателя. Ответил - программу для ЭВМ. "А высшую математику знаешь?" Сказал, что это, фактически, вторая моя специальность. В итоге, студенты-заочники завалили меня контрольными работами. Суммарный заработок (вместе со стипендией) достиг уральской зарплаты (300-350 рублей). Без преувеличения можно сказать, что три четверти диссертации были написаны на стройках Риги.
       В 1967 году начались предзащитные поездки с докладами по работе. Руководство института (директор Якубайтис Эдуард Александрович) не ограничивал командировочные расходы аспирантов. Перед этим он, правда, спросил, не собираюсь ли я после защиты умотать за рубеж. Но когда узнал, что с моей бывшей "СС-овской" формой допуска мне лет 10-15 запрещён выезд за рубеж даже на научные конференции, успокоился.
       Работу на стройке, к сожалению, пришлось бросить. Но поток контрольных работ не иссяк. Кроме того, на 2-3 курсах работал по разрешённому совместительству на полставки младшего научного сотрудника. Участвовал в выполнении темы для Болгарии по кибернетической
      диагностике динамических объектов для последующего управления с помощью самонастраивающейся модели. Болгарин-аспирант Илия Илиев (замечательный парень) после
      защиты увёз чемодан перфокарт с программами к себе на родину для внедрения результатов в практику. Надеюсь, что стал он академиком , ибо успешно работал в институтекибернетики АН Болгарии.
       О предзащитных командировках. Поехали мы с Карлом Карловичем Рипой в Киев.Заполняем анкеты в гостинице. Карл спрашивает меня - а что такое "по-батькови" ?
      Говорю - отчество. Я-то и не обратил внимания, что вопросы в анкете написаны ТОЛЬКОНА УКРАИНСКОМ ЯЗЫКЕ. А вот в Латвии подобных фактов не было - всё дублировалось
      на русском языке. Кстати, в Грузии многие вывески в Тбилиси были только на грузинском языке.
       Так где же был национализм?
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Трахтенберг Валерий (evpatoriec11@mail.ru)
  • Обновлено: 29/01/2012. 4k. Статистика.
  • Очерк: Россия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка