Они не курят и не пьют вина, не признают фотографий, ибо Ветхий завет запрещает любые изображения. Обходятся без автомобилей, электричества, радио, телефона и телевидения. Эти люди не выносят городской жизни, отвергают современную цивилизацию и живут землепашеством.
Недалеко от города Ватерлоо в Канаде находится деревня Сент-Джакобс (St. Jacobs), где время остановилось 200 лет назад. Компьютеры, интернет, телефоны мобильные и стационарные остались перед въездом в этот архаичный анклав в постиндустриальном обществе. По ухоженным улочкам, на которых отсутствуют столбы с телефонными и электрическими проводами, люди передвигаются в старомодных повозках на конной тяге. На крышах домов, построенных в стиле XVIII века, вы не найдете телевизионных антен. Их жители называют себя amish people (люди амиши). Они сохраняют образ жизни своих предков и прекрасно обходятся без электричества, радио, телефона, телевидения и автомобилей. Если необходимо позвонить по срочному делу, они идут на почту. Они также не ставят громоотводов, ибо считают молнию орудием Божьего гнева.
Многие из тех, кто впервые видят мужчин-амишей, часто путают их с хасидами. И в правду, у них много общего с ортодоксальными евреями: безусловное подчинение Святому писанию, законсервированный патриархальный быт, аскетический образ жизни и строгий облик. Земное существование для этих христиан-фундаменталистов является временной трудностью, которую человек должен пережить с достоинством. Члены коммуны им. Святых Иаковов строго следует библейским предписаниям. Все остальное для них - мобильники и компьютеры - это соблазны от лукавого.
Жизнь общины регламентирована предписаниями под названием Ordnung, что по-немецки означает порядок, уклад. Кодекс одежды заставляет мужчин носить черные брюки с подтяжками и белую рубаху. Амиши не признают пуговиц, ибо они не упоминаются в Библии и являются, с их точки зрения, излишеством. Усы мужчины бреют, а бороду не стригут, как этого требует Ветхий завет. Обязателен головной убор - соломенная или фетровая черная шляпа. Женщины не пользуются косметикой и всегда ходят в платьях синего, фиолетового или темно-серого цвета с передниками, которые не отличаются особым разнообразием фасонов. Их всего два: платье с фартуком, похожее на советскую школьную форму 1970-х годов. Фартуки - из темной материи или же белого шифона (на праздничные дни). Все девочки и женщины носят белые или черные чепчики, прикрывающие затылок и завязывающиеся тесемочками под подбородком.
Амиши - прирожденные фермеры. 90 процентов из них трудятся на земле, остальные идут в кузнецы. Их дети всегда наследуют профессию отцов и дедов. Дети учатся в собственных школах не больше восьми лет, ибо считается, что фермеру больше знаний не требуется. Земледелие является частью религии амишей. Они, не пользуясь ни тракторами, ни химическими удобрениями, собирают экологически чистые урожаи в два-три раза выше, чем у соседей. Коммунары ездят и пашут на лошадях, а убирают урожай косой.
Семьи в коммуне амишей образцово-показательно прочны. Коммунары не признают разводов и противозачаточных средств, поэтому детей заводят много. Однажды на похоронах одного амиша присутствовали все его 14 детей, 105 внуков и 150 правнуков. Каждая семья в среднем имеет семеро детей. Коммунары не сидят на социальной помощи. Они платят налоги, а вот в фонды страхования и пенсионные - нет. Поэтому старики пенсию не получают, и о них заботятся их многочисленные дети. Мир амишей ограничен семьей и родственниками. Дома амиши разговаривают на немецком диалекте, языком богослужения является литературный немецкий.
Благодаря многодетности, амиши являются самым быстрорастущим населением в Северной Америке. Если в начале прошлого века здесь проживало 3 700 амишей, то в 1990 году их было уже 127 800. Рост численности населения общин привел к созданию новых поселений. Так в 1970-1980-х годах на североамериканском континенте возникло 71 новое поселение амишей и два - в Гондурасе и Парагвае.
Создав идеальную для себя консервативную социальную структуру, амиши никогда не меняют в ней ни одной детали от поколения к поколению. Стиль жизни здесь определяет традиция, лишающая их свободы выбора. Члены религиозной коммуны не пытаются никого убедить в правильности своей жизни. Они просто живут, как им нравится, и демонстрируют окружающему миру свой патриархальный уклад как альтернативу прогрессу. По отношению к властям и соседям члены коммуны дружелюбны и законопослушны.
Иногда религиозные догмы и самоограничения фундаменталистской коммуны вступают в противоречие с реалиями современного мира. Амиши не признают фотографических снимков, ибо, по их убеждению, личные фотографии - акт самолюбования, а сие является грехом. В этом вопросе они строго следуют Второй заповеди, которая гласит: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им". В 2006 году после обязательного введения загранпаспортов с биометрическими данными у амишей возникнет проблема при пересечении канадско-американской границы. Самодостаточные амиши, как правило, много не разъезжают по белу свету. Они добровольно сделали себя "невыездными". Иногда они посещают родню в Соединенных Штатах. В Канаде нет внутренних паспортов, их заменяют водительские удостоверения и карточки медицинского страхования. Для въезда граждан Канады в США до сих пор было достаточно предъявить на границе эти удостоверяющие личность документы и свидетельство о рождении. Правительство Канады долго делало исключение и признавало справки религиозных лидеров амишей, подтверждающих личность членов коммуны. Но эпоха бюрократического либерализма закончилась после событий 11 сентября 2001 года. Американское правительство требует соблюдения единых стандартов идентификации личности, невзирая на особенности отдельных религиозных групп. В настоящее время Конгресс США обсуждает законопроект, позволяющий в документах амишей вместо фотографий использовать отпечатки пальцев.
В последнее время деревня амишей стала аттракционом для туристов. Многим интересно посмотреть на людей, которые смогли сохранить свою этническую и религиозную идентичность и противопоставили себя постиндустриальной цивилизации. В деревне можно посмотреть подлинный быт людей, живущих в XVII веке, и заодно и отведать их кухню. Лишенные особых развлечений, амиши любят покушать. Самое вкусное у них то, что проще всего приготовлено: хлеб, яблочный пирог, кукуруза, картошка, кислая капуста. Посещая деревню, следует уважать стиль жизни ее жителей. Амиши не любят, когда пришельцы из чуждого им мира фотографируют их и рассматривают, как экзотических зверушек в зоопарке.
В день своего совершеннолетия каждый молодой мужчина получает собственную конную повозку. Испытание соблазнами современной цивилизации каждый амиш проходит в возрасте 15-20 лет, перед тем как принять крещение и стать членом религиозной общины. В этом возрасте подростков отправляют во внешний мир. Этот испытательный срок называется на диалекте амишей румшпринга (Rumspringa), что переводится как скакание, бегание вокруг. Там они вольны делать, что хочется: носить джинсы, пить алкоголь, посещать кинотеатры и даже дискотеки. Лишь после такого испытания, напрыгвашись и набегавшись вволю, молодые люди решают, остаться ли им в мирской жизни или вернуться в родную коммуну. Раз и навсегда, чтобы больше уже ее никогда не покидать. "Невозвращенцы" составляют всего 10-20 процентов.
Деревня амишей была основана в начале 1800-х годов и называлась Якобсштеттель, что означает городок Иакова. В 1852 году деревня была официально переименована в St. Jacobs в честь ее основателей - отца и сына Якобов Шнайдеров. Титул Saint (святые) добавили для благозвучия. Кстати, первые немецкие иммигранты селились в канадской провинции Онтарио после войны с Наполеоном. В 1816 году они основали город Ватерлоо, названный в честь битвы, положившей конец войне с французами. В этой части провинции вы встретите Ганновер, Новую Пруссию и Новый Гамбург.
Название этническо-религиозной общины "амиши" происходит от имени Якоба Амманна (Jakob Ammann), швейцарского менонитского епископа, отколовшегося в 1694 году от менонитской протестантской церкви, считая, что та неверно толкует Библию. Меннониты в восточной части США и в Канаде происходят от швейцарских и южно-германских протестантов, прибывавших в начале 1700-х годов в восточную Пенсильванию. Скрываясь от преследований у себя на родине, последователи Якоба Амманна отправились на северно-американский континент в поиске новой земли обетованной. В 1730 году консервативные меннониты амиши перебрались из Европы в Америку и поселились в графстве Ланкастер в штате Пенсильвания. В Америке их сначала по ошибке назвали голландцами, перепутав немецкое "дойч" (deutsch), с английским "дач" (dutch). Позже амиши перебрались в Канзас, Небраску и Южную Дакоту. В 1786 году часть их общины бежала в Канаду, укрываясь от милитаристического духа американской революции.
Во время Второй мировой войны правительства Канады и США, уважая пацифистские религиозные убеждения амишей, призывали их лишь на альтернативную службу и общественные работы. Многие амиши отказывались от правительственных карточек на продукты питания из-за изображенных на них танков и прочей военной техники.
В США в настоящее время проживают 180 000 амишей в штатах Иллинойс, Индиана, Пенсильвания, Нью-Йорк. Больше всего их в Охайо - 45 000 человек. В настоящее время в канадской провинции Онтарио проживают около 1 500 предстателей амишской общины. Община амишей в Северной Америке имеет собственные газеты - Die Botschaft и The Diary, издаваемые в графстве Ланкастер в штате Пенсильвания. В Канаде в провинции Онтарио выходят три небольших журнала - Family Life, Young Companion и Blackboard Bulletin.