ЧАСТЬ ПЯТАЯ
ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬ(ПАЛЕСТИНА) ПОД ВЛАСТЬЮ
ИСЛАМА
ГЛАВА 10
АРАБСКАЯ ОККУПАЦИЯ 638-1099 ГГ.
10.1 Арабы. Историческая справка.
Родина арабского народа - Аравия, Аравийский полуостров, огром-
ная территория, значительную часть которой составляет необитаемая
пустыня.
Южная часть полуострова - Йемен - был известен в древние време-
на под названием Земля Шеба. О развитии торговых связей между этой
страной и Израилем свидетельствует история посещения царя Соломо-
на царицей Савской, прославленной в арабской литературе за красоту.
Арабы Шебы, говорившие на юго-восточном семитском языке, пос-
тавляли специи и фимиам в Месопотамию (нынешний Ирак), в Изра-
иль, Египет и другие страны Ближнего и Среднего Востока. Древние
сухопутные маршруты проходили, главным образом, через западные
районы Аравии - гористую и пересеченную местность.
Кочевые арабские племена в Западной и Центральной Аравии с древ-
них времен занимались скотоводством и торговлей. Хорошо вооружен-
ные арабы - погонщики верблюдов, были хозяевами торговых маршру-
тов, обеспечивая себе долю прибыли от продажи перевозимых грузов.
Достаточно крупные постоянные поселения в этих краях появились
лишь в первые века до н.э. Наиболее известные из них - это города
Мекка и Медина в районе Хиджаз. Через Мекку проходили караваны,
перевозившие грузы с юга на север и обратно.
Арабские племена объединяли общий язык, сходство обычаев, тра-
диций и образа жизни в суровых условиях пустыни. Только в случаях
крайней необходимости племена заключали временные союзы.
Древнеарабская религия (вплоть до VII века н.э.) языческая, ко-
торая признавала священными такие места как источники, родники,
рощи, необычные скалы. Часто у алтарей этих святилищ совершались
жертвоприношения.
Центральное святилище Мекки было местом обитания 360 идолов,
олицетворявших духов и божеств Хиджаза. Паломничество в Мекку
было важным элементом религии арабов задолго до принятия ислама.
67
У арабов ценились такие качества как честь семьи, рода, племени,
гостеприимство, однако существовала кровная месть до получения
равноценной компенсации за убийство или другой ущерб, причинен-
ный какой-либо семьей, родом, племенем.
"Поскольку в предисламской Аравии было много беззакония и на-
силия, а также отсутствовала устойчивая религиозная этика, последу-
ющие исламские поколения называли период до возникновения исла-
ма "Джахилийа" (эпохой варварства), когда люди не ведали мира и
благословения истинной религии". (15) Такой истинной религией стал
ислам, объединивший арабские племена в единый народ, во главе с ре-
лигиозным и политическим лидером. Это произошло в VII веке, спустя
1800 лет после принятия евреями Завета у горы Синай и 600 лет после
возникновения христианства.
Основатель новой религии Мухаммад родился, примерно, в 570
году в Мекке, он принадлежал к роду Хашим, племени Курайш. Около
610 года начались его пророческие откровения.
Ядром новой религии был призыв к покорности единственному
Богу, который в прежние времена говорил к Аврааму, Моисею, Иисусу
и другим пророкам, известным по библейской летописи.
В Мекке Мухаммад столкнулся с растущим недоброжелательством
лидеров курайшитов, видевших в нем угрозу своей экономической и
религиозной системе. Когда гонения на Мухаммада и его последовате-
лей ужесточились, они в 622 году переселились в Медину, где кроме
арабских кланов жили христиане и евреи.
Мухаммад провозгласил себя верховным главой всех враждовав-
ших между собой племен и кланов Медины и ее окрестностей, населе-
ние которых приняло ислам.
Те, кто упорствовал в принятии новой религии, в том числе и ев-
реи, были изгнаны из Медины. Земли, которые евреи обрабатывали
сотни лет, их дома и имущество Пророк разделил между своими пос-
ледователями.
В 628 году Мухаммад атаковал оазис Хайбар, в 140 км от Медины,
земли которого принадлежали старинному еврейскому клану. Осада
Хайбара продолжалась полтора месяца и его жители сдались Мухам-
маду на определенных условиях. В соответствии с договором, извес-
тным под названием "Зимма", евреи могли обрабатывать свои земли,
но половину урожая они должны были отдавать мусульманской общи-
не. Мухаммад сохранял право расторгнуть это соглашение и изгнать
евреев с их земли (на "которой они давно жили и родились"), когда
ему заблагорассудиться.
68
С тех пор люди, живущие в исламском обществе, но не исповедую-
щие ислам (евреи, христиане и другие), получили название "Зимми".
Они должны были платить налог за право обрабатывать ранее при-
надлежащую им землю и, кроме того, подушный налог, внесение кото-
рого часто сопровождалось унизительной церемонией, "дабы унизить
неверного".
В 630 году Мекка покорилась Мухаммаду и он стал признанным
политическим и военным лидером, а также духовным вождем, спло-
тившим разрозненные арабские племена в единый мусульманский на-
род на принадлежащей ему территории Аравии.
После завоевания почти всей Аравии, включая Йемен, и принятия
арабами ислама, Мухаммад превратился в могучего властелина, а вой-
ска арабов приобрели опыт завоевательных войн, которые были про-
должены после смерти Мухаммада в 632 году.
Его восприемником стал Абу-Бакр (632-634 гг.) - отец жены Про-
рока Айши. Его правление отмечалось военными действиями против
тех арабских племен, которые в этот период пытались вернуться к пре-
жней языческой религии. Абу-Бакр назначил своим преемником Ома-
ра, правление которого (634-644 гг.) отмечено бесконечными войнами.
Став халифом, Омар возглавил арабо-исламские завоевательные
походы в Сирию, Эрец Исраэль (Палестину), Египет, Северную Афри-
ку, Ирак, Иранское нагорье и за его пределы. Омар правил все расши-
ряющейся империей до 644 года и был убит своим рабом.
10.2 Вторжение арабов в Эрец Исраэль (Палестину) 634-638 гг.
С V века страна Израиля, многие страны в Азии и в Африке находи-
лись под властью императоров Византийской империи, столица кото-
рой находилась в Константинополе (нынешний Стамбул, в Турции).
Решив завоевать эти земли, Омар разделил свои войска на три армии,
в каждой из которой было по 10 000 всадников. Армия, которую воз-
главил сам Омар, двинулась на юг земли Израиля к Эйлату, еврейское
население которого и расположенных рядом деревень, сдались арабам,
согласившись выплачивать последним налог. Укрепившись в южной
части страны, Омар направился на север, продвигаясь по долине Арава.
В это время вторая армия во главе с Язид ибн Абу-Суфьян овладела
городом Петра в Заиорданье и, продвигаясь по направлению к Бэер-
Шеве, южнее ее в окрестностях Эйн-Амра разгромила войска визан-
тийского наместника Сергия.
Вторую крупную победу арабы одержали в битве у места, называ-
69
емого Датин, в 90 километрах юго-восточнее Газы. В этом сражении
византийцы потеряли около 3000 человек, в том числе, погибло мно-
го евреев и самаритян, которые воевали вместе с христианами против
арабов по просьбе Сергия, который попал в плен и был обезглавлен по
приказу Омара.
Укрепившись в Бэер-Шеве, арабские войска начали завоевание ок-
рестных крепостей, где располагались византийские гарнизоны. Тем
временем, третья арабская армия, во главе которой стоял Шурхабиль
ибн Хасна, продвигалась на север и вышла к реке Ярмук, отделяющей
Башан от Гилеада (две области в Заиорданье, севернее и южнее Тиве-
риадского озера (Кинерет). Когда византийский император Ираклий
понял, что арабское вторжение - серьезная угроза для империи, он на-
правил огромную армию во главе со своим братом Феодором Вардан
навстречу арабским войскам.
В первом сражении севернее Бэер-Шевы византийцы потерпели по-
ражение. В августе 634 г. в Заиорданье, неподалеку от города Пехаль,
войско Феодора было окончательно разгромлено и остатки его бежали
в Дамаск. /28/
Теперь никто не противостоял арабам в стране Израиля. В их руках
оказалось все Заиорданье, Галилея, Голан и Башан. Арабские войска
захватили Голаны, взяв без боя основные города этой области - Гадару,
Сусию, Селевкию, Кейсарион. Евреи с давних времен заселяли Голаны
и два последних города и их окрестности были, в основном, еврейски-
ми, тогда как в остальных городах население было смешанным.
Также без боя сдались жители Бацры - столицы Башана, где почти
все деревни в его южной части были еврейскими. Здесь жили потомки
еврейских лучников, которых поселил в Башане царь Ирод Великий
для охраны границ Иудейского царства, установленных еще царем
Давидом и общепризнанных, как сейчас принято говорить, мировым
сообществом тех, не таких уж далеких времен. Север Башана был засе-
лен, главным образом, христианами - арамейцами и итуреями. Многие
из них в страхе перед арабами бежали в Дамаск.
Одна из арабских колонн во главе с Шурхабилем несколько дней
осаждала Тверию, жители которой, в основном евреи, а также неболь-
шой греческий гарнизон, заперев ворота, не давали арабам войти в го-
род. Однако силы были не равны и по предложению главы еврейских
общин страны, гаона Яакова бен-Зутра, резиденция которого находи-
лась в Тверии, евреи сдались Шурхабилю, а греческий гарнизон бежал
в западную часть страны, где находились отдельные, еще не взятые
арабами, византийские крепости Ираклия.
70
Все города в стране Израиля сдавались завоевателям на следующих
условиях: арабы обещали не отнимать у жителей их синагог и церквей,
никого не убивать, не грабить, не забирать у них их жен и детей. Жите-
ли, в свою очередь, обязывались платить налоги халифу и предостав-
лять места для строительства мечетей. На таких же условиях сдались
жители Тверии после нескольких дней осады города арабами, которые
оставили за Гаоном Яаковом бен-Зутра прежние полномочия - главы
еврейских общин страны Израиля (Палестины).
В Самарии евреи не оказывали арабам сопротивления, а в Шхеме
еврейский первосвященник вручил Шурхабилю ключи от городских
ворот. Оставив в Шхеме и Себастие свои гарнизоны, Шурхабиль занял
Бейт Лехем и оставшиеся селения и деревни Иудеи.
После взятия Хеврона арабами, евреи - жители города восстанови-
ли древнюю синагогу над гробницнй праотцов, которую христиане до
этого превратили в церковь.
Так была завоевана, точнее, оккупирована арабами Эрец Исраэль,
кроме Иерусалима, осада которого продолжалась.
В 638 году халиф Омар взял Иерусалим, однако столицей Арабской
империи оставалась Медина, в Аравии.
Когда халифом стал Али ибн Аби Талиб, двоюродный брат и зять
Мухаммада, столица империи была перенесена в город Куфу, в Ираке.
Династия Омеядов правила (661-750) из Дамаска, а последняя динас-
тия Аббасидов правила (750-1258) из Багдада.
В 691 году халиф Абд аль Малик построил в Иерусалиме мечеть
"Купол над скалой", более известную как мечеть Омара. Эта мечеть
была построена на Храмовой горе, на том самом месте, где ранее на-
ходился Первый еврейский Храм, построенный царем Соломоном в X
веке до н.э. Разрушенный в 586 году до н.э., в период вавилонской ок-
купации, Храм был восстановлен в 515 году до н.э. и реконструирован
Иродом Великим в 22-18 гг. до н.э. Второй Храм был разрушен римля-
нами, разграблен и сожжен во время Первой иудейской войны.
Старший сын халифа Абд аль Малика Исам построил в южной час-
ти Храмовой горы еще одну мечеть под названием Аль-Акса/TT6 1. Эта ме-
четь стала местом паломничества мусульман, не имевших в то время
возможности достичь Мекки, где храм Кааба был и остается главной
святыней ислама.
Династия Омеядов, правившая Арабской империей около девя-
носта лет, создала мощный государственный аппарат и значительно
расширила пределы исламского мира, завершив оккупацию Северной
Африки и Испании.
71
10. 3 Страна Израиля (Палестина) - провинция
Арабской империи 638-1099 гг.
В период арабской оккупации Страна Израиля (Палестина) управ-
лялась теми же мусульманскими властями, которые правили в Египте
или в Сирии, в зависимости от того, провинцией какого из этих госу-
дарств в разное время она являлась. Первое время арабы, поселившие-
ся на еврейской земле, были немногочисленны и служили, в основном,
в местных гарнизонах в крупных городах.
В отличие от всех прежних завоевателей, оккупировавших терри-
тории многих стран, преследуя экономические и политические цели,
арабы, кроме того, главной целью считали распространение ислама в
соответствии с возложенной на них, арабов, Богом миссией - "при-
звать все народы мира в лоно ислама".
"Божественное" право завоевателей превращало территории, при-
надлежащие другим народам, в арабские.
Арабизация завоеванных территорий происходила в два этапа.
Первый этап - джихад (усилие). Это одна из глобальных исламских
концепций, разделяющая народы мира на два непримиримых лагеря.
Земли "Дар ал-Ислам" (обитель покорности), на которых покорен-
ные народы находятся под политической и правовой властью ислама,
и земли (территории) "Дар ал-Харб" (обитель войны) населенные не-
верными (немусульманскими народами).
Джихад - священная война по распространению ислама с оружием в
руках. Однако насильно обращать в ислам запрещено Кораном. Поэто-
му, первый этап включает покорение враждебной (немусульманской)
территории во имя Бога и облагодетельствование народов (неверных)
дарованием им священного исламского закона.
Второй этап - зимма, система лишения прав собственности корен-
ного населения, подавление его политической независимости, а затем,
подавление местной культуры и языка. Социальный статус немусуль-
ман, главным образом евреев и христиан (народов Книги), определял-
ся правилами и законами, основанными на юридически обоснованных
исламских концепциях взаимоотношений с покоренными народами в
ходе священной войны - джихада. К ним относились терпимо, назы-
вая "Зимми", то есть подданные, пользующиеся покровительством на
определенных условиях.
Зимми были обязаны платить исламским правителям харадж - на-
лог за право обрабатывать ранее принадлежащую им землю и джизью
- подушный налог. Этот налог каждый еврей или христианин должен
72
был платить лично, во время унизительной церемонии. Например, об-
ращаясь к правителям Арабской империи, халиф ал-Амир би Ахкам
Иллах (1101-1130) писал: "Знайте, что предварительное унижение не-
верных в этом мире... почитается за благочестивое деяние и обложение
их подушной податью пока они не заплатят откупа своей рукой и не
будут унижены (Коран 9:29), есть обязанность, заповеданная Богом...
Подать взимается от зимми лично, дабы унизить его и умалить, и тем
возвысить ислам и народ его, а племя неверных низвести в пучину по-