ЧАСТЬ I I I
АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ
ГЛАВА 6
ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО
КОНФЛИКТА
6. 1. Название страны
В древние времена страна, расположенная на стыке трех континен-
тов - Европы, Азии и Африки называлась Ханаан, и включала терри-
тории нынешнего Израиля, Иордании и части Сирии.
С XII века до н.э., после завоевания Ханаана евреями страна стала
называться Эрец Исраэль (Земля Израиля), а с IV века до н.э., когда
еврейское государство оказалось в вассальной зависимости в составе
империи Александра Македонского - Иудея.
После поражения в национально-освободительных войнах с римля-
нами (66-73 гг. и 132-135 гг.) население Иудеи подверглось жестоким
репрессиям. Кроме того, император Адриан (76-138 гг.) в порядке воз-
мездия объявил вне закона многие иудейские обычаи, а название стра-
ны "Иудея" изменил на "Палестина" (от Филистия - название узкой
полосы в южной части Средиземноморского побережья, где некогда
обитали филистимляне).
В 1922 году, с легкой колониальной руки Великобритании, 71% тер-
ритории Палестины восточнее реки Иордан, был отторгнут, и на этой
части Родины еврейского народа было создано арабское государство
Иордания.
С мая 1948 года территория Палестины к западу от реки Иордан
- еврейское государство Израиль. В настоящее время наблюдается
тенденция к восстановлению исторически сложившегося, возникшего
в период становления в Ханаане еврейского государства в XII веке до
н.э., первоначального названия страны - Эрец Исраэль. Так эта страна
упоминается в ТАНАХе, в древних рукописях и трудах историков, в
том числе и у Иосифа Флавия, Григория Турского и многих других.
6. 2. Суть конфликта
Резолюция ООН 181 от 29 ноября 1947 года предусматривала
очередной раздел Палестины, а, вернее, того, что от нее осталось к за-
паду от реки Иордан. На одной ее части должно было быть создано
еврейское государство, а на другой - еще одно арабское.
В соответствии с этим решением 14 мая 1948 года в Тель-Авиве
было объявлено о возрождении еврейского государства Израиль на
части Эрец Исраэль, определенной в резолюции ООН.
Арабские страны отвергли это предложение ООН и уже 15 мая 1948
года армии Иордании, Ирака, Сирии, Ливана, Египта, при поддержке
Саудовской Аравии и Йемена, вторглись в Израиль.
Так началась Война за Независимость, в которой плохо вооружен-
ная, но сильная духом еврейская армия отбила нападение численно
превосходящих, лучше вооруженных воинских и бандформирований
арабов. Были освобождены и включены в состав Израиля исконно при-
надлежащие еврейскому народу территории: Галилея, вся прибрежная
полоса, Негев и западная часть Иерусалима.
Однако Иордания оккупировала Иудею, Самарию и восточную
часть Иерусалима. Такое положение сохранялось до 1967 года, когда
арабы решили предпринять еще одну попытку уничтожить еврейское
государство, существование которого, по их мнению, ущемляет араб-
скую "национальную гордость и самоуважение", как выразился еще в
1954 году король Саудовской Аравии.
Подстрекаемые арабским миром Сирия и Египет сосредоточили свои
войска на границах с Израилем. К ним присоединилась Иордания.
5 июня 1967 года, в результате мощного превентивного удара, ар-
мия обороны Израиля (ЦАХАЛ) уничтожила военно-воздушные силы
на аэродромах Египта и Сирии, а затем и их сухопутные войска, в том
числе танковые соединения. В результате Шестидневной войны был за-
нят весь Синайский полуостров, освобождены Иудея, Самария и сектор
Газа. Израиль восстановил свой суверенитет над Иерусалимом, кото-
рый более тысячи лет был столицей еврейского государства, а также су-
веренитет на Голанские высоты. Однако израильское правительство, в
котором большинство составляли представители рабочей (социалисти-
ческой) партии "Мапай", не воспользовались до конца плодами побед
своих вооруженных сил, не восстановили суверенитет на Иудею, Сама-
рию и сектор Газа и оставили там значительное по численности враж-
дебное арабское население - переселенцев из арабских стран, обладаю-
щих гражданством, главным образом, Египта, Сирии и Иордании.
Эти территории, с подачи левых сил в Израиле и Европе, стали
называть оккупированными, и с тех пор, с 1967 года, они стали "спор-
ными" территориями, на которых арабский мир - 21 государство - до-
бивается создания еще одного - 22-го арабского государства.
6. 3. Цель и последовательность логического анализа
Целью логического анализа территориальных конфликтов между
государствами или между титульной нацией и национальным мень-
шинством является определение, какой из сторон принадлежит при-
оритет на спорную территорию и, следовательно, естественное право
вечной собственности на нее.
Этот приоритет подтверждается (или не подтверждается) истори-
ческими правами народа (нации, национального меньшинства) - сово-
купностъю исторических, археологических и других свидетельств.
Например, в труде "История франков" из десяти книг, ее автор
епископ Григорий Турский (538-594 гг.) описал события истории воз-
никновения и развития в VI веке Франкского государства на террито-
рии бывшей римской провинции Галии (нынешней Франции).
Однако первая книга - это краткий пересказ библейской (еврейс-
кой) истории, дополненной сведениями из трудов других авторов,
например - Евсея Кесарийского (264-340), видного римского истори-
ка, написавшего "Церковную историю" в десяти книгах и "Хронику"
- краткий обзор событий всемирной истории до IV века.
Г. Турский, используя "Хроники" Евсея, пишет "...об остальных
царствах, какие они были и в какое время истории израильтян они су-
ществовали... чтобы не казалось, что мы имеем представление только
об этом племени, народе евреев...".
Далее перечисляются царства и цари окружающих народов во вре-
мена Авраама, Моисея, Соломона и царя Амона в Иудее.
Например: "Во время царствования Соломона в Израиле, у латинян
был царь Сильвий, по счету пятый; у лакодемонян - Фест, у коринфян
- Оксион, второй по счету; Фебей у египтян, у ассирийцев Евтроп; у
афинян - Агасаст, второй по счету". /3/
События еврейской истории с древних времен и до наших дней со-
держатся в многочисленных трудах древних, средневековых и совре-
менных историков. Однако самым древним источником является ив-
ритская Библия (ТАНАХ), которая включает в себя:
1. Тору (название обычно переводится как "Закон", "Учение", "Пред-
писание"). Тора включает в себя пять книг: Бытие (Берешит), Исход
(Шемот), Левит (Вайикра), Числа (Бамидбар), Второзаконие (Деварим).
2. Книга Пророков (Невиим - Пророки). Книга подразделяется на
книги "Ранних пророков" и "Поздних пророков", всего 19 книг.
Книга Невиим повествует о завоевании Ханаана израильтянами под
предводительством Иисуса Навина (Иеошуа бин Нуна), преемника
Моисея (Моше Рабену), и историю еврейского народа на протяжении,
примерно 500 лет, до разрушения Иерусалима в 586 году до н.э. вави-
лонским царем Навуходоносором.
3. "Писания" (Кетувим) состоят из 12 книг.
Кетувим включают в себя все книги еврейских авторов (книжников,
знатоков Торы), которые не вошли в Тору и Невиим, в том числе Псал-
тырь, сборник из 150 Псалмов, Притчи - собрание мудрых высказыва-
ний и ряд других.
Период восстановления Иерусалима и строительства Второго Храма
в период 583-450 гг. до н.э. подробно описан в книге Ездры и Неемии.
Подлинность изложенных в ТАНАХе исторических событий на про-
тяжении веков являлась предметом исследования ученых историков,
археологов и обоснована в многочисленных трудах .
Например, в книге "История древнего Израиля" (Издание 1998 года)
ее автор ученый и историк Майкл Грант пишет: "Часть истории пове-
дали раскопки, в ходе которых выявились многие аспекты материаль-
ной культуры и повседневной жизни того времени, но гораздо более
важные сведения содержит Ивритская (Еврейская) библия, или Ветхий
Завет христиан. Это уникальное собрание, вдохновляющее литературу,
искусство и этические нормы половины человечества, в весьма значи-
тельной части является историческим трудом, едва ли не первым, кото-
рый довелось увидеть миру". /11/
История еврейского народа с древних времен и до завершения Пер-
вой иудейской войны в 73 году н.э. содержится в трудах одного из ве-
личайших античных историков Иосифа Флавия (37 - около 100 г. н.э.)
- "Иудейские древности" и "Иудейская война". Эти и ряд других книг,
написанных почти 2000 лет тому назад, дошли до нас в неизменном
виде и содержат также сведения о других народах и событиях, совре-
менником которых был Иосиф Флавий.
Обзор исторических свидетельств связи евреев и арабов с Эрец Ис-
раэль (Палестиной) рассмотрим в последовательности их появления в
этой стране - первых в XII веке до н.э. и вторых, спустя 1800 лет, в VII
веке нашей эры.
Целью этого обзора является определение, кому принадлежит при-
оритет и основанное на нем естественное право собственности на Эрец
Исраэль (Палестину); Родиной какого народа является эта страна, ко-
торая в древние времена называлась Ханаан, а затем - Эрец Исраэль
(страна Израиля).
ГЛАВА 7.
ЭРЕЦ - ИСРАЭЛЬ (ПАЛЕСТИНА) -
РОДИНА ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
7. 1. Ханаан. Историческая справка.
Историки и археологи восстановили историю Ханаанской земли с
неолитической эпохи (8300-7000 гг. до н.э.). Примерно с 7000 года до
н.э. населявшие эту землю племена перешли от сбора продуктов пита-
ния к их производству. Около 4500 года до н.э. появилось гончарное
производство. В раннеханаанский или раннебронзовый век (3150-2200
гг. до н.э.) существенно выросло население и стали появляться города-
государства - независимые городские центры с примыкающими к ним
землями.
Из обнаруженных письменных источников, подтвержденных архе-
ологическими раскопками, установлено, что наиболее могуществен-
ными городами-государствами той эпохи были Иерихон, Иерусалим,
Гезер, Шхем, Бейт Шеан, Мегиддо и Хацор на севере.
Население Ханаана к этому времени, в основном, говорило на се-
митском языке, являющимся одним из предшественников северо-за-
падной группы семитских языков (эблатского, ханаанейского, иврита,
финикийского, моавитянского, арамейского).
Большинство местных ханаанских правителей являлись вассалами
могущественных египетских фараонов, заинтересованных в контроле
за жизненно важным для них трактом, идущим вдоль побережья Сре-
диземного моря.
Религия ханаанских племен была привязана к ежегодным цикли-
ческим природным переменам, влияющим на продуктивность полей
и стад. Расположение главного божества - Бааля и его собратьев-бо-
жеств, например, бога Солнца - Шемеша, Луны - Иераха и других,
достигалось колдовством и своеобразными ритуалами, включающими,
в критических ситуациях, а также при закладке важных святилищ - че-
ловеческие жертвоприношения. Очень часто такими жертвами стано-
вились дети. Раскопки в Тирце, Шхеме и Гезера подтвердили широкую
распространенность этого обычая.
Местами совершения ханаанейского богослужения были искусст-
венные или естественные холмы, а также каменные платформы, одна
из которых находилась в Мегиддо и использовалась как святилище.
В первые два столетия второго тысячелетия (2000-1800 гг. до н.э.)
из Месопотамии (нынешний Ирак) в Ханаан хлынул поток переселен-
цев, которых называли западными семитами или амореями.
Они пополняли уже существующие поселения либо осваивали но-
вые территории, главным образом, на равнинах и в долинах. Холмис-
тая местность по обеим сторонам реки Иордан оставалась почти необ-
житой. При амореях значительных успехов достигли продуктивность
сельского хозяйства и торговля.
Примерно в это же время произошло событие, которое предопреде-
лило судьбу ханаанской земли и ее роль в истории человеческой ци-
вилизации: в Ханаан из Месопотамии переселился праотец еврейского
народа Авраам с женой Саррой, племянником Лотом, домочадцами
и слугами. Какое-то время они продолжали вести полукочевой образ
жизни, главным образом в районе Хеврона, который был окружен пло-
дородными равнинами, а его рынок был ближайшим для обитателей и
торговцев пустыни.
Религия, принесенная в Ханаан Авраамом и его последователями,
отвергала идолопоклонство и признавала одного Бога - всемогущего и
милосердного, покровителя человека, его рода и племени, всех людей
и народов.
Из Торы известно, что когда Аврааму было 99 лет, а Сарре - 90, Бог
даровал им сына Исаака. Спустя многие годы у жены Исаака, Ривки,
родилась двойня - Исав и Иаков. Первый из них впоследствии стал ро-
доначальником эдомитян, а Иаков - родоначальником еврейского на-
рода - тех потомков Авраама, которым Бог обещал отдать во владение
ханаанскую землю на вечные времена.
От двух жен Рахели и Лии у Иакова было 12 сыновей и дочь Дина.
Когда голод поразил Ханаан, Иаков с семьей перебрался в Египет, где
к этому времени один из сыновей Иакова - Иосиф, после многих пре-
вратностей судьбы, стал первым министром.
После периода благополучного существования, когда умер
Иосиф,положение потомков Иакова ухудшилось. Их подвергали при-
теснениям, использовали на строительстве городов и обращались как
с рабами.
В конце XIII столетия, еврейские племена под предводительством
Моисея, начали свой долгий путь в Ханаан. По мнению историков,
подтверждаемому археологическими находками, это произошло при
фараоне Меремптахе (1224-1211 гг. до н.э.).
__7. 2. Исход и завоевание Ханаана
На третий месяц после выхода из Египта евреи достигли горы Си-
найской, где "...Бог явил им себя и дал Завет, согласно которому они
становились Его избранным народом и обязывались исполнять Его
Заповеди".
Пробыв около года возле горы Синай, еврейские племена, сплочен-
ные сознанием принятого обета, общности судьбы и сознанием, что
они единый народ, продолжили путь к границам Ханаана.
Обойдя с востока Мертвое море, преодолевая сопротивление мест-
ных племен, они закрепились в восточной Заиорданской области Ха-
наана. Эти земли, с согласия народа, Моисей отдал коленам Рувима и
Гада; часть территории, известной под именем Гилеада, заняла поло-
вина колена Менаше.
Согласно Торе, Моисей умер, достигнув преклонных лет, предва-
рительно передав власть Иеошуа бен Нуну (Иисусу Навину), и был
похоронен в долине земли Моав, напротив Бейт-Фегора "...и никто не
знает места погребения его даже до сегодня".
Прошло сорок лет после Исхода еврейского народа из Египта и он