Вакс Йосиф Ельевич: другие произведения.

сто лет лжи и насилия

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Вакс Йосиф Ельевич (i_vaks@yahoo.co.uk)
  • Обновлено: 17/02/2009. 43k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 4.63*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Часть четвертая "От Соломона до арабс- кого вторжения".


  •    ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
      
       ОТ СОЛОМОНА ДО АРАБСКОГО ВТОРЖЕНИЯ
      
       ГЛАВА 8
       ЕВРЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО ДО РИМСКОЙ
       ОККУПАЦИИ 928-63 ГГ. ДО Н.Э.
      
       8. 1. Разделеннные царства 928-722 гг. до н.э.
       После смерти царя Соломона единое царство распалось на два - Се-
       верное Израильское на территории десяти северных колен (Самария,
       Галилея и Заиорданье) и южное Иудейское - на территории колен
       Иуды и Веньямина.
       Первым царем северного Израильского царства стал Иеровоам (927
       -901 гг. до н.э.). В прошлом, во времена царя Соломона - начальник
       рабочей силы колена Ефраима, к которому он принадлежал. Своей сто-
       лицей он избрал город Шхем в Самарии, и, кроме того, построил город
       Пенуэль в Заиорданье, который считал своей второй столицей. /11/
       Примерно два столетия страна оставалась разделенной на два царс-
       тва. Южным Иудейским царством по-прежнему правили наследники
       дома Давида, в то время как северным Израильским царством правили
       разные люди и только немногим удавалось установить наследствен-
       ные династии.
       Одну из таких династий основал Амврий (882-871 гг. до н.э.), кото-
       рый перенес столицу Израильского царства в новый, построенный им
       город Самарию. Раскопки обнаружили там особняки семьи Амврия и
       придворных, кладовые, бассейны и зернохранилища, а также городс-
       кой квартал.
       Амврий, а впоследствии его сын Ахав (871-852 гг. до н.э.), проводи-
       ли политику сближения с Иудейским царством. В этот период каждое
       царство проводило обширную строительную программу.
       В правление первого правителя Иудеи, сына царя Соломона Ровоама
       (927-910 гг. до н.э.), были построены крепости на юге в Негеве, вдоль
       границы с Египтом, а также на побережье - Ипа, Лахиш и ряд других.
       В царствование Озии (Осия) (787-736 гг. до н.э.) Иудейское царс-
       тво расширилось на восток - вассалами стали аммонитяне, полностью
       были очищены от филистимлян города Гат, Ашдод, Явне. Иерусалим
      
       был расширен и значительно укреплен, а реорганизованная и перево-
       оруженная армия стала полностью профессиональной. Заметный рост
       населения в обеих царствах сопровождался развитием торговли и зем-
       леделия. Развивалось виноделие, производство тончайших сортов бе-
       ленного полотна (город Бейт-Ашбеа, на юге).
       В разные периоды оба царства сталкивались с угрозами со стороны
       Египта и арамейских государств Сирии. Однако в это время (в восьмом
       веке до н.э.) общую опасность для всего Ближнего Востока представ-
       ляла Ассирия, громадная империя, которая простиралась от Персидс-
       кого залива до Армении.
       В 733 году до н.э. ассирийцы вторглись в Сирию, разрушили Да-
       маск, разделили страну на четыре провинции и депортировали значи-
       тельную часть населения в Иран.
       Спустя несколько лет такая же участь постигла Израильское царс-
       тво. Ассирийский царь Салманасар V (727-722 гг. до н.э.) после трех-
       летней осады, в 722 году до н.э., овладел столицей Израильского царс-
       тва - Самарией и сравнял ее с землей. Царь Осия (731-723) был взят в
       плен. Не менее 27900 жителей Самарии было депортировано в Асси-
       рию. Однако значительная часть еврейского населения северных ко-
       лен Израиля нашла убежище в Иудее и, впоследствии, многие из них
       вернулись в свои дома
      
      
       0x01 graphic
      
      
      
       Два еврейских царства, середина VIII века до н.э.
       "Еврейская энциклопедия, т. XII, 1911г."
      
       8. 2. Иудейское царство в период 722-586 гг. до н.э.
       После завоевания Ассирией Израиля Иудея осталась единственным
       государством этого региона, сохранившим независимость. Царь Иудеи
       Езекия (725-627 гг. до н.э.) проводил осторожную политику в отноше-
       нии Ассирии и сосредоточился на укреплении пограничных оборони-
       тельных сооружений, совершенствовании административной системы
       государства, сооружении хранилищ с запасами продовольствия. Кроме
       того, в Иерусалиме был построен туннель, по которому в город посту-
       пала родниковая вода. Туннель сохранился до наших дней.
       В 705 году до н.э. Езекия в коалиции с Египтом предпринимает по-
       пытку освободить северную часть страны от ассирийской оккупации,
       однако терпит сокрушительное поражение. Ассирийцы осадили Иеру-
       салим, но вскоре начали поспешное отступление в свои земли из-за
       разразившейся в их войсках эпидемии.
       В 612 году до н.э. вавилоняне, совместно с союзными мидянами (из
       Северного Ирана), захватили ассирийскую столицу Ниневию.
       В 609 году до н.э. последний ассирийский царь Ашшубалит и под-
       держивающий его египетский фараон Нехо (610-594 гг. до.н.э) с остат-
       ками войск, разгромленных вавилонянами, отступили в Сирию. Одна-
       ко уже в 605 году до н.э. царь Вавилонии Навуходоносор нанес им еще
       одно тяжелое поражение в битве при Кархемише (на северной границе
       Сирии), и занял всю Сирию. Это означало окончательный крах Асси-
       рии.В 601 году Навуходоносор двинулся с большим войском на Иудею,
       но ограничился согласием ее царя Иоакима (608-598 гг. до н.э.) в те-
       чение трех лет платить дань. Однако спустя два года Иоаким пытается
       освободиться от этой унизительной зависимости, но терпит пораже-
       ние. Вавилонские войска вошли в Иерусалим, Иоаким был убит и ца-
       рем становится его сын Иоахам. Около трех тысяч еврейских почетных
       граждан Иерусалима в качестве военнопленных увели в Вавилонию.
       Вскоре вслед за ними, по приказу Навуходоносора, были отправлены
       около десяти тысяч ремесленников и юношей, а также u1048 Иоахим с семь-
       ей и приближенными.
       Царем Иудеи стал дядя Иоахима - Седекия. Восемь лет он соблюдал
       верность Вавилонии, однако в 589 году до н.э. в Иерусалиме началоь
       восстание против оккупантов - вавилонян, и войска последних, пос-
       ле почти двухлетней осады, овладели еврейской столицей. По приказу
       Навуходоносора Иерусалим был частично разрушен, в том числе была
       разрушена царская резиденция, а Храм был разграблен и сожжен (это
      
       произошло 9 Ава 586 года до н.э.). Царь Иудеи Седекия был ослеплен,
       его доставили в Вавилон, где он вскоре умер.
       Так завершилась династия царей из дома Давида. Их было двадцать
       один и царствовали они 450 лет, из которых двадцать лет власть находи-
       лась в руках первого царя Саула, происходившего не из дома Давида.
       Иудейское царство пережило Израильское на 135 лет, после заво-
       евания страны прошло 650 лет. Первый Храм просуществовал около
       360 лет.
       В 598 и 586 гг. была выслана в Вавилон незначительная часть до-
       военного населения Иудеи, главным образом, тщательно отобранные
       вавилонскими чиновниками политические, обществнные, экономичес-
       кие и религиозные лидеры страны.
       Многие поселенцы стали играть заметную роль в политической,
       экономической и финансовой жизни вавилонской империи. Однако
       они свято соблюдали предписания еврейской религии, сознавая отчет-
       ливее, чем в прежние времена на Родине, свою особую и неизменную
       самобытность в окружении языческих народов.
       Между тем еврейская жизнь в земле Израиля продолжалась. Мил-
       лионы простых людей трудились, как прежде, обрабатывая землю и
       занимаясь ремеслами.
       8. 3. Эрец Исраэль. Иудея в составе Персидской империи.
       539-330 гг. до н.э.
       Примерно через четыре десятилетия после разрушения Иерусалим-
       ского Храма вавилоняне были разгромлены царем персов Киром Вели-
       ким (559-530 гг. до н.э.)
       Вместе с другими, входившими в состав Вавилонии землями, в его
       руки перешли территории Иудейского и Израильского царств, полу-
       чившие в это время общее название Иудея.
       Кир издал указ, в соответствии с которым, часть изгнанников-иуде-
       ев могла вернуться из Вавилона в Иерусалим и там восстановить го-
       сударство под его протекторатом. Он заявил также о своем намерении
       поддержать восстановление Иерусалимского Храма. Около пятидеся-
       ти тысяч изгнанников под руководством Зоровавеля, принадлежащего
       к потомкам дома Давида, вернулись на родину, в Иудею.
       Главной заботой вернувшихся было, завершившееся в 516 году до
       н.э. строительство Второго Храма - символа и центра религиозного и
       национального самоопределения и самосознания еврейской нации на
       протяжении многих веков.
      
       Продолжалось восстановление и расширение Иерусалима - вечной
       столицы Эрец Исраэль - Иудеи.
       В период правления персидского царя Артаксеркса I (464-425 гг. до
       н.э.) царским уполномоченным по Иерусалиму и прилегающим к ним
       территориям был назначен Неемия, занимавший влиятельный пост
       при царском дворе, один из вавилонских изгнанников.
       При нем в 445 году до н.э. были восстановлены стены вокруг Ие-
       русалима и осуществлен ряд реформ, направленных на укрепление ев-
       рейской веры в соответствии с Торой.
       Он также выступил с резким осуждением смешанных браков среди
       еврейского населения. Неемия находился на своем посту 11 лет (445-
       434 гг. до н.э.) /11/.
       Вторая волна репатриации евреев на Родину состоялась при Артак-
       серксе II (404-358 гг. до н.э.) под руководством Эздры.
       Эздра был священником, потомком Аарона, и представлял интересы
       своих соотечественников при царском дворе. Эздра был наделен широ-
       кими полномочиями, распространявшими его власть на всю страну.
       При возвращении на Родину, в Эрец Исраэль (Иудею), Эздру сопро-
       вождало около пяти тысяч человек, в том числе священники и левиты,
       которые везли с собой сосуды для литургий в Храме.
       По прибытии в Иерусалим Эздра ужесточил реформы и чистки,
       предпринятые Неемией, в том числе запрет на смешанные браки. Он
       возобновил положение о первосвященнике, который должен был при-
       надлежать к потомкам Аарона.
       В дальнейшем, на протяжении веков, помазанный первосвященник,
       облеченный царскими полномочиями, управлял страной, опираясь на
       священников, левитов и Совет Старейшин.
       В восстановленном еврейском государстве, благодаря усилиям Нее-
       мии и Эздры, Тора стала духовной опорой еврейского народа, норматив-
       ным документом не только еврейской веры, но и повседневной жизни.
       Эздра практиковал публичное чтение отрывков из Торы с их разъ-
       яснением и адресовался не только к элите, но и к широким слоям
       населения.
       В это время не менее важными, чем священники стали ученые, пис-
       цы, книжники, которые в соответствии со своей интерпретацией текс-
       та Торы определяли нормы следования ей.
       Чтение Торы с разъяснительными комментариями позднее сыграет
       важную роль в обновлении иудаизма, в соответствии с меняющимся
       мировосприятием у каждого последующего поколения.
      
       "Книги Неемии" и "Книга Эздры" содержат описание событий,
       связанных с восстановлением Храма, Иерусалима и государственнос-
       ти в составе Персидской империи. Ученые историки оценивают эти
       произведения, как "ярчайшие образцы еврейской истории" /11/.
       8.4. Эрец Исраэль. Иудея под властью греков. 332-167 гг. до н.э.
       В 334 году македонский полководец Александр III Великий начал
       свой знаменитый завоевательный поход, в ходе которого завоевал все
       царства Ближнего и Среднего Востока, Египет, а затем и Индию. Иу-
       дея вошла в состав его империи.
       После смерти Александра в 323 году до н.э. созданная им империя
       распалась на ряд эллинистических государств, во главе которых стоя-
       ли его преемники, образовавшие три основные династии: Антагониды
       в Македонии, Селевкиды в Сирии и Птолемеи в Египте.
       Во владения Птолемеев входила и Иудея, которая, как и прежде
       при персах, управлялась первосвященником, обладавшим царскими
       полномочиями. В Самарии и Газе были основаны греческие колонии,
       а по обе стороны от реки Иордан были созданы греко-македонские
       поселения. Греческие правители были заинтересованы в создании син-
       теза греческой и местной культур, распространении греческого языка,
       философии и религиозного культа. На протяжении всего греческого
       правления шла борьба между евреями - сторонниками и противника-
       ми эллинизации.
       В 200 году до н.э. контроль над Иудеей захватил правитель Сирии
       из династии Селевкидов Антиох III. Его наследник Антиох IV Эпифан
       (175-164 гг. до н.э.) запретил евреям в Иудее практиковать обрезание,
       праздновать субботу и, кроме того, приказал приносить жертвы язы-
       ческим богам, а Иерусалимский Храм провозгласил святилищем гре-
       ческого божества - Зевса.
       Таким образом, Антиох IV предпринял попытку силой навязать ев-
       реям греческий культ, заставить их отказаться от иудаизма - религии
       отцов. Ответом на эти действия стало всеобщее возмущение еврейско-
       го населения и восстание, которое покончило с греческим господством
       в Эрец Исраэль.
      
       8. 5. Восстановление независимости и суверенитета.
       167-63 гг. до н.э.
       Восстание еврейского народа за независимость и сохранение своей
       религиозной и национальной самобытности возглавил глава семейства
       Хасмонеев Маттафия из деревни Модии. Сначала к нему присоедини-
       лись жители окрестных деревень, а затем масса народа по всей стране,
       а также еврейские воинские отряды.
       Пробыв во главе восстания в течение года, в 166 году до н.э. Мат-
       тафия умер. Во главе вооруженных формирований стал его сын Иеуда
       Маккавей, который первым делом восстановил по всей стране еврей-
       ские законы и начал освобождение городов от македонских воинских
       гарнизонов. Сирийские правители пытались подавить восстание, сна-
       чала используя местные гарнизоны в Самарии, Кесарии, а затем ог-
       ромные армии из Сирии во главе с самыми опытными полководцами.
       Однако благодаря мужеству и героизму еврейских воинов, которых
       вдохновлял своим примером Иеуда, его малочисленная, по сравнению
       с вражескими, армия одерживала одну победу за другой.
       В 164 году до н.э. Иеуда, первосвященник и глава государства, ос-
       вободил от иноземных войск Иерусалим. Храм был заново освящен, а
       в память об этом событии, а также о чуде, в результате которого све-
       тильник (храмовая менора), заправленный остатком неоскверненного
       масла, которого могло хватить лишь на один день, горел целых восемь
       дней, был учрежден праздник - Ханука.
       В 162 году Иеуда решил вступить в дружеский союз с римлянами.
       Был заключен договор "...по поводу оборонительного и наступатель-
       ного союза с народом иудейским...", утвержденный римским сенатом.
       В 161 году до н.э. Иеуда одержал решающую победу над сирийской
       (македонской) армией, насчитывающей 40 тысяч пешего и 10 тысяч
       конного войска. Эта победа увеличила политический вес Иудеи в гла-
       зах ее соседей и вдохновила еврейский народ.
       Иеуда вел успешные бои с окрестными племенами на севере стра-
       ны в Галилее, в Заиорданьс и Галладе, взял город Ефрон и очистил от
       идумян Хеврон и прилегающую к нему территорию.
       В 160 г. до н.э. в тяжелом сражении с огромной армией, посланной
       в Иудею царем Сирии Деметрием, Иеуда погиб, "перебив множество
       врагов". Он был похорон в деревне Модии. Иосиф Флавий писал: "..он
       стяжал величайшую славу и оставил по себе вечную память, освобо-
       див народ свой и избавив его от македонского ига". /7/
      
       В отличие от еврейских религиозных лидеров, фарисеев, Иеуда
       был убежден, что внутренняя религиозная и национальная свобода
       возможна только при условии полной политической независимости.
       Жизнь подтвердила его правоту.
       После гибели Иеуды военачальником и главой государства стал его
       брат Ионатан, который после ряда кровопролитных сражений вынудил
       сирийские войска покинуть Иудею. При нем сирийские властители из
       династии Селевкидов, пока еще неофициально, признали независи-
       мость Иудеи. Как и Иеуда, Ионатан погиб в сражении.
       Официальной независимости еврейского государства, Иудеи, до-
       бился последний из братьев Симон (Шимон), использовавший междо-
       усобицы, которые в это время терзали царство Селевкидов.
       Шимон процарствовал восемь лет и после его гибели, в результа-
       те коварного покушения, наследником стал его сын Иоханан Гиркан
       I (134-104 гг. до н.э.). Он вел успешные войны и полностью очистил
       от греко-сирийского присутствия Самарию, Галилею и Идумею, насе-
       ление которой приняло иудаизм. Иоханан Гиркан I правил страной 31
       год, проявив себя мудрым правителем и способным военачальником.
       Его сын Аристобул I провозгласил себя царем Иудеи, вместо ра-
       нее введенного Шимоном титула "этнарха", равноценного царскому.
       Аристобул I правил страной всего два года (104-103 гг. до н.э.)
       Его брат Александр Янай (103-76 гг. до н.э.) восстановил суверени-
       тет и еврейский облик во всех городах прибрежной полосы, в том чис-
       ле и в городе Газа. Через портовые города активизировалась торговля
       и это благоприятно отразилось на подъеме экономики, в том числе на
       сельскохозяйственном производстве.
       В течение трех лет Янай воевал в Заиорданье, восстанавливая ев-
       рейский суверенитет на землях Манассии, Гада, Реувена, в том числе
       на Голанах.
       Александр Янай подобно царю Давиду был воином и героем. Он
       осуществил конечную цель династии Хасмонеев и восстановил суве-
       ренитет и территориальную целостность страны в границах, которые
       были определены во времена царей Давида и Соломона u1085 на вечные вре-
       мена. Вдоль границ он восстановил и построил крепости, в том числе
       и такие мощные как Массада, Гиркания и другие.
       В его царствование был построен дворец Хасмонеев и здание над
       пещерой Махпела (в его древнем виде) в Хевроне.
       Александр Янай скончался в 76 году до н.э. в возрасте 49 лет, после
       27-летнсго царствования.
      
       В царствование Александра Яная обострились противоречия меж-
       ду двумя основными религиозными течениями в иудаизме, главным
       образом, между партиями саддукеев и фарисеев. Первые считали
       письменную Тору достаточной основой иудейской веры и не видели
       необходимости в бесчисленных комментариях к ее тексту. Они также
       отрицали мессианскую идею и считали политическую независимость
       важнейшей гарантией независимости религиозной и национальной.
       Они поддерживали усилия правителей страны из династии Хасмонеев,
       особенно царя Александра Яная.
       В партии саддукеев было много богатых и влиятельных людей, их
       поддерживали наследные священники Храма.
       Фарисеи, в основном, принадлежали к среднему классу. Они стре-
       мились сделать Тору применимой к нуждам современности, как они ее
       понимали, путем толкования ее текста.
       Фарисеи были ярыми противниками "оскверняющего воздействия
       греческой культуры" и их фанатизм в этом вопросе причинил много
       вреда стране в период царствования Александра Яная, которого они
       ненавидели.
       Вдова и наследница Александра Яная, Александра Соломея (76-
       67 гг. до н.э.), в интересах мира и спокойствия в стране решила пра-
       вить, опираясь на фарисеев, которые преобладали в ее Совете и Боль-
       шом Синедрионе.
       По настоянию фарисеев царица являлась главой государства, а фун-
       кции первосвященника исполнял ее сын Гиркан, другой ее сын Арис-
       тобул II помогал ей в делах правления. Фарисеи улучшили систему
       школьного образования и направили большое количество учителей в
       различные районы Иудеи с целью обучения детей и молодежи чтению
       и письму, а также изучению Торы.
       В это время среди большинства народов мира царила неграмот-
       ность, однако в маленькой Иудее множество людей не только умели
       читать и писать, но и разбирались в вопросах религии, литературы и
       истории своей страны.
      
       ГЛАВА 9.
       РИМСКАЯ ОККУПАЦИЯ 63 г. до н.э.-638 г. н.э.
       9. 1. Эрец Исраэль. Иудея в составе Римской империи.
       В первом столетии до н.э. Римская республика постепенно распро-
       странила свой контроль на весь регион Средиземноморья. Ее лидер
       Помпей Великий положил конец царству Селевкидов и Сирия с 63 г.
       до н.э. стала римской провинцией.
       В этом же году Помпей захватил Иерусалим, однако Иудея осталась
       вассальным государством. Иеоханан Гиркан II продолжал править
       страной, являясь первосвященником и этнархом, обладая царскими
       полномочиями. Кроме того, римляне подтвердили его наследственное
       право ведать делами евреев в рассеянии, где, в результате насильствен-
       ного переселения в период ассирийской и вавилонской оккупации,
       последующих войн и беспорядков, проживало более миллиона евре-
       ев. Самыми многочисленными были еврейские общины в Вавилонии,
       Египте и Сирии. В самой Иудее в это время проживало более четырех
       миллионов евреев.
       В 37 году до н.э. римляне признали царем Иудеи Ирода, ранее гу-
       бернатора Галилеи, происходившего из Идумеи, население которой не
       так давно приняло иудаизм. Так был положен конец династии Хасмо-
       неев, обеспечившей стране более ста лет независимого существования
       и территориальной целостности.
       Ирод был дальновидным политиком и, также как и царь Соломон,
       великим строителем. Он женился на хасмонейской принцессе Мари-
       амне и был верным приверженцем Рима и эллинистической культуры,
       господствовавшей во всех странах Римской империи, сохраняя при
       этом верность иудейской религии, ее законам и традициям.
       Ирод построил многочисленные крепости и дворцы в стратегичес-
       ки важных пунктах, в том числе в Иерихоне (южнее Иерусалима), Ма-
       хероне (за Мертвым морем) и перестроил крепость на громадной скале
       - Массада.
       Новый порт Цезарея стал лучшей гаванью на срсдиземноморском
       побережье. Однако главным достижением Ирода стала грандиозная
       реконструкция Иерусалимского Храма (18-12 гг. до н.э.) и строительс-
       тво примыкавшего к нему великолепного царского дворца-крепости.
      
       Ирод пользовался большой популярностью в странах восточного
       Средиземноморья. В 12 г. до н.э. он был избран президентом Олим-
       пийских игр и "вдохнул в них жизнь своей финансовой и организаци-
       онной помощью" /11/.
       Царствование Ирода Великого (37-4 гг. до.н.э.) обеспечило еврейс-
       кому государству, Иудее, около тридцати лет мирного существования,
       экономического благополучия и расцвета еврейской учености.
       После смерти Ирода Великого император Август поделил Иудею
       между тремя его сыновьями. Один из них, Архелай, правил террито-
       риями центрального региона, в который входила собственно Иудея и
       Самария. Его брату - Ироду Антипе, отводились две раздельные тер-
       ритории - Галилея и Заиорданье (Перея).
       Третий брат - Филипп был поставлен во главе земель на севере
       страны (южная часть Сирии).
       Антипа и Филипп правили успешно, первый до 37 года, второй до
       34 года (нашей эры).
       Архелай находился у власти 10 лет, после чего Иудея лишилась
       статуса государства и стала римской провинцией, которой управляли
       губернаторы.
       Евреям, коренным жителям страны, была гарантирована религиоз-
       ная автономия и сохранялась власть первосвященников. Основным ин-
       ститутом еврейского самоуправления оставался Синедрион, который
       утверждал местные советы, состоящие из 23 старейшин.
       Значительная часть еврейских земель была конфискована римской
       армией, однако еврейское население росло, в том числе, за счет возвра-
       щения на Родину еврейских изгнанников из соседних стран.
       В это время значительно возросло количество еврейских городов и
       деревень на севере страны.
       Присутствие в стране римских гарнизонов, распространение рим-
       ской символики, действия губернаторов, несовместимые с еврейски-
       ми обычаями и религиозными законами, стало причиной возмущения
       еврейского населения. Аресты и казни участников протеста привели
       к вооруженным выступлениям против римлян еврейских групп сопро-
       тивления - зелотов и сикариев. Активизировалось партизанское под-
       полье во главе с Иеудой u Галилеянином.
       0x01 graphic
      
      
       Иудея (Эрец-Исраэль) в составе Римской империи, I-VI вв.
       "Еврейская энциклопедия, т. XII, 1911г."
      
      
      
      
      
       9. 2. Первое еврейское антиримское восстание. 66-73 гг.
       В 66 году началось антиримское восстание, которое вошло в исто-
       рию как Первая Иудейская война.
       В Иерусалиме восстание возглавил Элеазар - староста Храма, вто-
       рой после первосвященника человек. Римский гарнизон в Иерусалиме
       был уничтожен, а римская армия, которую направил в Иудею губер-
       натор Сирии, была рассеяна еврейскими отрядами у Бейт-Хорона, к
       северо-западу от Иерусалима.
       Вскоре повстанцы установили контроль над значительной частью
       территории страны и первосвященник Анан II, который возглавил
       вновь сформированное правительство, пытался достичь с римлянами
       соглашения о прекращении боевых действий, однако безуспешно.
       Римский император Нерон (54-68 гг.) назначил губернатором Эрец
       Исраэль (Иудеи) сенатора и экс-консула Веспасиана, и в 67 году рим-
       ская армия вновь оккупировала Галилею. Военные действия в Иудее
       возобновились только после того, как Веспасиан в 69 году стал им-
       ператором.
       В 70 году его сын Тит возглавил 65-тысячную армию, которая пос-
       ле продолжительной осады и кровопролитных сражений с еврейскими
       повстанцами, захватила Храм, сожгла, разграбила и разрушила его.
       Это произошло в тот же месяц и в тот же день, когда в 586 году вави-
       лонская армия разрушила Первый Храм - в девятый день месяца Ав
       (июль-август).
       В других местах Иерусалима бои продолжались еще четыре с по-
       ловиной месяца. Римские войска, в злобе и ярости, разрушали жилые
       кварталы, убивали всех, кто им попадался. Тысячи людей были взяты
       в плен, проданы в рабство, казнены.
       Подробно о первом антиримском восстании рассказал его участник,
       великий еврейский историк Иосиф Флавий.
       В книге "Иудейская война" он сообщает печальный итог борьбы
       еврейского народа с могущественной Римской империей:
       "Число всех пленных за время войны доходило до девяноста семи
       тысяч, а павших во время осады было миллион сто тысяч. Большинство
       их было родом не из Иерусалима, ибо со всей страны стекался народ
       в столицу к празднику опресноков и здесь был неожиданно застигнут
       войной".
       "..Размеры гибели людей превышали все, что можно было ожидать
       от человеческой и божеской руки. Из тех, которые и теперь еще появ-
      
       лялись, римляне одних убивали, а других брали в плен. Они разыски-
       вали скрывающихся в подземельях и, раскапывая землю, убивали всех
       там находившихся".
       Два руководителя восстания Иоанн и Симон были взяты в плен.
       Первый был приговорен к пожизненному заключению, а второй "был
       предназначен для триумфальной жертвы".
       Римляне полностью разрушили и предали огню весь город, а окру-
       жавшие его стены срыли до основания.
       "От царя Давида, первого иудейского царя в Иерусалиме, до разру-
       шения, произведенного Титом, прошло 1179 лет... Ни древность горо-
       да, ни неимоверное богатство его, ни распространенная по всей земле
       известность народа, ни великая слава совершавшегося в нем богослу-
       жения не могли спасти его от падения. Таков был конец иерусалимс-
       кой осады". /8/
       Последним оплотом еврейских повстанцев стала горная крепость
       Масада, которая продержалась еще три года. Когда положение стало
       безвыходным, после того как римлянам удалось пробить брешь в кре-
       постной стене, защитники Масады совершили массовое самоубийство.
       Ворвавшиеся в крепость римляне нашли там тела девятисот шести-
       десяти еврейских воинов, их жен и детей. В живых остались лишь две
       женщины и пятеро детей, которые прятались в подземном водопровод-
       ном канале.
       Так завершилась первая национально-освободительная война ев-
       рейского народа за освобождение своей Родины - Эрец Исраэль от
       римских оккупантов.
       Несмотря на огромные разрушения и потери, еврейская жизнь в
       стране продолжалась. Центрами богослужения и религиозного просве-
       щения теперь стали синагоги.
       Все большую роль приобретали знатоки религиозного закона - рав-
       вины. Один из них, самый известный - Йоханан бен Заккай, основал в
       городе Явне религиозную школу, которая со временем превратилась в
       центр и академию иудаизма.
       9. 3. Второе еврейское антиримское восстание. 132-135 гг.
       В 115 году религиозные гонения в период правления императора
       Траяна спровоцировали беспорядки среди еврейского населения Иудеи,
       а также в еврейских общинах соседних стран - Кипра, Сирии, Египта,
       Месопотамии. Римские войска эти восстания жестоко подавили.
       В 117 году место Траяна занял Адриан (76-138 гг.).В 130 году во
      
       время посещения Иерусалима Адриан заявил о своих намерениях пос-
       троить новый римский город Элиа Капитолина на руинах Иерусалима
       и храм Юпитера на месте иудейского Храма.
       Этого было достаточно, чтобы царившая между евреями и римля-
       нами враждебность через несколько лет привела ко второму антирим-
       скому восстанию, которое продолжалось три года с 132 по 135 гг.
       Восстание поддержали многие известные раввины, включая само-
       го известного среди них, выдающегося раввина Акиву бен Иосефа
       (50-135 гг.).
       Предводитель восстания Бар Кохба (Шимон бар Кохба) был одарен-
       ным и решительным человеком. Он вел партизанскую войну, истребляя
       не очень крупные римские гарнизоны, постепенно освобождая страну.
       После освобождения Иерусалима Иудея была объявлена независимой
       и этот год был объявлен Первым годом освобождения Израиля. Были
       выпущены специальные монеты со словами "Шимон князь Израиля".
       Бар Кохба начал организовывать администрацию, налоговую систему
       и местное управление.
       Однако как и в Первую Иудейскую войну силы были не равны. Ма-
       ленькой Иудее противостояла огромная, все еще могущественная Рим-
       ская империя.
       В решающих сражениях с римскими войсками, прибывшими в Иу-
       дею для подавления восстания, Бар Кохба терпит одно поражение за
       другим. Его последним оплотом стала крепость Бейтар, расположен-
       ная юго-западней Иерусалима.
       Летом 135 года римляне ворвались в крепость, осада которой про-
       должалась почти два с половиной года. Бар Кохба и все его люди были
       убиты. Раввин Акива и несколько других раввинов, участвовавших в
       восстании, были подвергнуты пыткам и казнены.
       Результатом этой Второй Иудейской войны были те же ужасные
       людские и материальные потери, что и после поражения в националь-
       но-освободительной войне 66-73 гг.
       "Бар-Кохба сохранился в памяти евреев как национальный герой и,
       как и Иеуда Маккавей, он является символом борьбы за освобождение
       от имперской зависимости". /22/
       9. 4. Завершающий этап римской оккупации. 136-638 гг.
       После подавления римлянами попытки u1077 еврейского народа освобо-
       диться от оккупации и восстановить государственность, в стране нача-
       лись жестокие гонения на еврейскую религию, евреям было запрещено
      
       жить в своей древней столице - Иерусалиме. Удвоив местный гарни-
       зон, император Адриан запретил называть страну "Иудея" и назвал ее
       "Сирия - Палестина". Он объявил также вне закона многие иудейские
       обычаи. Однако эти суровые меры сохранялись недолго. Отправление
       иудейской религии было официально разрешено. Римское правитель-
       ство санкционировало учреждение центральной раввинистической
       власти в лице патриарха и центрального суда - Синедриона. Патриарх,
       наделенный значительной властью, назначал раввинов, часто высту-
       пающих в роли судей и имел право собирать налоги. Так, постепенно
       восстанавливалось еврейское самоуправление страной, также как и в
       других странах-провинциях Римской империи.
       В конце второго века патриарх Иеуда I ха-Наси (135-219 гг.) вы-
       пустил свод законов, охватывающих все аспекты раввинистической
       традиции - законы, регулирующие земледелие, праздники, семейное,
       гражданское и процессуальное законодательство, законы отправления
       богослужений и соблюдения чистоты обряда.
       Этот свод законов известен под названием "Мишна" и стал фун-
       даментальным руководством раввинистического иудаизма, вплоть до
       наших дней.
       При внуке Иеуды I ха-Наси, Иеуде II Нессии (230-286 гг.), резиден-
       цией патриарха стала Тверия. По всей стране в это время было постро-
       ено много новых синагог, а раввины стали еще более влиятельны.
       В 364 году Римская империя разделилась на Западную и Восточную
       (позже названную Византийской империей).
       В 429 году была упразднена власть патриарха, однако в Иудее-Палес-
       тине продолжалась еврейская жизнь, главным интеллектуальным собы-
       тием которой, стало составление Талмуда - сборника академических де-
       батов и толкований на Мишну. Тогда же некоторые раввины составили
       собрания проповедей в кратком изложении - мидрашим. В то же время,
       в Вавилоне раввины составили собственный Вавилонский Талмуд.
       В период между IV и VII вв. в Иудее, а также диаспоре, происходит
       расцвет поэзии на иврите, ставший базой еврейского u1083 литературного
       творчества в средние века.
       Евреи Иудеи - Палестины дважды восставали в период Византий-
       ского правления - в IV веке и в VII веке, когда они объединились с
       персами против византийского императора Гераклия I (613-641 гг.).
       Ослабленные столетними войнами обе империи, Византийская и Пер-
       сидская, не могли противостоять появившейся в VII веке на Ближне-
       восточной арене новой силе, сформировавшейся на Аравийском полу-
       острове - арабской.
      
       Заключение.
       1. Обзор событий - фактов на протяжении около десяти веков, пос-
       ле царя Соломона до римской оккупации в 63 году до н.э., подтвержда-
       ет непрерывность жизни еврейского народа в Эрец Исраэль в качестве
       титульной, государственно-образующей нации, которая вела непре-
       рывную борьбу за свою независимость со сменяющими друг друга
       могущественными империями, строила свою страну - Эрец Исраэль,
       развивала культуру и внесла достойный вклад в развитие человечес-
       кой цивилизации. И еще один логический вывод: ни один "профессор"
       - фальсификатор истории не может опровергнуть истинных фактов ев-
       рейской истории или "обосновать" присутствие в Эрец Исраэль арабов
       "с незапамятных времен".
       2. В первом веке, уже нашей эры, римляне превратили Эрец Исра-
       эль в провинцию своей империи. Однако потеря государственности не
       означает потерю Родины. Действительно, государство - это "аппарат
       управления обществом, наделенный властью, опирающейся на силу
       закона...". Разрушение этого "аппарата" не отменяет право вечной
       собственности народа на территорию, которая является его Родиной и
       на которую ему принадлежит приоритет.
       Таким образом, пока народ "жив" он сохраняет право восстановить
       на принадлежащей ему территории свое национальное государство, га-
       рантирующее этому народу и каждому человеку, к нему принадлежа-
       щему по происхождению (национальности), безопасное и достойное
       существование, развитие своей национальной культуры и сохранение
       своей индивидуальности в семье цивилизованных народов мира.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Вакс Йосиф Ельевич (i_vaks@yahoo.co.uk)
  • Обновлено: 17/02/2009. 43k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 4.63*5  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка