Лю Валентин: другие произведения.

Облавные шашки - искусство войны и управления

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Лю Валентин (valliu@hotmail.com)
  • Обновлено: 03/07/2007. 11k. Статистика.
  • Статья: Китай
  • Оценка: 6.22*7  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Игра в облавные шашки издревле считалась аристократическим занятием. Игроки нередко уподоблялись полководцам на поле брани. А настоящие полководцы и политики решали судьбы стран и народов за игровой доской.

  •   Осенним вечером 383 г., когда в город Цзянькан, столицу царства Цзинь, прискакал гонец с депешей для канцлера Се Аня, тот играл с гостем в облавные шашки. Прочитав депешу, он отложил ее и продолжал думать над комбинацией. "Что там, в письме?" - спросил партнер. "Да, вот, оказывается, мои ребята разгромили бандитов", - рассеянно отвечал Се Ань, не отрываясь от доски. Так в Цзянькане узнали, что решающая битва между Севером и Югом Китая, произошедшая у реки Фэйшуй, завершилась полным разгромом дотоле непобедимого северянина Фу Цзяня.
      Китайские облавные шашки Вэйци, более известные в России под названием Го - воистину уникальная игра, сочетающая особую эстетику, шарм и высочайший интеллектуальный потенциал. Западное название "Го" происходит от японского И-го. В Корее эта игра известна как Бадук.
      Происхождение облавных шашек (далее - Го) в Азии окутано пеленой истории. Считается, что они появились около 4000 лет назад где-то в Китае или в Тибете, и являются старейшей на земле настольной игрой, до сих пор не утратившей свою исконную форму. Связанные с Го предания неисчислимы, под стать ее возрасту. Одно из них повествует, что мифический древнекитайский император создал эту игру, чтобы развивать своего слабоумного сына. Другая история гласит, что за игровой доской была однажды решена судьба всего Тибета. Не желая проливать кровь, правитель Тибета бросил вызов агрессору, предложив решить исход битвы партией в Го. Некоторые знатоки утверждают, что доска для игры в Го служила и древними счетами. Другие полагают, что ее применяли для гаданий, а черные и белые фишки олицетворяли Инь и Ян.
      Игра в облавные шашки всегда считалась аристократическим занятием. "Умение играть в шашки - небольшое искусство, но овладеть им можно лишь сосредоточив мысли и мобилизовав волю", - говорил древнекитайский философ Мэнцзы. И действительно, игра Го по-своему парадоксальна. С одной стороны, ее правила так просты, что их можно усвоить в считанные минуты. С другой стороны, она требует глубокой интуиции, умения анализировать и запоминать комбинации, а также смело творить и экспериментировать, "мобилизуя волю", что в корне отличает ее от других игр, где исход зависит лишь от физической сноровки или воли случая. Вот почему древние китайцы сравнивали облавные шашки с искусством управления государством, а принимающего решение правителя - с игроком, готовящимся сделать важный ход.
      Особая сложность игры связана также с великим числом позиционных вариантов на доске (говорят, оно достигает 10 в 75 степени), отчего многие попытки запрограммировать Го с помощью самых мощных компьютеров пока остаются малоуспешными.
      Го в Азии
      Популярность Го в Азии невероятно велика. Уже при жизни Конфуция, в VI в. до н. э., эта игра считалась одним из "четырех достижений" (вкупе с живописью, музыкой и поэзией), которыми должен владеть всякий способный и уважающий себя ученый муж. В I тыс. н. э., по мере расширения культурных контактов, Го проникла из Китая в Корею и Японию.
      Традиционно, самыми играющими странами являются именно Китай, Япония и Корея, где популярность Го не уступает популярности европейских шахмат на Западе. Вплоть до недавнего времени наилучшие мастера Го из Китая и Кореи предпочитали отправляться в Японию, где становились профессионалами. Но сегодня, по мере умножения "домашних" турниров и профессиональных тренировочных центров, они уже предпочитают оставаться на родине, где становятся национальными героями. В наши дни многие японские газеты ведут ежедневные колонки с разборами партий Го, а спонсоры тратят огромные средства на проведение ежегодных турниров. В условиях суровой конкуренции лучшие шашисты завоевывают денежные призы, вполне сравнимые с турнирными трофеями профессиональных гольфистов.
      Еще лет 25 назад профессиональные турниры мастеров Го из разных стран были почти неслыханным делом. Но последние 15 лет стали временем широкого расцвета международных чемпионатов, на которых великие "Го-шисты" из Китая, Японии, Кореи, Тайваня и прочих стран меряются силами, чтобы определить сильнейшего игрока в мире.
      Го на Западе
      Сегодня Го популярна уже не только в Азии, но также в Европе и Америке, хотя история ее активного проникновения на запад не превышает и сотни лет. Группа немецких математиков узнала о существовании этой игры в начале XX в. Затем Го медленно "пускала корни" в Европе, и только в 1958 г. был проведен первый регулярный европейский чемпионат. Хотя уровень игры в Европе и в Америке заметно уступает стандартам Азии, этот разрыв уменьшается по мере того, как лучшие западные шашисты осваивают традиции Го. По некоторым данным, в Европе насчитывается сегодня около 100 000 мастеров игры в Го, а в США - около 20 000 поклонников этой игры. В ежегодном любительском чемпионате мира по игре в Го принимают участие мастера из 30 с лишним стран. А общее число поклонников Го в мире достигает, по некоторым оценкам, 25 миллионов человек.
      Реквизит для игры в Го
       Стандартный набор для игры в Го весьма прост и сложился много веков назад. Он состоит из 180 белых и 181 одной черной фишек в виде приплюснутых кружков, внешняя форма которых остается почти неизменной. Их толщина не имеет особого значения, хотя более толстые фишки считаются более удобными. Обычные дешевые наборы имеют пластмассовые фишки. В дорогих же наборах белые фишки делают из перламутра, а черные - из черного сланца. Во время игры фишки принято держать между кончиками указательного и среднего пальцев.
      Игра ведется на деревянной или бумажной доске, форма которой допускает небольшие вариации. Если европейские шахматы имеют 64 черно-белые клетки и 8 х 8 рядов, то стандартная доска для игры Го расчерчена на 19 поперечных и 19 продольных линий, а новичкам иногда дают меньшие доски из 9 х 9 или 13 х 13 линий. Хотя доска может показаться квадратной, на самом деле, она слегка вытянута в длину.
      Набор для Го не считается полным без двух плошек, куда игроки складывают фишки. Эти плошки, чаще всего деревянные, имеют сплющенную полукруглую форму, а также крышку, похожую на чайное блюдце. Во время игры игроки складывают в перевернутую крышку захваченные у соперника фишки.
      Правила игры в Го
      Облавные шашки, как можно видеть из их китайского названия "Вэйци", это игра территориальная. Игровая доска напоминает участок территории или поле битвы между двумя соперниками. Уподобление доски карте полководца отразилось и в том, что отдельные ее части обозначают как стороны света. Однажды, в решающий момент партии, когда знаменитый Се Хун-вэй собирался провести эффектную комбинацию, один из зрителей подсказал его партнеру: "На юго-западе подул сильный ветер, как бы лодка не перевернулась!" Тот понял намек и вовремя спас положение. А возмущенный подсказкой Се Хун-вэй швырнул доску на пол и отказался продолжать игру...
      Чтобы одержать победу каждый игрок стремится захватить и оставить за собой как можно большую часть территории противника. В отличие от европейских шахмат, партия в Го начинается с пустой доски. Игроки по очереди выставляют на свободные точки по одной фишке, располагая их не на клетках, а на скрещениях линий. Оказавшись в определенной точке, фишки больше не двигаются, но могут быть окружены и "захвачены в плен" (или "съедены"). В этом случае их удаляют с поля доски как "пленников".
      Образующиеся по ходу игры переплетения черных и белых линий поражают затейливостью и почти гипнотически завораживают игроков и зрителей, обнаруживающих все больше вариаций в постоянно меняющейся общей позиции. К концу игры сгрудившиеся, окруженные и рассеченные порядки черных и белых шашек буквально наползают друг на друга, образуя динамичную картину местных побед и поражений - плод острого поединка умов и терпения игроков.
      В конце партии каждый игрок засчитывают себе по одному очку за каждое пересечение линий внутри окруженной им территории, и по одному очку за каждую плененную им фишку соперника. Победителем становится тот, кто набрал больше очков.
      Цели, стратегия и тактика игры
      Благодаря своим правилам, игра Го наглядно демонстрирует преимущества терпения и спокойствия над алчной суетой и агрессией. Территориальный баланс сил может часто меняться в ходе одной партии, и сильный игрок должен всегда сохранять способность к гибким и смелым решениям.
      Обычно игроки начинают игру, намечая на доске контуры своих позиций, а также зоны, которые они хотят, в конце концов, окружить. Но стычки с группами фишек противника приводят к резким поворотам событий и драматичным переменам в территориальных владениях игроков. Стратегическая цель облавных шашек предписывает захватить как можно больше пространства, путем более эффективного окружения или атак на фишки противника. При этом широкое поле игры позволяет уступить в тактическом противоборстве на одном участке, но все же выиграть партию, действуя лучше по всей доске в целом.
      Начинаясь с чистой, как скатерть, доски, партия обретает свои черты после первых 30-50 ходов, когда игровое поле уже напоминает эскиз художника перед написанием картины. К концу игры, после 200-250 ходов, белые и черные линии фишек фиксируют общую стратегию и тактику обоих игроков.
      Шашист за доской подобен полководцу на поле брани. "Атакуй там, где враг слишком растянул свои позиции. Выискивай его слабости и наноси молниеносные удары в его жизненно важные точки. Если возникло преимущество, то найди время, чтобы воспользоваться им. Если появилась возможность, постарайся усилить себя. Но если ты слишком жаждешь захватить фишки противника, он разрушит твои стены. А когда дамба прорвется, будет невозможно остановить поток, который перехлестнет и разольется широко и далеко", - так писал в 150 г. н. э. китаец Ма Юн в "Восхвалении облавным шашкам".
      Даже одна партия в Го может иногда затягиваться надолго. Однажды Гао-ди, император династии Ци, предложил двум знаменитым шашистам V в. Сюй Сы-чжуану и Ван Кану помериться силами в личном поединке. Играть начали сразу после завтрака. Лишь к сумеркам партия вступила в решающую фазу. Когда игра закончилась на исходе ночи, Ван Кан уснул прямо у доски, а Сюй Сы-чжуан так и не сомкнул глаз до рассвета, продолжая изучать другие варианты эндшпиля. Сюй Сы-чжуан вообще отличался тем, что играл всегда очень медленно, тщательно обдумывая комбинации, которые проводил затем с большим блеском. О нем даже говорили, что никто не может пересидеть его за доской, поэтому он и побеждает соперников. Но в то время были и шашисты иного стиля, такие как Сы Чи-сун, который играл молниеносно, и тоже почти всегда одерживал победы.
      Иными словами, игра в Го полностью раскрывает личный характер игроков, от которого также сильно зависят ее результаты. Стратегические и тактические возможности Го практически бесконечны, гарантируя драйв и наслаждение для игроков любого уровня. Умелая игра предполагает тонкий баланс защиты и нападения, прозорливости и быстрой реакции, решительности и терпения, точной оценки своей силы и слабостей, наряду с силой и слабостью соперника. Подобно восточным воинским искусствам, Го учит сосредоточению внимания, уравновешенности и самодисциплине. То есть, всем тем незаменимым качествам, которые остаются дефицитными даже в XXI столетии.
       Опубликовано в журнале Россия-Китай: век XXI. Май 2007, С. 74-76
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Лю Валентин (valliu@hotmail.com)
  • Обновлено: 03/07/2007. 11k. Статистика.
  • Статья: Китай
  • Оценка: 6.22*7  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка