Панченко Василий Иванович: другие произведения.

Байрон и Xxi век. Прометей,патриот,протестант

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 5, последний от 06/09/2011.
  • © Copyright Панченко Василий Иванович
  • Обновлено: 10/10/2012. 6k. Статистика.
  • Очерк: Украина
  • Иллюстрации: 1 штук.
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Байрон и 21 век. Прометей, патриот, протестант. Предисловие к "Дон Хуану", представлено на сайте www.stihi.ru.

  • 
    
    
    
    
    
           Байрон и XXI век - Предисловие к Дон Хуану
    
              Прометей, патриот, протестант
    
    
        Прометей, в ряде других замечательных качеств,
    
      выражается в таких высоких устремлениях как в пат-
    
      риотизме, страстном желании  отдать  жизненно важ-
    
      ное - огонь людям, готовности пожертвования самим
    
      собой.
    
        Джордж Гордон Ноел Байрон родился 22 января 1788
    
      года в Лондоне в английской аристократической семье,
    
      образование получил в Кембриджском университете, по-
    
      томственный член палаты лордов.
    
        С первого своего поэтического сборника, вышедшего
    
      в 1807 году, с девятнадцати своих юных лет Прометей-
    
      поэт Байрон приковал себя патриотическими цепями.
    
        Английские барды, узрев талант, возжелали приобщить
    
      молодое дарование к своей "школе", пишущей оды суще-
    
      ствующим порядкам и природе.
    
        Ответ Байрона английским бардам последовал незамед-
    
      лительно, продемонстрировав истинное назначение поэта,
    
      несущего огонь просвещения своему народу.
    
       Таким же страстным было и первое выступление молодого
    
      лорда Байрона в английском парламенте в 1812 году.
    
       Честь поэта, долг патриота, несущего  огонь  Прометея
    
      звучали в речи лорда Байрона, горячо желавшего защитить
    
      права униженного и голодного люда.
    
       Эта и последующие речи лорда Байрона не возымели надле-
    
      жащей  реакции в парламентской среде.
    
       Как Прометей, покинув  обитание богов, ушел с огнем  к
    
      народу, так и Байрон, уехал из своей страны, неся огонь
    
      просвещения, путешествуя по странам, где осуществлялись
    
      его мечты сражения за честь и свободу, находясь в рядах
    
      сражающихся итальянцев или испанцев.
    
       Горячо желая лучшего для своей родины, их чужих  краев
    
      Байрон писал:
    
           Воспрянь! (не Греция - она среди воспрявших!)
     
            Воспрянь, мой дух! Помысли же так, в ком
    
           Кровавый жизни путь его озер родных,
    
                  А затем, берись за дом!
    
                           (Миссолонги, 22 января 1824 г.,см."...Мне 36..."-
                            в списке переводов - В.П.)
    
       Счастлив тот, кто познал радость принося пожертвование,
    
      бессмертен тот, кто принес себя в самопожертвование.
    
       Байрон вполне состоятельный гражданин, имевший почетное
    
      рабочее место, мог бы до глубокой старости заседать в па-
    
      лате лордов и использовать свой безграничный поэтический
    
      талант для поддержания своего имидж-статуса.
    
        По крайней мере, мог бы молча презирая бездушных и эго-
    
      истичных во все века чиновников, писать о красоте приро-
    
      ды, лебединых озер.
    
        Но, Байрон, молодой человек с сердцем, облаченным чес-
    
      тью поэта-просветителя, устремился в страны, где "мыслит
    
      каждый так как он", и сражается за свою честь и свободу.
    
       Сначала была Испания, воевавшая против соседей-захватчи-
    
      ков, гуща борьбы итальянских карбонариев, потом - Греция,
    
      восставшая к борьбе за независимость.
    
       В воюющую Грецию Байрон отправился, чтобы принять учас-
    
      тие в боевых действиях греческой армии, проявив органи-
    
      зационный талант по сплочению отдельных групп повстанцев,
    
      а также на собственные средства снарядил военный корабль
    
      и полтысячи солдат.
    
       Но, на войне бывают смертельные опасности, которые ранят
    
      человека  ранами пострашнее, чем пулями или саблями; они
    
      приносят большие страдания и муки и даже не излечиваются.
    
       В северных странах воины погибали от обморожения, в юж-
    
      ных странах воины и первопроходцы массово гибли от маля-
    
      рии, лихорадки.
    
       Насколько печально трагично, когда молодой человек поги-
    
      бает в чужой стране, сражаясь за ее независимость по зову
    
      свободолюбивого сердца, настолько божественно символично,
    
      что Прометей-поэт Байрон погибает на родине Прометея, при-
    
      неся самого себя в жертву за свободу и независимость этой
    
      страны - Греции.
    
       Целый  ряд поэтов  писали о  Прометее, но  только Байрон
    
      воистину причастен к судьбе Прометея.
    
       Насколько Прометей мифологичен, настолько  Прометей-поэт
    
      Байрон символичен и реален. 
    
       Находясь в сражающейся греческой армии, в период ее актив-
    
      ных  боевых действий, Байрон  заразился  лихорадкой и погиб 
    
      как воин, не получая возможности излечения.
    
       Последнее свое стихотворение поэт писал, когда ему испол-
    
      нилось тридцать шесть лет:
    
           Когда от славы почести - героя похоронный час,
    
               И лоб его венчает бинт.
    
                    (Миссолонги, 22 января 1824 г., см. там же)
    
       Личный подвиг одного - незабываем. Пусть каждый так пос-
    
      тупит - так считал Байрон. Один факел протеста тоже осве-
    
      щает тьму рабства.
    
       В своем глобальном произведении  "Don Juan" (испанское 
    
      имя Хуан, "Don" - titulo honorifico, т.е. почетный титул
    
      "дон"), даже в имени героя поэмы - Хуан, которое англича-
    
      не никогда не произносят в  испанском произношении, как,
    
      впрочем, и русские, - выражен протест поэта.
    
       В латинском языке есть  словосочетание  alter ego, т.е.
    
      второе "я" или ближайший друг.
    
       И, если вглядеться в первый стих Песни первой "Дон Хуана",
    
      видим - героем поэмы выбран friend Don Juan, т.е. друг или
    
      же второе "я".
    
       И, хотя, we all have seen him in the pantomime, т.е."ви-
    
    дали мы его на разных сценах" - и в театрах, и в жизни, но
    
    это совершенно не тот дон Хуан (дон Жуан), именем которого
    
    как "донжуанство" назвали способ жизни пройдох и ловеласов.
    
      У Байрона иной Don Juan, от которого осталось только имя-
    
    Хуан, столь обычное в Испании, как John - Джон у англичан
    
    или Иван у русских. В этом двойной протест поэта.
    
       Дон Хуан Байрона достойный человек, прежде всего в любви
    
    и, вообще, в личной жизни: indoneus ut bellum gerat - дос-
    
    тойный и ведет себя достойно.
    
       Иначе Байрон и не мог писать о дон Хуане, подразумевая в
    
    своем герое себя лично.
    
       Монументальное произведение Байрона "Дон Хуан" в XXI веке
    
    будет читаться как описание жизненной позиции поэта в личной
    
    жизни, в стремлении к путешествиям, в  бесконечном  познании
    
    стран и народов, в стремлении личности туда, где признаются
    
    честь и справедливость, своим личным достоинством протестуя
    
    против главенства равнодушия,бессовестности и личного стяжа-
    
    тельства, против недостойного, что "правит как больным-умом"
    
    (Шекспир, Сонет LXVI), в бескорыстном  участии в  сражениях
    
    людей, борющихся за свою свободу.
    
       Джордж Гордон Ноел, лорд Байрон - национальный герой Греции.
    
    
       Василий Панченко, 2009 
    
    
  • Комментарии: 5, последний от 06/09/2011.
  • © Copyright Панченко Василий Иванович
  • Обновлено: 10/10/2012. 6k. Статистика.
  • Очерк: Украина
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка