Аннотация: Миллионы тайваньцев поклоняются Богине моря Мацзу...
БОГИНЯ МАЦЗУ НА ТАЙВАНЕ
Покровительница всех моряков, богиня моря Мацзу - наиболее популярное местное божество, которому молятся жители Тайваня. По преданию, прообразом Мацзу стала девушка по фамилии Линь, из рыбацкой деревушки, расположенной на острове Мэйчжоу, у берегов провинции Фуцзянь. И до, и после своей смерти, она хранила безопасность на море и помогала морякам, которые оказывались в беде. Неудивительно, что первые тайваньские переселенцы захватили Мацзу с собой, когда впервые появились на острове. Эта же богиня сопровождала и оберегала их, по мере того, как они осваивали внутренние земли острова. Таким образом, с годами, Мацзу была "тайванизирована" и превратилась из богини моря еще и в богиню дождя. У тайваньцев есть поговорка: "господин Дадао повелевает ветром, госпожа Мацзу повелевает дождем". Поэтому многие жители острова верят, что молитвы и жертвоприношения в честь Мацзу могут вызывать дождь.
Когда же избыток дождя приводит к наводнениям, волшебная сила Мацзу также помогает "усмирить реки". Для этого, во время инспекционных поездок, люди проносят паланкин Мацзу вокруг особого места с благовониями. Даже если в этом году будут наводнения, потоки воды должны течь в том направлении, куда движется процессия, не затопляя окрестные поселения и поля. Короче, будь то ветры, волны, тайфуны или наводнения, если Мацзу прикажет ветрам утихнуть, они утихнут, если она прикажет волнам успокоиться, они успокоятся. А тайфуны и наводнения прекратятся, если этого пожелает Мацзу. И наоборот, стихия может снова разбушеваться, если это угодно самой Мацзу. В общем, Мацзу - это богиня, которая заведует водным хозяйством всего Тайваня. А если учесть, что она еще и отпугивала от полей вредных насекомых, то легко понять, почему Мацзу играла главную роль в традиционном аграрном обществе острова.
В городах, деревнях и морских портах, на побережье и в глубине острова, - повсюду можно встретить храмы в честь богини Мацзу. Эти храмы, как центры молений и паломничества, простирают свое влияние за пределы местных административных границ. А многие районы острова проводят молебны и жертвоприношения Мацзу, даже если не имеют собственных храмов в честь этой богини. Кроме "Мацзу шэн", дня рождения Мацзу, очень популярными молениями являются "преподношение благовоний" и "приглашение Мацзу". Знакомство с этими церемониями позволяет лучше понять суть поклонения Мацзу, а также суть связанной с этим поклонением общественной культуры и истории Тайваня.
Все боги имеют свой день рождения. День рождения богини Мацзу приходится на 23-й день третьего месяца, по лунному календарю (12 апреля 2004 г.). Все молитвы и жертвоприношения производятся незадолго до или после этой даты. Большинство людей предпочитает совершать паломничества за несколько дней до дня рождения Мацзу. Подобно другим богам, накануне своего рождения, идол Мацзу совершает ежегодную "инспекционную поездку", то есть, проносится в паланкине по всей находящейся под ее покровительством территории, чтобы благословить и сохранить мир в этих местах. Как правило, такие паломничества занимают до 8 дней, а весь путь составляет около 200 км.
Временами, местной богини Мацзу оказывается недостаточно, и тогда ей на помощь приглашаются "гостевые" Мацзу из других районов. Поэтому, накануне "инспекционной поездки", тайваньцы часто проводят церемонии "приглашения Мацзу", в которых коллективно участвуют как местные, так и "гостевые" идолы богини. Ну, а те города и села, которые не имеют своих святилищ, отмечают день рождения Мацзу, приглашая для этого "заезжих" богинь.
* * *
Церемония "приглашения Мацзу" подразумевает выезд верующих из своего района, чтобы пригласить самую популярную в ближайших окрестностях Мацзу, явиться с "инспекционной поездкой". При этом даже если жители какого-то района имеют "местную" Мацзу, они, все равно, могут отправляться в другие места, чтобы пригласить "гостевую" Мацзу. Обычно, "гостевую" Мацзу приглашают из более крупных районов и населенных пунктов в более маленькие. К примеру, в восточной части уезда Тайчжун, где находятся поселки Уфэн, Ужи и Дали, уже больше века существует традиция "оберега 18 восточных деревень". Ни одна из этих деревень центрального Тайваня не имеет своего храма в честь Мацзу. Но все они поклоняются местным Мацзу, известным как "Мацзу 18 деревень". Каждый год, в начале 3-го лунного месяца, идолы Мацзу из Ханьси, Наньдунь, Тайчжун, Чжанхуа и другие местные Мацзу приглашаются к участию в общем "шествии Мацзу 18 деревень". День за днем, в четкой последовательности, это шествие торжественно проходит через все 18 деревень.
* * *
"Преподношение благовоний" подразумевает паломничество в отдаленные, наиболее старые и почитаемые храмы, чтобы возжечь благовонные палочки в честь местного божества. Разница между "преподнесением благовоний" и "приглашением Мацзу" состоит в том, что "преподнесение благовоний" не сопровождается просьбой о переносе идола Мацзу в свои места из дальнего храма. Напротив, "местная" Мацзу может переноситься в дальний храм, чтобы разделить огонь и дым тамошних благовоний, а, заодно, соединить благодать от обеих святынь. Еще одно отличие "преподнесения благовоний" состоит в том, что оно не ограничено расстояниями и может проводиться в самой дальней стороне.
Помимо выражения почтения к Мацзу из чужих храмов, эта церемония позволяет прихватить в свои места благовония, чтобы они горели столь же ярко и для местных богов. При возвращении местных богов из паломничества в чужие края, процессия с этими богами проходит из дома в дом. Ее участники вынимают благовонные палочки из курильниц шествующей богини и меняют их на палочки из домов местных почитателей Мацзу. Хотя такие церемонии требуют немалых расходов, местные храмы умеют делать деньги и, чаще всего, остаются в прибыли, так как праздничные шествия привлекают массу воодушевленных людей, которые не скупятся на пожертвования. Вся церемония носит, таким образом, характер многозначительного общественного события: одновременно и паломничества, и прогулки, и всеобщего выхода в свет. В итоге, "приглашение Мацзу" и "преподнесение благовоний" заметно укрепляют чувство единения между жителями соседних общин и улучшают отношения между ними.
* * *
Взглянув на общее направление паломничества в честь богини Мацзу, можно заметить, что оно противоположно путям исторической иммиграции китайского населения на Тайвань. Если раньше китайцы проникали на Тайвань, в направлении с севера на юг, то теперь тайваньские паломники шествуют в материковый Китай, то есть, в обратном направлении. А расположенные на этом пути храмы отражают пути пионеров освоения Тайваня.
Любопытно, что это паломничество рождает споры между местными храмами, соперничающими за старшинство и значение. Так спорят между собой храм в Луэрмэнь, где впервые ступил на землю Тайваня знаменитый Чжэнчэнгун (в европейском произношении "Косинга" - китайский генерал, изгнавший с острова голландцев), а также храмы Мацзу в гаванях Луган и Пэнган, где появились первые тайваньские иммигранты. А храмы Мацзу в Сяньгун и Тучэн спорят о том, которое из этих мест было настоящим историческим Пэнганом.
Причины подобных споров кроются не только в самой истории. Многие храмы Мацзу на Тайване имеют соперничающие пары изображений этой богини, что отражает глубоко скрытую дуальную структуру тайваньского общества. К примеру, город Синьжу, на северо-западе Тайваня, делает различия между "внутренней" Мацзу и "внешней" Мацзу. "Внутренняя" Мацзу обитает в храме Тяньхоу, а "внешняя" Мацзу обитает в храме Чанхэ. Такое же различие наблюдается и в уездном городе Чжанхуа. "Внутренняя" Мацзу обитает в городском храме Тяньхоу, а "внешняя" - за чертой города, в храме Наньяо. В одних случаях, различие между "парными" Мацзу вызвано предназначением одного храма для официальных лиц, а другого - для простолюдинов. В других случаях, это связано просто с географическим положением одного храма в пределах города, а другого - за городом. А иногда, такое разделение объясняется происхождением местных жителей из разных китайских провинций: Фуцзянь и Гуандун. В любом случае, так как храмы служат местом сбора людей, различия между обитающими в них богами отражают социальные различия между местными жителями.
* * *
Тайваньская богиня Мацзу имеет несколько особых примет, одна из которых состоит в том, что у нее - черное лицо. Еще одной особенностью является ее элегантная внешность, которая очень контрастирует с напудренной белолицей Мацзу из материкового Китая.
Даже сегодня, в 21 веке, поклонение Мацзу по-прежнему оказывает огромное духовное и консолидирующее влияние на многих жителей Тайваня. В последние годы миллионы жителей острова являются для участия в ежегодных паломничествах богини Мацзу, которая символизирует как единство тайваньцев, так и их историческую связь с материковым Китаем. В 1987 г. тайваньские почитатели этой богини отметили тысячелетие с момента ее восхождения на небо паломничеством вокруг всего острова. А 23 июля 2002 г., впервые за 55 лет, особо чтимый идол Мацзу из храма Тяньхоу, расположенного на островах Пэнху, был доставлен прямиком через Тайваньский пролив, в уезд Цюаньчжоу, провинции Фуцзянь, откуда он якобы прибыл 410 лет назад.
Наконец, в 2003 году, впервые за все времена, в проведении инспекционного тура Мацзу принял личное участие сам президент Китайской республики Чень Шуй-бянь (Все прежние президенты Китайской республики были христианами). По всей видимости, тайваньский президент, имя которого содержит иероглиф "вода", тоже надеялся на помощь богини Мацзу в своем недавнем переизбрании на второй срок президентского правления.