Лю Валентин: другие произведения.

Новый год настает не у каждого порога

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 3, последний от 07/01/2006.
  • © Copyright Лю Валентин (valliu@hotmail.com)
  • Обновлено: 01/01/2017. 9k. Статистика.
  • Статья: Тайвань
  • Оценка: 5.17*8  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Когда наступает новый год?

  •    Прошло всего несколько первых дней Нового 2006 года, и новогодние настроения еще не покидают многих из нас. При встрече со знакомыми, друзьями и родственниками мы радостно поздравляем их с наступившим Новым годом. Однако для всех ли Новый год наступил именно в ночь с 31 декабря на 1 января? Рискните, например, тепло и радушно поздравить "С новым годом!", а особенно "С наступившим Новым Годом!" китайцев или тайваньцев. Примерно восемь из каждых десяти человек вежливо поблагодарят вас за поздравление, но заметят, что ещё рановато, и что Новый год ещё не наступил! Разумеется, при этом они имеют в виду свой родной, китайский Новый год по лунному календарю.
      Конечно, в эпоху глобализации жители Китая и Тайваня празднуют Новый год и по солнечному, и по лунному календарю. Но для подавляющего большинства китайцев во всем мире Рождество и Новый год по Григорианскому календарю, в лучшем случае, это повод для лишнего развлечения, не несущий особенно глубокого смысла и эмоциональной нагрузки. В то же время китайский Новый год или "праздник весны", который на сей раз выпадает на 29 января, это всегда важнейшее событие года, и китайцы делают всё, чтобы достойно отметить его в кругу семьи, в стенах своего родного дома.
    В действительности, китайцы - далеко не единственная нация, которая "расходится" своих традициях с "солярными" календарными праздниками Запада. Хотя все земляне признают, что солнечный год составляет 365,2425 суток, выбор начала отсчета годового цикла отличается у многих народов.
      Обычай исчисления суток, смены сезонов года и календарных праздников восходит едва ли не к каменному веку и, чаще всего, отражает особенности местных климатических условий, природной среды и образа жизни различных народов. По сути, Новый год символизирует собой идею цикличной смены, трансформации, смерти и возрождения, а также начало или конец собирания пищи.
      Первобытные охотники и собиратели праздновали и празднуют Новый год тогда, когда их добыча становится редкой. Например, к концу сухого сезона в Австралии или во время зимней полярной ночи у арктических эскимосов. Для других народов празднование Нового года испокон веков связано с возвращением сезона охоты и плодородия. Например, тайваньские аборигены из племени Ями, живущие на острове Орхидей, ведут отсчёт своего календарного года с первой полной луны после появления около их берегов стай летучей рыбы. Обычно это происходит где-то в марте. Точно так же индейцы на северо-западе Америки отмечают приход нового года с момента, когда сельдевая рыба начинает заходить в реки на нерест. С другой стороны, сибирские коряки и чукчи проводят свои новогодние ритуалы в конце сезона охоты на китов и морских котиков. Что касается северной Евразии, с ее резкими перепадами холодных зим и теплых летних сезонов, то живущие на пространствах от Средней Азии до Монголии кочевники празднуют Новый год весной, когда появляется молодая трава на сезонных пастбищах, а скот начинает приносить потомство.
      В тропических зонах, где сезонные колебания климата менее контрастны, а земля и животные приносят урожай и потомство чуть ли не круглый год, такие праздники, подобные Новому году, встречаются довольно редко. Жители Папуа Новой Гвинеи встречают новый год 1 июня. Выращивающие корнеплоды земледельцы Меланезии обычно отмечают Новый год после сбора летнего урожая, в момент относительного изобилия пищи. Праздники могут длиться целый месяц, нередко сопровождаясь запретом на работу. Участники празднеств выражают благодарность плодородной земле при помощи песен, танцев, пышных застолий и эротических оргий. При этом они всегда подносят плоды урожая духам умерших родовых предков, которые, как принято считать, спускаются в это время на землю. Видимо, не случайно и китайский "месяц духов" отмечается в августе-сентябре, накануне праздника середины осени, который завершает период сбора урожая.
      На островах Полинезии, где избыток сельхозпродукции допускает наличие социального неравенства, новогодние праздники проводятся в разные времена года. Они менее зависят от добычи пропитания и имеют большее значение для укрепления социальных связей и иерархии. Первые плоды урожая обычно подносят главам и старейшинам местных племен, королям и родовым предкам.
      Что касается оседлых земледельцев умеренного пояса, то их годовой цикл связан со сменой холодного неплодородного и теплого плодородного времен года. Новый год обычно приходится на период летнего или зимнего солнцестояния. А сбор осеннего и первого весеннего урожая приходятся на дни осеннего и весеннего равноденствия. Иными словами, для оседлых земледельцев Новый год связан как с климатическими, так и астрономическими циклами, исчислявшимися все более точно, по мере хода истории.
      Создатели знаменитого Стоунхэджа в Англии, египетских храмов и древних пирамид в Центральной Америке, как известно, уделяли особое внимание измерению перемещений солнца. Древние иранцы отмечали Новый год (Навруз) в дни весеннего равноденствия, тогда как доисламские арабы отмечали его в день осеннего равноденствия. В отличие от них, древние сирийцы и финикийцы отмечали новый год в дни летнего или зимнего солнцестояния.
      Временами, в рамках даже одного общества происходило фактическое расхождение сельскохозяйственных и официальных календарей, каждый из которых имел свой Новый год. Это объяснялось историческим смешением разных народов, под влиянием соседских контактов или колонизации чужих культур. Так, признаком аграрных, возможно, месопотамских влияний на иудейские праздники служит обычай празднования Нового года в осенний месяц Тишри. В то же время кочевнические влияния находят отголоски в весеннем празднике Пеша. Доисламский праздник весны у арабских кочевников отразился в празднике "умра" в Мекке, тогда как земледельческий осенний праздник нашел отражение в паломничестве "хадж". Современный мусульманский Новый год начинается в месяц Муаррам, который основан на лунном календаре и может приходиться на разные месяцы западного Григорианского календаря. А буддисты, например, жители Тайланда, празднуют Новый год, поливая друг друга водой, в день рождения Будды, который обычно выпадает на апрель месяц.
      "Энциклопедия мировых религий" доходит даже до того, что утверждает, будто праздник Пасхи есть не что иное, как "настоящий христианский новый год", привязывающий воскресение Христа к древним мифам о весеннем возрождении после смерти и к израильскому празднику Пеша. Так или иначе, ритуалы римских католиков и православной церкви включают в себя немало элементов, берущих начало из архаичных культур и символизирующих языческое обновление жизни.
      Китайский лунно-солнечный календарь был также прямо привязан к древним традициям аграрного общества. Китайский метод добавления семи "переходных месяцев" через каждые 19 лет был параллельно открыт другими народами, включая древних греков (которые отмечали новый год в день зимнего солнцестояния), а также мусульманами. Исходя из того, что год состоит из 365,2425 суток, эти скомбинированные календари весьма точно соответствовали солнечному годовому циклу.
      Что касается западных календарных циклов, то они восходят к календарям древних египтян, отмечавшим Новый год в день осеннего равноденствия. Современный Григорианский календарь использует 2422 переходных дня на каждые 10 000 лет. Название этого календаря произошло от имени Папы Римского Григория XIII, который приказал переименовать 5 октября 1582 года в 15 октября. Указ Папы ликвидировал временную погрешность, накопившуюся из-за следования менее точному Юлианскому календарю, уже до этого не раз требовавшему устранения погрешностей, достигавших, в общей сложности, почти двух месяцев. Указ Григория XIII немедленно вступил в силу в католических странах. Еще через 100 лет он был признан почти во всех протестантских странах, в 1752 году - в Англии. Однако он почти не возымел силу для православной церкви, что постепенно привело к почти двухнедельному отставанию православного Рождества и Нового года от католических праздников.
       В средние века большинство христиан отмечали Новый год 25 марта, а кельтский Новый год выпадал на 1 ноября. После прихода христианства этот древнекельтский новый год не исчез бесследно, а превратился в широко известный народный праздник духов и привидений, известный как Хэллоуин, отмечаемый 31 октября.
       Кстати, 1 января, как первый день нового года, был впервые установлен лишь около двух тысяч лет назад, в Юлианском календаре, названном так в честь первого римского императора, Гая Юлия Цезаря Августа Октавиана. К тому времени древние китайцы праздновали свой Новый год уже многие века, если не тысячелетия.
      Но хотя Новый год настает эти дни не у каждого порога, едва ли стоит терять от этой мысли приподнятое новогоднее настроение! В конце концов, в ближайшие 365 суток, на просторах многополярного мира нас по-прежнему ожидают душевные встречи православного, китайского, буддийского и прочих видов любимого Нового года!
      
      
      
  • Комментарии: 3, последний от 07/01/2006.
  • © Copyright Лю Валентин (valliu@hotmail.com)
  • Обновлено: 01/01/2017. 9k. Статистика.
  • Статья: Тайвань
  • Оценка: 5.17*8  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка