Вакс Йосиф Ельевич: другие произведения.

сто лет лжи и насилия

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Вакс Йосиф Ельевич (i_vaks@yahoo.co.uk)
  • Обновлено: 17/02/2009. 55k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Часть пятая "Эрец Исраэль(Палестина) под властью ислама".


  •    ЧАСТЬ ПЯТАЯ
      
       ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬ(ПАЛЕСТИНА) ПОД ВЛАСТЬЮ
       ИСЛАМА
      
       ГЛАВА 10
       АРАБСКАЯ ОККУПАЦИЯ 638-1099 ГГ.
      
       10.1 Арабы. Историческая справка.
      
       Родина арабского народа - Аравия, Аравийский полуостров, огром-
       ная территория, значительную часть которой составляет необитаемая
       пустыня.
       Южная часть полуострова - Йемен - был известен в древние време-
       на под названием Земля Шеба. О развитии торговых связей между этой
       страной и Израилем свидетельствует история посещения царя Соломо-
       на царицей Савской, прославленной в арабской литературе за красоту.
       Арабы Шебы, говорившие на юго-восточном семитском языке, пос-
       тавляли специи и фимиам в Месопотамию (нынешний Ирак), в Изра-
       иль, Египет и другие страны Ближнего и Среднего Востока. Древние
       сухопутные маршруты проходили, главным образом, через западные
       районы Аравии - гористую и пересеченную местность.
       Кочевые арабские племена в Западной и Центральной Аравии с древ-
       них времен занимались скотоводством и торговлей. Хорошо вооружен-
       ные арабы - погонщики верблюдов, были хозяевами торговых маршру-
       тов, обеспечивая себе долю прибыли от продажи перевозимых грузов.
       Достаточно крупные постоянные поселения в этих краях появились
       лишь в первые века до н.э. Наиболее известные из них - это города
       Мекка и Медина в районе Хиджаз. Через Мекку проходили караваны,
       перевозившие грузы с юга на север и обратно.
       Арабские племена объединяли общий язык, сходство обычаев, тра-
       диций и образа жизни в суровых условиях пустыни. Только в случаях
       крайней необходимости племена заключали временные союзы.
       Древнеарабская религия (вплоть до VII века н.э.) языческая, ко-
       торая признавала священными такие места как источники, родники,
       рощи, необычные скалы. Часто у алтарей этих святилищ совершались
       жертвоприношения.
       Центральное святилище Мекки было местом обитания 360 идолов,
       олицетворявших духов и божеств Хиджаза. Паломничество в Мекку
       было важным элементом религии арабов задолго до принятия ислама.
       67
       У арабов ценились такие качества как честь семьи, рода, племени,
       гостеприимство, однако существовала кровная месть до получения
       равноценной компенсации за убийство или другой ущерб, причинен-
       ный какой-либо семьей, родом, племенем.
       "Поскольку в предисламской Аравии было много беззакония и на-
       силия, а также отсутствовала устойчивая религиозная этика, последу-
       ющие исламские поколения называли период до возникновения исла-
       ма "Джахилийа" (эпохой варварства), когда люди не ведали мира и
       благословения истинной религии". (15) Такой истинной религией стал
       ислам, объединивший арабские племена в единый народ, во главе с ре-
       лигиозным и политическим лидером. Это произошло в VII веке, спустя
       1800 лет после принятия евреями Завета у горы Синай и 600 лет после
       возникновения христианства.
       Основатель новой религии Мухаммад родился, примерно, в 570
       году в Мекке, он принадлежал к роду Хашим, племени Курайш. Около
       610 года начались его пророческие откровения.
       Ядром новой религии был призыв к покорности единственному
       Богу, который в прежние времена говорил к Аврааму, Моисею, Иисусу
       и другим пророкам, известным по библейской летописи.
       В Мекке Мухаммад столкнулся с растущим недоброжелательством
       лидеров курайшитов, видевших в нем угрозу своей экономической и
       религиозной системе. Когда гонения на Мухаммада и его последовате-
       лей ужесточились, они в 622 году переселились в Медину, где кроме
       арабских кланов жили христиане и евреи.
       Мухаммад провозгласил себя верховным главой всех враждовав-
       ших между собой племен и кланов Медины и ее окрестностей, населе-
       ние которых приняло ислам.
       Те, кто упорствовал в принятии новой религии, в том числе и ев-
       реи, были изгнаны из Медины. Земли, которые евреи обрабатывали
       сотни лет, их дома и имущество Пророк разделил между своими пос-
       ледователями.
       В 628 году Мухаммад атаковал оазис Хайбар, в 140 км от Медины,
       земли которого принадлежали старинному еврейскому клану. Осада
       Хайбара продолжалась полтора месяца и его жители сдались Мухам-
       маду на определенных условиях. В соответствии с договором, извес-
       тным под названием "Зимма", евреи могли обрабатывать свои земли,
       но половину урожая они должны были отдавать мусульманской общи-
       не. Мухаммад сохранял право расторгнуть это соглашение и изгнать
       евреев с их земли (на "которой они давно жили и родились"), когда
       ему заблагорассудиться.
       68
       С тех пор люди, живущие в исламском обществе, но не исповедую-
       щие ислам (евреи, христиане и другие), получили название "Зимми".
       Они должны были платить налог за право обрабатывать ранее при-
       надлежащую им землю и, кроме того, подушный налог, внесение кото-
       рого часто сопровождалось унизительной церемонией, "дабы унизить
       неверного".
       В 630 году Мекка покорилась Мухаммаду и он стал признанным
       политическим и военным лидером, а также духовным вождем, спло-
       тившим разрозненные арабские племена в единый мусульманский на-
       род на принадлежащей ему территории Аравии.
       После завоевания почти всей Аравии, включая Йемен, и принятия
       арабами ислама, Мухаммад превратился в могучего властелина, а вой-
       ска арабов приобрели опыт завоевательных войн, которые были про-
       должены после смерти Мухаммада в 632 году.
       Его восприемником стал Абу-Бакр (632-634 гг.) - отец жены Про-
       рока Айши. Его правление отмечалось военными действиями против
       тех арабских племен, которые в этот период пытались вернуться к пре-
       жней языческой религии. Абу-Бакр назначил своим преемником Ома-
       ра, правление которого (634-644 гг.) отмечено бесконечными войнами.
       Став халифом, Омар возглавил арабо-исламские завоевательные
       походы в Сирию, Эрец Исраэль (Палестину), Египет, Северную Афри-
       ку, Ирак, Иранское нагорье и за его пределы. Омар правил все расши-
       ряющейся империей до 644 года и был убит своим рабом.
      
       10.2 Вторжение арабов в Эрец Исраэль (Палестину) 634-638 гг.
       С V века страна Израиля, многие страны в Азии и в Африке находи-
       лись под властью императоров Византийской империи, столица кото-
       рой находилась в Константинополе (нынешний Стамбул, в Турции).
       Решив завоевать эти земли, Омар разделил свои войска на три армии,
       в каждой из которой было по 10 000 всадников. Армия, которую воз-
       главил сам Омар, двинулась на юг земли Израиля к Эйлату, еврейское
       население которого и расположенных рядом деревень, сдались арабам,
       согласившись выплачивать последним налог. Укрепившись в южной
       части страны, Омар направился на север, продвигаясь по долине Арава.
       В это время вторая армия во главе с Язид ибн Абу-Суфьян овладела
       городом Петра в Заиорданье и, продвигаясь по направлению к Бэер-
       Шеве, южнее ее в окрестностях Эйн-Амра разгромила войска визан-
       тийского наместника Сергия.
       Вторую крупную победу арабы одержали в битве у места, называ-
       69
       емого Датин, в 90 километрах юго-восточнее Газы. В этом сражении
       византийцы потеряли около 3000 человек, в том числе, погибло мно-
       го евреев и самаритян, которые воевали вместе с христианами против
       арабов по просьбе Сергия, который попал в плен и был обезглавлен по
       приказу Омара.
       Укрепившись в Бэер-Шеве, арабские войска начали завоевание ок-
       рестных крепостей, где располагались византийские гарнизоны. Тем
       временем, третья арабская армия, во главе которой стоял Шурхабиль
       ибн Хасна, продвигалась на север и вышла к реке Ярмук, отделяющей
       Башан от Гилеада (две области в Заиорданье, севернее и южнее Тиве-
       риадского озера (Кинерет). Когда византийский император Ираклий
       понял, что арабское вторжение - серьезная угроза для империи, он на-
       правил огромную армию во главе со своим братом Феодором Вардан
       навстречу арабским войскам.
       В первом сражении севернее Бэер-Шевы византийцы потерпели по-
       ражение. В августе 634 г. в Заиорданье, неподалеку от города Пехаль,
       войско Феодора было окончательно разгромлено и остатки его бежали
       в Дамаск. /28/
       Теперь никто не противостоял арабам в стране Израиля. В их руках
       оказалось все Заиорданье, Галилея, Голан и Башан. Арабские войска
       захватили Голаны, взяв без боя основные города этой области - Гадару,
       Сусию, Селевкию, Кейсарион. Евреи с давних времен заселяли Голаны
       и два последних города и их окрестности были, в основном, еврейски-
       ми, тогда как в остальных городах население было смешанным.
       Также без боя сдались жители Бацры - столицы Башана, где почти
       все деревни в его южной части были еврейскими. Здесь жили потомки
       еврейских лучников, которых поселил в Башане царь Ирод Великий
       для охраны границ Иудейского царства, установленных еще царем
       Давидом и общепризнанных, как сейчас принято говорить, мировым
       сообществом тех, не таких уж далеких времен. Север Башана был засе-
       лен, главным образом, христианами - арамейцами и итуреями. Многие
       из них в страхе перед арабами бежали в Дамаск.
       Одна из арабских колонн во главе с Шурхабилем несколько дней
       осаждала Тверию, жители которой, в основном евреи, а также неболь-
       шой греческий гарнизон, заперев ворота, не давали арабам войти в го-
       род. Однако силы были не равны и по предложению главы еврейских
       общин страны, гаона Яакова бен-Зутра, резиденция которого находи-
       лась в Тверии, евреи сдались Шурхабилю, а греческий гарнизон бежал
       в западную часть страны, где находились отдельные, еще не взятые
       арабами, византийские крепости Ираклия.
       70
       Все города в стране Израиля сдавались завоевателям на следующих
       условиях: арабы обещали не отнимать у жителей их синагог и церквей,
       никого не убивать, не грабить, не забирать у них их жен и детей. Жите-
       ли, в свою очередь, обязывались платить налоги халифу и предостав-
       лять места для строительства мечетей. На таких же условиях сдались
       жители Тверии после нескольких дней осады города арабами, которые
       оставили за Гаоном Яаковом бен-Зутра прежние полномочия - главы
       еврейских общин страны Израиля (Палестины).
       В Самарии евреи не оказывали арабам сопротивления, а в Шхеме
       еврейский первосвященник вручил Шурхабилю ключи от городских
       ворот. Оставив в Шхеме и Себастие свои гарнизоны, Шурхабиль занял
       Бейт Лехем и оставшиеся селения и деревни Иудеи.
       После взятия Хеврона арабами, евреи - жители города восстанови-
       ли древнюю синагогу над гробницнй праотцов, которую христиане до
       этого превратили в церковь.
       Так была завоевана, точнее, оккупирована арабами Эрец Исраэль,
       кроме Иерусалима, осада которого продолжалась.
       В 638 году халиф Омар взял Иерусалим, однако столицей Арабской
       империи оставалась Медина, в Аравии.
       Когда халифом стал Али ибн Аби Талиб, двоюродный брат и зять
       Мухаммада, столица империи была перенесена в город Куфу, в Ираке.
       Династия Омеядов правила (661-750) из Дамаска, а последняя динас-
       тия Аббасидов правила (750-1258) из Багдада.
       В 691 году халиф Абд аль Малик построил в Иерусалиме мечеть
       "Купол над скалой", более известную как мечеть Омара. Эта мечеть
       была построена на Храмовой горе, на том самом месте, где ранее на-
       ходился Первый еврейский Храм, построенный царем Соломоном в X
       веке до н.э. Разрушенный в 586 году до н.э., в период вавилонской ок-
       купации, Храм был восстановлен в 515 году до н.э. и реконструирован
       Иродом Великим в 22-18 гг. до н.э. Второй Храм был разрушен римля-
       нами, разграблен и сожжен во время Первой иудейской войны.
       Старший сын халифа Абд аль Малика Исам построил в южной час-
       ти Храмовой горы еще одну мечеть под названием Аль-Акса/TT6 1. Эта ме-
       четь стала местом паломничества мусульман, не имевших в то время
       возможности достичь Мекки, где храм Кааба был и остается главной
       святыней ислама.
       Династия Омеядов, правившая Арабской империей около девя-
       носта лет, создала мощный государственный аппарат и значительно
       расширила пределы исламского мира, завершив оккупацию Северной
       Африки и Испании.
       71
       10. 3 Страна Израиля (Палестина) - провинция
       Арабской империи 638-1099 гг.
      
       В период арабской оккупации Страна Израиля (Палестина) управ-
       лялась теми же мусульманскими властями, которые правили в Египте
       или в Сирии, в зависимости от того, провинцией какого из этих госу-
       дарств в разное время она являлась. Первое время арабы, поселившие-
       ся на еврейской земле, были немногочисленны и служили, в основном,
       в местных гарнизонах в крупных городах.
       В отличие от всех прежних завоевателей, оккупировавших терри-
       тории многих стран, преследуя экономические и политические цели,
       арабы, кроме того, главной целью считали распространение ислама в
       соответствии с возложенной на них, арабов, Богом миссией - "при-
       звать все народы мира в лоно ислама".
       "Божественное" право завоевателей превращало территории, при-
       надлежащие другим народам, в арабские.
       Арабизация завоеванных территорий происходила в два этапа.
       Первый этап - джихад (усилие). Это одна из глобальных исламских
       концепций, разделяющая народы мира на два непримиримых лагеря.
       Земли "Дар ал-Ислам" (обитель покорности), на которых покорен-
       ные народы находятся под политической и правовой властью ислама,
       и земли (территории) "Дар ал-Харб" (обитель войны) населенные не-
       верными (немусульманскими народами).
       Джихад - священная война по распространению ислама с оружием в
       руках. Однако насильно обращать в ислам запрещено Кораном. Поэто-
       му, первый этап включает покорение враждебной (немусульманской)
       территории во имя Бога и облагодетельствование народов (неверных)
       дарованием им священного исламского закона.
       Второй этап - зимма, система лишения прав собственности корен-
       ного населения, подавление его политической независимости, а затем,
       подавление местной культуры и языка. Социальный статус немусуль-
       ман, главным образом евреев и христиан (народов Книги), определял-
       ся правилами и законами, основанными на юридически обоснованных
       исламских концепциях взаимоотношений с покоренными народами в
       ходе священной войны - джихада. К ним относились терпимо, назы-
       вая "Зимми", то есть подданные, пользующиеся покровительством на
       определенных условиях.
       Зимми были обязаны платить исламским правителям харадж - на-
       лог за право обрабатывать ранее принадлежащую им землю и джизью
       - подушный налог. Этот налог каждый еврей или христианин должен
       72
       был платить лично, во время унизительной церемонии. Например, об-
       ращаясь к правителям Арабской империи, халиф ал-Амир би Ахкам
       Иллах (1101-1130) писал: "Знайте, что предварительное унижение не-
       верных в этом мире... почитается за благочестивое деяние и обложение
       их подушной податью пока они не заплатят откупа своей рукой и не
       будут унижены (Коран 9:29), есть обязанность, заповеданная Богом...
       Подать взимается от зимми лично, дабы унизить его и умалить, и тем
       возвысить ислам и народ его, а племя неверных низвести в пучину по-
       ношения". /21/
       Свидетельством об уплате джизья первоначально был кусок пер-
       гамента, обернутого вокруг шеи зимми, еврея или христианина, или
       особая печать на запястье или груди.
       Зимми не имели права занимать государственные и общественные
       должности - по мусульманской традиции "неверный" никогда не мо-
       жет властвовать над мусульманами. Однако арабские правители часто
       использовали некоторых привилегированных лиц зимми, евреев или
       христиан, для управления массами населения, с враждебностью кото-
       рого постоянно сталкивались.
       Кроме того, зимми запрещалось строить новые синагоги и церкви,
       иметь рабов мусульман, жениться на мусульманках. Зимми повсемес-
       тно были обязаны носить особую одежду и обувь, отличающие их от
       мусульман.
       Зимми часто приговаривались к смертной казни, если они поднима-
       ли руку на мусульманина, даже при законной самозащите.
       Многие обычаи, например, забрасывание камнями неверных (евреев и
       христиан),практиковались арабскими подростками и поощрялись их ро-
       дителями, потому что унизить неверного считалось богоугодным делом.
       Одной из исламских концепций, реализуемых арабами на втором
       этапе колонизации оккупированных территорий, являлось искорене-
       ние из сознания коренного населения, например, евреев в Палестине
       или египтян в Египте, памяти об их исторических и естественных
       правах на исконно принадлежащие им земли, на страну, которая яв-
       лялась их родиной. Это достигалось не только системой притеснений
       и унижений, но систематическим уничтожением национальных ис-
       торических памятников, в том числе, письменных свидетельств. На
       месте древних церквей и синагог в Эрец Исраэль строились мечети,
       многие святые для евреев места арабы объявили исключительно му-
       сульманскими, в том числе, пещеру Махпела и Храмовую гору, куда
       евреи не допускались.
       73
       Несмотря на дискриминационные правила и законы, еврейская ин-
       теллектуальная жизнь в Эрец Исраэль (Палестине) не прекращалась.
       В стране функционировали раввинатские школы, одна из которых в
       Тверии, а затем в Рамле, пользовалась большим авторитетом в стране
       и у еврейских беженцев в рассеянии.
       В 750 году, после переворота, поддержанного шиитами, к власти в им-
       перии пришла династия Аббасидов (750-1258), правившая из Багдада.
       В эти годы исламская цивилизация сформировалась и достигла
       больших успехов в искусстве и военном деле. Арабские ученые доби-
       лись успехов в математике, медицине, астрономии и философии. Они
       перевели на арабский язык множество трудов античных авторов и по-
       новому развивали их идеи.
       В этом процессе активно участвовали еврейские ученые. В Багдаде
       Саадия бен Иосеф, один из наиболее известных руководителей еврей-
       ских образовательных центров, перевел на арабский язык Библию и
       был автором философского труда "О вере и знании". Он был также
       основателем иудео-арабской литературы.
       Выдающийся еврейский поэт Иехуда Галеви (1075-1141) родился в
       Толедо, в семье еврейских беженцев из Палестины. Врач по профессии,
       он написал около 800 стихотворений в светском иврит-арабском стиле,
       около 180 элегий, 350 "стихотворений диаспоры", и 35 "песен Сиона", а
       также "Книгу доводов и доказательств презираемой веры" (Кузари).
      
       10. 4 Крестоносцы. 1099-1291 гг.
      
       В 1099 году в Эрец Исраэль прибыли крестоносцы с целью отвое-
       вать у мусульман Святую землю, а главное, Иерусалим.
       Пока шли бои, крестоносцы безжалостно уничтожали местное на-
       селение - евреев и, особенно, арабов-мусульман. Однако, когда бои
       утихли, отношение к еврейскому населению улучшилось и многие ев-
       реи вернулись в районы Палестины, контролируемые крестоносцами.
       Историки отмечают непрочность власти крестоносцев, проживав-
       ших, в основном, в трех городах - Иерусалиме, Акко и Цоре.
       В 1187 году египетский султан Салах ад-Дин, основатель династии
       Аюбидов, нанес крестоносцам сокрушительное поражение. Иеруса267025a-
       лим снова перешел в руки мусульман. Государство крестоносцев - Ие-
       русалимское королевство - сократилось до узкой прибрежной полосы
       в северной части Страны Израиля (Палестины).
       В 1241 году Иерусалим вернулся под контроль крестоносцев, но не
       надолго. В 1244 году египетский султан Наджм а-Дин Айюб изгнал
       74
       крестоносцев из Иерусалима. В 1250 году Иерусалим попал под власть
       сирийского султана.
       Почти два века Страна Израиля служила полем сражения между
       арабами и христианскими рыцарями за Святую землю - Родину еврей-
       ского народа. Евреи, в стране и в изгнании, с душевной болью могли
       только наблюдать со стороны как одни оккупанты сражаются с други-
       ми, разоряя их страну, и не теряли надежды на возрождение еврейско-
       го государства на своей Родине - Эрец Исраэль.
       Войны с крестоносцами положили начало долгому процессу демо-
       рализации мусульманского мира. Исламская мощь ослабевала и, когда
       в 1258 году монголы захватили Багдад, Арабская империя распалась.
       Научные центры арабских стран оказались оторванными друг от
       друга, а также от центров западных стран, и это привело к медленному
       угасанию научно-технического прогресса в исламском мире
       .
       10. 5 Мамлюкский период (1260-1516 гг.)
      
       В 1260 году в Эрец Исраэль (Палестину) вторглись монголы, кото-
       рые вскоре, в конце этого же года, были изгнаны новыми оккупантами
       - мамлюками, воинственными племенами неарабского происхождения.
       В период их правления Эрец Исраэль входит в состав огромного,
       созданного мамлюками, султаната со столицей в Каире.
       Примерно в 1267 году в Эрец Исраэль вернулся выдающийся зако-
       ноучитель и каббалист раби Моше бен Нахман (Нахманид), известный
       под именем Рамбан. Он восстановил еврейскую общину в Иерусалиме,
       и тогда же была построена сохранившаяся до наших дней синагога,
       названная именем Рамбана.
       В XIII-XIV веках Иерусалим стал центром мусульманского рели-
       гиозного фанатизма, поощряемого мамлюкскими правителями. Хрис-
       тиане и евреи, проживавшие в Иерусалиме, подвергались нападениям
       мусульманских фанатиков.
       В 1488 году еврейскую общину возглавил рабби Овадия Бертино-
       ро, прибывший из Италии. В 1492 году на Родину, главным образом в
       Иерусалим, стали прибывать евреи, изгнанные из Испании, которые
       постепенно образовали самую крупную по численности и влиянию
       общину в стране.
       75
      
      
       ГЛАВА 11
      
       ТУРЕЦКАЯ ОККУПАЦИЯ.(1515-1918)
      
      
       11. 1 Страна Израиля (Палестина) -
       провинция Османской империи.
       В 1300 году в Юго-Западной Азии образовалось небольшое госу-
       дарство тюрок-османов, которое вскоре превратилось в огромную мо-
       гущественную исламскую империю.
       В 1453 году они завоевали Константинополь, положив конец тыся-
       челетней истории Византийской империи.
       В 1516 году султан Селим II разгромил мамлюков в битве на Дебик-
       ском поле и на долгие 400 лет Палестина - Страна Израиля становится
       провинцией Османской империи. На подвластных султану террито-
       риях по-прежнему действовали исламские законы джихада, однако в
       первое время унизительные ограничения, установленные для Зимми,
       соблюдались не так строго. Мусульмане, в том числе осевшие на ев-
       рейской земле арабы - потомки завоевателей, как и другие мусульма-
       не, пользовались как и прежде определенными преимуществами и их
       было значительно больше в турецкой администрации.
       Правители Османской империи были умнее своих европейских
       коллег: они охотно принимали еврейских репатриантов из Испании и
       других стран, не ограничивая их в выборе места жительства, включая
       Палестину. Они использовали административные способности евреев,
       а также их международные связи для роста экономической мощи им-
       перии, научного прогресса.
       Евреи, вернувшиеся на Родину, пополняли еврейские общины в
       Иерусалиме, Газе, Хевроне, Акко, Тверии, Цфате и других городах и
       деревнях Иудеи, Самарии и Галилеи.
       В Цфате, еврейское население которого к концу XVI века достигло
       30 тысяч человек, процветало ремесленное производство, в том числе
       - текстильное, ювелирное и другое. Значительная часть еврейского на-
       селения Цфата трудилась на шерстеперерабатывающих предприятиях
       и занималась изготовлением готового платья.
       В эти годы в XVI веке Цфат превращается в центр еврейской ду-
       ховной и интеллектуальной жизни. Сюда съехались десятки ведущих
       еврейских мыслителей и философов. Своими трудами прославились
       Лурия Ицхак бен Шломо (1534-1572) и Каро Иосеф бен Эфраим (1488-
       76
       1575) - автор трактата "Шульхан арух" ("Накрытый стол").
       В Цфате до настоящего времени сохранились и открыты для посе-
       щения две синагоги, в которых проповедовал Ицхак Лурия.
       В 1536-1541 годах по приказу султана Великолепного в Иерусали-
       ме была построена сохранившаяся до наших дней крепостная стена
       Старого города, проведена реконструкция мечети Омара на Храмовой
       горе, налажена система водоснабжения Иерусалима и выполнены дру-
       гие строительные работы. Однако вскоре интерес турецких правите-
       лей к Иерусалиму заметно ослабел и с конца XVI века город посте-
       пенно становится центром захолустного санжака (административного
       района), подчиненного Дамаску. Политика турецкой администрации,
       направленная на пополнение казны за счет непомерного увеличения
       налогов, оказалась губительной для местной экономики многих горо-
       дов страны, в том числе для Иерусалима, Цфата. В конце XVI века цен-
       тральное правительство Османской империи начало терять контроль
       над провинциями, экономика империи пришла в состояние застоя. В
       XVII веке усиливается процесс исламизации, возрождаются дискри-
       минационные законы и ограничения, снова евреи и христиане (Зимми)
       обязаны носить особую одежду. Ограничивалось строительство новых
       синагог и церквей. Однако когда западная техническая и военная по-
       мощь стала необходимой для сохранения империи, султан Абдул-Ха-
       мид II (1842-1908), под давлением Франции, Англии и России, издал
       в 1856 году декрет (прокламацию), признающую равенство всех граж-
       дан империи перед законом. Евреи и христиане стали меньше страдать
       от оскорблений и беззакония, творимого мусульманским населением.
       Исламские фундаменталисты, главным образом арабские, восприняли
       эти реформы, освобождающие евреев и христиан от уплаты джизьи
       (подушного налога) и гарантирующие им равные с мусульманами пра-
       ва, как отказ от основополагающих исламских концепций джихада.
       Они считали, что отмена статуса Зимми для неверных (евреев и
       христиан) восстанавливала изначальное право мусульман u1091 убивать их,
       захватывать их собственность, обращать в рабство их жен и детей, из-
       гонять, то есть, совершать все те акты, которые были приостановле-
       ны договором (Зимма), согласно которому Зимми (евреи и христиа-
       не) безропотно платили налоги, сносили унизительные ограничения,
       выполняли еще более унизительные предписания. Еще более злобную
       реакцию у исламских фундаменталистов вызвала волна национально-
       освободительных восстаний христианских народов, поддержанных ев-
       ропейскими странами.
       77
       В XVIII-XIX веках от турецкого господства освободились Тран-
       сильвания и Венгрия, в 1829 году - Молдавия, 1830 - Сербия и часть
       Греции, в 1878 - Болгария, Босния и Черногория.
       Кроме того, Россия присоединила к своим владениям Крым в 1783
       году, Бессарабию в 1812 г., Кавказ в 1841-1859 гг., Среднюю Азию в
       1864-1875 гг.
       Европейцы захватили Алжир в 1830-1843 гг., Тунис в 1881 г., Еги-
       пет в 1882 г., Триполитанию в 1911 г., Марокко в 1912.
       Мусульманские беженцы из Европы и Кавказа, около двух милли-
       онов мусульман, расселялись властями Османской империи в Ливане,
       Сирии и Палестине - стране Израиля, с таким расчетом, чтобы вос-
       препятствовать стремлению коренного населения, например, христи-
       ан-маронитов в Ливане или евреев в Эрец Исраэль, к национальному
       возрождению и восстановлению государственности на исконно прина-
       длежащих им территориях.
       Эрец Исраэль (Палестина) - отсталая провинция Османской импе-
       рии, разоренная сменявшими друг друга оккупантами, не очень привле-
       кала мусульман, в том числе, арабов соседних стран. Поэтому, в 1878
       г. был издан Османский закон, гарантирующий предоставление еврей-
       ских земель Эрец Исраэль (Палестины) мусульманским переселенцам.
       При этом они освобождались на 12 лет от налогов и военной службы.
       Мусульмане, изгнанные христианами из Боснии и Герцеговины,
       получали земли в районе Кармеля в Галилее, на равнине Шарон и в
       Кейсарии. Мусульмане из Грузии расселялись турецкой администра-
       цией вокруг озера Кинерет и на Голанских высотах. В Заиорданье и
       Галилее поселились туркмены и черкесы. Несколько десятков тысяч
       арабов-феллахов из Египта обосновались в районе Яффо, Иерихона, а
       большинство в районе Газы. Арабы, бежавшие из Алжира,поселились
       в Галилее, на Голанских высотах и в Иерусалиме. /21/
       В то же время, с целью воспрепятствовать возрождению Еврейско-
       го государства, султан Абдул Хамид II в 1882 году издал закон, запре-
       щающий евреям селиться в Эрец Исраэль (Палестине), а уже прожива-
       ющим в стране покупать земли, строить дома и жить в Иерусалиме.
       Так осуществлялась исламизация Эрец Исраэль за счет быстрого
       роста мусульманского населения, особенно, арабского. Арабы бес-
       препятственно переселялись в Эрец Исраэль (Палестину) из соседних
       арабских стран.
       78
       0x01 graphic
       Эрец-Исраэль в составе Османской империи, начало ХХ века.
       "Еврейская энциклопедия, т. XII, 1911г."
       79
       11. 2 Эрец Исраэль (Палестина) в XIX , начале XX вв.
      
       В конце XIX века численность евреев в мире составляла 18 милли-
       онов человек, однако у себя на Родине в Эрец Исраэль (Палестине),
       они оказались в меньшинстве.
       Главной причиной этого оказалась кровавая история страны: "Со
       времени арабского завоевания Палестина, за неполные тысячу лет,
       претерпела 13 крупных нашествий... Каждое из этих вторжений со-
       провождалось резней и грабежами, разрушениями и поджогами. Этого
       было достаточно, чтобы подорвать силы страны и намного большей по
       размерам, ресурсам и численности населения". /33/
       Другая причина - политика арабизации завоеванных территорий,
       начало которой относится к арабскому вторжению в Палестину в VII
       веке.
       "В отличие от прежних завоевателей, арабы направили в Эрец Ис-
       раэль поток колонистов. Это были целые полчища, сопровождаемые
       чадами и домочадцами... В рамках политики военного поселенчества
       арабы осуществляли массовую зкспроприацию земель, домов и про-
       чего имущества. Они также обращали в рабство местных жителей. В
       конечном счете эта политика привела к тому, чего не было при преды-
       дущих завоеваниях - еврейские крестьяне были изгнаны со своей зем-
       ли... Только арабское завоевание превратило евреев в незначительное
       меньшинство у себя на Родине". /24/
       В Эрец Исраэль (Иудее) в I веке жили преимущественно евреи, бо-
       лее четырех миллионов человек. К моменту арабского вторжения, кро-
       ме евреев - коренных жителей, в стране проживали многочисленные
       национальные меньшинства - греки, итальянцы, боснийцы, армяне,
       персы, курды, суданцы и другие, христиане и представители других
       религий. Однако в XIX веке: "Все эти племена и народности были
       представлены горстками людей, а сама страна была заброшенной,
       опустошенной и практически безлюдной"./33/
       Это подтверждают в многочисленных публикациях историки, пи-
       сатели и государственные деятели, в разное время посетившие Эрец
       Исраэль (Палестину). Начиная со средних веков, в их описаниях от-
       мечается: "Страна в развалинах. Акра - несколько жалких домов. На-
       блус - две улицы... Иерихон - бедная, грязная деревня (1697 г.). Рам-
       ле - полуразрушенная деревня, Яффа - крохотная, грязная деревушка
       (1816г.)... Страна в значительной части лишена жителей (1857 г.), Га-
       лилея с ее безлюдными пустынями... От Тверии до горы Тавор ни еди-
       80
       ного человека... На Тивериадском озере - ни одной рыбацкой лодки...
       Назарет - запущенная деревня... Хайфу можно пересечь за 5 минут
       (1887 г.)". /33/
       Посетив в 1863г. Палестину, Марк Твен писал: "Где жители этой,
       некогда густонаселенной страны? Кажется, что эти пустынные земли
       отданы во власть бедуинских разбойников... Безрадостная, угрюмая и
       скорбная земля..."
       Английский писатель, поэт и художник Эдвард Лир, посетивший
       Эрец Исраэль в 1858 году, в своих письмах к друзьям сообщает о пора-
       зившем его бандитизме и произволе арабских шаек грабителей, навод-
       нивших страну и промышлявших на ее дорогах.
       Историк Ландес обобщает эти и другие многочисленные свидетель-
       ства: "В итоге столетий пренебрежения и дурного правления турок
       - после предшествующих истребительных завоеваний - страна пре-
       вратилась в пески, болота, добычу враждующих кланов и бедуинских
       мародеров. Население, некогда насчитывающее несколько миллионов,
       сократилось в десятеро - до трехсот тысяч в средние века и до двухсот
       пятидесяти тысяч в 1800 году". /33/
       Истинность приведенных свидетельств не вызывает сомнений - это
       свидетельства очевидцев (писателей, историков, путешественников),
       прославившихся своими трудами. Отрицание этой истины - ложь, на
       которой покоится один из мифов арабской пропаганды.
       Например, ложью является следующее суждение (из "Ддекларации
       Организации Освобождения Палестины" от 19.10.1968 года):
       "Еврейское вторжение в Палестину началось в 1881г... Палестина
       была тогда зеленой страной, населенной арабским народом, который
       строил свою жизнь и развивал свою богатую национальную культу-
       ру". Здесь следует заметить, что в 1968 году арабы в Эрец Исраэль еще
       не знали, что они - "новый палестинский народ", это они придумали
       позднее, с целью "обосновать" свое право на самоопределение - на
       Родине еврейского народа.
       Что касается еврейского "вторжения" и "богатой арабской культу-
       ры" в Эрец Исраэль (Палестине) вплоть до наших дней (в XXI веке)
       - рассмотрим в следующих главах.
      
       11.3 Еврейское "вторжение" на Родину - Эрец Исраэль (Палестину).
      
       Целью еврейского "вторжения" на Родину являлось возрождение
       страны, связь с которой рассеянных по свету еврейских общин никогда
       не прерывалась. Куда бы ни забросила судьба еврейских беженцев из
       81
       Эрец Исраэль, они оставались верными своему народу, своей религии
       и образу жизни, не переставая надеяться и стремиться к возвращению
       на Родину и возрождению еврейского государства.
       Эта мечта стала реальностью, когда в XIX веке были созданы бла-
       гоприятные условия наступившей эрой либерализма, национального
       освобождения и возрождения государств, на принадлежащих им тер-
       риториях.
       Несмотря на общую разруху и противодействие турецких властей,
       начиная с 1830 года происходит нарастающий с каждым годом рост чис-
       ленности еврейского населения Эрец Исраэль (Палестины) за счет ре-
       патриации, главным образом, из России и восточно-европейских стран.
       В 1855-1858 гг.в Иерусалиме построен первый еврейский квартал
       за пределами Старого города. Его строительство началось по инициа-
       тиве и финансировании сэра Моше Монтефиори (1784-1885) - англо-
       еврейского лидера и дворянина, президента Совета британских евреев.
       В 1857 году была построена мельница Монтефиори - одна из достоп-
       римечательностей нынешнего Иерусалима.
       В 1869 году репатрианты из стран Северной Африки основали
       квартал Махане Исраэль, а евреи-старожилы (старый ишув) построили
       квартал Нахалат Шива.
       В 1863 году начала выходить первая в Иерусалиме еврейская газета
       "Ха-Леванон". В 1868 году, по инициативе баронессы Эвелин де Рот-
       шильд, в Иерусалиме открылась первая еврейская женская школа.
       В 1869 году еврейскими специалистами была построена линия те-
       леграфной связи Иерусалим - Яффо, а также соединившая эти города
       дорога. В этом же году в Старом городе Иерусалима была построена
       величественная ашкеназийская синагога (разрушена арабами во время
       войны Израиля за независимость в 1948 году).
       В 1870 году на средства основанной в 1869 году в Париже между-
       народной еврейской организации "Альянс", близ Яффо, была открыта
       сельскохозяйственная школа Микве-Исраэль.
       В 1892 - проложена еврейскими специалистами железнодорожная
       линия Иерусалим - Яффо.
       Однако самое главное - с 1878 года растет число еврейских сельско-
       хозяйственных поселений, например, таких как Петах-Тиква, Ришон
       ле-Цион, Рош-Пина, Замарин и другие. Становление и развитие этих и
       ряда других еврейских поселений на земле, выкупленной у арабов и ту-
       рецкой администрации, поддерживал барон Эдмон Джеймс Ротшильд
       (1845-1934). Он также основал производство вина в Ришон ле-Ционе и
       82
       Зихрон Яков, вложил огромные средства в мелиорацию земли, созда-
       ние и расширение еврейских промышленных предприятий, учебных
       заведений, больниц.
       Между 1882-1903 гг. в Эрец Исраэль (Палестину) прибыло более
       25 тысяч еврейских репатриантов. Принято считать эту репатриацию
       первой алией. Многие из них прибыли организованно под влиянием и
       покровительством движения Ховвей Цион. Это движение объединяло
       многочисленные сионистские кружки и клубы, образовавшиеся в со-
       тнях городов и местечек в черте оседлости России. Лидером движения
       "Ховвей Цион" стал Иехуда Пинскер (1821-1891), создавший идео-
       логическую базу и организационную структуру движения, которое в
       1890 г. быстро распространилось в Европе и Америке.
       Прибывшие в страну репатрианты первой алии сталкивались с ог-
       ромными трудностями. Тяжелый земледельческий труд сопровождал-
       ся губительными эпидемиями малярии и дизентерии, постоянными
       препятствиями, чинимыми турецкими властями с одной стороны, а с
       другой - осевшими в стране арабами-переселенцами, которые, кроме
       того, занимались грабежами и насилием.
       В 1897 году, 29 августа, в Базеле на первом Сионистском конгрессе
       была создана Всемирная сионистская организация (ВСО), председате-
       лем которой был избран Теодор Герцль (1860-1904). Его книга "Ев-
       рейское государство", изданная в 1896г., стала программным докумен-
       том сионизма - национально-освободительного движения еврейского
       народа за восстановление государственности на своей Родине - Эрец
       Исраэль (Палестине). Для достижения этой цели конгресс постановил:
       ...поощрять поселение в Палестине еврейских земледельцев, рабочих
       и ремесленников; ...укреплять еврейское национальное самосознание;
       вести дипломатическую деятельность с тем, чтобы заручиться подде-
       ржкой правительств разных стран".
       Исполнительными органами Сионистской организации стали Ис-
       полнительный комитет и Правление.
       Благодаря Теодору Герцлю, национально-освободительное дви-
       жение еврейского народа за возвращение на Родину и возрождение
       государственности стало массовым, организованным движением, по-
       лучившим признание и поддержку международного сообщества, всех
       порядочных и честных людей во всем мире.
       В 1899 году в Лондоне был основан Банк возрождения еврейской
       экономики в Палестине, а в 1902 году его дочерняя компания - Англо-
       палестинский банк.
       83
       В 1922 году еврейское население Эрец Исраэль (Палестины) соста-
       вило около 100 тысяч человек, при общем населении около 700 тысяч
       (евреи, друзы, черкесы, христиане, арабы, армяне и другие националь-
       ные меньшинства).
       Наиболее крупные еврейские общины были в городах: Иерусалим,
       где еврейское население составляло 66%, в Тверии - 82%, в Цфате -
       33%, в Яффо - 20%, а также в городах Хайфа, Хеврон, Рамле, Сайда,
       Газа, Акко и других.
       Кроме того, более 10 тысяч человек трудились в еврейских сельско-
       хозяйственных поселениях по всей стране.
       В годы второй алии (1908-1914) были созданы первые киббуцы в
       Меркавии, Дегании и начались работы к северу от Яффо, где на песча-
       ных дюнах началось строительство Тель-Авива.
       С 1909 года подготовкой еврейских земледельческих рабочих зани-
       малась "Палестинская земледельческая компания".
       Созданный в 1907 году "Палестинский промышленный синдикат",
       основал в Яффо химическую лабораторию, построил лечебный курорт
       у серных источников возле Тверии, а также предоставлял первоначаль-
       ный капитал для создания еврейских промышленных предприятий.
       В эти годы были созданы: общество "Тивериада" с целью разве-
       дения хлопковых плантаций, общество "Пардес", объединившее
       владельцев апельсиновых садов, с целью организации экспорта цит-
       русовых в Европу и создан кооператив производителей вина. В 1912
       году еврейская организация "Национальный фонд" создала общество
       "Масличных насаждений".
       Распространению производительного труда, в том числе ремес-
       ленного, способствовали еврейские школы: "Бецалель" в Иерусалиме
       (производство ковров, изделий из серебра и дерева); Яффская ремес-
       ленная школа "Бейт Мелаха" (выделка кружев) и ряд других.
       Однако в целом, экономика страны, торговля и снабжение продук-
       тами и предметами первой необходимости не обеспечивали сносного
       материального положения значительной части населения страны. В
       эти годы отмечается бедственное положение евреев из Иемена в Иеру-
       салиме, значительной части евреев в Тверии и Цфате, где можно было
       встретить голодающие семьи.
       Возрождение страны еврейским народом сопровождалось разбоем
       и грабежами сельскохозяйственных угодий и поселений арабами. Жи-
       тели еврейских поселений с большим трудом и потерями справлялись
       с организацией охраны.
       84
       Положение несколько улучшилось, когда молодежь, прибывшая в
       страну в составе второй алии (1904-1914гг.), заложила основы еврейс-
       кой самообороны. В 1907 году была создана организация "Бар-Гиора",
       обеспечившая охрану поселений в Нижней Галилее. /14/
       В 1909 году была учреждена организация "Ха-Шомер", которая го-
       товила сторожей еврейских поселений, а также занималась приобрете-
       нием оружия. Кроме того, в каждом поселении были созданы местные
       отряды, охватывающие всех способных носить оружие.
       Организованная еврейская самооборона несколько охладила пыл
       арабских грабителей, однако они продолжали и грабежи и бандитизм,
       убивая еврейских тружеников на дорогах и полях, просто так, вследс-
       твие внушенной им на протяжении веков ненависти к неверным - ев-
       реям и христианам, бывшим Зимми, которых по исламской традиции
       можно унижать и убивать
       Однако помешать возрождению еврейской экономики, еврейской
       культурной жизни и самоуправления - базы восстанавливаемого госу-
       дарства, ни арабы, ни турецкие власти уже не могли.
       Начиная со второй половины XIX века, в Эрец Исраэль возникают
       новые светские и религиозные, а также светско-религиозные еврейс-
       кие школы, газеты, библиотеки, народные дома. Во всех учебных заве-
       дениях, просветительных учреждениях, детских садах языком препо-
       давания и общения стал иврит.
       В конце 1914 года Османская империя вступила в войну против
       стран Антанты на стороне Германии и Австро-Венгрии.
       В результате войны прервалась связь с большинством стран мира
       и это тяжело отразилось на положении еврейского населения, часть
       которого зависела от помощи, поступающей от еврейских общин диа-
       споры. В Иерусалиме начался голод, вспыхнули эпидемии. Турецкие
       власти депортировали в Египет евреев, являвшихся подданными стран
       Антанты.
       В декабре 1917 года Британский экспедиционный корпус, которым
       командовал генерал Алленби, начал наступление из Египта против ту-
       рецких войск в Палестине. 11 декабря 1917 года британские войска
       вошли в древнюю столицу еврейского государства - Иерусалим.
       С декабря 1918 года, после окончания боевых действий, Эрец Ис-
       раэль (Палестина) оказалась под контролем Англии, также как Ирак,
       Египет и ряд других стран Ближнего Востока.
       85
       ЗАКЛЮЧЕНИЕ
       1. Родиной арабского народа является Аравийский полуостров, где
       близкие по происхождению, языку и обычаям племена сложились в
       народ, приняв в VII веке новую религию - ислам.
       2. Исторические свидетельства подтверждают, что, когда арабские
       полчища вторглись в 634-638 гг. в Эрец Исраэль (Палестину), они за-
       стали здесь коренных жителей страны - евреев, а также пришлое на-
       селение - принявших христианство представителей (национальные
       группы) других народов.
       3. Арабы в Эрец Исраэль (Палестине) сначала - оккупанты (до втор-
       жения крестоносцев в 1099 г.), а затем - неприоритетное национальное
       меньшинство, считали страну частью Сирии и мысли о возможности
       создания здесь самостоятельного арабского государства их не посеща-
       ли, вплоть до начала организованной репатриации евреев на Родину из
       стран диаспоры в конце XIX века.
       4. Еврейские лидеры стремились восстановить суверенное право ев-
       рейского народа на свою Родину и государственность мирным путем,
       возрождая в стране еврейскую жизнь, экономику и культуру, возвра-
       щая к жизни земли, превращенные оккупантами в болота и пустоши.
       Однако арабские экстремисты-националисты решили силой - разбоем
       и террором, воспрепятствовать возрождению еврейского государства,
       создать свое - арабское, ссылаясь при этом на то, что в это время чис-
       ленность арабской общины в Эрец Исраэль превышала численность
       других национальных меньшинств.
       5. Из обзора исторических свидетельств, подтверждающих приори-
       тет и, основанное на нем, естественное право вечной собственности
       еврейского народа на Эрец Исраэль (Палестину), также следует, что на
       протяжении 3000 лет, с XII века до н.э., еврейская жизнь в стране ни-
       когда не прерывалась и на этой земле никогда не существовало других
       государств, кроме еврейского, за исключением непродолжительного
       времени существования римско-католических царств крестоносцев
       (1100-1187 и 1229-1291 гг.).
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Вакс Йосиф Ельевич (i_vaks@yahoo.co.uk)
  • Обновлено: 17/02/2009. 55k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка