Аннотация: Все фотографии кликабельны. Размер больших изображений 80-100 кб.
Права на все фотографии в этом обзоре принадлежат мне Варениковой Александре aka Moonbeam. Использование фотографий без согласия автора запрещено.
Впервые я оказалась в Брюсселе год назад. Это была июльская автобусная экскурсия. Беготня, суета - непременные атрибуты таковой. На город смотрели большей частью из окна автобуса, только в старом центре нас "вывели" на пешеходную экскурсию. Такое скомканное знакомство с этим городом побудило меня отправиться туда еще раз - самоходом. И в начале апреля, прихватив с собой гостившую у нас маленькую сестру мужа, я села в поезд.
Приезд в Брюссель начался с путаницы в метро. Отсутствие на вокзале единой схемы отказалось труднопреодолимым препятствием, несмотря на знание французского. С третьего раза поняв, что кассир называет нам направление и номер, а не что-то другое, мы спустились вниз и поехали с южного вокзала (Bruxelles-Midi/Zuid) в центр.
Четкого плана прогулки у нас не было. Хотели погулять по старому центру
заглянуть в дворец правосудия
и королевский музей изящных искусств
посмотреть на королевский дворец
зайти в центральный собор
Краткая справка:
Первое упоминание о поселение, ставшем впоследствии столицей Бельгии, относится к XI веку. К концу XIV века Брюссель становится столицей Брабанта. К XVII веку он уже столица страны. Сейчас Брюссель - один из важнейших европейских городов, в котором расположены штаб-квартиры ЕС и НАТО. В 2000 году Брюссель носил титул культурной столицы Европы.
Тщетно попытавшись сориентироваться по запутанной карте, мы махнули на это занятие рукой и отправились гулять на угад. Как известно, Брюссель строился во многом с оглядкой на Париж. Был у бельгицев в XIX веке такой помешанный на Франции король, Леопольд I.
Через пару кварталов мы оказались у центрального собора, собора святых Михаила и Гудуля, постройка которого началась еще в IX веке. Сначала это была всего лишь церковь святого Михаила, затем в XI веке она была заменена церковью в романском стиле и туда были перевезены мощи святого Гудуля. Современный вид собор приобрел в период с XII по XV век, когда романская постройка постепенно преобразилась в брабантскую готику. Сейчас в соборе проходят венчания, отпевания, крестины членов королевской семьи. Под стать такому статусу и интерьеры. Особенно красивы витражи, сохранившиеся с XVI века.
Погуляв по собору, мы отправились смотреть на Гранд-плас (Grand-Place), рыночную площадь Брюсселя, считающуюся одной из самых гармоничных площадей в Европе.
Рыночная площадь появилась в городе еще в XIV веке, но прекрасной и гармоничной она стала только в конце с XVII. В 1695 году площадь была разрушена во время одной из войн, сохранилось только здание ратуши.
Но горожане сумели восстановить разрушенные дома всего за 5 лет. Уже в 1700 году площадь блистала во всей красе.
Вероятно, именно с тех пор в Брюсселе появилась традиция раз в два года стелить в центре Гранд-Плас ковер из живых цветов.
Кроме здания ратуши, украшенного 297 скульптурами только в XIX веке, на площади есть еще много интересного.
Например, хлебный или королевский дом.
Такое странное двойное название это здание получило вот почему. Примерно до XVII века в нем располагались пекарни и хлебные лавки, а после король разместил в нем какое-то правительственное учреждение.
Почти на каждом здании на площади можно увидеть фигурку животного или античного божества. Раньше у домов не было номеров, а эти скульптурки служили отличительными знаками. "Я живу на Гранд-Плас в доме с лисом", - таким мог быть адрес. В одном из этих домов, украшенном лебедем, Карл Маркс написал "Капитал".
Неподалеку от Гранд-Плас находится улочка состоящая из одних кафе и ресторанов. Там можно найти местечко для обеда на любой вкус и кошелек.
Нам попался ресторанчик, в котором детей кормят бесплатно, где мы и полакомились мидиями. Несмотря на то, что морепродукты вылавливаются и выращиваются в Бельгии в огромных количествах, цены на них довольно высокие, особенно, по сравнению с Францией.
На одной из узеньких улочек, вливающихся в Гранд-Плас находится музей шоколада. Сам музей не особенно интересен, но на первом этаже можно посмотреть, как же изготавливаются знаменитые брюссельские "ракушки", да и вообще шоколад. Специальный дядька рассказывает и показывает весь процесс, после чего можно попробовать вкусный результат. Сначала шоколадное масло, хранящееся в виде больших плиток, оставляется на ночь при комнатной температуре. Затем оно плавится в большом котле, в который добавляются остальные составляющие, всех и не упомнишь. Потом горячяя смесь разливается в формы, которые могут быть металлическими, деревянными или пластиковыми. Форма переворачивается, из нее выбивают излишки, после чего оставляют ее постоять минут на 10. В застывшие шоколадные "коробочки" разливается начика, а сверху - еще один слой шоколада. "Ракушки" же состоят из двух симметричных половинок.
Писающего мальчика, в отличие от писающей девочки (в этот раз мы ее так и не увидели), найти легко. Вокруг всей Гранд-Плас висят указатели с забавной надписью Maneken-Pis. На пути к этому фонтанчику можно увидеть в лавочках столько мальчиков всех мастей, размеров и т.п., что многие дамы, увидев мальчика настоящего восклицают: "ой! он такой маленький?!"
Ростом писальщик и в самом деле невелик - сантиметров 40. Про появление этого фонтана в городе ходит такая легенда. Когда один богатый купец потерял сына. Безутешный отец искал мальчика, но безуспешно. Черезе несколько недель после исчезновения ребенка купец, идя по улице, увидел у стены дома писающего мальчика - это был его сын. На радостях отец решил поставить на этом месте фонтан.
Погуляв по действительно красивому старому центру, мы решили посмотреть на дворец правосудия. Это было нашей тактической ошибкой: беглого осмотра из автобусы год было достаточно. Массивное серое здание, в котором, кажется, находится конституционный суд, подавляет своим рамером и весом. Дворец, сверху представляющий собой крест, мы обходили вокруг минут 20. Оказавшись, наконец, у входа, и поднявшись к колоннам, мы почувствовали себя букашками, козявками под сводами этой громадины.
Рядом с дворцом - смотровая площадка, с которой открываются серые и скучные панорами города. Да, Брюссель такой: серый и скучный, за исключением некоторых, немногочисленных уголков. На площадке стоит колонна - в память о павших в первую и вторую мировую, серая тоска подстать монстру правосудия.
Слева вдалеке виднеется серый собор с зелеными куполами - это брюссельский собор Сердца Христова (Sacre-Coeur): уродливый брат белоснежного парижского. Правду говорят: близко к нему подходить не стоит - испугаешься. Проезжали мимо на поезде: что-то унылое и обшарпанное.
По пути к метро мы прошли мимо королевского дворца и музея изящных искусство - они тоже похоже не некоторые парижские строения. Не выдержав серости города, после неповторимой красоты старого центра, сбежали в парк-музей "МиниЕвропа" - рассматривать весь ЕС в миниатюре.