Вакс Йосиф Ельевич:
другие произведения.
сто лет лжи и насилия
Сервер "Заграница":
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
© Copyright
Вакс Йосиф Ельевич
(
i_vaks@yahoo.co.uk
)
Обновлено: 17/02/2009. 43k.
Статистика.
Статья
:
Израиль
Оценка:
5.10*6
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Аннотация:
Часть четвертая "От Соломона до арабс- кого вторжения".
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
ОТ СОЛОМОНА ДО АРАБСКОГО ВТОРЖЕНИЯ
ГЛАВА 8
ЕВРЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО ДО РИМСКОЙ
ОККУПАЦИИ 928-63 ГГ. ДО Н.
Э.
8. 1. Разделеннные царства 928-722 гг. до н.э.
После смерти царя Соломона единое царство распалось на два - Се-
верное Израильское на территории десяти северных колен (Самария,
Галилея и Заиорданье) и южное Иудейское - на территории колен
Иуды и Веньямина.
Первым царем северного Израильского царства стал Иеровоам (927
-901 гг. до н.э.). В прошлом, во времена царя Соломона - начальник
рабочей силы колена Ефраима, к которому он принадлежал. Своей сто-
лицей он избрал город Шхем в Самарии, и, кроме того, построил город
Пенуэль в Заиорданье, который считал своей второй столицей. /11/
Примерно два столетия страна оставалась разделенной на два царс-
тва. Южным Иудейским царством по-прежнему правили наследники
дома Давида, в то время как северным Израильским царством правили
разные люди и только немногим удавалось установить наследствен-
ные династии.
Одну из таких династий основал Амврий (882-871 гг. до н.э.), кото-
рый перенес столицу Израильского царства в новый, построенный им
город Самарию. Раскопки обнаружили там особняки семьи Амврия и
придворных, кладовые, бассейны и зернохранилища, а также городс-
кой квартал.
Амврий, а впоследствии его сын Ахав (871-852 гг. до н.э.), проводи-
ли политику сближения с Иудейским царством. В этот период каждое
царство проводило обширную строительную программу.
В правление первого правителя Иудеи, сына царя Соломона Ровоама
(927-910 гг. до н.э.), были построены крепости на юге в Негеве, вдоль
границы с Египтом, а также на побережье - Ипа, Лахиш и ряд других.
В царствование Озии (Осия) (787-736 гг. до н.э.) Иудейское царс-
тво расширилось на восток - вассалами стали аммонитяне, полностью
были очищены от филистимлян города Гат, Ашдод, Явне. Иерусалим
был расширен и значительно укреплен, а реорганизованная и перево-
оруженная армия стала полностью профессиональной. Заметный рост
населения в обеих царствах сопровождался развитием торговли и зем-
леделия. Развивалось виноделие, производство тончайших сортов бе-
ленного полотна (город Бейт-Ашбеа, на юге).
В разные периоды оба царства сталкивались с угрозами со стороны
Египта и арамейских государств Сирии. Однако в это время (в восьмом
веке до н.э.) общую опасность для всего Ближнего Востока представ-
ляла Ассирия, громадная империя, которая простиралась от Персидс-
кого залива до Армении.
В 733 году до н.э. ассирийцы вторглись в Сирию, разрушили Да-
маск, разделили страну на четыре провинции и депортировали значи-
тельную часть населения в Иран.
Спустя несколько лет такая же участь постигла Израильское царс-
тво. Ассирийский царь Салманасар V (727-722 гг. до н.э.) после трех-
летней осады, в 722 году до н.э., овладел столицей Израильского царс-
тва - Самарией и сравнял ее с землей. Царь Осия (731-723) был взят в
плен. Не менее 27900 жителей Самарии было депортировано в Асси-
рию. Однако значительная часть еврейского населения северных ко-
лен Израиля нашла убежище в Иудее и, впоследствии, многие из них
вернулись в свои дома
Два еврейских царства, середина VIII века до н.э.
"Еврейская энциклопедия, т. XII, 1911г."
8. 2. Иудейское царство в период 722-586 гг. до н.э.
После завоевания Ассирией Израиля Иудея осталась единственным
государством этого региона, сохранившим независимость. Царь Иудеи
Езекия (725-627 гг. до н.э.) проводил осторожную политику в отноше-
нии Ассирии и сосредоточился на укреплении пограничных оборони-
тельных сооружений, совершенствовании административной системы
государства, сооружении хранилищ с запасами продовольствия. Кроме
того, в Иерусалиме был построен туннель, по которому в город посту-
пала родниковая вода. Туннель сохранился до наших дней.
В 705 году до н.э. Езекия в коалиции с Египтом предпринимает по-
пытку освободить северную часть страны от ассирийской оккупации,
однако терпит сокрушительное поражение. Ассирийцы осадили Иеру-
салим, но вскоре начали поспешное отступление в свои земли из-за
разразившейся в их войсках эпидемии.
В 612 году до н.э. вавилоняне, совместно с союзными мидянами (из
Северного Ирана), захватили ассирийскую столицу Ниневию.
В 609 году до н.э. последний ассирийский царь Ашшубалит и под-
держивающий его египетский фараон Нехо (610-594 гг. до.н.э) с остат-
ками войск, разгромленных вавилонянами, отступили в Сирию. Одна-
ко уже в 605 году до н.э. царь Вавилонии Навуходоносор нанес им еще
одно тяжелое поражение в битве при Кархемише (на северной границе
Сирии), и занял всю Сирию. Это означало окончательный крах Асси-
рии.В 601 году Навуходоносор двинулся с большим войском на Иудею,
но ограничился согласием ее царя Иоакима (608-598 гг. до н.э.) в те-
чение трех лет платить дань. Однако спустя два года Иоаким пытается
освободиться от этой унизительной зависимости, но терпит пораже-
ние. Вавилонские войска вошли в Иерусалим, Иоаким был убит и ца-
рем становится его сын Иоахам. Около трех тысяч еврейских почетных
граждан Иерусалима в качестве военнопленных увели в Вавилонию.
Вскоре вслед за ними, по приказу Навуходоносора, были отправлены
около десяти тысяч ремесленников и юношей, а также u1048 Иоахим с семь-
ей и приближенными.
Царем Иудеи стал дядя Иоахима - Седекия. Восемь лет он соблюдал
верность Вавилонии, однако в 589 году до н.э. в Иерусалиме началоь
восстание против оккупантов - вавилонян, и войска последних, пос-
ле почти двухлетней осады, овладели еврейской столицей. По приказу
Навуходоносора Иерусалим был частично разрушен, в том числе была
разрушена царская резиденция, а Храм был разграблен и сожжен (это
произошло 9 Ава 586 года до н.э.). Царь Иудеи Седекия был ослеплен,
его доставили в Вавилон, где он вскоре умер.
Так завершилась династия царей из дома Давида. Их было двадцать
один и царствовали они 450 лет, из которых двадцать лет власть находи-
лась в руках первого царя Саула, происходившего не из дома Давида.
Иудейское царство пережило Израильское на 135 лет, после заво-
евания страны прошло 650 лет. Первый Храм просуществовал около
360 лет.
В 598 и 586 гг. была выслана в Вавилон незначительная часть до-
военного населения Иудеи, главным образом, тщательно отобранные
вавилонскими чиновниками политические, обществнные, экономичес-
кие и религиозные лидеры страны.
Многие поселенцы стали играть заметную роль в политической,
экономической и финансовой жизни вавилонской империи. Однако
они свято соблюдали предписания еврейской религии, сознавая отчет-
ливее, чем в прежние времена на Родине, свою особую и неизменную
самобытность в окружении языческих народов.
Между тем еврейская жизнь в земле Израиля продолжалась. Мил-
лионы простых людей трудились, как прежде, обрабатывая землю и
занимаясь ремеслами.
8. 3. Эрец Исраэль. Иудея в составе Персидской империи.
539-330 гг. до н.э.
Примерно через четыре десятилетия после разрушения Иерусалим-
ского Храма вавилоняне были разгромлены царем персов Киром Вели-
ким (559-530 гг. до н.э.)
Вместе с другими, входившими в состав Вавилонии землями, в его
руки перешли территории Иудейского и Израильского царств, полу-
чившие в это время общее название Иудея.
Кир издал указ, в соответствии с которым, часть изгнанников-иуде-
ев могла вернуться из Вавилона в Иерусалим и там восстановить го-
сударство под его протекторатом. Он заявил также о своем намерении
поддержать восстановление Иерусалимского Храма. Около пятидеся-
ти тысяч изгнанников под руководством Зоровавеля, принадлежащего
к потомкам дома Давида, вернулись на родину, в Иудею.
Главной заботой вернувшихся было, завершившееся в 516 году до
н.э. строительство Второго Храма - символа и центра религиозного и
национального самоопределения и самосознания еврейской нации на
протяжении многих веков.
Продолжалось восстановление и расширение Иерусалима - вечной
столицы Эрец Исраэль - Иудеи.
В период правления персидского царя Артаксеркса I (464-425 гг. до
н.э.) царским уполномоченным по Иерусалиму и прилегающим к ним
территориям был назначен Неемия, занимавший влиятельный пост
при царском дворе, один из вавилонских изгнанников.
При нем в 445 году до н.э. были восстановлены стены вокруг Ие-
русалима и осуществлен ряд реформ, направленных на укрепление ев-
рейской веры в соответствии с Торой.
Он также выступил с резким осуждением смешанных браков среди
еврейского населения. Неемия находился на своем посту 11 лет (445-
434 гг. до н.э.) /11/.
Вторая волна репатриации евреев на Родину состоялась при Артак-
серксе II (404-358 гг. до н.э.) под руководством Эздры.
Эздра был священником, потомком Аарона, и представлял интересы
своих соотечественников при царском дворе. Эздра был наделен широ-
кими полномочиями, распространявшими его власть на всю страну.
При возвращении на Родину, в Эрец Исраэль (Иудею), Эздру сопро-
вождало около пяти тысяч человек, в том числе священники и левиты,
которые везли с собой сосуды для литургий в Храме.
По прибытии в Иерусалим Эздра ужесточил реформы и чистки,
предпринятые Неемией, в том числе запрет на смешанные браки. Он
возобновил положение о первосвященнике, который должен был при-
надлежать к потомкам Аарона.
В дальнейшем, на протяжении веков, помазанный первосвященник,
облеченный царскими полномочиями, управлял страной, опираясь на
священников, левитов и Совет Старейшин.
В восстановленном еврейском государстве, благодаря усилиям Нее-
мии и Эздры, Тора стала духовной опорой еврейского народа, норматив-
ным документом не только еврейской веры, но и повседневной жизни.
Эздра практиковал публичное чтение отрывков из Торы с их разъ-
яснением и адресовался не только к элите, но и к широким слоям
населения.
В это время не менее важными, чем священники стали ученые, пис-
цы, книжники, которые в соответствии со своей интерпретацией текс-
та Торы определяли нормы следования ей.
Чтение Торы с разъяснительными комментариями позднее сыграет
важную роль в обновлении иудаизма, в соответствии с меняющимся
мировосприятием у каждого последующего поколения.
"Книги Неемии" и "Книга Эздры" содержат описание событий,
связанных с восстановлением Храма, Иерусалима и государственнос-
ти в составе Персидской империи. Ученые историки оценивают эти
произведения, как "ярчайшие образцы еврейской истории" /11/.
8.4. Эрец Исраэль. Иудея под властью греков. 332-167 гг. до н.э.
В 334 году македонский полководец Александр III Великий начал
свой знаменитый завоевательный поход, в ходе которого завоевал все
царства Ближнего и Среднего Востока, Египет, а затем и Индию. Иу-
дея вошла в состав его империи.
После смерти Александра в 323 году до н.э. созданная им империя
распалась на ряд эллинистических государств, во главе которых стоя-
ли его преемники, образовавшие три основные династии: Антагониды
в Македонии, Селевкиды в Сирии и Птолемеи в Египте.
Во владения Птолемеев входила и Иудея, которая, как и прежде
при персах, управлялась первосвященником, обладавшим царскими
полномочиями. В Самарии и Газе были основаны греческие колонии,
а по обе стороны от реки Иордан были созданы греко-македонские
поселения. Греческие правители были заинтересованы в создании син-
теза греческой и местной культур, распространении греческого языка,
философии и религиозного культа. На протяжении всего греческого
правления шла борьба между евреями - сторонниками и противника-
ми эллинизации.
В 200 году до н.э. контроль над Иудеей захватил правитель Сирии
из династии Селевкидов Антиох III. Его наследник Антиох IV Эпифан
(175-164 гг. до н.э.) запретил евреям в Иудее практиковать обрезание,
праздновать субботу и, кроме того, приказал приносить жертвы язы-
ческим богам, а Иерусалимский Храм провозгласил святилищем гре-
ческого божества - Зевса.
Таким образом, Антиох IV предпринял попытку силой навязать ев-
реям греческий культ, заставить их отказаться от иудаизма - религии
отцов. Ответом на эти действия стало всеобщее возмущение еврейско-
го населения и восстание, которое покончило с греческим господством
в Эрец Исраэль.
8. 5. Восстановление независимости и суверенитета.
167-63 гг. до н.э.
Восстание еврейского народа за независимость и сохранение своей
религиозной и национальной самобытности возглавил глава семейства
Хасмонеев Маттафия из деревни Модии. Сначала к нему присоедини-
лись жители окрестных деревень, а затем масса народа по всей стране,
а также еврейские воинские отряды.
Пробыв во главе восстания в течение года, в 166 году до н.э. Мат-
тафия умер. Во главе вооруженных формирований стал его сын Иеуда
Маккавей, который первым делом восстановил по всей стране еврей-
ские законы и начал освобождение городов от македонских воинских
гарнизонов. Сирийские правители пытались подавить восстание, сна-
чала используя местные гарнизоны в Самарии, Кесарии, а затем ог-
ромные армии из Сирии во главе с самыми опытными полководцами.
Однако благодаря мужеству и героизму еврейских воинов, которых
вдохновлял своим примером Иеуда, его малочисленная, по сравнению
с вражескими, армия одерживала одну победу за другой.
В 164 году до н.э. Иеуда, первосвященник и глава государства, ос-
вободил от иноземных войск Иерусалим. Храм был заново освящен, а
в память об этом событии, а также о чуде, в результате которого све-
тильник (храмовая менора), заправленный остатком неоскверненного
масла, которого могло хватить лишь на один день, горел целых восемь
дней, был учрежден праздник - Ханука.
В 162 году Иеуда решил вступить в дружеский союз с римлянами.
Был заключен договор "...по поводу оборонительного и наступатель-
ного союза с народом иудейским...", утвержденный римским сенатом.
В 161 году до н.э. Иеуда одержал решающую победу над сирийской
(македонской) армией, насчитывающей 40 тысяч пешего и 10 тысяч
конного войска. Эта победа увеличила политический вес Иудеи в гла-
зах ее соседей и вдохновила еврейский народ.
Иеуда вел успешные бои с окрестными племенами на севере стра-
ны в Галилее, в Заиорданьс и Галладе, взял город Ефрон и очистил от