Лю Валентин: другие произведения.

Сингапур: Есть Город Золотой…

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 4, последний от 20/06/2007.
  • © Copyright Лю Валентин (valliu@hotmail.com)
  • Обновлено: 16/10/2005. 27k. Статистика.
  • Очерк: Сингапур
  • Оценка: 5.13*21  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    К-Рай недискриминируемых государственных языков

  •   9 августа 2005 г. исполнилось ровно 40 лет со дня провозглашения независимого суверенного многонационального государства Сингапур. За минувшие десятилетия этот город-государство преодолел немало всевозможных трудностей и проблем. Но сегодня Сингапур, наряду с Тайванем, Гонконгом и Южной Кореей, считается одним из "молодых драконов (тигров) Азии", а его успешное развитие и процветание стало примером подражания для многих развивающихся стран мира.
      
      Сингапур от времен основания до Второй мировой войны
      По малайской легенде, однажды, во время путешествия принц Суматры столкнулся со львом и, сочтя это за благое знамение, основал на месте встречи Город Львов (Сингапура). Первые исторические сведения о Сингапуре отрывочны и противоречивы. Уже в 3 в. н. э. китайские источники упоминают его под названием Пу Ло Чжун, или "остров на оконечности полуострова". В 1320 г. правители монгольской династии Юань (1279-1368) отправили в местность под названием Лун Я Мэнь (Пролив Драконьего зуба) экспедицию для поимки слонов. Китайский пилигрим Ван Даюань, появился в этих местах около 1330 г. и доложил о том, что там уже обитали китайские поселенцы. Известия о поселениях на острове встречаются также в яванских и вьетнамских источниках 14 в. К концу 14 в. санскритское название "Сингапура" (город Львов) стало общепринятым топонимом.
      Многие века Сингапур был предметом споров между Сиамом (Тайландом) и Явано-Малайскими султанатами, боровшимися за власть на Малайском полуострове. Британцы появились в районе Сингапура лишь во 2-й половине 18 в., когда расширение колоний в Индии и растущая торговля с Китаем потребовали открытия транзитного порта для дооснащения, ремонта и защиты торговых судов. Одновременно Англия пыталась пресечь колониальную экспансию Голландии в Ост Индии. В итоге, британцы основали торговые посты Пенанг (1786) и Сингапур (1819), а в 1795 отняли у голландцев Малакку.
      29 января 1819 г., с ведома генерал-губернатора Индии, на острове Сингапур высадился Сэр Сэмфорд Раффлз. Уже на другой день он заключил с местными султанами временный договор, а 6 февраля подписал официальный договор об основании на острове британского торгового поста. В марте 1824 г. был подписан англо-голландский договор, в котором голландцы снимали все возражения против британской оккупации Сингапура. А в августе был подписан новый договор с двумя местными султанами, уступившими Британии права на владение островом, в обмен на увеличение денежных выплат и пенсий.
      Выбор места для нового порта оказался крайне удачным. Уже в 1820 г. он стал приносить прибыль, а через 3 года превзошел Пенанг. К 1832 г. Сингапур стал центром английских поселений в районе полуострова Малайзия, находившихся в ведении Британской Индии. Наконец, 1 апреля 1867 г., поселения в Малаккском проливе получили статус Королевской Колонии, под прямой юрисдикцией Лондона.
      С появлением паровых судов и открытием в 1869 г. Суэцкого канала, Сингапур стал крупнейшим пунктом остановки всех судов, ходивших между Европой и Азией. А развитие добычи каучука превратило порт в крупнейший мировой центр сортировки и экспорта резины. С 1873 по 1913 гг. торговый оборот Сингапура возрос в 4 раза. Процветающая экономика привлекала отовсюду массы иммигрантов, и к 1860 г. население Сингапура уже достигало 80 792 чел.
      Конец миру и процветанию наступил на рассвете, 8 декабря 1941 г. (прошло менее суток после нападения японцев на Перл Харбор), когда на спящий город упали первые японские авиабомбы. А 15 февраля 1942 г. Сингапур почти без боя капитулировал, был переименован японцами в Сёнан (Южное Сияние) и оставался в оккупации еще 3,5 года.
      
      Сингапур после Второй мировой войны: на пути к самоуправлению
      После капитуляции Японии 15 августа 1945 г. в Сингапуре наступило временное безвластие. Контроль японцев заметно ослабел, а британские войска появились в городе только в сентябре. Хотя тысячи сингапурцев приветствовали возвращение англичан, память о бесславной сдаче города подорвала веру местных жителей во всемогущество Британской империи. Поэтому первые послевоенные десятилетия ознаменовались пробуждением националистических и антиколониальных настроений. Со своей стороны, британцы тоже готовили постепенный переход самоуправлению Сингапура и Малайзии.
      Первые очень ограниченные сингапурские выборы состоялись в 1948 г. В выборах 6 из 25 членов Законодательного собрания участвовало лишь 23 000 избирателей, исключительно британских подданных. В 1953 г., после подавления выступлений коммунистов в Малайзии, колониальные власти назначили комиссию для изучения возможностей смены Конституции и введения самоуправления в Сингапуре. Комиссия предложила ограниченную форму самоуправления, с выборами 25 из 32 членов Законодательного собрания, которые затем выбирали главу и министров правительства. При этом британцы сохраняли контроль над внутренней безопасностью и внешними связями, а также имели право наложения вето на решения парламентариев. Метрополия одобрила выводы комиссии, и 2 апреля 1955 г. прошли новые выборы, в которых приняло участие уже 300 000 человек, в том числе, много китайцев, проявлявших апатию во время прежних выборов. Главную победу одержал левоуклонистский Трудовой фронт (10 мест). Еще одна новая Партия Народного действия (ПНД) завоевала в парламенте 3 места.
      28 мая 1958 г., после почти трехлетних переговоров о новой Конституции Сингапура, в Лондоне было подписано Конституционное соглашение о вводе самоуправления в бывшей колонии. На майских выборах 1959 г. 43 места в парламенте и 53,4 % голосов избирателей завоевала антиколониальная ПНД. 3 июня вступила в силу новая Конституция, подтвердившая независимый государственный статус Сингапура. 5 июня было приведено к присяге первое независимое правительство, а первым премьером стал Ли Гуань Яо, непрерывно остававшийся на этом посту 31 год (до 1990 г.).
      
      Предложение о слиянии с Малайзией и провозглашение независимости
      27 мая 1961 г. премьер Малайзии Тунку Абдул Рахман предложил установить более тесное политическое и экономическое сотрудничество, в форме слияния Малайской федерации, Сингапура, Саравака, Северного Борнео и Брунея. Главным условием слияния, по договору между ним и Ли Гуань Яо, было создание центрального правительства, ответственного за оборону, иностранные дела и внутреннюю безопасность, при сохранении местной автономии в делах образования и труда. Референдум по вопросу слияния, проведенный в Сингапуре 1 сентября 1962 г., показал почти полную поддержку гражданами плана правящей ПНД по достижению подобного слияния.
      16 сентября 1963 г. была создана Малайзия, состоявшая из Малайской федерации, Сингапура, Саравак и Северного Борнео (ныне Сабах). Бруней предпочел остаться вне этого образования. А Индонезия и Филиппины выступили против намеченного слияния. Но слияние оказалось недолгим. Менее чем через два года, 9 августа 1965 г., Сингапур отделился от Малайзии и превратился в суверенное демократическое и независимое государство. 21 сентября 1965 г. Сингапур был принят в ООН, а 15 октября 1965 года стал членом Содружества наций (Британского содружества). 22 декабря 1965 г. он стал республикой, первым президентом которой был избран Юсуф бин Исхак.
      С этого момента началась борьба Сингапура за самостоятельное выживание и процветание. Ему предстояло сформировать чувство национального единства среди разношерстного иммигрантского населения. Главной стратегией выживания и развития для Сингапура стало, прежде всего, использование преимуществ его стратегического положения и благоприятный подъем мировой экономики.
      
      Республика Сингапур с 1965 по 2005
      Сразу после обретения независимости маленький Сингапур казался слишком слабым для самостоятельного выживания. Во всяком случае, многие мировые СМИ были скептичны в отношении перспектив нового города-государства. И действительно, на страну навалились такие трудности, как безработица, нехватка жилья, образованных кадров, земель и природных ресурсов. Безработица достигала 10-12 % и превратилась в острейшую национальную проблему. Потеря доступа вглубь Малайского полуострова и нехватка природных ресурсов означали, что Сингапур лишился традиционных устойчивых источников дохода. Значительная часть населения не имела формального образования, даже с учетом статистики китайских школ, не признававшихся британцами. Транзитная портовая торговля - главный профиль и первопричина успеха Сингапура в 19 в., больше не была достаточна для обеспечения жизни возросшего населения.
      Из-за дефицита качественного жилья многие жители обитали в трущобах. Вкупе с высокой безработицей, это приводило к обострению социальных проблем: от низкого уровня жизни, до преступности и общественных беспорядков. Одним из минусов существования трущоб было то, что они строились из легко воспламеняющихся материалов, были ненадежно выстроены и крайне огнеопасны. К тому же в них были плохие санитарные условия, приводившие к вспышкам инфекционных заболеваний.
      Другой острой проблемой было слабое национальное единство населения. Многие жители по-прежнему считали себя не столько гражданами Сингапура, сколько выходцами из тех стран, откуда они прибыли. Китайцы считали себя жителями Китая. Индийцы - жителями Индии, и так далее (в 2000 г. 77 % населения страны составляли китайцы, 14 % - малайцы, 8 % индусы). Это ставило перед властями проблемы лояльности, благонадежности и возможных столкновений на расовой, национальной и религиозной почве. С каждой из этих проблем Сингапур справлялся в особом порядке.
      - Национальное единство и языковая политика
      Из-за пестрого этнического состава населения Сингапур не может позволить себе роскошь языковых монополий и признает целых четыре официальных языка: английский, китайский (мандарин), малайский и тамильский. В 2000 г. 42 % сингапурцев говорили на пекинском, хакка и кантонском диалектах, 23 % - на английском и 14 % на малайском. Сегодня английский является языком официального делопроизводства. Малайский - это язык, на котором исполняется государственный гимн. В школах дети обычно изучают английский, как основной иностранный язык, а три прочих языка - как вторые языки. С 2004 г. власти Сингапура вручают государственные литературные премии лучшим местным авторам, которые пишут прозу и поэзию на всех четырех официальных языках.
      В колониальном Сингапуре наиболее употребляемым средством общения был так называемый "базарный малайский" - вульгарная форма малайского языка с упрошенной грамматикой и малым лексиконом, использовавшимся жителями всех национальностей для общения на рынке. Для китайцев рыночным языком служил диалект китайской народности хакка. "Базарный малайский" и диалект хакка были языками низов, тогда как английский и мандарин считались языками высших слоев общества, использовавшимися в учебных заведениях, правительственных ведомствах и на публичных мероприятиях. У себя дома и на встречах земляков сингапурцы общались на тамильском, пенджаби, кантонском и хайнаньском диалектах, а также прочих языках и наречиях.
      Вплоть до 1972 г. малайский был главным языком межэтнического общения, который понимали почти все индийцы и около половины местных китайцев. Но в 1990-х гг. малайский язык стал вытесняться английским, к тому времени утратившим ярлык "языка колонизаторов" и прочно утвердившимся в качестве мирового средства общения. Даже на низовом уровне "базарный малайский" уступил место разговорному гибриду под ироничным названием "синглиш" (Singapore English) - экзотичной смеси английского языка с элементами китайского, малайского и тамильского. Носители "синглиша" часто опускают в разговоре артикли, предлоги и местоимения, изменяя исконную британскую речь до полной неузнаваемости.
      Распространению английского языка способствовала целенаправленная языковая политика правительства. Уже на раннем этапе лидеры Сингапура решили, что для кооперации и общения с зарубежными рынками и партнерами населению необходимо беглое владение английским языком - счастливым наследством колониальной эпохи. Поэтому английский язык был введен как основное средство преподавания во всех школах страны. Его изучение стало обязательным, по крайней мере, в начальных школах.
      Одновременно была развернута кампания за чистоту используемого английского языка. Так, в августе 1999 г. в своей речи по случаю дня независимости Сингапура Ли Гуань Яо заявил, что "синглиш" мешает общественному развитию Сингапура. Чем больше местные СМИ распространяют эту мешанину английского языка с азиатскими, тем в более проигрышном положении, экономически и социально, будут оказываться малообразованные граждане Сингапура. "Мы почувствуем эту разницу уже через одно поколение", - предсказал Ли Гуань Яо. По его мнению, для очищения английского языка власти должны использовать опыт долгой кампании по унификации китайского языка, на котором говорит большинство сингапурских китайцев. "25 лет назад, мы решили, что не будем говорить на особом сингапурском китайском, который включал в себя элементы кантонского, хакка и других диалектов южного Китая, вкупе с малайской лексикой. Благодаря тому, что мы использовали пекинский диалект на телевидении, радио и для обучения в школах, теперь мы имеем поколение молодых сингапурцев, способных говорить на более правильном китайском. А китаеязычный мир за пределами Сингапура способен понимать, что мы говорим", - заявил Ли Гуань Яо. Не нужно использовать "синглиш" в телепрограммах, за исключением юморесок и особых случаев, побуждающих людей говорить на чистом английском языке, призвал министр-старейшина Сингапура.
      Наряду с английским, власти Сингапура активно внедряют во все сферы жизни пользование нормативным китайским языком, что играет огромную роль в деловых связях сингапурцев с КНР, Тайванем и Гонконгом. Кампания по замене китайских "диалектов" нормативным китайским языком (признанный языком ООН "мандарин" или пекинский диалект), именуемым "исконным языком", стала наиболее амбициозным примером долговременного языкового планирования и социальных перестроек в Сингапуре. Цели кампании включали улучшение понимания между китаеязычным населением, обучение чтению на китайском языке и пропаганду конфуцианских этических ценностей.
      Кампания "Говорите на мандарине!" была начата в 1979 г., по призыву правящей Партии Народного действия (ПНД), и подкреплена созданием "Секретариата кампании за мандарин" при министерстве информации и коммуникаций Сингапура. В рамках этой кампании все этнические китайцы обязывались учить мандарин в средних школах и сдавать на нем экзамены в университеты. Служащие китайцы проходили 162-часовой обязательный курс разговорного языка, а секретариат кампании проводил ежегодные мероприятия, побуждавшие сограждан использовать мандарин при общении в магазинах, с таксистами, кондукторами и в общественных местах. Китайская торгово-промышленная палата Сингапура предлагала уроки по изучению языка для деловой общины, а все китайское телевидение и почти все радиовещание велось только на мандарине.
      Не все цели и методы кампании "Говорите на мандарине!" вызывали согласие и понимание в обществе. Одни критики утверждали, что обязательное изучение мандарина мешает усвоению английского языка и приводит к слабому знанию обоих языков. Другие резонно говорили, что конфуцианские ценности - это еще не все китайские ценности, а пекинский диалект далек от классического китайского не меньше, чем южные диалекты. Наконец, отказ от диалектов может привести к необратимой трансформации местных китайских торговых общин, исконно основанных на земляческих связях. Так или иначе, к 1989 г. на мандарине, хорошо понятном во всем Большом Китае, могли изъясняться почти 87 % китайских граждан Сингапура, что можно считать несомненным успехом государственной политики укрепления национального единства и внешних связей.
      - Пути решения социальных проблем
      Первостепенное внимание было уделено строительству государственного жилья. Еще до провозглашения независимости в Сингапуре был основан Совет по развитию жилищного строительства (СЖС), который до сих пор продолжает свою успешную деятельность. Для расселения трущоб этот совет разработал ряд крупных строительных проектов, призванных обеспечить дешевое и доступное жилье. Примечательно, что большая часть населения была поселена в квартиры СЖС всего за одно десятилетие. Возможным объяснением этого, казалось бы, недостижимого успеха были решимость правительства, выделение крупных бюджетных средств и усилия по борьбе с волокитой и коррупцией. Для поощрения собственности на жилье сингапурцам было позволено выкупать квартиры за счет их личных сбережений в Центральном пенсионном фонде.
      Решение жилищных проблем позволило также укрепить национальное единство, расовую гармонию и лояльность граждан. Особенного внимания заслуживает намеренная политика поселения разных рас и национальностей в пределах одних и тех же коммунальных районов. Такая политика оказалась важным вкладом СЖС в реализацию политики "Культура Сингапура". Достигнув цели расселения сингапурских трущоб и, таким образом, устранив крупную социальную проблему, СЖС приступил к строительству более крупных и дорогих квартир. Сегодня 80-90 % населения Сингапура проживают в квартирах, построенных под эгидой СЖС.
      Наряду с этим, правительство провело реформу юридической системы и права, а также пыталось быть посредником в трудовых спорах. Это привело к сокращению и даже исчезновению сопротивления, существовавшего в среде наемных рабочих до 1965 г.
      - Особенности системы образования
      Система образования Сингапура была рассчитана на то, чтобы сделать его живым и интенсивным, с упором на прямое практическое, а не на интеллектуально-теоретическое применение. Техническим специальностям отдавалось предпочтение перед политологией и философией. На цели образования была выделена значительная (около одной пятой) часть бюджета. Это способствовало превращению выпускников сингапурских школ в динамично растущую, многочисленную и компетентную рабочую силу.
      Высоко конкурентный стиль образовательной политики в Сингапуре был удобен для изначально хорошо успевающих учащихся. Однако он практически игнорировал трудности других учащихся в процессе жесткого отсева. Эта ситуация остается острой проблемой по сей день и нашла отражение в популярном местном кинофильме "Я не тупица". Фильм посвящен культуре конкуренции в Сингапуре, насаждавшейся в период после обретения независимости. Хотя политика в области образования с годами корректировалась, с учетом названных проблем, проблема отсева по-прежнему остается.
      Чтобы предотвратить расовые и этнические противоречия, в сфере образования проводится политика формирования чувства национального единства, которое постоянно подчеркивается в учебных программах и в программе "Государственное образование", в рамках которой учащиеся в обязательном порядке путешествуют по Сингапуру для изучения его культурного наследия. В школах введена церемония подъема и спуска государственного флага. Упрочению межэтнического единства и понимания содействуют телевидение и государственная Радиовещательная корпорация Сингапура, вещающая на английском, китайском, малайском и тамильском языках.
      - Экономические преобразования
      В целом, однако, Сингапур сделал решающую ставку на экономический рост. В стране была развернута масштабная программа индустриализации. В 1968 г. был принят Закон о занятости и Поправка к Закону о производственных отношениях, призванные помочь сохранению мира и порядка среди наемных рабочих. В 1968 г. был реорганизован Совет по экономическому развитию. Тогда же были основаны Городская корпорация Чжужун и Банк развития Сингапура. В 1970 г. была учреждена Монетарная власть Сингапура, формулирующая и исполняющая государственную монетарную политику. Были созданы зоны промышленного развития, а министры правительства, включая премьера Ли Гуань Яо, колесили по миру, пытаясь привлечь в страну иноземных инвесторов. Правительство предложило новые налоговые каникулы на 5-10 лет. Благодаря этому сингапурский порт обрел новые преимущества перед странами-соседями и стал привлекательным местом для промышленников и инвесторов, а также для экспорта переработанных товаров и импорта сырья. Это значило, что промышленность Сингапура находила более легкий выход на мировые рынки и более низкие цены на сырье. Таким образом, эффективное сочетание растущей индустриализации и транзитной портовой торговли приводили к появлению конечной продукции с высокой прибавочной стоимостью, легко доставлявшейся во все уголки мира. Сбыт этой продукции приводил к притоку новых доходов. В то же время в Сингапуре складывалась и новая индустрия услуг, связанная с обслуживанием заходящих в порт судов и ростом коммерции.
      Кроме того, Сингапур приступил к национализации компаний, неспособных к самовыживанию, либо невыгодных для страны в случае конфликта их интересов с курсом государства. Например, были национализированы Singapore Power, Public Utilities Board, Singapore Telecommunications и Singapore Airlines. Эти компании относились, в основном, к инфраструктуре: энергоснабжению, транспортным и телекоммуникационным услугам. Развитие энергосистемы, например, помогало привлечению новых заморских инвесторов. Но в последние годы власти приступили к приватизации бывших монополий. Так, Singtel и Авиалинии Сингапура стали открытыми акционерными компаниями с ограниченной ответственностью, хотя правительство все еще имеет в них львиную долю акций.
      Примерно тогда же, в конце 1960-х гг., был построен аэропорт Чанги, главный из 10 ныне действующих аэропортов. Рост индустрии воздушного транспорта означал дальнейшее развитие транзитно-портовой торговли и помогал привлечению инвесторов, получавших удобный въезд и выезд из страны. Параллельно Авиалиниям Сингапура, в стране быстро росла гостиничная и туристическая индустрия.
      В 70-е гг. Сингапур вступил как политически стабильное государство с высокими показателями экономического роста. В 1979 г., после шока от двух нефтяных кризисов, правительство запустило программу экономической реструктуризации, проводившейся путем усовершенствования образовательной политики, расширения технического и компьютерного образования, выдвижения финансовых инициатив для промышленных предпринимателей и развертывания кампании за повышение производительности.
      Дальнейшее успешное развитие экономики сохранялось в течение 1980-х и 1990-х гг., когда уровень безработицы снизился до 3 %, а средний ежегодный рост ВНП составлял 8 %. Однако уже в 1980-е годы, под влиянием конкуренции со стороны соседних стран, вывозивших сходную продукцию по более низким ценам, Сингапур ощутил потребность в модернизации своей промышленности и развития индустрии высоких технологий. Если раньше Сингапур был крупным производителем тканей, то затем, благодаря преимуществам высоко квалифицированной рабочей силы, в стране была быстро создана наукоемкая индустрия полупроводников.
      Побочным эффектом этого быстрого развития стал все больший рост транспортных пробок. Огромное количество автомашин вынуждает власти прибегать к ограничению использования личного транспорта и активно развивать сеть городского общественного транспорта. В 1987 г. была введена первая линия метро, которая стала основой хорошо налаженной системы общественного транспорта. Борьба за сохранение окружающей среды, поддерживаемая системой суровых штрафов, привела к тому, что Сингапур давно превратился в один из самых экологически чистых мегаполисов Азии.
      - Создание национальной обороны
      Еще одной крупной проблемой к моменту обретения независимости стала национальная оборона. После 1965 г. британцы продолжали защищать Сингапур, но в 1967 г., они неожиданно объявили о выводе войск к концу 1971 г. В итоге, власти страны приступили к созданию своих вооруженных сил Сингапура. Тема национальной обороны заслуживает особого разговора. Отмечу здесь лишь тот важный факт, что осуществление национальной оборонной политики также помогло укреплению межэтнических и расовых связей, поскольку несение службы рождает у молодежи чувство национального единства.
      - Особенности политической жизни
      В 1968 г., в результате всеобщих выборов, в Сингапуре был избран однопартийный парламент. В 1972, 1976 и 1980 гг. все места в парламенте выигрывала правящая ПНД. А в 1984 и 1991 гг. она выигрывала все места, кроме двух и четырех мест, соответственно.
      Однако, при всей стабильности политической ситуации в Сингапуре, она вызывает определенные нарекания, так как политическая система страны рассматривается многими как авторитарная. Критике подвергается и система образования, основанная на жесткой конкуренции. Высказываются мнения, что сингапурское образование сформировало политически апатичное общество, озабоченное только добыванием денег. Кроме того, многие ссылаются на недемократичный зажим диссидентов и ограничения свободы слова, в виде запретов несанкционированных собраний, а также обвинений в клевете и подрыве общественной безопасности, выдвигаемых в адрес лидеров примерно десятка оппозиционных партий и парламентариев, критикующих правящую ПНД.
      Не лишены проблем и внешние связи с Сингапура. К примеру, до сих пор не решен территориальный спор с Индонезией, хотя обе страны пообещали завершить к 2005 г. выработку соглашения о морской границе в Малаккском проливе (к северу от о. Батан), начатую еще в 1973 г. Сложными остаются и двусторонние связи Сингапура с Малайзией. Несмотря на разногласия, Малайзия служит важным региональным партнером и союзником Сингапура, особенно учитывая членство обеих в АSЕАN. Важность связей с Малайзией особенно ярко проявляется в том, что именно из этой страны в Сингапур поставляется большая часть пресной воды. В 1961 и 1962 гг. Сингапур подписал договоры о покупке пресной воды у Малайзии, которые истекают в 2011 и 2061 гг., соответственно. В настоящее время кажется наиболее вероятным, что оба договора не будут продлены. После обретения независимости Сингапур и Малайзия нередко обменивались взаимными упреками и даже угрозами. Но, к счастью, эти угрозы никогда не доходили до превращения в открытые санкции или враждебную конфронтацию.
      В настоящее время пост президента Сингапура занимает Селлаппак Рама Натан, избранный 1 сентября 1999 г. на шестилетний срок правления. Интересно, что по характеру политической власти (сильный премьер, слабый президент) Сингапур являет собой вполне удачное воплощение той самой модели, к которой движется сегодня Украина. В 1990 г., после 31 года непрерывного правления (с 1959 г.), Ли Гуань Яо передал полномочия премьера своему преемнику Го Чжок Дуну, который провел страну через ряд самых серьезных послевоенных кризисов, например, Азиатский экономический кризис 1997 г. и эпидемию САРС в 2003 г. Новый век присовокупил к стихийным и техногенным бедствиям еще и угрозу терроризма. В последние годы власти Сингапура арестовали, по обвинению в угрозе внутренней безопасности, многих членов экстремистской партии Джемайя Исламия. Всему миру стал известен раскрытый спецслужбами план взрыва бомбы в сточной канализации около станции метро Ишунь.
      В августе 2004 г. третьим в истории независимого Сингапура премьер-министром стал генерал Ли Сянь Лун, старший сын Ли Гуань Яо, который, как можно полагать, продолжит многие политические традиции своего отца. В целом, за минувшие 40 лет Сингапур превратился в одну из самых процветающих стран мира с мощными торговыми связями и доходами, превышающими многие страны Западной Европы (средний доход на душу населения в 2004 г. составил 27 800 дол. США, а зарплата президента Сингапура почти вдвое выше зарплаты президента США). Доля расходов на образование составляет более 20 % госбюджета, а завидная расовая и межэтническая гармония, сохраняющаяся во многом благодаря взвешенной этнической и языковой политике властей, достойна подражания со стороны многих других "незалежных" полиэтнических стран.
      
      Валентин Лю, август 2005 г.
  • Комментарии: 4, последний от 20/06/2007.
  • © Copyright Лю Валентин (valliu@hotmail.com)
  • Обновлено: 16/10/2005. 27k. Статистика.
  • Очерк: Сингапур
  • Оценка: 5.13*21  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка